Содержание
Россияне высказались против преподавания религии в школе
Большинство россиян выступают против преподавания религий в общеобразовательных заведениях и хотят, чтобы их дети обучались предмету дома или в воскресных школах. Об этом свидетельствует новый опрос «Левада-центра» (есть в распоряжении «Известий»).
За внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе выступают 22% опрошенных.
— Это в основном провинциальное население, жители средних и малых городов и деревенское население. Не очень образованное, не очень обеспеченное и, соответственно, настроенное весьма традиционалистски, — отмечает директор «Левада-центра» Лев Гудков.
Значительно больше (31%) тех, кто не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что его не нужно совмещать с общим образованием, а преподавать курс основ религиозной культуры следует в специальных учебных заведениях, воскресных школах, медресе и т.д.
Еще больше — почти 43% респондентов — тех, кто уверен, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование. Они указывают на опасность навязывания детям определенного вероисповедания, нарушения положений Конституции о светском характере российского государства и утверждают, что такие уроки порождают опасность разделения учеников по религиозному принципу.
— Это прежде всего жители городов-миллионников, где сложность жизни гораздо выше и где люди меньше зависят и от государства, и от какого-то одного источника информации. Это более молодые, более образованные, более информированные люди, — поясняет Лев Гудков.
Среди противников также много мусульман и представителей других религий, которые опасаются, что введение курса основ религиозной культуры приведет к доминированию православия в образовании, добавил директор «Левада-центра».
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4–5 классов средней школы в 2010–2012 годах проходил апробацию в 19 регионах, а с 1 сентября прошлого года стал обязательным предметом для всех общеобразовательных учебных заведений страны. Школьники могут выбрать один из шести модулей — основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур и светской этики. По данным Минобразования, в целом по России большинство (43%) выбрало основы светской этики. Основы православной культуры предпочли 31% учащихся. В Москве же светскую этику выбрали 47% учеников, 28% — мировые религиозные культуры, а основы православной культуры — 23%. В начале этого года такие результаты вызвали обеспокоенность патриарха Кирилла, который заявил, что в школах оказывают давление на родителей, чтобы они выбирали светскую этику или основы мировых религиозных культур.
Завсектором основ православной культуры Отдела религиозного образования РПЦ Герман Демидов настаивает, что курс религиозной культуры должен быть обязательным в каждой школе.
— Такой предмет должен быть. По желанию родителей можно выбрать либо определенную религиозную культуру, либо светскую этику, — говорит он.
Завсектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН Владимир Мукомель указывает на опасность раскола школьного коллектива по религиозному признаку при введении курса основ религиозной культуры.
— Представители разных конфессий будут заниматься скорее миссионерской деятельностью, нежели просвещением. Они будут акцентировать внимание на своей конфессии, на ее отличиях от других. Это большая опасность, — говорит он.
С социологом согласен зампред Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов.
— Чтобы не делить детей, мы выступали за единый светский предмет по основам культур. Но принят был другой вариант, — отмечает он.
Завуч-методист Центра образования № 548 «Царицыно» Лилия Гусарова отмечает, что в их школе курс основ религиозной этики преподают со светских позиций, но считает, что дети начальной школы еще недостаточно к нему готовы.
— Люди, которые у нас работают с этим предметом, сами не глубоко верующие. Они дают только то, что указано в учебнике. Другое дело, что в начальной школе это давать рановато. У наших, в четвертом классе, еще не возникает вопросов. По моему мнению, надо бы давать уже в средней школе, когда у подростков появляются вопросы, — рассуждает она.
Ранее эксперты Российской академии наук сделали вывод о недопустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению специалистов, учебник содержит многочисленные признаки «грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству».
Просмотры: 418
Автор — докторант Рейнского университета, магистр политологии, магистр теологии.
***
В Германии по разным подсчетам проживает от полутора до двух миллионов православных: греков, русских, румын, белорусов, сербов, болгар, арабов, немцев и т.д. Это делает Православную церковь — а именно в единственном числе — церковью, а не церквями — называют себя православные, — третьей по величине христианской церковью в Германии. А вот число школьников, которые на сегодняшний день изучают православие в рамках обязательной школьной программы, на этом фоне выглядит довольно скромно — всего около девятисот. Разберемся, что представляет из себя православное образование в школах Германии, как оно развивается — организационно и в плане контента.
