Содержание
- Глава 37
- Пророк Иезекии́ль
- Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах
- Пророк Иезекииль
- Образы пророческой книги
- Что потом?
- Иезекииль, пророк (VI в. до Р.Х)
- Заказать икону святого
- Житие
- Значение имени Иезекииль — мужское библейское имя
- Иезекииль
- Самые загадочные пророчества Библии: Кирпич Иезекииля
- Какое объяснение тут можно предложить:
- Чем это пророчество важно:
Глава 37
Первое, под которым представлено ближ. обр. восстановление Израиля (ст. 11), является развитием мыслей Иез 36.10 и сл. 37 и сл., второе – мыслей Иез 36.24. Таким образом пророк, сказав о восстановлении государства (гл. XXXIV) и страны (XXXV-XXXVI), теперь говорит о восстановлении народа. Но народ, истребленный во множестве в последние войны и рассеянный повсюду, находится теперь в таком безнадежном для восстановления его состоянии, что это восстановление может равняться только его полному воскресению. Оно и совершится с ним (ст. 1–14), вслед за чем или вместе с чем уничтожится и столь же старая, как народ (ср. Покровский Ф. Я. Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. Киев 1885), вражда Ефрема с Иудой и произойдет объединение их под властью одного царя (ст. 15–28). Но хотя первая часть главы, составляющая одно из поразительнейших в Ветхом Завете видений (см. 1–10) и его объяснение (ст. 11–14), имеет в виду, как показывает уже и весь ход мысли в этой части книги и прямое указание пророка (в 11 ст.), имеет в виду оживление Израиля как народа (национальное), не без основания древнейшие толкователи (Иуст. Апол. II, 87; Ириней Прот. ер. V, 1; Киприан Ad Ouir. III, 49; Тертул. De ress. саг. 30; Кирилл Иер. Catech. 18; Августин Де doctr. christ. III, 34) видели в наст. главе пророческое видение воскресения мертвых вопреки противоположному утверждению почти всех новейших западных толкователей, имевших своими предшественниками в этом отношении гностиков (Терт. I. с). Вера в воскресение мертвых была не только не чужда Ветхому Завету, но нашла себе очень ясное выражение в Иов 19:25–26; Ис 26.19; Дан 12.2. Настоящее же видение Иезекииля превосходит ясностью ее выражения все эти места. Конечно, пророк говорит здесь об оживлении Израиля (хотя ни откуда не видно, чтобы он ожидал этого оживления в ближайшем будущем, напр. при освобождении евреев из плена вавилонского), но это оживление он созерцает не под видом лишь воскресения мертвых, а совместно с этим будущим потрясающим событием (с которым будущее действительное восстановление Израиля, спасение его, может быть, и будет иметь какую-либо скрытую от нас связь), причем созерцание последнего совершенно оттесняет у него ближайшую тему его речи и он возвращается к ней только в объяснении видения. Кроме того, как говорит Тертуллиан, «не берут образа от предмета, совсем не существующего» (De ress. саr. VI, 30). Церковный устав посему очень удачно назначает чтение этого видения над гробом Спасителя.
Иез.37:1. Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
Иез.37:2. и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
«И обвел меня кругом около них», чтобы видеть, какое их множество, какие они и насколько мало по человеческим соображениям надежды на их оживление. – «Весьма много их на поверхности поля». Ими завалено было поле. – «Весьма сухи» – от долгого пребывания на воздухе и, следовательно, тем не способнее к оживленно. В тело, только что оставленное душою, не истлевшее, человеку кажется, как-то легче вернуться душе: 3Цар 17.17 и д. 2Цар 2.18 и д. Деян 20.9 и д.; напротив Ин 11.
Иез.37:3. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
Вопрос предлагается, чтобы показать все величие чуда. Пророк отвечает уклончиво, но в ответ проявляет почти христианскую веру во всемогущество Божие. Вместе с тем ответ показывает, что вера в воскресение мертвых в Ветхом Завете не была всеобща и тверда. Христианин ответил бы: «да».
Иез.37:4. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»
«То, что пророк получает, есть не только ответ, но и поручение». (Skinner по Берт.). Оживление костей производится не непосредственно силою Божией, а через пророческое слово, потому что это слово само есть «реальный агент, простирающий действие свое на внешний мир; ср. напр., Иез 32.18 (Берт.; см. объяснение там) и потому что оживление костей производится тем же Духом Св., которым одушевлен пророк. – «Сухие» прибавка, имеющая целью напомнить об естественной невозможности осуществиться имеющему сейчас последовать повелению. – «Слушайте». Прекрасная просопопея (Трош.), уместная особенно в виду того, что кости представляют пленных (Гроций).
Иез.37:5. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
«Введу дух в вас, и оживете». «Дух» – душу, дыхание жизни; посему LXX «дух животен» (не выражая «оживете»). Это общее выражение картинно развивается в подробностях ст. 6.
Иез.37:6. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
Иез.37:7. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
«Когда я пророчествовал», о чем, ст. 5 и сл.; см. объяснение ст. 4. – «Прозошел шум», сначала, вероятно, настолько глухой и неопределенный, что пророк не мог определить, откуда он; а потом этот шум определился как «движение», евр. рааш, слово которым обозначается землетрясение в Иез 3.12 (но в Иез 12.18 «трепет»), посему слав. «трус», должно быть движение между костями от удара их друг о друга, весь ужас которого легко представить и которое если не силою, то впечатлением напоминало землетрясение. Посему излишне предположение Клифота, что шум был звук трубы или голос Божий, по которому воскреснут тела, а движение содрогание земли, имеющее открыть гробы при воскресении. «Кость с костью своей», с которою она должна быть связана, для чего каждой кости нужно было передвинуться на большее или меньшее расстояние; отсюда шум и движение.
Иез.37:8. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Оживление мертвых пророк мог проследить только до момента, когда им еще не достает одного, – последнего и самого важного, – жизни. Этим сильный переход от жизни к смерти, переход самый решительный, изолируется от остальных процессом восстановления мертвых и выдвигается как особенно важный (Берт.).
Иез.37:9. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
Действие описывается во всех своих отдельных моментах, чем усиливается впечатление от чуда. Пророк должен еще раз проречь, чтобы дух вошел в тела, хотя это сделано уже в 7 ст., ср. 5 и 6 ст. Этим хорошо отмечается вся бездна, которая лежит между одушевленным творением и бездушным. Если дух по ст. 6 дается Богом, а здесь сам входит в тела, то в этом нет противоречия, так как и здесь он подчиняется воле Божией. Но все же Дух здесь по сравнению с Быт 2.7, которое тут явно имеется в виду, является более самостоятельным деятелем; он представляется наполняющим весь мир, составляя как бы его дыхание, которое в человеке только как бы индивидуализируется. Это дыхание, конечно, должно иметь отношение к Духу Св., именно производиться им. Отсюда понятно, что оно входит в тело по проречению пророка, глаголющего тоже Духом Св. Такова сила слова Божия даже в устах человека; какова же должна была она быть в устах Сына, Слова Божия! (Тр.). Дух приходит «от четырех ветров», т. е. со всех концов земли, в чем была надобность в виду множества убитых. Здесь кроме того намек и на собрание Израиля, рассеянного по всем «4 ветрам» по Иез 5:10, 12:14, 17:21. В евр. получается двойное руах («ветров» и «дух»), чего можно было бы избежать, но такое выражение должно быть намеренно, так как дыхание жизни в порыве ветра находить конкретное выражение. – «Убитых». Впервые узнаем о костях, что они были от убитых, а не просто умерших. Но это в ранее само собою разумелось: поле с таким множеством костей на поверхности земли могло быть только полем битвы.
Иез.37:10. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
«Полчище», так как кости были легшего в поле битвы войска; см. объяснение ст. 9. Но LXX: «собор». В Талмуде (Sanhedr. XCII, 2) доказывается, что это воскресение имело место в действительности, что воскресшие возвратились в Ханаан и имели потомство; к потомству одного из воскресших причисляет себя и автор этого мнения.
Иез.37:11. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня».
Видение объясняется. Как и часто, пророк непосредственно из уст народа берет ходячую фразу, в свою очередь туда заимствованную из скорбных псалмов и ярко выражающую всю подавленность вавилонских пленников (как и отсутствие в народной вере идеи воскресения). – «Оторваны от корня» национального существования, в котором, по воззрению древности, и возможно существование индивидуума; LXX: «убиени быхом».
Иез.37:12. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
«Выведу вас… из гробов ваших» – из плена, этой национальной смерти Израиля. Пророк свободно оставляет первый образ – не погребенных костей (говоря о гробах). – «Народ Мой» – нужное и утешительное наименование, противоположное гневному: «народ твой» (пророка) Иез 13.17, 33.2 и др. или еще более гневному: «дом мятежный» Иез 2.5 и др.
Иез.37:13. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,
«И узнаете, что Я Господь». Тогда Бог откроется по истине во всем существе Своем, которое есть любовь.
Иез.37:14. и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь.
«Дух» здесь ближ. образ, как оживляющий тело (ст. 6, 9); но так как это оживление производится тем же Духом Св., которым совершается и обещанное Иез 36.21 нравственное возрождение человека, то здесь имеется в виду и последнее.
Иез.37:15. И было ко мне слово Господне:
Сначала под видом символического действия изображается, а потом и прямо описывается будущее объединение двух еврейских царств под мессианским владычеством Потомка Давидова. Со времени Осии (Ос 2.2, 3.5) эта черта – объединение 2 Царств – постоянно повторяется в мессианских чаяниях (Ам 9.11 и д. Ис 11.13; Мих 2.12). Пока Ефрем существовал, это могущественное царство было, собственно, Израилем, одно нося это имя, а Иуда подле него был незначительной державой, оставшись такой, в сущности, и после падения Ефрема. Если слава Давидова времени должна быть восстановлена, то она и в позднейшее время немыслима без Ефрема, особенно теперь, когда от Иуды сохранился самый небольшой остаток. Хотя ближайших известий об этом не сохранилось, но можно считать несомненным, что колонии Ефремовых изгнанников существовали тогда в Ассирии. Глазами, полными надежды, смотрит на них Иеремия (Иер 3:18 и сл.; ср. Иер 31:15, 2:4, 5:11) и считает одновременное восстановление Ефрема и Иуды само собою понятным (Иер. 31:9, 18, 20, 24, 33:16, 50:19, 51:5). Эта надежда была настолько важна, что заслуживала подробного рассмотрения здесь еще раз. Настоящею речью т.о. исчерпаны существенные моменты восстановления Израиля и речь поэтому, естественно, оканчивается уверением, что так устроенное спасение будет вечно и Иегова уже навсегда останется жить в своем народе, чем подготовляются гл. ХХXVIII-ХХXIХ и XL-XLVIIII (Сменд).
Иез.37:16. ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.
«Жезл», евр. ец, дерево (Вульг. lignum), которое могло иметь форму только жезла, чтобы два таких куска дерева можно было обнять одной рукой; кроме того, должно быть имеется в виду Чис 17.6 и сл.; посему LXX c правом: «жезл». «И сынам Израилевым союзным с ним», т. е. Вениамину, Симеону, отчасти Левию, а может быть, и эмигрантам разных времен в южное царство. – «Иосифу». Он назван вместо Ефрема, чтобы противопоставить его, как брата, Иуде. Посему сейчас и объясняется «Ефрема». – «И всего дома Израилева», который, действительно, в громадном большинстве своем подчинялся Ефрему; LXX опять «сынам» (в евр. сходно по начертанию с «дом»).
Иез.37:17. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно.
Как легко пророку соединить два жезла в одной руке, так легко Богу соединить разделенные доселе и с начала политического существования Израиля две его части.
Иез.37:18. И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?»,
Ср. Иез 24.19. Следовательно, символические действия Иезекииля совершались на деле; ср. гл. IV.
Иез.37:19. тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.
«Жезл Иосифов, который в руке Ефрема». Ефремово колено занимало первенствующее, господствующее положение в северном царстве. Из него был и Иеровоам. – «И приложу их к нему (послед. сл. нет у LXX), к жезлу Иуды». Ненормальное самостоятельное существование северного царства не будет иметь места: оно подчинится, как и следует, Иуде, составив с ним одно царство. – «И будут одно в руке Моей». LXX: «в руце Иудине» (одна евр. рук. «в руке его», т. е. Иуды), что, в сущности, одно, потому что Бог будет править через Иудина потомка – Мессию.
Иез.37:20. Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед глазами их,
«Когда… будут», слав. точнее: «и будут». Во все время следующего предсказания пророк должен держать в руке соединенными два жезла. «Драматическое впечатление от символа было несомненно» (Сменд).
Иез.37:21. то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.
Объяснение символического действия излагается подробнее и пополняется другими предсказаниями.
Иез.37:22. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.
«Царь», евр. мелех. Только здесь и в 24 ст. этим словом назван у Иезекииля Мессия (в др. случаях всегда наси, князь), потому что здесь речь об объединении 2 Царств под его властию. Предсказание относится ближайшим образом к послепленному Израилю; но на нем исполнилось несовершенно (царей из дома Давидова не было, если не считать таким Зоровавеля), но полнее исполнилось на духовном царстве Христовом; а вполне – на будущей церкви, царстве славы.
Иез.37:23. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом.
Все эти обещания Иегова может исполнить, потому что народ уже не будет грешить, а прежние грехи будут ему прощены. И, прежде всего, народ не будет уже впадать в идолопоклонство. – «И освобожу их из всех мест жительства, где они грешили». LXX делают мысль яснее и проще, читая вместо «жительства» близкое по начертанию «беззаконий», «ими же согрешиша». – «И будут Моим народом». Будут восстановлены древние заветные отношения.
Иез.37:24. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.
Связь между обеими половинами стиха или такая, что эсхатологический царь (Мессия) будет богопоставленным стражем правды и закона на земле (ср. Иез 34.23; Ис 9.1, 11.1, 32.1; Иер 23.1), или такая, что водворение этой правды на земле сделает возможным его царствование. – «Раб Мой Давид» – см. объясн. Иез 34.23.
Иез.37:25. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.
Ссылки на патриархов у Иезекииля не часты (ср. Иез 33.24). Обещание вечности повторено дважды. Об исполнении предсказания см. объяснение ст. 22.
Иез.37:26. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
Ясное предсказание о Новом Завете, христианстве. «Мира» см. объяснение Иез 34.25. – «Устрою» в обетованной земле; слав. «укореню» но греч. ταξω – «Святилище» – таинственный храм XL-XLVIII, источник всякого благословения для будущего Израиля; слав. общее: «освящение», но греч. τα ᾿αγια – храм.
Иез.37:27. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Новые заветные отношения ставятся в прямую зависимость от присутствия среди Израиля («среди них» в евр. не передаваемое ни одним переводом, «над ними» соответственно Иез 40.2) таинственного храма, названного здесь уже «жилищем Божиим», потому что Бог в нем будет обитать не в меньшей степени, чем на небе.
Иез.37:28. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки.
Знаменательно, что образ светлого будущего для Израиля заключается упоминанием о язычниках. «Освящающий Израиля» – отделяющий его от всех народов и возвышающий над ними. И отношение язычников к Израилю изменится существенно после основания таинственного храма XL-XLVIII гл. Но до этого еще гл. ХХXVIII и ХХХIX.
Пророк Иезекии́ль
Житие пророка Иезекииля
Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем – таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее «подобие Человека», а вокруг Него радуга (Иез.1,4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли. При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком «вратами затворенными», которыми прошел только Один Господь Бог (Иез.44,2). Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез.37,1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет – будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии – его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез.3:20, 18:21-24).
См. также: «Житие святого пророка Иезекииля» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах
Книга Иезекииля не из легких даже на фоне других библейских книг. Она дошла до нашего времени со многими разночтениями. Впрочем, пусть этими тонкостями занимаются специалисты, я к их числу не принадлежу.
Пророк Иезекииль
Диакон Павел Сержантов
Лучше я подчеркну, что именно с Иезекииля начинается жанр апокалиптической литературы. Самый знаменитый Апокалипсис, конечно, принадлежит апостолу Иоанну, – насколько трудно он читается, многие могут подтвердить. Весь жанр апокалиптики заставляет читателя усердно потрудиться и впоследствии признать, что мы пока многие апокалиптические тексты не можем понять.
Пророк Иезекииль описывает свой высокий мистический опыт. Старается подобрать подходящие для этого слова и образы из нашей обыденной жизни. Ему трудно. И нам тоже. С этими образами у читателей постоянно возникают трудности.
Посмотрим, как пишет сам пророк, пишет и тут же оговаривается: «Над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем (греч. омиома ос идос анфропу анофен)» (Иез. 1:26).
Конечно, это не был обыкновенный человек, даже если он имел царское достоинство и потому восседал на престоле. Его мистический трон Сидящего несли высшие ангельские силы. Значит, Он выше ангелов. Но Кто выше ангелов? Один Бог. Значит, на престоле Иезекииль как бы видел Бога? Да.
И в то же время Сидящий на престоле назван «подобием человека». То есть Сидящий одновременно является Иезекиилю как Бог и как Человек. Для христиан понятно, отчего такое может быть. Иезекииль видел Богочеловека и записал пророчество о Христе. Вот почему в Церкви пророчество Иезекииля запечатлено на иконах «Спас в силах».
Образы пророческой книги
Многое в книге Иезекииля объясняет то обстоятельство, что книга родилась в Вавилонском плену. Иезекииль был священником, но в Вавилоне он не мог священнодействовать, ведь Иерусалимский храм остался где-то на родине, где-то далеко. Во время плена Господь не только попустил народу Своему пострадать за грехи, но и утешил. Видение Иезекииля как раз утешало отягченные сердца.
Иерусалимский Соломонов храм был построен как преемник скинии Господней, возведенной пророком Моисеем. Слава Господня, как облако, наполняла святую скинию, с которой люди совершали исход, и наполняла храм, выстроенный в Святом граде. Иезекиилю тоже открылась слава Господня, на чужой земле он молился Создателю, и ему отверзлись небеса.
В пророчестве Иезекииля мы читаем о священном шествии ангелов с престолом Божиим: «Идеже аще бяше облак, тамо бяше и дух (греч. пневма), еже шествовати: шествоваху и животная, и колеса воздвизахуся с ними» (Иез. 1: 20) . Колеса и животные окружают престол Божий, на котором сидит Спаситель.
Знакомые библейские образы: дух, который властно действует, как движущая сила, как мощный ветер; облако нисходит с неба на иссохшую землю и дает всем прохладу и животворную влагу.
Образ колес не такой уж знакомый. Ясно, что колесница служит символом быстроты и силы. Колесницы в войнах того времени – аналог наших танков в годы Великой Отечественной войны.
Пророк Иезекииль видит Господа на престоле, который движется подобно боевой колеснице. Колеса престола не бездушные механизмы, а некие ангельские силы. Они могут мгновенно двигаться во все стороны, они «исполнены очей», то есть все видят. Это отнюдь не слепая сила.
Что всё перечисленное значит? – Господь не остался где-то далеко позади, в Иерусалиме, Он не порвал отношения со Своим народом. Он скоро приходит к людям повсюду, Он близко. Вот великая утешительная весть!
Посмотрите на икону Спаса, престол Божий носим ангелами, престол находится на бесплотных колесах. Рядом с ним и другие ангельские силы. Например, животные, упомянутые в приведенной по-славянски цитате. «Подобие четырех животных» (Иез. 1:5) обозначает некие живые существа (греч. зоон), тоже бесплотные, хотя и имеющие облик человека, скота, зверей земных и птиц небесных. Как известно многим, человек, орел, телец и лев – символы четырех евангелистов. На иконе «Спас в силах» они тоже есть.
Число четыре традиционно обозначает весь мир, вселенную. В самом деле, весь мир можно мысленно обойти, если двигаться: 1) вперед, 2) назад, 3) направо, 4) налево. Вот почему у ангелов в пророчестве четыре крыла, четыре лика… Это означает всесторонность их ангельского служения.
Пророк созерцал в Вавилоне престол Божий, объятый Светом, пламенем, блеском молнии. На православной иконе «Спас в силах» отображено много пламенно-красного цвета и еще золотого, к ангелам на иконе простерты лучи Божества.
Сферу тварного бытия, наполненного ангельскими силами, на иконе прорезывает «подобие ромба» – пространство, в которое вписан престол с Сидящим Творцом. Бог присутствует в мире, но Он превосходит наш мир. Он больше мира. Бог всеобъемлющий, Он держит мир в Своей власти.
Спас в силах. Икона Андрея Рублева
Что потом?
Увидел пророк великую Божию славу, услышал «яко глас Бога Саддаи» (Иез. 1:24) . Пал ниц, поклонился Создателю. Получил повеление встать и принять трудную и благодатную миссию пророка.
Бог послал Иезекииля помогать людям – отыскать выход из духовного тупика, вернуться из плена на свободу.
1. Я привел цитату из славянского текста. Он следует греческой Септуагинте и в этом стихе расходится с еврейским текстом. Ср. Синодальный перевод: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иез. 1:20).
2. Славянский текст дает еврейское имя Божие в греческом прочтении, с заменой звука «ш» на «с». Эль Шаддай (евр.: Бог Крепкий, то есть Бог Всемогущий) – одно из библейских имен Божиих. Согласно изданиям Немецкого библейского общества в Септуагинте и в еврейском Танахе нет этого имени у Иез. 1:24. Ср. с Синодальной Библией, где имя присутствует, переведенное на русский язык: «Я слышал… как бы глас Всемогущего» (Иез. 1:24).
Вы прочитали статью Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах. Читайте также:
- Иконостас разделяет людей или соединяет?
- Больше, чем ремесло: Почему настоящая икона – всегда чудо
Иезекииль, пророк (VI в. до Р.Х)
КалендарьМесяцесловПраздникиПокровительСоборы святыхСвятые на всякую потребуСловарь терминов Заказать икону святого
Заказать икону святого
Дни празднования в 2020 году:
- Понедельник, 3 Августа
Житие
Иезекииль (ивр. יְחֶזְקֵאל, Йхезкэль, Господь укрепит) один из четырех великих пророков Ветхого Завета. Его называют современником пророков Иеремии и Даниила.
Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился около 622 года до н. э. в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось 25 лет, он в 597 году, за 11 лет до разрушения Иерусалима, во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, был уведен в плен вавилонский вместе с царем Иоакимом и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. В плену он не был стеснен: имел жену , имел свой дом, принимал там иудейских начальников и передавал им волю Божию. Также в его доме собирались иудеи побеседовать о вере и послушать его речи.
На 5-м году своего пребывания в вавилонском плену, на 30-м году жизни, священник Иезекииль был призван к пророческому служению. В видениях ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества.
Пророческое служение Иезекииля начинается с видения славы Божией. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле восседало подобие Человека, а вокруг Него радуга . С этого престола Господь дал ему съесть свиток, на котором было написано: плач, и стон, и горе. Пророк съел этот свиток и почувствовал в устах своих сладость, как от меда.
При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому: Посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорнымс огрубелым лицем и жестоким сердцем . С этого времени началось пророческое служение Иезекииля.
Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. Пресветлое подобие Человека, сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; колеса со множеством очей части света со всеми народами земли.
После того, как пророк проводит семь дней в изумлении, Господь говорит, что он отныне страж дома Израилева, что он будет говорить и обличать. С этого момента из уст избранника Божия раздавались пророческие слова, предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и поклоняется чужим богам. Иезекииль подобно своему современнику пророку Иеремии предсказывал евреям о разрушении Иерусалима и убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он изображал взятие и разрушение Иерусалима с такими подробностями, как будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить возложенную на него миссию, которая заключается в распространении среди языческого мира веры в Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком вратами затворенными, которыми прошел только Один Господь Бог . Видение о сухих костях на поле прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа .
Святой пророк Иезекииль по вдохновению принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа. Так он свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима. Затем он ест лепешки, испеченные на коровьем навозе . Затем он обривает свою голову . В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена .
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Было это около 571 года до н. э.. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Сейчас могила святого Иезекииля находится в Ираке в Эль-Кифль.
Двадцать два года Иезекииль нес тяжелое пророческое служение. В отличие от многих других пророков, служение Иезекииля от начала до конца проходило вне Святой Земли. Его пророчества записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию. По содержанию книгу пророка Иезекииля можно разделить на несколько частей:
Значение имени Иезекииль — мужское библейское имя
- Иезекииль
Иезекии́ль (Иезекиил; др.-евр. יחזקאל, Й’хезкэль; ивр. יְחֶזְקֵאל, Йехезкэль; — «Бог укрепит») — согласно христианскому учению один из четырёх ветхозаветных… - Иезекиил Джексон
бодибилдер и рестлер, получивший известность по выступлениям в WWE под именем Иезекиил Джексон. В феврале 2010 года во время последнего эпизода ECW он завоевал… - Иосиф Курцевич
Арихиепископ Иосиф (Иезекииль, в миру Иван Дмитриевич Курцевич-Булыга; 1580-е — 15 июня 1642) — архиепископ Суздальский и Тарусский (1626—1634), епископ… - Реми, Жюль
Жюль Реми (фр. Jules Rémy или фр. Julio Rémy, или фр. Remy Jules Achille, 1826 — 1893) — французский натуралист, ботаник. Жюль Реми родился в Луверси (фр… - Иезекииль (Цукалас)
Митрополит Иезекииль (греч. Μητροπολίτης Ιεζεκιήλ, в миру Хри́стос Цукала́с, греч. Χρήστος Τσουκαλάς; 13 мая 1913, Патрас — 1 июля 1987, Афины, Греция) —… - Керр, Джордж (легкоатлет)
Джордж Иезекииль Керр (англ. George Ezekiel Kerr; 16 октября 1937 (1937-10-16), Ганновер, Ямайка — 15 июня 2012, Кингстон, Ямайка) — ямайский легкоатлет… - Иезекииль (Кефалас)
Епи́скоп Иезекии́ль (греч. Επίσκοπος Ιεζεκιήλ в миру фамилия — Кефала́с греч. Κεφαλάς; род. 25 декабря 1938 Акрис, Килкис, Греция) — архиерей Константинопольской… - Добрушин, Иехезкель Моисеевич
Иехезкель (Иезекииль) Моисеевич Добрушин (10 декабря 1883, деревня Мутин близ Кролевца, Черниговская губерния, Российская империя… - Иезекииль (Дьяковский)
постригся в монашество с именем Иезекииль и поступил в Лубенский (Мгарский) монастырь. В 1747 году иеродиакон Иезекииль отправился на Афон и был там до…
Иезекииль
др.-евр. יְחֶזְקֵאל
Иезекииль, изображённый Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы
ок. 622 года до н. э.
Иерусалим
ок. 570 года до н. э.
Вавилон (?)
в иудаизме
в христианстве (Римско-католическая церковь, Православные церкви, Древневосточные церкви, Восточнокатолические церкви)
в исламе
святой
Гробница Иезекииля, Аль-Кифл, Ирак
21 июля — Католическая и Лютеранская церковь
3 августа — Православная церковь,
28 августа — Армянская апостольская церковь
Книга пророка Иезекииля
Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Иезекииль (значения).
Иезекии́ль (Иезекиил; др.-евр. יחזקאל, Й’хезкэль; ивр. יְחֶזְקֵאל, Йехезкэль; — «Бог укрепит») — согласно христианскому учению один из четырёх ветхозаветных «великих пророков»; в иудаизме — один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил в правление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.). История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем — «Книге пророка Иезекииля» — и занимающей в христианском Ветхом Завете третье место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»). Ему принадлежит описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зо́ар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека.
Память в Православной и католической церкви отмечается 21 июля (3 августа) (соответственно по юлианскому и григорианскому календарям). Личное имя Йехезкель (в идише — Хацкл, Ехескл) популярно среди евреев.
Энциклопедичный YouTube
Смотреть что такое «Иезекииль» в других словарях:
-
Иезекииль — я, муж. Стар. редк.Отч.: Иезекиилевич, Иезекиилевна.Происхождение: (Др. евр. имя Ieezqel бог даст силу.)Именины: 3 авг. Словарь личных имён. Иезекииль Сделает сильным Бог, иносказательно – укрепленный Богом (евр.). 3 августа (21 июля) – пророк… … Словарь личных имен
-
Иезекииль — древнееврейский пророк. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя; создана в так называемом вавилонском плену (с 597 г. до н.э.). В книге содержатся пророчества Иезекииля о наказании Израиля Богом за порочность и беззаконие народа, о… … Исторический словарь
-
ИЕЗЕКИИЛЬ — ИЕЗЕКИИЛЬ, древнееврейский пророк. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя; создана в так называемом вавилонском плену (с 597 до нашей эры). В книге содержатся пророчества Иезекииля о наказании Израиля Богом за порочность и беззаконие народа … Современная энциклопедия
-
ИЕЗЕКИИЛЬ — древнееврейский пророк 7 6 вв. до н. э. Призывал в своих проповедях к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя (в ней видны следы многих редакций) … Большой Энциклопедический словарь
-
Иезекииль — (евр. Йехезкел, Бог укрепит, придаст силы ), руководитель 20 й череды священников во времена правления царя Давида (1Пар 24:16) … Библейская энциклопедия Брокгауза
-
иезекииль — сущ., кол во синонимов: 2 • имя (1104) • пророк (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Иезекииль — (Ezekiel) (6 в. до н.э.), евр. пророк и священник, в 597 г. до н.э. уведен в вавилонский плен. Обличал релил. отступничество и идолопоклонство и предрекал неминуемое падение Иерусалима и Иудейского царства. Вскоре после падения Иерусалима (586 г … Всемирная история
-
ИЕЗЕКИИЛЬ — , ветхозаветный прор. (пам. 21 июля), автор названной его именем книги (см. Иезекииля пророка книга). Пророческое служение И. совершал среди иудейских переселенцев во время вавилонского… … Православная энциклопедия
-
Иезекииль — Ихезкиэль. Иезекииль, сын священника Вузия, которого Навуходоносор, после своего второго нашествия на Иерусалим в 599 г. до Р.Хр., отвел в плен вместе с Иоакимом. В плену Иезекииль жил при реке Ховаре. На пятом году своего плена Иезекииль, по… … Словарь библейских имен
-
Иезекииль — один из великих израильских пророков, сын священника (есть предположения, что и он был священником), был уведен вместе с царем Иехонией в плен в Вавилон. В плену Иезекииль жил, как свидетельствует о том его книга, на берегу реки Ховара.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Самые загадочные пророчества Библии: Кирпич Иезекииля
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Многие пророки вели себя непривычно для окружающих, можно сказать, юродствовали. Особенно странным было поведение пророка Иезекииля, израильского священника, который жил в первой половине VI века до Р. Х. и проповедовал среди иудеев, уведенных в Вавилон царем Навуходоносором.
Однажды, например, Иезекииль находит кирпич и прямо посреди иудейского селения начинает изображать осаду Иерусалима:
насыпает против этого кирпича вал, устанавливает «стенобитные машины» и «ведет штурм» этого кирпича. Затем ложится на бок и лежит на нем, не вставая и никуда не уходя, 390 дней, а потом еще 40 — на другом боку. Одновременно Иезекииль налагает на себя пост: печет себе хлеб и вкушает по 300 граммов этого хлеба и по 600 граммов воды в день, подражая жителям осажденного города. Печь хлеб Господь заставляет его на нечистотах, возвещая, что настанут дни, когда и в Иерусалиме не будет хорошего хлеба и людям придется есть нечистое. В конце концов, пророк обривает голову и бороду, а сбритые волосы раскладывает на три части: одну сжигает посреди того «города», который он соорудил, другую рассыпает вокруг этого города и рубит ножом, а третью развеивает по ветру, говоря, что так же будет и с жителями Иерусалима. Часть их погибнет в городе, часть — в округе, а часть будет рассеяна среди других народов (ср.: Иез 4:1–6, 9, 12, 13, 16; 5:1–7).
Конечно, со стороны всё это выглядело как поведение сумасшедшего. Но может быть, ему можно найти какое-то разумное объяснение?
Франциско Коллантес. Видение Иезекииля
Какое объяснение тут можно предложить:
Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:3). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их, — обращается к Иезекиилю Господь (Иез 33:32). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.
430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».
Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма:
Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21).
И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?
Многие комментаторы Книги пророка Иезекииля сходятся в мысли, что пророк являл собой образ Бога, Который, с одной стороны, уже долго переносил оскорбления от нечестивых иудеев и израильтян, а с другой, должен был пострадать еще больше, став человеком и претерпев все муки земной жизни вплоть до позорной смерти на кресте. Иезекииль «тяжело страдал за весь народ, проображая страдания Христа за мир», — писал профессор А. П. Лопухин, приводя в подтверждение этой мысли одну стихиру из службы пророку: «Иезекииле богоприятне, яко Христов подобник, чуждого долга томительство претерпел еси, лют истязаем, преднаписуя хотящее честного ради креста быти миру спасение, богоявление, и избавление» («О, Иезекииль, возлюбленный Богом! Как подражатель Христов, ты терпеливо понес на себе бремя чужого долга и, тяжко страдая, изобразил собою спасение мира, избавление и явление Бога через крестные страдания»).
Вопрос о справедливости страданий хороших и добрых людей не находит на земле окончательного ответа. Из Библии мы знаем, например, что праведник Иов был лишен всего, что имел, и тем не менее остался верен Богу. А Иезекииль был не просто праведником — он был избранником Божиим, нес пророческое служение, возвещал людям волю Бога. А судьба пророков часто бывала трагической…
Микеланджело. Пророк Иезекииль
Чем это пророчество важно:
Пророчества Иезекииля показывают, что судьба сообщества людей и отдельного человека всегда тесно связаны и что отдельный человек может принять на себя по крайней мере часть ответственности за чужие грехи. Именно это — но уже в полной мере — сделал Господь Иисус Христос.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева