Содержание
- Пасхальные пословицы и поговорки
- ГЛАВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХА
- Как праздновали ПАСХУ на Руси
- Главные атрибуты ПАСХИ
- Пасхальные забавы для детей:
- Поговорки и пословицы про Пасху:
- Статусы про Пасху
- Пасха – всем праздникам праздник!
- Христос воскрес!
- Храни вас Господь!
- Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста (на современном русском языке)
- «Слово огласительное на Пасху» свт. Иоанна Златоуста
- 11 самых радостных цитат о Пасхе
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- Слово на Святую и спасительную Пасху
Пасхальные пословицы и поговорки
6+
После масленицы Великий пост, а за страстною Пасха.
Стоит столб на семь ворот: на осьмых воротах яблонь, на яблоне цвет во весь свет Пасха).
Чужая ласка – сироте Пасха.
Он как ребенок: не позабавишь пасхальным яичком – обидеться.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
Неделя святая, славная, великоденская, великая, радостная.
Чужая ласка – сироте Пасха.
Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была.
На святой дождь — добрая рожь.
В ночь на светлое воскресенье мороз — горох не родится.
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
И дитя знает, что Христов день!
«И дурак знает, что в Пасху праздник!»
Весна идёт полна чудес — Христос воскрес, Христос воскрес!
Дорого яичко в Христов день или Дорого яичко к Христову дню.
Христово Воскресенье всем на веселье!
Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!
В прощеный день, как на Пасху все целуются.
ГЛАВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХА
Пасха – один из древнейших праздников, который несет в себе огромную значимость для христианского народа. В соответствии с писанием, в этот день, на третьи сутки после распятия, произошло Воскресение Христово. Как известно, он был предан Иудой за 30 серебряников и казнен в пятницу, которая теперь именуется Страстной. Слово «пасха» в переводе с греческого обозначает «избавление, прехождение», то есть название праздника Пасха можно толковать, как «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».
Как праздновали ПАСХУ на Руси
Великий праздник Пасха отмечался на Руси очень торжественно. В городах витрины украшались каруселями с расписными яйцами. Хозяйки покупали разные угощения. Заранее к празднику проращивались зерна пшеницы или овса на большом деревянном блюде, чтобы на нем, как на зеленой полянке, подать расписные яйца. Обязательно в чистый четверг убирались в доме, мылись в бане, пекли куличи, красили яйца.
В субботу в нарядной одежде семьями шли в церковь, на ночное пасхальное богослужение. Затем со словами: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» обменивались расписными яйцами. Утром в воскресенье садились за праздничный стол. На Пасху количество блюд определялось числом дней поста (48 дней). Куличами угощали друзей, родственников, нищих. Пасху отмечали 40 дней, именно столько дней, сколько Христос после воскресения являлся своим ученикам. Нужно отметить, что в эти дни не только праздновали (ели досыта, гуляли), но обязательно приносили угощения нуждающимся, нищим, больным, заключенным и т.д.
Главные атрибуты ПАСХИ
Крашеные яйца символизируют чудо воскрешения Христа. Самая «правильная» раскраска пасхальных яиц это ярко-красный цвет. Раскрашивание и расписывание яиц описано во многих историях и легендах, одна из которых гласит, что Мария Магдалина – верная ученица Христа пришла на официальный прием к римскому императору Тиберию. Ее целью было проповедование учения о Христе Воскресшем. В те времена аудиенция предполагала преподношение подарка, поэтому Мария, следуя правилам, взяла с собой обычное яйцо – она была очень бедна. Выслушав рассказ – император ответил: «Не верю ни единому слову! Воскрешение так же абсурдно, как если бы это яйцо вдруг сменило свой окрас!». Не успев договорить, подарок Магдалины вдруг изменил цвет на красный. Удивленному Тиберию оставалось только признать истину: «Воистину воскрес!»
Пасха (или паска), по словам священников, символизирует Гроб Господень, в котором и произошло воскрешение. По классическому рецепту, пасху готовят в форме усеченной пирамидки из творога, взбитого со сливками. По бокам на нем оформляют надпись «ХВ» («Христос Воскресе!») и орнамент в виде креста.
А кулич на Пасху пекут, чтобы угостить самого Христа. Согласно библейской легенде воскресший Христос приходил к своим ученикам во время их трапез. Поэтому они специально для него оставляли за столом свободное место и хлеб (артос). Таким образом, появилась традиция оставлять на Пасху хлеб в храме. Позднее в каждой семье стали печь свой артос в виде кулича из сдобного теста (с орехами и изюмом) с надеждой, что и в их дом придет Христос.
Пасхальные забавы для детей:
• Самая известная игра – это «битье яиц» один ребенок держит в руке яйцо, а другой по нему бьет своим яйцом. У кого осталось целое яйцо, тот и победил.
• Для «катания яиц» делают импровизированный каток и раскладывают разные сладости, сувениры, игрушки. Дети по очереди катают яйца, стараясь попасть на нужный предмет, и если заденут его, он и явится призом.
• Можно спрятать яйца в разных местах в доме. Кто из детей больше найдет яиц, тот и одерживает победу.
Поговорки и пословицы про Пасху:
• Был пост, будет и Праздник!
• Была кручина, будет и радость!
• Христово Воскресенье всем на веселье!
• После Масленицы Великий пост, а за Страстною — Пасха.
• Дорого яичко в Христов день.
/Посетители — 720 за все время, 1 визит (-а, -ов) сегодня/
Статусы про Пасху
Пасха – волшебное время! Да-да, это тот самый праздник, когда все красят яйца! Разве он не чудесен? День, когда воскрес спаситель наш Иисус. Неужели найдётся что-то более достойное праздника? Конечно же, нет! Ставь красивые статусы про Пасху и поздравляй всех своих друзей с самым чудесным днём в году.
Пасха – всем праздникам праздник!
День, ради которого не жалко прожить остальные 364 дня в году! Поздравления и статусы про Пасху, которая стоит наших ожиданий.
- Рождественские снегопады – лучшее напоминание о воскресении на Пасху!
- Жить стоит так, как будто бы завтра пришествие Христа! С праздников всех!
- Яйца… яйца повсюду. А что это значит? Значит скоро Пасха!
- От всей души поздравляю православных людей с Пасхой! Христос воскрес!
- Этот ваш Новый год… какой это к чёрту праздник? Пасха – вот праздник! Лучший праздник году! Ведь именно в этот день Иисус воскрес! Что может быть важнее?
- Желаю вам, чтобы Господь никогда не оставил вас! Христос воистину воскрес!
- Надеюсь, и вас настигнет пасхальное торжество! Это воскресенье – самый волшебный день в году!
- Сладкая Пасха с копчёной колбаской! Желаю всем только самых крутых яиц!
- Пусть ваши печали сгорят, а ваше счастье будет вечным! С Пасхой!
- Божественный праздник. Пасха! Как много в этом слове! Христос воскрес!
- К нам приехала Пасха! Птички поют, тает последний снег – Христов воскрес!
- Не просто так мы здесь сегодня собрались! Сегодня воскрес наш спаситель! Поздравлю с Пасхой!
- Пасхальное чудо – это когда на сковороде шкварчит стейк, а в холодильнике стоит две бутылки водки. Наливайте же, выпьем за Христа!
- Весна за окном! Жизнь вновь кажется сказкой! С воскресением Христа поздравляю вас!
- Великая Пасха! Господь наблюдает за нами и видит, как торжествует весь православный народ воскресению его сына!
- История мракобесия закончилась крестом… А история человека началась с воскресения. С Пасхой вас!
- Встала сегодня утром и прям слышу, как весна долбится в окно. И на душе так уютно, как будто бы она знает, что всё будет хорошо. Сегодня же Пасха! Светлейший праздник в году!
- Челябинские мужики настолько брутальны, что красят яйца в два цвета – красный и синий!
