Чтобы в доме моем была пища
Недавнее предложение верующим платить десятину вызвало предсказуемую панику у людей, которые никакими верующими не являются, и к которым это никаким боком не относится. Успокойтесь, это не к вам. Вы чужие на этом празднике жизни. Своим же я хочу рассказать, как лет десять назад говорил с одним американским протестантом, и в разговоре всплыло, что пожертвования — это сверх десятины; то есть десятину ты уже заплатил, но хочешь вот поддержать еще миссию в Африке, служение престарелым или программу реабилитации наркоманов, или еще какую-то церковную активность — вот это и будет пожертвование. А десятина — это само собой, а как же иначе-то? А что, у вас как-то по-другому? Я деликатно замял тему, чувствуя себя не вполне уютно. В самом деле, Писание говорит: Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Мал 3:10), да и в очень многих местах говорится о том, что мы должны отдавать десятину Богу. Она должна идти на поддержку левиту , пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались (Втор 26:12). Мы все хотим, чтобы Церковь обращала неверующих, помогала нуждающимся, исцеляла социальные язвы; кто-то даже высказывает ей упрек, что она недостаточно занимается этим. Но ее возможность это делать определяется ни чем иным, как десятиной. Более того, даже возможность содержать храм, освещать его и отапливать, совершать Литургию, принимать исповедь, вести занятия в воскресной школе — все это определяется нашими взносами. Если мы хотим, чтобы священники совершали службу Божию и оказывали внимание духовным нуждам прихожан, мы должны позаботиться о том, чтобы забота о хлебе насущном не вынуждала их искать заработка где-то еще.
Слово «Литургия» по-гречески значит «общее дело», и это подразумевает не просто общую молитву. Это значит — общее участие в том, что делает эту общую молитву возможной в храме.
Это настолько очевидно, что подробного рассмотрения требует другое: что мешает нам платить десятину. Есть несколько культурно-психологических проблем, которые тут стоит обозначить. Первая — глубокая разобщенность; социализм, при всем своем декларативном коллективизме, оставил после себя глубоко атомизированное общество, которое до сих пор пребывает в этом состоянии. Мы очень мало склонны к объединению для чего бы то ни было вообще — будь то политическая деятельность, благоустройство территорииили обустройство Церкви. Среди православных верующих дело обстоит немного лучше, чем в среднем по стране, но — не намного. Даже люди, регулярно посещающие богослужения, могут не чувствовать себя частью прихода и не видеть своим долгом его поддерживать. «Церковь» воспринимается как некая внешняя структура — «они», «профессиональные церковники», епископы, священники, те, кто постоянно работает в Церкви, а вот «мы», миряне, просто заходим к «ним». Но это не так. Церковь — это мы все, клир и миряне, и наше финансовое участие должно помочь нам это почувствовать. Третья проблема — очень низкий уровень доверия в обществе; привычка верить, что «все разворуют». Интернет полон безапелляционной уверенности, что любые проекты затеваются исключительно с целью «распилов и откатов», все благотворители на самом деле жулики, а церковники — толстые и на «мерседесах» ездят, и о пожертвованиях могут просить только с тем, чтобы сделаться еще более толстыми. Сама идея, что может быть по-другому, воспринимается многими в штыки, и характерно, что наиболее болезненно на идею десятины реагируют те, кто чадами русской Православной (да и какой либо вообще) Церкви не являются.
Даже если человек на сознательном уровне не верит в эти карикатуры, на подсознательном они могут его расхолаживать. И платя десятину, мы активно преодолеваем эти настроения — мы можем действовать вместе, участвовать в общем деле, доверять друг другу. С десятиной приходит и ответственность за то, как она употребляется, право голоса в жизни прихода.
Я понимаю, что это трудно, но можно начать с того, на что нас хватает, — пусть меньше, но регулярно, а там Бог благословит. Подчинение своих финансов Богу — такая же проблема, как подчинение Ему любой другой стороны нашей жизни; но надо стараться. В итоге оказывается, что денег хватает; это как с молитвой — чем меньше Вы молитесь, ссылаясь на занятость, тем меньше у вас времени; а чем больше Вы молитесь, тем больше времени у Вас остается.
Малахия 3 глава
Комментарии из Женевской Библии: Малахия 3 глава
3:1 Ангела Моего. Ср. 4,5 и Ис. 40,3, где также есть слова «приготовьте путь». По традиции Ближнего Востока: впереди идущего царя заранее посылали гонцов, чтобы предупредить о его приближении и устранить с пути все препятствия. Подразумевается, что упоминаемый здесь ангел является последним и предвещает непосредственное пришествие Господа как «Ангела завета».
внезапно. Ассоциация с несчастьями и бедственными обстоятельствами (напр., Чис. 12,4; Ис.47,11; ср. 2 Пет. 3,10).
Ангел завета. В ответ на заявление, что Бог будто бы не проводит различия между добром и злом (2,17), здесь указывается на исправляющее и очищающее служение Ангела завета. На выпад: «где Бог правосудия?» (2,17), ответ дается в ст. 5. Иудеи ожидали, что Бог будет судить другие народы, но Господь говорит: «приду к вам для суда» (ст. 5). «Ангел завета» означает иное лицо, нежели «ангел Мой», потому что Он исправит и очистит священников, левитов, равно как и все царство. Он изменит укоренившуюся у народа практику жертвоприношений и свершит преобразование самого священства (ст. 2-5). Одним словом, сей «Ангел завета» есть Мессия. Это пророчество исполняется в Иисусе.
Пришествие Христа (Книга пророка Малахии 3,1).
3:3 очистит сынов Левия. Священники увели народ с пути истинного. Работа по очищению должна начаться с них, а затем она распространится на весь народ. Левиты были образцом для народа, которому надлежало стать «царством священников» (Исх. 19,6).
3:5 приду к вам для суда. Этот раздел начинается с того, что религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. Заканчивается же он обвинениями, которые Господь предъявляет Своему народу. Те грехи, которые перечисляются в ст. 5, были ясно указаны в Законе Божием. Первопричиной этих грехов явилось отсутствие страха Божия (ст. 5).
3:6-12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным.
3:6 Я – Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел (Исх. 34,6.7; Иер. 30,11).
3:10 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений (2 Пар. 31,11; Неем. 10,38.39; 12,44; 13,12).
отверстий небесных. См. Быт. 7,11.
3:13 – 4,6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядуще пришествии Бога (3,1-5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием – их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.
Упоминанием о «дне» (ст. 17) вновь затрагивается тема последнего дня суда Божия, который станет днем гибели для нечестивых и спасения для праведных. В заключительных стихах еще раз повторяется обетование предтечи. Народ призывается к соблюдению закона Моисеева. В последние времена, предшествующие «дню Господню, великому и страшному», люди разделятся на праведников и нечестивых. Если же народ не отзовется на пришествие нового Илии, Господь поразит всю землю проклятием.
3:14 тщетно. Т.е. попусту.
пользы. Желание получить от своего служения личную выгоду полностью противоречит стремлению к правде Божией (Пс. 118,36).
3:16 Но. Речи и поведение богобоязненных людей являются их ответом на роптание сомневающихся и составляют им полную противоположность.
боящиеся Бога. См. 1,6-14.
3:17 они будут Моими. Те, кто сохранил верность Господу.
собственностью. Т.е. народ Израиля – «удел», «собственный народ» Господа (Исх. 19,5; Втор. 7,6; 14,2; 26,18).
← Малахия 2 • →
— Как мы обещали, вместе с нашими дорогими друзьями, мы сегодня будем исследовать очень важный вопрос, который волнует многих братьев и сестер. Это вопрос о десятине. Но следует прежде отметить, что есть такое понятие, как библейская десятина. Это Божье установление. А есть церковная десятина. Их никогда нельзя путать. Потому что библейская десятина это Богом, установленные правила. А церковная десятина, это человеком, установленные правила.
— Значит, есть разница?
— Абсолютная разница. Поэтому нам, как народу последнего времени, следует понимать эту разницу и делать определенные выводы.
— Что мы сегодня и будем делать. У Божьего народа возникает много вопросов по поводу текста из книги пророка Малахии. Я прочитаю. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:8-10). Многие говорят, что эти слова относятся только к народу Ветхого Завета. Но большинство христиан, в том числе и адвентисты седьмого дня, воспринимают эти слова с опасением.
— Да. Потому что сегодня можно услышать, как современные служители пугают простой Божий народ с библейских кафедр. Они говорят, проклятием вы прокляты.
— С опасением, что эти слова могут исполниться. Эти слова проклятия могут исполниться в их жизни. И поэтому нам, как народу последнего времени, необходимо знать точную библейскую позицию в отношении слов, пророка Малахии.
— Я хочу сказать нашим дорогим друзьям тот факт, что нельзя выдирать текст и его контекста. Другими словами, книга пророка Малахии, где речь идет о десятине, может быть понята на условии, если мы прочитаем это пророчество в ключе книги Ездры, Неемии, Аггея и Захарии. Потому что они современники. Они живут в одно время. Даже имена всех участников перекликаются в этих книгах. Поэтому Бог с разных сторон описывает ситуацию, в какой обстановке Божий народ восстанавливал Храм в Иерусалиме. А присутствие Храма, это судьбоносный вопрос. Есть Храм. И если там приносится заместительная жертва, то есть договор, между человеком и Богом. Нет Храма, нет служения. Договор не восстановлен. Поэтому пророки со всех сторон подкрепляют народ, чтобы запустить функцию в Иерусалимском Храме. А Историческая обстановка была очень сложная. Во-первых, с одной стороны язычники мешают построению храма.
А большей частью создавало проблему главенство. Богатый народ. Они делали от себя всё возможное, чтобы создать проблемы у простого народа, который строит стену, который строит Храм. И при этом еще приносит всё необходимое, чтобы у строителей была пища. Мы начнем с книги Ездры, потому что она первая стоит у нас в этой череде книг. То есть, Ездра, Неемия, Аггей, Захария и Малахия. Мы начнем с книги Ездры. Четвертая глава. Нам интересен отрывок с первого по пятый стих включительно. Нам придётся читать блоками, чтобы увидеть культурно исторический контекст, и те трудности, которые сатана выдвигает руками язычников. И он это делает внутри Божьего народа. Он делает от себя всё возможное, чтобы не построился Храм. А если и построился, чтобы там не приносились жертвы. Вот общий исторический контекст. Нам нужно только это посмотреть собственными глазами.
«И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский. И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении.» (Ездра 4:1-4).
Посмотри. Здесь в первую очередь нам полезно отметить. Здесь речь идет о Зоровавеле и Иисусе сыне Иоседекове. О нем сказано будет в книге пророка Аггея, и в книге пророка Захарии. Это еще раз говорит о том, что эти книги необходимо читать вместе. Мы не можем взять один текст из пророка Малахии и применять его куда угодно, и к кому угодно. Должен быть контекст. И мы увидим, что Малахия обращается к тем, кто больше всех препятствует тому, чтобы в Храме совершалось правильное служение. Более того, Ездра отмечает, что язычники мешают в построении дома Божьего. Потому, что сатана прекрасно знает, если дома Божьего не будет, то договора нет. Есть договор, есть Храм. Потому, что Бог сказал: «И устроят Мне святилище, и только тогда буду Богом их». Нет святилища, нет договора. Это принципиально. Или книга Неемии. Она описывает внутренние трудности, которые воздвиг сатана изнутри Божьего народа. Нам интересна пятая глава с первого по тринадцатый стих.
— «И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других. Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа. И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? И я также, братья мои и служащие при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей. Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их. И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.» (Неемия 5:1-13).
— Вот внутренняя обстановка, которая препятствовала строению Храма. Создал её богатый и знатный из народа. То есть, главенствующие люди. Это с одной стороны Ездра описывает опасности из внешней стороны. То есть сатана мешает руками язычников построению Храма. А Неемия описывает опасность изнутри. Препятствие. Поэтому мы, когда читаем уже слова пророка Малахии, у нас должно быть картина. Почему он об этом заговорил и к кому обращены эти слова. А на этот вопрос, возможно, ответить только благодаря самой книге пророка Малахии. Здесь мы видим, что Неемия обращается именно к главам. Или же история из книги пророка Аггея. Первая глава с первого по четвертый стих включительно. Он тоже является современником пророка Малахии. Также как и Ездра и Неемия. Они современники. Просто эти книги описывают проблемы с разных сторон.
— «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Аггей 1:1-4).
— В первую очередь и Аггей говорит о Зоровавеле, и об Иисусе сыне Иоседекове. То есть, это еще раз говорит о том, что эти книги следует рассматривать вместе друг с другом. А вторая деталь, может возникнуть ассоциация, что Бог обращается к простому народу. Но Аггей четко говорит к кому обращены эти слова. А вам самим время жить в домах ваших украшенных? У бедного человека могут быть украшенные дома? Нет. Поэтому книга должна объяснять сама себя. Мы не можем вносить в библейский текст своих идей и говорить народу: «Проклятием Вы прокляты». Я думаю, Богу не безразлично когда эти слова применяются к тому, к кому Бог их никогда не применял. Или же книга пророка Захарии. Нам интересна седьмая глава с первого по четвертый текст.
— «В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?» (Захария 7:1-4).
— Здесь тоже Захария говорит о перекосе в израильском обществе. Во-первых, они говорят; «Пойдите, скажите священникам». Значит, к священникам посылают. И посылают из города Вефиль. В еврейском наречии звучит как дом Божий. То есть, руководство посылает к Захарии спросить. А они что, сами из Священного Писания не знают. Они что, не знают, что нужно делать? Поэтому мы видим обстановку со всех сторон. У Ездры язычники мешают. У Неемии внутри проблема. Руководство мешает. У Аггея мы видим, богатые мешают. Они говорят, не время строить дом Божий. А сами живут в раскрашенных домах. Захария говорит, так они не знают вообще, что им делать.
Они идут и снова спрашивают у пророка. Надо ли нам поститься или не надо? В книге пророка Исаии, пятьдесят восьмая глава, они задавали Богу тот же вопрос. Почему мы постимся, а Ты не видишь, взываем, а Ты не слышишь? И Исаия дал им совет. Обратиться к социальным нуждам. Не ритуальным, а к социальной справедливости. Чтобы в Израиле была социальная справедливость. Чтобы кто-то не жил в роскошных домах, а другой умирал с голоду. А чтобы была равномерность. Это теократическое общество. Поэтому везде мы видим возникающие проблемы со всех сторон. Поэтому когда мы читаем книгу пророка Малахию, а упускаем исторический контекст, то мы можем применять этот текст как угодно. А Малахия применяет его целенаправленно.
— Да брат. Сейчас я поняла, что эти книги надо читать вместе, тогда складывается картина.
— Да, Библия должна толковать сама себя. Это правило протестантизма. Библия и только Библия. Или же давай возьмем книгу Малахии, как стартовый текст. Вторая глава тринадцатый стих. То есть, я еще раз повторю нашим дорогим друзьям. Эти пять книг должны быть прочитаны вместе и только потом мы можем делать вывод из книги пророка Малахии.
— «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.» (Малахия 2:13).
— Кто заставляет обливать жертвенник слезами? Бог не заставляет. Поэтому у Захарии было сказано, что они посылают спросить: «Нам нужно поститься и плакать?». А в Малахии мы видим, что хотя им Захария дал ответ, они всё равно заставляют простой народ плакать возле жертвенника Господня. И вообще когда мы читаем книгу пророка Малахии, то мы должны дать себе отчет в том, что весть в книге Пророка Малахии, это претензия Божья, которая адресована к руководству Божьего народа. Претензия Божья. То есть Бог предъявляет претензии неверному священству. Прочитаем первую главу. С первого текста начнем.
«Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!» Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».» (Малахия 1:1-7).
— Скажи дорогая сестричка, трудно понять, кому непосредственно адресованы эти слова книги пророка Малахии? Здесь конкретно говориться, что к священникам обращается Господь. «Вам, священникам». Священники приносят хлеб. Народ приносит к святилищу, а священник возносит. Почему он нечистый? Это очень хорошо написано у пророка Аггея. Аггей объясняет это место. Давай посмотрим, чтобы не быть голословными. Книга пророка Аггея. Прочитаем отрывок. Вторая глава с одиннадцатого текста. Я прочитаю.
«Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым.» (Аггей 2:11-13).
— Ты хочешь сказать, что в книге Малахии указывается на то, что священники прикасались к чему то нечистому?
— Да. Священники жили, как они считали нужным. Но приходя в храм Божий, они брали хлебное приношение. А если он был осквернен какой-то нечистой, то хлеб становился нечистым. Поэтому Малахия четко делает акцент, что священники уже не разбирают, что чистое, а что нечистое. Но когда они совершают жертвоприношения, всё становится несчастным. То есть, они жили не по слову Божьему. Поэтому книгу пророка Малахия можно понять только в ключе всех пяти книг. Начиная с Ездры и заканчивая книгой пророка Малахия. И в одиннадцатом тексте первой главы книги пророка Малахии уже сделан намек о Новом Завете. Причина заключения Нового Завета, это неверность священства в принципах договора. Давай прочитаем.
— «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.» (Малахия 1:11).
— Спасибо. Это пророчество о Новом Завете. А в двенадцатом и тринадцатом тексте, обозначена причина. Почему будет пересмотрен договор. По какой причине будет пересмотрен договор.
— «А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная». Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.» (Малахия 1:12,13).
— Здесь обозначена причина. Почему будет заключен Новый Завет. Там не будет приноситься жертва, а будет приноситься чистый фимиам. Это молитвы святых. Поэтому наперёд можно сказать. Павел, обращаясь к христианам, обращенным из иудаизма, которые были пренебрегаемы своим теократическим обществом. Он делает вывод; «Итак выйдем к Нему за стан, неся Его поругание. И будем приносить жертву уст наших». Тринадцатая глава, послание к Евреям. Мы еще вернемся к этому тексту. Но, тем не менее, вот это чистый фимиам. В Новом Завете нет жертвы. Потому что Иисус принес заместительную жертву. И левитское служение в Новом Завете отходит на второй план.
— Да, ты знаешь, я хочу заметить, что во второй главе книги пророка Малахии, Бог опять обращается к священникам.
— Это опять адресовано к кому? К кому адресованы эти слова? Здесь делается итог. «Итак». Слово «итак» подводит итог, кому были сказаны эти слова, что говорилось выше. Слово «итак» говорит о том, что подводиться итог, к кому говорилась предыдущая речь.
— И Бог повторяет: «Итак, для вас священники, эта заповедь…» (Малахия 2:1).
— Спасибо. Отсюда следует, что к священникам были адресованы эти слова. И со второго по девятый стихи описывается предупреждение. Опять же для священников и левитов. Читаем.
— «Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.» (Малахия 2:1-9).
— И в этом отрывке мы видим, что Бог обещает отнять правое плечо. Что это означает? Эта лучшая часть из десятин. Это еще раз говорит о том, кому адресована книга пророка Малахии. Это важный момент. И в одиннадцатом тексте этой же главы, что говорит Господь, обращаясь к народу Ветхого Завета?
«Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.» (Малахия 2:11).
— А что означает, женился на дочери чужого Бога?
— Прежде здесь сказано, унизил святыню, и женился на дочери чужого бога. То есть, Иуда унизил святыню и возвысил чужого бога. Давай посмотрим, что значит жениться на дочери чужого бога. Я говорил, что эти выражения можно понять, когда сравниваем пять книг. Ездры, Неемии, Аггея, Захарии и Малахии. Ездра девятая глава первый и второй стихи. Кто женился на дочери чужого Бога, и таким образом унизил святыню?
— «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.» (Ездра 9:1,2).
— Скажи пожалуйста, когда мы сравниваем слова Малахии с книгой Захарии, становится понятно выражение? Становится все понятно. Они унизили святыню и женились на дочерях иноземных богов. Поэтому, это еще раз говорит, что мы не можем, как народ последнего времени, читать книгу пророка Малахии в отрыве от книги Ездры, Неемии, Аггея и Захарии.
— Брат, я хотела обратить внимание на слова. Притом рука знатнейших и главнейших людей была в этом беззаконии первою.
— Поэтому это неудивительно, когда мы видим общий исторический контекст, мы уже можем спокойно сказать, кому обращены эти слова.
— Я еще надо заметить, что Бог, обращаясь через пророков к священникам, Он говорит эти слова священникам с болью сердца. Как Ему больно все это видеть.
— Потому что народ того времени не мог читать. Он полностью зависел от священников и левитов, которые могли читать слова Священного Писания. Поэтому глядя на действия священников и левитов, люди делали вывод, что так поступать можно. Раз они так поступают, то и нам так можно поступать. Сегодня у каждого из нас есть Библия, и мы можем сравнивать Библию с Библией. Раньше у простого народа такой возможности не было. И в тринадцатом тексте Малахия продолжает. Мы делаем для наших дорогих друзей обзор, чтобы ответить, основываясь на словах Библии. Кому обращены слова пророка Малахии из третьей главы, когда сегодня любят говорить, проклятием вы прокляты? А мы же желаем ответить на этот вопрос, кому же адресованы все же эти слова. Давайте прочитаем тринадцатый стих второй главы. Но к этому моменту надо подойти, чтобы увидеть эти слова в общем контексте.
— «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших.» (Малахия 2:13).
— Мы говорили кратко в начале, кто может заставлять и кого обливать жертвенник. То есть, кто заставляет, и кого заставляют обливать жертвенник Господень? Мы видим, что священники. Но без книги пророка Захарии мы этого не поймем. Вот допустим седьмая глава книги пророка Захарии. Прочитаем отрывок с четвертого по седьмой тексты.
— «И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?» (Захария 7:4-7).
— Эти слова помогают нам понять выражение из книги пророка Малахии. Что священство заставляло людей плакать возле жертвенника во время поста. Но, если мы только будем читать книгу пророка Малахии, то мы никогда не поймем в чём проблема. Захария объясняет, что не такой пост избрал Бог. Он говорит через пророка Исаию. Раздели с голодным хлеб твой. Когда увидишь нагого, одень его и скитающихся бедных введи в дом твой. Другими словами Малахия, Захария и пророк Исаия, который был прежде, в древние времена. Бог призвал через них теократическое общество к социальной справедливости. А то сложилось, богатые, живя в красочных домах, говорят, не время строить дом Господень. Они создают проблемы. Поэтому, как без этого исторического контекста мы можем прочитать ключевой вопрос, проклятием вы прокляты.
Давайте вернемся к этому вопросу. Это Ключевой вопрос в книге пророка Малахии. Я имею в виду ключевой вопрос не для Малахии, а для народа, который читает эти слова. К кому же эти слова обращены. До этого момента мы увидели, что все слова обращены к руководству. К руководству теократического общества. И смотрим ключевой вопрос. Третья глава с восьмого по 10 стихи.
— «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:8-10).
— Брат, о какой пище здесь говорится, когда сказан: «что бы в доме Моем была пища?»
— Давай откроем книгу пророка Неемии. Нам понадобится тринадцатая глава, с четвертого по двенадцатый стихи.
— «А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников. Когда все это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя. Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия, тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан. Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле. Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их. И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.» (Неемия 13:4-12).
— Из этих слов, мы видим, кто является причиной преткновения, что в доме Господнем не было пищи. Кто создал эту проблему? Кто поселил Товию? Я еще раз говорю нашим дорогим друзьям. Если читать книгу Ездры и Неемии, то вы увидите, кто такой Товия. Это враг Божий. Поэтому народ видя, кто живет в доме Божием. Кто живет в комнатах, где должна храниться святыня. Они просто туда не приносят. Поэтому это очень важно. Когда мы сравниваем Библию с Библией.