Содержание
- Религиозный взгляд
- Виды религий
- Религия как социальное явление: основные черты
- Попытки научного осмысления религиозного опыта
- Основные функции религии
- Возникновение религии
- Религия и общество
- Религии и верования мира
- Архаические верования и обряды
- Религиозный синкретизм античного мира
- Авраамические религии
- Дхармические религии
- Мировые религии
- Распределение численности последователей по конфессиям
- Направления в основных религиях
- Другие национальные религии и традиции
- Синкретические учения
- Религии, появившиеся в XIX веке
- Религии, появившиеся в XX веке
- Движение Нью-Эйдж
- Атеизм как религия
- Примечания
- См. также
- Литература
- Ссылки
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.4 Религия.
- 2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
- План.
- Признаки религии.
- Признаки веры:
- Три этапа развития религиозных знаний.
- Ранние религии.
- Национальные религии.
- Мировые религии.
- Особенности мировых религий:
- Мировые религии:
- Роль религии в жизни общества:
- «+»
- «-«
- Государство и религия
- Признаки религиозных объединений:
- Типы религиозных организаций.
- Два вида правового положения религии в обществе:
- Из Конституции РФ
- Свобода совести.
- Право на свободу совести:
- Вера не позволяет
- Индуизм: месячные вызывают землетрясения
- Христианство
- Иудаизм: опасность обрезания
- Заразная религия
- Введение. Что такое религия?
- Каких вы религиозных взглядов?
- Что такое религия и зачем она нужна?
Религиозный взгляд
Религиозный взгляд Обелиск с религиозными текстами.
Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига — союз, соединение, ре — приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе — «воссоединение») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.
Другие определения религии:
- образ жизни.
- поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа
- система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.
Виды религий
С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.
Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.
Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм.
Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.
Религия как социальное явление: основные черты
Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).
Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
- религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
- религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
- религиозные отношения (культовые, внекультовые),
- религиозные организации.
Попытки научного осмысления религиозного опыта
Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов. Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях, и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.
Основные функции религии
- Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
- Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
- Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
- Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
- Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
- Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
- Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Возникновение религии
Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.
В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.
Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.
Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.
В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.
С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.
В марксизме считается , что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».
Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.
С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.
Религия и общество
Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных . По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.
Религия и преступность
Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.
Религия и мораль
Религия и политика
Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.
Религии и верования мира
Архаические верования и обряды
Магия
Основная статья: Магия
В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.
Тотемизм
Основная статья: Тотемизм
Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.
Анимизм
Основная статья: Анимизм
В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.
Фетишизм
Основная статья: Фетишизм
Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.
Религиозный синкретизм античного мира
Религия Древнего Египта
Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.
В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.
Религии Древней Греции и Рима
Основная статья: Древнеримская религия
Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.
У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.
Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.
В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.
Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.
Авраамические религии
Основная статья: Авраамические религии
Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.
Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.
Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.
Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.
Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:
Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).
В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.
Дхармические религии
Основная статья: Дхармические религии
Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:
- Индуизм
- Джайнизм
- Буддизм
- Сикхизм
Мировые религии
Основная статья: Мировая религия
Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.
Распределение численности последователей по конфессиям
По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.
Направления в основных религиях
Направления в христианстве
- Католицизм
- Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточно-католические церкви
- Старокатолицизм
- Католическая церковь
- Православие
- Старообрядчество
- Катакомбная церковь
- Копты
- Нехалкидонские вероисповедания
- Монофизиты
- Несториане
- Армянская Апостольская Церковь
- Протестантизм
- Адвентисты Седьмого Дня
- Англиканская церковь
- Баптизм
- Кальвинизм
- Пресвитерианство
- Квакеры
- Лютеранство
- Меннонизм
- Методизм
- Пятидесятники
- Харизматы
- Молокане
- Парахристианские конфессии
- Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней)
- Ученики Христа
- Свидетели Иеговы
- Исследователи Библии
- Виссариониты
Направления в исламе
- Сунниты
- Шииты
- Суфии
- Хариджиты
Направления в буддизме
- Тхеравада
- Махаяна
- Ваджраяна
Направления в индуизме и близкие им вероучения
- Вайшнавизм
- Шиваизм
- Шактизм
- Джайнизм
- Сикхизм
Религии Восточной Азии
- Конфуцианство
- Синтоизм
- Даосизм
- Као Дай
- Бон
- Дзогчен
Другие национальные религии и традиции
- Растафарианство
- Язычество
- Марийская традиционная религия
- Шаманизм
- Вуду
- Магия
- Неоязычество
- Родноверие
- Асатру
- Викка
Исторические (язычество)
-
- Религия Древнего Египта
- Религия Шумеров
- Язычество славян
- Древнегреческий пантеон
- Древнеримский пантеон
- Германский пантеон
- Зороастризм
Синкретические учения
- Сикхизм
- религия Друзов
- Караимизм
- Церковь Объединения (мунисты)
Религии, появившиеся в XIX веке
- Бабизм
- Бахаи
- Мормоны
Религии, появившиеся в XX веке
- Као Дай (Вьетнам)
- Болгарское Белое братство
- Общество Красной Свастики (Китай)
- Нуль-буддизм (Южная Корея)
- Учение Ошо (Индия)
- Саентология (США)
- Раэлиты
Движение Нью-Эйдж
Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение..
Атеизм как религия
Основная статья: Атеизм
Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера». Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога». Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака». Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.
Примечания
См. также
- Религиозные символы
Литература
- Книги по религиоведению в библиотеке Гумер
- Юрий Семёнов. «Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия»
- Юрий Семёнов. «Основные этапы эволюции первобытной религии»
- Юрий Семёнов. «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия»
- Альберт Эйнштейн. «Религия и наука»
- Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с — ISBN 5-9228-0243-7
- З. Фрейд «Тотем и Табу»
- З. Фрейд «Будущее одной иллюзии»
Критика
Апологетика
Ссылки
мифологическое | религиозное | мистическое | философское | научное | художественное | политическое| архаическое | традиционное | модерновое | постмодернистское | современное
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.4 Религия.
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
План.
- Сущность понятия «религия».
- Признаки религии.
- Вера и культ.
- Три этапа развития религиозных знаний.
- Мировые религии и их особенности.
- Роль религии в жизни общества.
- Государство и религии.
- Конституция РФ о ободе совести и вероисповедания.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа)- вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
- Вера в сверхъестественное
- Организованное поклонение высшим силам — культ.
- Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в чём-либо, убеждение в существование чего-либо или кого-либо.
Признаки веры:
- выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств;
- является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий;
- имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) – система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному (поклоны, обряды, крестное знамение, хадж).
Конфессиональный – религиозный
Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.
Три этапа развития религиозных знаний.
- Ранние религиозные воззрения
- Национальные религии
- Мировые религии.
Ранние религии.
Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.
Древнейшие формы религии:
- Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу ( запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.
- Фетишизм— поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
- Анимизм— вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.
- Спиритизм — общение с духами.
- Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
- Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.
Ранние религии сохранились до наших дней в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией.
Национальные религии.
Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Некоторые национальные религии:
- Конфуцианство.
Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. » 24 примера сяо». Идеал совершенного человека — цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.
- Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Индуизм.
Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.
Мировые религии.
Особенности мировых религий:
- их исповедуют представители разных национальностей
- распространены на всех континентах
- большое количество верующих
- вера в единого бога
- прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Мировые религии:
- буддизм
- христианство
- ислам.
Роль религии в жизни общества:
«+»
- один из компонентов духовной культуры
- один из институтов общества
- специфический тип мировоззрения
- совокупность моральных принципов
- активно участвует в жизни общества
- одно из средств социального контроля
- сообщество людей, связанных единой верой
- компенсаторная функция — утешение
«-«
- способствует развязыванию войн
- страх как фактор поддержания религиозности
- догматичность.
Государство и религия
Государство и религия – это два социальных института.
Религиозные объединения в России – это добровольные объединения граждан РФ иных лиц, добровольно проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозных объединений:
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии, осуществление религиозного воспитания своих последователей.
Формы религиозных объединений:
- религиозная группа – без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;
- религиозная организация – создана на основе государственной регистрации в качестве юридического лица.
Типы религиозных организаций.
- Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
- Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
Межрелигиозный совет России – создан в 1998 году, объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Два вида правового положения религии в обществе:
- статус государственной религии
- статус отделения государства от религии
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:
- государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
- государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
- государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести.
В широком смысле – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.
В узком смысле – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
Право на свободу совести:
- право принимать религию или быть атеистом (не верить с в Бога),
- исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща,
- отправлять культы и выполнять религиозные и ритаульные обряды,
- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей их родителям или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями,
- менять религию или убеждения.
Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вера не позволяет
Смотреть что такое «Вера не позволяет» в других словарях:
-
ВЕРА — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и… … Философская энциклопедия
-
вера и разум — ВЕРА И РАЗУМ фундаментальное соотношение двух способностей человека, явившееся важнейшей философско теологической проблемой на протяжении всего средневекового тысячелетия. В античности вопросы веры исследовались в контексте… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
вера в сверхъестественное — ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ лежащая в основе любого религиозного культа, любой религии когнитивная уверенность в реальном существовании каких то высших сил, таинственных и необъяснимых начал всего сущего. Психофизиологические и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою… весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… … Православная энциклопедия
-
ВЕРА — (от лат. veritas истина, verus истинный) 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ( естины ), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность… … Современный философский словарь
-
Вера — У этого термина существуют и другие значения, см. Вера (значения). Вера признание чего либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения,… … Википедия
-
Вера выше знаний — Это статья про веру как психологическое явление. Существует также женское имя Вера. Вера уверенность, убеждение, твёрдое сознание. Вера убеждённость в чём(ком) либо, не основанная на фактах, самая крайняя степень уверенности. Содержание 1… … Википедия
-
Вера славян — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия
-
Религиозная вера — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия
-
РАЗУМ И ВЕРА — РАЗУМ И ВЕРА фундаментальное соотношение двух способностей души человека, явившееся важнейшей философско теологической проблемой на протяжении всей истории мысли. В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования … Философская энциклопедия
Предполагают, что в ходе эволюции чаще выживали и больше потомства давали люди, которые умели занимательно рассказывать истории, так, чтобы остальные их слушали, сидя кружком у костра. Ну а кроме того, людям, видимо, всегда было интересно отвечать на вопросы, начинающиеся с «почему» или «зачем». Сочетание этих двух особенностей Homo sapiens породило множество религий — систем взглядов, которые занимательно объясняют устройство мира. Правда, во многих случаях достоверность канонических объяснений оставляет желать лучшего. Но пока система мира, построенная на их основе, держится, это неважно. Главное — практическое применение. Вот, например, мы знаем, что всё состоит из атомов и в масштабах микромира они расположены довольно далеко друг от друга. Так что в первом приближении камень — это пустота, дырки между атомами. Однако это знание не поможет тому, кто получит камнем в лоб.
Вера поддерживает на плаву, когда других средств уже не остаётся. Недаром многие воцерковляются после потери близких, катастроф или тяжёлых заболеваний. Однако иногда религиозные взгляды могут, наоборот, «утопить» человека, ограничивая его возможности и запрещая некоторые жизненно важные действия. Религии нередко вступают в противоборство с наукой и медициной, да и, что там говорить, со здравым смыслом тоже.
Есть подозрение, что так будет происходить всегда. Ну или, по крайней мере, ещё очень долго: строение мозга и сознания человека не переделать за сотни, да даже за тысячи лет. Недаром один из первых эпизодов культового фантастического сериала «Вавилон-5», действие которого происходит в XXIII веке, посвящён истории инопланетной семьи, которая отказывалась делать операцию своему больному ребёнку по религиозным соображениям. Когда доктор, землянин «по национальности», всё-таки выполнил хирургическое вмешательство и спас инопланетному мальчику жизнь, родители убили собственное чадо, так как нарушение целостности тела считалось у них едва ли не самым ужасным грехом. А поскольку их судили по законам их родной планеты, они не понесли никакого наказания.
Мы никого не призываем не верить, но ратуем за то, чтобы думать головой.
Индуизм: месячные вызывают землетрясения
Истории, подобные сериальной, случаются и сейчас. Хотя земные современные верования позволяют делать больным операции, не всегда считается, что именно они позволяют поправить здоровье. Хуже того, некоторые совершенно естественные состояния организма считают чуть ли не происками нечистой силы.
В этом смысле больше всего досталось женщинам, а конкретно — особенностям работы их половой системы. Если мужчины постоянно готовы к производству потомства, то дамы — нет: яйцеклетка созревает у них раз в месяц, и если она не оплодотворяется, из места, к которому она должна была прикрепиться после зачатия, идёт кровь. Всего несколько столетий назад причины этого процесса были неведомы представителям нашего вида, а поскольку наличие месячных никак не удавалось объяснить, их, как водится, приняли за что-то плохое.
Это отразилось и в религиях. Например, в православии прихожанкам во время менструаций запрещается заходить в основную часть церкви (а в алтарь, в отличие от мужчин, им нельзя заходить никогда), участвовать в таинствах причащения и многих других. Им можно находиться только в притворе — месте для некрещёных, грудных детей и прочих несознательных персонажей. Такое правило действует потому, что любое кровопролитие в храме недопустимо. Так что раненые и люди с кровавыми мозолями тоже не должны находиться в церкви.
Есть и другие варианты, более сексистские. Индуисты считают, что женщины сами «заработали» себе ежемесячные кровотечения. Дело в том, что именно с женщинами бог Индра делал свои «грязные дела» вместо того, чтобы очищаться от греха убийства брамина. (Почему виноватыми посчитали женщин, а не Индру, остаётся только гадать.) У жителей Непала есть поверье, что женщина во время месячных оскверняет своим присутствием не просто храм, а даже собственный дом, и если она останется в нём на ночь, то на деревню обрушатся стихийные бедствия. Поэтому на время «красных дней календаря» многие гражданки западного Непала уходят в специальные хижины и живут там. При этом им можно есть только рис с солью (интересно, кто и как за этим следит?), а также пить воду. Обряд называется чаупади.
В хижинах почти ничего нет, они часто расположены там, где живут дикие звери. Нетрудно догадаться, что пребывание в них — занятие не самое приятное. Организм, и так ослабленный кровопотерей, подвергается дополнительным психологическим нагрузкам и физическому истощению. Как итог, каждый год в «менструальных хижинах» погибают непалки — и это несмотря на то, что обряд временного отселения официально запрещён с 2005 года. Их убивают дикие звери, отсутствие медицинской помощи и угарный газ, который накапливается в тесном помещении, когда они пытаются разжечь огонь, чтобы стало хоть немного теплее. В декабре 2016 года во время чаупади в попытке согреться от костра задохнулась пятнадцатилетняя девочка, а месяцем раньше её 26-летнюю соотечественницу нашли мёртвой в такой же хижине. Предположительно, вторая женщина погибла от сердечного приступа.
В соседней индуистской стране, Индии, дела в целом обстоят лучше. Там в конце 2015 года женщинам даже удалось запустить флешмоб Happy to Bleed, призванный не молчать о менструациях. Обсуждение месячных, особенно с мужчинами, в этой стране под запретом, и участницы флешмоба хотели изменить ситуацию. Поводом начать кампанию стало заявление настоятелей храма в Сабаримала (штат Керала), куда вход лицам женского пола в возрасте от 10 до 50 лет запрещён. В одном из интервью настоятель храма отметил, что он начнёт пускать в свою обитель женщин только тогда, когда изобретут аппарат, позволяющий сканировать дам на наличие у них «нечистой» менструальной крови. К счастью, не во всех индуистских храмах придерживаются столь строгих взглядов.
Христианство
Православие и католицизм не запрещают вмешательство медиков в жизнь человека. Однако среди различных ветвей протестантизма нередко встречается поверье, что лечиться нельзя, а нужно только молиться. По подсчётам организации CHILD (Children’s Healthcare Is a Legal Duty), с 1980 года дети, не получившие медицинскую помощь, умирали из-за религиозных взглядов представителей 23-х направлений протестантизма. Свидетели Иеговы отрицают переливание крови, так как, по их мнению, в крови содержится душа существа, которому она принадлежит. Представители этого движения, которое во многих странах считают сектой, не переливают кровь даже при смертельной опасности. Чаще всего от таких взглядов, конечно, гибнут дети, ведь они зависят от родителей. Если взрослый человек волевым решением может нарушить связь с общиной и пойти на переливание, то у несовершеннолетнего нет права голоса. Однако иногда подростки-иеговисты сами отказываются от переливаний. Именно по причине добровольного отказа умирали мальчики в 2007 и 2010 годах.
Если свидетели Иеговы не выступают против всей медицины, то адепты Общества христианской науки (Christian Science), по иронии своего названия, отрицают почти любые проявления научного знания. Они лечатся с помощью специально обученных «докторов» и «медсестёр», которые… молятся над больными. С точки зрения здравого смысла это означает, что представители этой ветви религии не оказывают медицинской помощи тем, кто в ней нуждается. Неудивительно, что в семьях членов общества нередко умирают без лечения.
Пожалуй, самой резонансной стала смерть Мэттью Суона, сына Риты и Дуга Суон. В возрасте нескольких месяцев у него началась лихорадка, и родители вызвали ему «христианскую медсестру». Её молитвы вроде бы помогли. Однако прошло совсем немного времени, и лихорадка вернулась. На сей раз медсестра не смогла ничего сделать и обвинила в этом недостаток веры у Риты и её мужа. Когда у Мэттью начались конвульсии, его родители решились на отчаянный шаг и отвезли ребёнка к настоящему доктору под предлогом перелома (их лечить религия позволяет). Оказалось, что у Мэттью был запущенный бактериальный менингит.
Спасти ребёнка не удалось. Рита и Дуг подали на «врачей» Общества христианской науки иск за причинение вреда жизни их сыну (был отклонён) и отказались от своей веры. Впоследствии Рита основала CHILD — организацию, которая борется за право детей всех религиозных убеждений на качественную медицинскую помощь. На сайте общества можно найти список преступлений против жизни и личности, в которых виноваты, если так можно сказать, взгляды приверженцев различных религий. Несложно догадаться, что самое пристальное внимание организация уделяла деятельности Общества христианской науки и в списке на их счету числится больше всего грехов. Есть мнение, что преследования со стороны Риты Суон стоили обществу серьёзного сокращения числа приверженцев. Официальное число приходов не оглашается, но, по приблизительным подсчётам, за последние 30 лет оно упало с 1800 до 900.
Иудаизм: опасность обрезания
Иудаизм — одна из самых умных религий и в прямом, и в переносном смыслах. У её приверженцев наиболее высокий средний IQ (хотя атеисты всё равно умнее), а также средний доход. Некоторые традиции иудеев весьма мудры. Например, отказ от свинины позволяет им гораздо реже заражаться паразитическими червями (особенно если не брать в прислугу гоев).
Однако не все обряды одинаково полезны и безопасны. Обрезание — обязательная процедура для ультраортодоксальных иудеев. Она должна проводиться всего на восьмой день жизни, хотя здесь возможны исключения вроде отвода по болезни. В ряде хасидских общин Нью-Йорка человек, уполномоченный делать обрезание (могель, или моэль), отсасывает ртом кровь из образовавшейся раны. Это часть ритуала. Мало того что в ней легко найти странный неэтичный подтекст, нестерильность процедуры повышает риск заболеваний. И они случаются.
Именно так, через обрезание с последующим отсасыванием крови, в 2003–2004 годах заразились герпесом три маленьких мальчика, которых обрезал один и тот же могель. Один из «пациентов» погиб. Всего за период с 2000 по 2015 год герпесом во время обрезания заболели 17 человек, из них двое умерли, а двое пережили повреждение мозга. Американцы периодически выдвигают предложения сделать процедуру более безопасной, но всё равно сторонники орального очищения раны остаются.
В защиту обрезания стоит сказать, что в удалении крайней плоти есть свои плюсы для здоровья. На примере жителей стран Западной Африки показано, что обрезание снижает риск заражения ВИЧ первого и второго типов. Кроме того, показано, что обрезание в сознательном возрасте не снижает потенцию и выраженность приятных ощущений во время полового акта. Все эти выводы верны, если обрезание делается в условиях медицинского учреждения с соблюдением соответствующей гигиены.
Процедура, которую называют женским обрезанием, отличается от мужского обрезания. Это скорее уродование тела: отрезают клитор, половые губы или части этих органов. Женское обрезание чаще всего выполняется в негигиеничных условиях неквалифицированными работниками. Оно может вызвать инфекционные заболевания, проблемы с мочеиспусканием, осложнения при родах и снижение сексуального удовлетворения. У женщин, которые подверглись обрезанию, повышается риск рождения мёртвых детей. Те, кто не проходит через эту процедуру, подвергаются общественному порицанию и оказываются вне социума. Поэтому в странах Африки, Азии и Ближнего Востока сейчас проживает около 200 миллионов обрезанных женщин.
Заразная религия
Возможно, конфликт религии с медициной — наследие не только эволюции человека, но и его паразитов. В 2014 году российский биоинформатик Александр Панчин вместе со своим отцом Юрием Панчиным и коллегой Александром Тужиным выдвинули гипотезу, что люди выполняют различные религиозные ритуалы из-за микроорганизмов. Впрочем, авторы подчёркивают, что это пока только предположение и экспериментальные данные могут не только подтвердить его, но и, наоборот, опровергнуть.
Дело в том, что некоторые паразитические черви, простейшие, бактерии и вирусы проникают в нервную систему хозяев и изменяют их поведение. Словосочетание «бешеная собака» известно всем. А ведь больное животное ведёт себя агрессивно именно из-за проникновения вируса в его мозг. Поскольку возбудители бешенства передаются со слюной, им выгодно, чтобы заражённая собака кусала других как можно чаще. Рачки, инфицированные простейшими, охотнее собираются в стаи, и тогда их становится проще поймать фламинго — конечным хозяевам паразитов. Подобных примеров можно привести ещё много.
Авторы статьи отмечают, что многие религиозные ритуалы связаны с контактом множества людей. Например, при православном причащении все прихожане берут кусочки хлеба губами с одной и той же ложки, целуют один и тот же крест. Представители других религий совершают ритуальные омовения в одном и том же тазике. Но это бытовые примеры, а меж тем наукой в 2012 году доказано, что чем выше процент религиозных людей в обществе, тем выше и доля заражённых какими-либо паразитами в нём. Поэтому, говорят Панчины и Тужин, паразиты вполне могут поддерживать в людях мысль о необходимости ритуальных действий, так как они способствуют распространению заразы. Кстати, в таком случае паразитам выгодно заставлять людей верить в несостоятельность медицины, необходимость лечения народными средствами или и вовсе проявлять терпение, смирение и покорность в надежде, что оно как-то само пройдёт.
Введение. Что такое религия?
Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.
Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.
Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:
– духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;
– доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;
– этику: учение о нравственности;
– религиозную практику: обряды и аскезу.
Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:
1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);
2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);
3. Сотериологический10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;
4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.
Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.
Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:17). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).
То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.
Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.
Литература
Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.
Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.
Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.
Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.
Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.
Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.
Часть I. Монотеистические (авраамические) религии
Христианская традиция, основываясь на библейском тексте, утверждает, что создание человека (Адама) как вершины всего тварного мира завершилось установлением особых отношений между Богом и его разумным творением. Адаму были положены пределы его действий, и соблюдение этих ограничений давало человеку возможность сохранять нескончаемое блаженное, богоподобное состояние в единстве со своим Создателем.
Обладая личностными характеристиками, первый человек находился в личных отношениях с Богом – совершенной Личностью, Единым и Единственным Источником бытия, Абсолютной Истиной. Делая акцент на особой близости отношений Бога и человека, книга Бытия описывает их как непрерывное общение между Создателем и Его созданием. Человек имел возможность непосредственно слышать голос «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8).
Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с Адамом, является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период.
Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта.
Драма греха не только сделала Адама преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству»11.
Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:25).
Форм политеизма (многобожия) на протяжении истории человечества существовало великое множество. Однако в данном случае наша задача будет состоять не в том, чтобы описать все имевшие место на земле религиозные феномены, а охарактеризовать наиболее распространенные и активные в своих проявлениях религии. И для того, чтобы иметь возможность дать представителям этих традиций ответ о своей вере с кротостью и благоговением (1Пет. 3:15), необходимо ясно представлять основные вехи в истории религиозной традиции, а также содержание ее ключевых доктрин, ритуальных и этических норм.
Христиане, будучи наследниками и хранителями богозаповеданной веры, открытой во всей возможной для нас полноте Господом Иисусом Христом, вместе с тем не являются единственными представителями традиции, восходящей через Ветхий Завет к изначальному монотеизму. Прежде чем приступить к рассмотрению политеизма, следует сказать о двух ключевых религиях, вместе с христианством имеющих отчасти общий ветхозаветный корень. Это иудаизм и ислам. Об этих трех монотеистических религиях и пойдет речь в настоящем разделе.
Каких вы религиозных взглядов?
Евгений Соколов 339 2 года назад студент, администратор паблика «Типичный Историк» — vk.com/typical_historian Пользователю можно задать вопрос
Атеист. Вообще у меня долгие отношения с православием. Раз вам интересно, то расскажу.
С детства я был верующим, считал, что Бог и правда есть наверху, и он все видит, видит каждый наш грех. Я прекрасно понимал, что надо хотя бы два-три раза в год ходить в церковь, чтобы помолится и искупить свои грехи.
Я не считал себя чисто верующим, потому что понимал, что я не выполняю те законы, которые прописаны в Библии, но все же верил в Бога и дальше.
Перейдя в седьмой — восьмой класс во мне угасла вера, скорее всего угасла, что мне нечем было ее поддерживать, да и в дальнейшем я увлекся политикой и узнал, как хорошо жить нашим попам и священникам. Это возмутило меня. По идеи я должен был возненавидеть церковь и стать деистом (может я путаю понятия с итсизмом), но я не полюбил и Бога, и церковь. С этого момента начался мой путь, как атеиста.
Был момент, когда я хотел стать католиком, правда, не знал как 😀
Да, я атеист и не признаю существования Бога, но порой люблю пообсуждать с людьми на эту тему: есть кто наверху иль нет.
Но даже если человек и считает себя атеистом, то он должен понимать одну суть. Нельзя осуждать человека за его религиозные взгляды. Человек может, и если надо, опираться на Бога, молится на него и прочее.
Уважайте любые религиозные взгляды вне зависимости какой вы веры. Не вам решать, кто будет верить в Бога, а кто нет.
Евгений Соколовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 2 0
Что такое религия и зачем она нужна?
Согласно статистическим данным, в мире существует около 5000 религиозных верований и конфессий. Столь большое многообразие форм, различающихся культурой, представлениями и языком, значительно усложняет определение понятия «религия».
Тем не менее, все религиозные направления так или иначе связаны с осознанием мира и обусловлены верой человека в невидимое и сверхъестественное. Что же такое религия? Для чего она нужна?
Что такое религия?
В чём суть религиозных убеждений?
Какие религии бывают и что их объединяет?
В чём отличие различных религий?
Для чего человеку нужна религия?
Что такое религия?
Происхождение слова «религия» имеет несколько версий, но большинство историков сходятся на том, что термин произошел от латинского religio, означающего «набожность, благочестие».
В широком смысле понятие можно рассматривать как совокупность духовных мнений либо особенную форму социального сознания, которая основывается на вере в потусторонние силы и поклонении им. Более простыми словами религия трактуется как почитание богов.
Считается, что первые зачатки религии появились в истории человечества около 100 тысяч лет назад. Тогда древние люди верили в существование неких сил, которые оказывали влияние на погоду, восходы и закаты Солнца, гром и молнию. Хорошие явления они объясняли действием добрых богов, плохие, катастрофичные – наказанием злых богов.
Впоследствии появились особые люди – шаманы, которые, по представлениям людей, могли задобрить божеств, отвести войны, неурожаи, эпидемии. В своем современном значении религия начала формироваться примерно в 40-х годах до нашей эры, когда появились ее ранние формы – магия, тотемизм, фетишизм.
В чём суть религиозных убеждений?
Мировоззрение религиозного человека опирается, прежде всего, на веру и связано с его отношением к сверхчеловеческому миру. Религиозные убеждения строятся на таких незыблемых ценностях, как добро, любовь, нравственность, смысл жизни.
Считается, что каждый выбирает свой жизненный путь, который рано или поздно приведет к его Богу. У одних людей этот путь осознанный и довольно короткий, а другим требуется немало времени, чтобы понять свою связь с божеством и получить откровение. Самое главное в религии – это осмысленность своего состояния.
К примеру, ребенка могут крестить в православной церкви, в результате чего по вероисповеданию он становится христианином, однако у него еще нет религиозных убеждений. Они приходят со временем и определяют его принадлежность к той или иной религии.
Какие религии бывают и что их объединяет?
Несмотря на большое количество разнообразных религий, основными принято считать три – христианство, ислам и буддизм. Их относят к мировым, поскольку они сумели сохраниться в разных странах и на всех континентах.
Если другие религии основываются на политических и этнических связях верующих, то мировые объединяют людей независимо от их происхождения, языка или культуры.
Общим для всех религий является важность чистой любви и служения Богу, выполнение всех его наставлений и следование религиозным канонам. Человек может быть православным, католиком или мусульманином, но в любом случае фундаментальными понятиями для него становятся возможность полюбить свое божество и служить ему с чистым сердцем и помыслами.
Помимо трех мировых религий, стоит упомянуть ряд достаточно популярных и распространенных религиозных направлений, таких как иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм.
В чём отличие различных религий?
Несмотря на общие черты, мировые религии значительно различаются между собой. Основополагающим в христианстве является верование в Господа и сына его Иисуса Христа. Христиане следуют ветхозаветной традиции почитать единого Бога, принимая при этом идею существования Святой Троицы, где, помимо Бога и Спасителя, присутствует Святой Дух.
В исламе принято почитать две сущности – единого Творца, называемого Аллахом, и посланного им на землю пророка Мухаммеда. Если в христианстве три Божественных ипостаси считаются неразделимыми, то в исламе духовная природа Аллаха до сих пор не раскрыта.
Что касается буддизма, то он кардинальным образом отличается от первых двух религий отсутствием бога. Буддисты почитают основателя своей религии Будду Шакьямуни и полагают, что любой человек сам является венцом всего, а его главная цель – это совершенствование и разрушение привязанностей.
Для чего человеку нужна религия?
Чтобы уверенно идти по жизни, человеку необходим некий ориентир или определенная модель окружающего мира, называемая мировоззрением. Именно такую простую и легко воспринимаемую модель и дает религия.
Являясь сводом моральных норм и правил поведения, она позволяет людям понять смысл своей жизни, получить некий стержень, который задает направление их жизненного пути и помогает сделать выбор при совершении тех или иных поступков.