Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.
Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.
Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.
Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.
Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.
С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.
Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.
Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.
Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.
Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.
В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».
После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.
Содержание
- История и Монастырь
- История Соловецкого монастыря
- Соловецкий монастырь — основание
- Соловецкий монастырь при игумене Федоре
- Строительство оборонительных сооружений
- Соловецкое восстание
- Соловецкий монастырь во время Крымской войны
- Соловецкий монастырь как место ссылки
- Возрождение монастыря
- Соловки
- Краткая информация о Соловецком монастыре.
- Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России
- Краткая история
- Архитектурные особенности Соловецкого монастыря
- Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
- Соловецкий монастырь как тюрьма
- Соловецкий монастырь
- Архипелаг бессмертия: Уроки истории Соловецкой обители
- Соловки Энциклопедия
- Военная история Соловецкого монастыря
История и Монастырь
1. Первые следы человека на Соловках датируются III тысячелетием до н.э.
2. Первые монахи поселились на Соловках в 1429 году. Это были преподобные Герман и Савватий, они воздвигли крест и келью примерно за 13 км от будущего монастыря. Постепенно, после смерти Савватия, на остров начали прибывать другие монахи
3. Соловецкий монастырь был основан в 1436 году. Это был один из самых богатых и сильных монастырей, к XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян.
4. Стены монастыря сложены из огромных валунов, некоторые из них – больше двух метров в поперечнике. Толщина монастырских стен при этом может достигать 6 метров.
5. До сих пор не ясно, кто на самом деле построил Соловецкий кремль. Вес некоторых камней, из которых сложены стены, достигает 8 тонн, а покрывающий валуны лишайник датируется 2-3 тысячами лет. Существует версия, высказанная В.А. Лекомцевым , что крепость существовала на острове задолго до прихода монахов, которые лишь достроили и усилили вековые постройки.
6. В XVI веке монахи вырыли множество каналов, связав Соловецкие озера в единую систему. Большой и малый круги озерно-канальной системы сохранились до наших дней и используются для лодочных прогулок. Чтобы совершить путешествие по большому кругу необходимо минимум 10 часов.
7. Под Соловецким монастырем есть система подземных ходов протяженностью 1,5 километра. Она использовалась для обеспечения монастыря водой, но при желании ее можно было использовать как черный ход за стены крепости.
8. Соловецкий монастырь осаждали несколько раз. Самая долгая осада началась в 1669 году и длилась целых 8 лет. Она была вызвана отказом монахов проводить богослужения по новому образцу, введенному патриархом Никоном. В историю эта осада вошла как Соловецкое сидение.
9. Соловецкое сидение могло продлиться и дольше – монастырь был хорошо защищен и обладал большими запасами продовольствия. Но в 1676 году один из перебежчиков помог стрелецкому войску проникнуть на территорию монастыря и открыть ворота. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14.
10. На Большом Соловецком острове есть сухой док, построенный еще в 1801году. Он был одним из первых в России.
11. На территории Соловецких островов есть ботанический сад. Он был основан в 1822 году. Для обеспечения растений водой под землей были проложены трубы из обожжённой глины.
12. В XIX – начале XX века в Соловецком ботаническом саду росли дыни, арбузы и персики. Эти южные растения выращивали в парниках, тепло с которых поступало по трубам с воскобительного завода.
13. В 1854 году, в рамках Крымской войны, английский флот вышел в Белое море и направился к Соловкам. Получив от монахов отказ сдать крепость, фрегаты «Бриск» и «Миранда» обстреляли монастырь из пушек. 120 новых английских пушек 9 часов обстреливали монастырь. Шквальный огонь пробил одну из икон, убил чайку и распугал местных жителей. Сам монастырь остался цел.
14. У Соловецкого монастыря была собственная гидроэлектростанция. Она была установлена на канале между Святым озером и Сухим доком в 1911 году и долгое время обеспечивала остров электрическом, пока не была разрушена во времена Брежневского правления.
15. До революции Соловецкий монастырь приобрел несколько теплоходов для доставки паломников на остров. Корабли звались «Вера» (начал выходить в рейс с 1862 года) и «Надежда» (спущен на воду в 1863 году) и могли перевозить до 500 пассажиров за рейс. Позже монастырь приобрел еще два судна: пароход «Соловецкий» и «Михаил Архангел».
16. Дороги на Соловках мостили еще монахи в XVI веке. С тех пор кладку обновляли всего пару раз, последний – во времена ГУЛАГа. Для сравнения, асфальтированная дорога в поселке рядом с монастырем продержалась 2 года.
17. Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма соединяет дамба. Она была заложена в 1827 году, протяженность дамбы составляет 1200 метров. Вторая дамба была всего 300 метров длиной и соединяла острова Большая и Малая Муксалма. К сожалению, со временем строение разрушилось и ушло под воду.
История Соловецкого монастыря
Вся история Соловецкого монастыря связана с историей нашего государства. Обитель была духовным и культурным центром Русского севера, форпостом Северной Руси. В истории Соловецкого монастыря есть трагические страницы, когда обитель в течение 8 лет осаждали не захватчики чужих стран, а стрельцы, посланные царем Алексеем.
Не менее печальные страницы истории связаны с организацией на Соловках лагеря, а затем тюрьмы принудительных работ особого назначения, через которые прошли десятки тысяч политических заключенных.
В настоящее время Соловецкий монастырь – это действующий мужской монастырь, один из самых значимых памятников истории России.
Соловецкий монастырь — основание
Монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти уединенное место для молитв и раздумий. Он много раз слышал о необитаемых островах в Белом море и отправился на Соловки.
Остановившись у реки Выги, он встретил инока Германа, служившего в одной из часовен. Вместе они перебрались на лодке на берег Соловецкого острова у губы Паламановой.
