Мультфильм о Сергии Радонежском» не уступит «Аватару»
Речь о мультфильме «Сергий Радонежский». Его должны были выпустить в прокат как раз к концу 2014 года, именно того, когда отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Но сроки сместились и мультфильм выйдет в прокат весной 2015 года — как раз к весенним каникулам. А пока журналисты «РГ» побывали на студии, где снимается проект, и посмотрели, как все происходит.
Встретила нас прямо на улице развеселая толпа молодых людей — над проектом «Сергий Радонежский» работают около 180 специалистов. Средний возраст — до 30 лет. Почему? Да потому что в стране практически нет тех, кто владеет новыми технологиями (кстати, кадровый голод — это и есть основная причина, почему создатели мультфильма не уложились в сроки). В частности — технологией «захвата движения». Именно как в «Аватаре» — она там использовалась вовсю. Это когда актер «увешан» датчиками и каждое его движение и даже эмоция переходят на экран к его персонажу.
Устроив веселую фото и видеосъемку (полностью можно посмотреть на нашем сайте), мы отправились гулять по кабинетам и мастерским современной студии и смотреть, как именно делается мультфильм. Прогулка получилась, как в волшебном технологическом лесу. Нарисованные коряги и избушки, русские богатыри и ордынцы, звери и птицы… Рисуют на компьютере, на бумаге, даже песком на стекле. Лепят из глины, гипса и бронзы. Персонажи объемны и осязаемы. На фестивале «Кинотавр», на кинорынке обозреватель «РГ» посмотрела фрагмент из будущего полнометражного мульфильма, и готова подтвердить слова министра — по технологии этому проекту нет равных.
— У нас уже существует своя школа. Приходят люди с хорошей подготовкой — ВГИК, Академия Глазунова, Суриковский институт… Они обучаются у нас. И не просто технологии «захвата движения». Мы работаем с актерами. У нас долгие репетиции. Потому что актеры входят в характер анимационных персонажей. Это не просто человек повторяет какие-то движения, а долгий труд. Кроме того, на лица людей накладываются живописные текстуры. Рядом в кадре существуют кора деревьев, почва, архитектура, оружие, доспехи… Все вручную делается профессионалами, обладающими серьезным академическим образованием. И я серьезно говорю, что это — новое слово не только в российской, но и в мировой анимации. Мы показывали материалы в Штудгарте. Сейчас зовут в Сингапур, на другие главные цифровые рауты мира, где предлагают представить наши инновации. Людям очень нравится, и они ждут этой работы, — рассказывает Андрей Добрунов — генеральный директор студии «Союзмультфильм», продюсер фильма «Сергий Радонежский». Российские зрители знают Добрунова как продюсера первого большого российского мультфильма «Князь Владимир»(на эту работу Андрея «благословил» сам академик Дмитрий Лихачев), а также как продюсера проекта «Маша и Медведь».
Каков бюджет картины?
Андрей Добрунов: Недавно нашу студию посетил продюсер Сергей Сельянов. Его компания снимает такие полнометражные фильмы, как «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и серый волк» и другие. Мне очень импонировал визит Сельянова. Я не отношусь к этому человеку, как к конкуренту. Он посмотрел материал «Сергия Радонежского» и сказал: «Это — большое кино». Здесь столько вложено труда. Это — самый высокобюджетный анимационный фильм за всю историю России. На сегодня на него потрачено свыше 10 млн долларов, и еще потребуются средства для завершения.
У нас только 40 персонажей в мультфильме имеют имена. В массовке в сцене битвы на Куликовом поле в кадре тысячи всадников. Кони, верблюды, закованные в латы, быки, большие гужевые животные… Каждое рисуется отдельно. Количество обитателей леса тоже огромно: от лосей до птиц-зорянок. Все эти огромные по масштабу кадры требуют колоссального количества работы.
Мы создаем фильм, благодаря Сергею Чемезову (руководитель госкорпорации «Ростех» — Прим. С.А.). Мы познакомились с ним в 2010 году, потом был подготовительный период, а в производстве фильм уже два года. Хочу заметить, что это мало по сравнению с тем, сколько делается настоящая полнометражная анимация.
Кто будет озвучивать Сергия Радонежского?
Андрей Добрунов: Вполне возможно, это будет Евгений Миронов. Мы, когда сделали первую пробу — он прекрасно подошел. Миронов сразу же сделал другого Сергия. Гораздо более сложного, чем тот, что был у нас задуман. Он подал его так, что сразу почувствовалось: герой проходит сложный путь эволюции.
Как вы покажете преподобного зрителю?
Андрей Добрунов: У нас 4 его возраста: семь лет, 24, 44 и 66. Это — вехи. Начинается наш фильм с того, как он маленький впервые сталкивается с ордынцами. В 24 года — период, когда Сергий из Радонежа уходит на Маковицы. 44 года — это его становление на Маковице: монастырь, ученики. И 66 лет — сражение на Куликовом поле, благодарность людей.
Владыка Феогност — архиепископ Сергиево-Посадский, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, чрезвычайно непросто принимал персонаж. И, когда мы доказали и показали, каким он будет, когда он впервые увидел ролик, то был в изумлении, и все это принял. Потому что все, особенно люди церкви, привыкли видеть Радонежского на иконах статичным и никак иначе. А вдруг он «ожил» и пошел…
Что будете снимать дальше? Я вижу у вас на студии различные изображения Суворова. Вот и буклеты лежат…
Андрей Добрунов: «Суворов» — это первый полноценный проект студии «Союзмультфильм». Мы его делаем после почти 30-летнего перерыва. Все это время на «Союзмультфильме» полнометражная анимация не снималась. Мы «Суворова» делаем уже «внахлест» с «Сергием Радонежским». То есть люди, которые высвобождаются от работы на одном проекте, разрабатывают персонажей на другом. На нас в обоих случаях лежит колоссальная ответственность. Сергий Радонежский сам по себе достаточно серьезный персонаж. Хотя шутки в фильме про него есть. А Суворов наоборот — это «воробей», один против всех. Маленький гений, который противостоит фаворитам Екатерины и всем полководцам Европы. В этом фильме больше гэгов, юмора… Начинается фильм с Ганнибала. Он воевал с Римом и переходил со слонами через Альпы. Переход через Альпы — это желание Суворова, которое переросло в его подвиг. Этот фильм предполагается как международный проект — копродукция со Швейцарией и Италией. Так что для «Суворова» мы сейчас ищем поддержку со стороны серьезных людей.