Христос воскрес!
В этот день забываются все обиды – всех сближает тот факт, что спаситель наш воскрес! Статусы со смыслом про Пасху, которая примиряет даже атеистов с верующими.
- Не переживайте о том, что вас неправильно поймут, если вы будете шутить про яйца – ведь скоро Пасха!
- Воскресение Христово – это праздник, в который люди забывают все свои обиды и становятся единым целым!
- Давайте же и мы с вами просто порадуемся тому, что пробуждает в нас Пасха!
- Повсюду крики: «Христос воскрес!» Им люди вторят: «Воистину воскрес!» А я сижу и не знаю то ли радоваться, то ли плакать.
- Воскресение Иисуса – лучшее событие весны! А знаете, что самое невообразимое? То, что тех, кто верует всем сердцем – ждёт то же самое!
- Пасхальные торжества весьма удивительны. Тут сочетается то, что сложно себе представить вместе. Тут атеисты красят яйца вместе с верующими. Тут католики дружат с православными. Волшебное время!
- Пасха – это праздник Бога, который обрёл сына, которого потерял!
- Пусть в этот пасхальный час всё у вас будет хорошо! Пусть никакие невзгоды не омрачат этот момент! С праздником вас!
- Христос воскрес! С праздником всех! И пусть у каждого случится своё маленькое пасхальное чудо!
- Когда ещё, как не на Пасху – собраться всей семьёй? Чудесный весенний денёк, в который сердце полно любви Господа!
- От всей души желаю вам счастливой Пасхи! И пусть Иисус убережёт вас от бед!
- На Пасху все яйца наливаются краской! И пусть прибавим в весе, но счастье же не весит! Христос воскрес, и мы воскреснем!
- А вы слышали, что Христов воскрес? Да-да, воистину воскрес, вы представляете?
- Пасхальным вечером предвкушаешь чудо. Да, это не Рождество, который празднует весь мир… однако Пасха это более сакральный, более личный праздник для каждого.
- Значит так, планы на завтра: встать пораньше, скушать яичко, хлебнуть винишка и праздновать воскресение Христа!
Храни вас Господь!
Поздравления на Пасху, идущие от самого сердца. Подбери слова, которые тебе наиболее близки, чтобы выразить свою любовь ко всему миру в это чудесный денёк!
- Поздравляю всех с Пасхой! Христос воскрес! Он опять с нами! И пусть всё будет тихо и торжественно!
- Пусть это пасхальное торжество обернётся сказкой! Всех с праздником! Христос воскрес!
- Почему люди так не любят религию? Что плохо она вам сделала? Христос воскрес! И пусть он оберегает всех, даже тех, кто в него не верует.
- Умоюсь пораньше, почищу яичко, налью 100 грамм и молвлю тост: «Сегодня вновь воскрес Христос!»
- Жизнь с Иисусом проста и понятна. Веруйте, да будете прощены. Христос воскрес – возрадуйтесь!
- Чудо свершилось, Христос воскрес! Величественное чудо из чудес! С праздников вас всех, возрадуйтесь! Воскрес!
- Рюмочка кагора, цветное яйцо… что ещё нужно для счастья? Светлый праздник, Иисус воскрес!
- Праздник любви, праздник чудес, Иисус воскрес!
- Пасха – праздник всех праздников и торжество всех торжеств. Это величайший день для любого верующего человека! День, когда вера обрела свой истинный смысл!
- Пасхально желаю вам радости и здоровья! Христос воскрес!
- Самое доброе воскресенье в году – пасхальное воскресенье! С праздником вас всех.
- Отовсюду слышится: «Христос воскрес!» Бубню себе под нос в ответ: «Воистину воскрес…»
- Колокольный звон зовёт на пасхальное чудо! Давайте же отпразднуем, а не нажрёмся!
- Желаю всем в это пасхальное воскресенье иметь на столе достаточно еды, в сердце достаточно любви, а на душе достаточно теплоты!
Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста (на современном русском языке)
Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.
Кто раб благоразумный, — тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего.
Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий.
Кто работал с первого часа, — тот пусть получит сегодня должную плату.
Кто пришёл после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует.
Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.
Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.
Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые, почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все;
Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.
Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.
Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.
Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.
Он истребил её, быв объят ею;
Он опустошил ад, сошедши во ад;
Огорчил того, который коснулся плоти Его.
Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорит он, — огорчися, срет тя доле».
Он огорчился, ибо стал праздным;
Огорчился, ибо посрамлён;
Огорчился, ибо умерщвлён;
Огорчился, ибо низложен;
Огорчился, ибо связан.
Он взял тело и нашёл в нём Бога;
Взял землю и увидел в ней небо;
Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.
«Где ти, смерте, жало?
Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55).
Воскрес Христос, — и ты низложился;
Воскрес Христос, — и пали бесы;
Воскрес Христос, — и радуются ангелы;
Воскрес Христос, — и водворяется жизнь;
Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе.
Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20).
Ему слава и держава во веки веков.
Аминь.
* * *
«Слово огласительное на Пасху» свт. Иоанна Златоуста
Светлана Иванова
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет радуяся в радость Господа своего.
Аще кто потрудился постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от первого часа делал есть, до приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления:
любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго яко и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа.
И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует.
И дела приемлет, и предложение хвалит.
Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержници и ленивии, день почтите.
Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь.
Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, иже от нея держимый.
Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти его.
И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет тя доле.
Огорчися, ибо упразднися.
Огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю, и срете небо.
Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще.
Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь.
Это «Слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста читается в храме во время ночной праздничной службы перед началом литургии после пасхального канона. Таким образом Церковь признает это слово единственным полностью выражающим смысл Праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, – и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего не нужно и невозможно.
Но его содержание может показаться по меньшей мере неожиданным. Еще в 19 в. митрополит Киевский Платон, составивший толкование на «Слово…», уклончиво отмечает его неясность не только из-за «непонятности старославянского языка для слушателей», но и «по краткости выражения заключающихся в нем мыслей». В нем нет ничего, «исторически» связанного с празднуемым событием: ни воспоминания «предыстории» праздника и исхода из рабства в Ветхом Завете, ни происходящего в Новом Завете, т.е. самих евангельских событий, нет даже упоминания ни распятия, ни обстотельств смерти, нет повествнования о Воскресении; наконец, ни разу не упоминается даже само название праздника.
Это произведение привлекало внимание в основном богословов, а не лингвистов, и в основном исследователи обращались к истолкованию образов. Однако именно по своей форме, структуре оно совершенно необычно; кроме того, именно в принципах организации материала можно найти ключ к пониманию своеобразия содержания.
Композиционно «Слово…» делится на 5 частей; каждая часть построена в соответствии с композицией целого, но при этом является в некотором роде самостоятельным произведением и имеет особенности, свойственные только ей.
В первой части – призыв всех, «и первых, и последних», работавших и ленивых, на пир к Домовладыке. Вторая часть – повествование о том, что Домовладыка принимает и милует гостей. В третьей – описание пира: «внидите вси», «трапеза исполнена», «телец упитанный», «явися царство». Четвертая часть является раскрытием смысла слов: «И сие предприемый Исаия возопи: ад огорчися…». В пятой звучат долгожданные слова: «Христос воскрес!»
В синтагматическом плане можно отметить совершенную выверенность и уравновешенность. При отсутствии каких-либо «украшений», которые, как считал сам Златоуст, свойственны речи язычников, синтаксис становится той динамической силой, которая и придает «Слову» его яркость, многогранность и при этом цельность. Первую часть пронизывает структура:
cубъект |
предикат |
предикат |
кто |
благочестив |
да насладится |
кто |
раб (благоразумный) |
да внидет |
кто |
потрудился |
да восприимет |
кто |
(от 1 часа) делал есть |
да приимет |
кто |
(по 3-м) прииде |
благодаря да празднует |
кто |
(по 6-м) достиже |
(ничтоже) да сумниться |
кто |
лишися (и 9-го) |
да приступит |
кто |
достиже (во 11-м) |
да не устрашится |
Лексический строй основан на параллельной градации. Синтаксически эта часть открытой структуры, что определяется ее идеей: возможностью для каждого прийти, и даже для такого, для кого не нашлось «евангельского» соответствия.
Вторая часть также открытой структуры, и речь идет теперь о действиях Домовладыки:
приемлет |
последняго |
упокоевает |
пришедшаго |
последняго |
милует |
первому |
угождает |
оному |
дает |
сему |
дарствует |
дела |
приемлет |
намерение |
целует |
деяние |
почитает |
предложение |
хвалит |
Третья часть закрытой структуры: здесь синтаксически выражается тот же евангельский образ «затворенных врат», за которыми идет пир – на него звали всех даже «по дорогам», но туда с определенного момента уже больше никто не может войти (притча о брачном пире, притча о десяти девах).
А: внидите вси:
и первии и втории |
приимите |
богатии и убозии |
ликуйте |
воздержницы и ленивии |
почтите |
постившиеся и непостившиеся |
возвеселитеся |
В
трапеза исполнена |
насладитеся вси |
телец упитанный |
никтоже да изыдет |
А
вси |
насладитеся |
вси |
восприимите |
В
никто(же) да рыдает |
явися (бо) царство |
никто(же да плачет |
возсия прощение |
никто(же) да убоится |
свободи смерть |
А
предикат — (объект) |
субъект действия |
угаси (ю) |
держимый |
плени (ада) |
сошедый |
огорчи (его) |
вкусивша |
Это наиболее насыщенная в изобразительном плане часть, своеобразная «синтаксическая кульминация» произведения. Перекликаются ряды градации, противопоставлений и синонимических рядов; организованы они в более простые (А) и более сложные (В) конструкции.
В четвертой части использован экспрессивный прием организации лексики, основанный на повторах: 6 раз употреблен один и тот же глагол, своеобразное basso ostinatto, в ответ которому звучат все новые «пояснения» — при этом здесь накладываются две фигуры речи, противопоставление и градация. Все повторы – предикаты к субъекту «ад», т.е. противопоставление идет по смыслу «что сделал ад» – «что с ним произошло в ответ»:
огорчися |
упразднися |
огорчися |
поруган бысть |
огорчися |
умертвися |
огорчися |
низложися |
огорчися |
связася |
И далее в более сложной структуре:
прият |
тело |
Богу |
приразися |
прият |
землю |
срете |
небо |
прият |
еже видяше |
впаде |
еже не видяше |
Можно отметить своеобразный прием «разноплановых кульминаций» – ликование пятой части передано наиболее сложным синтаксическим рисунком (синтаксическая кульминация), в четвертой части, самой экспрессивной происхоит эмоциональная кульминация (здесь чувствуются отголоски речей после битв и насмешки над врагом в античной фольклорной традиции), в последней же, пятой части – то, что подготавливалось с самого начала: смысловая кульминация.
В пятой части употреблен этот же стилистический прием, что и в предыдущей; но если в предыдущей части об аде нечего было сказать, то тут «нельзя» сказать; там автор не хочет вглядываться в тьму ада – здесь не переступает тайн неба; «Христос воскресе» – в этих словах уже все явлено, и Златоуст «приближает» к нам тайну, перечисляя последствия восресения:
Воскресе Христос |
и ты (ад) низверглся еси |
|
Воскресе Христос |
радуются ангели |
|
Воскресе Христос |
жизнь жительствует |
|
Воскресе Христос |
мертвый ни един во гробе, |
Христос (бо) восста |
Употребление антонимичных существительных делает и глаголы контекстуальными антонимами, и, т.о., стилистические приемы пронизывают не только «горизонтальные» ряды текста, но и «вертикальные»:
Пр. вр |
Наст. вр. |
||
низверглся еси |
(ад) |
(жизнь) |
жительствует |
падоша |
(демони) |
(ангели) |
радуются |
При строгой композиционной и структурной выверенности нужно отметить отсутствие каких-либо «украшений» в лексическом плане. Тропов речи в привычном нам античном смысле здесь нет; применительно к этому произведению нельзя говорить о сравнении, метафоре или метонимии. Все слова употреблены в прямом значении. «Домовладыка» прежде всего является в буквальном смысле «хозяином дома» – но и потом уже, план за планом, встают другие, концептуально более важные значения, (господин, Господь) что и является отличительной характеристикой символа.
Перед нами – образы притч, рассказанных Христом, – это притчи о виноградарях, притча о званных на вечерю, о брачном пире, о талантах. Они особенно важны в первых двух частях «Слова». Начинается Слово косвенной цитатой из Евангелия (ср. Мф. 25.21: «Господин его сказал…: «Хорошо, добрый и верный раб… войди в радость Господа своего»).
Третья часть – наиболее загадочная, здесь почти нет ни отсылок к Писанию, ни цитат, только образы, за которыми стоит вся ветхозаветная и новозаветная история, и которые нельзя понять, не признав их символами. Четвертая и пятая части построены принципиально иначе и своим динамизмом контрастируют с предыдущими; они начинаются с цитат, которые и задают всю структуру части. В плане содержания это больше, чем просто литературный прием.
Рассмотрим соотношение структурно-смысловых фрагментов текста друг с другом.
1 и 2 части соответствуют учению церкви о синергизме, взаимном движении друг к другу Бога и человека: Бог призывает (1 часть), и если человек откликается, то Сам приближается к нему (2 часть).
3 часть – «брачный пир», что в контексте символов евангелия означает Царство Небесное, встречу человека с Богом, сретенье. В контексте символов Нового Завета это рай, таинство Евхаристии, таинство брака.
4 и 5-я части удивительны по своей возможности «всеведенья», они написаны как бы с той точки, откуда уже все видно и все известно: и что «ад огорчися», и «мертвый ни един во гробе», и то, что «ангели радуются» – эти части о «небе» и «земле», вертикаль от неба до ада. Существенно, что 4-ая часть начинается цитатой из пророка Исаии, причем эксплицированной: «Сие предприемый Исаия возопии» – как известно, ссылка на источник цитирования была не нужна, и если он указан, то, значит, кто сказал, почти так же важно, как то, что сказано. Имя Исаии употреблено как 1)ветхозаветного пророка 2)пророка, ожидавшего Богоматерь и Мессию, 3) оно вводит нас в службу таинства брака («Исаия, ликуй»). По учению церкви, души всех умерших до воскресения Христа пребывали в аду, ожидая свое освобождение, т.к. после грехопедения человечеству был закрыт путь в Эдем; Христос, умерев, спустился в ад и извел оттуда всех ветхозаветных праведников. Мы как бы совершаем с Исаией и одновременно со всем Ветхим Заветом путь на Небо, освобожденные с ним из ада.
5 часть начинаетсяя двойной цитатой – и из Ветхого Завета, и из Нового Завета (пророк Осия цитируется ап. Павлом, и затем – Иоанном Златоустом) – тут «хор» ветхого и нового заветов, встреча ветхого с новым – но в этот миг это «встреча» и с современными слушателями, с современной Церковью тоже.
Схематически связь частей выглядит так:
5 ч. «Христос воскрес»
|
1ч. «приидите…» ——-3 ч. «пир веры» ——-2 ч. «Домовладыка принимает»
|
4ч. «ад умертвися»
«мертвый ни един во гробе»
Это скрытый в композиции крест (надо отметить, что в самом «Слове» ни слово «крест», ни «крестная смерть» не упоминаются ни разу).
При соотнесении с иконой Воскресения (икона «Сошествие во ад») проявляются общие закономерности: композиционно икона строится по тому же принципу, что и «Слово», и это проявляется и в пространстве изображения. В центре – Христос (Евхаристия, Царство Небесное), с обеих сторон – освобождаемые из ада праведники (этот момент, как правило, изображается наиболее динамично, иногда изображается даже «усилие» со стороны Христа, как будто он «тянет вверх» Адама и Еву); внизу – побежденный ад с поломанными воротами и «тьмой кромешной», т.е. не попадающей в Воскресение:
«ангели радуются»
(или иконные горки, знаменующие горний мир)
|
праведники – (Адам) – Христос – (Ева) – праведники
|
«ад умертвися»
«Слово…» и икона связаны также и принципом взаимоотношения с адресатом – слушающим «Слово огласительное…» или смотрящим на икону. Вместо того, чтоб изображать сцену, на которую зритель может лишь смотреть со стороны, но в которой не участвует, литургическое искусство изображает лиц, связанных между собой общим смыслом образа, но также связанных и со зрителем. Основным в изображении становится не столько взаимоотношение показанных лиц, сколько их общение с адресатом и включение его в происходящее.
Такой способ изображения в иконописи назван обратной перспективой. Синкретизм христианского искусства дает право отнести этот термин и к произведениям словесности. Точно так же, как иконописец преображает пространство, и тем самым помещает зрителя внутрь изображения, читающий или слушающий вовлекается автором к соучастию в литературном сюжете. «Слово…» Иоанна Златоуста обращено к тем, кто его сейчас слышит – настоящее время повелительных глаголов относит их к слушающим и таким образом включает их в само повествование.
Насыщенное символами, «Слово на Пасху» само становится символом, образом, раскрывающим смысл слов «Христос воскрес», образом, т.е. словесной иконой праздника.
11 самых радостных цитат о Пасхе
Понять смысл и значение главного православного праздника важно для каждого верующего человека. Для помощи в этом мы подобрали слова Отцов Церкви, старцев, духовных писателей и проповедников Православной Церкви о Христовом Воскресении.
1
Святитель Григорий Богослов
Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.
2
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.
3
Святитель Иоанн Златоуст
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
4
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.
5
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.
6
Протоиерей Александр Шмеман
Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.
Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда.
От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, наслаждаемся неистощимой Его пищей.
7
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Пасха, двери райские нам отверзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.
Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.
8
Протоиерей Георгий Флоровский
Пасха — день вселенской радости и мира. Торжествует и радуется весь мир, всякое дыхание и вся тварь. Ибо Господь победил и разрушил смерть, упразднил «державу смертную» — власть смерти. И с Воскресением Христовым надо всем творением уже занялась и загорелась заря грядущего всеобщего Воскресения, — его же чаем: «и жизни будущего века»…
Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и ненавидящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспоминаний не должно затенять светозарное небо светоносной пасхальной ночи.
Христос воскрес!
9
Патриарх Кирилл
Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.
Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
10
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.
Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.
11
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».
Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.
Слово на Святую и спасительную Пасху
Истинный покой субботы, получивший Божие благословение, которым Господь почил от дел Своих, для спасения мира субботствовавши упразднением деятельности смерти, уже оканчивается, явив особенную благодать и взорам, и слуху, и сердцу посредством всего того, что при совершении празднования мы видели и слышали, от чего получили сердечную радость. Ибо то, что видели мы глазами, был свет, светивший нам в ночи огненным облаком от лампад; слово, в продолжение сей ночи оглашая слух псалмами, и пениями, и песнями духовными и вливая в душу чрез слух как бы какой поток радости, исполняло нас благими надеждами; а сердце, радостно утешаясь тем, что мы слышали и видели, запечатлевало в себе неизреченное блаженство. Видимое руководило его к невидимому, так что благодеяние сего упокоения, укрепляя неизглаголанную надежду на то, что уготовано нам, служит образом тех благ, которых ни око не виде, ни ухо не слыша, которые и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор 2, 9).