В красивом месте, там, где сейчас расположен Савватиевский скит, они поставили деревянный крест и соорудили кельи. Так, в 1429 году началась история знаменитого Соловецкого монастыря.
Шесть лет Савватий и Герман провели в труде и непрестанной молитве. Жизнь на севере была тяжелой — здесь не росли ни пшеница, ни рожь, питались монахи рыбой и ягодами, грибами и травами.
После смерти Савватия в 1435 году Герман привел на остров молодого инока Зосиму. В первую же ночь к Зосиму пришло видение — чудесный храм. В том месте, где он увидел его, отшельники срубили церковь во имя Преображения Господня.
Прослышав о Германе и Зосиме, в необжитый, суровый и красивый край прибывали другие жители. Вскоре новгородский архиепископ Иона дал благословение на создание обители и 1436 год стал датой основания монастыря.
Первый ее игумен, направленный из Новгорода, не выдержал тяжелых условий севера и покинул остров. Тогда преподобный Зосима стал настоятелем обители и духовным наставником братии. Он руководил монастырем вплоть до своей кончины, а умер он в 1478 году в Антониевом монастыре Великого Новгорода.
В XV веке обитель была бедной, все ее постройки строились из дерева, а жизнь иноков в суровом северном крае была тяжелой.
Соловецкий монастырь при игумене Федоре
Строительство храмов
В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.
Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.
В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.
Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными – в Москве в это время не было жестоких расправ.
Ссылка и смерть Филиппа
В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.
Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.
В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.
Строительство оборонительных сооружений
Обитель располагалась на острове, вдали от жилищ и не было большой необходимости в защитных сооружениях, поэтому монастырь имел лишь легкую деревянную ограду.
Во время Ливонской войны в 1571 году, когда рядом с островами появились шведские корабли, по просьбе монастырских властей, Иван Грозный принял решение о строительстве деревянной крепости.
Прибывший на остров отряд стрельцов и пушкарей возвел несколько боевых башен и ограждение из высоких заостренных бревен.
В 1582 году взамен деревянной крепости начинается строительство каменных сооружений. Строительные работы проходили в течение четырнадцати лет и в 1596 году сооружение каменной крепости, ставшей одной из самых мощных в Московском государстве, было завершено.
Стены и башни были сооружены из валунов с использованием кирпича и извести. Глядя на огромные булыжники, трудно представить себе, как в то время, когда еще не было строительной техники, из таких громадных валунов, строили крепость.
Самыми мощными стены были с южной и северной стороны, там, где была возможность подойти к крепости с суши. Ширина стен здесь достигала шести метров, а высота – 11 метров, башни в этой части располагались достаточно плотно и выступали вперед относительно линии стен для более удобного обстрела противника.
Стены были двухярусными и имели помещения для хранения оружия. В оборонительную систему вошли и некоторые хозяйственные помещения, а кроме того, крепость оснастили большим количеством орудия.
Руководил строительством постриженик Николо-Карельского монастыря, соловецкий монах Трифон, в миру Терентий Кологривов, также ему помогал житель Вологды зодчий Иван Михайлов.
Укрепление крепости было своевременным. В смутное время шведские корабли появились рядом с островами, но не напали на обитель.
Соловецкое восстание
В 1657 году из Москвы в обитель были посланы новые церковные богослужебные книги. Совет соборных старцев принял решение запечатать эти книги в монастырской казённой палате, а богослужение проводить по старым книгам.
С 1658 по 1668 год монахи написали царю пять челобитных, в которых защищали старые обычаи. Монашеская братия не поддержала изменение обрядов, не приняла исправления церковных книг и Соловецкий монастырь оставался важным центром старообрядческого движения. В одной из челобитных монашеская братия писала: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие».
Московские власти послали на Соловки своего игумена Иосифа, поддерживающего реформы, но он был изгнан из обители, а настоятелем монастыря был избран архимандрит Никанор. В ответ на этот вызов, Большой Московский собор осудил старообрядчество.
Соловецкий монастырь пользовался большим авторитетом и царь Алексей Михайлович долгое время не пытался усмирить обитель силой.
Первый отряд стрельцов во главе с воеводой Волоховым был направлен к крепости в 1668 году с целью взять ее голодной блокадой. Но покорности от монахов стрельцы так и не дождались.
Следующий отряд под руководством Иевлева подошел к обители спустя два года, он также не штурмовал крепость, но монахи не сдавались, продолжая отстаивать монастырь.
В обители, на случай войны со Швецией, заранее были собраны большие запасы продовольствия и боеприпасов, достаточных, чтобы продержаться более восьми лет.
В 1670 году началась перестрелка, а с 1673 года в монастыре были прекращены моления за государя.
Расправа над восставшими
В 1674 году царь направил на Соловки третьего воеводу, Ивана Мещеринова с приказом приступить к осаде и действовать более решительно. Защитники крепости отлично владели оружием, кроме того, их поддерживали местные рыбаки и крестьяне.
Осада продолжалась восемь лет, за это время монахи построили еще несколько фортификационных укреплений, а некоторые стрельцы перешли на сторону иноков.
Однако, нашелся предатель, указавший на заложенное кирпичом окно, через которое можно проникнуть в крепость. Ночью 22 января 1676 года, вблизи Белой башни, царские войска вошли в укрепление, открыли ворота и началась жестокая расправа. Около 30 монахов, в том числе архимандрит Никанор были казнены на месте, многие были убиты позднее. Оставшиеся в живых монахи были разосланы по другим монастырям.
Соловецкий монастырь во время Крымской войны
Весной 1854 года, во время Крымской войны, возникла угроза нападения на крепость английских кораблей. В связи с эти из Архангельска на остров направляется несколько орудий со снарядами, готовится отряд способных к военному делу иноков и монастырских работников.
