Содержание
- Всецерковное православное молодежное движение
- Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви
- Чтобы молодежь стала обретенным поколением…
- Современная молодежь и современное православие
- Взгляд молодежи на Православие
- Стать «своим»
- Идеалы
- В чем заключается счастье?
- Вне Церкви
- Так все-таки нужно ли Молодежное служение?
- Свидетельство Марины Мироновой о молодёжном служении
- Свидетельство Марины Мироновой о молодёжном служении 02.02.2020
Всецерковное православное молодежное движение
Доклад святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе 2000 года.
«…Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»
(1 Пет. 2:3-5)
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри — члены Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!
Настоящий Освященный Собор созван в знаменательное время мировой истории. Завершается век, завершается тысячелетие. Церковь Христова проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Следуя во всем апостольскому преданию и учению Святой Церкви, мы, благоговейно устремляя нашу мысль к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открываем для себя высокий и благодатный смысл этого священного события в жизни мира.
Важной стороной церковного служения в современном мире является работа с православной молодежью. Координирующую роль в этой работе призвано осуществлять созданное в январе 1991 года Всецерковное православное молодежное движение. Молодежь требует особого пастырского попечения, ибо она наиболее подвержена воздействию негативных, часто разлагающих форм современной массовой культуры. Многие священнослужители знают, как трудно найти нужный подход к душам молодых людей. Стремительное развитие жизни создает определенные трудности во взаимоотношениях людей, принадлежащих к различным поколениям, и требуется особая пастырская мудрость, чтобы понять сложные психологические проблемы, возникающие в душе молодого человека, даже воцерковленного. Необходимо использовать свойственную молодежи коммуникабельность для создания в общинах крепких молодежных объединений, активно вовлекая их в приходскую жизнь.
Заслуживает всяческого одобрения и поддержки создание на приходах кружков художественных ремесел, а в епархиях — летних молодежных и строительных лагерей, которыми осуществляется помощь в реставрации монастырей и храмов. Например, в Вятской епархии такие лагеря действуют с 1994 года, в которых трудятся студенты не только из России, но и из Франции и Германии.
Весной этого года Священным Синодом была утверждена новая Концепция молодежного движения Русской Православной Церкви, которая должна лечь в основу молодежной работы на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровнях и строго контролироваться епархиальными архиереями.
Важным является взаимодействие православных и светских молодежных организаций. Необходимо, чтобы православные молодые люди не чувствовали себя оторванными от молодежного сообщества.
Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви
Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области работы с молодежью, осуществляют правящие архиереи. Для организации молодежной работы в епархии действует епархиальный отдел по делам молодежи, который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела по делам молодежи. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия епархиального отдела по делам молодежи оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
В задачи епархиальных отделов по делам молодежи входят:
1. координация всей церковной молодежной работы в епархии, координация деятельности штатных ответственных по работе с молодежью в благочиниях и на приходах, а также православных молодежных объединений;
2. разработка и реализация годовых планов молодежной работы в епархии;
3. разработка и реализация общеепархиальных молодежных программ и проектов, привлечение молодежи к их осуществлению.
4. осуществление следующих приоритетных форм и направлений молодежной работы:
занятия для молодежи по изучению Священного Писания, вероучения Церкви, литургической традиции, постижению смысла богослужения и основ христианской жизни;
миссионерские молодежные акции и поездки;
клубы молодой семьи
молодежные социальные волонтерские проекты;
епархиальный фестиваль, включающий различные виды творчества молодежи;
спортивные игры с участием молодежных команд благочиний и приходов;
летние молодежные лагеря;
участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами;
съезды православной молодежи и форумы с ее участием;
5. проведение краткосрочных обучающих курсов и семинаров по организации молодежной работы на приходах, в т.ч. организация епархиальной школы православного молодежного актива;
6. обеспечение участия молодежи епархии в реализации общецерковных молодежных программ и проектов Синодального отдела;
7. распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным отделом и предназначенных для обучения молодежи различным видам церковного служения;
8. содействие созданию на приходах православных молодежных объединений, их сотрудничеству, поддержка их участия в государственных и иных конкурсах;
9. взаимодействие с государственными и общественными организациями, подготовка соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с региональными органами власти, ответственными за работу с молодежью;
10. осуществление совместных с региональными властями и общественными организациями молодежных проектов и акций;
11. содействие установлению постоянных связей приходов с государственными и муниципальными учреждениями в сфере работы с молодежью, заключению между ними соглашений о сотрудничестве;
12. содействие освещению в средствах массовой информации общецерковной и епархиальной молодежной работы;
13. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную молодежную работу;
14. проведение епархиальных целевых денежных сборов;
15. привлечение учащихся православных учебных заведений к молодежной работе.
16. подготовка ежегодного отчета о проделанной молодежной работе епархиальному архиерею и в Синодальный отдел по делам молодежи.
В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях создается коллегия епархиального отдела по делам молодежи. Коллегия является совещательным органом при отделе по делам молодежи епархии. Коллегия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.
Чтобы молодежь стала обретенным поколением…
Константин Поваров читает лекцию студентам Сретенской Духовной Семинарии.
Православные молодежные организации в нашей стране стали вести работу с начала 90-х годов, напомнил Константин Поваров. Мощный импульс ей был придан в новом столетии, когда Синодальный отдел по работе с молодежью Московской Патриархии, возглавляемый архиепископом Костромским и Галичским Александром, провел ряд съездов православной молодежи.
Первый такой съезд состоялся в 2001 году в Крыму, а затем в Москве прошел Всецерковный съезд православной молодежи. В последующие годы встречи православной молодежи организовывались по различным епархиям. В них принимали участие различные общественные организации, представители Русской Православной Церкви и государственных структур. К слову, совсем недавно прошел съезд православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья.
Всем памятно высказывание экс-министра образования Владимира Филиппова о том, что воспитание молодежи — это наше общее дело. Задача Церкви, общества и государства состоит в том, чтобы не упустить молодежь, чтобы она стала обретенным поколением. Кстати, Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы была учреждена специальная премия, которая так и называется — «Обретенное поколение».
К примеру, в этом году ею были награждены духовные школы — Московская и Санкт-Петербургская духовные Академии, Костромская духовная семинария; крупнейшие вузы — Российский государственный социальный университет, Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского. Премией «Обретенное поколение» отмечены также заслуги Тверской и Челябинской епархий, Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Также получивший эту почетную награду Санкт-Петербургский велоклуб «Самокат» организовал минувшим летом, совместно с Синодальным отделом по делам молодежи, велопробег, посвященный 625-летию победы на Куликовом поле. Это была серьезная миссионерская акция, которая не только сочетала в себе спортивную часть, но и давала участникам возможность почувствовать свою приобщенность к победе русского оружия.
Братство православных следопытов, немыслимое при Советах…
Константин Поваров с ведущим встречи, студентом Сретенской духовной семинарии Иваном Пиковским
Какие же на сегодняшний день действуют православные молодежные организации? Отметим наиболее значимые.
В рамках Синодального отдела по работе с молодежью существуют Братство православных следопытов и Всероссийское православное молодежное движение. Если первое занимается детьми, то основной приоритет второго, как видно из его названия, — молодежь.
