Содержание
- Что такое грех смущения и почему его надо опасаться
- Про смущение
- Почему же смущение считается грехом
- Преодоление смущения
- Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы
- Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям
- Будьте готовы потерпеть ради Господа
- Поститесь… скромнее
- Пост – подвиг добровольный. Не принуждайте к нему ни в коем случае
- Держите в уме одно Евангельское напоминание
- Для души…( То, что помогает Вам жить)
- За советом к батюшке. Ответы на вопросы читателей
Что такое грех смущения и почему его надо опасаться
«Опасайся греха смущения» — так писал один из старцев Пустыни Анатолий Оптинский. Что же такое смущение? Связано ли оно с обычной застенчивостью? И почему смущение считается грехом?
Про смущение
Как пишет протоиерей Андрей Ткачев, смущение – это очень широкое понятие. Архиепископ Феофан (Быстров) в своей книге «Сия вера отеческая» дал такое определение этого термина: «Смущение есть чувство, что известное доброе дело только кажется нам добрым», в действительности таковым не являясь. Причем, как отметил архиепископ, в смущении есть определенная «сладость». Оптинский Старец Амвросий утверждал, что смущение – это возмущающие мысли и всевозможные страхи.
К смущению можно отнести и обычную застенчивость, стеснительность человека. Это подтверждают многие священнослужители. А в частности именно так думает и протоиерей Димитрий Смирнов. «Древние говорили, что всякое смущение от дьявола» — говорит Смирнов. Преподобный Исаак Сирин называл смущение колесницей дьявола. А Амвросий Оптинский считал, что смущение – это самое «душевредное искушение».
Почему же смущение считается грехом
Протоиерей Димитрий Смирнов, продолжая размышлять на тему смущения, утверждает, что «когда душа смущена, она находится в некой панике, а потому дьяволу в этот момент очень удобно склонить человека к неверному решению». Стеснение, по мнению священника, исходит от гордости.
Преподобный Амвросий также говорил о том, что смущение является признаком тайной гордости. Ведь зачастую та же стеснительность – это всего лишь следствие боязни того, что подумают о тебе окружающие, страх осуждения с их стороны. Гордость же – одна из самых опасных страстей. Преподобный Васонофий заявлял, что гордым даже «Бог противится», а преподобный Макарий был уверен в том, что гордость питает своей силой множество других страстей.
Именно поэтому смущения как первоисточника всевозможных иных и зачастую более тяжких грехов следует опасаться.
Преодоление смущения
Как же бороться с грехом смущения? Протоиерей Андрей Ткачев считает, что необходимо иметь здоровую душевную организацию, а в частности быть и жить проще «…розовощекую душу иметь, простую» — пишет священнослужитель. А для этого следует просить у Бога душевного здоровья.
Преподобный старец Амвросий утверждал, что причины, которые возбуждают смущение, должно осознавать как «неправильные и несправедливые». Ему вторит и протоиерей Димитрий Смирнов, который говорит, что не стоит волноваться попусту, особенно по тем вопросам, которые не касаются спасения души.
Кроме того, для преодоления смущения следует избавиться от гордости и обрести смирение. Преподобный Макарий писал: «Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням». Священник Максим Каскун добавляет: «А также нужно больше думать о других людях, а не о себе. Ведь смущение способствует углублению в себя, эгоцентризму».
Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы
Итак, Петров пост.
Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…»
Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо?
Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе.
Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям
– Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться?
– Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя.
Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.
Но бывают и ситуации, когда отношение к посту у членов семьи разное. В таком случае самым правильным, на мой взгляд, будет настраивать своих родных, чтобы они с пониманием и любовью относились к вашим убеждениям. Чтобы знали, для чего вы поститесь, как для вас это важно. В таком случае споров, как правило, не возникает.
К тому же нельзя сказать, что постная пища является какой-то ущербной или безвкусной, всегда можно приготовить постное, которое с удовольствием будут есть все. Знаю такие случаи, что вся семья постится, когда только кто-то из её членов воцерковлен.