Сначала нужно сказать о двух вещах. Во-первых, уроки религии в школе гарантированы немецкой конституцией. Причём упоминаются они среди самых основных прав человека, таких, например, как свободы религии, или права на выражение мнения, или свободы средств массовой информации.
Наталья Василевич
Во-вторых, образование в Германии находится в ведении федеральных земель, поэтому в каждой земле есть своя специфика, отражается это также и на православном образовании. В каждой земле свои религиозные программы, свои требования к тематическому репертуару, разная продолжительность уроков. Преподавание православия ведется сейчас в четырех федеральных землях — в Западной Германии: Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Гессен, Нижняя Саксония, а в Баден-Вюртемберге идет подготовка к этому.
Исторически первыми преподаванием православной религии в школе начала заниматься РПЦЗ — в Баварии. В плане контента их уроки были сделаны по модели Закона Божьего в дореволюционной России, важную роль в содержании курса играл патриотизм и национальная гордость. То есть это было именно русское православие.
Позже, когда из Греции и Югославии приехали гастарбайтеры, то с греческим государством было заключено у Федеративной Республики Германии специальное соглашение о сотрудничестве. Чтобы интегрировать в немецкое общество детей гастарбайтеров, но при этом чтобы они не забывали и свои корни, в немецких школах для них начали преподавать их религию, то есть православие; их, то есть греческий, язык. К 1980-м годам уже стало понятно, что ни гастарбайтеры, ни их дети массово возвращаться в страну происхождения не будут, стало много смешанных браков, и уже было недостаточно просто создавать греческие школы для детей греков. Возникла необходимость организовать возможность, чтобы дети, которые будут жить в Германии, получали образование в соответствии с немецкими стандартами в обычных немецких школах, и конечно, по-немецки.
Параллельно шел процесс налаживания межправославного сотрудничества. В 1994-м году была создана конференция православных епископов Германии (KOKiD), которая стала одной из моделей межправославного сотрудничества в т. н. диаспоре, принятой в качестве нормативной Синаксисом предстоятелей в Шамбези в 2009 году, после чего она стала называться Конференцией православных епископов Германии (OBKD). В 2007 году РПЦЗ вошло в каноническое общение с мировым православием, поэтому и в Германии активно включилась в межправославный процесс. Сейчас в православной среде все менее принято употреблять слова «православные церкви» во множественном числе. Стараются говорить: «православная церковь», следят за дискурсом, за тем, как они себя презентуют. Это очень важно, все сознательно говорят о православной церкви в единственном числе.
Соответственно и религиозное образование стало понемногу интегрироваться на межправославном уровне. Произошел переход от национальных моделей к более интегрированной программе и форме преподавания. Программы курса православной религии универсальны, но содержат и некоторую национальную православную специфику. Епископская конференция создала специальные структуры и назначила ответственных в каждой федеральной земле, чтобы вести диалог с государственными органами, с министерствами образования о том, как разрабатывать программы. На данный момент, в зависимости от федеральной земли, для преподавания православной религии в школе требуется от пяти до двенадцати человек, хотящих изучать православие. Нередко такие уроки проводятся после обеда.
Религия преподаётся с первого по двенадцатый класс обязательно. Где-то два часа в неделю уходит на занятия религией. И экзамены сдаются обязательно. Конечно, можно выбрать светскую этику или религию. Но этот компонент обязательный, он входит в аттестат, поэтому это не просто факультатив, это настоящий урок, который влияет на то, как ты закончишь эту школу.
Куда пойти, на светскую этику или на религию, выбирают сначала родители, но в последних классах школы (учатся 12 лет) учащимся уже по 18-19 лет, и они уже сами несут за себя ответственность. Например, когда они заболели и не могут пойти в школу, то не родители пишут записку для учителя, а сами дети решают все свои вопросы, поскольку они уже совершеннолетние.