Перестрелка началась шестого июля, когда к острову подошли два военных корабля. На другой день англичане потребовали сдать крепость, но настоятель монастыря ответил отказом.
Английские суда в течение девяти часов обстреливали крепость, но братия и все жившие в монастыре под руководством архимандрита Александра Павловича, отстояли обитель.
По монастырю было выпущено огромное количество снарядов, но только несколько зданий получили небольшие повреждения. Благодаря стойкости защитников крепости, неприятель вынужден был отступить.
Соловецкий монастырь как место ссылки
На протяжении всей своей истории Соловецкий монастырь был местом ссылки. Еще в XVI- XVII веках он стал местом заточения представителей движения нестяжателей (выступавших против монастырского землевладения) и старообрядцев.
Позже здесь содержались многие знаменитые узники, в том числе государственный деятель и соратник Петра, сенатор Василий Долгорукий и последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский,
В 1920 году монастырь был ликвидирован и на его территории открывается лагерь принудительных работ, затем был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году.
Значительную часть узников лагеря и тюрьмы составляли политические заключенные — представители духовенства и интеллигенции, офицеры белого движения.
Так, например, крупный ученый Дмитрий Лихачев был арестован в Ленинграде в возрасте 22 лет за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук». С конца 1928 до ноября 1931 года находился на Соловках, а затем был направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.
Во время Великой Отечественной войны на острове размещалась школа юнг, подготовившая немало хороших моряков для Северного флота. Не смотря на это, имя «Соловки» напоминает нам о мрачных днях тысяч политических узников.
Возрождение монастыря
В 1967 году на острове был создан Соловецкий музей-заповедник, позже преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
В 1988 году организуется церковный приход, а в следующем году иеромонах Герман освятил часовню святителя Филиппа, это был первый возрожденный храм Соловецкого монастыря.
В октябре 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря.
Соловецкий монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России. С 1992 года комплекс памятников архитектуры Соловецкого музея-заповедника внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соловки
Внимательно ознакомьтесь с памяткой паломника:Памятка-паломника.Соловки
Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь
Краткая информация о Соловецком монастыре.
Соловецкий монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.
Основан в 1420-е — 1430-е.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
25 октября 1990 года Священный Синод постановил открыть Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.
Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. До марта 1682, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.
Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева), избранного в 1548 монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.
Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.
Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)
Во время старообрядческого раскола монастырь принял сторону старообрядцев. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов.
В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду.
В монастыре процветали ремесла — он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626).
К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян.
Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.
В XVI-XVII веках монастырь выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854, монастырь был атакован тремя английскими кораблями. После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.
В монастыре имелась огромная библиотека.
К началу XX века в монастыре имелась собственная гидроэлектростанция.
В 1918-1920 настоятелем обители был преподобномученик архимандрит Вениамин (Кононов).
В 1920 монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал знаменитый северный большевик, участник Гражданской войны, архангелогородец А. Н. Кедров (расстрелян в 1937). Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.
В 1920 на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учереждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую Тюрьму Особого Назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция.
В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.
В декабре 1988 был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.
25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.
Указом от 9 февраля 1992 Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил Преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.
19 — 21 августа 1992 мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по н. ст.) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.
22 августа 1992 Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.
В ноябре 2007 года было объявлено о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря.
Однако же после смещения М.Швыдкого с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря не ведется. По мнению работников музея, данное решение весьма маловероятно.
Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России
Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, колокольня
Святыни: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, ковчег с частицей святых мощей святителя Филиппа, ковчег с частицей мощей святителя Маркелла, ковчег с честной главой священномученика Петра (Зверева), икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской и Пресвятой Богородицы Корсунской, икона Божией Матери «Словенская», крест преподобного Савватия
Координаты: 65°01’28.3″N 35°42’34.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Краткая история
Архитектурные особенности Соловецкого монастыря
Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
Соловецкий монастырь как тюрьма
Соловецкий монастырь на карте
Краткая история
История появления Соловецкого монастыря берет свое начало с 40-х годов XV века, когда преподобные Зосима и Герман избрали местом своего жительства Большой Соловецкий остров в Белом море.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полёта
По одному из преданий Зосима имел необычайное видение, объектом которого была церковь неописуемой красоты. Окруженная небесным сиянием, она стояла на востоке.
Усмотрев в видении знак свыше, в 1436 г. Зосима и его товарищ построили храм из дерева с трапезной и приделом – через его возведение они чествовали Преображение Господне. Спустя некоторое время в честь Успения Пресвятой Богородицы преподобные соорудили церковь, и обе постройки стали основными зданиями Соловецкого монастыря.
Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь со стороны Белого моря
Иона – архиепископ Новгородский, выдал обители документ, подтверждающий ее вечное право собственности на Соловецкие острова. В дальнейшем такая грамота выдавалась монастырю и всеми последующими московскими государями. Изображение обители, стоящей посреди Белого моря, присутствовало на всех древних картах Московии XVI века, и ее появление символизировало единение государственности и православной веры в Северной Руси. Историками отмечено, что многих значимых по величине городов на старинных картах не было, а Соловецкий монастырь как форпост России на них присутствовал всегда.
Корожная башня
Со второй половины XVI столетия в монастыре под руководством игумена Филиппа ведутся строительные работы с применением камня. С 1552 по 1557 гг. при участии лучших зодчих монахи трудятся над возведением храма Успения Божией Матери с Трапезной и Келарскими палатами. На протяжении этих же пяти лет иноками расширяются монастырские пастбища, прокладываются дороги, строятся мельницы. Озера, количество которых превышает 70 наименований, благодаря прокладке каналов соединяются в единую систему. На острове Муксалма появляется ферма. Наконец, закладывается и возводится главный храм Соловецкой обители – Спасо-Преображенский, освящение которого состоялось в 1566 г.
