Вопрос:
Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс).
Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский), достигающий 41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 — 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках – на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).
Со 2-го века до Р.Х. для письма стали использовать пергамент – материал из обработанной специальным способом кожи животных. Пергамент использовался иудеями для записи священных текстов. Для этой цели использовалась только кожа чистых (по закону Моисея) животных. Кожаные книги упоминает св. апостол Павел (2Тим.4:13).
Пергамент имел преимущества по сравнению с папирусом. Он был значительно прочней. На пергаментной полосе можно было писать с двух сторон. За такими свитками закрепилось название опистограф (греч. opisthe – сзади; grapho – пишу). Вертикальные волокна на оборотной стороне папируса затрудняли работу писцов. Однако у пергамента были свои недостатки. Читать папирусы было легче: полированная поверхность пергамента утомляла глаза. Углы пергаменных листов со временем начинают морщиться и становятся неровными.
Свиток был неудобен в употреблении. При чтении заняты были обе руки: одной приходилось раскручивать свиток, а другой наматывать его по мере прочтения. Свиток имел еще одно недостаток. Поскольку библейские тексты использовались ранними христианами в богослужебных целях, то трудно было быстро найти необходимое место Священного Писания. В конце 1 в. или в начале 2 в. в раннехристианских общинах стали употреблять кодексы. Согнутые посередине листы папируса складывались вместе и затем сшивались. Это были первые книги в нашем понимании. Данная форма папируса дала возможность христианам соединить в одну книгу все четыре Евангелия или все Послания апостола Павла, чего не позволял свиток, ибо становился огромным в размерах. Переписчикам теперь было легче сверять рукописи с автографами. «Вероятно, справедливо предположение, что именно христиане из язычников довольно рано стали использовать форму кодекса для Священного Писания вместо свитков, чтобы тем самым сознательно провести различие между практикой Церкви и практикой синагоги, где по традиции сохранялась передача текста Ветхого Завета при помощи свитков» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 4).
Специалисты различают: полные библейские рукописи, включающие весь текст Священного Писания, полный корпус Ветхого Завета, полный корпус Нового завета, отдельные книги и фрагменты книг.
Ветхий Завет.
1. На еврейском языке.
Самые древние ветхозаветные рукописи датируются 3-им веком до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов – 175 библейские. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Большинство из них – неполные. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1-2 Книги Царств) (3-й век до Р. X.). Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии (полный и неполный). Дошедшая до нас целиком книга великого пророка, датируется 2-м веком до Р.Х. До открытия ее в 1947 году в пещере № 1 самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 год по Р.Х. Сличение двух документов разделенных по времени 10-ю веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый Глисон Арчер (G.L.Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией на более чем на 95 процентов объема текста. А 5 процентов различий сводятся, главным образом, к очевидным опискам и к вариантам написания слов». Для свитков Мертвого моря устроено в Иерусалиме специальное хранилище. В особом отделении его располагаются драгоценные рукописи пророка Исайи. Почему священные библейские тексты на еврейском языке (если не считать свитки Мертвого моря) весьма поздние (9 – 10 века по Р.Х.)? Потому, что у евреев был с давних времен обычай не употреблять в богослужении и молитвенном чтении священные книги, ставшие потертыми и обветшавшими. Этого не позволяло ветхозаветное благочестие. Огню священные книги и предметы не предавались. Устраивались так называемые генизы (евр. сокрытие, погребение). Там они находились веками, постепенно разрушаясь. После того, как гениза заполнялась, собранные в ней предметы и книги погребали на еврейских кладбищах с обрядовой торжественностью. Генизы находились, по-видимому, при Иерусалимском храме, а позже при синагогах. Множество старых рукописей было найдено в Каирской генизе, помещавшейся на чердаке построенной в 882 году синагоги Эзра в Фостате (Старый Каир). Гениза была открыта в 1896 г. Ее материалы (более ста тысяч листов документов) были перевезены в Кембриджский университет.
2. На греческом языке. Текст Септуагинты дошел до нас в форме кодексов.