В деле преподавания религии в школе государство обязательно сотрудничает с соответствующими религиозными организациями — все учителя являются уполномоченными со стороны религиозных организаций. То есть государство/школа не могут взять в качестве преподавателя кого-то с православным дипломом, если он не уполномочен церковью. Оплата труда преподавателей организована по-разному: в некоторых случаях преподавателю платит зарплату церковь, а потом обращается в государственный орган, и те компенсируют эти расходы церкви. Государство может также платить зарплату напрямую.
В прошлом году межправославная рабочая группа при епископской конференции Германии издала первый учебник по православной религии для первого-второго классов «По пути со Христом». К учебнику прилагается пособие для учителей и рабочая тетрадь. В группу вошли преподаватели и богословы из разных церковных юрисдикций и разного национального происхождения (немцы, русские, греки, сербы, румыны), авторские иллюстрации для книги подготовила Дарья Наумец.
Учебник получил благословение всех четырех председателей епископских конференция из стран, где немецкий язык является государственным — Австрии, Бельгии, Германии и Швейцарии. На обложке книги икона «Иисус с детьми», где дети подчеркнуто разнообразного этнического происхождения. В самой книге шестеро героев — два мальчика и три девочки: Саша из России, Никос из Греции, Мария из Румынии, Наталья из Югославии и Самира из Ливана; а также о. Симеон — такое имя универсально православное, подходит для всех национальностей, его именно так зовут для того, чтобы все дети чувствовали общность с этим священником. То есть авторы пытаются одновременно продвигать и идею единой церкви, универсальной православной церкви, независимо от национальных и культурных особенностей; но и идею культурного разнообразия православия как важной составляющей православной жизни в диаспоре.
Первая глава называется «Мы – разнообразны», вторая «Мы – вместе», где слово «ЕДИНАЯ Православная Церковь» написано капслоком. Кроме того, один из героев книги — мальчик с загипсованной ногой, символизирующий детей с особыми потребностями. По названию учебника – «На пути со Христом» очевидно, что это не «православная культура», а именно религиозный предмет, причем довольно христоцентричный.
В немецкой системе образования к каждому учебнику есть свои требования. Строго контролируется, например, количество строчек и слов, площадь, которую занимают на странице картинки и текст: для каждого класса свои нормативы. В учебнике «На пути со Христом» также много коротких песен, как традиционных православных, так и авторских, на немецком языке. Например, в теме «домашняя молитва» песенка примерно такая: «Встав поутру, я крещусь, целую икону, и так я приветствую Господа, а вечером я говорю Ему спасибо за этот прекрасный день и ожидаю с нетерпением завтра, каким бы оно ни было». Кроме песенок есть различные игры с карточками, например, о жизни Богородицы. В конце книги — небольшой лексикон со словами, которые могут быть не всегда понятны. В первых классах большое внимание уделяется знакомству с церковной жизнью, простейшим понятиям о Боге, о молитве, о Христе, о святых, о праздниках, каким-то историям из Библии, житий, церкви.
В старших классах появляются вопросы этического характера, объяснение более сложных догматических истин, истории их формирования, взаимодействия церкви с миром. В старших классах ученики уже разбирают проблемные вопросы, читают отрывки из Библии, святых отцов, современных богословов, пишут эссе и сочинения.
Сочинения часто состоят из нескольких частей. Один вопрос тематический, например, если тема о спасении, то вопрос будет: что значит для нас спасение, спасение для чего и от чего, допустим. Второе задание: некий текст на несколько страниц современного богослова, или святого отца, или просто христианского автора. Перед учеником будет стоять задача прочитать этот текст, как-то его соотнести с тем, что он знает о православии, изложить и проинтерпретировать основную мысль, которая в этом тексте была, высказать о ней свое мнение. Третий вопрос может состоять в рассуждениях о каких-либо современных вопросах. Например, христианское отношение к беженцам (сейчас это очень актуальная тема в Германии). От учеников ожидается, что они на страничку напишут своем мнение, как с христианской точки зрения, на основании Библии, следует относится к этим вопросам. Они могут ссылаться на притчи, которые Христос приводил, на художественную литературу, на собственный опыт.