Фото Сергея Рыжкова
Будьте готовы потерпеть ради Господа
Но порой возникают конфликты и недопонимание. В любом случае, нужно советоваться со своим духовником, который знает о вашей семейной ситуации, о ваших взаимоотношениях с ближними, и вместе с ним принимать решение.
На мой взгляд, если кто-то категорически настроен против того, что мы постимся, это не повод оставить пост. Если «в малом не будем верны», как «большее нам доверят»? Если в угоду нецерковным людям решим для себя: ладно, буду питаться как все, – где гарантия, что затем не последуют дальнейшие шаги усугубления такого, казалось бы, незначительного отступления?
Сейчас модно манипулировать словом «любовь» и им оправдывать любое послабление. Но не о такой любви говорят святые отцы, не о ней учит Христос.
В известной книге «Лествица» любовь является последней, 30-й ступенью длинного аскетического пути. Преподобный Иоанн Лествичник, начиная главу о любви, писал: «Дерзающий говорить о любви дерзает говорить о Боге». Любовь – это совершенство, человек должен пройти от подвига к подвигу, все 29 ступеней, чтобы сметь хотя бы начать говорить о ней.
Сейчас наоборот переставляют ее на первую ступеньку и учат, что главное – быть дружелюбным, ладить с окружающими, и это уже и есть та любовь, о которой говорил Христос и святые отцы. Но это вовсе не так, это не Христова любовь, а гуманизм.
Многие авторы пишут, что нужно идти навстречу своим нецерковным родным и питаться вместе с ними, чтобы не вызывать раздражения. Мне кажется, это неправильно. Всё же должен присутствовать некий аскетизм, воздержание ради имени Христова. «Будете ненавидимы всеми имене Моего ради» – так сказал Господь. Действительно, ради Христа нужно что-то и терпеть.
Поэтому будьте готовы потерпеть. Если в вашей семье не постятся, готовьте себе отдельно, покупайте постные продукты, за общим столом ешьте то, что дозволено уставом. Знаю таких людей, которые в подобной ситуации буквально сидят на хлебе и воде, но соблюдают то, что установлено Церковью.
Мы знаем: всё возможно верующему. Веруйте, что сможете соблюсти пост, и всё получится.
– Если своим постом мы, не желая того, смущаем ближнего, что выбрать – уступить или стоять на своем?
– Мы всегда выбираем между Христом и миром, который во зле лежит. Я знаю случаи, когда человек, молясь, ходя в церковь, вызывает немирность ближних. Воздерживаясь от вечеринок, от блуда и других подобных вещей, люди тоже вызывают ропот окружающих, которые над ними смеются, издеваются. Но нужно сделать выбор: вы либо со Христом, либо с миром, который во зле лежит.
Каждому христианину нужно вести себя так, чтобы ближние были готовы принять, что он постится, что он делает нечто, к чему они еще не готовы. Своим добрым и терпеливым отношением необходимо подвести их к тому, что это действительно для вас важно, что вам это нужно.
Родные часто заставляют постящегося нарушать пост, говоря, что так будет лучше для его здоровья, или упрекая, что придётся теперь отдельно ему готовить, но всё это банальный эгоизм и ни что иное, как чувство собственничества. Потому что в основном конфликт происходит между родителями и детьми или членами одной семьи, у которых есть мелкособственнические воззрения: как это мой родной человек имеет другие авторитеты, кроме меня? Как это мой ребенок прислушивается к другому мнению, нежели к моему, такого не может быть. Это банальный эгоизм, и потакать ему, мне кажется, не стоит.
– Бывает, хозяйка, или глава семьи, или кто-либо из детей стараются не досаждать постом и не напрягать ближних, готовят и питаются отдельно, но все равно слышат в свой адрес: «Как ты со своими постами надоел/надоела». Где искать поддержку человеку, который терпит подобные упреки?
– Есть в Патерике история об одном монахе, который каждый раз, как ему кто-то чем-то досаждал или говорил нечто неприятное, доставал из пояса записку, читал её и складывал обратно, после чего ходил благодушным и бодрым. Братия это заметили и заподозрили монаха в колдовстве, что у него в поясе записан какой-то заговор. Сообщили это игумену, а тот, будучи человеком мудрым, сказал: «Вы потихоньку заберите у монаха этот пояс, чтобы мы прочитали и всё беззаконие открылось». Монахи стащили пояс, принесли игумену. Он достал бумажку и прочитал вслух то, что там было написано: «Терплю ради Господа».