Святые ворота под Благовещенской церковью
В конце XVI века монастырь на Соловецких островах получает статус крепости – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 г. сам Иван Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет царь Федор Иванович издает указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен. Работы велись в течение 12 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из 6-тонных гладких валунов. Для прочности между ними укладывался известковый раствор с прокладкой в швах кирпича. Крупнейшие валуны расположены внизу и играют роль цоколя. С постепенным уменьшением вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен, смотрящей внутрь монастырского двора, обустроены крытые деревянные галереи – из них через бойницы велся обстрел наступающего врага.
Корожная башня с частью монастырской стены
Местом установки артиллерии служили несколько ярусов перекрытий башен. Всего в монастыре 8 башенных конструкций. Прядильная, Сторожевая и Успенская видны со стороны бухты Благополучия. Квасоваренная, Белая, Поваренная, Северная и Южная башни стоят по отношению ко двору со стороны Святого озера. Все конусообразные башни завершаются высокими шатрами с оборудованными в них дозорными площадками. Аналогично возведению стен, башни у основания выкладывались из массивных валунов, а вверху, под самими шатрами – из кирпичей. Разница в толщине нижней и верхней частей стен достигает 4,5 м (внизу эти значения варьируются в пределах 5 – 6 м, а вверху они едины и составляют всего 1,5 м). Несмотря на это, все стены и башни были настолько прочными, что никакая вражеская сила не могла повредить их и проникнуть на монастырские земли.
Поваренная башня
Настоящая воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны, когда ему пришлось выдержать единственную, но очень мощную бомбардировку английскими 60-пушечными фрегатами (событие датируется 1854 г.). Канонада продолжалась в течение 9 часов, и за это время военные корабли выпустили из пушек около двух тысяч бомб и ядер. Но уплыть им пришлось без результатов, ведь своими действиями им удалось добиться лишь незначительного повреждения отдельных зданий.
Архитектурные особенности Соловецкого монастыря
Территория монастыря имеет пятиугольную форму. Вся она находится в окружении массивных стен с семью воротами. Общая протяженность стен составляет 1084 м. На сегодняшний день во дворе обители сохранились храмы и некоторые постройки, соединенные между собой крытыми переходами и окруженные помещениями жилого и хозяйственного назначения.
Собор Спаса Преображения
Помимо трехглавого Успенского и пятиглавого Преображенского собора, на территории Соловецкого монастыря находятся три церкви: Троицкая, Благовещения, Николаевская. Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница. Внешний облик обоих соборов кажется суровым, почти крепостным. Так, угловые приделы Преображенского собора напоминают крепостные башни, а толщина его стен достигает 5 м. В целом архитектурный замысел собора довольно непростой. Угловые главы возвышаются над верхними приделами, а те, в свою очередь, соединяются переходами и стоят на сводах.
Успенская башня
В 1923 году на монастырское подворье пришла беда – сильнейший пожар привел к тому, что некоторые колокола и шпиль оплавились. Но реставрационные работы на здании колокольни не проводились, и место упавшего креста заняла металлическая звезда. В 1985 г. она была демонтирована и передана на хранение в Соловецкий музей. В 2003 г. реконструкция шпиля колокольни всё-таки состоялась, и по ее завершению на его месте появился величественный крест из титана.
Александровская и Петровская часовни, стоящие перед монастырским подворьем, не теряли своего изначального облика. Их возведением в середине XIX века было увековечено посещение обители – древней крепости царями Александром II и Петром I. У входа в монастырь имеются солнечные часы – нехарактерная для Православия деталь декора.
Галерея
Иконостас Преображенского собора из двух десятков досок, выстроенных в 3 ряда, после «соловецкого сидения» был вывезен старообрядцами. В начале XXI века гражданин Литвы объявил на весь мир о том, будто у него имеются доски от Преображенского иконостаса, и выставил их на продажу, назначив цену 1 млн. 700 тыс. евро за все семь досок. В то же время иконы оказались на выставке в Гронингене. Но после того как министерство культуры рассмотрело вопрос о покупке иконостаса, было объявлено о незаинтересованности государства в столь дорогостоящем приобретении. Такое решение было вынесено после вынесения заключения реставраторов, усомнившихся в подлинности иконостаса.
Никольская башня и Никольские ворота
Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
Крест-памятник, выпущенный в честь Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, можно увидеть в 6 верстах от обители по направлению к Исаакиевскому скиту. Над его созданием трудился инок Диодор – насельник Свято-Вознесенского скита. Ранее в этом месте располагалась часовня в честь упомянутых чудотворцев, и в ней сохранялся старинный резной крест, изготовленный еще в XVII веке. В лагерное время деревянная часовенка с ценным крестом была утрачена.
Всего служителями Соловецкого монастыря с конца XX и до начала XXI столетия было установлено до 20 поклонных крестов. По словам архимандрита Иосифа, наместника обители, кресты служат своеобразными памятниками, передающими в поколения былое величие древней обители, поскольку местами их установки уже традиционно стали утраченные часовни, храмы и памятные для жизни монастыря места.
Внутри Прядильной башни
Соловецкий монастырь как тюрьма
На протяжении 4-х веков обитель на Соловецких островах использовалась как политическая и церковная тюрьма. Камеры, напоминающие по форме усеченный конус, располагались в стенах и башнях монастыря. Длина камер составляла 3 м, ширина и высота – по 2 м, а в узком конце они занимали всего 1 м. Но в некоторых башнях камеры были еще теснее. Так, в Головленковской башне они располагались на верхних этажах и занимали 1,4 м в длину и по 1 м в высоту и ширину. Маленькое окошко, обустроенное в камерах, предназначалось для подачи пищи, а не для освещения. Находясь в заключении, узники не должны были лежать – спать им разрешалось в полусогнутом состоянии.