То есть на самом деле православная религия — это такой предмет, на котором приходится очень много думать, анализировать, в том числе о своей религиозной жизни, и о повседневной жизни, об общественных процессах и самой религиозной традиции. Тебе не просто дают, условно говоря, выучить десять заповедей, но всегда есть вопросы — этические, как ты можешь применить знания в личной или общественной жизни. Меня, в свое время, это очень впечатлило.
Интересно также, что иногда преподаватели вместе с родителями и детьми организуют совместные поездки куда-то — на Святую Землю или в Константинополь, это не обязательная, но очень увлекательная часть программы.
Не один раз на нашем приходе, где настоятель также преподает православную религию в школе, мне доводилось встречать бывших учеников. Кто-то после школы пошел изучать богословие, а кто-то, закончив школу, решил принять православное крещение. Кто-то живет активной церковной жизнью, кто-то вспоминает о церкви, решив повенчаться, покрестить детей или сталкиваясь с жизненной проблемой.
При довольно скудных ресурсах — кадровых и материальных — у немецких православных в таком сложном процессе как преподавание религии в школе, получается делать довольно качественный продукт. Возможно, дело в том, что каким-то чудом Божьим им удается преодолевать национальные и юрисдикционные различия ради общего дела. Или в том, что они умеют правильно расставить приоритеты в сотрудничестве друг с другом и с государством. А может, это просто немецкий дух порядка, ответственности и профессионализма задает планку, в которой халтура не пройдет.
Все фото предоставлены автором
Студенты программы проехали от Мюнхена до Берлина, чтобы узнать, как в Германии организовано религиозное образование
Студенты 2 курса, Анна Лазарева и Георгий Суханов, посетили Молодежные богословские встречи в Германии
С 27 октября по 3 ноября 2019 года рабочая группа «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» провела Молодежные богословские встречи в немецких университетах. Анна Лазарева написала небольшой отчёт о поездке, которым мы с вами с радостью делимся.
«Главной повесткой мероприятия в этом году стала проблема религиозного образования в школах Германии. Программа нашего пребывания была очень насыщенной и включала в себя большое количество различных встреч, бесед и экскурсий в трех городах Германии– Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Это был удивительный опыт знакомства со страной, с ее внутренним устройством, в частности, с различными проектами в сфере изучения и преподавания религии в школах и университетах Германии. Среди прочего, нам удалось побеседовать с д-ром Томасом Гранлау, руководителем главного отделения «Преподавание религии» Ординариата архиепископа в Мюнхене, с представителем Министерства по делам образования и культуры Баварии – д-ром Дитером Шютцем, а также с преподавателями кафедр евангелической, католической и православной теологии Мюнхенского университета, университета Эрлангена и Гумбольдского университета в Берлине.
Обобщая полученный опыт можно сказать, что в ходе поездки мы узнали о том, как преподается предмет «Религия» в школах Баварии и в Берлине, чем обуславливается наличие данной дисциплины в школьной программе, каким образом происходит подготовка кадров для преподавания предмета «Религия», как осуществляется взаимодействие государства и религиозных общин в Германии и т.д. Из всего вышеупомянутого лично для меня самым неожиданным и впечатляющим фактом оказалось то, что в Баварии «Религия» как обязательный для всех предмет преподается в течение всех 12 лет школы, по данному предмету учащиеся сдают экзамен, оценка за который выставляется в аттестат. Учитывая не столь успешный опыт введения соответствующего предмета в школах России, было особенно полезно узнать, как ситуация складывается в других странах, в частности, в странах Европы. Кроме того, отдельно стоит подчеркнуть то, каким образом происходит взаимодействие государства и церквей по вопросу реализации проекта религиозного образования в школах: помимо двух основных направлений предмета «Религия» (есть католические и протестантские классы), государство дает возможность удовлетворения нужды в религиозном образовании представителям иных конфессий, и в том числе тем, кто не причисляет себя ни к какой религии (для таких детей в школах Баварии предусмотрен курс «Светской этики»). Кроме того, если в классе набирается группа от 5 человек, исповедующих, например, ислам или православие, то для этих детей школы стараются найти квалифицированного преподавателя и организовать процесс обучения в соответствии с их конфессиональной принадлежностью. В то же самое время государство не вмешивается в процесс составления учебных планов, предоставляя церкви практически полную свободу в отношении регулирования и ведения данного предмета (государство имеет право вмешиваться в составление учебных планов в случае возможной пропаганды экстремистских взглядов со стороны представителей церкви). Оставаясь официально нейтральным по отношению к религии, государство гарантирует свободу совести и вероисповедания и осуществляет поддержку всех религиозных общин и институтов церкви, существующих на территории Баварии.