Братство православных следопытов, действующее по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, использует в работе с детьми скаутский метод. Принципиальные особенности скаутского движения — это, во-первых, принятие его участниками и реализация в жизни учения Православной Церкви и, во-вторых, отсутствие идеологизированной политической подоплеки (бывшая во времена Советов пионерская организация, конечно же, таких особенностей не имела и иметь не могла!). Нынешней осенью Братству исполняется 15 лет. За эти годы было проведено более 120 лагерей в различных регионах России и странах СНГ, в которых приняли участие свыше трех тысяч детей и подростков.
Самый знаменитый среди этих лагерей — прошедший уже в четвертый раз «Феодоровский городок» в Подмосковье. Здесь встречаются не только дети, но и православные педагоги, лидеры скаутского движения. Параллельно с детской программой проходят занятия для патрульных, руководителей отрядов и отделений Братства в регионах. Два раза в год — в июле (после праздника св. ап. Петра и Павла) и в феврале (приурочено к празднику Сретения — Дню православной молодежи) в «Феодоровском городке» проводятся молодежные смены. Таким образом, у лагеря несколько целей — подготовка организаторов молодежного служения в регионах, общение православных молодых людей и православное просвещение (встречи с известными богословами, музыкантами, общественными деятелями).
Свои традиции складываются и у Всероссийского православного молодежного движения. Так, в его рамках развивается программа «Отчий край», паломнические, исследовательские, краеведческие поездки. Участники программы — студенты ведущих вузов Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ и др.), которые стремятся познакомиться с искусством и культурными памятниками России, имеющими в своей основе православную веру. В итоге — уже организованы 52 экскурсионные поездки по Подмосковью и Центру России, устроены минувшим летом экспедиция «Сокровища Русского Севера», а также серия прогулок по Москве для учащихся из других городов страны.
От «Реставроса» до «Звезды Вифлеема»
Интересные проекты по работе с молодежью — просветительские, социально-психологические, культурно-благотворительные — представляет Патриарший центр развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, который возглавляет игумен Иоасаф (Полуянов). Организованный в 1999 году на базе катехизаторской службы монастыря, Центр в прошлом году получил статус Патриаршего. Активно работает здесь Школа молодежного служения, где юноши и девушки в вечернее время могут проходить подготовку по церковной просветительской и социальной деятельности.
В рамках Центра действует молодежный проект «Реставрос» по оказанию бескорыстной помощи храмам и монастырям в восстановлении святынь. Символично его название: в переводе с греческого «ставрос» означает «крест», с приставкой «ре» получается «восстановление креста». Основные цели проекта — реставрация не только храмов, но и самих душ молодых людей, возвращение к традициям духовного общения, в том числе между уже воцерковлёнными людьми и теми, кто лишь на пути к вере, возрождение православной общины.
В военно-спортивном клубе «Стратилат» дети имеют возможность изучить не только рукопашный бой, но и русскую воинскую культуру в целом, осознать неразрывную связь с нашими святыми воинами — Александром Невским, Димитрием Донским, Феодором Ушаковым. В программу клуба входят занятия по рукопашному бою, марш-броски, форсирование рек, организация оборонно-спортивного лагеря, прыжки с парашютом. Таким образом, речь идет о содействии патриотическому, духовно-нравственному и физическому становлению личности молодого человека через русскую воинскую культуру.
«Звезда Вифлеема» — детский православный лагерь, работающий во время школьных каникул. Как записано в его уставе, «мы собираемся здесь, чтобы наполнить свою жизнь встречами и мечтами, делами и думами, весельем и тишиной, творческими озарениями и радостью открытий…» В программе лагеря — творческие мастерские, спортивные и военные игры, турпоходы с ночевкой, катания на лошадях, обсуждения многих волнующих подростков вопросов.
В каждой смене участники лагеря могут приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. Ведь «Звезда Вифлеема» — это путеводная звезда, способствующая воцерковлению детей. Между тем, как отметил докладчик, по опыту организации православных лагерей, известно, что только треть ребят являются воцерковленными. Многих родители отдают в православные лагеря, потому что в светских находиться ребенку просто не безопасно. Достаточно вспомнить попавшую в прессу историю с ночным морским купанием, да еще когда море было неспокойно — понятно, чем могло это закончиться для ребят. Кроме того, в обычных лагерях дети учатся сквернословить, пить, курить, не говоря уже о более серьезных грехах. Поэтому даже невоцерковленные родители после возвращения своего чада из православного лагеря видят изменения в его поведении в лучшую сторону и воспринимают это как чудо.
Один из последних проектов Центра — создание Интернет-сайта «Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II — детям». Его цель — ознакомить юных христиан с патриаршим служением. По словам создателей сайта, при его разработке «вышивали, лепили, вырезали из дерева, рисовали», словом, делали все, чтобы сайт пришелся детям по душе.
Отдельно следует сказать о медико-просветительском центре «Жизнь» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Он избрал своей миссией противодействие убийству нерожденных детей, а также информирование населения по вопросам, связанным с семьей, браком и современными аспектами биомедицинской этики. Лекторы центра выезжают в школы, вузы, медицинские учреждения. Естественно, молодежи легче воспринимать таких же, как они, юношей и девушек, но несущих православный взгляд на вопросы семейной жизни.
«Общее дело» — не общие слова, а конкретные проекты
В завершение обзора современного православного молодежного служения Константин Поваров представил вниманию семинаристов деятельность возглавляемой им организации «Общее дело».
Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» была создана в мае 2002 года выпускниками богословских вузов столицы. Формирование духовно-нравственных устоев, патриотизма личности и безопасной жизнедеятельности — такую задачу ставят еженедельно работающие в ее рамках семейный клуб “Воскресение”, военно-патриотический клуб “Ратная застава” и молодежный клуб “Вожатый”.
«Общее дело» — это отнюдь не общие слова, а конкретные, наполненные живым содержанием проекты. Например, организация ежегодного Международного молодежного сбора в Крыму, международных лагерей во Франции, которые прошли по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Этой организации принадлежит инициатива проведения Международных дней молодежи в Дивеево в 2003 году — в связи с празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Докладчик особо выделил роль православного лагеря в формировании православно-ориентированной личности ребенка: «Мы имеем там возможность не только учить его основам веры, но направлять его поступки в обычной, ежедневной жизни». Утреннюю молитву и богослужения дети посещают только по желанию. Но понятно, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. И, как правило, ребята в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма — дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание, неуважение к православной традиции нарушителей отправляют домой…
«Общее дело» проводит несколько лагерей — «Ратная застава», «Святого Георгия град» на мысе Фиолент в Крыму, зимний лагерь «Рождественская сказка» в Серпухове. Как показывает жизнь, сами ребята чаще всего выбирают военно-патриотический лагерь «Ратная застава». И вот почему.
Здесь всего за четыре дня занятий и один день соревнований они получают навыки по альпинизму, начальной военной подготовке, рукопашному бою, верховой езде. «Чему можно научиться за пять дней?»- возразит кто-то и будет неправ. Даже младшеклассники, не говоря уже о старшеклассниках, побывав в «Ратной заставе», умеют, например, вязать основные узлы, используемые высотниками, провести сборку и разборку автомата Калашникова, освоили основное альпинистское снаряжение и познакомились с армейскими командами в строю, узнали и опробовали простейшие движения и удары рукопашного боя. А разве забудут ребята выезд в мемориальный комплекс Протвино “Рубеж славы” и встречи с ветеранами — участниками боев в Подмосковье!
В завершение встречи в Сретенской духовной семинарии будущими пастырями был задан докладчику вопрос — как организовать молодежное служение на приходе? Константин Поваров ответил, что для этого необходимы три условия. Во-первых, благословение Божие через благословение священноначалия; во-вторых, сплоченная команда людей, профессионально владеющих своим делом (от рукопашного боя до организации интернет-издания); наконец, в-третьих, финансирование проекта.
Конечно, последний вопрос в столице решается несколько проще, чем в «глубинке», поскольку существует возможность привлечь финансирование из профильных комитетов Правительства Москвы. Но и на местах можно найти благотворителей для этих целей.
Современная молодежь и современное православие
Фамилия, имя, отчество: Кузиков Владимир Аркадьевич
Название места работы/учёбы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат»
Наименование муниципального образования: Ямальский район
Наименование населённого пункта: село Панаевск
Введение
Вопросы сохранения преемственности православия в молодежной среде в современных условиях являются предметом повышенного внимания как общественных и политических деятелей, так и религиоведов и богословов.
В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу неустойчивости социального положения данной группы населения. Сегодня молодежь вдвойне поставлена в экстремальные условия – переворот в политическом, социально-экономическом и культурном сознании сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. Современная молодежь, поставленная в более жесткие условия адаптации, чем предшествующее поколение, стали все больше подвержены различного рода угрозам.
Актуальность доклада посвященного проблеме современной молодежи и современного православия продиктована рядом объективных причин, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, что нередко приводит к негативным последствиям вплоть до совершения ими уголовных преступлений. Сказанное подтверждают и данные, как роста молодежи в различных экстремистских группировках, так и роста молодежной преступности в целом.
Духовное воспитание, понимаемое, прежде всего, как формирование религиозного чувства — это постоянная готовность к помощи, к союзничеству в борьбе с грехом. Известно, что слово грех переводится с греческого языка как непопадание в цель. Педагог должен принимать непосредственное участие в формировании детской души, быть связующим звеном между душой ребёнка и жизненным опытом, Церковью. Как говорится в Евангелие, у нас один Учитель — Христос.
На современном этапе вопросы взаимодействия православия и молодежи носят многоаспектный характер, как с точки зрения исторических традиций, значения православия в отечественной традиции, так и существующих проблем, касающихся: духовного восприемничества, снижения нравственных и иных ценностей молодежи, проблемы поиска духовных наставником, а также общего упадка духовной жизни в последние годы. Все это, создает предпосылки для более тщательного изучения проблемы современной молодежи и православия.
Целью данного доклада является изучение проблемы современной молодежи и современного православия.
Задачами доклада являются рассмотреть:
- современную молодежь;
- современное православие;
- взаимодействие молодежи и православия.
Основная часть
Современная молодежь.
На сегодняшний день, проблема социальной регуляции поведения молодежи, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Это обусловлено многими факторами.
В эпоху современных радикальных социально-экономических преобразований поиск новых ценностей приобретает трагическую напряженность.
Уровень преступности среди подростков высок. При этом, ежегодно количество лиц совершивших общественно опасные деяния составляет около 50 000 подростков. Так, если в 2016 г. количество совершивших преступления составило 48 589 человек, то в 2017 г. – 42504 человека.
Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах — все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома — доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.
Переходный возраст разными подростками переживается по-разному, в связи с чем, молодежь испытывает психологические и социальные трудности. Во многом девиантность молодежи связана с кризисами, а также необходимостью пробывать запретное: наркотики, алкоголь, иные вещества.
Проблемы молодежи на современном этапе развития усугубляются слабой координацией и фрагментарным характером деятельности работы учебных заведений, служб по делам несовершеннолетних, социальных служб для молодежи и других учреждений и заведений. Проблемы возникают и тогда, когда система служб социальной работы построена по вертикали административного управления, имеет в себе типичные черты прежней административно-командной системы. Это проявляется, прежде всего, в преобладании массовых, экстенсивных форм профилактической работы. Ничто так не вредит превентивной деятельности, как формальная демонстрация массовости охваченных категорий, увлечения количественными показателями, вместо умения создавать условия для системной работы непосредственно с ребенком, его окружением.
Анализ сложившейся практики деятельности различных организаций, позволяет констатировать, что работа, направленная на минимизацию девиантного поведения молодѐжи, на достижение социально-терпимого его уровня, не эффективна, так как в еѐ основу положена идеология преодоления и искоренения проявлений негативных форм девиации путѐм запретов, наказаний и проведения различных, в том числе и специальных мероприятий преимущественно в виде тематических кампаний, а не идеология индивидуального подхода и замещения девиантного поведения более удобными для подростка формами позитивной жизнедеятельности. В первую очередь важно духовное развитие молодежи, духовное наполнение той или иной личности.
Современное православие.
Регулирование взаимоотношений церкви, религиозных объединений и иных субъектов религиозной деятельности на современном этапе является чрезвычайно важным и сложным вопросом, от решения которого зависит эффективность механизмов взаимодействия общества и государства в целом. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт церковно-государственных отношений: это и периоды гонений, и периоды их мирного, терпимого сосуществования.
В современной России православие остаётся одним из немногих институтов, который пользуется устойчивой поддержкой общества. Православная церковь выступает как субъект свободы. Человек в какой – то мере не может быть свободен, он состоит в определенной целостности. В России, в русском православии нет такой разорванности разума и веры, которая существует на Западе. Сила русского народа именно в нравственной целостности.
Православие есть источник духовности, оно животворное начало, основа жизни русского человека, его мироощущения, осмысления, миропонимания. Православие является формой духовно – практического освоения мира в его многообразии, выражением ценностного отношения человека к действительности. Православие как было, так и будет оставаться основой русского бытия, основой русского менталитета, а значит и базовой составляющей русской культуры в историческом процессе.
За годы своего существования Русская Православная церковь накопила большой опыт духовной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.
В последние пять лет в России обсуждение роли православия приняло небывалую актуальность.
Важное значение в современных условиях развития имеет жизнестойкость личности, которая достигается путем нравственности, религиозных убеждений.
Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Необходимо внедрить повсеместно специальные образовательные программы, направленные на повышение уровня религиозной грамотности и национальной терпимости, а также образовательные программы, направленные на творческую реализацию личностного потенциала молодежи; усилить контроль за исполнением существующих правовых норм.
Единственным звеном связующим человека и Бога является Слово (Логос), как всегда неизменное в своем значении и, в тоже время, абсолютно-человеческое. В этом смысле Слово как бы инскрибирует (вписывает) человеческое в ранг божественного, но «не по существу, а по благодати.
2017 год был ознаменован как год 100-летия Поместного Собора. Юбилей актуализировал каноническое наследие Собора. На Архиерейском Соборе РПЦ 2017 года патриарх Кирилл отметил, что важно сохранять многовековое церковное предание».
Передача любого опыта или знаний, безусловно, подразумевает преемственность как православной культуры, так и восприятия со стороны общества. В христианской традиции православие выступает важным механизмом формирования духовно-нравственных ценностей общества.
Обращение к проблеме традиций православия в рамках проблемы взаимодействия с молодежью, повышения духовной культуры молодежи является одной из важных задач. Это обуславливается как существующими проблемами в молодежной среде , так и необходимостью нового осмысления роли православия в общественном развитии.
Взаимодействие молодежи и православия.
Воспитание духовно нравственной личности – это сложный и длительный процесс. Важной составляющей этого процесса является не только влияние школы, родителей, общественных институтов в целом, но и роль религии в жизни молодежи, включающей в себя практические методы духовного воспитания, преобщения к православной традиции и устоям. Православие в духовном воспитании отличает, в первую очередь личностно-ориентированный и социально-психологический подходы, направленность на формирование ценностных ориентаций, позитивных установок к общественным нормам и развитие у молодежи социальной ответственности. Это позволяет сформировать необходимую теоретическую и практическую готовность обучающихся сознательно управлять своим поведением, а также закреплять полученные регулятивные умения и навыки в реальном взаимодействии с окружающими и выбирать позитивные и оптимистичные формы такого взаимодействия.
Основными проблемами управления реализацией духовного воспитания молодежи являются следующие:
- факторы внешнего характера: сложность социально-экономической обстановки, высокий криминогенный уровень в отдельных регионах, низкий уровень защитной, воспитательной и развивающей роли социальных институтов: семьи, школы, несовершенство социального контроля и воспитания.
- факторы внутреннего характера управления связаны с низким уровнем эффективности и координации деятельности специальных центров духовного развития молодежи. Несмотря на определенный результат духовного развития молодежи на современном этапе, в целом, социальный эффект достаточно низкий в сравнение с уровнем преступности и иных отклонений молодежи.
Одним из средств предотвращения безнравственных поступков среди молодежи является реализация диалога православия и молодежи. В православии реализуются не только воспитательные, а также социо-культурные функции.
Нравственное сознание состоит из таких понятий, как совесть, стыд, ответственность. Одним из очевидных проявлений нравственности является совесть. Совесть – это личное переживание человека по отношению к тому, что правильно, а что неправильно в его нравственном поведении, так называемый внутренний закон, глядя на который человек определяет свои поступки как положительные или отрицательные. В Новом Завете совесть рассматривается как духовный закон, влияет на внутренне устройство человека, а также она является способностью нравственного суждения, опираясь на который человек принимает решение как ему поступать в том или ином случае. В Библии стыд отмечен как результат грехопадения. Он один из важнейших элементов нравственного сознания, влияющих на эмоциональную жизнь. Люди переживают за то, что обличены в совершении безнравственного поступка, последствием которого может быть потеря уважения в глазах близких людей.
Понятия достоинство и долг в православии взаимосвязаны, это проявляется в следующем: достойный поступок – это поступок, совершаемый во имя долга, добродетель, достойная человека – это верность в соблюдении долга, человек, соблюдающий условия долга, будет достойным блага. В Священном Писании должным признается все, что служит для утверждения богоподобного достоинства человека и благу ближних.
Важная роль во взаимодействии православной церкви и молодежи отводится послушанию.
Послушание обусловлено, прежде всего, учением Церкви о Божественном Триединстве, где Господь наш Иисус Христос и Святой Дух, Которые суть одного Существа с Отцом и имеют с Ним одинаковые достоинства и славу, все же подчинены Отцу Вседержителю. Это подтверждает и Священное Писание: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю Пославшего Меня» (Ин. 6,38); «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7,16); «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня» (Ин. 7,28); «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15,10); «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2,8), — говорится о Спасителе. Святому Духу также свойственно послушание, о котором говорит Христос: «Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14,26); «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16,13).
Духовное воспитание требует определенного наставника, духовного отца, который передает знаний и опыт православной жизни обществу в целом и молодежи, в частности.
На сегодняшний день, священнослужители выполняют множество функций, но, пожалуй, одной из главных является, именно, прививание любви к православным традициям подрастающего поколения, к духовным ценностям современного православия.
И Церковь, и общество наделяют священника статусом религиозного лидера с присущими ему этическими признаками.
Священник выступает связующим звеном между Творцом и страждущим в том смысле, что использует свои духовные знания и опыт молитвы для врачевания нравственных пороков людей.
Для молодежи это не только духовное воспитание, но и возможность перенять духовные традиции, которые заложены в России испокон веков.
С точки зрения православия жизнь является подвигом, это постоянное стремление к добру. Нравственные нормы, содержащиеся в Ветхом и Новом Завете, способствуют духовному совершенствованию и развитию личности, воспитанию в нем сильной воли и дисциплины.
Прогресс российского общества зависит и от прогресса человека как личности, от ее духовного содержания. Человек это, прежде всего, нравственное существо, и заповеди, содержащиеся в Библии, должны быть очевидными, так же как и законы природы.
Религия формирует духовные взгляды, воспитывает человека, регулирует правила и моральные нормы, развивает коммуникативные качества, а также является некой опорой, надеждой и утешением для личности. В настоящее время большой вес приобрели основные мировые религии(христианство, буддизм, ислам). В школьную программу России введен предмет «Основы православной культуры», но уровень знаний религии остается невысоким, что отражается на неполном понимании ее роли.
Авторитет религии в XXI веке уже не имеет прежней силы. Большое распространение получил атеизм, люди перестают верить в то, что религия имеет множество положительных функций. Но все же, для некоторых вера является единственным способом компенсировать реальные проблемы, а потому значительную роль ее отрицать никак нельзя.
Опыт духовной жизни подвижников веры и благочестия православия прошлых лет для молодежи имеет существенное значение и на сегодняшний день, как особый духовный союз, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу.
Роль православия значительна и неоспорима в передаче практики, что видно как из деятельности отдельных священнослужителей, так и из обязательной традиции духовного воспитания подрастающего поколения. Основы жизни христиан – пост, молитва, покаяние – проповедуются Священным Писанием, апостолами, пророками. Функцию проповедников берут на себя и священнослужители, которые выступают в роли учителя, наставника в делах правой веры.
Путь взаимодействия молодежи и православия требует максимальной концентрации внимания, которая открывается послушнику в опыте духовной практики, направленности всех волевых усилий на достижение конечной её цели – любви к Богу.
Заключение
Молодежь неустойчива в своих взглядах и поведении, т.е. не интегрирована в социальные связи. От решения проблем, непосредственно затрагивающих молодежь, зависит и будущее всего общества. Для современной молодежи основными являются проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой. Причинами этого стали: негативное влияние средств массовой информации, деградация человеческой личности, человеческая жизнь потеряла свою ценность, периодическое насаждение психологии общества потребления и др. У молодежи пропадает интерес к отечественной культуре, истории, ценностям которые формировались веками. Современная российская молодежь на первое место ставит личный статус в обществе, материальное благополучие (ценится все, что приносит доход) и индивидуализм, а потом идет семья, духовные потребности, патриотизм и т.д.
Люди, особенно в детстве и юности, являются беспомощными, руководствуются в большей степени инстинктами. Они должны научиться контролировать свои эмоции и действия. Человеку необходим социальный порядок, что нормально существовать и продолжать род.
Использование христианских ценностей в нравственном воспитании молодёжи является незаменимым источником человеческой мудрости, которая будоражит ум и совесть человека, побуждает его к свершению благородных дел и поступков. Особая роль в этом процессе должна принадлежать педагогу, задача которого заключается в том, чтобы помочь молодым людям открыть для себя творческое наследие представителей духовной элиты, способной своими идеями донести молодёжи глубинный смысл гуманистических религиозных ценностей.
Нравственные ценности, которые несет в себе православие, должны занимать достойное место среди ценностных ориентаций молодежи. Они должны быть не только регулятором, помогающим осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, но и социально значимым индикатором жизни.
Список использованной литературы
Состояние преступности МВД России // : https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/
См.: Явон С.В, Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социс 2012 — № 5. С. 94.
Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения российской молодежи как социологическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 (33). С. 135.
Взгляд молодежи на Православие
В последнее время мы все чаще слышим об атеизме среди молодежи, об ее отрицательном отношении к Церкви и религии. Но все же хочется верить, что верующей молодежи больше. Так какая она, православная молодежь? На что она готова ради веры? И как привлечь к Богу неверующих молодых людей?
Илария Шадрина, студентка:
Православие — это древнейшая религия, пришедшая на Русь из Византии. Веками с православной молитвой наши предки жили, трудились и воевали. Насколько мне известно, в других религиях нет мироточащих икон. У нас немало святых и новомучеников, которые своими чудесами, верой и образом жизни неоднократно доказывали, что именно Православие является истинной религией. Не зря же Москву называют Третьим Римом. Лично у меня никогда не возникало сомнений в правильности выбора веры.
Я очень рада, что есть такой праздник — Всемирный день православной молодежи. История российского Православия насчитывает больше тысячи лет. Основу, как известно, составляет молодежь, поэтому именно благодаря ей возможно дальнейшее развитие Православия. Среди современных молодых людей много неверующих, что является следствием советской атеистической пропаганды. Наши бабушки и мамы еще помнят антицерковные лозунги, поэтому они вряд ли смогут приобщить молодежь к религии. К тому же сейчас идет агрессивная пропаганда потребительского образа жизни, и люди стараются брать от жизни все. К сожалению, этот образ жизни привлекает многих, но он совсем не вяжется с христианским мировоззрением. Людям сейчас все труднее высказывать свое мнение, отличающееся от мнения большинства.
Наша Церковь в целях привлечения молодежи должна проводить литературные вечера и различные спортивные мероприятия — велопробеги, кроссы. Благодаря этому у молодых людей может появиться интерес к Православию, ведь если они увидят, что их сверстникам это интересно, то они могут и сами невольно этим увлечься.
Ольга Нуждина, студентка:
Сегодня тот день, когда надо что-то пересмотреть в своей жизни. Человек должен спросить себя, куда и зачем он бежит. Должен подумать, что он может сделать полезного, и обсудить это с единомышленниками. День православной молодежи — это праздник идей, планов и общения. Современное общество предлагает много соблазнов, и человек не в силах перед этим устоять, потому что у многих нет духовного стержня. Далеко не в каждой семье могут рассказать о вере и объяснить какие-то моменты, связанные с Православием. Поэтому дети и подростки не могут устоять перед соблазнами. А вообще, каждый сам выбирает свой путь. Хочу отметить, что православные люди ценят доброту и всегда помогают ближнему, потому что стремятся стать истинными христианами. А чтобы стать истинным христианином, человеку нужно молиться и посещать храм. В этом случае Господь откроет нам те слова и поступки, с помощью которых мы сможем показать истинность православной веры и всю ее красоту.
Георгий Дятлов, студент:
Всемирный день православной молодежи — это день рождения всей православной молодежи, то есть всех молодых людей, считающих себя верующими. Православная молодежь ничем не отличается от другой молодежи, за исключением того, что мы вместе собираемся помолиться или потрудиться во славу Божию. Или просто для обсуждения духовных вопросов. Мне кажется, что в настоящее время молодежь тянется к Церкви. В клубе «Азбука» при Казанской епархии часто проходят молодежные встречи. Регулярным событием стал Сретенский бал, который в нынешнем году пройдет в Казани 19 февраля. Именно через такие мероприятия молодежь познает веру и Церковь. Бог так управил, что я изначально был верующим, и слава Ему за то, что я православный христианин.
Артем Гаранин, руководитель отдела по делам молодежи Казанской епархии:
О таком значимом празднике, как Всемирный день православной молодежи, знают все верующие молодые люди. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Это место, где Ветхий Завет встречается с Новым Заветом. Это праздник, в который молодежи нужно посетить храм, чтобы совершить соборную молитву. К сожалению, в настоящее время высшие учебные заведения зомбируют молодых людей, поэтому у них все нацелено на развитие собственного «я». О духовности никто не говорит, но, слава Богу, в обществе есть молодые люди, наполненные энергией, позитивом и радостью. Такая молодежь готова помогать не за деньги, а во славу Божию. Сейчас наша епархия проводит различные мероприятия, способные привлечь молодежь. Кроме того, открыты кружки фотолюбителей и кинолюбителей. Также мы готовим катехизаторов, танцоров, артистов. Допризывников готовим к службе в армии.
Никита Ярош, студент:
Православная молодежь — это самые обыкновенные молодые люди, которые необыкновенным путем пришли к Богу, и не отвернулись от Него. Я много общался с православными молодыми людьми из разных городов. Они все разные, и каждый по-своему уникален. Но в одном они похожи: все они пришли к Богу и нашли смысл своего существования. Он убедились, что Господь — лучший помощник в жизни. Надо жить, как сказано в Евангелии, и участвовать в Таинствах Церкви. Это спасет нас самих, и наши близкие, друзья и знакомые тоже потянутся к вере. Только не надо стесняться и не надо пытаться всех обратить в свою веру. Как говорят святые отцы, идти надо царским средним путем. Благодаря православной молодежи и неверующие молодые люди будут приходить к Богу.
Татьяна Гревцова, студентка:
Мы живем в сложное время — время, когда все позволено. Я знаю очень немного людей, которые по собственной воле в чем-то себя ограничивают. Многие рассуждают так: «Живем один раз, поэтому попробовать нужно все!» А вера предполагает борьбу человека со своими желаниями и связанные с этим ограничения. Но некоторые ошибочно полагают, что религия — это сплошные ограничения ради достижения какой-то туманной цели. Я бы сказала, что у современной молодежи появилась новая религия, главными ценностями которой являются деньги, карьера и тому подобные вещи. Люди оценивают друг друга по этим показателям, и это ужасно. Вопросы нравственности у них отходят на второй план.
Православная молодежь — это особые люди, которые точно знают, чего хотят от жизни. Их трудно сбить с пути, потому что они духовно развитые и морально зрелые. Это не религиозные фанатики, каждый день посещающие храм и читающие молитвы. Я думаю, что для того, чтобы стать настоящим православным христианином, совсем не нужно постоянно себя ограничивать и соблюдать какие-то нормы. Каждый сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации. Есть верующие, которые постоянно ходят в церковь, а дома скандалят со своими близкими. По моему мнению, православный — это тот, кто живет в гармонии с самим собой и миром, и соблюдает важнейшие христианские принципы. Один из них — это оказание помощи ближнему. Оказание помощи всем, кто в ней нуждается. Семья является своего рода храмом, поэтому ее тоже нужно беречь.
На мой взгляд, религия должна идти в ногу со временем. Она должна адаптироваться к ритму жизни современного человека. Чтобы заинтересовать молодежь Православием, Церковь должна проводить различные спортивные и культурные мероприятия, принципами которых являются христианские заповеди.
Лилия Обносова, студентка:
Я много читала об этом празднике. И отметила для себя, что это день тех, кому не жалко тратить силы и время на совершение благих дел. Конечно, мне становится грустно, когда я смотрю на молодых людей, гордо называющих себя атеистами. Не ошибаются ли они? Возможно, через какое-то время некоторые из них обратятся к Богу и станут православными христианами. Я считаю, что молодежи нужно больше рассказывать о Боге и наших святых, ведь сейчас она видит только оболочку — церковь. Нужно знакомить людей с миром Православия, и тогда в их сердцах появится вера.
Лидия Никитина, студентка:
Всемирный день православной молодежи — относительно новый праздник. Но он имеет большое значение, поскольку является противовесом Дню всех влюбленных, который отмечается 14 февраля. День православной молодежи пришелся на двунадесятый праздник — Сретение Господне. В этот день происходит встреча человека с Богом. Я думаю, что сейчас православной молодежи больше, чем, скажем, 15 лет назад. Сейчас душа сама тянется к вере и духовности, потому что в современном электронном мире их очень мало. Раньше молодые люди больше интересовались техникой, компьютерными играми, телефонами, а сейчас они стремятся к общению. Именно поэтому при многих храмах функционируют молодежные клубы, где люди могут пообщаться друг с другом, обсудить какие-то духовные вопросы. И с каждым годом ребят в клубах становится больше, что очень радует. Нужно развивать общины и проводить молодежные форумы, но не масштабные, как «Селигер», а городского или областного уровня. Летом можно проводить православные лагеря. Я очень счастлива, что православная, и свою веру я никогда не предам. Моя вера всегда со мной, она помогает мне справляться с трудными ситуациями. Слава Богу за все.
Теги: День православной молодежи православная молодежь
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Как воцерковлять современную молодежь, какие методы в работе с ней эффективны, почему молодые люди активно не участвуют в церковной жизни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить ректора Киевских духовных школ митрополита Антония (Паканича).
В этом году исполнилось ровно десять лет со дня назначения владыки Антония ректором Академии. С оглядкой на огромный опыт общения и взаимодействия с молодежью митрополит Антоний поделился с редакцией портала своими личными наблюдениями.
Стать «своим»
Одним из насущных вопросов для Церкви сегодня является вопрос: «Как привлечь молодежь?» Первая мысль, которая многим приходит в голову, – стать привлекательным для подростков, стать «своим».
У приверженцев такого мнения рождаются довольно экстравагантные идеи: православный рэп, православное байкерство, православные хипстеры и многое другое. Логика проста: молодежь слушает рэп, значит должен быть православный рэп, чтобы ее привлечь (хотя такой взгляд весьма однобок – молодежь шире любой из субкультур или музыкального направления). Бывает и так, что священники изображают комиков и охотно фамильярничают с подростками, чтобы считаться «своими», забывая при этом о сане.
Но давайте вспомним, что нас самих в свое время привлекло в Церковь (разумеется, это касается тех, кто пришел в храм в юном возрасте). Не думаю, что многие посещали Церковь ради каких-то модных фишек. Шли, потому что хотели найти альтернативу бездушной человеконенавистнической действительности, искали тихого пристанища, истину, наконец.
Если человек приходит в храм ради развлечений, он там не останется, ведь его постоянно нужно будет развлекать. И не важно, чем завлекать: роком, рэпом или тусовками.
Идеалы
Молодежи присущи идеалистичные воззрения. Каждый молодой человек находится в поиске своего кумира, а порой и недостижимых высот в силу свойственного юности идеализма и перфекционизма. И именно в этом главные точки соприкосновения Церкви и молодежи. Церковь может предложить ей высокие, зачастую непостижимые идеалы – примеры жизни мучеников, праведников, просветителей и страстотерпцев. Жития святых дадут ей ту пищу для ума и сердца, тот здоровый задор, которые могут подвигнуть к изучению себя, мира, Бога, подтолкнуть к поиску истины.
Поэтому сегодня очень важно популяризировать жития святых, в частности новомучеников, которые жили не так давно, благодаря чему, особо близки и понятны современникам.
Церковь перестанет быть собой, если не будет напоминать человеку о вечных истинах, о том, что человек должен бороться с грехом. Не с чем-то и не с кем-то, а с грехом, который живет в каждом из нас, ведь именно грех раздробляет, расстраивает природу человека, лишает его Богообщения.
Земная жизнь пройдет, ведь все на этой земле временно. Но человек должен помнить, что его истинное предназначение – это Небо. И цель Церкви – дать это Небо людям. В противном случае Церковь превратится в какую-то общественную, политическую, социальную или развлекательную институцию.
В чем заключается счастье?
Всякий человек, и старый, и молодой, и умный, и простец, хочет для себя добра, все ищут счастья. В чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? В богатстве, статусе, славе? Эти вопросы нужно озвучивать в беседах с молодежью, они их остро интересуют.
Многие сегодня дезориентированы, потому важно объяснять, что мирское веселит и радует, но недолго, потому что человек не может жить только для того, чтобы ощущать чувственные наслаждения. Они не доставляют истинного счастья, не способны до конца удовлетворить и насытить. Получение удовольствий обременяет человека требованиями разнообразия и усиления впечатлений, утомляет изысканием средств и трудами для их устроения, удручает болезненной тоскливостью, ощущаемой всякий раз, когда в их употреблении преступается мера.
Нужно рассказывать об истинном источнике бесконечного счастья – Богообщении, направлять молодежь к нему, наставлять, не боясь быть непопулярным, немодным, непонятым. Как говорил классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Наша задача – сеять.
Вне Церкви
Завлекать людей можно чем угодно. Часто ставка делается на энтузиазм и благородные порывы. К примеру, привлечение молодежи к благотворительной волонтерской деятельности. И это похвально и благородно, вот только часто можно видеть, как человек участвует в подобных проектах при церквях, но сам при этом остается вне Церкви, потому что главная работа с ним не ведется.
Никакая благотворительность сама по себе не есть добродетель. В конце концов, заниматься волонтерством может кто угодно (и занимаются). Более того, мы часто видим юных энтузиастов, которые вчера помогали при храме, а сегодня делают то же самое, но уже от имени радикальных групп или политических организаций. Да и само волонтерство уже окрашено в другие, далеко не религиозные, тона.
В работе с молодежью часто наблюдается не только полезная работа, но и изображение бурной деятельности в виде шумных, но пустых акций или флэшмобов. Все это конечно ярко и громко, но есть ли практическая польза от таких дел? «Всякое дерево познается по плоду своему», говорит Спаситель. И нам следует держать эти слова в памяти постоянно. Они должны отрезвлять и одергивать нас.
Привлекать и завлекать народ в храмы – занятие нехитрое. Гораздо сложнее его там удержать. И еще важнее – показать настоящую веру. Засвидетельствовать Христа собственным примером.
Записала Наталья Горошкова
Молодежь… Для одних эта категория людей ассоциируется с беззаботными, ленивыми подростками, попросту прожигающими свою жизнь и не воспринимающими наставлений взрослых. Другие видят в них будущее планеты, общества, церкви. Для третьих молодежный возраст – самый трудный период жизни, полный искушений, неопределенностей, вечно возникающей необходимости выбирать между миром и церковью, развлечениями и учебой, домашней группой и любимым сериалом. Возможно, кто-то спросит: «а какими возрастными рамками обозначается термин «молодежь»? В нашей церкви под эту категорию попадают люди от 14 до 28 лет. Если вы соответствуете этому возрасту – добро пожаловать к нам! Но, чем же еще, кроме прославления Бога на сцене раз в месяц и проведения молодёжек, живет наше молодежное служение?
Наша церковь, как известно, развивается в пяти направлениях: общение, служение, обучение, прославление, евангелизация. Два года назад, когда только зарождалась команда молодежных лидеров, совместно с пасторами было принято решение включить все эти направления и в молодежное служение. И на сегодняшний день мы стараемся держаться этого курса.
Общение.
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа…» (Деян. 2:46,47.) Вам хотелось бы жить так, как это делала первая церковь? Каждый день собираться вместе, пребывать в общении с дорогими сердцу людьми, вместе принимать пищу в простоте и славить Бога? Сегодня наше общение состоит из воскресных молодежек, домашних групп по изучению Библии среди недели. Каждую последнюю субботу месяца проводим молодежное кафе “3Д”, летние лагеря и просто прогулки по городу. Несколько раз в год ребята путешествуют по стране, посещая молодежные конференции в Тюмени, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах. Также организовываем поездки по церквам области для новых знакомств, поддержки братьев и сестер и служения им. Уже побывали в Кургане, Южноуральске, Златоусте, Шумихе, Лазурном, Коркино. Если Господь позволит, до конца года посетим Миасс и Нязепетровск.
Служение.
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Это одна из непростых сфер, где нужно прилагать усилия, жертвовать своим временем. Порой нужно преодолевать себя. Но это помогает нам больше узнавать Христа и больше быть похожими на Него! В нашей церкви молодежное служение сосредоточено в основном вокруг помощи пожилым братьям и сестрам, участия в уборке церкви по субботам. Слава Богу, многие ребята нашли свое постоянное служение в воскресной школе, за пультом, в театральном, в группе прославления, молодежной музыкальной группе, за видеокамерой.
Обучение.
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Как получить спасение, не зная Евангелия? Как возрастать в вере и жить благочестиво, не изучая Слова Божьего? Как говорить другим, не понимая истин Священного Писания?
Пророки, апостолы, священники и даже Иисус Христос – все посвящали большую часть своей жизни изучению истин Слова Божьего. Ведь это сокровищница, содержащая в себе великие истории мужей веры, бескрайнюю мудрость и повествование о центральном событии человеческой истории – искупление на Голгофе. Мы, молодежные служители, стараемся постоянно напоминать и самим себе, и ребятам об этих ключевых вещах, Евангелии и нашем спасении через жертву Христа. Обучение молодежи истинам Слова проходит на наших воскресных общениях, на кафе «3д». Разборы Библии проводятся на конференциях и домашних группах, молитвенном сестринском общении по четвергам. Теме уникальности и исключительности Библии посвящался наш молодежный лагерь в августе этого года. Кроме того, мы всегда призываем молодежь к самостоятельному изучению Писания. Потому что хотим, чтобы у каждого из них были личные отношения со Христом.
Прославление.
«Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего» (Пс. 7:18). Мы призваны не только служить, познавать Бога, но и прославлять Его. Ведь Он, наш Творец и Спаситель, как никто другой, достоин славы и хвалы! Молодежные вечера прославления, молитвенные вечера, молодежное прославление на богослужениях – таким образом молодежь нашей церкви прославляет Бога. Также большое внимание уделяется молитве на сестринских общениях.
Евангелизация.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во‐первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). Господь наш Иисус Христос оставил нам великое поручение – идти и нести свет этому миру, словом и делом проповедуя Его спасение. Для евангелизации окружающим молодежь планирует и организует поездки в детский распределитель. Там мы в простоте рассказываем детям Евангелие, поем христианские песни и играем в спортивные игры. Реже удается посещать дом инвалидов и рассказывать находящимся там людям о Христе, проповедуя Евангелие. Также большое внимание благовестию для подростков уделяется во время молодежных лагерей. В это время они несколько дней подряд находятся в христианском окружении и больше расположены к слушанию Слова и общению с верующей молодежью.
Два года назад Господь позволил мне вовлечься в молодежное служение и стать частью команды. Сегодня я могу сказать, что это время далось нелегко. В нашем служении есть проблемы, трудности, конфликты. Все мы люди: молодые ли, или пожилые, спокойные или активные, братья или сестры. У каждого есть свое «я», которое всегда просится наружу и хочет поставить себя выше окружающих. Есть искушения, постоянно возникающие в среде молодежи, есть обиды и замыкание в себе. Диавол не дремлет, его цель – разъединив, украсть, убить и погубить. Но слава Богу, мы «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Римлянам 8:37).
Сергей Богачев
Так все-таки нужно ли Молодежное служение?
C начала этого года на портале www.invictory.org в разделе Новости появилось двадцать три публикации об успехах Молодежного служения как такового и только одна из них особенно цепляет внимание обывателя и молодежного служителя.
Суть этой публикации в том, что молодежное служение не так важно и вообще не нужно в Церкви Христовой, а иначе оно разделит ее или же будет «два лагеря в одном», что конечно не нужно.
Часто идут дебаты и порой на повышенных тонах о необходимости молодежного служения в церкви и служении молодых людей своим сверстникам.
Многие церкви вообще не понимают потребности молодежного служения. Давайте попробуем посмотреть на несколько аргументов в пользу такого служения, и даже движения в наших общинах. Так нужно ли оно отдельно выделенное в Теле Христовом при патронаже Церкви?
Стоит взглянуть на некоторую статистику
Каждый год российская молодежь тратит на наркотики, сигареты и алкоголь в 5 раз больше денег, чем российский бюджет на высшее образование. Эти расходы достигают семи миллионов долларов. Об этом как-то рассказал еще бывший российский министр образования Владимир Филиппов. Он отметил тогда, что подрастающее поколение России ежегодно выпивает около 1 миллиарда литров спиртных напитков, включая пиво. Около 70 процентов детей и молодежи отдыхают пассивно, то есть встречаются со сверстниками на улице, смотрят телевизор и проводят время на дискотеках. Кстати, именно в ночных клубах к наркотикам приобщается 1 из 10 подростков, в школах — 1 из 6, а на улице — около 70 процентов детей.
Что церковь вкладывает в молодежь — то и получает
Желает ли современная Церковь оставить этих подростков и молодежь на их ухабах жизни или же все-таки пристальнее и целенаправленнее будет работать с ними, вкладывая и время и силы и средства?
По словам пастора одной из американских церквей, на работу с детьми и молодежью тратится 4% бюджета церкви, в то время как 86% всех христиан обращаются к Господу до достижения ими 16-летнего возраста. Треть жителей мира, по данным ООН, — это молодежь. Задумайтесь только — это два миллиарда человек!
Когда эти два миллиарда придут в наши общины, станут ее верными членами и служителями, будут общаться — это великое движение спасения! Эта новоявленная молодежь будет приводить своих сверстников, образует свои группы в служении Тела Христова, а Церковь сможет направлять и ставить для них цели. Какая замечательная перспектива!
Мы действительно хотим видеть движение спасения среди молодых людей и будущее Церкви в лице тех, кто придет в её лоно, а не пассивное и слабое христианство. Молодежное служение не отделено от служения Церкви, но существует своя специфика работы с молодежью. Мы не выделяем юношей и девушек, как особо привилегированную группу, но сама Библия говорит: «Наставь юношу!» Притч 22:6. «Новое вино нужно вливать в новые мехи» Мар. 2:22. Это будущее и настоящее церкви, семьи и государства.
Вот что говорят сами молодежные служители:
— Многие духовные пробуждения христианства и общественного сознания приходили через молодых людей;
— Молодежь, которая работает с молодежью, порой может лучше понять сверстников и рассказать им о своей вере во Христа; у них есть ключи к их субкультуре, к их миру. Порой они доверяют молодежи больше, чем взрослым;
— Молодые люди могут выступать интерпретаторами (переводчиками) этого мира, в свете учения библии, христианства и Бога в первую очередь для неверующей молодежи;
— Молодежи нужны образцы для подражания, свои герои, пионеры веры;
— Молодежи нужна общность. В этом причина популярности банд и молодежных группировок.
Важность Молодежного служения
Мы хотим возрождения молодежи, но корни в этом духовные. «Молите господина, чтобы выслал делателей» (Лук. 10:2) — это будущие служители. Бог по-прежнему говорит: «Искал я у них человека» (Иер. 22:30). Вы можете быть тем, кого Бог может привлечь к служению и проявлению любви в труде молодежи. Когда в наших городах и странах появятся свои, отечественные, Дэвиды Вилкерсоны, Лорены Каннингемы, Брушко и т.д.?
Можно бояться доверять молодежи, а можно воспитать, направить эту силу и энергию в церковное, т.е. служащее, русло.
Молодежное служение необходимо в общине Христовой. Чем мы будем руководствоваться, принимая решение о нужности молодежного служения? Страхами? А, вдруг разделят, поднимут бунт и смутят «здоровую» часть Церкви? В церкви, как бы мы ни хотели, решения должны исходить не из техники безопасности и страха, а любви.
Молодежное служение в Церкви является благословением для евангелизационных проектов: неверующих приводят к вере их же сверстники-христиане. Молодежь можно объединить и поручить им необходимое служение. Это особый возрастной период, который требует ответы на острые вопросы. А где и как на них ответить? Выделив их в отдельную группу, служение. А что уж говорить про то, что этой «группе» можно предложить служение пожилым и нуждающимся людям, призвать к конкретному труду в церкви.
Выводы
— Необходима организация молодежного служения, и она оправдана посредством выделения групп (Неемия 3 глава);
— Пока люди молоды, они открыты для Евангелия: 9 из 10 приняли Евангелие в возрасте до 16 лет;
— Они молоды, их можно формировать, на них можно влиять более эффективно, чем когда они будут взрослыми людьми;
— Иисус избрал 12 молодых людей, не взрослых;
— Любовь Бога к молодежи («паси агнцев Моих», «не препятствуйте детям приходить ко Мне»);
— Ненависть дьявола к человеку (желание соблазнись и извратить его в молодости);
— Бог хочет особенным образом употреблять молодежь. Стоит лишь вспомнить Иоиля и его пророчества.
Больше информации
Стоит так же упомянуть и о других доводах и пророчествах в пользу молодежного служения, о чем написано полнее на сайте Молодежного движения «Подключись!». Пророчества Хадсона Тейлора, Боба Джонса и библейские доводы. А вы будете частью этого движения и пробуждения?
Владимир Баталов, молодежный пастор Церкви Филадельфия, город Ижевск, Россия
Свидетельство Марины Мироновой о молодёжном служении
Свидетельство Марины Мироновой о молодёжном служении 02.02.2020
Замечательное молодежное служение было вчера в лесу! Я так рада, что мы смогли быть там. Свежий воздух, общение, и в кои-то веки мой муж рядом со мной и не спешит уезжать. Мы прекрасно провели время!
Честно сказать, я и не надеялась, что удастся вырваться: постирать мужу рабочую одежду на завтра, собрать, приготовить, помочь сделать детям уроки… Да и Алексей всегда уставший, скажет: «Никуда не хочу, хочу отдохнуть, просто побыть дома» или «У тебя дома дел хватает, ничего не успеваешь, а тебе вечно куда-нибудь надо!». Подумала так, вздохнула, попросила у Господа устройства на этот воскресный день и благословения на служения и пошла всех будить, собирать…
Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Пс.144,19
Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. Флп. 4,6
Слава Господу! Это был прекрасный день! Я смогла еще раз увидеть и обнять Линду и Тора. Хорошее и такое легкое к принятию было слово. Не буду пересказывать, но я так много получила для себя и своей семьи в этот вечер! Так приятно было видеть, как наш сын старается найти в Библии нужный стих… Но самое ценное в этот день нас ждало дома вечером, когда мы собрались перед сном для чтения Библии.
Разобрав Слово, мы вспомнили этот день, служения, общение и стали распределять, кто за что будет молиться. Тут мой муж говорит: «А вы знаете, что я понял сегодня, какая проблема в нашей семье! Я никогда не думал об этом, но вот сегодня Бог ясно мне открыл это там, в лесу!».
Все затихли и настороженно посмотрели на Папу. Он сказал: «Наша проблема в том, что мы не умеем благодарить Бога! Он так много нам дал! Так много мы имеем и так редко благодарим Господа! Каждый из нас. Вечно недовольные, грустные, обиженные, каждый день! А Господь так нас благословил всем! Вы посмотрите, вспомните, о чем говорил Пастор сегодня… Мы просто не умеем благодарить! Ходим всегда с недовольным видом. Кому-то для счастья не хватает светодиодов, кого-то заставляют учиться, кому-то Папа не такой и Мама не так готовит, а кое-кто и сам не знает, чего ему не хватает…»
И действительно, Алексей совершенно прав: каждого, каждого из нас это касается, и меня в том числе. Мой муж, наверное, думает, что я всегда недовольна им. Напрасно он так думает! Я очень его люблю! Благодарю Бога за него и не перестаю восхищаться им. Всегда удивляюсь, насколько Господь точно и мудро соединяет людей. Я Благодарна Господу и за все, что Он дал нам, дал в избытке и более, чем мечтали и могли помышлять. Благодарна Богу за наших детей, каждый из них – драгоценнейший дар нам! За наших родителей, за каждый день, что Господь дает нам. Я люблю каждое время года. Так все прекрасно, что Бог сотворил! Чем я недовольна? Я всегда недовольна собой. Начиная от внешнего вида, заканчивая всем, что я делаю. Какая я жена, мама, хозяйка, как я провела урок, выполнила порученное мне дело… Почти никогда я не могу поставить себе больше троечки… Наши дети – это отражение нас. Они все впитывают, перенимают, зримое и незримое.
Повисло молчание. Кто-то из детей дулся, кто-то сосредоточенно думал, а кто-то виновато покраснел и хихикнул. Я улыбнулась:
– Наверное, только один Давид у нас всем доволен и всегда счастлив.
Все расслабились и улыбнулись. Это была правда. Давид засмеялся, а потом вдруг резко посерьезнел и говорит:
– Ну, не всегда так… Вот я когда на служении сижу, то всем доволен, мне так хорошо, так хочется ходить в Церковь, читать Библию, быть послушным, делать уроки… Прихожу домой, начинаю делать уроки, и мне сразу становится так плохо, и я уже не хочу делать никакие уроки, не хочу учиться, не хочу слушаться родителей, идти в собрание – ничего не хочу!…
– Помолимся за нашу большую нужду пред Богом – быть благодарными!
Мы молились и будем молиться за это. Я прошу Церковь нас поддержать. Уверена, что еще у многих семей тоже есть такая нужда: не видим, за что благодарить, всегда недовольны. Я так благодарна Богу, что Он открывает, касается наших сердец, что Ему не безразличен ни один из нас. Работа Его неустанно ведется и не прекращается над каждым сердцем! Благодарю Бога за это время очищения и освящения в нашей Церкви!
Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Пс.144,19