Синайский кодекс (Sinaiticus). Датируется 4-м веком. Он найден в 1859 г. в монастыре св. Екатерины (на Синае) и передан в Императорскую библиотеку в Санкт-Петербурге. В этом Кодексе содержится почти полный текст Ветхого Завета (в греческом переводе) и полный текст Нового Завета. В 1933 г. советское правительство продало его Британскому музею за 100 000 фунтов стерлингов.
Ватиканский кодекс (Vaticanus). Датируется серединой 4-го века. Принадлежит Ватикану. Кодекс содержит весь текст греческой Библии (Септуагинты). Текст Нового Завета имеет утраты.
Александрийский кодекс ( Alexandrinus). Текст написан в 450 г. в Египте. Манускрипт содержит весь Ветхий Завет и Новый Завет, начиная с 25-й главы Евангелия от Матфея. Кодекс хранится в Британском музее.
Новый Завет.
Текстология Нового Завета добилась выдающихся достижений в 20 столетии. В настоящее время имеется более 2328 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства.
К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе О’Каллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры №7 близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков: Мк. 4:28; 6:48, 52-53; 12:17; Деян. 27:38; Рим.5:11-12; 1Тим. 3:16; 4:1-3; 2 Пет. 1:15; Иак. 1:23-24. Фрагменты из Евангелия от Марка датируются 50 г. по Р.Х. Из Деяний 60-м годом, а остальные ученый относит к 70-му году. Из этих 9-ти отрывков особую ценность представляет 1Тим. 3:16: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Эти открытия имеют неоценимое значение для подтверждения историчности новозаветных текстов и опровержения ложных утверждений, что нынешние христиане пользуются искаженными текстами.
Самой древней рукописью Нового Завета (часть Евангелия от Иоанна: 18:31-33, 37-38) является Фрагмент Дж. Райленда (Р52) – папирус, датируемый периодом 117 – 138 гг., т.е. временем правления императора Адриана. А. Дейссман (Deissman) допускает, возможность появления этого папируса еще при правлении императора Траяна (98 – 117 гг.). Хранится он в Манчестере.
Другой древнейший новозаветный манускрипт – Папирус Бодмера (Р75). На 102 уцелевших страницах содержатся тексты Евангелий от Луки и Иоанна. «Издатели этого документа, Виктор Мартен и Родольф Кассер, определили, что он написан в период между 175 и 225 г. Таким образом, эта рукопись является самым ранним из имеющихся на сегодняшний день списков Евангелия от Луки и одним из самых ранних списков Евангелия от Иоанна» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 39). Этот ценнейший манускрипт находится в Женеве.
Папирусы Честера Битти (Р45, Р46, Р47). Находятся в Дублине. Датируется 250-м годом и немного позже. Кодекс этот содержит большую часть Нового Завета. В Р45 тридцать листов: два листа из Евангелия от Матфея, шесть из Евангелия от Марка, семь из Евангелия от Луки, два из Евангелия от Иоанна и тринадцать из Книги Деяний. Несколько малых фрагментов Евангелии от Матфея из этого кодекса находится в собрании рукописей в Вене. Р46 состоит из 86 листов (11 х 6 дюймов). Папирус Р46 содержит послания св. апостола Павла к: Римлянам, Евреям, 1 и 2 Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам. Р47 – десять листов, содержащих часть Откровения (9:10 – 17:2) апостола Иоанна Богослова.
Унциалы на пергаменте. Речь идет о появившихся в 4 веке кожаных кодексах, написанных унциалами (лат. uncia – дюйм) – буквами без острых углов и ломаных линий. Письмо это отличается большей изысканностью и четкостью. Каждая буква стояла в строке изолированно. Имеется 362 унциальных рукописей Нового Завета. Древнейшие из этих кодексов (Синайский, Ватиканский, Александрийский) были уже упомянуты выше.