В заключении хотелось бы хотелось бы отдельно отметить прекрасную организацию нашей поездки: программа была очень интенсивная, благодаря чему удалось достаточно глубоко погрузиться в суть интересовавшего нас вопроса, ознакомиться с различными сторонами данной проблемы. Кроме того, на высшем уровне было организовано проживание и питание, участники встреч были обеспечены всем необходимым в течение всей поездки.
Кроме того, хотелось бы выразить огромную благодарность ОЦАД и ВШЭ за предоставленную возможность принять участие в данной поездке. Уверена, что приобретенные знания будут полезны мне и другим участникам в дальнейшей работе в сфере изучения религии, а новые знакомства станут источником не только дружественных, но и деловых связей по данному направлению исследований.»
Родители об «уроках религии» в школах: «У нас светское государство!»
Семь лет назад предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был утвержден для преподавания в школах России. Однако до сих пор не утихают горячие споры о «религиозных уроках». Корреспондент «РИАМО в Люберцах» пообщалась с родителями школьников и выяснила, как они относятся к этому предмету и нужна ли вообще религия в школе.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – учебный предмет, в 2010 году включенный Минобрнауки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента. Сначала его ввели экспериментально в 19 регионах России, а с 1 сентября 2012 года он появился во всех регионах страны.
Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору родителей изучают один: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Родители школьников: «Пора наказывать школы за бесконечные поборы!»>>
Ольга, мама ученицы 3 класса, Дзержинский:
© Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев
Для нас уроки православия начнутся в следующем году, но уже сейчас я задумываюсь, нужны ли они нам. Их введение в школе очень спорное, и я еще подумаю, будет ли мой ребенок ходить на эти уроки.
Для ребенка 10 лет такое серьезное погружение в религию и культурологию рановато. Оно должно строиться на базе знаний русского языка и истории, основ гражданского общества. У нас светское государство. В школах светская образовательная программа, поэтому обязательный православный оттенок, который привнесен в школьную программу, мне кажется сомнительным.
Я против обязательности этих уроков. Духовное воспитание – очень тонкая и специфическая материя. К нему нужно подходить с осторожностью. Если ребенок из православной семьи, то он познакомится с миром православия дома, по разговорам с родителями, на их примере. Если это ребенок из абсолютно светской семьи, то он впитает другую информацию.
Я не против расширения кругозора своего ребенка, но в более старшем возрасте и в рамках культурологической программы. Нужно учить детей самостоятельно делать выводы и сравнивать. Не надо упираться в молитвы и православные праздники.
Школьники о запрете на соцсети: «Нам и так все запрещают»>>
Татьяна, мама ученицы 4 класса, Котельники:
Администрация города Подольска
В этом учебном году у нас в школе ввели предмет ОРКСЭ, на нем дети изучают модуль «Основы мировых религиозных культур». Выбора родителям не оставили, школа решила за нас, какой предмет изучать нашим детям.
Мало того, что время для этого урока забрали у литературного чтения, так еще и преподает этот новый предмет не историк и не культуролог!
Я бы предпочла оставить в расписании литературу. Мне кажется, от нее детям будет больше пользы, чем от этого нового предмета.
В первый класс: как записаться в школу в Люберцах, Котельниках и Дзержинском>>
Наталья, мама ученицы 5 класса, Люберцы:
Сайт: GIPHY
Мы этот предмет уже прошли в прошлом году. В третьем классе было родительское собрание, нам предложили на выбор два модуля из нового предмета. Мы проголосовали, большинство выбрали ОРКСЭ.
Когда я спросила у дочери, что им преподают, она ответила, что им рассказывают про плохое и хорошее, про мораль и духовную нравственность, про то, что все должны быть добрыми и хорошими.
Дочь говорила, что очень любит этот урок, потому что на нем можно поспать. Оценки не ставили, домашнее задание было нетрудное – например, подготовить рассказ о традициях семьи.
Я не понимаю, зачем нужен этот предмет. На мой взгляд, лучше бы поставили что-то более полезное или даже дали детям отдохнуть лишний час.
Молодые учителя из Люберец: «Каждый педагог – человек с большим сердцем»>>
Александр, папа ученицы 4 класса, Люберцы:
© Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев
У моей дочери в этом году появился предмет ОРКСЭ. В прошлом учебном году родителям предложили проголосовать и выбрать, какой курс мы будем изучать. Все родители проголосовали. Лично мы отдали предпочтение учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Но придя 1 сентября в класс, мы узнали, что в расписании стоит «Православная культура». Как выяснилось, за него проголосовало большинство родителей.
Мы с женой атеисты, в семье нет религиозного культа. Поэтому я бы не хотел, чтобы моему ребенку в таком возрасте забивали голову религией, тем более православием. Религия – дело интимное для каждого человека. Каждый сам выбирает, надо ли ему это и в кого он будет верить. Дочь вырастет и сама придет к религии, если посчитает нужным.
На мой взгляд, лучше бы вместо ОРКСЭ добавили еще один урок русского языка – грамотность у детей сейчас страдает.
Педагог в погонах: «Дети должны понять, что такое ответственность!»>>
Дарья, ученица 10 класса, Люберцы:
Ирина Зубарева
Уроки православия в начальной школе для меня – вещь интересная, но спорная. У нас на этих занятиях чаще всего пересказывали библейские сюжеты более простым и понятным языком, рассказывали про святых и мучеников. Благодаря этим урокам я уже в начальной школе многое знала о нашей истории.
Вообще, религия – часть нашей культуры, поэтому я считаю, что этот предмет полезен. Он расширяет кругозор и дает общее понятие о православии. Однако мне бы хотелось, чтобы наравне с православием рассказывали и о других религиях и течениях.
Я считаю, что в школе изучать религию нужно как часть культуры, это полезно и интересно. Но стоит знать меру и не переходить грань. И ничего не навязывать ученикам – все-таки у нас светское общество.
Студенты‑платники: «Стремление к взрослой жизни не дало поступить на бюджет»>>
Наталья, мама ученицы 4 класса, Котельники:
Сайт: GIPHY
У моего ребенка с 4 класса появился предмет «Основы православный культуры», который был выбран голосованием – большинство родителей проголосовали за этот курс.
Из разговора со своим ребенком я поняла, что она не может выразить свое отношение к этому предмету, так как не понимает материал, хотя педагог ей очень нравится.
На мой взгляд, данный предмет не стоит выделять в отдельный урок, достаточно общего понимания о православии, которое отражено в учебнике «Окружающий мир». Я думаю, что сегодня более актуальны дополнительные занятия по русскому языку или математике.
Выпускники из Люберец про ЕГЭ, лотерею, роботов и доктора Хауса>>
Людмила, мама ученицы 4 класса, Котельники:
Александр Кожохин
В этом году у моей дочери появился новый предмет – «Основы православной культуры». Я была не против. Мне кажется, знания, которые она получит на этих занятиях, ей не повредят, а наоборот.
Мы живем в православной стране. Иногда дочь задает мне вопросы на религиозную тему, а я не всегда могу ответить на них. Я воспитывалась в советское время, когда религия была под запретом, поэтому у меня пробелы в знаниях.
Изучая новый предмет в школе, моя дочь сможет получить ответы на все интересующие ее вопросы о мировых культурах и духовном воспитании. Все это дает только положительный эффект, расширяет кругозор, помогает посмотреть по-другому на жизнь.
Опрос по теме
Как вы относитесь к «урокам религии» в школах?
Я против обязательных уроков Идея интересная, но спорная Я за, эти знания им не повредят Лучше бы дали детям отдохнуть лишний час Мне всё равно, я не учусь