Содержание
- Женщина спасается чадородием?
- Непростые тексты апостола Павла
- Женщина «спасётся через чадородие» — как понять Библию?
- Как женщина спасается через чадородие, или деторождение?
- Толкования Священного Писания
- Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся
- Женщина спасается чадородием
- Миф о спасении через чадородие…
- Как именно женщины спасаются через чадородие?
Женщина спасается чадородием?
Споры о том, какой он – путь православной семьи и православной женщины – не утихают сегодня, как не утихают они, пожалуй, с момента распада традиционной семьи и возниконовения семьи атомарной, когда считается, что для правильной семьи достаточно родить одного-двоих детей и остановиться на этом. «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15) – говорится в послании апостола Павла.
Отзывы, последовавшие после опубликованной недавно статье многодетной мамы Наталии Ялтанской Почетно ли быть многодетными? показали, что смысл слов апостола Павла остается непонятным для многих. С просьбой разъяснить смысл этих слов мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, председателю редакционного совета нашего портала, отцу 12 детей, дедушке 18 внуков.
— Отец Александр, почему, по слову апостола Павла, женщина спасается чадородием? Реально ли это в наши дни, когда многодетной семье так сложно жить? И означает ли это, что работающая женщина, имеющая, скажем, одного-двух детей, не спасется?Означает ли это, что количество рожденных детей влияет на спасение? Означает ли это, что семья, которой Богом не даны дети, как и в Ветхом Завете считается грешной и не имеет надежды на спасение?
— Вспомним первую заповедь, данную Господом человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28).
Господь заповедал семьям рождать детей, и из первой заповеди очевидно, что детей в семье должно быть несколько, чтобы земля наполнялась людьми.
Часто задают вопрос – что же, если у нас нет детей, то мы не спасемся? Важно понимать, что спасение зависит не от количества детей – ведь не всякая семья может иметь детей, а зависит от готовности человека принять волю Божию и не противиться ей. Если по биологическим причинам, причинам, не зависящим от мужа и жены, в семье нет детей, если не дает детей Господь, то это не поставится им в грех. Речь идет о тех семьях, которые противятся рождению детей, делая аборты или сознательно препятствуя зарождению новой жизни.
Часто приходится слышать самые изысканные формулировки и способы аргументировать нежелание принять в семью еще одну жизнь: «Лучше смиренно воспитать одного ребенка, чем восьмерых и гордиться этим», «Лучше воспитать одного ребенка хорошо, чем десятерых плохо». Это классические приемы манипулирования сознанием: примеры окружающих нас семей не подверждают утверждения, что родители одного ребенка гарантированно дарует его родителям стяжание смирения, а десять детей обязательно недоедают, не получают образования. На несчастье одного счастья других не построить. На убийстве одного ребенка не построить счастье другого ребенка. На несчастии одного ребенка, лишенного волей родителей полноценной семьи, братьев и сестер, невозможно дать по-настоящему гармоничного воспитания. Почему родители считают, что общение с ними и с педагогами более благотворно подействует на ребенка, чем общение с младшими братьями и сестрами, забота о них?
В семье родители многому учатся у детей, старшие многому учатся у младших. Антон Семенович Макаренко, например, гениальный педагог, который смог воспитать десятки самых трудных детей, был принципиальным сторонником большой и дружной семьи. Он считал, что «система единственного ребенка» делает задачу воспитания исключительно трудной. Даже в скромной семье единственный ребенок превращается в принца или принцессу. Родители воспринимают его не иначе, как единственного претендента на счастье и удачу. «Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В подобных случаях только противоестественная слабость родительской «любви» может несколько уменьшить опасность. Но если эта любовь имеет только нормальные размеры, дело уже опасно: в этом самом единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его, — значит потерять все. Его единственность поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники. Нет братьев и сестер — ни старших, ни младших — нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения. Просто ничего нет, даже обыкновенного соседства. В очень редких случаях товарищеский школьный коллектив успевает восстановить естественные тормоза для развития индивидуализма. Для школьного коллектива это очень трудная задача, так как семейные традиции продолжают действовать в прежнем направлении».
Нравственно ценная потребность, — утверждает Макаренко, — может вырасти только из коллективного опыта. В качестве эталона он выводит дружную и веселую семью с 13 детьми. Все дети «поражали окружающих удивительным спокойствием своих характеров. В этом переполненном семействе почти не слышно было плача. Даже самые младшие никогда не задавали таких оглушительных концертов», какие случались в других семействах. Что же делать родителям, у которых только один ребенок? Макаренко предлагает одно решение: взять в свою семью ребенка из детского дома и полюбить его, как родного. «Сделайте это обязательно, как бы ни затруднительно было ваше материальное положение. И самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей «косой» семье, избавив ее от опасного крена».
Посмотрим вокруг себя: все то, что было создано гением предков за века, сегодня нещадно разбазаривается нами, люди утратили способность жить созидательно, жить в семье. Единственному ребенку в семье очень трудно правильно наладить жизнь своей семьи: получается замкнутый круг: женщины говорят, что у них плохие мужья, ненадежные, которые не могут быть настоящими главами семей, в семье рождается единственный ребенок, который вырастает инфантильным эгоистом, и который едва ли сможет стать хорошим отцом.
В прошлом, и даже сравнительно недалеком, большие семьи были явлением обычным, а не исключительным, как сейчас. В наше время в многомиллионной Москве семей, в которых десять и более детей, всего лишь несколько десятков. Зато бездетные семьи становятся нормой. Во времена ветхозаветные неимение детей считалось большим несчастьем и даже, более того, наказанием за грехи. Чтобы показать, как глубоко и серьезно относились раньше к созданию семьи, обратимся к классике. Вот отрывок из поэмы A .С. Пушкина «Медный всадник»:
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой.
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…»
Отметим, что «Медный всадник» — это самая последняя из написанных Пушкиным поэм. Создана она в тот период его жизни, когда, после многих лет увлечения атеистическими идеями эпохи Просвещения, он глубоко, всем сердцем принял Православие.
Во времена Пушкина молодые люди к браку относились иначе, чем их современные ровесники, хотя создать семью в двадцать первом веке так же тяжело, как и в девятнадцатом, да как, впрочем, и в любую эпоху.
Первое, что отличает современников Пушкина — это активное отношение к жизни: «Но что ж, я молод и здоров, трудиться день и ночь готов». В наше время нежелание иметь детей часто объясняют материальными трудностями, но это только отговорка. Материальные трудности существовали всегда, и преодолеваются они только упорным трудом — как говорил апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3; 10).
Второе — здравое непритязательное отношение к жизни: «Уж кое-как себе устрою приют смиренный и простой». Тогда люди были готовы довольствоваться малым, не было безудержной тяги к комфорту. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Богат не тот, кто заботится о большом стяжании и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды». Подобное же по духу отношение к богатству, но несколько иначе выразил Роберт Бернс: «Богатство — штамп на золотом, а золотой мы сами».