Эту внушительную коллекцию древних новозаветных рукописей ученые дополнили текстом Нового Завета, который был составлен из 36 286 цитат Священного Писания Нового Завета, встречающихся в творениях святых отцов и учителей Церкви со 2-го по 4-й век. В этом тексте не достает только 11 стихов.
Ученые-текстологи в 20-м веке проделали колоссальную работу по сличению всех (несколько тысяч!) новозаветных рукописей и выявили все разночтения, возникшие по вине переписчиков. Была сделана их оценка и типологизация. Сформулированы четкие критерии установления правильного варианта. Для знакомого с этой строго научной работой очевидны ложность и голословность утверждений об искаженности нынешнего священного текста Нового Завета.
Необходимо обратиться к результатам этих исследований, чтобы убедиться, что по числу древних манускриптов и краткости времени, отделяющего самый ранний дошедший до нас текст от оригинала, с Новым Заветом не может сравниться ни одно произведение античности. Сравним время, отделяющее самую раннюю рукопись от оригинала: Вергилий – 400 лет, Гораций – 700, Платон – 1300, Софокл – 1400, Эсхил – 1500, Эврипид – 1600, Гомер – 2000 лет, т.е. от 400 до 2000 лет. До нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 Гомера, около ста – Софокла, 50 Эсхила, только 11 Платона. Грустно сознавать, как сильно отравлены ядом неверия миллионы наших современников, как на почве греховной жизни глубоко пустила корни антихристианская настроенность. Если человек усомнится в подлинности трактатов Аристотеля, речей Цицерона, книг Тацита или будет утверждать, что мы пользуемся искаженными текстами античных авторов, то возникнет мысль о его умственном или психическом здоровье. В отношении Библии люди могут позволить себе любые грубые и нелепые высказывания. Сейчас мы являемся свидетелями того, как детектив, полный ложных идей и грубых ошибок, возникших в силу невежества и антихристианской настроенности автора, увлек десятки миллионов людей. Причина всему – массовое неверие. Без благодати человек полон врожденного и непоправимого заблуждения. Ничто не указывает ему истины; напротив, все вводит его в заблуждение. Оба проводника истины, разум и чувства, помимо присущего обоим недостатка правдивости, еще злоупотребляют друг другом. Чувства обманывают рассудок ложными признаками. Разум тоже не остается в долгу: душевные страсти помрачают чувства и вызывают ложные впечатления (Б. Паскаль. Мысли о религии).
Самая старая библия в мире была найдена бедуином на севере Иордании, в пещере, находящейся в отдаленной пустынной местности. Открытие было сделано в 2005—2007 годах, но широкой общественности о находке, которая, по мнению ученых, перевернет всю библейскую историю, стало известно лишь весной 2011 года.
По случайности, наводнение в одной из пещер, находящейся на севере Иордании, открыло две потайные ниши, в которых находились семьдесят свинцовых книг, соединенных между собой проволокой.
Каждый древний манускрипт, выбитый на свинцовых пластинах, состоит из 5−15 страниц размером с обычную кредитную карточку.
Исследования металла показали, что артефакт может датироваться первым веком нашей эры. Таким образом, эта находка является самой древней библией в мире.
Предполагается, что эта древняя христианская реликвия была создана в 70 году н. э., первыми христианами, спешно покинувшими Иерусалим после его падения. Также ученые полагают, что манускрипты, составляют Книгу откровений, упомянутую в Библии, и являются доказательством неиудейского происхождения христианства. Об этом свидетельствуют символы, изображенные на обложках: семисвечные светильники (евреям их изображать было строго запрещено) и кресты, относящиеся к римской культуре.
Часть текста самой древней библии, написанного на иврите с применением иероглифов, уже удалось расшифровать. В нем идет речь о Мессии, Распятии и Вознесении.
Синайская рукопись.
Старейшая в мире Библия впервые за 150 лет сегодня была представлена полностью — после того, как исследователи оцифровали четыре ее части, хранящиеся в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга, и разместили воссоединенный текст в виртуальное пространство.
Синайский кодекс (Codex Sinaiticus), написанный около 1600 лет назад на более чем 800 пергаментных страницах, сделанных из шкур животных, доступен на бесплатном веб-сайте в результате сотрудничества четырех институтов из Германии, России, Египта и Британии, в которых хранились разные части древней книги после того, как она была куплена от имени русского царя в середине XIX века.
В Британской библиотеке, руководившей этим проектом, хранится основная часть Библии — около 600 страниц — поскольку она приобрела у Советского Союза в 1933 г. на общественные пожертвования бо́льшую часть книги за 100000 фунтов, из страха, что коммунистический режим уничтожит ее.
Четырехлетний проект по сканированию Библии, которую ученые считают одним из важнейших ранних образцов священной книги христианства, позволит зрителям не только просматривать греческий текст, но и разглядеть фактуру пергамента — настолько детально, что в некоторых местах видны рубцы, оставленные на шкурах некоторых из приблизительно 360 животных, убитых с целью получения сырья для ее изготовления.
Появление в интернете Библии IV века, тщательно написанной от руки группой писцов, — это последний виток в необычной истории книги. Предмет мечтаний ученых и правителей на протяжении веков, она, по всей видимости, является единственным сохранившимся экземпляром из приблизительно 50 Библий, заказанных римским императором Константином Великим, и длительное время хранилась в далеком монастыре Святой Екатерины в Синае. Оцифрованная Библия включает в себя и 24 страницы, найденные в 1975 г. в замурованной комнате под капеллой монастыря.
Доктор Скот МакКендрик (Scot McKendrick), руководитель отдела западных манускриптов Британской библиотеки, сообщил: «Синайский кодекс является одним из величайших письменных сокровищ мира. Этот 1600-летний манускрипт проливает свет на развитие раннего христианства и является непосредственным свидетельством того, как текст Библии передавался из поколения в поколение».
О существовании древней Библии впервые стало известно на Западе в конце XVIII века, когда итальянский посетитель Синая написал о находящемся в монастыре «красивом греческом тексте, написанном на золоте».
В 1859 году немецкий археолог Константин фон Тишендорф (Constantin von Tischendorf), нанятый русским царем Александром II для поисков раннехристианских рукописей, прибыл в монастырь и сумел убедить монахов позволить ему взять Библию на время, чтобы сделать с нее копию в Санкт-Петербурге.
Власти монастыря продолжают оспаривать сделку, утверждая, что рукопись была фактически украдена, — несмотря на недавнюю публикацию сделки дарения Тишендорфу, подписанной синайским архиепископом.
Как бы там ни было с законностью сделки, Библия в итоге была разделена между монастырем, Британской библиотекой, Лейпцигским университетом и Российской национальной библиотекой, а получить доступ ко всей работе для тщательного изучения можно было, лишь преодолев тысячи километров между местами ее хранения.
Веб-сайт — http://www.codexsinaiticus.org — позволит ученым изучать греческий текст, который содержит фразы и варианты, которые отсутствуют в современной Библии, а также подробности ее создания. Изучая рукопись, исследователи уже обнаружили, что она была написана четырьмя писцами, а не тремя, как предполагалось ранее.
Доктор МакКендрик говорит: «Доступность виртуального манускрипта для изучения во всем мире создает предпосылки для совместных исследований, которые были бы невозможны всего лишь несколько лет назад».
Каал Милмо (Cahal Milmo)
masterok
Сказание о Гильгамеше
Письменность и литература возникли в период между седьмым и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Для записи текста использовались самые разнообразные материалы, в том числе глина, шелк, керамика, папирус и даже золото. Поэтому вопрос о самой старой книге на Земле во многом зависит от того, как вы ее классифицируете.
Библия Гутенберга – примерный возраст: 559 лет
Библия Гутенберга
Эта книга, также известная как 42-строчная Библия (по числу строк на полосе), включена в книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая Библия в мире. Также многие считают ее первой в мире печатной книгой. На самом деле это не так. Книга, созданная Гутенбергом, является одним из первопечатных изданий. От других инкунабул она отличается великолепным качеством оформления. Ее первые копии были напечатаны в 1454-1455 гг. Иоганном Гутенбергом, в Майнце, Германия. Известно о 48 оригинальных экземплярах Библии Гутенберга.
Кельтский псалтырь – 938 лет
Кельтский псалтырь
Следующей в топ-10 самых старых книг в истории человечества идет карманный псалтырь, хранящийся в Эдинбургском университете. Как полагают, он был создан в 11 веке нашей эры. Это делает его самой старой сохранившейся книгой Шотландии. Предполагается, что Кельтский псалтырь был создан для очень важной персоны. А тот факт, что некоторые украшения книги были выполнены в английском стиле «Винчестер», может указывать на предназначение книги для святой Маргариты Шотландской, которая ведет свой род от англосаксонской королевской семьи.
Алмазная сутра – 1150 лет
Алмазная сутра
Этот буддийский священный текст — вторая из самых старых печатных книг в мире. «Алмазная сутра» была обнаружена в пещерах Могао в Китае, в начале двадцатого века. В ней приводятся изречения Будды Шакьямуни, которые должны переосмыслить те, кто стремятся постигнуть путь бодхисаттв. Сейчас одна из старейших книг в мире хранится в Британском музее, но недоступна для посетителей. Свет губителен для нее, поэтому нам остается лишь взирать на фотографии, размещенные в Сети.
Сидур – 1178 лет
Самый старый в мире известный сидур (еврейский молитвенник)
Найденный в 2013 году древний еврейский молитвенник «сидур» датируется примерно 840 годом нашей эры. Этот пергамент, содержащий 40 тысяч священных текстов, настолько старый, что содержит вавилонские гласные. Это позволило экспертам отнести книгу к временам деятельности гаонов (духовных лидеров еврейского народа) в Вавилоне.
Самый старый в мире известный сидур (еврейский молитвенник)
Келлская книга – 1218 лет
Келлская книга
«Келлская книга», она же «Книга Колумбы», хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Считается, что она была создана кельтскими монахами около 800 года нашей эры. Книга щедро украшена цветными миниатюрами и орнаментами, и содержит четыре Евангелия на латыни. Из-за многочисленных украшений текст рукописи на некоторых страницах трудно различим. Впрочем, Келлская книга вряд ли предназначалась для чтения, скорее для использования во время богослужений. А сам текст чтец цитировал по памяти.
Келлская книга
Ушниша Виджая Дхарани сутра – 1314 лет
В 1966 году в южнокорейском буддийском храме Пульгукса была найдена сутра «Ушниша Виджая Дхарани». Она была создана методом ксилографии и является самым ранним образцом печатной книги в мире. Этот свиток был напечатан между 704 и751 годами н.э. на бумаге из японского бумажного дерева. Печатные буквы сутры, найденной в Корее, выгодно отличаются от китайской «Алмазной Сутры», как и тонкая бумага.
Кутбертово Евангелие – 1320 лет
Кутбертово Евангелие
Самая старая книга в Европе — это Евангелие Св. Кутберта, купленное Британской библиотекой в 2012 году за 9 миллионов фунтов стерлингов. Книга была даром, помещенным в гробницу Святого Кутберта, одного из ранних британских христианских лидеров. Она датируется примерно 698 годом нашей эры. Впоследствии книга, вместе с мощами святого, была перенесена в Даремский собор, чтобы их не уничтожил один из набегов викингов.
Библиотека из Наг-Хаммади – 1693 года
Библиотека из Наг-Хаммади
Это одна из самых старых библиотек в мире. Она содержит 13 кожаных папирусных кодексов, которые были обнаружены в 1945 году, в египетском селении Наг-Хаммади. Книги, содержащие гностические тексты, датируются примерно первой половиной четвертого века нашей эры. Они написаны на коптском языке, и, предположительно, скопированы с греческого оригинала. В настоящее время кодексы Наг-Хаммади находятся в Коптском музее в Каире, Египет.
Золотые таблицы из Пирги – свыше 2500 лет
Золотые таблицы из Пирги
Три золотые пластины были найдены в 1964 году при раскопках святилища в древнем этрусском порте Пирги, Италия. Они имеют дыры по краям, и ученые считают, что пластины когда-то были связаны друг с другом. На двух пластинах имеются надписи на этрусском языке, а одна содержит текст на финикийском (пуническом) языке. Скрижали из Пирги рассказывают о том, что правитель Тефарий Велиана из города Цере принес дары финикийской богине Астарте, также известной как Иштар.
Золотая книга этрусков – 2678 лет
Золотая книга этрусков
В мае 2003 года Болгарский Национальный исторический музей в Софии выставил на всеобщее обозрение древнюю книгу, состоящую из шести страниц из золота, соединенных двумя золотыми кольцами. Пластины размером 5 на 4,5 см содержат орфический текст, написанный на этрусском языке, а также изображение лошади, всадника, сирены, лиры и солдата. Содержание книги позволяет предположить, что она была создана для похорон знатного человека, который был членом культа Орфея, возникшего в Древней Греции. Самая древняя многостраничная книга в мире датируется, ориентировочно, 660 годом до н.э. Ее пожертвовал музею 87-летний болгарский мужчина из Македонии, который пожелал остаться анонимным. Он обнаружил сокровище в могиле, раскопанной 60 лет назад, когда был солдатом, работавшим на строительстве канала вдоль реки Струма. По словам директора музея Божидара Димитрова, находка была подтверждена экспертами в Софии и Лондоне. Этруски были древним народом, который мигрировал из Лидии (находится на территории современной Турции) и поселился в центральной Италии в первом тысячелетии до н.э.
Сказание о Гильгамеше
Наиболее полная версия поэмы о Гильгамеше была найдена в середине XIX века при раскопках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в древней Ниневии. Раскопки проводил английский археолог Остин Генри Лэйярд. Эпос был записан клинописью на 12 глиняных шестиколонных дощечках на аккадском языке и включал в себя около 3000 стихов. Ученые датируют эпос VIII — VII веками до н. э. Таблички с текстом эпоса хранятся в Британском музее, куда их в 1852 году передал ассистент археолога Ормузд Расам. Благодаря сказанию, мы имеем представление о религии древних людей и об их философии. Главными героями эпоса стали полубог Гильгамеш, царь Урука и человек из глины Энкиду. Большая популярность эпоса у современных читателей объясняется рассказом о Всемирном потопе, который включен в него.
Книга мёртвых
Книга мёртвых
Этот мистический сборник древнеегипетских текстов включает в себя молитвы, песнопения и заклинания, которые должны были облегчить умершему загробную участь. Название «Книга мертвых» придумал египтолог Карл Лепсиус, хотя у сборника существует и более точное название: «Главы о выходе к свету дня». Создавалась она с VI по I век до н. э. Больше всего текстов найдено в захоронениях города Фивы, где они были написаны на папирусах и украшены превосходными рисунками, изображающими сцены погребения мёртвого и загробного суда. Самые значимые папирусы хранятся в Британском музее.
Синайский кодекс
Синайский кодекс
Самая древняя книга привычного нам формата — Синайский кодекс датируется IV веком н. э. Первые 43 страницы кодекса были найдены немецким ученым Константином Тишендорфом в 1844 году в библиотеке монастыря Святой Елены на Синайском полуострове. Ученый нашел их в куче макулатуры, приготовленной для уничтожения. Еще 86 страниц он нашел в результате целенаправленных поисков. Тишендорф увез их в Европу и обнародовал. Он хотел вернуться в монастырь, чтобы вывезти остальное, но монахи даже не дали ему взглянуть на страницы. Положение было спасено Российским императором Александром II, который заплатил 9 тысяч рублей, после чего Тишендорф вывез страницы в Россию. На тончайшем белом пергаменте на греческом языке был записан неполный текст Ветхого Завета, полный – Нового Завета и два произведения реннехристианских авторов: «Послание Варнавы» и «Пастырь» Гермы. До 1933 года Синайский кодекс хранился в Императорской национальной библиотеке в России, но большевики решили избавиться нее и «уступили» Британскому музею. Сейчас у 347 страниц этой книги четыре владельца: Национальная российская библиотека, Британский музей, университет Лейпцига и монастырь Святой Елены.
Синайский кодекс
Евангелия Гаримы
Евангелие Гаримы
Два Евангелия Гаримы хранятся в Эфиопии, в монастыре святого Гаримы, который расположен недалеко от города Адуа. Созданы в период с 330 года по 650 год. Согласно преданию, святой Гарима переписал их по обету за один день. Евангелия написаны на священном письменном языке древней Абиссинии геэз. Евангелия в 1950 году нашла специалист по истории искусств из Великобритании Беатрис Плэйн. Но книги попали к варвару-переплетчику, который вплел в одно из них страницы XV века. И только в 2006 году ученые смогли вернуть книги в первоначальное состояние и датировать их. К сожалению, реставрировать книги не удалось, и они остались в монастыре. Евангелия оформлены в одной манере, но переписаны разными почерками. В первой книге 348 страниц и 11 иллюстраций, переплет сделан из досок, покрытых золоченой медью. Вторая книга содержит 322 страницы, 17 миниатюр, в том числе портреты четырех евангелистов. Переплет выполнен из серебра. Ученые выяснили, что художник и переписчик работали одновременно, и иллюстрации сделаны африканскими художниками.
Евангелие Гаримы
Тора
В 2013 году в университетской библиотеке Болоньи в Италии была найдена самая древняя рукопись Торы. Она представляет собой 36-метровый свиток из мягкой овечьей кожи. О книге ничего не знали из-за ошибки в определении возраста книги, которая произошла в 1889 году. Тогда библиотекарь датировал книгу XVII веком. Ошибку обнаружил преподаватель университета Мауро Перани. Он осмотрел манускрипт и увидел, что стиль повествования относится к традиции древнего Вавилона, а значит, пергамент может быть старше. Кроме этого, в тексте были детали, которые были запрещены к воспроизведению с XII века. Возраст Торы определялся с помощью радиоуглеродного анализа дважды: в Италии и в США. Стало понятно, что Тора написана больше 850 лет назад.
Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие
Древнейшая точно датированная книга Руси. Хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Написана в 1056-1057 годах дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, родственника князя Изяслава Ярославовича. Книга уникальна там, что после канонического текста дьякон подробно написал об обстоятельствах ее изготовления и указал дату от сотворения мира. Евангелие было найдено среди имущества Воскресенской церкви Верхоспасского собора в 1701 году. По приказу Петра I была отослана в Петербург. Повторно обнаружена в покоях императрицы Екатерины после ее кончины и преподнесена Александру I. Император передал Евангелие в Императорскую публичную библиотеку. Именно благодаря Остромирову Евангелию, были созданы современные словари и грамматики старославянского языка.
Если считать книгой скрепленные в тетради листы, на которых напечатан текст, то самым первым, а, значит, и древним изданием можно назвать «Чикчи». В 1377 году монахи корейского монастыря Хындокса с помощью подвижного металлического шрифта напечатали избранные отрывки из проповедей Будды в двух томах. Спустя 80 лет в 1450 году лет Гутенберг издал Библию.
Буддийская книга Чикчи — самая древняя книга. Группа буддийских монахов в корейском монастыре Хындокса в 1377 году, на 80 лет раньше, чем Гутенберг напечатал Библию, создала бесценную книгу «Чикчи». Сейчас она признана старейшей в мире книгой, напечатанной при помощи подвижного металлического шрифта. Эта техника позволила европейцам осуществлять массовое производство книг по доступным ценам и положила конец монопольному доступу к Библии, которым пользовались могущественные священники в средние века до 1450-х годов.
«Изобретение Гутенбергом подвижного металлического шрифта было чрезвычайно важным событием в европейской истории, сравнимое по масштабу с сегодняшней цифровой революцией», – сказал профессор истории Европы Франкфуртского университета Хайнц Дитер Китштайнер. – «Многие скажут, что оно способствовало даже возникновению эпохи Возрождения. Если Библия Гутенберга способствовала разрушению социальных барьеров и привела к большому подъему в Европе, «Чикчи» в основном сосредоточено на учении Дзэн (по-корейски Сон) Буддизма, целью которого является преодоление душевных мучений и достижение внутренней свободы».
«Основное послание просто: освободи свой ум от социального статуса и страданий и ты обретешь свою истину в себе», – сказал Сон-хэ, главный монах монашеского ордена Чоге корейского буддизма.
Книга «Чикчи», название которой означает «указать правильное направление», была первоначально напечатана в двух томах, но до наших дней сохранился только второй том, который хранится в Национальной библиотеке Франции. Считается, что он был привезен в Париж французским дипломатом и издателем Колином де Планси, который приехал в Корею в 1886 году после того как две страны заключили торговое соглашение.
Библия — самая древняя книга в мире, считают христиане. Свои утверждения о древности Библии они основывают на информации из самой Библии. Ведь там записана история первочеловека Адама.
Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя учёные полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX в. вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам Н.К. Никольского, посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг XI — XVIII в.в. в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тыс. По мнению же академика Д.С. Лихачева этот подсчет более чем скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. Но знаем мы о нем очень мало…
Древнеиндийская Ригведа. Существовала по самым консервативным оценкам со II тысячелетия до н.э. В ней говорится, что Земля раньше имела двуслойную атмосферу — верхнее небо с запасами воды «Свах» и находящееся под ним воздушное пространство «Бхувах», ниже которого находилась Земля «Бхух» (о том же — существовании над воздушной оболочкой, «твердью небесной» или «ракайей» второй, водно-паровой оболочки или «воды, которая над твердью» — написано и в «Бытие» Ветхого Завета), и повествуется о различных обитателях предыдущей Земли, их неоднократном уничтожении, заселении нашей планеты космическими пришельцами — асурами (дайтьями и данавами), а также о том, как они картировали околоземную орбиту и пустынную до их появления Землю (предок всех данавов Вайшванара «измерил просторы , Обладая прекрасной силой духа, из светлые пространства неба»).
Откровения в Книге Еноха (IV-I в.в до н.э.), в основу которой были положены знания, полученные библейским патриархом Енохом во время его путешествия на небо. Эта книга считалась весьма авторитетной как в ветхозаветскую, так и в новозаветскую эпоху, хотя и не являлась канонической большую часть христианской эры по не совсем понятной причине отсутствия доказательства ее древности (более вероятно, из-за шокирующих своей неправоподобностью сведений) — в настоящее время она является канонической только в Эфиопской Церкви.
Чимальпопоко. Довольно подробные сведения об основных этапах развития Земли, прежних человечествах, глобальных катастрофах и описания самих катастроф содержатся в переписанных латиницей во времена конкисты древних ацтекских кодексах Чимальпопоко («Легенде о Солнцах» и «Анналах Куаутитлана»), Флорентийском, Ватиканском, Теллериано-Ременсис, Риос, Иштлильшочитля и других.
Месопотамские таблички
Ученые причисляют к первым книгам месопотамские глиняные таблички с клинописью, на которых древние мудрецы наносили важные сведения. Каждая такая крепкая пластина укладывалась в специальный ящик для хранения — первый известный в истории вид переплета, возраст которого датируется более 5000 лет.
Ассирийский царь Ашшурбанипал, правивший в VII веке до нашей эры, был первым хранителем такой глиняной библиотеки. В его коллекции были собраны десятки тысяч книг по разным областям знаний — математике, медицине, истории, географии.
В годы его правления случился серьезный пожар, полностью уничтоживший великолепие царского дворца, однако глиняные книги все уцелели. До наших дней сохранились литературные работы мыслителей Ассирии и Вавилона, труды которых причислены к золотому фонду мировой литературы.