Внутри Галереи
В другой башне Соловецкого монастыря с названием Корожня тюремные кельи имелись на каждом этаже. Темные и тесные каморки не имели дверей. Чтобы узник мог оказаться внутри, ему приходилось с трудом пролезать через небольшие отверстия, предусмотренные в камерах в качестве входа. Количество тюремных камер в монастыре постоянно росло. В 1798 г. под тюрьму было переоборудовано одно из имеющихся зданий, а в 1842 г. для содержания узников специально возвели трехэтажное здание и отдельные казармы для охраны. В полуподземелье, на самом нижнем этаже этой новой тюрьмы располагались маленькие чуланы. Они не имели ни лавок, ни окон, а помещали в такие суровые условия особо опасных преступников.
Рейтинг достопримечательности
Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.
Монастырь возник в 1429— 1430-е гг., отстроен в камне трудами святого Филиппа (Колычева), в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 гг. осажден царскими войсками как один из очагов сопротивления преобразованиям патриарха Никона.
В начале XX в. на Соловках за монастырем числилось шесть скитов и три пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 000 в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами, монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.
В 1992 г. комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 г. — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
При советской власти на территории монастыря с 1923 г. действовал первый в стране лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ. В этот период здания планомерно разрушались. В 1939 г. конц-лагерь был упразднен и на Соловках организовали учебный центр Северного флота (Школа юнг). А в 1967 г. в стенах обители был создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время.
Никольская церковь (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)
Монашеская жизнь на Соловках возобновлена 25 октября 1990 г. В 1992 г. состоялось возвращение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа — соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
Сохранившиеся на территории Соловецкого монастыря храмы и другие сооружения
- Трехглавый Успенский собор (1552—1557 гг.) с огромной трапезной (475 м2) и келарской палатами.
- Двухстолпный пятиглавый Преображенский собор (1558—1566 гг.), стоящий на высоком подклете и имеющий пирамидально скошенные стены, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра.
- Оба собора относятся к временам наиболее известного игумена монастыря Филиппа (в миру Федора Колычева). Они имеют облик суровый, почти крепостной. Толщина стен Преображенского собора достигает 5 м, а его угловые приделы напоминают крепостные башни.
- Церковь Благовещения (1596—1601 гг.). Каменные палаты (1615 г.).
- Водяная мельница (начало XVII в.). Колокольня (1777 г.).
- Никольская церковь (1834 г.).
- Троицкая церковь (1856—1859 гг.).
Поделиться ссылкой
Архипелаг бессмертия: Уроки истории Соловецкой обители
«Русь Соловецкая». Под этим названием в 2015 году вышел сюжет Телеканала «Царьград», посвящённый святым основателям Соловецкой обители, преподобным Зосиме, Савватию и Герману. Двумя годами позднее то же название использовал для своей персональной выставки русский художник Геннадий Правдин, в нескольких сотнях своих работ запечатлевший природу Соловецкого архипелага во всей её красе.
Казалось бы, название незамысловатое, однако в нём отражаются не только сами Соловки, но и вся русская история последних шести столетий в её трагичности и святости. И нет сомнений, без знания основных вех этой истории едва ли получится сделать «работу над ошибками», ту самую, которая поможет не наступать нам на те исторические грабли, на которых мы уже вдоволь оттоптались и в XVII веке, и в 1917 году, и в последующие периоды русской истории.
Духовная твердыня Земли Новгородской
Для Господина Великого Новгорода, древнерусского государства, вошедшего в учебники как «Новгородская республика», XV столетие стало последним в истории его трёхвековой независимости. Крупнейшее из русских княжеств, на пике своего могущества включавшее земли от Балтики до Урала и от Белого моря до Вятки, оно активно осваивало Русский Север. На первый взгляд, эти земли были практически непригодны для жизни, однако русские поморы наглядно это опровергали, показывая, что даже на крайнем Севере «жить и работать можно». И не только занимаясь промыслом и ремеслом, но и совершая великие духовные труды.
Так, уже в XIV веке был известен Михаило-Архангельский мужской монастырь, основанный на месте будущего города Архангельска и давший ему имя. Ровно 600 лет назад, в 1419 году, эта святая обитель была разорена дикими европейцами — мурманами, предками нынешних норвежцев. Но вскоре она возродилась на прежнем месте. Позднее далеко в Заполярье возник Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь. Эта обитель также подвергалась варварскому разорению со стороны «наших западных партнёров»: в 1589 году финские отряды шведского короля перебили монахов и сожгли эту святыню. Но и она возродилась из пепла.
Основатели Соловецкой обители, преподобные Зосима и Савватий. Фото: pravoslavie.ru
Самой же главной обителью Земли Новгородской стал основанный преподобными Зосимой, Савватием и Германом в 1420-1430-х годах на островах беломорского Соловецкого архипелага Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Среди первых настоятелей обители был широко известный святитель Филипп (Колычев), будущий митрополит Московский, в конце жизни попавший в опалу Ивана Грозного и трагически погибший в 1569 году.
А в XVII веке именно в Соловецком монастыре, в его Свято-Троицком Анзерском скиту, принял монашеский постриг будущий патриарх Никон, инициатор печально известной церковной реформы второй половины XVII века, приведшей к трагедии русского раскола. Подробнее о самом расколе, его истории и последствиях, а также о том, что в 1971 году Русская Православная Церковь фактически признала реформу ошибочной, стоит рассказать в отдельном материале, здесь же остановимся только на роли в тех событиях Соловецкой обители.
Соловецкое сидение: начало Русской трагедии
Церковная реформа, инициированная патриархом Никоном и активно поддержанная царём Алексеем Михайловичем, заключалась не только во внешних обрядах. В значительной степени ломался сам строй богослужебной жизни, что неизменно отражалось и на жизни общинной. По сути, изначально это была попытка модернизации Русской Церкви по новогреческому образцу. Но в ходе реформы к ней активно подключились деятели, ментально близкие к греко-католицизму (униатству) и даже такие персонажи, как неоднократно менявший веру аферист и самозванец Паисий Лигарид.
В значительной степени именно эти деятели способствовали низвержению патриарха Никона, но продолжили начатое им дело куда активнее, чем сам реформатор. Именно они организовали так называемый Большой московский собор 1666-1667 годов, на котором бывший патриарх Никон был осуждён, извержен из сана и объявлен простым монахом. Противники же реформы, позднее получившие имя «старообрядцев» или «староверов» (обычно последними именовались старообрядцы-беспоповцы, а отнюдь не современные неоязычники, укравшие это имя), анафематствованы. Причём не только они, но и вместе с ними — сами древние богослужебные чины, обряды и книги.
Среди противников реформы были и монахи Соловецкого монастыря, которые вплоть до «Большого московского собора» не проявляли бунтовщических настроений, но просто продолжали служить и молиться как в древности, убрав присланные новые книги «в казённую палату». Но с нарастанием противостояния начались конфликты и в обители. Присланные с «большой земли» клирики из числа сторонников реформы, в том числе рукоположенные «по-новому», не отвергались, но и изменять древние богослужебные уклады Соловецкого монастыря им не позволяли.
Но только в 1666 году на Соловках противники реформ начали составлять «челобитные о вере». Эти челобитные были отправлены царю Алексею Михайловичу, который 14 августа 1666 года отправил в обитель настоятеля ярославского Спасского монастыря, архимандрита Сергия, который должен был разобраться с ситуацией «на месте» и заставить соловецких монахов принять реформу. Архимандрит прибыл в обитель в сопровождении вооружённых стрельцов, которых в стены монастыря не пустили, а с самим отцом Сергием и его спутниками был проведён диспут, ярко изображённый на картине художника Сергея Милорадовича «Чёрный собор» (1885). Вот как это событие описывает известный историк старообрядчества Ольга Чумичёва:
Весь чёрный собор категорически заявил, что царю Соловецкий монастырь послушен, а реформу обитель принимать не будет. Сначала от имени собора выступал Никанор, который выразил готовность поехать в Москву и за всех «пострадать». После горячего выступления Никанора страсти на чёрном соборе разгорелись. Сергий утверждал: «В том шуму многие старцы и мирские люди неистовые всякие бранныя слова говорили, а иные хотели с нас сбивать клобуки».
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. С. Д. Милорадович. 1885 год. Фото: ruvera.ru
Дальше страсти только нарастали: отказ от принятия реформы был воспринят как бунт. Власти ещё раз попытались сменить монастырское руководство на сторонников реформы, а в итоге в 1668 году направили на Соловки большой отряд стрельцов, которые были встречены пушечными выстрелами защитников монастыря. Духовное сопротивление церковной реформе обрело черты настоящего восстания, началась долгая осада обители.
Вплоть до 1675 года периоды обострения противостояния сменялись перемириями, переговорами и отступлениями. И только с назначением во главе осаждавших воеводы Ивана Мещеринова ситуация переломилась. Начались кровопролитные бои, закончившиеся предательством одного из осаждённых, который показал тайный ход в монастырь. Обитель была взята. Началась расправа над восставшими. Эту трагедию очень образно описал Захар Прилепин в монологе соловецкого политзаключённого 1920-х годов в своём романе «Обитель»:
В 1666 году монастырь восстал против Никоновой реформы… А спустя десять лет осады его взяли, и бунтовавших монахов, и трудников — всех закидали камнями, чтоб сабли не грязнить и порох не переводить… Двести с лишним лет монастырь качался на волнах — немалый срок. Как будто готовился к чему-то. И вот… пришли времена нового подвижничества. Русская Церковь именно отсюда начнёт новое возрождение…
Несмотря на историческую неточность («закидали камнями» значительно смягчает картину соловецких казней и пыток 1676 года), оценка случившегося очень глубока. Действительно, это было не просто подавлением одного из бунтов, каковых на Руси за всю её историю было немало. Трагедия раскола XVII века стала началом русской революционной трагедии 1917 года, о чём неоднократно говорил в своих трудах и выступлениях Александр Солженицын. И гибель за отеческую веру нескольких сотен восставших соловецких монахов и их сторонников спустя два с половиной столетия повторилась мученичеством многих тысяч новомучеников Церкви Русской.
СЛОН и СТОН в Соловецкой обители
После разорения обители стрельцами воеводы Мещеринова Соловки ещё долго восстанавливались. В итоге в 1765 году он был подчинён непосредственно Святейшему Синоду, в монастыре было обустроено большое хозяйство с солеварнями и кузницами, а к XX веку в обители появились собственные биологическая станция и гидроэлектростанция. Как и в старые времена, Соловки оставались не только духовной, но и военной твердыней. В 1854 году, в период Крымской войны, английские фрегаты обстреливали Соловецкий монастырь, однако штурмовать обитель не решились.
Фото: www.pravoslavie.ru
В 1920 году новые безбожные власти ликвидировали монастырь, чьё имущество было разграблено, а в его святых стенах был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Аббревиатуры показательны: за годы существования лагеря от условий содержаний, пыток и голода здесь погибло порядка 10 тысяч человек. СЛОН и СТОН прошли десятки тысяч заключённых, среди которых было немало не просто «политических», но арестованных исключительно за верность Церкви Христовой.
