Содержание
История фотографии: Начало #1
Фотография. Искусство, появившееся в 1830-е и приобретшее широкую известность десятилетием позже. Сегодня это хобби одно из самых быстрорастущих, а индустрия производства фототоваров имеет многомиллиардный оборот. Вместе с тем, не каждому известно значение таких слов как «камера-обскура» или даже «выдержка», не многие слышали о таких именах, как Анри Картье-Брессон или даже Энни Лейбовиц.
Сегодня мы заглянем в прошлое и рассмотрим, как эта удивительная техника создавалась и развивалась, потому что не познав славного прошлого – не построить великого будущего.
Камера-обскура
Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.
Изобретение фотокамеры
Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография», производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.
В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.
Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.
Имена в фотографии
Когда появилась фотография — были и споры и сомнения как это обычно бывает – и лишь немногие люди почувствовали, какие возможности она даёт. Благодаря этим энтузиастам фотография превратилась в большую индустрию в наше время. Эти люди совершенно преобразовали способы делать, смотреть, судить и воспринимать фотографии. Вот наиболее значимые из них.
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон – французский фотограф, считающийся отцом фотожурналистики. Картье-Брессон наиболее известен за создание «уличной фотографии» как стиля фотожурналистики. В возрасте около 23 лет, молодой человек заинтересовался фотографией и оставил занятия живописью ради неё. «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении», — объяснит он это позже. Как не странно, он делал свои первые снимки по всему миру, избегая родной Франции. Его первая выставка состоялась в Нью-Йоркской галерее Жюльен Леви в 1932 г. Одни из первых его журналистских фотографий были сделаны на коронации Георга VI в Лондоне, однако ни на одной из фотографий не был заснят сам король.
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Заглядывая в будущее
В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!
От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:
- «Плёнка: советы, камеры и первые наставления»
- «Оцифровка негативов с помощью фотокамеры»
- «Старинные фотокамеры и плёнка. Обзор»
- «Руководство: Домашняя фотолаборатория»
- «100 фотографий прекрасных винтажных камер»
- «Преимущества среднего формата»
Это интересно: история фотографии
Поделиться статьёй:
Человек с незапамятных времен стремился к изобразительным формам. Чему свидетельство — пещера Альтамира в Испании, открытая археологом Саутуолой и его дочерью в 1879 году. Это своего рода галерея первобытного искусства. У живописи — обширная история. Но до XIX века человеку не было доступно для запечатления мгновение. Изобретение фотографии сделало возможным и это. Сегодня мы поговорим об истории фото.
Фотография — это…
Способ светописи, одна из техник рисования с помощью света. Метод, позволяющий получить закрепленное изображение на пленке или на матрице фотокамеры.
Французский историк кино Андре Базен в своей книге “Что такое кино” отмечал, что фотография, если ее сравнивать с той же живописью, оригинальна хотя бы тем, что по сути она объективна. Изобретения фотоаппарата стало причиной такого прецедента: впервые в истории искусства между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета. И что образ окружающей действительности образуется, исходя из технической заданности, без полного влияния человека.
- Со многим теперь можно поспорить. Хотя бы с тем, что влияние человека на фотографический образ ограничено. Каждый, кто серьезно занимается фотографией, скажет, что творческая составляющая здесь так же велика, как и в живописи. В одном Базен прав абсолютно: фотография кардинально повлияла на создание образов внешнего мира.
Самая первая фотография в мире сделана Жосефом Ньепсом в 1826 году при помощи камеры обскуры, хотя за четыре года до этого он тоже сделал закрепленное изображение, но оно не сохранилось. “Вид из окна” считается первой фотографией в истории.
Но не взялось же это все из ниоткуда, в самом деле?! Естественно, как и любому великому изобретению, предшествовали века и даже тысячелетия приближений к техническому чуду.
Еще во времена античности люди замечали, что солнечный луч, проходя через маленькое отверстие в темную комнату, запечатлевает на плоскости уменьшенную копию предметов и в перевернутом виде. Один из первых, кто облек наблюдения в мысли о камере-обскуре, был мыслитель Аристотель.
