Содержание
сфоткать
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | сфо́ткаю | сфо́ткал сфо́ткала |
— |
Ты | сфо́ткаешь | сфо́ткал сфо́ткала |
сфо́ткай |
Он Она Оно |
сфо́ткает | сфо́ткал сфо́ткала сфо́ткало |
— |
Мы | сфо́ткаем | сфо́ткали | сфо́ткаем сфо́ткаемте |
Вы | сфо́ткаете | сфо́ткали | сфо́ткайте |
Они | сфо́ткают | сфо́ткали | — |
Пр. действ. прош. | сфо́ткавший | ||
Деепр. прош. | сфо́ткав, сфо́ткавши | ||
Пр. страд. прош. | сфо́тканный |
сфо́т-кать
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол несовершенного вида — фоткать.
Приставка: с-; корень: -фот-; суффиксы: -к-а; глагольное окончание: -ть.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- прост. то же, что сфотографировать, снять ◆ Сфоткай меня на фоне Кремля.
Синонимы
- сфотографировать, сфотать, снять
Антонимы
- —
Гиперонимы
- запечатлеть
Гипонимы
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: фотка, фотик
- глаголы: фоткать, нафоткать, фоткаться, сфоткаться
Этимология
Происходит от сокращения слова сфотографировать и суффикса -к, вместе со словами фотик, фотка, фоткать, нафоткать, фоткаться, сфоткаться.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Сфоткать или помолиться
Недавно православная общественность активно обсуждала предложение установить в храмах глушилки для мобильных телефонов, что имело под собой некое рациональное зерно, так как лихой бравурный ректон во время богослужения, согласитесь, отвлекает. В то время у меня появилась мысль, что система подавления радиосигнала – оригинальный подарок отцу-настоятелю к большому церковному празднику. Тогда дело вроде, как и заглохло, хотя некоторое «неблагочестивые» ситуации при использовании современных гаджетов случаются регулярно. И тут вопрос стоит о таком простом и привычном деле, как фото- и видеосъемка.
Сегодня появилась новая мода, снимать в храме на все, что снимает, будь то «мыльница», айпад, айфон или тот же обычный телефон. Снимают все, кому не лень: дети и пенсионеры, мужчины и женщины, снимают все, что надо и что не надо, снимают глупо… понарошку. Конечно, речь не идет о профессиональной, журналисткой работе, тут я встану горой за своих коллег – они должны иметь возможность сделать тот кадр, который нужен, и любые ограничения должны быть сведены к минимуму.
Но почему-то сегодня уже никого из прихожан не смущает объявление в притворе храма «…съемка по благословению настоятеля», нет, думают они «это если со вспышкой, а так – можно»! На заре «свободы совести» мы с удивлением и восторгом воспринимали разрешение священника работать и его объяснение, что это не противоречит богослужебному уставу. Хотя, конечно, нас просили не мешать, и не лезьт, куда не надо…
Но что любопытно (скажу по своим ощущениям), когда делаешь репортаж, голова работает в другом направлении – тут и суета, и нервотрепка, тут уж не до молитвы… И тогда пришло понимание – или пишешь (снимаешь), или молишься, и смешивать эти понятия не следует, да просто невозможно. Но тогда спрашивается, почему многие прихожане легко объединяют эти два направления творческой деятельности? Может это от плохого воспитания, от непонимания того, зачем они пришли в храм, что они тут для молитвы, а не в поиске темы для блога или записи в youtube… Но как же избежать такого искушения, «ах, тут был в храме, епископ служил, я его сфоткал, посмотри в моем ЖЖ»? И что все ради этой фразы? Печально.
Печально по многим причинам. Дело в том, что каким бы навороченным не был бы гаджет, результат получается некачественным, лубочным… Ну если есть такое желание, почему нельзя перепостить все с епархиального сайта, или с Православия.ру, где фото и видео сделаны на высоком профессиональном уровне? Или это просто детские игры с новой игрушкой? Однако, храм это не место для игр.
Особо поразительная, но очень знакомая ситуация, когда архиерей (Святейший Патриарх) благоставляет верующих, а те направляет на него… объективы. Как это возможно? Среди десятка протянутых рук за благословением, обязательно будет несколько с маленькими фотоаппаратами или мобильниками.
Спрашивается, что никто из прихожан не знает или не помнит, что священническое благословение имеет глубокий сакральный смысл? Человек, который с верою берет у священника благословение, не только выражает к нему свое почтение, приветствует его, но и привлекает к себе благодать Божию. Сам Господь при посредстве благословляющей руки священника благословляет его на добрые дела. Так зачем фотографировать в этот момент?
Конечно, я не был и не буду сторонником никаких запретов. Думаю, что такое поведение практически невозможно ограничить, да и бессмысленно, по сути. И тут дело не в свободе слова, а в нормальном поведении в храме, в соблюдении установленных церковных правил.