Супруги-христиане должны быть готовы, несмотря на все трудности, строить христианскую семью, помня, что на каждого ребенка Бог посылает помощь по Своей милости. Конечно, при этом приходится отказываться от каких-то развлечений, путешествий, дорогих покупок и т.д. Но необходимое Бог пошлет.
Третье — рождение детей и внуков воспринималось как нечто естественное и желанное: «Внуки нас похоронят». Обращает на себя и спокойное, уравновешенное отношение к смерти. В наше время о смерти не принято говорить, поскольку эта тема может навести на неприятные переживания. Христианство видит цель жизни в стремлении к святости.
Многодетность семьи — одна из форм распространения христианства . В противоположность законодательству и нравам, господствовавшим в Римской империи, христианская община в самом начале своего становления объявила аборты тяжким грехом. В средние века почти во всех европейских странах аборт приравнивался к убийству близкого родственника и карался смертной казнью, которая со временем была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Такое положение сохранялось до первой половины XX века, пока отношение к абортам небыло радикально пересмотрено. Аборты стали рассматриваться как мощное средство контроля рождаемости.
Россия находится на грани демографической катастрофы. В 1999 году Фонд народонаселения ООН составил прогноз численности населения земного шара на 2050 год. Согласно этому прогнозу, население России, которое в то время составляло 147 миллионов человек, через пятьдесят лет сократится на 26 миллионов и составит 121 миллион человек. Эксперты Фонда считали, что темп сокращения населения нашей страны сохранится. Однако, это оптимистическая оценка, потому что темп сокращения будет нарастать и, по пессимистическим оценкам, численность населения России через пятьдесят лет может сократиться вдвое. За это же время численность населения США возрастет более чем на сто миллионов и составит 354 миллионов человек, то есть примерно в три раза превысит численность населения нашей страны.
В наше время, когда развито социальное страхование и медицинское обслуживание, кажется, что можно надеяться на благополучную и обеспеченную старость. Однако это не совсем так. По тем же оценкам Фонда, к 2050 году доля пожилых людей возрастет в шесть раз. Это означает, что те, кому сейчас двадцать-тридцать лет, те, кто не хотят иметь детей, через пятьдесят лет останутся один на один со своей старостью. Ведь больному и немощному человеку могут протянуть стакан воды и лекарство или поправить подушку не счет банке и не владение недвижимостью, а нежные руки родного любящего человека.
Таким образом, вопрос надо ставить не только о возможности возрождения семьи» причем большой семьи, а о крайней, насущной необходимости. Надо отчетливо понимать, что речь идет об историческом бытии нашего народа.
В двадцатом веке в России был разрушен многовековой уклад народной жизни, прервана традиция больших семей, и заново воссоздать ее теперь будет очень сложно. Вот поэтому, вступая в брак, современные молодые люди, к сожалению, часто оказываются совершенно не готовыми к тому, чтобы строить семью, стать родителями, воспитывать детей. В этом не столько их вина, сколько беда.
Женщине Господь вручил дар рождения детей. Зарождение новой жизни вложено в природу женщины. И действовать против своей собственной природы — это действовать против Самого Господа Бога.
Давайте выстроим небольшую цепочку рассуждений. Процесс зарождения жизни в соответствии с современными достижениями науки выглядит для нас процессом совершенно случайным. Слияние клеток случайно происходит на молекулярном уровне, который управляется законами квантовой механики, а те тоже по сути своей случайны. Мы не можем даже ответить, почему жизнь зарождается именно сейчас, а не месяцем раньше или месяцем позже, предположим? Мы не можем назвать ни пол, ни цвет волос, ни характер, никаких других особенностей будущего ребенка — для нас, людей, это процесс от нас не зависящий и, в принципе, абсолютно случайный.
Ну, а теперь можно задать вопрос нашему уважаемому читателю: считает ли он себя случайностью? То есть, может ли себе представить, что это не он, а его братик или сестричка? Или кто-то совсем другой? Думаю, все-таки нет. Каждый из нас считает себя личностью: я есть, потому что Я ЕСТЬ. Это уже факт жизни. На самом деле, случайное для нас для Господа Бога не случайно. И Он посылает именно этим родителям именно вот этого человека. Следовательно, если мы встаем на пути промысла Божия, мы просто становимся богоборцами. А если мы принимаем как крест (а это очень тяжелый крест!) призвание рожать детей, воспитывать их, кормить, добывать им пропитание, мы творим угодное Богу. А раз мы творим угодное Богу и несем свой крест, значит, мы волю Божию исполняем и тем самым спасаемся…
Сказать же, что если женщина растит одного ребенка, то она не спасется, конечно, нельзя. Не нам судить. Это знает Господь Бог, и тут очень многое зависит от условий ее жизни. Есть семьи, в которых очень хотят детей, а детей нет. Или хотят иметь много детей, а у них один ребенок. Это все таинственно, от нас сокрыто, это дело промысла Божия. В Священной истории мы видим разные примеры. Родители Божией Матери Иоаким и Анна долгое время не имели ребенка. Их современники осуждали их за это — тогда не иметь ребенка считалось стыдом и поношением.
У нас же сейчас стыдом и поношением считается иметь много детей, настолько мы выродились, настолько мы далеко ушли от Православия, от веры, от Христа, что естественное становится у нас позорным, и наоборот, неестественное приветствуется. Поэтому такое негативное отношение к многодетным семьям существует, но оно характерно для людей нецерковных, неверующих — это на их совести. Те, кто имеет большую семью, они исполняют свой долг перед Богом, перед своими детьми, друг перед другом. И могут жить и радоваться жизни со спокойной совестью, чем, к сожалению, не могут гордиться те, кто их осуждает.
Поскольку Господь устраивает жизнь и посылает детей, то посылает и необходимое пропитание, все, что надо для жизни. Могу утверждать это на опыте своей семьи, где мы с моей матушкой Марией с Божией помощью растим двенадцать детей. Никогда я не был семи пядей во лбу, никогда у меня не было много денег. Но всегда все дети были сыты, одеты, обуты. Причем очень активно и по-доброму помогают окружающие люди, даже незнакомые, даже неверующие. Не зря всегда говорилось: люди русские — люди добрые. Это так и осталось, как бы ни пытались изувечить, принизить национальный характер нашего народа. Очень много добрых людей. И если бы этого не было, конечно, вырастить такую семью было бы не под силу одному. Значительна и помощь государства. Из-за того, что у нас такая большая семья, мы оказываемся на виду, приходит и частная помощь из-за рубежа: люди, по каким-то причинам сочувствующие положению нашего народа, из своих скромных денег присылают какое-то вспоможение таким большим семьям, как наша. Мы всем этим людям, знаемым и незнаемым, очень благодарны… Но в первую очередь нас поддерживает то, что семья наша в Церкви. Хочу оговориться, что помогают нам не потому, что это семья священника. Все мои дети родились до того, как меня рукоположили в священный сан. Так что я — вполне рядовой человек.
Церковь всегда категорически осуждала аборт и препятствие зарождению жизни.
Правило 21 Анкирского собора: «Женам, от прелюбодеяния зачавшым, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным».Правило 91 6-го Вселенского Собора «Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы».
Правило 2-е св. Василия Великого: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния».
Правило 8-е св. Василия Великого: «… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы».
Требник, чин исповеди: «Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (…) Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».
Сегодня в православных кругах становится распространенным подгонка правил Церкви под свои желания. Действительно, в Церкви всегда существовал принцип икономии – снисхождения к человеческой немощи. А сегодня все более распространены тенденции возведения требований икономии в канон и правило христианской жизни.
Определить границу между тем, что человек может сделать, и тем, что ему не под силу, достаточно трудно: человеку свойственно идти по более простому для себя пути и искать компромиссы, выбирая между трудным путем и путем облегченным всегда намного проще выбрать второй путь и найти сотни причин и отговорок. Наши предки были сильнее и мудрее нас, и мы должны им подражать. Чтобы не сбиться со спасительного пути и не сделать ложный выбор, необходимо опираться на многовековую традицию, исполняя завет апостола Павла: «Стойте и держите предания».
— Батюшка, у вас 12 детей, 18 внуков. Было страшно пред рождением нового малыша? Как прокормить, где жить, во что одевать?
— Конечно, было иногда страшновато: первый ребенок – нормально, второй – нормально, а с третьим было страшновато. Но матушка ждала каждого малыша с большим энтузиазмом, и это чувство радости передавалось и окружающим. Дети тоже с нетерпением ждали появления нового малыша и часто спрашивали, когда же наконец родится еще один ребеночек. Я видел, что матушка не боится, и со временем этот страх прошел сам, появилось чувство, что все устраивается. И действительно все со временем устроилось. У нас были сложные ситуации, но не было тупиковых, таких, что не прорваться.
— Помните, на нашем портале «Православие и мир» некоторое время назад мы проводили опрос многодетных семей: мы просили рассказать, замечали ли люди в своей жизни, что, если Бог детей дает, то и на детей дает. Абсолютное большинство многодетных родителей ответили, что именно так в их жизни и было: с первыми детьми нередко были очень трудные условия жизни, а по мере рождения детей все проблемы неожиданно решались. Было ли так и в Вашей жизни?
— Да, так было и у нас. Самое трудно время — это трое детей. И материально, и психологически. В дальнейшем уже становится понятно, что необходимо, без чего можно обойтись, как организовать время, как распределить траты. Когда Маша ждала четвертого, мы смогли купить домик в деревне, было и на работе продвижение. В те времена были достаточно существенные детские пособия. С пятым ребенком мы переехали в большую квартиру, в сложные времена перестройки нам приходила помощь из Германии. Помогали друзья с дополнительной работой.
Конечно, в советские годы была возможность получить квартиру, хоть и не сразу, достаточно большую для нормальной жизни, сейчас с этим намного сложнее.
— Однако ведь и у вас было время, когда вы жили в двухкомнатной малогабаритной квартире и даже приходилось прибивать полочку, чтобы была возможность положить ребеночка… Потом – у всех ваших семейных детей семьи многодетные, то есть несмотря на современные трудные жилищные условия, все же у них уже очень большие семьи. В такой ситуации так просто обвинить во всем государство и ограничиться одним ребенком… Что придает уверенность Вашим детям?
Родительская любовь умножается с каждым вновь появившимся ребенком. Человек может быть полноценной личностью только, когда он кого-то любит, когда умеет и может любить. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».
Наши дети выросли в православной семье, в среде, где иметь большую семью естественно, они видели, что не мы одни такие, что у многих друзей большие семьи. И получилось так, что как и в пословице «Если Бог детей дает, то и на детей дает», у них тоже все устраивается, в том числе и с жильем.
Норма жизни христианина – это жизнь по заповедям Господним. Если в народе браки оскудевают детьми, то это признак глубокой нравственной испорченности.
(Г. И. Шиманский «Христианская добродетель целомудрия и чистоты»)
Послесловие В 2000 году вышла первая книга отца Александра «Венцы царские, венцы крестные». В ней есть такие слова: «Меня часто спрашивают о том, как же мы с женой рассчитываем дать стольким детям образование, когда в других семьях родители не в состоянии обеспечить поступление в институт одного ребенка. Да в том-то и дело, что мы не рассчитываем на себя, а уповаем на помощь Божию, и Господь не оставляет нас свей милостью. Дети поступают в институты, потихоньку устраивается их личная жизнь», — рассказывает читателям отец Александр. Прошло больше восьми лет, Господь не посрамил упования отца Александра и матушки Марии: у шестерых детей уже свои семьи, все семьи многодетные. Старшая дочь Татьяна закончила Педагогический университет, кандидат филологических наук, у нее четверо детей, диакон Филипп– выпускник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, отец шестерых детей, Иван — программист и верстальщик, у него трое деток, Варвара филолог – выпускница Свято-Тихоновского университета. Александра, получив незакоченное высшее медицинское образование, поступила в Педагогический университет на филологический факультет и уже закончила на отлично первый курс, у нее 5 детей, Даниил – врач-педиатр, Володя студент исторического факультета МГУ, Маша – студентка факультета почвоведения, Сережа – студент-математик, Олечка – еще школьница.
У отца Александра большой приход, дружная община, все прихожане принимают деятельное участие в воссоздании приходской общины, все приходские семьи вдохновляет удивительный пример семьи отца Александра и матушки Марии.
Скачать в других форматах:
Непростые тексты апостола Павла
Спасение через чадородие? (2 Тим. 2:12-15)
«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии… и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2:12,14,15).
Павел делает краткое и категорическое утверждение: жены не могут учить мужей и властвовать над ними. Как это соотнести с тем, что многие женщины в нашем обществе работают учителями или руководителями? Не должны ли мы, современные женщины, посвятить себя прежде всего рождению и воспитанию детей? Ведь, кажется, именно таков путь спасения для нас, женщин. Но что тогда делать незамужним или бесплодным? Нельзя же утверждать, что они не могут спастись только по этой причине.
В 1 Тим. 2:8-3:1 Павел научает христиан, что им надо делать, когда они собираются вместе. Касательно мужчин здесь все ясно. Они должны преданно молиться, а это подразумевает, что они должны оставить раздоры и злобу. Насчет желаемого поведения женщин Павел пишет более пространно. Им не к лицу разодеваться, ведь что действительно красит христианок, так это добрые дела и достойное, скромное и добропорядочное поведение. А далее апостол говорит так: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (2:11,12).
Итак, касательно обучения акцент тот же: скромное, или (если перевести точнее) тихое поведение. Использованное Павлом слово указывает на молчание и тишину (покой). В 11-м стихе он усиливает эту мысль, добавляя: «со всякою покорностью». «Со всякою» – то есть «с полной» покорностью. Это понятие производно от глагола ὑποτάσσω («подчиняться»), который Павел часто использует для описания поведения женщин (1 Кор. 14:34; Еф. 5:21,22,24; Кол. 3:18; Тит. 2:5).
Кому или чему именно должны подчиняться женщины, здесь не уточняется. Истолкователи выдвигают разные гипотезы: Богу, Его Слову, получаемым истинам, тому, кто их преподает, мужчинам в целом, мужьям в браке. Но мы не будем здесь долго рассуждать об этом. Павел пытается в первую очередь обратить внимание на стиль их поведения, призывая к тишине и покорности во время обучения.
Это также означает, что сами женщины учить не могут. Павел говорит, что не позволяет женщинам учить и властвовать над мужьями. Можно даже перевести стих 12 так: «жене не позволяю учить, а значит властвовать над мужем». Такой перевод более правдоподобен, потому что устанавливает связь между обучением и властью и таким образом позволяет нам понять главный мотив Павла: он не хочет, чтобы женщины публично возвышались над мужчинами. Через этот запрет Павел хочет добиться того, чтобы женщины проявляли покорность, в частности, в отношениях с мужчинами.
Обучение на собраниях общины – это хороший конкретный пример случая, когда, по мнению Павла, проявляется чья-то власть. В таких ситуациях женщина должна обучаться, но было бы крайне неуместно, если бы она сама учила общину. Ведь тогда бы она оставила свое подчиненное положение и пошла бы против правильного понимания отношений между мужчиной и женщиной. Пустить женщину за кафедру – значит неверно поменяться ролями. Это вызовет смятение.
Павел обосновывает запрет на власть женщин, указывая на первую пару – Адама и Еву. Ева была сотворена после Адама (ст. 13), но впала в грех первой (ст. 14). Именно она взяла инициативу в свои руки, когда они съели запретный плод. Эти два события (сотворение и грехопадение) были для Павла достаточным основанием из Ветхого Завета, чтобы предоставить власть мужчине над женщиной, а не наоборот.
Апостол завершает эту тему обнадеживающим предложением: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (ст. 15).
Греческий текст имеет здесь одну особенность, которая ускользает от нас в переводе. Предложение содержит неожиданный переход от единственного к множественному числу: «спасется…, если пребудут». О ком речь? В стихах 13 и 14 говорится о Еве, которая преступила Божью заповедь и заслужила наказание смертью. Но, говорит Павел, она (то есть Ева) спасется, и спасется именно чадородием. Ева была достойна своего имени и стала матерью всех живущих (Быт. 3:20). Впоследствии именно ее дети должны пребывать в вере и целомудрии. Очевидно, апостол подразумевает дочерей Евы, то есть женщин, для которых он и пишет эти строки.
Таким образом, Павел не имеет в виду, что женщины в целом спасаются через рождение детей. Выражение «через чадородие» указывает скорее на то, как осуществилось спасение нашей прародительницы Евы. Бог осуществил Свой замысел спасения через людей. Для женщин после Евы, то есть для ее потомков, важно стоять в вере и любви, стремясь к благопристойности (целомудрию). О целомудрии Павел уже упоминал ранее (2:9), говоря о приличествующем христианке одеянии. Повторяя то же самое в стихе 15, он как бы завершает цикл своих наставлений для женщин (ст. 2:9-15).
Этот непростой текст апостола Павла играет большую роль в дискуссиях о том, могут ли женщины служить в церкви старейшинами и пасторами. Часто повторяется, что эти наставления даются Павлом именно на случай христианских собраний. Это приводит к тому, что возникает довольно противоречивая ситуация: если женщина работает учителем или руководителем, то нас это не беспокоит, а вот если заходит разговор о проповедовании в церкви, то сразу возникают большие проблемы.
Но Павел, несомненно, предполагал более широкое применение своих наставлений. Он не ограничивал сферу их применения только собранием христианской общины. Как мы уже отмечали, мысль о подчинении встречается и в других наставлениях апостола, где обсуждается вопрос женского поведения. Такие наставления были прочно укоренены в тогдашних представлениях об отношениях между мужчиной и женщиной и о том, как они должны относиться друг к другу в присутствии других. Возможно, именно потому, что христианские собрания были открытыми и публичными, Павел и делает акцент на этих формах взаимоотношений мужчин и женщин.
Поэтому в этой дискуссии важно не только то, что Павел указывает на пример Адама и Евы. Не менее важен и такой вопрос: почему апостол Павел требует, чтобы женщины-христианки вели себя на людях так, как то предполагалось в то время в обществе? Очевидно, он не хотел вызывать излишнее противостояние со стороны нехристиан, которые посещали христианские собрания. По этой же причине апостол пытался, например, упорядочить говорение на иных языках в церкви (см. 1 Кор. 14:23). Нельзя допускать, чтобы посторонних людей раздражало просто неприемлемое для них поведение христиан. Единственное, что может их раздосадовать – это крест Христа (1 Кор. 1:18).
Таким образом, надлежащее поведение христианок может способствовать тому, что люди будут приходить ко Христу. Ведь именно этим мотивом руководствуется апостол, когда сам приспосабливается к своей аудитории (см. 1 Кор. 9:19-22). Он хочет убедить как можно больше людей в том, что Бог хочет спасти всех людей (1 Тим. 2:4). Эта мотивация проявляется и тогда, когда апостол Петр призывает христианок подчиняться (опять то же слово!) своим неверующим супругам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петр. 3:1).
Наряду с этим, в наше время важным остается следующий вопрос: а что в нашей культуре является общепринятым и желательным, и какие бы выводы извлек из этого апостол Павел?
Женщина «спасётся через чадородие» — как понять Библию?
-
Помогите мне разобраться в значении отрывка из Библии, где говорится, что женщина спасётся через чадородие (деторождение)?
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1-е Тимофею 2:13-15)
Можно ли предположить, что женщина не имеющая детей, не будет спасена? Я думаю, что это неверное толкование.
Ответ:
Как женщина спасается через чадородие, или деторождение?
Этот отрывок из Библии о чадородии, является одним из самых сложных отрывков для толкования из Нового Завета. Я видел несколько вариантов его толкования, но до сих пор не уверен, какой из них верный.
Есть несколько хороших правил толкования Библии. Согласно одному из них для толкования сложных отрывков из Библии следует использовать более простые и понятные места, не вызывающие сомнений. Согласно еще одному правилу, прежде, чем пытаться понять, о чем говорится в конкретном отрывке, надо понять, о чем в нем точно не говорится. Позвольте мне применить второе правило.
На самом деле вы уже применили его! В этом отрывке точно не имеется в виду то, что женщина, не имеющая детей, отправится в ад. Такая интерпретация была бы абсурдной, учитывая весь тон послания Нового Завета. Мы потеряны из-за наших грехов, а спасены благодаря нашей вере, покаянию и крови Иисуса Христа. Нет никакой разумной причины полагать, что женщина отправится в ад только из-за того, что у нее нет ребенка! Как быть с девушкой, которая покаялась и крестилась, но не успела выйти замуж? А как насчет женщин, которые физически не могут иметь детей? Так что давайте мы смело отвергнем эту неверную интерпретацию.
Так о чем же говорится в этом отрывке? Одно из толкований заключается в том, что женщины будут спасены не «из-за родов», а «несмотря на роды». Другими словами, они будут спасены, несмотря на то, что они носят ребенка, ведь роды настолько болезненный процесс, что многие женщины умирают при родах. Эту интерпретацию поддерживает проклятие, содержащееся в книге Бытие:
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Бытие 3:16)
Другая возможная интерпретация заключается в том, что Бог говорит женщинам не о том, что деторождение буквально спасает их, а что их спасение будет более надежным, если они будут вести верную жизнь и добровольно примут на себя смиренную роль матери, включающую в себя многие сложности рождения и воспитания детей.
После того, как апостол Павел сказал эти слова о чадородии, он подводит итог всего обращения к женщинам: «… если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Эта вторая интерпретация мне нравится больше.
Скажу еще раз, что я не уверен в том, какая интерпретация этого отрывка является правильной. Я полагаю, что для Тимофея и близких к нему людей она была более понятной, чем для нас. Простите, что не дал вам четкого ответа.
Джон Окс
Перевод Петров ИгорьНашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Толкования Священного Писания
Спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием
Отяготив таким образом жену и виною, и вследствие того подчиненным положением относительно мужа, Апостол утешает ее тем, что все сказанное не затворяет пред нею двери спасения: спасется. По грамматическому строю речь сия относится к Еве; а по смыслу обнимает весь род женский. Праматерь согрешила и за это подпала каре Божией. Но как милостивому Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и ей открыто спасение, а в лице ее и всему женскому роду. Всякая жена, говорит Апостол, спасется. Как? Для женщин — не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь,— аще пребудет в вере и любви: в вере в Господа Спасителя, о Коем благовестие услышала первая жена, указанном в будущем семени жены (см.: Быт. 3, 15); в любви к Богу и ближним, родительнице, питательнице и содержательнице всех добродетелей. Что к сему присовокупил Апостол: и во святыни с целомудрием, — не есть какая-либо особенность в условиях спасения, а есть только внешнее или видимое облачение спасающейся женской души, верующей и любящей. Святыня — у Апостола означает и вообще святую и праведную жизнь, и в особенности святыню телесную, чистоту от плотских похотений и грехов. В настоящем месте общая женская святость указана уже в вере и любви; потому под святынею остается разуметь особенную святыню,—чистоту, в каковом смысле она будет однозначительна с целомудрием. Отличие между ними можно положить разве такое, что святыню принять за верность брачному ложу или замужнюю непорочность тела и души, а целомудрие за разделение с мужем брачного ложа не в угоду похоти, а из покорности закону естества, Богом данному, с намерением плоды сего посвящать во славу Божию. Блаженный Феофилакт пишет: «под: святынею — Апостол разумеет чистоту тела. Но поелику не все — девы, то прибавил: с целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком». Есть и брачное целомудрие чистое,—когда брачная жизнь проводится трезвенно, а не в сластях похотных. Оба же эти слова употребил Апостол, чтоб яснее выставить, чем видимо должна отличаться спасающая душу свою жена. Так указывает условия спасения жен блаженный Феодорит. «Если захотят,—пишет он,— то не только не потерпят от Евы никакого вреда, но приобретут еще весьма великую пользу своею верою и любовию, сохраняя святыню и целомудрие». Он не касается вопроса, почему Апостол сказал: чадородия ради спасется. Что за спасение от чадородия, это решают другие наши толковники.
Само собою разумеется, что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное,— пища, питие, сон. Но как пища, питие и сон могут быть употребляемы так, что будут или содействовать, или вредить спасению, так и чадородие. Как же чадородие обратить в пособие ко спасению? Можно бы так сказать: чадородие дано естеству четы первозданной, и, как делу естества, ему следовало бы происходить не только легко, но и приятно. Но привзошло падение и привнесло в сие дело естества болезни: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16). Болезни — наказание, естественная женам епитимия. Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения.— Но этого одного мало. В таких расположениях подъемлема будучи, тягота чадородия только не будет мешать спасению; а ему надобно не только не мешать, но и содействовать спасению. Как же это оно может делать? Если, по рождении, к нему будет присоединяемо и воспитание детей — в страхе Божием во славу Божию. Святой Златоуст говорит: «Апостол говорит как бы: вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других».— И несколько ниже: «деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это (зависящее от природы), но и то, что относится к воспитанию детей.— В том не малая, но великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу». Экумений пишет: «под деторождением Апостол разумеет не только рождение, но и воспитание детей. — Что же, скажет кто, девы, бездетные вдовы (лишившиеся мужа до рождения детей), жены бесплодные погибли? Да не будет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся (без чадородия) собственною своею добродетелию, но что и чадородие будет для них пособием ко спасению, если,—что само собою разумеется,— они содевают спасение собственною своею добродетелию». Блаженный Феофилакт прибавляет к сему нечто особенное: «не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление. Воспитание, впрочем, детей способствует спасению жен не без собственной их добродетели. Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и в детей. Мне кажется, что Апостол, запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей.— Некоторые, впрочем, незнать как, деторождение поняли, как рождение, бывшее от Пресвятой Богородицы. Она, говорят, родивши Спасителя, спасла жен. Но такое понимание не сообразно с последующею за сим речью».
Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся
Говорят, что женщина спасается чадородием, значит, бездетные женщины не спасутся
На самом деле
Фото CIA DE FOTO
С точки зрения Церкви, такое мнение является глубоко ошибочным. Множество православных женщин наследовали не только спасение, но и высочайшую святость, не будучи матерями. Достаточно вспомнить хотя бы историю преподобной Марии Египетской, чтобы убедиться в полной несостоятельности такого взгляда. Известная блудница семнадцать лет предавалась разврату, потом — покаялась и сорок семь лет провела в пустыне, в полном одиночестве. Детей у нее не было, но Мария является одной из самых почитаемых в нашей Церкви святых женщин.
Мысль о спасении через чадородие предполагает, что Господь устроил некий специальный путь спасения для женщин, принципиально отличающийся от пути спасения мужчин. Но ничего подобного в Священном Писании не сказано. И женщины, и мужчины спасаются в Церкви силою искупительного подвига Христова. А идея о спасении женщин только через рождение ими детей возникла в результате ограничительного толкования слов апостола Павла: …Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием
(1 Тим 2:13–15). Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит, что в этом месте Писания речь идет вовсе не о чадородии самих женщин, а о рождении Спасителя: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа». Одновременно, эти слова свт. Иоанна говорят о том, что чадородие Марии, являющееся образом всякого материнства, лежит в основании нашего спасения, и это делает материнский подвиг чем-то совершенно исключительным. Открытость Богородицы воле Божией о рождении Сына лежит в основании нашего спасения, по этому образцу и открытость женщины к воле Божией о рождении детей является угодной Богу и спасительной.Часто спрашивают: куда попадают младенцы, которые умерли некрещеными?
