Содержание
Стопа Пресвятой Богородицы
Одной из самых древних святынь Почаевского монастыря является Стопа Пресвятой Богородицы – источник многих чудес и исцелений. Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.
Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками. Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.
Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.
Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.
Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.
Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.
С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.
Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.
Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.
В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.
За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.
Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.
Стопа Божьей Матери
В Западной Украине, в Тернопольской области, в небольшом городке Почаеве находится знаменитый мужской православный монастырь – Почаевская лавра. А в ней великие исцеляющие святыни, среди которых стопа Божией Матери.
Почаевская лавра – одна из самых древних православных обителей. Основана она еще за сто лет (!) до крещения Руси. В Почаевской горе, на званной так по селу Почаеву, была обнаружена пещера, в которой подвизались два благочестивых инока. И вот однажды после молитвы они увидели в огненном столпе стоящую на камне Богородицу. После явления Пречистой Девы на камне, где Она стояла, остался след Ее стопы, наполненный прозрачной водой. «С этого времени, – пишет один из дореволюционных историков, – Почаевская гора сделалась селением Божией славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес». Прошло много времени, прежде чем маленькая пустынная обитель превратилась в огромный, крепкий монастырь. Произошло это при святом Иове Почаевском, чьи святые мощи тоже покоятся в Почаевской обители. В это трудно поверить, но это так. В Почаевской лавре и по сей день сохранилась эта великая святыня – стопа Матери Божьей, отпечатанная в камне. Почаевскому чуду уже более 650 лет. И все это время в стопе Богоматери находится вода. Она никогда не убывает и никогда не переливается через край. Стопа Богоматери – один из самых знаменитых источников православной России. Много чудесных исцелений помнит история Почаевской обители. 13 августа 1833 года здесь было официально зафиксировано одно из многочисленных исцелений – слепой девочки. Воспитывалась она в доме бабки Агафьи Андреевны Каминской. Она-то и отправилась пешком в Почаевскую лавру, ведя за руку девятилетнюю слепую внучку. Двести верст прошли за шесть дней. Наконец, бабушка подвела внучку к стопе Божией Матери и промыла ей глаза святой водой. И вдруг девочка закричала: «Бабушка, я вижу Божью Матерь!» Летопись хранит и другие исцеления. Святой водой из источника исцелился от раковой опухоли на виске капитан Николай Минин-Саварский. Шесть лет страшно мучилась болями в животе Татьяна Николаевна Мещерская. Пока не отправилась с мужем в Почаев. После того, как она выпила святой воды из Стопы, почувствовала себя совершенно здоровой. Через несколько лет она снова приехала в Почаев, объявила о чуде и скрепила своей подписью истинность этого показания. Стопа Богоматери давно является неоскудевающим источником чудес, рассказывать о которых можно очень долго. Стопа находится в Успенском соборе по правую руку от входа. Паломники могут видеть Стопу, если наклонятся к небольшому отверстию, устроенному над самим цельбоносным источником. Так как Стопа находится под полом храма, то приложиться к ней нельзя, паломники прикладываются к изображению стопы. И сейчас паломники с надеждой и верой припадают к почаевским святыням, Стопе Богоматери, чудотворной Почаевской иконе, святым мощам преподобного Иова Почаевского. Великие православные Почаевские святыни утешают страждущих, исцеляют немощных, укрепляют маловерных. Паломники привозят из Почаева небольшие шапочки, приложенные к мощам, к иконе, к Стопе. Говорят, кто надевает эту шапочку на ночь с молитвой, тот спокойно спит, у того исчезают головные боли. – Так ли это? – спрашиваю паломницу, недавно вернувшуюся из Почаева, Нину Сергеевну Горянкину. – Внука приучила, он теперь без шапочки спать не ложится. Спокойнее стал, учиться лучше начал, а самое главное, теперь, прежде чем в постель залезть, обязательно Почаевской Божьей Матери помолится, я ему привезла в подарок икону. По-прежнему Почаевские святыни исцеляют незрячих и плохо видящих людей. Паломники обязательно увозят с собой святое масло, освященное в Лавре. Им мажут больные глаза, молятся, читают акафист. И – получают исцеления. Как 13-летняя дочка одной их паломниц, Антонины Мироновны Трушкиной. – Я перед всеми святынями Почаевскими молилась, все просила, просила за Катеньку. Привезла масло святое. Давай, дочка, лечиться. Почитаем акафист, помажем глаза маслицем, и так каждый день. И стало улучшаться зрение, очки нам уже послабее прописали. Мы не отступимся, будем дальше исцеления просить. Конечно, Западная Украина не ближний свет. Но паломники едут и едут. А на обратной дороге кто-нибудь обязательно поделится радостью: помогло, отпустило, стало легче. Отправляйтесь в Почаев и, кто знает, может быть, и вы, по милости Божьей, увеличите число тех, кто вымолит перед Почаевской Матерью Божьей, перед мощами Иова Почаевского и святой Стопой исцеление себе и родным.
Наталия ЛАВРОВА
ЦЕЛЬБОНОСНАЯ СТОПА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПОЧАЕВСКОЙ Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства — благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия — изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге. Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году — о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом — большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот — творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота — две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега — три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке. Цельбоносная Стопа… Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным». Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям? Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице — скипетр. Явив себя людям с ослепительной яркостью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних — Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится. Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой: «Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси».
mir_mak
Свято-Успенская Почаевская лавра, или Почаевский православный мужской монастырь – крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западной Украине. Уступает он только Киево-Печерской лавре в Киеве.
Расположена лавра, в центре небольшого города Почаев, в семидесяти километрах от Тернополя.
Поскольку лавра находится на высоком холме, заметить ее можно еще издалека. Создается впечатление, что монастырь парит в воздухе, воткнувшись своими куполами в самое небо.
Монашеский скит на этом месте был основан монахами из Киево-Печерской лавры, которые спасались бегством от нашествия монголо-татар в 1240 году. По преданию, им явилась Богородица, оставив след своей стопы на скале, из которого впоследствии забил Святой источник. Это явление стало знаком для монахов, что здесь они будут под защитой самой Божьей Матери.
Слухи об этом чудесном событии стали привлекать сюда все больше и больше верующих христиан. Многие из них оставались с монахами, пополняя число братии. Возникла необходимость в постройке первой деревянной церкви у подножия горы (сейчас на ее месте стоит часовня).
Со временем деревянную церковь сменила каменная Свято-Успенская церковь, положившая начало храмового праздника Успения Божией Матери.
Так, постепенно, с конца 16-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.
В 1597 году , местная помещица Анна Гойская, передает в дар монастырю значительные земельные угодья, имения и великую святыню — чудотворный образ Божьей Матери, которую ей подарил греческий митрополит Неофит, и от которой произошло чудесное исцеление ее брата, страдавшего врожденной слепотой.
Икону стали именовать Почаевской и она стала второй святыней монастыря.
Чудотворный образ и заступничество самой Богородицы еще не раз выручало обитель в течении последующих четырех столетий.
С приходом в наместники обители Иова Железо (Преподобного Иова Почаевского), в жизни монастыря начинается новая эпоха. Благодаря ему, в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь, в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, до этого след оставался под открытым небом более 400 лет.
Тогда же, обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения, на самой вершине горы был вырыт колодец , а у ее подножия — пруд.
Умер преподобный Иов Почаевский в 1651 году, в возрасте 100 лет. Его нетленные мощи хранятся в Пещерном храме и считаются чудотворными.
Летом 1675 года, пятидесятитысячное турецкое войско окружило монастырь с целью его захвата. Всю ночь осажденные монахи усердно молились перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Утром, во время пения акафиста произошло чудо — над куполами Свято-Троицкой церкви явилась сама Царица Небесная в окружении ангелов и Преподобного Иова Почаевского, молящегося Богородице о спасение своей обители.
Враг был поражен увиденным и отступил от монастыря.
Не берусь пересказывать всю историю Почаевской лавры и жизнеописания ее сподвижников, в одном посте всего не уместить.
Предлагаю просто полюбоваться видами обители, тем более, что она действительно того заслуживает.
Слева — водонапорная башня.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородице.
Днем монахов в монастыре почти не заметно. Практически бегом, мимо пронеслись два представителя монастырской братии.
Широкий монашеский шаг.
В этот день мне повезло, людей было не много, а в небе не было ни одного облака.
Территория Лавры находится в безупречном состоянии: плитка, клумбы, цветы, газоны, и просто идеальная чистота.
Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаикой по эскизам Николая Рериха.
Внутреннее убранство лаврских храмов также потрясает свои великолепием, но много щелкать фотоаппаратом внутри, как-то рука не поднимается.
Летний алтарь.
65-ти метровая колокольня.
22. 23.
Главный вход в лавру – Святые лаврские ворота, вернее с этой стороны – ее главный выход.
Гулять по территории лавры – одно удовольствие.
С холма открывается чудесный вид на окрестности.
Вдалеке можно разглядеть купола Свято-Духовского скита – первого монашеского поселения на Почаевской земле.
Монастырский сад и огород.
Хоздвор Почаевского монастыря.
Вход в Пещерный храм где хранятся мощи Преподобного Иова Почаевского.
Самая главная святыня Почаевской обители – след Богородицы.
В наши дни, Почаевская лавра имеет огромное духовное значение для христиан всего мира.
Почаевский монастырь ежегодно посещает более миллиона паломников
Неподалеку от Почаевского монастыря, в селе Онишковцы, находится целебный источник Святой Анны.
Многие паломники используют его как обязательное дополнение к посещению монастыря.
Около источника оборудованы раздевалки и прочие удобства, так что никаких специальных приготовлений, кроме как готовности окунуться в воду, температура которой не выше 4-х градусов Цельсия – круглогодично, не понадобится
История возникновения источника, относятся все к тем же временам татаро-монгольского нашествия. На месте разрушенной ними церкви, чудесным образом появилась икона Святой Анны. Нашедшие икону жители села Онишковцы, отнесли ее в свой сельский храм. Но, на следующее утро, икона загадочным образом вернулась на место своего появления. История повторилась несколько раз, пока местные жители решили ее больше не перемещать, смекнув что Праведная Анна сама выбрала это место, освятив его появлением своего образа.
Спустя некоторое время, в память об этих событиях, здесь была построена часовня, около которой забил Святой Источник.
В советские времена часовню закрыли, а источник засыпали землей. Только в 1991 году, усилиями местных жителей источник был расчищен и перестроен в специальную купальню. Иногда его называют озером Святой Анны.
Библия повествует, что Святые Иоаким и Анна, прожив долгую и праведную жизнь так и не стали родителями. Но даже на склоне лет, они не переставали усердно молиться Богу, соблюдать пост и не терять надежды на чудо. В конце концов, Бог услышал их молитвы и подарил им дочь Марию – мать Иисуса Христа.
С тех пор Святая Анна почитается в христианстве как покровительница матерей и материнства.
Если нет желания окунаться в целебные воды в общей купели, это можно сделать в отдельных кабинках.
Поскольку вода в источнике обогащена кремнием и серебром, кроме духовного оздоровления, она также благотворно влияет и на физическое здоровье человека.
Очень правильная молитва, на табличке слева!
Несколько лавок, с церковной атрибутикой, и большим выбором женских облачений для купания в источнике.
Колодец, в котором можно самостоятельно набрать святой воды.
Благодарственные слова.
Летопись прихода
По Стопам Богородицы 17.06.2016 16:45
Русские люди всегда ощущали, что Россия является уделом Божией Матери, Домом Пресвятой Богородицы. Чудотворные Ее иконы незримо охраняют рубежи нашей Родины. На протяжении многих веков духовная опасность для Православия исходила прежде всего с Запада, который нес нашему Отечеству чуждое, разрушительное для православного человека мировоззрение. По западным рубежам России и восстали такие твердыни духа как Почаевский, Жировицкий, Псково-Печерский монастыри, хранящие в своих стенах чудотворные иконы Царицы Небесной. Можно сказать, что Божия Матерь обошла все западное пограничье, о чем свидетельствуют оставленные нам отпечатки Ее пречистых стоп, самым известным из которых является след в Почаеве. А вот о том, что и на северо-западной границе России расположен целый ряд почитаемых Стопочек, мало кто знает. К этим святыням и отправились паломники из нашего прихода во главе с протоиереем Владимиром Сергиенко, совершив двухдневную поездку по Причудью и Гдовщине.
Утром 16 мая мы выехали из солнечного Петербурга в сторону Ямбурга (с 1922 года — Кингисепп). Поездку, организованную паломнической службой «Сретение», сопровождала прекрасный православный экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская. Первой остановкой в нашем пути стал источник близ деревни Пиллово (поворот на источник находится за несколько километров до Ямбурга).
Экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская
Первая стопочка. Источник близ деревни Пиллово
Старинный святой источник по преданию открылся более трехсот лет назад двоим детям, пяти и шести лет, по воле Пресвятой Богородицы во. Эти младенцы получили от странницы пузырек с целебной водой из Почаева для исцеления их матери, страдавшей потерей зрения и прикованной к постели тяжелой болезнью ног. Недалеко от деревни они разбили этот пузырек. Дети в страхе стали молиться, и им явилась Пресвятая Богородица.
Вид на часовню у источника в Пиллово
Благословив их, она сказала, что на месте, где разбился сосуд, забьет источник целебной воды, которой хватит не только их матери, но и многим поколениям людей. Рядом с источником, как немой свидетель Силы Божией и Славы Богоматери находится камень, на котором доныне сохраняется след правой стопы Пресвятой Владычицы.
Местные жители построили деревянную часовню с купальней. Так как к часовне привозили на телегах тяжелобольных, то к ней вел конный спуск. Затем около 1742 года часовня была перестроена из местного камня-известняка. Видимо, с этого же времени к источнику был установлен ежегодный крестный ход из деревни Котлы через Пумолицы, Рапполово, Пиллово.
Несмотря на то, что погода заметно испортилась и заморосил весенний дождик большая часть группы совершила омовение в святых студеных водах источника в специально оборудованной купальне. Те, кто решились на такой подвиг, нисколько не пожалели – они ощутили очистительную благодать от воды и силы, которые Господь дарует по молитве в этом удивительном святом месте. Мы набрали воды из источника и отправились дальше. Наш путь лежал в Заручье.
Вторая стопочка. Заручье и Доложская пещера
По дороге экскурсовод рассказала нам историю этого удивительного края – северной Швейцарии, как когда-то называли ее путешественники. Заручье (Сланцевский район) – старинная деревня на озере Долгом, в которой находится Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Доложская пещера. В довоенное время приход в этих местах составлял шесть тысяч человек, только одна деревня Заручье насчитывала более сотни домов. А крестные ходы собирали до пятнадцати тысяч человек. Школа выпускала учащихся с полным средним образованием.
У Успенского храма в Заручье
В храме Успения Божией Матери, вид которого много и красноречиво говорит о только что пережитом XX веке, нас встретил игумен Адриан. Вместе с о.Владимиром он отслужил молебен. Здесь же, на небольшом прихрамовом подворье, наших паломников накормили вкусным обедом.
Игумен Адриан и прот.Владимир
Теперь наш путь лежал к самой Доложской Пещере. Она входит в список святых пещер России и является главной святыней этих мест – здесь несколько раз являлась Богородица. На лесной дороге Пресвятая Дева встретилась двум пастухам на праздник Успения. С тех пор по этой лесной тропинке совершаются крестные ходы.
Крест у Доложской пещеры
«В 1955 году храм над пещерой взорвали, чтобы получить кирпичи на свинарник. Но его не построили до сих пор, груда кирпичей долгое время лежала рядом. А пещера, в которой находится святой источник, до сих пор являет людям свои чудотворения. Паломники рассказывали, что после посещения пещеры у ребенка прошла онкология, а хромому мужчине сильно полегчало – заходил в пещеру одним – а вышел другим», — рассказывают об этом месте.
К сожалению, от храма, построенного по проекту известного архитектора Никонова, остался только фундамент. За ним и находится сама Пещера со святым источником. Здесь же протекает прозрачная речка с родниковой водой. В речке на большом круглом камне чудесным образом запечатлелась Стопа Богородицы.
Третья стопочка. Деревня Трутнево.
Побывав в Гдове у храма Державной иконы Божией Матери, полностью уничтоженного и восстановленного уже в наши дни, мы отправились далее вдоль берега Чудского озера по запланированному маршруту.
У храма Державной иконы Божией Матери в Гдове
Нам предстояло пройти по деревне Трутнево к еще одной Стопочке. Чтобы добраться до ручья, в котором находится камень со следом Богородицы и Младенца, нужно спуститься в овраг по крутой металлической лестнице. Ручей окружен красным песчаником удивительной красоты.
История святыни такова. В восемнадцатом столетии один помещик решил построить здесь мельницу, но, несмотря на неоднократные попытки предпринять строительство, все возводимое разрушалось. Мужики, ставшие свидетелями разрушения, заметили, что по долине реки идет женщина в белом одеянии и ведет за руку младенца также в белых одеждах. Пройдя вниз по руслу до излучины речки, женщина и дитя вошли в стену ущелья. После этого присутствующие заметили на одном из камней, лежащих в воде, следы. Один след большой, как от обуви взрослого человека, и несколько маленьких, младенческих, от босых ног, причем один из них такой четкий, что видны даже пальчики.
Желая получить добрый совет, помещик обратился к старожилам, и те сказали ему, что, очевидно, в видении их посетила сама Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом и что строить на этом месте нельзя, потому что место святое.
Помещик решил послушаться и выбрал новое место для плотины, на 200 метров выше по течению. Там плотина и была построена без каких-либо неприятностей, а первоначальное место стало почитаться как место явления Божией Матери.
Песчаник
Описанные события произошли в шестую пятницу после Пасхи, и с тех пор до 50-х годов XX века каждую шестую пятницу к месту явления стекалось огромное количество народа и духовенства.
После революции власти пытались убрать этот камень разными способами – перевернуть, откатить и т. д. Однако ничего не вышло, а люди, которые пытались с ним разделаться, заболевали.
У Стопочки в Трутнево
Известны чудеса исцеления от камня со святым следом Богородицы, а каждую шестую пятницу по Пасхе здесь вновь совершается крестный ход в честь Божией Матери. Сейчас рядом с этим местом возведен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница».
Четвертая стопочка. Спасо-Елеазаровский монастырь.
К вечеру того же дня, мы, наконец, добрались до Спасо-Елеазаровского монастыря, известного подвизавшимися в нем духоносными отцами и тем, что именно здесь старцем Филофеем была сформулирована золотая мысль, столь актуальная в наши дни: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». В монастыре нас с большим гостеприимством встретила наша прихожанка иконописец Ангелина, в настоящее время проходящая послушание в этой древней обители. Для нас были приготовлены трапеза и ночлег.
Спасо-Елиазаровский монастырь
Утром мы посетили монастырское богослужение. Начиналось оно в половине шестого акафистом Божией Матери, который читала сама игумения Евфросиния.
Завтрак в монастыре
После видов разбитых псковских деревень монастырь производит впечатление земного рая. Все чисто, аккуратно, везде приложен труд, во всем порядок и благолепие. Понимаешь, что если бы и во всех Псковских селениях возродились вера и благочестие, везде было бы так хорошо и уютно, как в этом монастыре.
На могиле нашей прихожанки схимонахини Клавдии (Петруненковой) прот.Владимир совершил панихиду. Он рассказал паломникам, что это был выдающийся человек, много сделавший для Церкви в тяжелое безбожное время и сохранивший крепкую веру.
На могиле схимонахини Клавдии, нашей прихожанки
Мы проследовали и еще к одной Стопочке, хранящейся в часовне у озера, неподалеку от монастыря. Камень этот привезен из Великих лук, от дома старицы Екатерины, которую в болезни посетила Сама Пресвятая Богородица. Отпечаток стопы на камне виден очень отчетливо, мы с благоговением приложились к нему.
У старца Николая
Находясь рядом с Псковским озером, мы не могли не посетить место жизни и упокоения подвижника благочестия ХХ cтолетия протоиерея Николая Гурьянова. Некоторые бывали у него при жизни и навсегда запомнили простоту и благолепный образ старца. Мы плыли на небольшом рыболовецком катере до Талабских островов, было ветрено, но наш кормчий умело вел судно к острову с храмом и возвышающейся колокольней.
Храм на о.Залит
Помолились на могиле старца, зашли в его тесную келью, в которую съезжалась вся Россия, приложились к иконам… К большому сожалению, в этом святом месте до сих пор распространяется литература сомнительного содержания, прославляющая старца в сане епископа, которого он никогда не принимал, и прочая клевета…
У могилы старца Николая Гурьянова
Обратный путь
Обратный путь был долгим. Мы успели посмотреть фильмы про старца Паисия и делились впечатлениями о тех местах, в которых нас сподобил побывать Господь в эти послепасхальные майские дни. Цветущие сады вдоль дорог были нам как напоминание о том, что когда-то в этих местах были большие деревни, здесь рождались и возрастали люди, в том числе выдающиеся люди России… Дивный край, святые храмы которого строили лучшие русские архитекторы, ныне почти оставлен людьми, но не оставлен Божией Матерью, он до сих пор под Ее Покровом, хранит следы Ее Пречистых стоп. Пресвятая Богородица, спаси Россию!
По материалам газеты «Воздвижение» № 4 (126).
Почаев – Дом Пресвятой Богородицы
Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.
Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.
Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.
Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской — до сих пор целебная вода.
… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.
А вот доступ к другой святыне — мощам преподобного Иова — униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:
«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».
Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.
Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.
Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com
Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.
В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.
Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.
…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.
…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.