Содержание
- 50 книг для подростков, с которых начинается любовь к чтению
- Книги для подростков, которые стоит прочесть каждому
- Топ-10 книг для подростков
- «Что значит быть собакой: И другие открытия в области нейробиологии животных», Грегори Бернс
- «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери
- «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер
- «Цветы для Элджернона», Дэниел Киз
- «Убить пересмешника», Харпер Ли
- «Не отпускай меня», Кадузо Исигуро
- «Книжный вор», Маркус Зусак
- «Алые паруса», Александр Грин
- «Человек амфибия», Александр Беляев
- «Хроники Нарнии», Клайв Льюис
- 7 книг для детей, которые не любят читать. Им точно понравится!
- Неблагодарность
- Для чего говорят «спасибо»?
- Ласточка
- Евгений Пермяк
- Николай Носов
- Нина Павлова
- Валентина Осеева
- 10 рассказов, которые можно почитать в свободную минутку
- 12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают
- Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
- Вячеслав Комков. «Я — немец»
- Елена Долгопят. «Часы»
- Анна Игнатова. «Джинн Сева»
- Нина Литвинец. «Антиквар»
- Олег Рябов. «Смерть старика»
- Андрей Волос. «Калитка»
- Леонид Юзефович. «Поздний звонок»
- Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»
- Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»
- Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»
- Игорь Лёвшин. «Полет»
- Лучшие короткие рассказы, которые стоит почитать
- Несчастная, Дэн Эндрюс
- Рандеву, Николь Веддл
- Чего хочет дьявол, Брайан Ньюэлл
- Высшее образование, Рон Баст
- Решающий миг, Тина Милберн
- Прятки, Курт Хоман
- Постельная история, Джеффри Уитмор
- В больнице, Барнаби Конрадеще
- Начало, Энрике Кавалитто
- Окно, Джейн Орви
- В поисках Правды, Роберт Томпкинс
50 книг для подростков, с которых начинается любовь к чтению
- «Голодные игры» Сьюзен Колинз
- «Республика ШКИД» Григорий Белых, Леонид Пантелеев
- «Гарри Поттер» Джоан Роулинг
- «Алые паруса» Александр Грин
- «Академия вампиров» Рейчел Мид
- «Круг» Лия Симонова
- «Хорошо быть тихоней» Стивен Чбоски
- «Человек-амфибия» Александр Беляев
- «Книжный вор» Маркус Зузак
- «Уроки французского» Валентин Распутин
- «Ночь после выпуска» Владимир Тендряков
- «Милые кости» Элис Сиболд
- «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров
- «Если я останусь» Гейл Форман
- «Где нет зимы» Дина Сабитова
- «Хроники Нарнии» Клайв Льюис
- «Бегущий в лабиринте» Джеймс Дашнер
- «Шут» Юрий Вяземский
- «Что к чему» Вадим Фролов
- «Тепло наших тел» Айзек Марион
- «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин
- «Два капитана» Вениамин Каверин
- «Убить пересмешника» Харпер Ли
- «Темные начала» Филипп Пуллман
- «Марсианские хроники» Рэй Брэдбери
- «Черновой вариант» Елена Матвеева
- «Таинственный остров» Жюль Верн
- «Тринадцатая сказка» Диана Сеттерфилд
- «Адские механизмы» Кассандра Клэр
- «В поисках Аляски» Джон Грин
- «Час быка» Иван Ефремов
- «Дом, в котором…» Марьям Петросян
- «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкин
- «Над пропастью во ржи» Джером Д. Сэлинджер
- «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев
- «Мальчик и тьма» Сергей Лукьяненко
- «Не верю. Не надеюсь. Люблю» Сесилия Ахерн
- «Чучело» Владимир Железников
- «Завтра была война» Борис Васильев
- «Эрагон» Кристофер Паолини
- «Числа» Рейчел Уорд
- «Метроленд» Джулиан Барнс
- «Семнадцатилетние» Герман Матвеев
- «Вафельное сердце» Мария Парр
- «Чернильная трилогия» Корнелия Функе
- «Первый учитель» Чингиз Айтматов
- «Керри» Стивен Кинг
- «Космонавты» Артур Гиваргизов
- «Часодеи» Наталья Щерба
- «Прекрасные создания» Ками Гарсия, Маргарет Штоль
Книги для подростков, которые стоит прочесть каждому
«Мой ребенок не хочет читать!», — Этот крик души мамы подростка так часто слышат школьные психологи и учителя. Заставить ребенка полюбить чтение — нельзя, но можно попытаться дать ему самостоятельный выбор среди интересных книг для подростков. Книги для подростков могут быть интересны и взрослым, которые не успели прочитать их в соответствующем возрасте. Мы составили для вас Топ-10 книг для подростков, которые, на самом деле, стоит прочитать каждому!
Топ-10 книг для подростков
«Что значит быть собакой: И другие открытия в области нейробиологии животных», Грегори Бернс
Кому:
- Будущим ученым
- Любителям животных
Начнем с научно-популярной литературы. Если в вашей семье есть домашние любимцы, подросток вряд ли откажется прочитать эту книгу. Грегори Бернс — врач, доктор наук, преподаватель психологии в Университете Эмори, руководитель университетского Центра нейрополитики и Учебно-исследовательского нейробиологического центра. Он посадил собаку в аппарат МРТ. Только не подумайте ничего плохого, Бернс не заставлял собаку и не запугивал. Он помог ей научиться перестать бояться громких звуков и закрытых пространств. Это позволило нам узнать, что происходит у собаки в голове, и ученым открылся удивительный новый мир! Оказывается, собака понимает гораздо больше, чем мы думали. У нее невероятно развит эмоциональный интеллект. Это открытие позволило сделать неожиданные выводы и о поведении других животных. Книга интересная, познавательная и, несомненно, способна удивить юных любителей животных.
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери
Кому:
- Романтикам
- Любителям сказок
«Маленький принц» — это сказка для взрослых, ведь она о взрослении, о том, что по-настоящему важно в жизни каждого человека. Подросток может с удивлением обнаружить, что добрая половина красивых цитат, которыми так любят делиться в социальных сетях — из этой книги. Ее можно читать в раннем детстве, как добрую сказку, подростком — понимая все больше о том, что хотел сказать ее создатель и взрослым, чтобы убедиться, как важно то, что было сказано в этой простой и трогательной истории о мальчике с золотыми волосами, который жил на волшебной планете.
10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение
«Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер
Кому:
- Тем, кто стоит на пороге взросления
- Философам
«Над пропастью во ржи» — это культовая классика. Роман прославил автора на весь мир. Жажда жизни, подростковый бунт и несогласие с общепринятыми нормами сделали главного героя символом своего поколения. Он ищет способ справиться со взрослением, с несовершенством мира. Переход из детства во взрослую жизнь — сложное испытание. Отчаяние перед жестокостью и лживостью мира взрослых людей ранит еще детскую и чистую душу молодого человека. Эти чувства давно забыть многими взрослыми, но некоторые книги для подростков становятся своеобразным мостом в прошлое. «Над пропастью во ржи будет интересно прочитать и тем, что уже вышел из подросткового возраста.
«Цветы для Элджернона», Дэниел Киз
Кому:
- Тем, кто учится с особенными детьми
- Тем, кто не хочет быть жестоким
Этот невероятно тонкий и умный роман рассказывает о мужчине, страдающем умственной отсталостью. В результате эксперимента ученых, он становится умнейшим из людей. Книга учит доброте, принятию и тому, что помимо обычного интеллекта есть эмоциональный. Эмпатия — удивительная способность чувствовать боль другого человека в жизни может порой оказаться важнее, чем умение решать тригонометрические уравнения. Если в одном классе с подростком учится ребенок с особыми потребностями, эта книга поможет ему понять, что жесткость не может и не должна быть признаком ума, а самый важный урок в жизни — это урок милосердия и уважения к людям.
«Убить пересмешника», Харпер Ли
Кому:
- Тем, кто ищет справедливости
- Детям старшего возраста
Реалии, описанные в этой книге, возможно, трудно будет понять жителям наших широт. Тем лучше! Знание непростой истории человечества, которая не всегда была справедлива, поможет подрастающему поколению учесть ошибки прошлого. Несмотря на то, что действие происходит в другой стране и в другие времена, человеческие пороки остаются прежними. Книга может показаться жестокой, ее лучше читать тем, кто уже стоит на пороге взросления, но именно в этом возрасте так важно понять, что произошло с ее главными героями. Взрослые, которые не читали эту книгу, тоже должны обязательно с ней познакомиться. Это одновременно и подростковый и взрослый роман. В каждом возрасте он читается иначе. Тема воспитания детей и попыток найти общий язык с ребенком раскрыта здесь лучше, чем где-либо еще.
«Не отпускай меня», Кадузо Исигуро
Кому:
- Тем, кому знакома светлая грусть
- Тем, кто думает об устройстве мира
Сюжет книги кажется абсолютной фантастикой. В некой вселенной, очень похожей на нашу, существует приют будущего, где клонированные дети антисоциальных персонажей выращиваются для донорства органов. Они такие же люди, как и мы. С теми же чувствами, переживаниями, взрослением и мечтами, но им не суждено состариться. В определенном возрасте они станут донорами органов, а после — умрут. Но, что делать, если они влюбляются друг в друга? Как пережить чувство, у которого нет будущего? Эта книга позволяет о многом задуматься. Она стала признанным мировым бестселлером и недавно была экранизирована.
«Книжный вор», Маркус Зусак
Кому:
- Любителям чтения
- Тем, кто хочет знать историю
Идет 1939 год. Германия. Девятилетняя Лизель Мемингер еще не знает, что переживет Вторую мировую войну, она просто очень любит книги… Сюжет этой книги описывает исторические реалии, но немного напоминает философию истории героя «Над пропастью во ржи». Детский ум, чистый и невинный жаждет жизни, новых знаний, побега из реальности жестоких взрослых людей, развязавших кровавую войну, которая уносит жизни. Ребенок ищет путь, который поможет ему сбежать из этого мира, находит его в литературе и прячется там, но совершенно не быть участницей событий у Лизель все равно не получится…
“Мой сын ничего не делает, только играет”
«Алые паруса», Александр Грин
Кому:
- Тем, кто переживает первую любовь
- Тем, кто мечтает о чуде
Как объяснить девочке, которая становится молодой девушкой, что такое любовь? Как будет относиться к ней тот, кто любит ее по-настоящему? Нет примера лучше, чем принц, который пришел к своей любимой по морю на корабле с «Алыми парусами». Эта книга об истинной любви, которая не знает преград и границ, о честности и жесткости, о предательстве и отваге. Она больше похожа на волшебную сказку, но и взрослым иногда так хочется очутиться там, где справедливость всегда побеждает, злодеи получают по заслугам, а добрые и чуткие герои уходят в новую жизнь на волшебном корабле.
Тем, кому понравится эта книга можно посоветовать и…
«Человек амфибия», Александр Беляев
Эта классика научной фантастики тоже затрагивает тему моря и невероятной любви. Она блистательно написана и, несмотря на то, что ее финал отличается от счастливой сказки «Алые паруса», ее обязательно стоит прочитать, чтобы знать, что даже в мире, где не все получается так, как люди мечтали, есть место чуду и самоотверженной любви, без которой человеческое сердце бьется напрасно. После прочтения можно посмотреть классику кинематографа — великолепную экранизацию этой книги.
«Хроники Нарнии», Клайв Льюис
Кому:
- Тем, кто любит фэнтези
- Детям и взрослым любого возраста
Нарния — это волшебная страна, в которой царят любовь, доброта и радость. Как и любая такая страна, Нарния очень быстро оказывается в опасности, и ее надо спасать… Кажется, что это — обычная книга для подростков в жанре фэнтези. На самом деле, это глубоко христианское и философское произведение, в чем могут убедиться взрослые, прочитавшие эту книгу. Гномы, великаны и фавны, населяющие эту книгу во многом похожи на людей, а ее героям приходится принимать сложные решения, выбирать, на чьей они стороне и, конечно, пытаться спасти добрый мир. Но для этого придется измениться самим.
7 книг для детей, которые не любят читать. Им точно понравится!
ЛитРес дарит всем читателям 1 книгу по промокоду KIDS и 20% скидки на весь ассортимент (скидка действует 2 дня после активации; активировать промокод можно на сайте litres.ru в разделе «Промокод»).
«Червивая Луна» Салли Гарднер
«Ходячий замок» Диана Уинн Джонс
Детям нужно читать только лучшие рассказы! Мы подобрали несколько поучительных рассказов детских писателей для вас.
Короткий рассказ с большим смыслом ребенку гораздо проще осилить, чем длинное произведение с несколькими темами. Начинайте читать с простых зарисовок и переходите к более серьезным книгам. (Василий Сухомлинский)
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Ласточка
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Евгений Пермяк
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Короткий рассказ «Ах!»
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
— Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
— Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду — сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!
Николай Носов
Ступеньки
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
— Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять… И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ножки болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Горка
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
Нина Павлова
Мышонок заблудился
Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.
Валентина Осеева
Пуговица
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
10 рассказов, которые можно почитать в свободную минутку
- 103 6 318 37k
9+ советов от повара-технолога, как выбрать правильную красную икру
- 51 8 524 34k
11 неоднозначных фильмов, о которых можно спорить часами
- 220 9 120 73k
20 человек, которые были против «этих» животных в доме, а теперь и дня без них не проживут
- 80 3 96 42k
18 фактов о наших любимых фильмах, которые добавят им остроты
- 98 36 52 110k
15+ фотографий, которые показывают, с чем сталкивается каждая современная девушка
- 71 24 168 37k
Как изменится наша жизнь в 2020 году и какие события станут самыми обсуждаемыми
- 53 54 32 50k
10 человек, которые решили узнать, как бы они выглядели с внешностью знаменитостей
- 127 11 77 44k
17 чемпионов по милоте, которые готовы посоперничать с котиками за 1-е место
- 412 21 388 146k
20 котов, при взгляде на которых у вас екнет сердечко
- 171 16 251 50k
20+ нелепых заблуждений, которые нам внушают с самого детства
- 27 7 25 43k
13 отечественных знаменитостей, которые прославили не свою, а фамилию мужа
- 161 16 107 155k
15+ неопровержимых доказательств того, что Санкт-Петербург особенный город
- 162 16 163 60k
Продавец книжного рассказала о работе и посетителях магазина, и мы читали взахлеб ее откровения
- 76 8 96 23k
Невымышленная история о том, как безработный парень из Канады обменял канцелярскую скрепку на 2-этажный дом
- 55 32 26 45k
Как выглядят мамы российских знаменитостей
- 56 7 106 62k
13 важных фактов о духах, которые тщательно скрывают парфюмеры
12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают
В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.
У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.
Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.
И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.
Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.
Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).
Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.
Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.
Подходит для подростков от 14 лет.
Вячеслав Комков. «Я — немец»
Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.
Подходит для подростков от 12 лет.
Елена Долгопят. «Часы»
Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.
Подходит для подростков от 12 лет.
Анна Игнатова. «Джинн Сева»
Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..
Подходит для детей от 10 лет.
Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.
Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:
Нина Литвинец. «Антиквар»
Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.
Подходит для подростков от 14 лет.
Олег Рябов. «Смерть старика»
В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.
Подходит для подростков от 16 лет.
Андрей Волос. «Калитка»
Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.
Подходит для подростков от 16 лет.
Леонид Юзефович. «Поздний звонок»
Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.
Подходит для подростков от 16 лет.
Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»
Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.
Подходит для подростков от 16 лет.
Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»
Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.
Подходит для подростков от 15 лет.
Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»
По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.
Подходит для подростков от 14 лет.
Игорь Лёвшин. «Полет»
Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.
Подходит для подростков от 16 лет.
Лучшие короткие рассказы, которые стоит почитать
Журнал New Time однажды объявил конкурс на лучший короткий рассказ: длина ограничивалась количеством слов, их не должно было быть больше 55. Неожиданно для себя редактор журнала Стив Мосс получил такой отклик, что был вынужден нанять двух помощников только для того, чтобы прочесть все полученные истории. Выбирать было очень тяжело — многие авторы продемонстрировали блестящее владение слогом и словом. Вот некоторые из самых интересных рассказов.
Несчастная, Дэн Эндрюс
Говорят, зло не имеет лица. Действительно, на его лице не отражалось никаких чувств. Ни проблеска сочувствия не было на нем, а ведь боль просто невыносима. Разве он не видит ужас в моих глазах и панику на моем лице? Он спокойно, можно сказать, профессионально выполнял свою грязную работу, а в конце учтиво попросил: «Прополощите рот, пожалуйста».
Рандеву, Николь Веддл
Зазвонил телефон.
— Алло, — прошептала она.
— Виктория, это я. Давай встретимся у причала в полночь.
— Хорошо, дорогой.
— И пожалуйста, не забудь захватить с собой бутылочку шампанского, — сказал он.
— Не забуду, дорогой. Я хочу быть с тобой сегодня ночью.
— Поторопись, мне некогда ждать! — сказал он и повесил трубку.
Она вздохнула, затем улыбнулась.
— Интересно, кто это, — сказала она.
Чего хочет дьявол, Брайан Ньюэлл
Два мальчика стояли и смотрели, как Сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы.
— Слушай, чего он от тебя хотел?
— Мою душу. А от тебя?
— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.
— Хочешь, пойдём, поедим?
— Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.
— Ничего страшного. У меня полно.
Высшее образование, Рон Баст
— В университете мы просто протирали штаны, — сказал Дженнингс, отмывая грязные руки. — После всех этих сокращений бюджета они многому вас не научат, они просто ставили оценки, и все шло своим чередом.
— Так как же вы учились?
— А мы и не учились. Впрочем, можешь посмотреть, как я работаю.
Медсестра открыла дверь.
— Доктор Дженнингс, вы нужны в операционной.
Решающий миг, Тина Милберн
Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются.
Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках и никогда ей не увидеть воли.
В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно.
Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».
Прятки, Курт Хоман
— Девяносто девять, сто! Кто не спрятался, я не виноват!
Я ненавижу водить, но для меня это гораздо легче, чем прятаться. Входя в темную комнату, я шепчу тем, кто затаился внутри: «Стукали-пали!».
Они взглядом провожают меня по длинному коридору, и в висящих на стенах зеркалах отражается моя фигура в черной сутане и с косой в руках.
Постельная история, Джеффри Уитмор
— Осторожнее, детка, он заряжен, — сказал он, возвращаясь в спальню.
Ее спина опиралась на спинку кровати.
— Это для твоей жены?
— Нет. Это было бы рискованно. Я найму киллера.
— А если киллер — это я?
Он ухмыльнулся.
— У кого же хватит ума нанять женщину для убийства мужчины?
Она облизнула губы и навела на него мушку.
— У твоей жены.
В больнице, Барнаби Конрадеще
Она с бешеной скоростью гнала машину. Господи, только бы успеть вовремя.
Но по выражению лица врача из реанимационной палаты она поняла все.
Она зарыдала.
— Он в сознании?
— Миссис Аллертон, — мягко сказал врач, — вы должны быть счастливы. Его последние слова были: «Я люблю тебя, Мэри».
Она взглянула на врача и отвернулась.
— Спасибо, — холодно произнесла Джудит.
Начало, Энрике Кавалитто
Она была зла на него. В своей идиллической жизни они имели почти все, но она жаждала одного — того, чего у них никогда не было. Только его трусость была помехой.
Потом надо будет избавиться от него, но пока еще рано. Лучше быть спокойной и хитрой. Прекрасная в своей наготе, она схватила плод.
— Адам, — тихо позвала она.
Окно, Джейн Орви
С тех пор, как Риту жестоко убили, Картер сидит у окна. Никакого телевизора, чтения, переписки. Его жизнь — то, что видно через занавески. Ему плевать, кто приносит еду, платит по счетам, он не покидает комнаты. Его жизнь — пробегающие физкультурники, смена времен года, проезжающие автомобили, призрак Риты.
Картер не понимает, что в обитых войлоком палатах нет окон.
В поисках Правды, Роберт Томпкинс
Наконец в этой глухой, уединенной деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда.
Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.
— Вы — Правда?
Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.
— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?
Старуха плюнула в огонь и ответила:
— Скажи им, что я молода и красива!
Поклонники серии сразу догадаются, откуда взялось название «Подросток N»: так называется один из рассказов сборника Нины Дашевской «Второй». Его герой размышляет: «И вдруг мне в голову пришла такая простая мысль: каждый человек думает, что он особенный, что в его голове — отдельный мир. Неповторимый. Я, скажем, совершенно не такой, как все. А на самом деле — подросток N». Впрочем, к концу истории ему надоест быть безликим «подростком N», и парень вновь становится Гришей. Надо сказать, текст отлично объясняет концепцию книжной серии «КомпасГида»: книги рассказывают о типичных проблемах всех 13−17-летних людей этого мира, вроде первой любви или серьезной ссоры с лучшим другом, в то же время каждое произведение неповторимо, а его герои — настоящие и уникальные.
В рассказах Дашевской происходящее с героем не так важно, как его размышления. Она сама нередко говорит в интервью, будто все ее произведения выстроены одинаково: я иду и думаю. В небольшом сборнике семь историй, в них размышляют семь разных подростков. Одни тексты охватывают лишь несколько часов из жизни героя, другие ретроспективны, мы узнаем, что случилось с этими подростками через несколько лет. Лишь один, самый последний рассказ, очевидно фантастический, а остальные вполне реалистичны, все это могло произойти с любым из наших знакомых взрослеющих людей.
Нина Дашевская. Второй 384 ₽ 640 Кешбэк 3–10% Собранные под этой обложкой рассказы по-разному затрагивают одну тему: не всегда ты чувствуешь себя первым, но куда важнее, что ты — другой, самоценный. Сравнивать себя с кем-то, вроде более удачливым, талантливым, пробивным, — дело пустое: тот, кем ты был вчера, — единственный камертон тебе сегодняшнему.
Сборник начинается с музыки, персонажи первого рассказа учатся в музыкальной школе и играют в ансамбле. Главный герой не уверен, что он станет большим музыкантом, лишь игра в ансамбле помогает ему понять новое о музыке и о себе самом. Дашевская вообще удивительно пишет о музыке, она так рассказывает о пьесах и игре на музыкальном инструменте, что даже человеку, бесконечно далекому от этого искусства, все-все становится понятно. В отличие от книги «Около музыки», в этом сборнике музыке посвящена лишь одна история, все остальные о другом. Например, о поиске себя. Можно ли считать себя кем-то значимым, если ты самый младший в семье, и все советуют тебе брать пример с замечательных старших братьев? Это и выяснит Матвей Грошевский, герой рассказа «Грошик». А персонаж самого последнего текста, «Канатоходец», даст повод поразмышлять о цене героизма. Ведь подросток Доминик умеет ходить по канату, да он вообще многое умеет, вот только не приемлет риск ради риска, бросаться в опасные приключения можно только по очень серьезному поводу. Например, когда нужно спасти город.
Герои Нины Дашевской — всегда тонкие чувствительные подростки, которые внимательны к деталям. Они замечают самые разные мелочи — старая кирпичная стена, название «Пуговишников переулок» или красиво разложенные по столу яблоки становятся для них отдельным значимым событием, через которое можно понять что-то новое о мире, красоте и самих себе.
А я влюбился в Моцарта по уши; я забросил специальность и играю только его, разное. И все это из-за Оли. Она мне показала, как он дышит, как звучит — будто чистую воду пьешь; и из первой ноты так естественно вытекает вся соната, будто другой музыки и быть не могло. Как скульптор достает уже готовую скульптуру из неотесанного камня, шаг за шагом, так и Моцарт — из мира звуков высекал одно единственно возможное произведение, удивительная штука, чудо».
Мария Ботева. Сад имени т. с. 417 ₽ 695 Кешбэк 3–10% Свету и троих мальчишек ждет большое испытание — им предстоит защищать родину! Может ли прошлое влиять на нас? К удивлению персонажей повести, еще как может: благодаря прадеду, чей подвиг едва не канул в Лету, жизнь семьи резко и бесповоротно изменится. К лучшему!
Книги Марии Ботевой для подростков, как правило, очень многоголосны. Она любит большие семьи и с удовольствием рассказывает обо всех, детях и взрослых. Каждый ее персонаж — личность со своей интонацией и жизненной позицией. Не сразу диалоги, описания и события сливаются в одну, общую и значимую для всех историю.
В повести «Сад имени Т. С.» читатель сначала знакомится с большой шумной семьей Казанцевых, а затем на протяжении всей книги наблюдает за историей формирования общей семейной памяти. Родители и четверо детей выясняют подробности жизни двоюродного деда Трофима Савоськина, героя Великой отечественной войны, и организуют общественное движение для увековечения его подвига. Каждый проживает это по-своему: мама участвует в специальном комитете, второклассник Вася выступает в школе и лагере с рассказом о жизни героического деда, Света пытается узнать у двоюродной бабушки, каким человеком он был дома, в семье. Мы увидим, как общая история сплачивает семью, помогает преодолеть кризисы и обжиться в новом доме.
В послесловии Мария Ботева пишет, что она придумала Трофима Савоськина и его историю, однако у персонажа был реальный прототип, разведчик Григорий Булатов. Автор коротко пересказывает непростую судьбу военного героя и задает читателю немаловажные вопросы. «Мне захотелось подумать, как чувствуют себя люди, которые узнают, что их родственник — герой. Да еще какой!» — пишет Ботева. Подросткам, которым попадется в руки эта книга, вообще придется как следует задуматься, не только о моральном измерении памяти, но еще и о том, как сегодня быть хорошим человеком.
Самым первым стоял солдат в телогрейке, он застегнул ее на все пуговицы, зато пилотка едва сидела на голове, из последних сил. Наверно, если бы она была человеком, то давно бы уже соскочила с его головы и сбежала. И сам он, похоже, хотел куда-нибудь бежать, но почему-то стоял перед фотографом. Но смотрел не в объектив, а куда-то выше, поднял подбородок, вытянул шею… Все по очереди рассматривали фотографию и молчали, только Васька сказал удивленно: — Дедушка. — Ваш прадед. Ему тут девятнадцать. Это Берлин. Почти перед самым Днем Победы. Так мы узнали, что наш прадед — герой войны».
Евгения Овчинникова. Мортал комбат и другие 90-е 384 ₽ 640 Кешбэк 3–10% Напоминающие то веселые байки, то мудрые притчи, рассказы балансируют между литературой взрослой и подростковой. Первые узнают в городке Кокчетаве родной двор четвертьвековой давности, вторые испытают радость, найдя много общего со своей жизнью. Взрослые покажутся пусть чуть-чуть, но все-таки ближе, понятнее.
В последнее время все полюбили писать и читать рассказы о детстве. Забавные случаи, искренняя дружба и необычная родня на фоне самобытных городков и примет времени находят своих поклонников среди читателей любого возраста. Правда большинство подобных книг говорят о советском детстве, как, например, полюбившаяся всем «Манюня» Наринэ Абгарян. Евгения Овчинникова сочинила примерно такой же сборник историй, полный колоритных персонажей и доброго юмора, о событиях 90-х гг. прошлого века. «Лихие 90-е» в этой книжке вовсе не представлены чередой несчастливых лет, совсем наоборот, автор очень занятно вспоминает подробности жизни того непростого и интереснейшего периода.
В двенадцати рассказах Овчинникова описывает свое детство в Казахстане, впрочем, большинство историй сборника — выдуманные. Первый текст представляет нам семилетнюю Женю, которая мечтает увидеть живого М. С. Горбачева, а в последнем героиня и ее родители прощаются с городом Кокчетавом и собираются переезжать в Санкт-Петербург, потому что «в девяностые все вообще были охвачены лихорадкой отъездов: надо куда-то ехать, что-то делать, что-то решать». Мы прочитаем о том, что коллекционировали дети 90-х и как они проводили свободное время, узнаем, почему зарплату на работе могли выдавать пластиковыми тазиками или консервами, что такое видеосалон. Рассказы эти как будто читает современный подросток, племянник автора, так что описания кокчетавского детства перемежаются с диалогами взрослой Евгении Овчинниковой и то ли настоящего, то ли выдуманного специально для книги 14-летнего Кирилла. В конце он убеждает автора сочинить еще один, последний рассказ, историю встречи с городом детства спустя много лет.
В день N во двор стекается около миллиона болельщиков. Для игры бралось по десять вкладышей с каждой стороны. Они клались двумя стопочками, картинками вниз. Нужно было, хлопнув ладонью по чужой кучке, перевернуть как можно больше вкладышей. Все, что оказывалось перевернутым, игрок забирал в свою коллекцию. Мы заранее договаривались о составе вкладышей в кучках».