Содержание
Андреа Мантенья. Принесение во храм
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. Принесение во храм. Начало 1450-х гг. Государственные музеи, Берлин.
Эта картина относится к числу тех работ, в которых исчерпывающе выражены все признаки индивидуального художественного стиля Андреа Мантеньи, одного из крупнейших мастеров итальянской живописи Раннего Возрождения. Иллюзорная прямоугольная рама с перспективно трактованными полями направляет наш взгляд в центр композиции, на двух ее главных персонажей — Марию и Симеона.
Пространство картины тесно заполнено показанными в сложных ракурсах фигурами участников евангельского ритуала, что сообщает картине сходство с барельефом. Это сходство поддерживается и по-скульптурному четкими, словно вырезанными резцом скульптора контурными линиями, резко очерчивающими абрис головы Марии и в особенности выразительный профиль Симеона. Их лица обращены друг к другу, и начинает казаться, что пространство между ними, где скрещиваются их направленные в упор взгляды, заряжено огромным духовным напряжением.
На картине Матеньи мы можем увидеть автопортрет художника крайний справа Андреа Мантенья ,а крайняя слева его жена Николозия.
Существует ещё одна идентичная картина Джованни Беллини.Принесение во храм.Она датируется более поздним временем.1460е годы.Здесь мы тоже можем увидеть автопортрет Беллини.Скорее всего художник скопировал работу Мантеньи,но добавил персонважей своей семьи.
Беллини, также как и Мантенья, включает в свою картину современные персонажи. Их принято идентифицировать: в центре – Якопо Беллини (отец хдожника), молодая женщина, обращенная влево – Николозия (сестра художника), юноша справа (тоже смотрит влево) – Андреа Мантенья ; они недавно поженились (как видим, и Мантенья и Беллини трактуют этот евангельский сюжет как уместную тему для картины на память о бракосочетании). В картине Беллини имеются еще две фигуры, которые исследователи склонны считать автопортретом хдожника (как и на мантеньевской картине) и портретом его матери.
- Христианский Восток
- Христианский Восток. Краткая справка
- Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
- Ветхозаветные времена
- История Израильского царства
- Родина святых
- Христианские Церкви
- Константинопольская Православная Церковь
- Александрийская Православная Церковь
- Антиохийская Православная Церковь
- Иерусалимская Православная Церковь
- Православные арабы
- Древние Восточные Церкви
- Византия
- Страницы истории
- Христиане и мусульмане
- Византия и Святая Русь
- Связи Востока и России
- Церковные и дипломатические связи
- Культурные и торговые связи
- История русского паломничества
- Иерусалим — центр мира
- Синай
- Афон
- Русское рассеяние на Востоке
- Русская Палестина
- Египет
- Ливан
- Тунис
- Турция
- Греция
- Христианство на Ближнем Востоке сегодня
- Аналитика
- Интервью и статьи
- Иностранная пресса
- Археология
- Библейская археология
- Военные конфликты и памятники истории
- Христианский Восток. Краткая справка
- Святые места
- Традиции паломничества
- О чудесах
- Паломничество вчера и сегодня
- Россия
- Москва и окрестности
- Дивеево и Нижний Новгород
- Урал и Сибирь
- Юг России
- Север России
- Болгария
- Храмы и монастыри
- Святыни
- Греция
- Святые и святыни
- Храмы и монастыри
- Афон
- В паломничестве по Греции
- Египет
- Монастыри
- Храмы
- Израиль
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Паломничество по Святой Земле
- Служение на Святой Земле
- Иордания
- Святые места
- Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
- Русский паломнический центр на Иордане
- Италия
- Храмы
- Святыни Италии
- Кавказ
- Святыни и святые места
- Паломнические заметки
- Кипр
- Почитаемые святые
- Храмы
- Монастыри
- Ливан
- Храмы и монастыри
- Палестина
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Подворья РДМ
- Сирия
- Святые места Сирии
- Храмы и монастыри
- Война в Сирии и ее культурное наследие
- Турция
- Черногория
- Храмы и монастыри Черногории
- Святыни
- Праздники на Святой Земле
- Рождество
- Пасха
- Троица
- Богородичные праздники
- Информация для паломника
- Реликвии Искупления в современном мире
- В Израиль без визы
- Авиабезопасность Израиля
- Что взять с собой в Израиль
- Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
- Адреса монастырей
- Гостиницы РДМ
- Музей путешествий и паломничества по святым местам
- Приглашаем в паломничество
- Традиции паломничества
- Православная культура
- Святая Земля в культуре Руси
- Паломничество и русская литература
- Паломничество и культура
- Образ Святой Земли в русской литературе
- Путешествия русских писателей на Восток
- Священное Писание в русской литературе
- Стихи о Библии и Евангелии
- Ветхий Завет в русской литературе
- Евангельская история в стихах русских поэтов
- Авторские строки
- Русская литература и христианство
- Обзоры
- Перечитывая классиков
- Православная литература как жанр
- Псалмы и молитвы в русской поэзии
- Молитва в творчестве русских поэтов
- Стихи-молитвы русских поэтов
- Переложение псалмов в русской поэзии
- Святая Земля и Восток в живописи
- Ветхий Завет в живописи
- Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
- Статьи
- Евангелие в русской живописи
- Иоанн Предтеча
- Бегство в Египет
- Христос-отрок
- Христос в пустыне
- Христос в уединении на Генисаретском озере
- Проповедь Христа и евангельские притчи
- Чудеса Христа в русской живописи
- Женщины, служившие Христу
- Страстной цикл
- Образы и деяния апостолов в русской живописи
- Страшный суд в русской живописи
- Статьи
- Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
- БАСИН П.В. (1793-1877)
- БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
- БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
- ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
- ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
- ГЕ Н.Н. (1831-1894)
- ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
- ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
- КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
- КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
- ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
- ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
- НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
- ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
- ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
- РЕПИН И.Е. (1844-1930)
- РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
- СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
- СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
- ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
- ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
- Первые христиане и мученики в русской живописи
- Святой Николай Чудотворец в русской живописи
- Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
- Калики перехожие в русской живописи
- Образ странника-богомольца в русской живописи
- Выезды и походы на богомолье в русской живописи
- Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
- Православные праздники в искусстве
- Рождество Христово
- Крещение Господне — 19 января
- Сретение Господне — 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
- Пасха
- Вознесение Христа, Троица, Духов день
- Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
- Преображение или яблочный Спас — 19 августа
- Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
- Богородичные праздники
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
- Паломнические реликвии
- Евлогии с Востока
- Церковное искусство
- Ставрография
- Иконопись и иконография
Биография
Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен знатоком древностей и художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, который пробудил в нём интерес к античности. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.
В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. Первой крупной работой художника стала роспись капеллы Оветари в Падуе совместно с Никколо Пиццоло. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.
В 1453 году Мантенья женился на дочери Якопо Беллини Николосии (Николозе). В 1460 году он становится придворным художником у герцогов Гонзага и остаётся в этой должности до своей смерти.
В 1466–1467 Мантенья посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
В своей живописи он следовал традиции флорентинца Мазаччо, но отдавал предпочтение более стойкой темпере, как это было принято у мастеров Венеции.
Мантенья скончался 13 сентября 1506 года в Мантуе. Его прах покоится в базилике Сант-Андреа.
Ссылки
- Maurice Sendak Lecture on «Descent into Limbo»
- The Frick Collection Report 2000, includes «Descent into Limbo»
- Святой Марк (1448)
- Профиль мужчины (1448—1450, 1460—1462)
- Серафим (1449—1450)
- Святой Иероним (1449—1450)
- Поклонение пастухов (1450—1451)
- Триграмма Христа меж двух святых (1452)
- Полиптих святого Луки (1453—1454)
- Взятие на небо Девы Марии (1453—1457)
- Мученичество и перенесение обезглавленного тела святого Христофора (1454—1457)
- Святая Евфимия (1454)
- Гефсиманское моление (1455)
- Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Людовиком (1455)
- Благословляющий младенец Христос (1455—1460)
- Святой Себастьян (1456—1457)
- Алтарь святого Зенона (1457—1459)
- Гефсиманское моление (1457—1459)
- Распятие (1457—1459)
- Воскресение (1457—1459)
- Портрет кардинала Людовико Тревизана (1459—1460)
Лудовико III Гонзага
- Мадонна Батлера (1460)
- Триптих в Уффици (1460)
- Святой Георгий (1460)
- Портрет мужчины (1460—1470)
- Портрет Франческо Гонзага (1461)
- Смерть Девы Марии (1462)
- Христос с душой Богоматери (1462)
- Мадонна со спящим младенцем (1465—1470)
- Брачный чертог (1465—1474)
- Портрет Карло Медичи (1466)
- Вакханалия с силеном (1458—1490)
- Морская драка (1458—1480)
- Вакханалия у чана (1458—1490)
Федерико I Гонзага
- Мёртвый Христос (1475—1478)
- Мадонна с младенцем (1480—1485)
- Святой Себастьян (1481)
Франческо II Гонзага
- Святой Бернардин Сиенский меж двух ангелов (1460)
- Суд Соломона (1495)
Сретение — картины западных художников
- По иконографическим канонам средневековой Европы, сцена Сретения изображалось художниками под каменной Алтарной Сенью Храма, слева от Алтря- Мария с младенцем на руках и за ней Иосиф с двумя голубками, символическое приношение храму.
- Справа от Алтаря Симеон Богоприимец устремляющийся к младенцу за ним Анна Проротцица с длинным свитком в руке.
Dzhotto-di-Bondone «Принесение во Храм»
Праздник Сретения Господня стал одним из излюбленных сюжетов для европейских художников, о чем свидетельствует наша подборка картин.
Ян ван Скорел. Принесение Христа во храм
«Ныне отпущаеши…»
Переступив порог храмового двора, путники увидели величественного старца, шествовавшего им навстречу. Звали его Симеон. Этому таинственному мужу «было обещано Духом Святым», что он не умрет, пока не встретит Мессию (Христа).
Согласно средневековому преданию, Симеон был одним из переводчиков Библии на греческий язык. Переводя Книгу пророка Исайи, он усомнился в пророчестве о рождении Мессии-Эммануила от Девы (7 глава), был наказан за это томительным ожиданием и жил неимоверно долго – более трех столетий!
Ученый старец стал олицетворением всего Ветхого Завета, смысл истории которого воплощался в многовековом ожидании Спасителя мира. Симеон одряхлел и устал, его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя чужим на этой земле.
Франческо Бассано-младший. Сретение Господне
Но наступил день, замкнувший череду нескончаемых лет, и мудрец, пресыщенный днями, направился в Храм. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон сразу узнал всю жизнь ожидаемого Мессию. «Наконец-то! – вырывается вздох из его груди. – Совершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти, чтоб приложиться к праотцам».
Франческо Бассано-младший. Сретение Господне
Приняв Богомладенца на руки (и получив за это прозвище Богоприимец), стоя на пороге Нового Завета, переступить который ему не дано, произносит он от лица ветхозаветного человечества свои знаменательные слова, ставшие молитвой и повторяющиеся за каждой Вечерней:
«Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего,исполнив слово Твое, Владыка,ибо видели очи мои спасение Твое,уготованное Тобою для всех народов –свет для просвещения язычникови славу народа Твоего Израиля»
(пер. С. Аверинцева)
Фра Бартоломео. Сретение
Символика встречи бесконечно перерастает буквальное значение этого евангельского события, и оно становится встречей Ветхого и Нового Завета, оправданием и исполнением в Иисусе Христе древних мессианских чаяний. Для иудеев Он – слава, для идолопоклонников-язычников – свет.
Фра Анжелико. Принесение во храм. 143
Прозревая ту борьбу, которая развернется вокруг личности явившегося в мир Христа (ибо Его учение станет камнем преткновения для многих), старец Симеон прибавил, обратившись к юной Марии: «И Тебе Самой душу рассечет меч…». Эти слова будут сопровождать весь крестный путь Богоматери: от обагрившихся кровью невинных младенцев ночных улиц Вифлеема до страшного холма со зловещим названием Голгофа («Череп»).
Таково основное содержание и смысл праздника Встречи-Сретения, завершающего собой цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир Богочеловека Иисуса Христа.
Филипп де Шампань. Принесение во храм
«Отдание» Рождества
История рождественского цикла и его литургического становления весьма сложна и выяснена лишь в своих общих чертах. Исторически несомненным является то, что из некоего синтетического праздника Тэофании (Богоявления), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение в Храме Иерусалимском. В него включены и менее торжественные праздники, являющиеся как бы производными от этих основных: Неделя святых праотец и др.
Тинторетто. Принесение во храм
Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью».
Стефан Лохнер. Принесение Христа во храм
А поэтому «и не ошибется тот, кто признает его праздником праздников, субботой суббот, назовет святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».
Литература:
Рубан Ю. И. Сретение Господне. (Опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994. – 213 с., илл.
(Приведены подробные библиографические указания.)
Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: РГГУ, 1997.
Себастьян Бурдон (1616 Монпелье — 1671 Париж) — Принесение во храм
Сретенье – Иосиф БродскийАнне Ахматовой
Когда Она в Церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.
Тот Храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
«Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он – Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами Храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах
спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Питер Кук ван Альст. Принесение во храм
Мария молчала. «Слова-то какие …»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему Храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами Храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Март, 1972 г.
Пальма иль Джоване. Принесение Христа во храм
Матиас де Торрес. Принесение во храм
Игорь Онуфриенко. Сретение
Есть Бог и я, есть я и Бог —
Две неразрывных единицы…
Исканий искренних итог
Позволил нам соединиться.
Из всех дорог — дорога в храм!..
Остановлюсь на перепутье —
В благодаренье тем слезам,
В благодаренье той минуте,
Когда в безмолвии греха
Уста открылись покаянью,
Внимая пламенным стихам
В лучах надмирного сиянья.
Через людей — к людским сердцам.
Через людей — к попытке верить.
Открыта всем дорога в храм —
Лишь отвори молитвой двери.
Навстречу чуду, человек!
В счастливом, радостном прозренье
Вольемся в благостный завет
Души и Духа единенья!
***
Мастер Сан-Северино из Кельна. Принесение Христа во храм
Александр Бехтин. Сретенье
В беззвучной тишине услышать,
И в шуме городском узнать.
Не обмануться,
И не разминуться.
Увидеть,
Полюбить,
Понять.
Не заслониться
И не отвернуться.
И слепнувшей душой прозреть!
И разглядеть.
И, умалив себя, суметь
Открыться,
В преклонении склоняясь.
Расплакаться,
Омыться,
И принять!
И возвратиться,
Чтоб себя узнать.
А в будущем, чему бы не случиться,
Всегда надеяться,
Держаться
И молиться.
И больше не терять.
14 февраля 2012 года
Лоренцо Лотто. Принесение во храм
Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311
Джотто. Принесение во Храм — 1305 Капелла Скровеньи, Падуя
Джотто ди Бондоне. Принесение во храм
Джованни ди Паоло. Принесение во храм. 1440
Джеймс Тиссо. Сретение.
Гербранд ван ден Экхоут. Принесение во храм
Ганс Гольбейн Старший. Принесение Христа во храм. 1500–01
Витторе Карпаччо. Принесение во храм
Арент де Гелдер — Гимн Симеона, ок 1700-1710.
Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.
Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 134
Стефан Лохнер «Сретение», 1445. 35,5 × 22,5. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
автор подборки Орлова Анна
Сретение Господне: в картинах и иконах
Сретение Господне – 15 февраля в 2012 году
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
Ян ван Скорел. Сретение Господне. 1524-26 гг.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Сретение Господне. Джироламо Романино. 1529 г.
В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет.
Сретение. Джованни Беллини. 1459 г.
И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Сретение. Филипп де Шампень
Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.
Сретение. Питер Кук ван Альст
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.
Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.
Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).
Сретение. Джотто ди Бондоне. 1320-25 гг.
Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
Сретение. Пальма Джовани. 16-17вв.
Сретение. Андреа Селести. 1710 г.
Сретение. Симон Вуэ
Сретение. Франц Ленхарт
Сретение Господне. Италия. 17 век
Сретение Господне. Тинторетто
Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг.
Сретение. Амброджо Лоренцетти. 1342 г.
Икона «Сретение Господне»
Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» — одна из таких.
Сретение Господне — великий двунадесятый праздник, который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.
История и описание иконы
История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.
Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.
Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.
Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.
В чем помогает икона «Сретение Господне»
Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.
Молитва перед иконой
Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш», «Живые помощи», «Символ Веры». Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:
«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».
Где находится икона
Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.
День иконы «Сретение» — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Конспект занятия «Святой и чистый праздник — Сретение Господне»
Елена Каратаева
Конспект занятия «Святой и чистый праздник — Сретение Господне»
Святой и чистый праздник – Сретение Господне.
Цель:
Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с праздником православного календаря — событиями и смыслом Сретения Господня.
2. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа.
3. Содействовать развитию высших чувств: любви, благодарности, восхищения перед образом Господа Иисуса Христа.
4. Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни — православная вера.
5. Развивать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.
6. Закреплять навыки работы с бумагой.
7. Воспитывать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
Предметно- пространственная среда:
Иконы: Рождество Христово, Сретение Господне, подсвечник со свечой, стеклянный сосуд, цветные камешки, звонница, клубочек, заготовки для голубей, фломастеры, клей, блёстки, шкатулка, Изба оформлена в русском народном стиле, стоят лавки, застланные домоткаными ковриками, прялка, печь, корзина, в которой сидит курица, кот на печке, нераскрывшийся цветок в плошке на столике. (внутри прикреплены семена фасоли)
Оборудование: проектор, презентация, диск с аудиозаписью, музыкальный центр.
Заставка. Слайд №1
Звучит музыка, дети входят в зал, оформленный под русую избу. Их встречает Хозяюшка.
(воспитатель в народном костюме)
-Проходите, детушки малые, детушки румяные да улыбчивые. Гости в дом, хозяину в радость!
Я спешу сказать вам — здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам — благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам — Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем вам ребята
И гостям в зале —
Хорошего настроения.
Всем вам сегодня низко кланяюсь я! (поклон)
А чтобы день принёс на много доброго, давайте встретим его «Песенкой начала дня».
Дети поют:
Солнышко встало
Скрылась ночи тень,
Господи благослови
Всем нам этот день.
Хозяюшка:
— Мои милые друзья. Как замечательно, что вы пришли ко мне в гости, я очень этому рада. Проходите в избу, рассаживайтесь по лавочкам поудобней. (дети садятся на скамеечки)
Сл. №2 1 звук
Голос (аудио запись):
К вам сегодня в гости очень я спешил,
Про радостную встречу рассказать решил
Но загадку про меня отгадаете друзья,
И тогда, к вам сразу в срок
Появлюсь я на порог.
Хозяюшка. Ребята, слышите, чей же это голос? Кто с нами разговаривает?
Сл. №2 (2 звук)
Загадка: 1. Всех вас я оберегаю.
Мысли ваши и тайны все знаю.
Вместе с вами веселюсь я удаче,
А согрешите — страдаю и плачу. (Ангел)
Звук в записи появление ангела (Слайд с ангелом №3 и запись в голосе №2):
Ангел (голос)
Да, я Ангел- вестник Божий. Всегда нахожусь рядом с вами и защищаю от всякой беды. Пока вы увидеть меня не сможете, но я буду вам помогать узнать много доброго и интересного.
Хозяюшка.
Ангел божий, мы очень рады, что ты с нами и сегодня постараемся порадовать тебя.
Воспитатель предлагает взяться детям за руки, и сказать слова:
Господи, благослови,
Добрый Ангел, помоги!
Дети поют:
1. Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей.
Пр. Господи мой, сердце открой,
Дай мне услышать ангельский хор!
Господи мой, сердце открой,
Знаю, Ты Бог Живой!
2. Ангелов Бог посылает с небес
Для возвещения Божьих чудес.
Веру и радость приносят они,
Вестники Божьей любви.
Садятся на скамеечки и хозяюшка присаживается.
Хозяюшка.
-Встреча с добрыми и хорошими людьми — это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.
А вам, дети приходилось кого- то долго ждать? (возможны варианты рассказов детей)
Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
Слайд №4
Зимой много праздников мы отмечаем. Совсем недавно мы праздновали один из самых радостных и светлых праздников, который ждут все люди. Что это за праздник? (Рождество Христово)
Правильно, ребята!
Слайд № 5
Посмотрите внимательно на икону Рождества Христова.
-Можем ли мы, глядя на икону узнать какое радостное событие, произошло в жизни этих людей?
-Что это за событие? (Рождение Иисуса Христа)
-Кто лежит в яслях? (младенец Иисус Христос)
— Когда родился Иисус, что случилось на небесах?
-А кто возле него тихо склонился? (Богоматерь Мария и Иосиф)
А сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном великом православном празднике, Сретение Господне, который мы отмечаем 15 февраля. Давайте закроем глаза, и в мыслях перенесёмся в края далёкие, в старину глубокую. Отправляемся мы с вами в те дни февральские.
Тысячи лет люди ждали обещанного Богом пришествия Иисуса Христа, и вот около 2000 л назад это чудо совершилось. Родился Христос.
Когда младенцу было 40 дней, Пречистая Дева Мария с обручником Иосифом пришли в храм Иерусалима, для того чтобы исполнить древнюю традицию. Они принесли на посвящение Богу маленького Иисуса. Богатые люди в такой день приносили в храм — овечку, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных.
Мария и Иосиф были бедны и принесли с собой двух голубей.
(слайд № 6)
Давайте внимательно рассмотрим икону Сретенье Господне
Рассматривают икону Слайд № 7
-Кто пришёл в храм?
-Кто этот младенец?
— Что держит в руках Иосиф?
-Кто держит на руках маленького? (дедушка)
Это дети, старец Симеон.
(слайд № 8)
— Кого мы называем старцем? Он очень старенький, седовласый. Как вы думаете, сколько ему лет? (З60 лет) Живут люди столько лет?
Перед рождеством Христа, Господь через Ангела сказал Симеону о том, что Симеон будет жить очень долго, пока не увидит собственными глазами Спасителя Мира. Он очень долго ждал этого важного события. На входе в церковь, Пресвятую Деву и Иосифа встретил старец Симеон.
Увидев Младенца Марии, он тотчас узнал в Нем Спасителя, взял Его на руки стал славить Господа и воскликнул: «Ныне отпускаешь Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром. Я увидел глазами моими спасение, которое Ты приготовил для всех народов». Т. е. теперь ты отпускаешь меня Господи с миром, моя душа может вознестись на небеса.
Потом, обратившись к Марии и Иосифу, он благословил и стал говорить о будущем Иисуса.
Он предупредил Марию, что ей придется много страдать, что она увидит смерть своего Сына.
Удостоилась встретить Господа в этот день и пророчице Анне. (обращает внимание детей к пророчице Анне на иконе)
Слайд №
Много лет жила эта женщина при храме, день и ночь служила Богу постом и молитвой.
Теперь вместе с Симеоном, она прославила Бога, и всем говорила о пришедшем Сыне Божием. А Симеона стали называть БОГОПРИИМЦЕМ, ведь это он принял на свои руки Христа. Этот день в Православной церкви стал большим праздником под названием «Сретение Господне». «Сретение»- значит встреча — старца Симеона и Богомладенца Христа.
Песня «Сретение Господне»
1. Приходите в храм
Встаньте у порога
Будем славить Бога.
Бог сегодня там.
Пр. Сретение Господне
Празднуем сегодня
Исполняется закон
Славит Бога Симеон.
2. Он ждал триста лет.
Бога Воплащенья.
Людям во спасенье
Новый дан Завет.
Пр. Сретение Господне,
Празднуем сегодня
На младенца и на мать.
Сходит Божья благодать.
3. Симеон хвалу творит,
Богу и Марии
Дух святой над ними
Старца вразумит.
Пр. Сретение Господне,
Празднуем сегодня
Гвозди, крест и копиё,
Мир готовит для неё.
Хозяюшка:
А сейчас, потихоньку подойдём к иконе (дети подходят к иконе) В храме есть обычай, подойти к иконе, помолиться и зажечь свечу. Свеча символизирует нашу горячую любовь к Богу. Давайте и мы зажжём свечу (зажигает). Пусть наша душа будет так же горяча, как этот огонь и пусть она будет всегда стремится навстречу к Богу.
Ребёнок
1. Мы празднуем Сретение —
Иисуса в храм вхождение,
Молитвой чистой, радостной,
Мы праздник освятим!
2. Нынче Сретенье Господне,
Встреча с Господом сегодня.
Пусть подарит веры свет,
Чтоб избавить вас от бед.
3. Вы надежду берегите,
Счастье верное храните,
Верьте в Бога и людей,
До последних мира дней!
Физкультминутка. (Под спокойную музыку)
Бог создал цветочки,
Травку, деревца.
Складываем ладоши тыльными сторонами друг к другу и показываем цветочки
Ягоды, грибочки,
Речку в берегах.
Соединяем большой и указательный пальцы в колечки – это ягодки, ставим ладошку на кулачок – это грибок, показывает волнообразными движениями кистей рук воду – это река.
А ещё создал Он
Много так плодов:
Сжимаем и разжимаем поочерёдно кулачки
И арбузик алый,
Показывает большой круг.
С хвостиком морковь,
Соединяем «домиком» ладошки.
Яблоки и груши,
Имитируем сбор урожая с ветки.
Дыню и чеснок.
Складываем ладошки в шарик, соединяем пальцы между собой в замок.
Чтоб могли мы кушать
Подарил нам Бог!
Гладим живот, поднимаем руки вверх
Пусть ему несётся
Слава и хвала
Выполняем 4 хлопка
За его заботы,
За его дела!
Поочерёдно разворачиваем ладонью вверх руки.
Хозяюшка:
Ребята, скажите, в каком месте мы с вами ближе всего к Богу?
(в храме) (.Слайд№ 10 храм)
Конечно, в Храме. Храм –это дом Божий на Земле. У храма так же как и вас есть своё имя. Какое же имя у храма, который есть в нашем городе? Посмотрите на слайд, узнаёте? (Этот храм нашего города — Ильинский кафедральный собор.) Он назван так в честь святого пророка Ильи.
А также церковь Александра Невского. Названа в честь святого Александра Невского, который прославился как военачальник, не проигравший ни одного сражения.
-А вы знаете как нужно вести себе в храме?
-Для чего люди ходят в храм?
(христиане ходят в храм Божий для того, чтобы помолиться Богу). Молиться – значит разговаривать с Богом. Посещение храма русские люди часто сравнивали с лечебницей, в которой исцеляются душевные недуги.
Ребёнок:
Церковь празднует сегодня
Праздник Сретения Господня
Льется колокольный звон.
В храме старец Симеон
Он Христа встречает
И как Бога величает.
Дети поют
По дорожке в Божий храм
Мы с тобой идём
И повсюду слышится колокольный звон
Это храм нас зовёт
Это праздник идёт.
Звучит Колокольный перезвон в записи.
Слайд №11 с колоколом
Хозяюшка.
-Слышите, звонят колокола, а почему звонят колокола? (они зовут нас в Храм)
Ребята, давайте и мы позовём всех людей в Храм на встречу с Богом.
Дети звонят в колокола
Воспитатель звонит в колокольчик.
Колокольчик озорной
Он всегда везде со мной
В колокольчик позвоню,
На игру ребяток приглашу.
Игра «Волшебный Клубочек»
Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд
Посмотрите на этот сосуд. Скажите мне какой он? (стеклянный, прозрачный, хрупкий, чистый) А можно сравнить этот сосуд с душой маленького ребёнка?
Душа у малыша такая же чистая, хрупкая, светлая.
Что же нужно делать, чтобы наполнить эту чистую душу малыша, чтобы он вырос добрым, хорошим, честным?
(Наполнить душу хорошими качествами.)
В таком случае можно поиграть в игру «Волшебный клубочек». В руках у меня волшебный клубочек под песенку мы будем передавать его друг другу, на ком закончится музыка, тот берёт «волшебный камешек» (цветные камешки) -это будет хорошее качество человека и опускает его в сосуд
(3-4 раза с детьми и 2 раза с гостями.)
Ты катись клубок по кругу
Быстро, быстро по рукам
У кого сейчас клубочек
Тот ответ даёт нам.
Хозяюшка. Вот мы и наполнили этот сосуд, как душу прекрасными качествами. Они называются добродетелями. А чтобы их приобрести и сберечь каждому из вас, нужно научиться любить и дружить друг с другом. А наш Ангел всегда будет с нами.
Звучит мелодия «Полёт Ангела». Ангел появляется и танцует (ребёнок).
Здравствуйте, ребята! Как я рад встретиться с вами. Вы меня очень порадовали, сегодня вы получили много нового и интересного.
Слайд № 12 распускание цветка
Хозяюшка. Ребята, сегодня в праздник Сретения Господня, прилетел к нам Ангел Божий, и солнечный лучик посветил на мой цветочек. Посмотрите, он распускается (хозяюшка берёт цветок и незаметно продвигает зелёный бутон вниз, цветок раскрывает свои лепестки. В центре прикреплены семена фасоли).
Ой, а что это внутри цветка? (СЕМЕНА) Это не простые семена, а семена наших знаний. Возьмите каждый по семечку.
Ангел.
Я принёс с собой копилку добрых знаний. Давайте соберём наши знания в одну копилку. Я буду вам задавать вопрос, и если вы отвечаете правильно, то кладёте семечко в эту копилочку. И так, слушайте первый вопрос:
— С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)
— Что он обозначает? (встреча человека с Богом)
-Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)
-Как звали старца, который ждал рождения Спасителя? (Симеон)
-Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)
— В храме этого города произошла встреча младенца Христа со старцем Симеоном? (В городе Иерусалиме)
— А как звали пророчицу в Храме Иерусалима, которая вместе с Симеоном прославляла Бога?
— В каком месте встречаются все православные люди? (В храме)
Хозяюшка.
Вот сколько мы собрали семян добра в нашу копилку. Но самое главное, мы посеяли в наши души невидимые семена – это слово Божье. Я надеюсь, что они прорастут в ваших душах и дадут хорошие ростки. А эти семена, мы посадим в горшочек в нашей группе, а когда появится росток, мы пересадим весной в наш огород.
Берет корзину с заготовками в руки.
Ребята, я предлагаю вам сделать белых голубков, которых принесли Богородица Мария с Иосифом в благодарность Богу за рождение Младенца. Белый голубь – это символ святого Духа. Подарим их нашим гостям, с пожеланием, чтобы Святой Дух всегда пребывал с ними.
Продуктивная деятельность.
Звучит мелодия и дети приступают к работе. Слайды меняются во время работы №13, 14, 15, 16.
Делают голубей из заготовок, на картонной основе туловища сделана прорезь. Крылья из бумаги сложенной гармошкой, продевают в эту прорезь. Туловище птицы украшают белой нарезанной мишурой.
Дарят гостям.
Хозяюшка:
— Мы вместе с Ангелочком желаем, чтобы вы всегда были здоровыми и радостными, пусть в вашей жизни обязательно случится встреча с Богом. Муз. рук.
Желаем вам расти честными, творить только добрые дела, научиться любить, как любит нас Господь.
Обращается к гостям
Со Сретением Господним, дорогие гости, поздравляем вас.
Пусть Иисус услышит каждого из нас.
Пусть идут молитвы только от души.
Чтобы мы не жили никогда во лжи.
Дети поют
А мы попросим Отца Бога Света
Всем гостям нашим многая лета
Многая, многая, многая, многая, многая, многая лета/ 2 раза
Муз. рук.
Дорогие гости! А теперь давайте мы с вами пожелаем нашим детям, которые приготовили для вас эту замечательную встречу, все вместе многая лета.
Муз. рук. (поёт) А мы попросим Отца Бога Света
Для всех детей наших многая лета.
Поют гости. Многая, многая, многая, многая. Многая, многая лета.
Многая, многая, многая, многая. Многая, многая лета.
Открытки на Сретение Господне
Сретение Господне (Принесение во Храм) — отмечается 2 февраля по юлианскому календарю, соответственно, по григорианскому выпадает на 15 число. Этот праздник посвящен одному из этапов земной жизни Иисуса Христа — принесению во Храм младенца Христа его родителями. По закону Моисееву, на сороковой день после рождения родители должны были приносить своих первенцев в храм для посвящения Богу. При этом в благодарность Богу следовало принести жертву. Во исполнение этого закона на сороковой день после Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалимский храм. В храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец. В качестве жертвы принесли двух птенцов голубя. Славянское слово «сретение» можно перевести на современный русский язык как «встреча». Праздник символизирует собой встречу человечества в лице Праведного Симеона Богоприимца с Богом, а также встречу Ветхого и Нового Заветов. Праздник Сретения начали отмечать в IV веке. Изначально он не был самостоятельным праздником, а просто завершал сорокадневный цикл после праздника Богоявления. После Халкидонского собора 451 года получила развитие тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа, и в конце V — начале VI века Сретение утвердилось как самостоятельный праздник годового календаря. В православной традиции Сретение входит в число Господских праздников, которые посвящены непосредственно Иисусу Христу, но по своему богослужебному содержанию оно гораздо ближе к Богородичным праздникам: сразу после возникновения оно рассматривалось скорее как праздник, посвященный Божией Матери.