- Камера-обскура (или “темная комната”) — предтеча фотографии. Наиболее простейшее устройство, которое позволяет получить оптическое изображение предметов.
Это в общем-то затемненное помещение или большой ящик, часть которого освещается солнцем. Камеры-обскуры активно использовали как в Европе, так на Востоке (в частности — в Китае). Оно позволяло получать не очень резкие изображения. Также ее использовали в области астрономии для наблюдения за небесными светилами. Художник и изобретатель Леонардо да Винчи первым из художников опробовал это устройство для зарисовок с натуры, о чем подробно рассказал в одном из трактатов.
Современная история развития фотографии
Она начинается уже в XVIII веке, как это часто бывает, со случайности. Физик Шульце, в ходе своих опытов, смешал мел, азотную кислоту и серебро. Он заметил, что солнечные лучи, попадая на смесь, делают ее темной. Участки, находящиеся в тени, остаются в неизменном виде.
Он немного поэкспериментировал с этим всем, ему удалось даже получить некоторые снимки, но он не задался целью научиться закреплять полученное, так что никаких первых фото не сохранилось. Зато открытие стало толчком для цепи событий, приведших к изобретению фотографии спустя век. Кстати, параллельно сделал подобное открытие русский дипломат Бестужев-Рюмин.
Мы уже говорили в самом начале о Ньепсе. Так вот именно он, после нескольких неудачных попыток, научился закреплять полученные изображения. Но экспозицию приходилось выдерживать в течение 8-ми часов. использовался же принцип старой-доброй обскуры.
Немаловажный вклад в развитие фотографии внесли Дагер и Тальбот. Это, кстати, препятствовало тиражирования снимков.
Способ получения изображения, придуманный Дагером, заключался в использовании медной пластинки и серебра, в получасовом экспонировании и проявлении рисунка над парами ртути. Отсюда пошло слово “дагеротипия”.
Именно Луи Дагер, развив наработки Ньепса, сделал первый в истории фотопортрет и сумел сохранить снимок. Все, у кого был или есть пленочный фотоаппарат, наверное помнят, что сначала получается негатив снимка, а потом он проявляется. У Дагера все было наоборот — он изначально получал позитив.
Продолжатели Дагера сумели пойти дальше. Они стали применять призму, что позволило получать нормальные, а не зеркальные изображения, плюс сократили время экспонирования до нескольких минут. Плюс достигли прорисовки деталей.
Луи Дагер, по праву считающийся изобретателем фотографии, опубликовал свои открытия, обрел славу, но потом отошел от дел и остаток своей жизни прожил вдали от “житейских морей”, в каком-то уютном захолустье. И умер в 1851 году, когда слава о нем и о его детище разлетелась по миру.
Уильям Тальбот придумал способ получать негативы и тиражировать фотографии. Для этого он использовал бумагу, которая пропитывалась хлоридом серебра (хлористым серебром).
- Хлористое серебро — серебряная соль хлороводородной соляной кислоты.
На выходе — отличное качество снимков и возможность размножения фотографий! На экспозицию, правда, тратилось прилично: около часа.
Параллельными изысканиями занимался бразильский художник Э. Флоранс, но он не стал патентовать свое изобретение.
А само слово “фотография” впервые употребили два астронома, независимо друг от друга.
В 1842 году Джоном Гершелем также была придумана цианотипия. Процесс заключался в покрытии бумаги растворами железных солей и экспонировании их в контакте с негативом. Те места, куда свет попадал, становились синими, остальные — оставались белыми. Промывка в воде усиливала специфический синий цвет, делая полутона и тени более контрастными.
Основным такой способ не стал. Но и сегодня есть ценители именно такой фотографии, ну или стилизации под нее.
Получение снимков при помощи дагеротипии было слишком накладным и неудобным. Калотипия (так назывался способ, предложенный Тальботом) оказался более совершенным, менее трудоемким и дорогим. Родственник Ньепса, Сен-Виктор заменил бумагу на стекло, намазанное клестером или яичным белком, активизированный солями серебра.
Как мы видим, вопрос “кто изобрел фотографию” не столь прост, как кажется на первый взгляд.
Альбиумная фотография
В середине XIX века Стэнли Арчер придумал новый способ, который был назван альбуминным и просуществовал в течение пятидесяти лет, вплоть до изобретения желатиновой печати.
- Суть метода: бумага покрывается смесью яичного белка, соли и аррорута (что-то вроде крахмала) и высушивается. Образовавшаяся ровная поверхность в свою очередь покрывается нитратом серебра и экспонируется в контакте с негативом. Дальнейших химических манипуляций не требуется — рисунок появляется благодаря воздействию солнечных лучей. Минусы метода: со временем изображение попросту осыпается. Однако этот метод, благодаря ряду плюсов, вытеснил конкурирующие способы и оставался популярным, пока сам не был смещен на обочину истории желатиново-серебряными пластинами, ставшими прообразом современной фотографии.
Желатиновая печать пошла с Ричарда Медокса, изобретателя этого способа. Использование желатиново-серебряных отпечатков и стало прообразом более привычной нам целлулоидной фотографии. Посмотрите сами на снимок, сделанный таким способом:
Это позитивы, проявляемые с помощью специальных реагентов на фотобумаге, которая покрыта эмульсией с галогенидами серебра. Фотобумага выпускалась на бромосеребряной и хромосеребряной основе. Преимущество перед альбуминным способом: — стабилизация и оптимизация процесса.
Появление цветной фотографии
Это удивительно, но появилась она через десять лет после того, как Луи Дагер покинул этот бренный мир, а вовсе не в XX веке (так думают из-за того, что цветное кино появилось в это время). Все началось с так называемой тартановой ленты, придуманной Д. Максвеллом (он взял за основу метод цветоделения).
- Метод цветоделения — способ, при котором используется три камеры, у каждой из которых стоит свой светофильтр: красный, синий, зеленый.
Герман Фогель пошел дальше, исследовав вопрос влияния на одну и ту же поверхность лучей разной длины. Он придумал специальные сенсибилизаторы (от слова “сенсибилити”), повышающие чувствительность серебряной поверхности. Особый упор он сделал на зеленый участок спектра. Его ученик Мите разработал и другие цветные участки. Он же придумал специальную камеру, позволяющую использовать три цвета и соответствующий ей проектор. Публичная демонстрация устройств состоялась в Берлине в 1902 году.
Ученик Менделеева и Митте Сергей Прокудин-Горский пошел еще дальше, сократив время экспозиции и разработав красно-оранжевый участок спектра. Его же наработки помогли увеличить число тиража фотографий. Да и цветные фотографии, которые у него получались, больше похожи на современные.
Впоследствии фотография завоевывала все большее и большее влияние. К делу подключились знаменитые братья Люмьер (создатели кинематографа), выпустившие специальные фотопластины для получения цветных фотографий, которые вошли в широкой распространение и вывели фотодело за пределы лабораторий и дали ей дорогу в жизнь.
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, рождественских и новогодних открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые почтовые открытки. Их продажа оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа — вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные — вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.
Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, — множество открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись.
С конца 1880-х гг. художница перешла от силуэтов к акварельной технике. Над открытками она впервые стала работать в 1898 г. по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении.
Выход первых открыток Бем был приурочен к рождественским и новогодним праздникам. «Ее две акварели «Сердце сердцу весть подает» и «Мальчик» послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий».
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные «детские поэмы»» Бем, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени». С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бем воспринимается как несколько завышенная. Однако следует признать, что Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX — начала XX в. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов — ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.
Последние предреволюционные Рождественские и новогодние праздники Российская империя встретила как участница Первой мировой войны. Это не могло не найти отражение и на праздничных открытках.
Рождество в России
Рождество в России, как отмечают и празднуют, традиции русского народа. У нас много красивых фото Рождества из разных городов России.
Порадуйте ребенка и близких поздравлением от Деда Мороза на Новый Год
Создайте волшебное новогоднее настроение ребенку и родным заказав им звонок с личным поздравлением от Дедушки Мороза.
Выберите прикольное, музыкальное поздравление: от Деда Мороза, от В.В. Путина или получите приятный розыгрыш на Новый год.
Разыграйте своих близких, друзей, подруг, коллег, одноклассников и просто знакомых:)
Нажмите левой кнопкой мыши на картинку, чтобы увеличить ее и скачать в более высоком качестве.
Рождество в России, традиции русского народа
Рождество Христово в России, фото
Как празднуют Рождество в России?
Рождество Христово в России, фото
Традиции Рождества в России
Картинка Рождество
Традиции Рождества в России
Рождество Христово в России
Традиции Рождества в России
Разыграй друга по телефону или отправь прикольное душевное поздравление на Новый Год!
Выберите прикольное, музыкальное поздравление: от Деда Мороза, от В.В. Путина или получите приятный розыгрыш на Новый год.
Разыграйте своих близких, друзей, подруг, коллег, одноклассников и просто знакомых:)
Создайте волшебное новогоднее настроение ребенку и родным заказав им звонок с личным поздравлением от Дедушки Мороза.
Наш самый любимый, самый светлый праздник – Рождество. Время, когда так легко верить в чудо и ощущать добро, из которого соткан мир.
Даже не верится, что почти 80 лет Россия жила без этого прекрасного дня. В советские времена любая вера в Бога запрещалась. Соответственно, в «черный список» угодило и Рождество. И какое счастье, что теперь мы отмечаем его, не скрываясь.
В честь праздника, «Комсомолка» собрала самые волшебные рождественские открытки из царской России. Да, в те времена не было продвинутых типографий и фотошопа, но мастера создавали на удивление теплые и красочные карточки. Настоящие шедевры – по другому и не скажешь.
Фото: Асхат БАРДЫНОВ
Традиция шумно отмечать Рождество издавна существовала на Руси. Но Петр I внес в этот праздник много новинок.
По примеру Германии, на улицах и в домах Петербурга стали появляться елки и еловые ветки. Тогда никто не воспринимал это деревце как новогоднее и даже не помышлял украшать его в преддверии праздника.
«В знак доброго начинания и нового столетия века после долгожданного благодарения Богу и пения в церкви, по большим знатным улицам и перед воротами домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых», — говорилось в приказе царя.
Ослушаться батюшку тогда не рисковали, но, как известно, русский народ тяжело принимает новшества. Поэтому после смерти Петра елки вновь исчезли.
Фото: Асхат БАРДЫНОВ
— Существует несколько разных легенд, почему христиане выбрали именно елку, — говорит основатель Детского музея открытки в Петербурге Виталий Третьяков. – По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу.
Традиция украшать ее появилась в ХVI веке. Немцы вверх тормашками прикрепляли ее к потолку, а внизу устраивали пляски.
Фото: Тимур ХАНОВ
Вернуть рождественскую елку в первой четверти XIX века задумала жена великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Вероятно, будучи немкой, она скучала по родным традициям.
В 1817 году она устроила первую рождественскую елку с подарками в московском Кремле. Затем они стали появляться в Зимнем дворце. Каждому ребенку полагалась своя «зимняя красавица», рядом с которой было принято складывать подарки. Говорят, в преддверии Рождества Николай I лично отправлялся по магазинам, чтобы купить что-нибудь приятное для своих близких.
Вскоре новую традицию переняла аристократия, а затем елки стали появляться и у обычных горожан.
Фото: Тимур ХАНОВ
Как мы уже писали в обзоре новогодних открыток, волшебника по имени Дед Мороз в царской России не существовали. Да, никто не клал подарочки под елки на Новый год.
Зато люди верили в святого Николая Мирликийского. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.
— У ребят было принято развешивать носки на печах и каминах, чтобы добрый волшебник спускал туда подарки через дымоходы, — говорит Виталий Третьяков.
На открытках святого изображали привычным нам образом: в красном халате, с длинной бородой и мешком, полным приятных мелочей. Позже советские идеологи повторили этот образ, создав Деда Мороза.
Фото: Тимур ХАНОВ
Сейчас на рождественских открытках принято изображать Иисуса. Как ни странно, но в царские времена этот образ не был сильно популярен. Чаще всего на карточках появлялись ангелы.
— Этот символ был распространен по всей Европе. Одинаковые открытки с разными надписями продавали в Германии, Франции, России, — говорит Виталий Поляков.
Европейские технологии по производству открыток были намного лучше. Наши мастера не могли наносить блестки. Поэтому очень часто на открытках можно встретить типичные европейские пейзажи.
Фото: Тимур ХАНОВ
С появлением фотографии, стали появляться фотооткрытки.
— Коллекционеры называют их крашенки. Это практически ручной труд. Потому что цветной фотографии не было, а цвета наносились кисточкой и анелиновыми красками. В мастерских сидели женщины и раскрашивали.
Фото: Тимур ХАНОВ
Чаще всего такие открытки продавались в фотоателье. Они пользовались бешеным спросом, ведь картинка впервые стала «живой».
Еще одна ценность подобных карточек заключается в том, что в них заключен «дух времени». Смотришь на такие открытки, и видишь, какие платья носили дети, как одевались мужчины, как наряжали елки. Все другое. А вот лица не изменились. Все та же радость от того, что праздник, от того, что в кругу семьи.
Фото: Асхат БАРДЫНОВ
В царской России все отлично знали символы Рождества и Нового года. И было недопустимым, чтобы на новогодней карточке появились, к примеру, ангелы. Хотя иногда такие оплошности встречались.
— Издатель мог запутать все, что угодно. Нарисовать символы, связанные с Новым годом, и написать поздравление с Рождеством. Это просто двоечник-издатель. Я думаю, что такие открытки хуже продавались, потому что люди тогда очень хорошо знали символы, — говорит Виталий Третьяков.
Представьте только, каждая открытка – ручной труд! Да, копии могли отпечатывать в типографии, но оригинал всегда создавался красками и кистями. И ведь правда чувствуется, что в открытки вкладывали душу. А как иначе может получиться такая красота?
Фото: Тимур ХАНОВ
В России праздничные открытки были практически особым видом искусства. Их бережно хранили, вставляя в рамки и альбомы.
По всему миру тиражировали стандартные карточки, размером 9*14. Но только не у нас!
А когда фотография прочно вошла в обиход, сделать снимок на фоне украшенной елочки стало обычным делом.
Фото: Тимур ХАНОВ
Гражданская война стала тяжелым испытанием для царской России, и в конце концов привела к развалу. Но люди продолжали верить в Бога – это придавало сил. И до последнего выпускались рождественские открытки. Правда, тогда на них чаще изображали уже не веселящихся детей на санях, как слева, а солдат, как справа.
Частыми сюжетами было возвращение с фронта домой. Этого ждали, об этом молились. И сложно сейчас представить, сколько было радости у тех, кто получал редкую весточку с полей войны.
Рождественские открытки царской России
Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а большинстве европейских стран и США – по григорианскому.
Григорианский календарь был введён в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа — вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные — вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния — святки. И несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно.
На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.
Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление.
Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.
Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками.
Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом.
И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.
Вики:
Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега».
Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»
В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочкатает. Иное развитие сюжета имеет сказка, записанная Э. В. Померанцевой в 1948 году в селе Ахлыстино Покровского района Башкирской АССР (сказительница Е. И. Кононова), в которой девочка, слепленная Стариком и Старухой из снега, зовётся Снегурушка (также называется и сказка). Девочки-соседки отправляются со Снегурушкой в лес, собирать ягоды, где они из зависти убивают Снегурушку, закапывают под кустом и пристёгивают прутиком, а Старику и Старухе говорят, что Снегурушка потерялась в лесу. Прутик с могилы Снегурушки, по просьбе своего сына, срезает Купец и делает из него дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, поёт:
Дяденька , помаленьку,
Свет родной , потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку раскололи,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Когда дудочка попадает в руки одной из «подружек», та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. «Подружек» же отправляют «в лес зверям на съеденье».
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, погибающая во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 годуН. А. Римский-Корсаков поставил по пьесеодноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числеРождество и все связанные с ним обычаи. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Однако в 1935 году в результате поворота государственной политики рождественские традиции были переосмыслены как часть светского празднования Нового года (1 января). В книгах по организации новогодних ёлок советского периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.
Для фильма «Снегурочка» (1968) у рекиМера была построена целая «деревняберендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме в 2008 году построен Терем Снегурочки, в которой та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно.