Владимир Носов — Православие – вера сильных
Чем занимается движение «Сорок сороков»? Совместим ли большой спорт с Православием? Как бороться спортсмену со страстями? Спортивные секции при православных общинах – реально ли? Где встретить жену православному активисту?
Сегодня в гостях у «Русского Дома» Владимир Александрович НОСОВ, чемпион России, победитель первенства Европы по боксу, координатор движения «Сорок сороков».
– Владимир Александрович, как-то отец Димитрий Смирнов высказал такую мысль, что ему куда легче общаться на темы веры с молодыми людьми, занимающимися единоборствами, у них живые глаза, они готовы впитывать слово пастыря, чем с менеджерами – «белыми воротничками», потому что у последних, как правило, мозги забиты заработком и они не в состоянии воспринимать ничего духовного. Вы с этим согласны?
– Мы с отцом Димитрием тоже знакомы, очень его почитаем, тем более что он в молодости тоже занимался боксом. И когда мы приглашали батюшку на один из наших проектов – «Сорочинские встречи» в Новоспасском монастыре, то он, увидев аудиторию, состоящую из спортсменов и бойцов, очень быстро нашёл ключ к их вниманию. В зале, в котором сидели мастера спорта и мастера спорта международного класса, моментально установилась гробовая тишина. Очень тонко батюшка подвёл к мысли, что все эти спортивные достижения без духовного наполнения верой, по сути дела, ничто. И ему удалось достучаться до сознания спортсменов, которые выходили из зала, что называется, почёсывая затылки. Мне кажется, что в словах отца Димитрия кроется глубокий смысл, ведь спортсмен привык к послушанию тренеру и вообще серьёзному самоограничению. Спорт приучает к дисциплине, режиму дня, воздержанию от пищи, терпению боли, тяжёлой физической работе над своим телом, то есть приучает к некоему аскетизму, который, если переложить его на духовную жизнь, может дать хороший результат. И неудивительно, что многие спортсмены религиозны. Как в мирской жизни, так и в спортивной многие люди обращаются к Богу благодаря скорбям и болезням. У спортсменов это череда травм и соревновательные неудачи. Воцерковлённые спортсмены регулярно посещают богослужения и постятся. Многие, и я лично знаю таких, – даже во время соревнований. У нас есть яркий пример таких православных бойцов – это прославленный Фёдор Емельяненко, а также Алексей Олейник, Александр Волков, Никита Крылов и многие другие. Бойцы при заполненных аренах не стесняются накладывать на себя крестное знамение и благодарить Бога за всё. И это тоже великая проповедь, потому что бросать молодёжную аудиторию ни в коем случае нельзя. Нашу молодёжь ни в коем случае нельзя оставлять. Ведь сегодня в спортивные круги и в единоборства в частности залезли всякие заморские и доморощенные секты и лжеучения. В первую очередь это неоязычество, которое дало свои метастазы, помимо спорта, уже и в правоохранительных органах: армии, спецслужбах. Если мы пройдёмся по спортзалам, то увидим много последователей этого лжеучения, может быть, и крещённых в детстве, но никем не наученных правой вере.
– А что их привлекает в неоязычестве?
– Показная внешняя крутость. Православие для них – еврейская религия слабых рабов, которую навязали нашим предкам, а они – брутальные внуки богов. Неокрепшие умы никак не могут понять, как можно прощать своих врагов, и вся эта ложь находит в них благодатную почву.
– И что им можно на это ответить?
– Если коротко, то миф о религии слабых можно легко разрушить, предложив ребятам зайти в любой православный храм. Такого количества святых воинов на иконах, как в Православной Церкви, они не найдут ни в какой религии: Феодор Ушаков, Илья Муромец, Пересвет и Ослябя, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие. Православие – очень мужская религия, вера сильных людей. В первую очередь, конечно, духовно сильных. Важно не просто быть сильным, а в правильном направлении эту силу использовать.
– Ваша жизнь с детства была наполнена спортом и соревнованиями. А как вы пришли к вере? Кто или что вас на это подвигло?
– На самом деле, к сожалению, занимаясь спортом, я был, как и многие спортсмены, просто суеверным. Придавал значение всяким приметам, касаемым нашего вида спорта. Сейчас даже смешно об этом говорить. Например, зашнуровывал боксёрки (боксёрскую обувь) только с правой ноги, в ринг входил с определённой церемонией. Набора этих суеверных правил я придерживался долго, уже будучи крещёным, при этом время от времени посещал храмы и ездил на святые источники. Настоящая встреча с Богом у меня состоялась после большого спорта. Практически каждый спортсмен после завершения спортивной карьеры сталкивается с трудной ситуацией. Жизнь начинается, что называется, с белого листа. Житейские трудности и неурядицы заставили меня задуматься о смысле жизни. Я начал читать Библию, держать пост и молиться. И Господь, видя мои намерения, начал открывать Себя мне. Стали попадаться воцерковлённые люди, которые давали мне необходимые советы в период духовного неофитства. Стал регулярно исповедоваться и причащаться, поступил заочно учиться основам православной веры. Важным событием для меня была встреча с отцом Олегом Стеняевым, курс лекций которого я посетил, а потом ездил вместе с ним по городам и монастырям Подмосковья. Не так давно батюшка пригласил меня быть соведущим его программы на радио «Радонеж».
– Вы сейчас работаете тренером. После большого спорта были ли у вас мысли сменить сферу деятельности?
– Были такие мысли. В спорте работать не хотел, занимался разными видами деятельности, но ни от чего не испытывал внутреннего удовлетворения. Возникли мысли о монашестве. Сейчас понимаю, что это было настроение, но не состояние, потому что в монастырь человек уходит по воле Божией, а не по своему хотению, которое часто бывает временным. Искал волю Божию, ездил к старцам. В 2011 году отец Власий в Боровском монастыре дал несколько важных советов, благословил меня остаться в миру, стать тренером, жениться. По возвращении домой мне неожиданно предложили денежную вакансию в нефтяной компании, но я отказался. Таким образом, Господь привёл меня назад, в боксёрский клуб «Торпедо», в мою семью, где я вырос как спортсмен и как человек. Считаю, что нахожусь на своём месте и несу своё послушание как могу. Тренирую детей и взрослых. Отдельно стоит сказать о зале. В нашем клубе очень интересный контингент занимающихся. На стене клуба вы увидите фотографии воинов, стоящих на страже нашего государства, которые у нас тренировались, среди них есть и погибший при исполнении боевой задачи в Чечне самый молодой из погибших бойцов группы спецподразделения «Альфа» Сергей Цаплин, который награждён посмертно Орденом Мужества. Среди воспитанников клуба – чемпионы мира и Европы, призёры Олимпийских игр и олимпийский чемпион последних игр в Бразилии. Старший тренер клуба «Торпедо» и сборной России по боксу Олег Владимирович Меньшиков.
– У вас на ринге было много побед. Когда человек побеждает, и не только в спорте, то его начинает распирать сознание собственной исключительности. Как спортсмену бороться с такой страстью, как гордыня?
