При погребении тела усопшего христиане знают, что его душа жива. Родные и близкие в молитвах вспоминают ушедших из земной жизни, собираясь вместе на поминки в день похорон, а также на третий, девятый и сороковой день после похорон, на годовщину смерти, в дни рождения.
В православии принято перед трапезой поминания всем родственникам и друзьям собраться на богослужение, отстоять панихиду, и после этого можно идти домой и садиться за стол.
Содержание
- В чем смысл поминок
- Поминальный стол в церкви
- Какие продукты приносят на поминальный стол
- Поминальная трапеза для родных и близких
- Что приготовить на поминки во время поста
- Меню поминального обеда
- Что приносят в церковь на поминальный стол — какие продукты питания
- Какую роль несет данное действие
- Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты
- Перечень продуктов
- Расположение поминального стола
- Можно ли употреблять алкоголь на поминках
- Напитки для поминального стола
- Поминальные традиции
- 29 марта — Родительская поминальная суббота
- ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.
- Кроме ежедневного поминовения Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино
- О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.
- ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.
- ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
- КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени
- монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
- ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.
- НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА
- Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших
- Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
- Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
- КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святительминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
- Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
- СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.
- Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
- Какие продукты можно приносить на поминальный стол в храм
- «Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты
- Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей
- Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве
- Смерть – страшный и упрямый педагог
- Что принято нести в церковь
- Где в церкви поминальный стол
- Что кладут в церковь на поминальный стол
- Где в церкви находится поминальный стол
- Зачем в церковь приносить продукты на помин
- Что приносят в церковь на родительскую субботу
- Что нужно нести в церковь на панихиду
- Что нести в храм на 9 дней
В чем смысл поминок
Поминальный стол — в церкви это специальное место, куда складывают принесенные продукты для раздачи нуждающимся, в семье — набор традиций и кушаний, которые обязательно присутствуют при поминовении умершего человека.
Поминальная трапеза является продолжением обряда Панихиды
После прочтения молитв «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся» люди приступают к принятию еды, в разговорах вспоминая добрые, и только добрые дела усопшего.
Ещё о поминовении усопших:
- 9 дней после смерти: как поминать усопшего
- 40 дней после смерти: как поминать усопшего
- Как правильно поминать усопших в годовщину смерти
Покупая или готовя кушанья дома для пожертвования в храме, следует непрестанно молиться, делать все с благодарностью Богу и открытым сердцем, наполненным милостью к нуждающимся. Если в доме нужда, то горячая молитва заменит все пожертвования. В отличие от язычества православные верующие понимают, что мертвые не нуждаются в еде, но данная традиция основана на милости.
Православная церковь поддерживает эту традицию по причине того, что многие умершие ушли на тот свет и унесли с собой груз грехов. Оставшиеся живые своими молитвами, милостыней и добротой встают перед Богом в молитвенном прошении об облегчении участи умершего грешника, поэтому о нем не говорят плохо.
Никто из живущих на земле не знает, как действуют ходатайственные молитвы, но Православная Церковь утверждает, что они действенны и на Небе.
Важно! Хочется особо подчеркнуть, что оставление еды на могилах не имеет ничего общего с православием, это чисто языческий обряд. Продукты привлекают кладбищенских котов и собак, которые оскверняют могилы, оставляя после себя только печаль.
Поминальный стол в церкви
В каждом храме есть особое место для принесенной еды, которую оставляют перед богослужением. Поминальный стол, как правило, располагается недалеко от тетрапода, на котором ставятся свечи в память об умерших.
Ставить свечи за усопших является обычаем, пришедшим с дохристианского периода, когда светильники освещали скинию во времена пророка Моисея. Свет является водительством Духа Святого и символизирует Закон Божий. Иисус для христиан — Свет Нерукотворный, Он пришел, чтобы вывести человечество из тьмы.
Поминальный стол в храме находится рядом с кануном, где ставят свечки за упокой
Вначале свечу возжигали в начале богослужения перед чтением Евангелий, затем воспламенялись все свечи. Ныне в православии существует обычай ставить и зажигать свечи перед иконами, во время молитвенных обращений, на могилах и перед портретами усопших.
Свеча — символ молитвы, свет тянется к Творцу, а чистый воск символизирует раскаяние и приобретение чистоты. Подходить к кануну следует с любовью и прощением к тому человеку, во имя которого ставится свеча, плата за нее стала добровольным пожертвованием, в нем проявляется вера и поклонение.
После богослужения начинается служба за упокой умерших, во время которой поминают усопших. При этом священник делает акцент на том, что все мы предстанем перед судом Божьим.
Совет! Если вы не частый посетитель храма, то лучше подойти к церковной лавке или людям, помогающим в храме, и уточнить место нахождения кануна — светильника со свечками за упокой души и поминального уголка.
В каждом храме имеются свои традиции и уголок для поминовения. Все принесенные продукты выкладывают в специальном месте до начала богослужения, чтобы во время заупокойной службы батюшка освятил пожертвования и окропил их святой водой.
Какие продукты приносят на поминальный стол
Продукты, оставленные на поминальном столе для милости, должны быть эстетически упакованными:
- хлеб и хлебобулочные изделия, купленные или изготовленные дома, кладутся в пакеты;
- сахар, крупу и муку также следует упаковать так, чтобы пакет не порвался;
- растительное масло следует плотно закрыть в емкости, если оно не упаковано в стандартную бутылку;
- конфеты и печенье желательно упаковать порознь;
- овощи и фрукты должны быть самыми лучшими, отборными;
- вино для причастия.
Запрещено приносить в церковь свежие яйца, молочные продукты, мясо и рыбу. Яйца, пасхи и куличи разрешено приносить только на Радоницу, 9-ый день после Воскресения Господнего. Чтобы не попасть впросак, накануне панихиды лучше подойти в храм и уточнить список продуктов.
Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов
Помимо продуктов на поминальном столе оставляют записку с именем усопшего, свечи, купленные в церковной лавке, и масла.
Еда, принесенная в церковь без молитвенного прошения, не имеет своего духовного значения, она может и накормить бездомного, но усопшему никак не поможет. Молитва, молитва и вера имеет силу в потустороннем мире. Для достижения Царства Небесного нужно приложить духовный труд и милостыню, в данном случае это еда, положенная на стол поминовения.
О загробной участи умерших:
- Что происходит с душой на 40 день после смерти
- Мытарства души: что происходит после смерти
Принесенные с покаянием продукты помогут лукавому стать откровеннее, жестокому — милостивее, черствому душой — добрее. В поминальной милости скрыто огромное значение для живых, в ней покаяние, прощение и доброта, которыми можно поделиться с умершими в духовном мире.
Принося в храм продукты, мы демонстрируем в милосердии не столько память к умершему человеку, а сколько любовь и прощение к усопшему. После панихиды продукты передаются священнослужителя, помогающим в храме и также нищим и нуждающимся, находящимся в церкви или около нее.
Поминальная трапеза для родных и близких
Накрывая поминальный стол для близких людей, знавших покойника, христиане никоим образом не стараются таким образом «накормить» усопшего или задобрить Бога.
Во время поминок еда является определенной формой милости, совершаемой ради ушедшего из земной жизни человека. Это традиция нужна, в первую очередь, живым, чтобы наполнить сердца добротой, прощением, милостью. В современном мире все чаще поминки проводят в местах общепита, что удобно в пору тяжелой для семьи утраты.
На заметку! Ритуал поминок и меню не имеют строгих канонов ни для первого, девятого или сорокового дня.
Сервировка стола
На поминальный обед никого не приглашают, но будет нелишним сообщить близким друзьям о месте и времени его прохождения. На поминках христиане воздают дань памяти умершему, делятся воспоминаниями, подогревая огонек памяти о нем в сердцах других людей.
Продукты на поминальный стол обязательно должны быть свежими
При сервировке поминального стола следует обратить внимание на цвет скатерти, она не должна быть яркой или с цветочным орнаментом. Создать определенную атмосферу поминок помогут черные ленточки, бантики, цветочки, разложенные на скатерти в разных местах. В небольших вазочках можно поставить хвойные или мировые ветки.
На заметку! В давние времена на поминках не пользовались ножом и вилкой, они, как колющие и режущие предметы были запрещены на поминовении ушедших в мир иной. Теперь об этом обычае практически все забыли.
Для усопшего человека также ставится стул, около него тарелка и стакан, накрытый кусочком хлеба. Традиционно расставляются тарелки, рюмки, стаканы и кладутся столовые приборы. На видном месте стоит фотография умершего, около нее зажигается свеча, которая горит на протяжении всего поминального обеда.
Ритуал проведения поминок дома
Поминальный обед, как уже писалось выше, начинается с молитвы «Отче наш», ее читает священник или кто-то из присутствующих
Далее всем присутствующим предлагается кутья, приготовленная из риса или пшеницы и меда, иногда с добавлением изюма и разноцветных круглых конфет. Злаковые зерна являются символом вечной жизни и будущего воскрешения.
Рецепт приготовления кутьи
Главное блюдо обеда на поминках должно быть рассыпчатым и хорошо проваренным. Секретом рассыпчатости станет правильное соотношение риса и воды и время варки.
Необходимые ингредиенты:
- 1 стакан риса;
- 2 стакана воды;
- 50 г изюма;
- 2 ст. л меда;
- щепотка соли.
Процесс приготовления:
- Рис промыть 4-5 раз, чтобы сливаемая вода стала практически прозрачной.
- Залитый водой рис поставить на большой огонь, дать каше закипеть, после чего огонь уменьшить до минимума. Следить, чтобы вода, не выкипела.
- Добавить промытый изюм.
- Как только на поверхности риса не останется воды, огонь выключить, и оставить кашу «томиться» под полотенцем.
- В чуть теплую кашу добавить мед и оставить кутью до полного остывания.
Кутья — основное традиционное блюдо для поминок
Все желающие стоя произносят траурные речи, выказывая соболезнование родным и близким. Вспоминая жизнь усопшего, говорят об интересных моментах его жизни, благодарят Бога за встречу на земле с этим человеком и выражают надежду на встречу на Небесах.
Важно! Не следует забывать, что трапеза приурочена трагическому событию, потере близкого человека, поэтому на ней неуместно звучать шутки и анекдоты, вызывающие смех и веселье.
Заканчивать поминки следует молитвой «Отче наш».
Что приготовить на поминки во время поста
В каждом регионе страны свои обычаи и традиции в приготовлении тех или иных блюд. Церковь не регламентирует меню поминального стола, однако высказывается против употребления алкоголя. К сожалению, на этот запрет практически никто не обращает внимания.
Идеальными блюдами для постного обеда являются:
- овощной борщ;
- картофельное пюре;
- тушеная капуста;
- чечевичные котлеты;
- гороховое пюре, приправленное жареным луком;
- жареные и маринованные грибы;
- нарезка из овощей;
- каши;
- соленья.
Мясо прекрасно заменит соя, баклажанная и кабачковая икра разнообразят поминальный стол.
Совет! Даже если вы не придерживаетесь поста, из уважения к усопшему и хозяевам, придите на поминки. Ведь дело не в еде, а в общении и памяти о покойном.
Рецепт приготовления чечевичных котлет
Уникальное блюдо, умелое приготовленное, с успехом заменит котлеты во время поста.
Ингредиенты на 20 штук котлет:
- 250 г зеленой чечевицы;
- 50 г гречки;
- 1 луковица;
- 1 морковь;
- 2 зубчика чеснока;
- приправа для котлет;
- растительное масло — 100 мл;
- соль, перец по вкусу.
Чечевичные котлеты
Процесс приготовления:
- На ночь крупы смешать и залить кипяченой водой из расчета 2 части воды на 1 часть крупяной смеси.
- На следующий день оставшуюся жидкость необходимо слить.
- Лук очистить и порезать мелкими кубиками.
- Морковь натереть на крупной терке.
- В сковороде разогреть растительное масло и добавить лук с морковью.
- Овощную смесь хорошо притушить, в конце добавить толченый чеснок.
- Крупы и тушеные овощи выложить в миску, вымесить, измельчить до состояния пасты при помощи блендера или дважды пропустить через мясорубку.
- Добавить специи и снова все тщательно перемешать.
- Мокрыми руками сформировать небольшие котлетки.
- Жарить на хорошо разогретой сковороде до появления румяной корочки.
Рядом с тушеной капустой и картофельным пюре никто и не заметит подмены мяса чечевицей.
Меню поминального обеда
Меню для поминок первого, девятого, сорокового дня, на годовщину или другую памятную дату практически не отличается ни количеством блюд, ни их приготовлением.
Если в этот день ограничения в приеме пищи по церковным канонам, то на стол подают разнообразные блюда:
- Закуски могут состоять из мясного, рыбного и овощного ассорти.
- Фаршированные яйца.
- Жареная рыба станет альтернативой для тех, кто не употребляет мяса.
- 2-3 салата могут быть как мясными, так и рыбными.
Рецепт приготовления салата из курицы
Сытный и красивый на вид салат разнообразит меню на столе.
Ингредиенты:
- Куриное филе — 500г;
- Консервированная кукуруза — 200 г;
- Сыр твердый — 300 г;
- Огурцы соленые средних размеров — 5 шт;
- Сухарики из черного хлеба — 300г;
- Яйца вареные — 4 шт;
- Майонез — 200 мл;
- Соль, перец по вкусу.
Салат с курицей, кукурузой, огурцами и сухариками
Процесс приготовления:
- Филе отварить или можно купить копченое, что придаст блюду особую пикантность, и порезать небольшими кубиками.
- Сыр, огурцы порезать соломкой.
- Измельчить яйца.
- Сухарики можно купить или приготовить самостоятельно, обжарив на сухой сковороде кусочки черного хлеба.
Все ингредиенты сложить в общее блюдо. Перед подачей на стол добавить соль, перец и майонез и вымешать.
После тяжелого дня первое блюда придаст физические силы утомленным людям, можно подать красный борщ, суп с фрикадельками или куриный бульон с лапшой.
Рецепт куриного бульона с лапшой
Это блюдо готовится просто и быстро, но есть некоторые секреты.
Ингредиенты:
- куриная тушка;
- 1 луковица, можно с шелухой, сняв только верхний слой;
- 1 морковь;
- пучок зелени;
- 1 лавровый листочек;
- соль по вкусу.
Куриный бульон с лапшой
Процесс приготовления:
- Для приготовления прозрачного бульона берем хорошо промытую куриную тушку, разрезаем ее 3-4 куска.
- В глубокую кастрюлю наливаем достаточное количество и ставим вариться на сильном огне до закипания. Как только вода покроется пеной, собираем ее шумовкой. Если время появления пены упущено, она осядет на дно. Поправить пробел поможет сырая вода. В бурно кипящий бульон влить сырую холодную воду и быстро снять вновь образовавшуюся пену.
- Бросаем в бульон луковицу, морковь. Огонь уменьшаем до минимума, и оставляем вариться курицу до полной готовности.
- За 10 минут до окончания варки кладем лавровый листик и небольшой пучок петрушки или укропа, а можно и их смесь.
- При полной готовности все добавки вытягиваем. И получаем идеально прозрачный, вкусный бульон, который остается только посолить.
Совет! Лапшу можно отварить отдельно, добавить в нее несколько ложек растительного масла, чтобы не слиплась, хорошо стряхнуть, и блюдо готово.
На второе, как правило, подают из мяса или птицы. Это могут быть отбивные, гуляш или биточки.
Рецепт приготовления отбивных из рубленого куриного филе
Приготовление этого времени занимает минимум времени.
Ингредиенты:
- 600 г куриного филе;
- 2 луковицы;
- 5 л майонеза;
- 5 л картофельного крахмала;
- 5 яиц;
- ½ ч.л. соли;
- молотый перец;
- 2 зубчика чеснока.
- растительное масло для жарки.
Рубленые куриные котлеты
Процесс приготовления:
- Куриное филе и лук порезать как можно мельче.
- Смешать в глубокой миске все ингредиенты, кроме растительного масла, оставить на полчаса.
- Выпекать на сковороде в достаточном количестве хорошо разогретого растительного масла, как оладушки, ложкой выкладывая смесь.
Это блюдо вкусно как в горячем, так и холодном виде.
На гарнир подают картофельное пюре, каши из любой крупы, чаще это рис с овощами или гречка.
Рецепт приготовления ризотто
Красивое название ризотто на самом деле является смесью риса с правильно подобранными и приготовленными овощами.
Ингредиенты:
- 300 г риса;
- 600 г воды:
- 2 моркови;
- 2 луковицы;
- растительное масло для тушения овощей;
- большой красный болгарский перец;
- консервированный горошек — 200г;
- консервированная кукуруза — 200 г;
- соль, перец по вкусу.
Ризотто с овощами
Процесс приготовления:
- Отварить рассыпчатый рис.
- Овощи нарезать кубиками. Каждый овощ отдельно потушить в растительном масле на медленном огне до готовности, и приправить солью и перцем. В этом деле главное не переборщить, лучше меньше, да лучше.
- Открыть банки с консервированным горошком и кукурузой, жидкость слить.
- Готовый горячий рис смешать с овощами, и ризотто можно подавать на стол.
Тонкие блины с джемом или медом являются завершающим блюдом. В качестве напитков на стол ставится газированная вода, простая и сладкая, компот из сухофруктов и кисель.
Совет! Выпечка, конфеты, фрукты, выставленные на высоких вазах, по окончанию поминок раздаются всем желающим, для этого заранее следует подумать о кулечках. Поминальный обед
Часто нашим консультантам Службы приходского консультирования задают одни и те же вопросы: Зачем надо приносить в храм продукты? Куда пойдут эти продукты? Какие продукты лучше приносить?
Вот что нам говорит Православная энциклопедия «Азбука веры»: «Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.»
Так же во многих храмах существует обычай регулярно кормить всех неимущих, приходящих в этот храм. И в нашем храме этот обычай возраждается.
Итак, какие должны быть продукты? Продукты должны быть такими же, что и едим мы сами. Что себе — то и в храм. Не знаю почему в народе утвердилось мнение, что на канун надо приносить различные сладости. Представляете килограммы конфет с вафлями ежедневно? На ту же сумму можно купить упаковку макарон или крупы, консерв, овощей, пакет молока, яички, если не пост. Только надо помнить о том, что в храм запрещается вносить мясную пищу. Продукты не должны быть просроченными и упаковка не должна быть початая, а то и такое случается.
Будем же милосердны как и Отец наш Небесный!
Что приносят в церковь на поминальный стол — какие продукты питания
Возможно, не всем известно, для чего в каждой церкви расположен поминальный стол и когда нужно приносить туда продукты питания. Это необходимо как милостыня для поминания усопших близких людей тех, кто ее принес. Подаяния несут на панихиду, во второй вторник после Пасхи – поминальный день, или же можно сделать это, когда самому хочется просто помолиться об упокоении души умершего.
Из этого материала вы узнаете, что приносят в церковь на поминальный стол, а именно какие продукты следует приносить и какие не стоит нести в определенные дни или же вовсе не приносить. Также поинтересуйтесь, что подают в качестве напитков на стол во время поминок – одобряет ли в принципе церковь распитие спиртного во время такого процесса.
Какую роль несет данное действие
Мнения о том, что таким образом люди как бы «подкармливают» своих близких на том свете любимой при жизни едой или же это как плата-пожертвование Господу за место в раю для усопшего – ошибочны. Самое главное, что важно для покойника – это ваша молитва от чистого сердца. Бывает, что умерший прожил недостойно свою жизнь, мог совершать грехи и т. д. Тогда православная церковь советует родным молиться о прощении его прегрешений. А принесенные продукты – это милостыня от вас самих, не с конкретной целью «кому-то для чего-то», а как знак ваших добрых и чистых намерений, для всеобщего блага.
Не забудьте также раздать милостыню просящим при храме с просьбой помолиться об умершем близком вам человеке. Помните, что только искренность и чистота ваших побуждений даст возможность вашим молитвам о покойнике быть услышанными.
Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты
Прежде всего, следует уточнить, не является ли день, когда вы хотите заказать службу о покойнике, днем во время поста. Если это так, то приносятся продукты по указанию церкви – только постные, то есть никаких продуктов животного происхождения (без молока и яиц). Мясо вообще не принято носить в храмы, так как оно несет в себе смерть, которой не должно присутствовать в доме Господа.
К принесенным продуктам, как правило, крепятся бумажки с именем усопшего, чтобы впоследствии те, кто будет это есть, смог помолиться о нем. Такими людьми являются священнослужители, работники прихода, многодетные семьи или семьи, которые попали в трудные жизненные условия и также находятся на попечении храма, а также инвалиды и бездомные при нем.
Перечень продуктов
Вот что обычно кладут на поминальный церковный стол:
- хлеб, крупы;
- сахар, мука;
- овощи, фрукты;
- подсолнечное масло;
- молочные продукты;
- рыба;
- конфеты, печенье и пр.
Расположение поминального стола
Место для поминальной милостыни в каждой церкви находится возле кануна (большого подсвечника), где ставятся свечи за упокой. Это место иногда даже может быть подписано. Обычно канун квадратной формы, но иногда он может быть и круглым. Зачастую все это находится у распятия Христа. Если же у вас вызовет затруднение поиск такого места, спросите о его расположении у священнослужителей или других прихожан.
Можно ли употреблять алкоголь на поминках
Поскольку чистосердечная молитва, исполняемая в здравом уме, и опьяненное состояние – понятия несовместимые, то церковь отрицает распитие алкогольных напитков при поминовении усопших. Ведь суть поминок как раз-таки в том, чтобы помолиться об упокоении души умершего. Однако, у нашего народа отказ от спиртного на поминках, в том числе в день похорон, встречается крайне редко. В любом случае, подавать к столу вино и водку или нет – выбор остается за вами.
Стоит все же учесть, что если принято употреблять спиртное во время поминок, то весь процесс не должен стать шумным и веселым застольем. Конечно же, недаром бытует мнение, что о покойниках плохого не говорят, и часто собравшиеся близкие для умершего человека люди начинают вспоминать добрые или веселые моменты из его жизни. В этом нет ничего плохого, но главное – мера. Самое основное в данном процессе – молитва.
Напитки для поминального стола
Поминальную трапезу можно сопроводить разного рода напитками. Их можно приготовить самим, как например, домашний лимонад из имбиря и лимона, для которого нужно:
- 3 л воды;
- 6 лимонов;
- 75 г сахара;
- 75 г имбиря.
Очищенный имбирь следует натереть на терке и вместе с сахаром вскипятить в воде. После этого нужно добавить сок лимонов и дать лимонаду настояться. Данный напиток окажется ко всему еще и очень полезным.
Можно приготовить ягодный морс или сбитень. Для приготовления последнего используют:
- 2 л воды;
- 200 г сахара;
- 2 щепотки корицы;
- 10 сухих гвоздик;
- 10 г имбиря;
- 400 г меда.
Напитка по данному расчету должно хватить на немалое количество людей.
Также можно сварить узвар или другой обычный компот из свежих фруктов или сухофруктов. Если же нет возможности, времени или желания заниматься подготовкой напитков, то отлично сойдут для этой цели покупные соки и минеральная вода, которую предпочтительно брать не только газированную, но и без газа.
Поминальные традиции
После смерти
Традиционно о покойнике принято заказывать в церкви панихиду, которая читается на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Накануне третьего дня следует прийти в церковь с набором продуктов для поминального стола, при этом не забыть оставить их вместе с запиской, на которой будет имя или имена тех, о ком будет служиться панихида. Затем нужно уведомить о своем намерении отслужить панихиду священнослужителя, а дальше они уже укажут, что и как делать.
Во время панихиды близкие умершему люди молятся и держат в руках зажженные церковные свечи, а затем устанавливают их на канун, сопровождая словами:
“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.
Данный текст повторяется трижды.
На поминках в 9-й день на столе должно быть то, чем можно угостить любого пришедшего помянуть усопшего. В этот день никого не созывают на поминки, все желающие приходят сами. Трапезу начинают с кутьи, затем едят щи, в остальном на стол подают пирожки и прочую скромную еду, которую также можно будет раздать тем, кто присутствовал или отнести нищим с просьбой помянуть умершего. Главное в этот день – недостойное кушанье, а искренняя молитва о покойнике.
На 40-й день важно поминать усопшего добрым словом и молиться Господу о прощении его грехов. Трапезу начинают также с трех ложек кутьи, а на стол ставят мясные, рыбные блюда, салаты и бутерброды, ну, и, конечно же, гарнир, зачастую в виде отварного или тушеного картофеля.
Годовщина смерти
В такой день близкие приходят на могилу усопшего, убираются на ней, зажигают свечу или ритуальную лампаду, тихо поминают умершего и молятся о нем. В этот день также можно пригласить священника на кладбище.
Есть на кладбище можно только освященную в церкви кутью, пить также не желательно. Принесенную на могилу еду «за Царство Небесное» лучше забрать с собой, чтобы потом раздать.
Радоница
Иначе этот день еще называют «родительским» или попросту поминками, и они припадают на 9-й день или же второй вторник после Пасхи. Но как бы грустна не была сама мысль о смерти, такой день считается праздником. Слово «радоница» образовано из корневого «рад», что подразумевает «радость» или же еще его могут трактовать как «род», что уже говорит само за себя. В этот день принято радоваться тому, что родные возродились в новой, вечной жизни.
Также это праздник считается Пасхой для усопших, а, как известно, Пасха – большой радостный праздник, восславляющий воскресение Христа, и в такой день предоставляется возможность разделить эту радость даже с теми, кто уже на том свете. На кладбище несут различного рода яства, в том числе пасхальные куличи и крашеные яйца. Продукты также забираются с могил и раздаются нуждающимся.
С самого утра данного дня православные христиане идут в церковь на утреннюю службу, оставляют на алтаре записку с именами усопших и служат панихиду. После этого можно посетить кладбище, убраться на могиле, поставить свечу и помолиться.
При этом не забывайте об элементарных правилах посещения храма и кладбища:
- одеваться следует скромно и опрятно;
- женщины в храме находятся с покрытыми платком головами, мужчины – без головных уборов;
- на входе и выходе в храм и его территорию люди трижды крестятся и совершают легкий поклон;
- ни в церкви, ни на кладбище не следует шуметь – громко разговаривать и уж тем более смеяться во весь голос, – имейте уважение к другим людям, кто посещает данные места, чтобы ваше действие не стало причиной какого-то негатива.
Отличная статья 0
Читайте далее:
29 марта — Родительская поминальная суббота
Братья и сестры! В этот поминальный день приглашаем посетить наш храм, где будет совершаться: 8.30 – Божественная литургия. 9.30 – Заупокойная панихида. В родительскую субботу закажите о своих умерших близких, родных обедни, поминовение на Проскомидии и заупокойной панихиде. Не забывайте, что нельзя на Проскомидии поминать усопших (умерших) от абортов, самоубийц, еретиков, некрещеных. За них подайте милостыню, не называя их имени, Господь знает, за кого подана милостыня. Чтобы священник помянул усопших родных ваших на Проскомидии или заупокойной панихиде, вам необходимо заполнить листок с заголовком “Об упокоении”, перечислив имена умерших (смотри как подавать записки в церкви Проскомидия является первой частью Литургии и совершается до нее, поэтому, чтобы помянуть усопших родных и близких ваших во время Проскомидии, придите в церковь заранее. Помолитесь во время Панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму (Псалтирь), помяните умерших во время трапезы, раздайте милостыню за упокой.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.
Кроме ежедневного поминовения Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино
усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. ПАНИХИДА — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».
О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.
ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.
ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени
монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.
НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА
Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших
Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святительминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.
Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Просмотры (676)
Какие продукты можно приносить на поминальный стол в храм
Зачастую в православных храмах около тетрапода (подсвечника для поминовения усопших) на столе можно увидеть различные продукты питания. Это обусловлено тем, что верующие люди приносят в храм различные кушанья для поминовения почивших близких.
Но основным православным принципом почтения памяти усопшего является вознесение молитвы «во оставление прегрешений» и даровании покоя душе, а также стремление к добрым делам в память о тех, кто окончил свой земной путь.
Милостыня, выраженная в приношении в храм продуктов, является не просто свидетельством памяти об умершем, но показывает любовь человека к почившему.
Обычно в пакеты с продуктами вкладываются записки, на которых пишут имена тех, кого необходимо помянуть за упокой. Это делается для того, чтобы духовенство и другие служители прихода за трапезой вознесли заупокойные молитвословия в память о почившем.
Стоит помнить, что в Церкви сложилась определенная практика, согласно которой не все продукты питания могут быть принесены в храм в определенные дни церковного богослужебного года.
Например, не положено приносить для поминовения мясо, так как в Церкви не принято вносить в дом Божий продукт убиенного животного.
Перед милостыней необходимо ознакомиться с православным календарем, проверить, есть ли в данный момент пост.
Если в Церкви продолжается период поста (или выпадает календарная среда и пятница), то в храм не приносят скоромную еду.
В такие постные дни необходимо на поминальный стол класть продукты, благословляемые святой Церковью в качестве пищи на время спасительного воздержания. Например, овощи, крупы, рыбу (если нет Великого или Успенского поста), морепродукты. Такая практика весьма логична, ведь священнослужители не будут вкушать скоромную пищу в дни поста для поминовения усопшего.
Когда церковным календарем предусмотрено отсутствие поста, то позволительно приносить на поминальный стол молочные продукты, яйца, сыры и прочее (за исключением мяса).
На Радоницу (9-й день по Пасхе) в качестве продуктов для поминовения чаще всего используют яйца, пасхи и куличи. Однако в этом нет конкретного церковного постановления, поэтому каждый человек в меру своих возможностей сам решает, какую милостыню совершить.
Главное в этом деле — чистые помыслы, добродушие и любовь к ближним, сопровождаемая горячей молитвой за них.
«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты
Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov
Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.
Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.
Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей
Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.
Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.
Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?
Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.
Фото: tatmitropolia.ru
Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.
Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве
Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.
В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.
Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».
Боль этой разлуки, разлуки с теми, кого мы не сможем увидеть, встретить и обнять в этом мире, к сожалению, неотменима. Она рубцом останется и будет напоминать о себе, но пусть эта рана станет и знаком того, что я все же жив, а раз жив, то, значит, и люблю. И не перестаю любить. Ведь как бы просто было, если бы смерть была лишь тяжелой психической травмой. Потому что так устроен человек, что какой-нибудь иной тяжелый шок, который он перенес, порой просто вычеркивается из памяти. Попадает человек в аварию и вот совсем не помнит этого самого страшного момента крушения и боли. Отрезало память. Но со смертью не так. И гораздо больнее.
И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.
Фото: tatmitropolia.ru
Смерть – страшный и упрямый педагог
А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?
Мне очень нелегко об этом говорить, но все-таки, наверное, смерть в каком-то смысле страшный и упрямый педагог. Да, как ни странно, но она все-таки учит. Во всяком случае, становится некой отправной точкой. А куда и в какую сторону от этой точки пойти, зависит уже от человека. Это, может быть, длительные, на годы растянутые стадии переживания утраты, а возможно, и совсем иной путь. Путь, когда человек обретает способность вырасти над ней и над собой, прорасти сквозь нее, стать иным и обрести надежду. И вот тут я уверен в том, что эти ростки – они есть в абсолютно любом человеке. Мы в большей или меньшей степени все-таки научены своим сердцем.
Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.
И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.
Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Очень часто в православном храме рядом с тетраподом (подсвечника для поминовения усопших) на столе лежат различные продукты питания. Эти продукты являются ничем иным как поминовения почивших близких. Такой обряд еще называют панихидой. Это заупокойная служба. Она состоит в молитвенном поминовении усопших. На протяжении чтении панихиды священник сосредотачивает свое внимание на том, что души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию. Поминальная служба проводится именно рядом поминального столика.
Так уж устроен мир, что рано или поздно мы теряем близкого человека, и чтобы он в мире ином мог обрести мир и покой по церковным традициям в храме нужно заказать службу панихиды. Это служба, на которой священник читает молитвы за упокоение души умершего. Считается, что такие молитвы помогают быстрее обрести покой. Когда заказывается такая служба принято нести определенный набор продуктов, как жертвование за проведение службы, который ложатся на специальный поминальный стол. Какими должны быть продукты для поминального стола мы рассмотрим ниже.
Что принято нести в церковь
Милостыня верующим за чтение молитвы за «восстановление погрешней и даровании покоя душе» выражается в виде продуктов. И так, что должно быть на поминальном столе. Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов. Если тот день, когда вы заказываете службу нет никакого церковного праздника или поста тогда это может быть:
- хлеб, крупы;
- растительное масло;
- молочные продукты;
- сахар, мука;
- овощи, фрукты;
- рыба;
- конфеты, печенье и т.д.
Если вы подаете записку на службу в пост. Тогда набор продуктов должен составляться согласно церковных традиций, и они не должны содержать запрещенные продукты в пост. Другими словами, в такие дни не стоит класть такие продукты на поминальный стол в церкви как яйца, мясо, молоко и т.д.
Также нужно детально изучить церковный календарь. На день Радоницы (9 день после Пасхи) для поминовения принято нести яйца, пасхи, куличи. Конечно каждый человек сам лично выбирает набор продуктов. На сегодня не существует никаких конкретных списков, которые необходимо собирать для поминовения. Главное, чтобы эти продукты отдавались в церковь с чистой душой и благими намерениями.
Вместе с продуктами на поминальный стол прихожане также кладут записки с именами усопших родных за которых и нужно читать молитву.
Нужно также отметить, что чаще всего на поминовение подают записки и несут продукты на 9,40 день после смерти. Также обязательно поминают на 1,2 ,3 год. Также на протяжении года существуют специальные поминальные дни, когда принято проводить поминовение.
Где в церкви поминальный стол
Верующие, которые ходят в церковь не ежедневно, а только от случая к случаю наверняка не знают где в церкви находится поминальный стол. Как правило такой стол стоит рядом с кануном где ставят свечки за упокой стоит поминальный стол. Этот канун как правило имеет квадратную форму. Но не всегда. Во многих храмах это может быть подсвечник круглой формы.
Если войти в церковь и спросить у бабушек где ставят свечки за упокой они могут сказать, что для Бога все живы и ставьте где захотите. Но нужно учитывать, что в каждой церкви существует много своих правил и традиций. Но несмотря на это у всех есть именно этот поминальный уголок. Очень часто он располагается напротив с распятием Христа.
Помните, что в поминальные дни нужно не только заказывать церковные панихиды, но и при посещении церкви не лишним будет раздать милостыню нищим, при этом прося у них чтобы они помолились за усопшего.
Господь всегда с Вами!
Что кладут в церковь на поминальный стол
После смерти близкого человека в православной Церкви принято заказывать службу панихиды по усопшему, во время которой по церковным традициям родственники приносят в храм продукты и складывают на специальный стол.
Как священник проводит службу и что кладут в церковь на поминальный стол?
Поминальный обед считается определенной формой милостыни перед Богом, помогающей усопшему очиститься от грехов. Подавая еду в храме, нужно делать это с искренними намерениями, через любовь и молитву, иначе все старания будут напрасными.
Если родственники горячо молятся об усопшем, даже не имея средств для пожертвования, их молитвы будут ценнее, чем у тех, кто организовывает процесс просто «для галочки».
Оглавление:
- Где в церкви находится поминальный стол
- Зачем в церковь приносить продукты на помин
- Что приносят в церковь на родительскую субботу
- Что нужно нести в церковь на панихиду
- Что нести в храм на 9 дней
Где в церкви находится поминальный стол
Многие верующие посещают храм достаточно редко, либо от случая к случаю, поэтому могут не знать расположение церковных атрибутов.
Поминальный стол следует искать возле кануна – прямоугольного стола, имеющего ячейки для свечей, которые ставят за упокой.
Некоторые считают, что свечу можно поставить куда угодно, однако, это не всегда уместно. В каждой церкви действуют уже давно установленные правила, поэтому не стоит забывать, что существует специальный поминальный уголок.
Перед началом службы принесенные продукты следует расположить на приставном столике. Во время прочтения заупокойного чина, батюшка окропляет пожертвования святой водой.
После богослужения принесенные дары раздают священникам, служителям храма, нуждающимся, а также нищим и бездомным, блуждающим возле храма.
Помощь в организации похорон в Киеве — ритуальные услуги в Киеве
Зачем в церковь приносить продукты на помин
Отдельная религия придерживается своего мнения по этому вопросу. Например, язычники считают, что поминальные дары переходят на тот свет, и покойный сможет их вкусить. Индуизм рассматривает подношение как плату богам за прощение грехов покойного.
Православная Церковь иначе относится к такому ритуалу. В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии?
Многие покидают этот мир с тяжелым грузом грехов, накопившимся в течение жизни, не успев раскаяться на земле. И только близкие своими молитвами, милостыней и добрыми делами способны помочь усопшему. Милостыня окажется более действенной, если после нее мы сами сделаемся добрее.
Что приносят в церковь на родительскую субботу
В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.
В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.
Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.
В родительскую субботу приносят в церковь постные продукты, которые батюшка освящает: муку, сахар масло и вино для проведения литургии.
Следует съездить на могилку, привести ее в порядок и помолиться.
Стоит отметить: многие оставляют на могилках конфеты и другие кушанья, хотя Церковь против и советует подавать только живым.
Что нужно нести в церковь на панихиду
Панихида – процесс, проводимый в день похорон, на третий день, девятый и сороковой. Проводят ее в день рождения, годовщину и именины усопшего.
Поминальные продукты нужно сложить на поминальный стол. К ним относятся следующие приношения:
- различные хлебобулочные изделия;
- мука, крупы, растительное масло;
- чай, соки;
- консервы;
- кагор;
- кисель.
Самым распространенным блюдом является кутья. Традиционно ее делают из пшеницы и меда, однако, в последнее время основные ее ингредиенты – рис и изюм.
Что нельзя приносить:
- мясо и мясные изделия;
- продукты с истекшим сроком годности;
- крепкий алкоголь (разрешается только кагор).
Продукты, принесенные в церковь на панихиду – это дар Богу, поэтому следует ответственно подойти к данному вопросу.
Что нести в храм на 9 дней
На девятый день после смерти по усопшему заказывают молебен, затем устраивают поминки. Молитвы, произносимые на девятый день, помогут умершему очиститься и преодолеть испытания перед райской жизнью.
Обратите внимание: приглашать на помин не принято, близкие приходят сами. Стоит лишь напомнить о событии, уточнив место и время.
Обычно на первое подают кутью, борщ, щи, на второе – каши с кусочком мяса или рыбы. Салаты – винегрет, помидоры с огурцами, капустные салаты. Напитки – кисель, компот, безалкогольные напитки.
На помине важно простить усопшего и проститься с ним, это облегчит его страдания на том свете.