Отвечаем:
Головы ангелов. Джошуа Рейнольдс. 1786
Святитель Феофан Затворник на это отвечает так: «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех».
Почему в Церкви считают, что православный человек должен презирать деньги и все материальное.
Потому, что:Фото lanier67, www.flickr.com
Преподобный Амвросий Оптинский писал своей духовной дочери по этому поводу: «…Пишешь: «Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя, и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что «краи бесовския суть», то есть что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведет не только к смущению, но даже и ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения.
Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем — и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно — и будешь покойна».Женщина спасается чадородием
Молиться за убиенных во чреве младенцев нельзя, ибо они некрещёные. И освятиться верою родителей такие младенцы не могут, потому что благочестивая верующая женщина не сделает аборт. О судьбе убиенных во чреве младенцев и об отношении Церкви к абортам размышляет настоятель храма свв.апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке иеромонах Нектарий (ГОЛОВКИН).
— Бывают аборты по медицинским показаниям, если плод уже умер или если это внематочная беременность, что угрожает жизни самой матери. И тут надо спасать мать, потому что она, возможно, имеет ещё детей, которые иначе останутся горькими сиротами. В любом другом случае аборт — это страшный грех.
— Но это грех матери. Дитя-то за что страдать должно — идти в ад, как пишет блж.Августин? Оно и так претерпело муки и боль, когда его врачи по частям кромсали во чреве. Разве пролитая им кровь мученичества не искупает всё и не даёт ему место в раю?
— Надо понимать, что эта кровь не искупительная, ибо пролита не за веру Христову. Да, Христос сказал о детях: «таковых есть Царствие Божие» (Лк.18,16). Однако мы можем говорить только о членах Церкви, т.е. о крещёных младенцах, ведь Господь ясно говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6) и: «Идите, научите все народы» (Мф.28,19). А если мы скажем, что все войдут в Царство Божие, — мы будем лгунами. Но Сам Христос подал надежду, сказав: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14,2). Стало быть, предусмотрено особое место и для младенцев, которых мамы убили во чреве своём. Не думаю, чтобы это был ад, но некое место, которого муки адовы не достигают. Они не будут ни прославлены, ни наказаны.
— Ситуация: неверующая женщина сделала аборт, а лет через десять уверовала, крестилась, родила других детей, их крестила и воспитала в вере христианской. Вопрос: может ли она хоть как-то помочь своему абортированному ребёнку?
— Если она воцерковилась, покаялась в грехах, значит, она будет молиться за души своих абортированных малышей, приносить жертву на умилостивление, помогать нищим и ребятишкам в приютах или из бедных семей, делать добрые дела. Ещё мать может просить святых и Пречистую Богородицу о своём убиенном во чреве младенце. Бог праведникам не отказывает, ну как может отказать Бог, например, Николаю Чудотворцу?! Но мы ничего не можем знать наверняка, мы не судьи. Господь — Судья, причём Судья любящий, прощающий и милующий. И это даёт надежду.
— После смерти мать встретится с убиенным ею во чреве чадом?
— Если мать после аборта кается, устраивает свою жизнь по-христиански — тогда она пойдёт в рай и встретится со своим младенцем. А если она не исправляется, то попадёт в ад, а стало быть, как она может встретиться с младенцем, который где-то в обителях, предназначенных для абортированных младенцев?
— Добровольцы из общества «Жизнь», выступающие против абортов, предлагают дарить матерям, сделавшим аборт, маленький гробик при выходе тех из больницы.
— То есть как напоминание об убийстве дитяти, с целью, чтобы она больше этого не делала и покаялась в уже содеянном? Не думаю, что женщина, которая пошла на убийство своего ребёнка, заплачет над игрушечным гробиком. Да она и не возьмёт его… Нашим женщинам надо помнить, что женщина спасается чадородием. Перестанем рожать — Россия, конечно, не обезлюдеет, но это уже будет другая Россия. Вот сейчас много приходится слышать, что население земного шара растёт и в итоге человечество ждёт голодная смерть. Отсюда и планирование семьи, и разгул ювенальной юстиции, и пропаганда абортов, и прочее. Но, во-первых, если рационально относиться к земным ресурсам, их хватит ещё очень надолго. Во-вторых, все эти страшилки не для России — мы, наоборот, вымираем. Какие аборты, какое планирование семьи? — Рожать надо русским, заводить большие, крепкие семьи. У нас уже в Сибири на 500 кв.км — один человек.
— Нашу Сибирь китайцы тихой сапой успешно заселяют.
— Вот я и говорю, что нам не угрожает перенаселение, нам бы сейчас удержать свои границы… Но если в России убывает по полмиллиона человек в год — о чём говорить! Это очень хорошо видно по школам, где в классах до 50% учащихся — приезжие из Средней Азии и с Кавказа. Поэтому для нас демографический вопрос — первостепенный. Я бы запретил аборты вообще, разве что когда плод умер и его загнивание грозит матери смертью.
— Батюшка, а если русская девушка или женщина забеременела в результате изнасилования гастарбайтерами с Кавказа или Средней Азии, ей что же — рожать?! Ведь ребёнок будет не просто нежеланным, — ненавистным. Как писал св.Иоанн Златоуст: «Не ношение во чреве делает матерью…»
— Должна рожать, если уж произошла беда и зародился человек, убивать — грех. Мать полюбит своё дитя, каким бы оно ни было. Ведь он — часть её самой, а не только отца-насильника.
— Невозможно полюбить дитя насилия, боли и унижения. А если гастарбайтеры, пользуясь христианским законом, запрещающим аборты, станут вкладывать детей в чрево нашим дочерям, насилуя их? Наши дочери могут стать пробирками для размножения чужичей. Через несколько десятилетий во что превратится русский народ? Я не провозглашаю сейчас лозунг «Россия для русских», но и Россия без русских меня не радует.
— Под кожей все одинаковые, только цвет кожи разный.
— А также культура, язык, вера и миропонимание. Да, пред Господом «нет ни еллина, ни иудея» (Кол.3,11), но разве это оправдание для изнасилования и обязаловки рожать и воспитывать детей насилия? Другое дело, если русская девушка полюбила инородца и добровольно вышла за него замуж.
— Да, я понимаю, о чём вы говорите… Значит, не надо допускать таких ситуаций: не одеваться легкомысленно, скромно вести себя, не ходить никуда по ночам.
— То есть мы в собственной стране должны жить тихохонько, как мышки, и чуть стемнело — по норам?
— Коли государство наше не заботится о безопасности своих граждан, значит, мы должны позаботиться о ней сами. Остерегаться, по крайней мере. И иметь всегда при себе незапрещённые средства самозащиты — газовый баллончик, например.
— Да, я читала: москвичка вызвала такси, таксистом оказался выходец с Кавказа, которому захотелось свежего девичьего тела. Девушка, защищаясь, пустила в ход нож. Судили девушку! Или она должна была дать себя изнасиловать, а потом ещё поблагодарить?
— Понимаете, таксист покусился только на её честь и здоровье, а она — на его жизнь, превысив меру защиты. Её проступок тяжелее. Таков закон… А защититься можно и без оружия, если знать, куда ударить насильника, чтобы у него пропало всякое желание. Надо учить дочерей приёмам самообороны — хлопок по ушам, удар по кадыку ребром ладони, пальцами в глаза, удар между ног…
— Если насильник — здоровяк или их несколько, вряд ли это поможет. Вон недавно работницу птицефабрики гастарбайтеры изнасиловали… А как Вы относитесь к идее оставлять нежеланных младенцев в специальных кабинках — «Окна жизни»? Я думаю, это мало спасает, ведь вопрос не только в том, что младенца нужно кормить, одевать, воспитывать. Для многих проблема в другом: не хотят, чтобы знакомые знали и видели беременность и судачили о внебрачном ребёнке. Абортом пытаются скрыть беременность.
— Лучше уж сдать новорождённого в приёмник, чем сделать аборт или выбросить младенца в мусорный бак. Но в любом случае «матери» этой оправдания нет. До революции не было такого. Только если все родственники умерли, и ребёнок остался один — его определяли в сиротский дом или отдавали на усыновление. В исключительных случаях мамы-блудницы подбрасывали внебрачных детей на порог церкви. Кстати, девиц таких надо лечить не от беременности, а от блуда. Не хочешь рожать ребёнка — не блуди.
— Ответственность за убиенного во чреве младенца возлагают на женщину. А как же мужчина, согласившийся или подтолкнувший её к аборту? Часто мужчина ставит вопрос так: или я, или ребёнок.
— Поведение мужчины зависит от воспитания. В наше время, к сожалению, полным ходом идёт дехристианизация общества и обрушение нравственности. Мир осатанел! Но ещё держится на женской любви и всепрощении. Поэтому, мамы, любите своих детей, помните, что женщина «спасется чрез чадородие» (1Тим.2,15).
Записала Ирина РУБЦОВА
Миф о спасении через чадородие…
… (жена) впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием… (1Тим.2:15)
Слышал я и не раз, что этот стих приводится в доказательство диковатой для протестанта мысли: вечное спасение женщины напрямую зависит от количества рожденных ею детей. Причем сторонников подобных толкований явно не заботит судьба бесплодных или незамужних женщин.
Для человека исповедующего принципы sola gratia и sola fide мысль и вправду дикая. Но на наших российских церковно-евангельских территориях встречаются такие неведомые богословские дорожки, со следами таких невиданных зверей, что только крякнешь, да почешешься от изумления, слушая проповеди похожие на страшные сказки в домах молитвы похожих на избушки на курьих ножках!
А посему давайте посмотрим, о чем же не говорит этот стих, а о чем он говорит нам.
Во-первых, греческое слово σωθήσεται, переведенное у нас, как «спасется» (так же как и русское) вовсе не всегда используется для обозначения вечного спасения.
Например, в Иоан.11:12 это же слово (и даже в такой же морфологической форме) используется для обозначения спасения от болезни. В синодальном тексте написано: «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет», а на самом деле буквально там сказано: «если уснул, то спасется». Лазарь болел и, по мнению учеников, сон принесет спасение от болезни, но не от вечных мук.
Это же слово использовано в Новом Завете для обозначения спасения от болезни (Мк.6:56), от одержимости бесами (Лк. 8:36), от бури и физической смерти (Деян. 27:20).
То есть спастись можно не только от вечной погибели, но и от множества других вещей.
Поэтому, во-вторых, давайте посмотрим: от чего же именно спасется женщина через чадородие?
На помощь нам придет контекст. Ведь мысль Павла в этой фразе развивается так:
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:11-15)
Павел тут учит тому, что женщина должна быть послушна мужу. В качестве аргумента апостол ссылается на порядок творения, а также на природную доверчивость женщин. Но беда в том, что женщины со времен грехопадения одержимы страстью господствовать над мужчинами. Именно такой смысл в древних словах Божьего проклятия: «Жене сказал: …и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт.3:16) Буквально это значит: «Ты захочешь господствовать, но господствовать будет он»…
Поэтому Павел всего-навсего сообщает нам, что через чадородие женщина СПАСЕТСЯ ОТ ИСКУШЕНИЯ ВЛАСТВОВАТЬ над мужчиной. Почему? Да потому что ей будет чем заняться — воспитанием детей. Ей будет где реализовать свои лидерские и руководящие способности — среди милых чадушек. Там навеки спасется женщина от желания властвовать над мужем. Ибо дети будут занимать все ее время и отнимать всю энергию…
Разумеется, одних детей в этом случае недостаточно. Да и не всем доступно деторождение. Что же? Бездетным женам не спастись от искушений?
Спастись!
Для этого нужно женщинам и мужчинам в церкви пребывать в вере, любви, святости и самообладании… Да-да! И женщинам и мужчинам! Потому что в оригинале стоит не единственное число глагола «пребудет», а множественное: «если они пребудут…»
Так что рождать детей — дело хорошее, важное и нужное! Но на вечное спасение никак не влияющее!
Благодатью вы спасены через веру!
Sola gratia и sola fide на страже! И никаких невиданных зверей!Как именно женщины спасаются через чадородие?
Что имел в виду апостол Павел, когда написал в 1-м послании Тимофею 2-й главе 15-и стихе: «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?
Толкование этого стиха Генри Алфордом не известно широкому кругу читателей, но мне оно нравится, и я хочу предложить его к изучению. Генри Алфорд был британским англиканским библеистом; в 1863 он написал комментарий к греческому языку Нового Завета.
Контекст, в котором звучит этот стих – это призыв и аргументация апостола Павла ставить церковными учителями и начальствами мужчин, а не женщин:
«Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (1-е послание Тимофею 2:12-15)
Что же означает стих 15?
В другой своей статье я уже разбирал 14-й стих. Сейчас же вопрос про 15-й стих. Что значит «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?
Речь в 14-м и этом стихе о женщине и вообще всех женщинах. Такое толкование можно считать верным, поскольку в оригинальном тексте слово «останется» (пребудет) употребляется во множественном числе. В греческом, как и в русском, значение лица и числа берет на себя глагол, поэтому даже с учетом того, что в оригинале нет местоимения «она» или «они», речь идет о женщинах, то есть, стих можно перевести как «женщины спасутся через чадородие».
Есть версия толкования, что спасение через чадородие указывает на рождение Чада, Богочеловека. Но слово «чадородие» используется в Библии только два раза – в этой главе, и в пятой, где Павел пишет, что желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рожали детей (стих 14).
