у него проявляется торможение в обучении. это может быть протест насилия над собой. он не отвечает. нарушены доверительные отношения. интересы сузились — только друзья…сил мало.. наверное у него есть неразрешимая проблема которая у него вызывает много противоречивых чувств. обычно это чувства любви и ненависти.
он задает вопросы. значит ему надо дать ответы. но без доверия он не задаст «те» вопросы. а может он вообще не сможет выразить свои мысли. попробуйте пойти к детскому психологу. что бы была оборудованная игровая комната. там в игре он сможет показать, косвенно, что его беспокоит.
чисто предположительное мнение может быть такое. скажем вы его чего то лишаете или чего то не додаете. что вполне естественно и происходит со всеми. но он на это, скажем, по каким то причинам, очень бурно реагирует. и за это вас хочет устранить что бы не мешали или из мести. лучший способ естественно убить. но с другой стороны он вас безумно любит, кроме того привязан и зависим. и само собой хочет что бы счастье, а оно ассоциируется с вами в первую очередь, было вечно. тут можно еще приписать и эдипальные переживания. короче вариантов куча. но мы мало что знаем. и только фантазируем. главное что все эти мысли плохо им осознаются или даже понимаются. а тем более пугают страшно!
может вам повезет и попадется грамотный психолог. и он сможет позволить ребенку в игре кого то убить, утопить или замучть. а потом воскреснуть и т.д. …может поможет дать выход импульсам. по возможности прояснит ему природу вещей. дети много понимают. проговорит с ним страхи.
в любом случае вам стоит разобраться что для него непонятно и что трудно переносимо. ведь в воспитании главное не перегнуть палку.
в своих фантазиях он может думать что он силой мысли или желания может кого то убить. это страшно.
удачи! добавить в избранные
рекоммендовать:
Смерть является неотъемлемой частью жизни или, точнее, ее единственным исходом. Поэтому рано или поздно дети сталкиваются с ее проявлением. Это может быть не близкий человек или не человек вовсе, например, он увидит сбитую машиной собаку или попугайчик умрет.
Как сказать ребенку о смерти и надо ли говорить всю правду? — этот вопрос мучит родителей. Они со страхом ждут этого вопроса от сына или дочери «А что случилось? Почему бабушка ко мне больше не приходит?» и не знают, как правильно ответить.
О смерти:
- Мытарства души после смерти
- 9 дней после смерти
- 40 дней после смерти
Многие стремятся обойти щекотливый вопрос и придумывают дальние поездки или вечный сон животных, но правильно ли это? Как сказать ребенку о смерти правильно, чтобы он не боялся ее, но понимал всю серьезность?
О трагических переменах в семье малыш должен знать
Содержание
- Советы психолога
- Мнение священника
- «Мама, а я умру?» Как говорить с ребенком о смерти
- Почему ребенок интересуется смертью
- Почему родители боятся разговоров о смерти
- «Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти
- Как говорить с ребенком о смерти
- Как рассказать о смерти близкого родственника
- Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
- Когда ребенок спрашивает о смерти
Советы психолога
Многие психологи приходят к единому мнению — вопросы рождения и смерти рано посещают светлые детские головы и вызывает в них большой интерес. Обычно это происходит в 4-5 лет, с небольшими отклонениями.
Важно увидеть интерес и помочь дитю понять и осознать эти процессы, чтобы уход из жизни близкого не вызывал у малыша страха.
Очень часто дети самостоятельно приходят к открытию конца жизни, и тогда у них появляется страх, что они или родители умрут. Малыши начинают закрываться ото всех и этот страх наносит серьезный ущерб их психики.
Как понять, что пришел страх перед мертвыми? Это так, если малыш:
- становится более привязанным к родителям, пытается контролировать их передвижения;
- не отпускает родителей надолго от себя;
- постоянно зовет маму или папу в испуге;
- могут появиться проблемы со сном;
- начинают сниться кошмары.
Происходит это часто после утраты кого-то из близких или словах об этом кого-то. Родителям очень важно распознать чувства малыша и вывести на диалог, чтобы он не закрывался, но позволил помочь. Не нужно рассказывать чаду вымышленные истории о далеких краях или вечном сне. Дети очень смышленые и быстро распознают ложь и тогда страхи вновь возвращаются, но уже к ним добавляется недоверие к словам взрослых.
Совет! Важно сесть с малышом в спокойной обстановке, рассказав, как происходит конец жизни. И, ответив на все вопросы искренне и честно, не утаивая ничего, но при этом, придав уверенности в том, что это не так страшно и он никогда не останется один.
Если умер кто-то из близких следует чадо взять в церковь на отпевание, может разрешить подойти ко гробу (если он этого захочет), не насиловать поцелуями с мертвым человеком.
Психологи советуют брать детей на похороны
Процесс похорон лучше опустить, малыш еще мал, чтобы видеть опускание в землю гроба со знакомым человеком и закапывание. Кладбище даже внешним видом может напугать восприимчивого ребенка и навсегда остаться в изображении как ужасное и страшное место.
Важно рассказать чаду, что душа — вечна и ее больше нет в теле. Но близкий человек всегда будет наблюдать за ним с небес и можно сделать что-то, что порадует его: подать милостыню, молиться или накормить птиц и бездомных животных.
Детям из православных семей проще принять и понять смерть, ведь в их понимании и веровании люди не исчезают просто так и не бродят по земле в виде призраков — они уходят к Господу, где им намного лучше, чем тем, кто остался на земле.
А вот нерелигиозным родителям будет трудно объяснить, куда же делась душа бабушки или дедушки. Хотя, как раз этот вопрос и заставляет человека задуматься о вечности, что приводит к храму.
Совет! После потери близкого человека важно говорить с малышом и быть рядом, чтобы поддержать и помочь ему пережить и понять утрату. Объясняйте все о загробном мире, но не делайте его слишком привлекательным, чтобы не пробудить в ребенке желание отправиться туда немедленно.
Фиксировали случаи, когда родители переусердствовали в этом, малыш хотел увидеться с любимым членом семьи и выпрыгивал из окна. Поэтому следует быть аккуратными в расписывании вечности яркими красками.
Важно донести до ребенка смысл жизни как движение, а смерть как конечную точку путешествия, в которую приходишь, только выполнив все задания.
Мнение священника
Протоиерей Артемий Владимиров, говоря о такой щепетильной теме, предлагает вспомнить имя Господа — жизнь и слова Христа, который когда-то определил Себя как путь и истину, и жизнь. Господь является Творцом, Источником и Дарителем жизни. Каждый человек, как только отдаляется от Него, чувствует это и недостаток жизненных сил в себе.
Священники советуют объяснить малышу правду о смерти
Дети намного чувствительнее взрослых, и они более защищены инстинктом самосохранения от суицидальных мыслей, у них есть эта воля к жизни. Но если родители вовремя не поговорят с ними и не объяснят, почему и как происходит завершение человеческой жизни, если не расскажут в чем ценность жизни, рано или поздно подросток задумается о смерти.
Кто из нас не представлял свои похороны, особенно во время сильной обиды на взрослых? Многие представляли, как лежат в гробу, а все жалеют умершего и сожалеют о том, что не давали много варенья или играть на компьютере. Такие мысли часто посещают в возрасте 10-16 лет, особенно подростков с чувственной ранимой душой.
Важно! Именно поэтому, во избежание возникновения суицидальных мыслей или попыток, родители должны еще в возрасте 4-5 лет объяснить малышу правду о смерти.
Многие молодёжные течения (эмо, готы и пр.) воспевают смерть и нивелируют ценность жизни. Это совершенно сатанинские движения, которые наносят серьезные психологические травмы невоцерковленным подросткам. Родители должны стараться как можно чаще общаться со своими детьми, объясняя ценность жизни и рассказывая со всей суровостью ужасы смерти человека, который далек от Господа.
О воспитании детей:
- Как привить ребенку веру
- Хорошие мультфильмы для детей
- Как учить детей молитве
Задача отца и матери донеси до своего чада, что жизнь — это Божий дар и только Он может забрать ее, когда станет нужно. Важно еще в маленьком возрасте донести до ребенка, что смерть и жизнь во власти Господа, что смерть — это логическое завершение, но приближать ее не стоит, ведь Господь для чего-то послал человека на землю, у него тут есть своя миссия, которую необходимо выполнить. Малыш не должен бояться ухода из жизни, но и не должен этот момент приближать.
Важно! Воспитывайте ребенка в лоне Церкви и молитесь за него, чтобы ангел-хранитель защищал его от дурных мыслей, и Господь вел его Своим путем. Как сказать ребенку, что умер один из его родителей
«Мама, а я умру?» Как говорить с ребенком о смерти
— Мама, а я умру? А когда ты умрешь, можно я буду носить твои сережки? А дедушка долго жил? А где он сейчас? — Такие вопросы часто ставят в тупик родителей детей 4–6 лет.
С мыслями о смерти непросто справиться и взрослым людям. А как объяснить все ребенку? И стоит ли… Давайте разбираться.
Вы когда-нибудь думали, откуда берутся черепа?
Почему ребенок интересуется смертью
Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.
Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.
Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна.
Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.
Почему родители боятся разговоров о смерти
Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…
Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.
Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.
Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.
Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.
За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.
Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.
Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.
Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.
Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!
Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.
«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти
Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.
И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.
Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.
Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.
Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.
Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.
Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.
Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.
«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.
Как говорить с ребенком о смерти
В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.
Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.
На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.
— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.
— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.
— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.
Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.
Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».
Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.
Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.
Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.
Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».
Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.
Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.
А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.
Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.
Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.
Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.
Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.
«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».
Как рассказать о смерти близкого родственника
Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».
Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.
С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».
Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.
Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.
Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна
Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
Когда то, когда моей дочери было около 4 лет она, будучи у бабушки в гостях, громко очередной раз начала у меня спрашивать умру ли я когда-нибудь и умрет ли папа. Ее бабушка (моя мама) очень испугалась этого вопроса и стала тревожиться, почему это ребенок вообще об этом спрашивает, все ли с ней в порядке.
Отвечаю: «Все в порядке. Для детей в этом возрасте это норма спрашивать о смерти. Скорее вызывает тревогу, если ребенок совсем об этом не спрашивает».
Поясню.
- Приблизительно с возраста 3-5 лет дети начинают активно интересоваться устройством мира и вопросами смерти.
- Тут важно не врать ребенку про жизнь вечную, жизнь всегда, никогда не состаримся или вообще ответами типа «тебе это знать не надо», «что за ерунду спрашиваешь» и т.д.
- Почему важно говорить правду? Потому что так ребенок будет учится адкватно воспринимать мир/ограниченность его/НЕвсемогущество родителей (они не Боги)/ учиться воспринимать свое невсемогущство (детям оно присуще).
- Почему страшно и тревожно родителям?
— Не понятно как самим родителям объясняли вопросы смерти, сколько тревоги в это вкладывали.
— Возможно тема смерти в семье является «запретной», наложено на нее табу и тогда возникает много напряжения из-за подобных вопросов или, что еще хуже, ребенок в таком случае вообще не спрашивает ничего об этом, а выбирает способ самому «справляться» (что в последствии может являтся причиной различных детских страхов).
— Реакция ребенка на ответы про смерть может быть очень бурная, с отрицанием этого факта, слезами (-Как же я буду без вас?!!) и т.д. Это нормально! Сразу принять это ребенок не может, от того реагирует слезами/стериками/и т.д. Тут важно терпение родителя, спокойствие его.
5. Так и что говорить? Говорите правду.
Если ребенок интересуется умрут ли мама/папа, то можно ответить, что умрут когда станут старенькими, пройдет много лет. Немного расскажите про устройство жизни (зависит от возраста ребенка то количество информации, которую он может воспринять). Не вдавайтесь в подробности, о которых ребенок не спрашивает.
Если малыш спрашивает об умерше родственнике, то отвечайте исходя из причины смерти (от старости- тело уже износилось, не могло больше работать; из-за болезни (но поясните, что не от всех болезней умирают) и т.д.
6. Даже если родитель уверен, что говорить правду о смерти ребенку не надо/рано/сам узнает позже и т.д., то ребенок все равно будет додумывать сам!
P.S. Родители, не пугайтесь вопросов о смерти (он может переспрашивать 50 раз еще в течении долгих лет). Ваша задача мягко говорить ребенку правду о старости и конечности жизни и быть рядом с ребенком в такие моменты. Отнеситесь серьезно к его переживаниям (они действительно серьезны!), будьте эмоционально рядом, и он сможет с этим «знанием» справиться.
Когда ребенок спрашивает о смерти
Фото взято из https://www.google.com/search?q=картинки
Родители могут даже не догадываться, что их дети задумываются о смерти. И в большинстве случаев, взрослые стараются избегать этой темы. Но если понаблюдать за играми детей, то можно увидеть, что они сами, довольно часто в играх притворяются мертвыми. Поэтому не стоит избегать этой темы, а тем более она не должна быть запретной. Когда появляется возможность поговорить об этом, важно обсудить открыто этот вопрос. Таким образом, ребенок научится справляться с потерей близких ему людей и животных.
Многие родители, остро переживают, считая, что это только навредит их ребенку. Но обсуждение такой темы, наоборот уменьшит его страхи. Ведь от незнания и непонимания, у ребенка могут развиться пугающие мысли, болезненный страх, что отрицательным образом скажется на его эмоциональном состоянии. Возможно, у ребенка есть уже свое представление, поэтому может понадобиться, направить его мышление в нужное русло. Ведь даже в своих играх они могут «умереть», но тут же «оживают». Взрослея, дети начинают понимать, что все намного серьезней и трагичней, чем в детстве. Особенный отпечаток остается, когда умирают близкие ему люди. Поэтому важно как можно раньше затрагивать эту тему. А вот так как это болезненная тема, взрослые не знают, как и что сказать. Есть несколько способов.
• Во-первых, важно подобрать подходящий момент. Главное, чтобы это была непринужденная обстановка. Если ребенок чем-то взволнован или расстроен, то лучше отложить беседу до более удобного случая.
• Во-вторых, заводить разговор с весьма простых вещей. К примеру, если ребенок увидел мертвую птичку или, возможно, умер домашний питомец. Достаточно будет задать несколько вопросов, таких как: Чувствует ли, что-то животное? Больно ли ему? Хочет ли кушать? Холодно ли ему? Как можно понять, что оно умерло?
• В-третьих, говорить ребенку прямо и простыми словами. Мышление детей отличается от взрослых, и некоторые выражения могут восприниматься буквально. Иногда можно услышать об умершем человеке – «Он ушел от нас». Скорее всего, ребенок будет ожидать его возвращения.
Есть и такие ситуации, когда ребенок считает, что кто-то умер по его вине, или из-за его плохих поступков. Тогда нужно проявить особое умение слушать, так как недостаточно просто сказать, что его вины в случившемся нет. Необходимо узнать, почему он так думает и тогда, не умаляя его чувств, утешить его. В некоторых случаях, можно поделиться своими воспоминаниями, тем самым разрядить обстановку. Можно рассказать забавную историю или какую-то ситуацию с тем, кого уже нет. Таким образом, ребенок поймет, что нет ничего предосудительного в этом событии или в том, чтобы поговорить об этом. Главное, не принуждать к такому разговору, чтобы он не замкнулся в себе.
Также задача родителей, заверить ребенка в том, что если что-то случится, он не останется один, а о нем могут позаботиться родственники. Благодаря таким усилиям, дети не будут испытывать чувство страха и не дадут волю, детским домыслам и фантазиям.