Мне кажется, такая «бумажка» должна быть у каждого человека, который ступает на путь христианской аскезы. Нужно будет терпеть не только голод, не только воздержание от каких-то продуктов, но и неприязненное отношение со стороны окружающих, пусть даже самых близких.
Поститесь… скромнее
Очень важно, чтобы и с нашей стороны не было сознательного или невольного вызова. Можно ведь так поститься, чтобы совсем не привлекать внимания окружающих.
Например, мы приходим в гости в пост или постный день и видим, что весь стол заставлен абсолютно непостными яствами. Что делать?
Кстати, в подобных ситуациях всегда нужно делать выбор: либо ты сознательно идешь к нецерковным людям, зная, что это постный день и будет не постный стол, либо ради Христа под благовидным предлогом отказываешься.
Но бывают случаи, когда отвертеться нет возможности – или гостишь у родственников, или ещё какая-нибудь ситуация. В таком случае не нужно из себя что-то изображать, демонстративно отказываться от мясных блюд. Всё можно сделать так деликатно, что никто и не заметит. Положите себе какого-нибудь салатика, а если предложат колбасы, скажите, что её вы не хотите, а вот маслиночек бы съели. Всегда можно с юмором, не привлекая внимания, придерживаться поста в любой компании.
Ещё хотел бы сказать о ситуации, когда человек приходит в гости к тем, кто не постится, и из деликатности начинает есть вместе с ними скоромное. На мой взгляд, без вреда для себя это может сделать только совершенный верующий. Мы читали у святых отцов, как авва, вкушающий по три зернышка в день, когда приходили какие-то гости, готовил для них рыбу, доставал из запасов мясо и ел всё это вместе с ними. Но подобное, всё же надо сказать, – удел совершенных.
Для нас, обычных людей, нужно помнить слова Лествичника. У него есть замечательная глава о многообразном тщеславии: это такой трезубец, что как его ни брось, всегда падает острием вверх. Когда я пощусь, тщеславлюсь, когда оставляю пост ради приходящих ко мне, опять тщеславлюсь… Так всегда буду уязвлен.
Но все-таки лучше быть уязвленным тщеславием, если исполняем то, что предписывает Церковь, чем нарушить устав и услаждаться мыслями о том, какие мы хорошие, как любим ближнего, не даем ему повода смутиться, и при всём при этом ещё и наедаться в своё удовольствие.
Фото Сергея Рыжкова
Пост – подвиг добровольный. Не принуждайте к нему ни в коем случае
– Существует и обратная ситуация, когда в семье верующих кто-то сознательно перестаёт придерживаться поста, например, супруг или повзрослевшие дети. И возникает недоумение, досада: вы же прекрасно знаете установления Церкви, почему нарушаете?
Как увещевать родных, которые, будучи церковными людьми, не хотят поститься, и надо ли это делать?
– Пост – это подвиг абсолютно добровольный, и принуждения в этом отношении ни в коем случае быть не может.
Могут иметь место какие-то педагогические внушения, когда родители, отвечая за христианское воспитание своих маленьких детей, объясняют им, что нужно поститься, воздерживаться от определенных продуктов, но при этом разъясняют, для чего это делается и зачем.
Но когда человек достиг сознательного возраста и сделал для себя выбор, заставлять его бессмысленно. Мы знаем, что зачастую дети в воцерковленных семьях, вырастая, отходят «на страну далече», потому что у того, кто ограничен какими-то рамками, всегда есть соблазн попробовать вырваться на «свободу» и «насладиться» ею в полной мере.
Знаю достаточно много воцерковленных детей, которые в студенческую пору отходят на какое-то время от Церкви и живут так, как им кажется привлекательным и интересным. Но со временем все возвращаются, потому что понимают: то, что кажется свободой и вольностью, на самом деле является стесняющими оковами и тяжестью, которые совестливому и мыслящему человеку нести совершенно невозможно.
Если такой период наступил у молодого человека, заставлять его делать что-либо нельзя, потому что «невольник – не богомольник». Господь принимает чистую жертву, которая от сердца приносится, а не по принуждению. Поэтому тут нужно смириться, потерпеть, и по возможности готовить то, что ему хочется.
– Уговаривать бессмысленно?
– Попробовать стоит, но совестью человека управлять невозможно. Если он хочет грешить и ищет этому оправдание, мы ему никак не помешаем, потому что оправдание можно найти практически любому греху, вплоть до блудных: «ну, как же, я не могу воздерживаться, это вредно для моего организма», – и такое приходилось слышать.
Так же и человек, который хочет нарушать пост, может найти для этого массу причин: начиная от врачебных указаний и заканчивая какими-то средневековыми уставами, отрывками из высказываний святых отцов, компилируя их так, чтобы получить подтверждение своему мнению.
– Что думать, если наши ближние не хотят поститься? Наверное, мы такие плохие миссионеры, что наш пример не ведет ко Христу самых близких людей…
– Что-то это смахивает на наполеонизм какой-то…
Дело любого миссионера – хоть среди языческих народов, хоть внутри своей семьи – складывается из двух компонентов. Первый – это жизнь его самого, и вторая, главная составляющая – это благодать Божья, которой, собственно, просвещается и освящается всякий человек, приходящий в мир.
И если миссионер трудится, но не видит плодов, значит, не пришло время. Значит, Господь по Своему Промыслу пока не даёт проявиться результатам, не даёт благодать Святого Духа, чтобы дело миссионера стало успешным.
Это повод задуматься, с каким сердцем я это делаю, если результатов не вижу. Но зачастую как раз лучше не видеть плодов своего миссионерства, чем, увидев, превознестись до небес.
Фото Сергея Рыжкова
Держите в уме одно Евангельское напоминание
– И в завершение беседы, владыка, дайте совет, как непостящимся не раздражаться на постящихся и наоборот.
– Насчет непостящихся мне сложно сказать – в моей жизни не было времени, чтобы я жил рядом с тем, кто постился, сам не постясь.
Если же смотреть наоборот, мы знаем, что у неофитов, пламенно верующих людей бывает такой задор – все вокруг должны жить так, как положено, всех они должны научить «правильной жизни». Но это абсолютно бесперспективное занятие.
Если видим, что кто-либо не постится и не хочет, для нас это только повод помолиться об этом человеке Утешителю Святому Духу, Который каждого наставляет на всякое благое дело. Помолиться, чтобы Святой Дух его просветил, коснулся его сердца, сделал христианином, дал понимание, что нужно жить по-церковному.
Относительно себя необходимо помнить, что пост – это не что-то особенное, сверхъестественное, а всего лишь одна из составляющих нашей духовной жизни, обязательная для всех христиан. Это наша, так сказать, норма, и мы обязаны её выполнять. Так мать кормит и воспитывает ребенка, не считая, что совершает нечто необычное. Так пожарный спасает человека, просто исполняя свой долг. Так для офицера быть под огнём – его обязанность по защите Родины.
И в Евангелии Христос нам прямо сказал: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Беседу вела Юлия Коминко
Для души…( То, что помогает Вам жить)
Что такое стеснительность?
Протоиерей Владимир Головин.
Корень всех наших зол — это гордость. И порой эта гордость в одежде смирения — есть лжесмирение. Это правда!
Самый яркий пример — стеснительность. Говорят: кроткий, смиренный, стеснительный… Стоп, стоп… Кроткий, смиренный через запятую. А стеснительный — значит гордый.
Человек стесняется чего? Вот я пойду, скажу… что про меня скажут? Это человек, который рисует для себя мнение других людей. Он не знает на самом деле что про него думают, но себя загоняет, зацикливает этим: что про меня скажут? что подумают?..
А почему он об этом волнуется? Для него это важно! Что про меня-я-я скажут? Как обо мне-е-е подумают… Гордость!
Стеснительность бывает только у гордых людей. А смиренный человек не боится говорить правду! Он говорит без зла, но правду! Таких людей стоит уважать. На Руси раньше говорили: «Не бойся собачки что лает, она не укусит,- бойся которая молчит, та вцепится».
Духовная прелесть — крайняя степень гордости. Лжесмирение всегда идет от «Я». Как я смотрюсь в глазах этих людей? Какое обо мне мнение? Стеснительность — от гордости, но есть целомудрие и скромность. Только это не одно и тоже. Это смирение… Вот само слово «смирение». Это русское слово:
«с»- приставка, «мир» — корень. Смиренный — это не тот, кто под лавкой сидит и всего боится. Это трусливый, а не смиренный. Смиренный — это тот, кто живет с «миром в душе». Хранит мир.
Пример:
На меня сказали плохо, а у меня на душе мир, я не обижаюсь.
Я вижу человека в богатстве и славе и не завидую. У меня мир в душе. Дай Бог! Видно хороший человек! Пусть будет благословен!
Видит человек в грехе и пороке — порок — это плохо, а его то жалко! Господи, спаси и помилуй его! Мир в душе.Где мир в душе, там смирение. Когда мира нет, а внешне не важно какая маска одета, тогда там или гордость, или элементы гордости. По миру душевному, как по компасу проверяем!
За советом к батюшке. Ответы на вопросы читателей
Является ли застенчивость грехом? Я по природе своей очень неразговорчивый.Чувствую себя словно не в своей тарелке, когда нахожусь в обществе. Все говорят что я замкнутый. Я часто сомневаюсь в своих решениях и словах. Нужно ли мне стараться стать проще и общительней, или оставаться таким как есть?
Ну, все мы разные изначально, со своими талантами и преимуществами и со своими недостатками. Действительно, важно отделять наши грехи от наших природных задатков (застенчивость, общительность, живость, медлительность, возбудимость или невозмутимость и т.д.), которые сами по себе грехом не являются. Но это непросто и этому надо учиться. Как? Жизнь сама учит постепенно, с Божьей помощью. Если что получается в себе изменить к лучшему, по заповедям Божиим – слава Богу. Нет – надо смириться и принять себя самого, каков ты есть, и в этом плане обрести себя, найти путь к самому себе. Общий принцип – «золотое правило» Библии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Бог в помощь.
Священник Филипп Парфенов
Братья как к Вам обращатся, объясните. В Евангелии от Матфея говорится: 23. 8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос, все же вы братья; 9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник Христос.
Храм «Иконы Донской Божей Матери» — это идолопоклонство иконе?
Здесь важно прочувствовать и понять, в каком контексте и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова Христа. 23-я глава от Матфея состоит вообще из обличений книжников и фарисеев, которые высоко себя ставили и считали самих себя наставниками, учителями и духовными отцами народа Израильского. Фактически они присвоили себе эти звания.
Христос же дает понять, что всякое истинное отцовство, учительство и наставничество – от Отца Небесного. Но это не отменяет само существование и земных отцов, к которым мы все же обращаемся «отец» или, ласково, «папа». Так же, как сам апостол Павел пишет, например: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15). Или: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Так что можете спокойно называть священников отцами, как принято.
Но согласен, что духовное отцовство нужно еще заслужить и что порицать тех, кто не хочет нас так называть, мы не вправе – отцовство не от нас, а от Бога.
Далее – никакого идолопоклонства в посвящении храма иконе Богородицы, конечно, нет. Храм посвящен Самой Богоматери, которая сама свидетельствует в Евангелии: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Та или другая икона Богородицы – свидетельство о Ее явлении верующим в тот или другой момент христианской истории, или о Ее заступничестве.
Бог Вам в помощь!
Священник Филипп Парфенов Скажите, пожалуйста, как наша церковь относится к брачным контрактам? Дело в том, что у меня возникли разногласия с моим будущим мужем по этому поводу. Он иностранец, православие принял сознательно и вдумчиво, всем сердцем. Наш общий духовный отец благословил нас готовиться к венчанию в России. Но как только речь зашла о юридическом оформлении брака, мы встали в тупик из-за разного отношения к формальностям. Мой будущий муж сразу заговорил о «брачном контракте» (в Голландии это понятие неотделимо от брака), имея в виду заботу о будущем семьи — детях и наших родителях в случае смерти одного из супругов. А у меня такое чувство, что православный брак и контрактный расчет несовместимы. Когда я говорю ему об этом, он искренне обижается.
Заключение брачного контракта не является традицией Православной Церкви, но и не противоречит православному взгляду на брак. Это не «расчет», а юридическое оформление имущественных отношений, которое, как я понимаю, необходимо по закону страны, в которой живет Ваш супруг. Не позволяйте «отношению к формальностям» стать причиной спора между Вами и Вашим будущим супругом. Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!
Священник Александр Ильяшенко
Что такое проклятый род, как определить и что можно сделать, чтобы снять проклятие.
У меня к Вам встречный вопрос: а зачем Вам это надо? Могу предположить, что у Вас жизни что-то не ладится, и Вы ищете этому объяснение. Вполне логично, но зачем же искать его где-то далеко. Зачем предполагать, что кто-то проклял Вас или весь Ваш род.
Поищите причины неудач в себе самой. Припомните, когда Вы в последний раз исповедовались и причащались. Живете ли Вы церковной жизнью, как часто ходите в храм Божий? Задавать подобные вопросы и грехи перечислять можно очень долго. Но духовное окормление не происходит посредством Интернета. От грехов человек может избавиться только на исповеди у священника. А причащение Святых Христовых Тайн укрепляет не только телесные, но и духовные силы человека.
Поверьте, где Господь, там лукавый отступает. А человеку, живущему в соответствии с заповедями Божьими и ведущему жизнь православного христианина, не страшны никакие родовые проклятия, порчи, сглазы и т.п. Поэтому, не забивайте голову всякой ерундой оккультного характера, которая есть порождение лукавого. Уповайте на Бога, о котором пророк Давид сказал: «Господь просвещение мое и спаситель мой. Кого убоюсь?». Помощи Вам Божьей
священник Дионисий Свечников.
Добрый день! Вот уже 2 года я живу как в аду. Со мной творятся непонятные вещи. 2 года назад я пару раз погадала на картах (любительски) и вдруг со мной что-то произошло. Такое ощущение, что обухом по голове ударили (чувство тревоги, страхи, ужасно неприятные мысли, какой-то бред), постоянная депрессия, постоянно плохое настроение. Квартиру я не освящала, пару раз причастилась. После Церкви лучше, но как только собираюсь туда идти — такое ощущение, что я умираю от бессилия или встать не могу, а потом опять какие-то мрачные мысли. И жить хочу и каждый день как пытка. Сказали, что психических нарушений у меня нет, и лекарства на меня никак не действуют. Даже не могу толком понять и объяснить, что же со мной происходит. Может ли это быть последствием гадания или какого-то внешнего воздействия)? Сколько такое может длиться и как от этого избавится? Заранее спасибо
В описанной Вами ситуации не видно ничего из ряда вон выходящего. Во время сеанса гадания на картах Вы вступили в непосредственный контакт с силами тьмы. Любые магические действия, будь они нарочитыми или, как Вы выразились, любительскими, являются обращением к самому диаволу. И как Вы наверное догадываетесь, не могут привести к благоприятным последствиям, в первую очередь для Вас самой.
Еще в Ветхом Завете Бог дал народу, вышедшему из египетского плена заповедь: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26). А нарушение этой заповеди каралось смертью: «ворожеи не оставлять в живых» (Исх 21:18).
Как Вы видите, Господь строго предостерегает людей от совершения подобных действий. К сожалению, в современном мире влияние язычества, порождением которого и является магия и оккультизм, не ослабло. За различными ширмами прячутся откровенно богоборческие явления и действия.
Утешает в Вашей ситуации то, что Вы понимаете, что причиной Ваших бед являетесь Вы сами. Хотя на данный момент Вы еще не осознаете всей той тяжести, которую на себя взвалили. Нет ничего удивительного в том, что лукавый всячески препятствует Вашим походам в храм Божий. Ваше недомогание связанно именно с тем, что диавол, единожды поймав Вас в свои сети, пытается не пустить Вас к Богу. И, конечно, это совсем не какое-то воздействие извне.
Не стоит забивать этим голову. Подумайте лучше о том, что Ваше обращение к диаволу может сыграть злую шутку не только с Вами, но и с Вашими близкими. А это вполне реально. Поэтому Вам необходимо собраться с силами и укрепившись сердечной молитвой, направить Ваши стопы к Богу. Но смущает Ваше отношение к благодатной помощи Церкви. Ведь только в храме Божьем Вы можете получить защиту от всех тех бед, которые Вас посетили.
Вам нужно не «пару раз причаститься», а быть в храме при каждой выдавшейся возможности. Когда у Вас возникнет чувство глубокого раскаяния в соделанном Вами грехе, Господь, как любящий отец, может простить Вам его. Чистосердечное покаяние на исповеди и причащение Святых Христовых Тайн может во многом облегчить Ваше положение. Самое главное, не отчаивайтесь! Вполне возможно, что сначала будет трудно, но претерпев до конца, Вы сможете избавиться от последствий совершенного Вами греха. Помощи Вам Божией в этом нелегком деле.
священник Дионисий Свечников.
На работе постоянно сижу за компьютером, устаю. Поясните, пожалуйста, занятия спортом в современном фитнес-центре являются ли грехом, соблазном или к ним надо относиться только как к полезному для здоровья времяпровождению? Заранее благодарна за ответ!
Сами по себе занятия гимнастикой не только не являются грехом, но, по-моему, совершенно необходимы в любое время года.
Тонкость вопроса состоит в том, что гимнастика бывает разная (не все ее виды хороши) и заниматься ею тоже можно по-разному – и на пользу, и во вред. Например, съесть тарелку супа полезно, если мы голодны или просто настало время обеда, и вредно, если она третья по счету, а мы и так полнеем. И так в любом другом деле, включая гимнастику.
священник Михаил Немнонов
Как относится к романам Марии Семеновой? Ведь не смотря на языческий антураж, ее положительные герои постоянно советуються со своей совестью, а повествование идет ключе литературно обработанной русской сказки.
Романы Марии Семеновой — развлекательная литература. И не стоит относиться к ней слишком серьезно. И отношение писательницы к христианству вовсе неоднозначно. Процитирую одно ее интервью:
– В вашем мире есть понятного происхождения анималистические религии, родовые верования… Но религия, которая очень похожа на христианство – яростная и агрессивная поначалу и спокойная, с мироточащими иконами ближе к концу повествования, – нетрадиционна. Хотя бы тем, что богов в ней двое, и это не единство в двух лицах, а боги-близнецы. Откуда эта идея?
– Мне хотелось хоть какого-то разнообразия, а не педалируемой всюду идеи единобожия и его превосходства над политеистическими религиями. А христианство… Да, некоторым кажется, что она похожа на христианство.
– Это все-таки единственная гуманистическая религия этого – вашего – мира…
– Возможно. Мне как раз хотелось показать большое различие между гуманистической идеей любой религии – будь то христианство, мусульманство или коммунизм – и реальной практикой. У меня есть разные представители религии – и абсолютно нетерпимый, который успел попортить крови многим, и такие, которые держат больницу для нищих, не спрашивая, кто какой веры.
Как видите, с православием здесь мало общего. А потому, если Вы хотите совместить жанр фэнтези с православным взглядом на мир, почитайте книги Юлии Вознесенской.
священник Михаил Самохин.
Можно ли пользоваться препаратами из послеродовой плаценты? Если нет, то почему?
Дело в том, что никто и никогда не сможет дать Вам гарантию, что предлагаемая Вам косметика именно из послеродовой плаценты, а не получена в результате аборта. Просто поинтересуйтесь, как именно осуществляется надзор за тем, чтобы в косметику не попала плацента, например, после абортов на поздних сроках беременности. Думаю, лучше не ставить себя в ситуацию возможного греха.
священник Михаил Самохин