Генри Алфорд обращает внимание на то, что слово «через» в оригинале не означает «с помощью», но «в течении, сквозь». Как например, прожить «через» времена опасности. Он сравнивает это место с 15-м стихом 3-й главы 1-ого послания Коринфянам: там Павел употребляет такую же конструкцию «спасется через» в словах: «а у кого дело сгорит, то потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (в оригинале «через огонь»).
Таким образом, можно посчитать, что женщина спасется через чадородие не благодаря чадородию, а пережив чадородие, то есть несмотря на чадородие.
Чувство отчаяния
Алфорд отмечает, что когда после грехопадения (см. Бытие 3:16) Бог озвучивает дьяволу, женщине и мужчине последствия проклятия, наказание в деторождении достается женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей».
Давайте остановимся и представим роды в домедицинскую эпоху. Никаких гигиены, обезболивающих средств, швов, кесарева, антибиотиков, и, зачастую, шансов на выживание при родах. Огромное количество женщин умирало при родах, еще огромнее количество страдало всю жизнь из-за пост-родовых осложнений, невозможности повторно родить, не говоря о возможности вести интимную жизнь.
Иными словами, тогда еще в большей степени, чем сейчас, роды казались проклятьем Божьим, и что думать, если учесть, что это проклятье могло длиться всю оставшуюся жизнь? Не удивительно, что женщины впадали в отчаянье и думали, что отвержены Богом. Он проклинал, не спасал.
И вот на это отчаяние Павел отвечает надеждой Евангелия. Проклятье не восторжествует. Боли чадорождения, даже если они длятся всю жизнь – не последнее слово Бога женщинам. В плане Бога для них отведен пункт спасения. Бог предназначил женщине быть сонаследницей благодати (1 Петра 3:7)
Вот как резюмирует свое толкование Генри Алфорд:
Проклятьем женщины за ее грех стала боль во время деторождения (Бытие 3:16). Деторождение – процесс, дающий ход проклятью. Что же тогда в этом стихе является для нее благим обещанием? Не просто избавление от тяжелейших последствий проклятья, не просто обещание возможности рождения детей. Нет, апостол Павел употребляет слово «спасется» в значении вечного спасения по аналогии со спасением из огня (см. 1-е послание Коринфянам 3:15).
Как человек спасется из огня, оказавшись в нем, пройдя через него, как через тяжкое последствие греха – так и женщина спасется, пережив чадородие, как наказание, препятствие, но никак не средство к спасению (Греческий Завет Альфорда: экзегетический и критический комментарий).
Проклятье будет снято
Я бы резюмировал вывод таким образом:
Хотя сегодня и вообще за всю историю человечества каждая женщина и ощущает боль во время родов, а после этого различные постродовые травмы остаются с ней на всю жизнь, я призываю всех христианок не отчаиваться. Божье обращенье к вам – надежда, не проклятье. Бог задумал для вас спасение, не уничтожение.
Так же, как мужчина спасется, не смотря на усталость от труда (см книга Бытие глава 3 стихи 18-19), миллионы женщин обретут спасение, даже пережив боли и неудобства от родов. Путь спасения христианки такой же, как пути всех остальных святых: оставаться в вере, любви, святости и в рассудительности.
Иисус Христос – Спаситель, который сам взял на себя наше проклятье (см. Галатам 3:13). Жало проклятья было уничтожено. Оно больше не может нас погубить. Вера в Иисуса – связь со Спасителем. Любовь, святость, самоконтроль – вот настоящие плоды такой веры.
В последний день всякое проклятье будет снято, и каждая рана исцелится. И это тоже – спасение через веру в Христа.
Слово спасения
Хочу добавить сюда пару слов о применении разобранного стиха. Даже если современная медицина и может устранить большую часть боли и постродовые последствия, каждая мать знает, что грех проникает повсюду – в наш брак, в роды, в воспитание ребенка. И этого достаточно, чтобы женщина впала в отчаяние.
Мне кажется, хорошим применением этого стиха будет следующее:
Богу не угодны боль и страдания. Они – не последнее обращение к нам. Он предлагает нам спасение. Его слово будет с нами во всякой нашей скорби, чтобы спасать, хранить и дать нам будущее и надежду. Все это – через веру в Иисуса Христа.
53. Миф о спасении через чадородие
…(Жена) впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием…
1 Тим. 2:15
Слышал я и не раз, что этот стих приводится в доказательство диковатой для протестанта мысли: вечное спасение женщины напрямую зависит от количества рождённых ею детей. Причем сторонников подобных толкований явно не заботит судьба бесплодных или незамужних женщин.
Для человека исповедующего принципы sola gratia и sola fide мысль и вправду дикая. Но на наших российских церковно-евангельских территориях встречаются такие неведомые богословские дорожки, со следами таких невиданных зверей, что только крякнешь, да почешешься от изумления, слушая проповеди похожие на страшные сказки в домах молитвы похожих на избушки на курьих ножках!
А посему давайте посмотрим, о чём же не говорит этот стих, а о чём он говорит нам.
Например, в Ин. 11:12 это же слово (и даже в такой же морфологической форме) используется для обозначения спасения от болезни. В Синодальном тексте написано: «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет», а на самом деле буквально там сказано: «если уснул, то спасётся». Лазарь болел и, по мнению учеников, сон принесёт спасение от болезни, но не от вечных мук.
То есть спастись можно не только от вечной погибели, но и от множества других вещей.
Поэтому, во-вторых, давайте посмотрим: от чего же именно спасётся женщина через чадородие?
На помощь нам придёт контекст. Ведь мысль Павла в этой фразе развивается так:
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, в пала в преступление; впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2:11–15).
Павел тут учит тому, что женщина должна быть послушна мужу. В качестве аргумента апостол ссылается на порядок творения, а также на природную доверчивость женщин. Но беда в том, что женщины со времён грехопадения одержимы страстью господствовать над мужчинами. Именно такой смысл в древних словах Божьего проклятия: «Жене сказал: …и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Буквально это значит: «Ты захочешь господствовать, но господствовать будет он»…
Поэтому Павел всего-навсего сообщает нам, что через чадородие женщина спасётся от искушения властвовать над мужчиной. Почему? Да потому что ей будет чем заняться — воспитанием детей. Ей будет где реализовать свои лидерские и руководящие способности — среди милых чадушек. Там навеки спасётся женщина от желания властвовать над мужем. Ибо дети будут занимать всё её время и отнимать всю энергию…
Разумеется, одних детей в этом случае недостаточно. Да и не всем доступно деторождение. Что же? Бездетным жёнам не спастись от искушений?
Спастись!
Для этого нужно женщинам и мужчинам в церкви пребывать в вере, любви, святости и самообладании… Да-да! И женщинам, и мужчинам! Потому что в оригинале стоит не единственное число глагола «пребудет», а множественное: «если они пребудут…».
Так что рождать детей — дело хорошее, важное и нужное! Но на вечное спасение никак не влияющее!
Благодатью вы спасены через веру!
Sola gratia и sola fide на страже! И никаких невиданных зверей!
Поделитесь на страничке
Следующая глава >