Прошли Соловки и многие видные представители православного духовенства, включая десятки архиереев. В их числе — глубокий богослов, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и знаменитый учёный священник Павел Флоренский. Условия в лагере были ужасающими, хотя тот же Максим Горький, побывавший на Соловках в 1929 году, пытался представить их чуть ли не курортными. На это прекрасно ответил в своих воспоминаниях Олег Волков, в общей сложности четверть века проведший в лагерях:
В версте от того места, где Горький с упоением разыгрывал роль знатного туриста и пускал слезу, умиляясь людям, посвятившим себя гуманной миссии перевоспитания трудом заблудших жертв пережитков капитализма, — в версте оттуда, по прямой, озверевшие надсмотрщики били наотмашь палками впряжённых по восьми и десяти в гружённые долготьём сани истерзанных, измождённых штрафников, польских военных. На них по чернотропу вывозили дрова. Содержали поляков особенно бесчеловечно.
Прошли лагеря и отец, и дед Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В одном из своих публичных воспоминаний Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об одном из самых страшных мест Соловецкого лагеря — изоляторе на Секирной горе, где побывал его дел:
Он говорил о том, что он никогда не имел страха в сердце, никогда. Что его невозможно было испугать, хотя он был на волосок от смерти, находясь вместе со святителем Иларионом в то же самое время на Соловках и пройдя через страшные испытания карцера на Секирной горе. Это испытание мало кто выдерживал, обычно люди умирали. А дед остался жив. И, выйдя из этих тюрем, уже в 1955-м году, почти через 10 лет после того, как отец мой принял сан, он принял сан вначале дьякона, а потом священника и служил в далёкой башкирской деревне до 91 года. Я храню его заветы, его заповеди. И для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия.
Возрождение святыни
Конечно, без любви Божией было невозможно пережить тот ужас, что происходил в этих святых местах в 1930-1940-х годах. Но подлинная святыня поругаема не бывает, и, несмотря на случившееся в предыдущие годы, во времена Великой Отечественной войны на Соловках была создана школа юнг, а в 1960-е годы — Соловецкий музей-заповедник, существующий и сегодня. Правда, сегодня его возглавляют уже не далёкие от Церкви музейные работники, а настоятель возрождённой в 1990 году обители, архимандрит Порфирий (Шутов).
Соловки Энциклопедия
Военная история Соловецкого монастыря
Оружейное дело и оружейное производство в Соловецком монастыре.
1571
«Первое нападение шведов» В 1570 г. шведский 3-тысячный отряд атаковал Кемский посад. В следующем году группа шведских, немецких и голландских кораблей напала на Соловецкие острова.
По другим источникам: «В 1571 году в открытом море (“на голомяни”), вблизи Соловков, появились шведские корабли, намеревавшиеся напасть на монастырь. Нападение не состоялось, а вскоре из Москвы прибыл специально посланный царем Семен Лупандин “для учинения поиска над вышепомянутыми кораблями”. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)
1578
В этом году в монастырь был прислан воевода Михаил Озеров со стрельцами с целью поставить деревянный острог и начать отражать нападения шведов.
1579
Построена вокруг Соловецкого монастыря деревянная крепость с земляными валами и оборудована десятью пушками. Большинство из присланных с Озеровым стрельцов погибли в перестрелках. Строительство острогов (своеобразных крепостей) на Севере началось в 70-е годы во время Ливонской войны. В этой войне Русскому государству противостояла коалиции Прибалтийских государств. Война шла за выход в Балтийское море. Первые такие укрепления появились вблизи Соловецкого монастыря. Они прикрывали подходы к Онежской губе с моря. Построенный в Соловках острог был вооружен девятью пушками и имел гарнизон из 150 стрельцов и казаков.
1580
В 1580 году около трех тысяч “каянских немцев” (финнов) вторглись в Кемскую волость и в течение трех суток вели бой с отрядом стрельцов.
1582
На Соловки прибыл “сын боярский” Иван Окучин с царской грамотой и предписанием “оберегать” монастырь. Ему поручался в командование весь соловецкий острожный снаряд и отряд стрельцов. С этого момента было установлено единое военноначалие — руководство обороной было сосредоточено в одних руках. В этом же году были отогнаны войска шведских воевод Магнуса и Иварстона.
1584
Началась постройка каменной стены кремля по плану монаха Трифона (Кологривова, происходившего из крестьян поморского села Неноксы) . Выстроены остроги в монастырских селениях Кеми и Суме. Войска в монастыре и в острогах содержались на монастырский счет. Соловецкий игумен был их главнокомандующим. Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных районов Отечества. Соловецкие войска первыми встречали врага и бились до прибытия основных войск.
1595
18 (27) мая 1595 года на реке Нарове, к северу от крепости Нарва, был подписан Тявзинксий мирный договор. Согласно условиям договора, Россия уступила Швеции княжество Эстляндское со всеми замками: Нарва, Ревель… Швеция вернула России замок Кекскольм (Корелу) с уездом и признала принадлежность Русскому государству Иван-города, Яма, Копорья, Нотебурга, Ладоги. Она обязалась не нападать на Псков, Холмогоры, Кольский острог, Сумек (Сум-посад), Каргополь и Соловецкий монастырь.
1596
Соловецкое войско насчитывало 1000 стрельцов. В отмщение за нападения финнов захватило город Каяну и соседнюю с ним территорию. Монастырь проводил политику поддержки разоренных войной крестьян. В начале XVII в. соловецкие монахи стали единственными защитниками крайнего севера. Иностранные соседи имели связи с монастырем, воспринимали его как государственную власть на севере России и заключали с ним перемирия.