Итак, поскольку эта светозарная ночь, соединившая блеск от лампад с ранними лучами солнца, произвела один непрерывный день, не разделенный промежутком тьмы, то мы, братие, размыслим о пророчестве, которое говорит: Сей день, егоже сотвори Господь (Пс 117, 24). Дело для этого дня не тяжелое и трудное, но удовольствие, радость и веселие; вот как говорит слово Божие: возрадуемся и возвеселимся в онь. О прекрасное занятие! О сладостное повеление! Кто замедлит повиноваться этим заповедям? Кто не сочтет для себя вредом и ненадолго отсрочить такого рода занятия? Радость — дело, а веселие — приказание, чрез исполнение которого разрешается осуждение за грех и печаль превращается в радость.
Таково решение мудрости: в день радости — забвение зол. Этот день заставил нас забыть о первом против нас приговоре, или, лучше, не забыть заставил, а совсем уничтожил его, ибо он совершенно изгладил всякое воспоминание о произнесенном на нас осуждении. Тогда — деторождение в болезнех (Быт 3, 16), ныне — рождение без мук; тогда — от плоти рождались мы, чтобы быть плотию, ныне — рожденное есть дух от Духа (см.: Ин 3, 6); тогда — были сынами человеческими, ныне — рождены чадами Божиими; тогда — низведены были с неба на землю, ныне — Небесный и нас соделал небесными; тогда — чрез грех царствовала смерть, ныне — наоборот, чрез жизнь получает державу власти оправдание; тогда — один открыл вход смерти, ныне — чрез Единого вводится жизнь; тогда — чрез смерть мы ниспали от жизни, ныне — смерть уничтожается жизнию; тогда — от стыда укрывались под смоковницею, ныне — облеченные славою приближаемся к древу жизни; тогда — за преслушание изгнаны из рая, ныне же — верою вселяемся в рай. Снова предлагается нам, кому угодно, в снедь плод жизни; снова райский источник, разделяясь на четыре потока евангельских рек, напояет все лице (Быт 2, 6) Церкви, так что упояются и бразды наших душ, которые Сеющий слово провел плугом учения, и обильно возращают плоды добродетели.
Что же нужно при этом делать? Что иное, как не подражать пророческим горам и холмам в ликовании; ибо горы, как сказано, взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии (Пс 113, 4).
Итак: Приидите, возрадуемся Господеви (Пс 94, 1), сокрушившему силу вражию и воздвигшему ради нас великое победное знамение креста над падшим противником. Воскликнем (Пс 94, 1)! Воскликновение же есть торжественное возглашение, исторгающееся у победителей над побежденными.
Итак, поскольку воинство нашего неприятеля ниспровергнуто и сам он, имеющий власть над злою ратию демонов, прогнан, погублен и даже обращен в ничтожество, то и скажем: Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли (Пс 94, 3), благословивший венец лета благости Своей и введший нас в сие духовное ликостояние, во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.
Дорого яичко в Христов день.
На здоровье кушай — никого не слушай! На то и праздник!
Целуй в уста, теперь нет Поста.
В будни поработаем — в Праздник погуляем.
Где кулич и тесто, тут и наше место!
У нас в печи — лучшие куличи!
Поцелуй — дорогой обычай в Великий день!
Курица Федорка да петух Егорка с праздничком поздравляют, счастья желают!
Нам не до вас, когда праздничек у нас.
Приглашаю посмотреть слайд-шоу, в котором можно полюбоваться старинными открытками и почитать пословицы и поговорки!
Он, как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
После масленицы великий пост, а за страстною Пасха
Неделя святая, славная, великоденская, великая, радостная
Чужая ласка – сироте Пасха
Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была
Стоит столб на семь верст: на осьмых воротах яблонь, на яблоне цвет во весь свет (Пасха)
На святой дождь — добрая рожь
В ночь на светлое воскресенье мороз — горох не родится
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки
Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
И дитя знает, что Христов день!
Весна идёт полна чудес — Христос воскрес, Христос воскрес!
Христово Воскресенье всем на веселье!
Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!