– До этого мы говорили о спорте как о некоем училище телесного аскетизма, но есть в нём и такие опасные подводные камни, как гордыня. Бороться с гордыней очень сложно. Сейчас, будучи верующим человеком, я понимаю, что собственными силами это невозможно. Помимо гордыни, человека питает и ещё более тонкий грех – тщеславие, которое может пронизывать даже добрые дела. Тут должна быть очень внимательная духовная работа над собой под присмотром опытного духовника, который бы давал необходимые советы. Нужно чётко разделять, что нами обладает, – святые отцы это называют трезвением. То есть мы должны отдавать себе отчёт, что с нами происходит. Мне в своё время врезались в память слова из Библии: «Придет гордость, придет и посрамление…». Господь часто посылает гордым посрамление для смирения, у спортсменов это частые травмы и проигрыши, неудачи после ухода из спорта. Посмотришь на иного прославленного спортсмена, а у него, кроме известности, нет ничего – ни семьи, ни детей, ни здоровья. И не секрет, что очень многие спортсмены после спортивной карьеры оказываются у разбитого корыта. Кто-то спивается, кто-то наркоманит. Множество случаев, особенно это касается единоборцев, когда люди, не сумев совладать со своими страстями и желая сохранить прежний уровень жизни, уходили в криминал и оказывались в тюрьмах. У нас есть специальный проект «Из темницы – к свету», когда мы по православным праздникам посещаем тюрьмы, разнося по камерам не только продуктовые наборы, но и молитвословы, и крестики, и Слово Божие.
– У нас – это у кого?
– Это проект в рамках деятельности движения «Сорок сороков». Помимо множества направлений, можно выделить «Православие и спорт» – мы проводим ежегодный культурно-спортивный фестиваль в парке-усадьбе «Коломенское», который включает в себя и турнир по спортивным единоборствам: бокс, вольная борьба, грепплинг и ММА (смешанные единоборства). Также на фестивале проходит марафонский забег на 42 км, а также на 21, 10, 6 и 1 км. Выступают известные священники и богословы, ветераны спецслужб и спорта, работает ярмарка, безплатная полевая кухня, благотворительные аукционы, показательные выступления воинов ВДВ и мастеров воркаута, представителей силового экстрима и пауэрлифтинга, мастер-классы и тренировки от известных чемпионов. А заканчивается фестиваль большим концертом и салютом. Наша задача – показать такому большому количеству людей идеалы, которые могли бы им помочь в жизни. Да и не то что помочь, а открыть жизнь по-настоящему. Потому что, как сказал один из мудрых современных пастырей, жизнь без Христа – это растянутая смерть. А свет Христов просвещает всех. Мы стараемся, как можем, доносить эту истину до парней на соревнованиях, в секциях, на спортплощадках.
– Костяк движения «Сорок сороков» составляют спортсмены?
– Изначально – да. Потому что появление «Сорок сороков» был ответом на те события, которые происходили в Москве и других городах России. Это нападки и хула на Церковь, на храмы, на священников, на простых верующих людей, женщин и даже многодетных матерей. Это 2012–2013 годы. Всем известное событие в Храме Христа Спасителя. Противодействие строительству по проекту «200 храмов Москвы», когда любое строительство сопровождалось проплаченными провокациями и нападками. Верующих людей избивали, травили собаками, прокалывали шины их автомобилей, закидывали строительные площадки мусором и нечистотами, поджигали храмы, священников били электрошокерами. Поэтому реакция нормального мужика, пусть даже невоцерковлённого, а просто крещёного – защитить. Порой не было даже секунды для раздумий – ехали туда, где была нужна помощь, дежурили на стройплощадках, охраняли собрания верующих. Конечно, изначально в наших рядах было больше спортсменов – людей крепких и решительных, но добрых. Обвинения активистов движения в избиении храмоборцев – это клевета: не было заведено ни одного уголовного дела, потому что не было таких фактов… Потом со временем пошло развитие нашего движения, и в него стали вступать не только спортсмены, но и военные, и учёные, и врачи, и люди искусства, и представители других профессий. Сегодня отделения «Сорок сороков» открылись во многих городах разных регионов России. Уже создано сестричество «Сорок сороков».
– Кроме всего прочего, вы ещё член Патриаршей комиссии по вопросам культуры и спорта. В нашей беседе хотелось бы поднять тему здоровья и физического воспитания подрастающего поколения. Не секрет, что практически каждый ребёнок сейчас имеет гаджеты, подолгу сидит в интернете, очень распространена в детской среде игровая компьютерная зависимость, болезни опорно-двигательного аппарата. А мы в своё время не вылезали с улиц, было множество безплатных спортивных секций, кружков. Сейчас жизнь в этом плане поменялась кардинально – всё против детства, начиная с современных мультиков. А вот настоятель храма в городе Сапожки Рязанской области протоиерей Олег Кузьмин, сам мастер спорта по борьбе самбо, организовал при церкви секцию борьбы самбо для местных мальчишек и параллельно их воцерковляет.