1611
Шведы напали на монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены.
1613-1615
«Воpовскиe казаки» разорили монастырские поморские волости, но не могли взять Кемских и Сумских острогов. Шведы потребовали от игумена сдать Сумской острог и получили отказ.
1617
Русско-шведский бессрочный мирный договор в селе Столбове на р. Сясь. Подписан князем Данилой Ивановичем Мезецким и граф Якобом Понтуссоном Делагарди. Ратифицирован царем Михаилом I Федоровичем и королем Швеции Густавом II Адольфом в мае 1617 г.
1632
Датчане на четырех военных кораблях появились у Карельского острова, ограбили некоторых русских промышленников, но ни на что более не отважились и возвратились.
1637
Военное дело в монастыре стало постоянной обязанностью монахов. Последний Соловецкий воевода сдал настоятелю монастыря крепостные ключи, воинские запасы и отбыл в Москву. Соловецкий игумен принял командование.
1645-1676
Во время ливонско-шведской войны при царе Алексее монастырские стены с северной и южной сторон, откуда был доступ для штурма монастыря, были окопаны рвом. Монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек, организовали боевой и хлебный запасы. Братия (около 454 человек) взяла оружие и организовала с стрельцами войско (до 1500 солдат).
1667
Началось знаменитое соловецкое восстание: иноки не хотели принимать новопечатных книг и стали отстаивать старую веру. Началась осада монастыря, длившаяся 8 лет. Монахи защищали крепость и отражали все атаки воеводы Мещеринова. Бастион пал в результате предательства: измена монаха Феоктиста, показавшего тайный вход в монастырь, открыла ворота монастыря. Мещеринов жестоко расправился с монахами: все защитники были казнены и посажены в тюрьмы. Выжило 14 человек.
После этого разгрома монастырь смог оправиться только к началу XVIII века.
1694 и 1702
Визиты царя Петра Первого в монастырь. Цель приезда — создание военно-морского флота России. Царь подарил оставил монастырю 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в северную войну.
1701
«…шведская военная эскадра вошла в устье Северной Двины, нацеливаясь на Архангельск. Тогда-то и были срочно укреплены основные опорные пункты на поморском побережье: Кола, Сумский острог и Кемь (Кемский городок). Капитан Алексей Капранов с 300 двинскими стрельцами был направлен на Соловки, чтобы обеспечить надежную оборону острова и монастырских владений на поморском берегу от “возможных неприятельских покушений”… в устье Северной Двины началось сооружение Новодвинской крепости,.. в этом строительстве участвовали сотни крестьян-поморов, принадлежавших Соловецкому монастырю». (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)
1708
23.01.1708 года «неприятельские шведские люди» числом 300 ворвались, уничтожив караулы, в Лендерскую четь, «многие дворы выжгли, а людей замучили и посекли, а иных в полон с пожитками их поймали и разорили». Крестьяне там «живут одиночеством, от деревни до деревни верст по сорок и пятьдесят». Удары пришлись на многие вотчины Соловецкого монастыря. Сам монастырь шведы взять не могли, но окрестные деревни были в такой же опасности, как и весь Кольский край.
1781
Соловецкий военный отряд в количестве 110 человек ушел в распоряжение архангельского губернатора.
1796
В Соловках установили постоянный штат военного отряда в 33 человека во главе с офицером.
1801
Весной 1801 года Россия находилась на грани войны с Англией. На Соловки прибыл военный отряд из 42 офицеров и 1595 солдат, руководимый генерал-лейтенантом Дмитрием Дохтуровым. У монахов были взяты ключи от ворот, в башнях и по стенам установлены караулы. Вскоре был заключен мир, и 18 июля того же года отряд ушел.
1814
Артиллерия Соловецкого Кремля была переведена в Новодвинскую крепость. На Соловках оставалось лишь около 40 старинных чугунных пищалей, которые были подняты и расставлены на западной стене Кремля (1829).
1854
Соловецкий монастырь отражает нападение двух английских военных пароходов силами 50 военных, вооруженных восемью пушками, установленными на стенах и двумя полевыми орудиями. Англичане потребовали сдачи монастыря, но архимандрит Александр отказал. После этого англичане открыли по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась 9 часов. Оба полевые орудия отвечали на огонь кораблей. В 6 часов вечера англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы. Потерь в монастыре не было.
1885
Командующий войсками С.-Петербургского военного округа великий князь Владимир Александрович, третий сын Александра II, посетил Соловки. Командующий счел воинскую команду совершенно излишней и убрал солдат с Соловецких островов. На этом закончилась героическая военная история соловецкого монашества.
1919
Через почти шестьдесят лет англичанам наконец удалось высадиться на островах в составе войск Антанты.
1923
Русские военные появились на Соловецких островах только при советской власти. Это был так называемый Соловецкий полк. Боевой славы полк не сыскал — опозорил себя расстрелами, насилием над женщинами, издевательствами над заключенными-мужчинами. Да и не солдаты это были, а больше «вертухаи» с обязанностями конвоирования, охраны и расстрелов соловецких узников.
1940
На Соловецких островах образован Cоловецкий учебный отряд северного флота (директива №009 Главного Военно-Морского Совета, 21.12.1939), который готовил пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов, коков и др. Пятеро соловецких выпускников стали Героями Советского Союза ( Бабиков М.А., Кусков В.Д., Моисеенко В.Г., Сивко И.М. и Торцев А.Г.)
1942
На Соловецких островах работает подрывная-диверсионная радиостанция советской разведки, выдающая себя за «повстанческую» немецкую и финскую радиостанции.