– На самом деле это очень важная тема. Мы подготовили письмо на имя Святейшего Патриарха Кирилла с предложением открывать при храмах Москвы военно-спортивные клубы. Сегодня таких клубов должно быть много. Наших детей нужно выдёргивать из интернета, из соцсетей. Статистика говорит о том, что дети от 12 лет в интернете проводят по 5-6 часов в день. В реальной жизни часто гораздо больше.
– На первый взгляд, это задача кажется неподъёмной. Священники на приходах часто загружены сверх всякой меры, не каждый способен на организацию спортсекции, для этого нужно отдельное помещение, опять же тренерские кадры – далеко не в каждом храме батюшка имеет разряд по самбо или боксу, спортивный инвентарь стоит денег и т. д.
– Для этого как раз нужно движение «Сорок сороков», для этого нужны я и вы, и те, кто читает нашу беседу в «Русском Доме». Мы не предлагаем загружать батюшек, наоборот, предлагаем себя для помощи священству. Это должна быть инициатива православных христиан снизу, ведь среди прихожан всегда найдётся человек, имеющий и организаторские способности, и спортивный разряд. А у большинства прихожан дети неустроенные. Это и есть возрождение общинной жизни, когда прихожане помогают друг другу. Что может лучше сплотить, чем забота о наших детях? С помещением можно всегда договориться с близлежащей школой, благо сейчас власти лояльны к Церкви. Договариваться о помощи с местным полицейским руководством, которое заинтересовано в том, чтобы местная подрастающая шпана не распивала алкоголь и не безобразничала. Важно проявить инициативу, а не сидеть сложа руки.
– Владимир, я знаю, что вы совсем недавно женились, мы поздравляем вас! А свою жену вы тоже нашли в движении «Сорок сороков»?
– Спасибо! Нет, не в движении «Сорок сороков», но в первый раз увиделись и познакомились как раз на празднике «Православие и спорт» в Коломенском. Катя, как православная христианка, конечно, поддерживает меня во всех моих начинаниях. Слава Богу за всё!
Беседовал
Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
Строители офлайн-государства Даниил Туровский рассказывает о православном движении «Сорок сороков»
Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
Больше двух лет при поддержке РПЦ в России существует православное движение «Сорок сороков». Его основная деятельность — охрана строительства храмов, крестных ходов и других церковных мероприятий. Кроме того, сторонники движения летом 2015-го напали на несанкционированный московский гей-парад и сорвали пикет против установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. С июня «Сорок сороков» защищают строителей в парке Торфянка, где против возведения церкви бунтуют местные жители и активисты оппозиционных партий. Специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский встретился с руководителями движения, чтобы выяснить, как устроена эта организация.
Возле металлического ограждения стоит хмурый мужчина в красной футболке с символикой движения «Сорок сороков» (русский богатырь с щитом и мечом на фоне церковных куполов). Алексей ковыряется в телефоне, не обращая внимания на то, что происходит вокруг — в Коломенском проходит фестиваль «Православие и спорт», организованный движением при поддержке Русской православной церкви и в рамках празднования тысячелетия со дня смерти князя Владимира.
Со сцены звучит православный рэп. Сначала песня «Хвалит заливаться, да по улицам скитаться, мальчишки, девчонки, айда тренироваться», затем — «Благодарен Богу за то, что русский я, и всем сердцем люблю тебя, Россию».
На поляне, сняв футболки, борются десятки крепких парней. В нескольких десятках метров от них группа молодых людей практикуется в метании ножей. Две девушки собирают подписи за запрет абортов. В палатке продают варенье из Горловки (город на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики). На соседней поляне — конкурс православного граффити. Все это происходит в той части Коломенского, где каждый год стоит фудкорт «Пикника Афиши».
Караульному Алексею уже надоела доносящаяся из колонок музыка: он не первый раз работает охранником на мероприятии «Сорока сороков»; всякий раз тут играют одни и те же песни.
В движение он пока не вступил, но постоянно читает группу «Сорока сороков» во «ВКонтакте». Через нее его и приглашают «волонтерить» на разные события. Ему выдают фирменную футболку движения, но денег не платят. Смысл своего участия в происходящем он объясняет крайне предсказуемо: «Защищать православную веру».
Алексей обращает внимание на сцену, когда на нее выходит лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Тот краток: «Православие становится в стране все более направляющим действием». После его речи на поляну перед сценой выбегают спецназовцы ВДВ и устраивают показательные выступления.
Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
* * *
Движение «Сорок сороков» появилось в июне 2013 года. Его организовали Андрей Кормухин и Владимир Носов. Кормухин — отец девятерых детей, бизнесмен (его фирмы специализируются на продаже кормов и озеленении территорий), в молодости занимался водным поло и боксом. Он родной брат Ольги Кормухиной, известной в конце 1980-х — начале 1990-х рок-певицы; в последние годы она переключилась на православный поп и записала соответствующий альбом («Падаю в небо»). Владимир Носов — мастер международного класса по боксу; он активен в социальных сетях — публикует на своей странице статусы паблика «Волк-гомофоб», организаторы которого преследуют гомосексуалов, в том числе добиваются их увольнения из школ («Медуза» несколько раз писала о них — тексты об этом можно прочитать и ).
Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов», предполагающей возведение «храмов шаговой доступности» во всех районах Москвы («Сорок сороков» — фразеологизм, обозначающий всю совокупность храмов в старой Москве). Кормухин утверждает, что эта деятельность стала их собственной инициативой: охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.
Организовать движение Кормухин и Носов решили после «атаки на православие в 2012 году». «Произошли события с Pussy Riot, с атакой на патриарха, — рассказывает Кормухин. — Тогда все раздували, забывая о роли социального служения церкви. У людей складывалось ощущение, что попы зажрались, ездят на „Мерседесах“, бухают, сбивают людей на Кутузовском, все это бизнес-точка РПЦ, у патриарха часы за миллион, он сигареты и алкоголь продает. Мы тогда поняли, что нужно создавать свою ситуацию и повестку».
«Время сжалось, вызовы стучатся к нам в дома, это и Украина, это и ИГИЛ (организация признана в России экстремистской и запрещена — прим. „Медузы“), это и евроценности с однополыми браками, — говорил Носов летом 2015 года. — От нас, православных, зависит, во что превратится наша Россия. В бездуховную пустыню с полезными ископаемыми? В землю, которую заселят более пассионарные и многодетные народы, как в Европе? Или мы сохраним нашу Святую Русь?»
Андрей Кормухин, руководитель движения «Сорок сороков» Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
Вскоре движение заметили функционеры Русской православной церкви. В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма; помимо «Сорока сороков» в акции участвовали другие православные движения и объединения, в том числе прокремлевская «Россия молодая»). В ноябре 2014-го патриарх на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией». В феврале 2015-го патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».
Сам Кормухин говорит, что они «равноудалены» и от РПЦ, и от Администрации президента России. «У нас куратора на сегодняшний день нет», — заявил он, добавив, что встречался с сотрудниками АП только раз — и якобы рассказывал им про «вред язычества».
«Задания» охранять те или иные объекты Кормухин и «Сорок сороков» сейчас получают от сотрудников РПЦ или настоятелей храмов. Помимо этого активисты сопровождают крестные ходы в разных регионах страны, а иногда и за ее пределами. В январе 2014 года «Сорок сороков» охраняли христианскую реликвию «Дары волхвов» в Киеве — в самый разгар событий на Майдане. Вместе с 20 активистами там находился и реконструктор (впоследствии министр обороны Донецкой народной республики) Игорь Стрелков. Его руководители движения называют «братом и другом»: «Наши взгляды на сто процентов совпадают». Активисты периодически доставляют «гуманитарные грузы» на территорию ДНР и ЛНР. Например, в декабре 2014 года отправили посылки на территорию военных госпиталей ДНР; в январе 2015 — прихожанам церквей ДНР.
Движение регулярно устраивает встречи с протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при патриархе (и выкладывает некоторые его лекции в группе движения во «ВКонтакте»). Смирнов известен своими радикальными заявлениями: он предлагал атеистам кончать жизнь самоубийством, называл бэби-боксы «оружием Запада», призывал громить секс-шопы кирпичами и бороться с ювенальной юстицией при помощи огнестрельного оружия.
В июле 2015 года Дмитрий Смирнов вместе с группой верующих сорвал праздник радиостанции «Серебряный дождь», заявив, что концерт мешает богослужению в храме, который находится в километре от места проведения мероприятия.
Тогда между Смирновым и директором радиостанции Дмитрием Савицким произошел такой разговор:
— Вы с нами не согласовали ваше мероприятие.
— С какой, собственно, стати мы должны с вами что-либо согласовывать?
— Это наша территория, мы тут хозяева.
— А что значит «ваша территория»? Мы что, у вас в храме день рождения отмечаем?
— Все, что в этом районе находится, относится к нашему приходу, и это наша территория.
— А если я тут живу, моя квартира — это тоже ваша территория?
— Да!
— И вы можете вот так вламываться ко мне в квартиру?
— Да, захочу и зайду. И возьму все, что мне надо.
Самое короткое интервью в мире
— Россия в XXI веке должна предложить новую повестку. Мы в «Сорок сороков» будем предлагать идею того, как бороться с Антихристом, — рассказывает мне Кормухин о главной задаче движения.
— С Антихристом?
— Антихрист пытается разрушить нашу цивилизацию. Он будет доказывать, что человек — не высшее творение. Произойдет то, что показано в фильме «Матрица». Человек перестанет существовать, а станет ресурсом, которым будут управлять элиты. И в XXI веке Россия будет вести борьбу за людей, чтобы вытащить их из онлайна в офлайн, потому что задача Антихриста — затащить людей в онлайн. Если их затащат туда, то смогут в любой момент выключить. Зачем собираются делать прививки с нанороботами? Чтобы следить за здоровьем? Чтобы в любой момент любого человека можно было выключить. Наша задача — построить офлайн-государство.
По мнению Кормухина, Антихрист управляет Голливудом: «Он специально выпускает пророческие фильмы, чтобы все привыкали к тому, что будет происходить». Сам Кормухин их смотрит, чтобы понимать, чего ждать в будущем. «Вот „Трансфомеры“. Безобидный фильм. Но там роботы человеку ближе, чем многие люди. Фильм „Планета обезьян“, там обезьяны порядочнее, чем люди. Берем фильм „Терминатор“. Тоже — робот гораздо ближе, чем люди. Не буду говорить даже про демонские фильмы вроде „Сумерек“, где всякие вампиры становятся суперположительными персонажами», — рассуждает один из основателей движения, поддерживаемого РПЦ.
Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
По словам Андрея Кормухина, вступить в «Сорок сороков» довольно сложно: «Нужно долго себя показывать». Принимают новых членов в движение коллегиально. Время от времени активисты встречаются, чтобы определять ближайшие действия «по повестке».
Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками — похожие правила действуют в байк-клубах. С байкерами у «Сорока сороков» бывают и совместные мероприятия. Так, в июне 2015 года они вместе с «Ночными волками» сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.
В мае 2015 году сторонники движения напали на московский гей-парад (каждое 30 мая столичные ЛГБТ-активисты пытаются провести гей-парад, но всякий раз их акцию срывают полицейские или православные). «Сороковцы» отобрали радужный флаг у ЛГБТ-активиста и организатора гей-парада Николая Алексеева. Полотнище сожгли со словами: «С этим флагом главный п*дор Москвы Алексеев приехал на Тверской бульвар. Мы хотим показать, что эти ценности чужды нашему народу, и не надо с ними сюда приходить».
В конце июня 2015 года для движения настал звездный час. Бойцов «Сорока сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты: против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Недовольные граждане разбили палатки. Активисты «Сорока сороков», называющие себя «воинами света», тоже поставили палатки и пытались защитить стройплощадку. Периодически случались перебранки; и тех, и других забирала полиция («Медуза» подробно писала об этом). Протестующих жителей в лагере было намного больше, и вскоре они почувствовали себя уверенно — поливали православных активистов водой, плевали в них. «Сложно было удерживать ребят , когда на них так кидались. Они все крепкие», — говорит Кормухин.
Противостояние местных жителей и активистов движения «Сорок сороков» на месте строительства храма в парке Торфянка. 26 июня 2015-го Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ
По мнению активистов движения, происходящее в Торфянке — «майданные технологии», отрабатывающиеся перед выборами в Госдуму 2016 года. «Оппозиция мобилизует свой электорат», — считают они.
Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. Поэтому «Сорок сороков» начали ассоциировать с прокремлевскими молодежными движениями нулевых: своими «боевыми крыльями», собранными из фанатов, обладали «Наши» и «Молодая гвардия». Члены таких боевых отрядов участвовали в охране митингов (например, выталкивали с территории неугодных журналистов), периодически устраивали вылазки на оппозиционные акции.
Среди «крепких ребят» в Торфянке был, например, Иван «Комбат 18» Катанаев, бывший руководитель «Фратрии» — самой мощной группировки фанатов московского «Спартака». В недавнем интервью Катанаев говорил, что долгое время симпатизировал фашистской идеологии — оттуда и его прозвище (Combat 18 — британская праворадикальная группировка, 18 используется для обозначения имени Адольф Гитлер).
В парке Катанаев сказал одному из противников строительства храма: «Если будешь плохое про попов что-нибудь говорить, то будешь сейчас валяться тут». Разговаривать с «Медузой» Катанаев отказался.
В руководстве «Сорока сороков» пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты»: «Но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми». «Многие пытаются рассматривать движение через призму того, что в движение входит Иван Катанаев, — рассуждает Кормухин. — Для нас он православный брат, который ищет выходы из тупиков, в которых он оказался, когда был в фанатском движении».
Также в движении состоит Василий «Киллер» Степанов — бывший член группировки спартаковских болельщиков «Гладиаторы», нападавшей в 2003 году на штаб запрещенной НБП. Он также отвечал за охрану лагеря «Селигер» и сотрудничал с бывшим руководителем Росмолодежи Василием Якеменко.
«Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
15 сентября 2015 года пять суток ареста получил сторонник «Сорока сороков» (а также сторонник другого православного движения — «Божьей воли» Дмитрия Энтео) Егор Солдатов. Он участвовал в погроме на Манеже, где проходила выставка работ Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта «Скульптуры, которых мы не видим». На следующий день десятки активистов пришли на встречу протоиереем Андреем Ткачевым (его считают близким к организации) в магазин, где он представлял свои книги. После презентации активисты развернули плакаты «Свободу Егору» и сфотографировались, устроив «акцию поддержки». Многие из них говорили, что «впервые со времен революции в России начали преследовать православных».
21 августа 2015 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность движения «Сорок сороков» и ликвидировать его. «Данная организация активно взаимодействует с радикальными экстремистскими группировками, в том числе с радикальными группами футбольных фанатов. По сути, сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорилось в заявлении. Обращение пока осталось без ответа.
Даниил Туровский
Москва
- Напишите нам