Комментарии 10
Необходимы госстандарты для лечения редких заболеванийОпубликовано: 13:00 / 19.03.2014
Тысячи людей в России тихо умирают от безысходности. Родители смотрят на своих угасающих детей и не знают, где взять миллионные суммы на лекарства для того, чтобы хоть как-то облегчить боль своего ребенка. Проблемами так называемых орфанных больных, или людей с редкими заболеваниями, не занимались чуть ли не с советских времен. Отсутствие необходимых препаратов, стандартов, официальных списков больных, элементарная нехватка денег на их покупку — все эти проблемы сходятся на простых людях, вынужденных ежечасно сражаться за свою жизнь или жизнь своих близких. Корреспондент сайта ONF.RU об этой проблеме поговорил с кандидатом медицинских наук, членом Центрального штаба ОНФ Эдуардом Гавриловым.
Насколько я знаю, в мире нет единого списка орфанных заболеваний. В одних странах недуг считается редким, в других – распространенным. Кроме того, в законодательстве иностранных государств оговаривается конкретная цифра пациентов, в пределах которой болезнь считается редкой. В США — 200 тыс. человек, в Японии — менее 50 тыс. Каковы эти рамки в российском законе? И сколько в общей сложности орфанных болезней зарегистрировано в нашей стране?
Давайте сначала обозначим для общего понимания, что такое орфанные, или, если перевести с медицинского на русский язык, редкие заболевания. Это недуги, затрагивающие небольшую часть популяции. Подавляющее большинство из них являются генетическими и именно поэтому сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Причина, как правило, одна – сбой на генном уровне и, как следствие, нарушение работы какого-то органа или целой системы.
Именно поэтому большинство этих серьезных нарушений не поддаются полному излечению и приводят к инвалидности или смерти. Медицина может лишь улучшить качество жизни с помощью лекарств.
Что касается России, то с советских времен этой категорией пациентов почти не занимались. Лишь с 1 января 2012 года заработал новый федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», в котором впервые на государственном уровне ввели понятие орфанных болезней. В официальный список внесли 24 наименования.
Добавлю, что в каждой стране критерии орфанности свои. Как правило, они определяются количеством людей с отклонениями в здоровье. В нашей стране к этому виду относятся заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения.
Ежегодно количество больных людей увеличивается или уменьшается?
Процент с каждым годом растет, и тенденция продолжится. Но это естественный общемировой процесс. Если смотреть масштабно, эволюционно, количество ошибок, мутаций в генном аппарате людей будет всё время увеличиваться, поскольку человечество стареет.
Есть и еще один момент, связанный с медицинским прогрессом, с развитием науки. Со временем улучшилось качество диагностики. Благодаря современным медикаментам продолжительность жизни увеличилась. Именно поэтому орфанники попадают в статистические данные больше, чем прежде. Ведь раньше большинство из них просто умирало, не дожив до взрослого возраста.
Судя по разным источникам, в России на сегодняшний день количество пациентов с редкими болезнями варьируется от 10 до 13 тысяч, и, как ни страшно, 6 тысяч из них — это дети. Так ли это?
Да, у меня те же цифры. А детей так много всё по той же причине — врожденности болезней, их генетической обусловленности. 30 процентов больных ребят, увы, не доживают до 18 лет.
В конце прошлого года вы встречались с двумя больными девушками из Нижнего Новгорода и Нижегородской области, которые, по вашим словам, прошли чуть ли не семь кругов ада, чтобы получить дорогостоящие лекарства. Их пример подтверждает сложившееся правило или это все-таки исключение?
Это, к сожалению, правило. Здесь нужно выделить несколько моментов. В 2011 году всё в том же законе «Об основах охраны здоровья граждан» впервые появилась федеральная норма о том, что лекарственное обеспечение и лечение больных с орфанными заболеваниями возложены на регионы. На практике это работает плохо либо очень плохо. Деньги или не выделяются вообще, или их не хватает, поскольку субъекты просто не могут потянуть огромные суммы на лечение.
Кроме того, в этом же законе есть и тот самый список болезней. Но вот парадокс, перечень имеется, а стандартов оказания помощи на самые дорогие из них нет. В этих нормах должно прописываться то, как проводить лечение, в частности диагностика, процедуры, лекарства с просчитанной стоимостью по всем статьям расходов: зарплата врачей, расходные материалы, амортизация оборудования, затраты на препараты, питание, коммуналка, услуги связи и прочее.
Беда в том, что если нет госстандартов, значит, у российских медучреждений нет и правовых оснований закупать медикаменты. А это ведет к тому, что дорогостоящие препараты больные так и не получают.
Если говорить в общем, то из 9 тысяч 300 недугов, которые подлежат обязательной стандартизации, хоть какими-то стандартами охвачено всего лишь 33 процента! Вообще не утверждены стандарты на оказание паллиативной помощи (подход, при котором специалисты стараются облегчить страдание пациента от тяжелой болезни, угрожающей его жизни. — Прим. ONF.RU). Нет стандартов на заболевания, являющиеся основной причиной смертности, основной причиной обращения граждан в медучреждения. Те стандарты, которые все-таки приняты, рассчитаны лишь по трем критериям: зарплата врачей, расходники и амортизация медицинского оборудования. А где остальное?
Есть и еще один момент. В России до сих пор не сформирован регистр орфанных больных. То есть ни медики, ни государство не знают, какому количеству людей в России необходима пожизненная помощь. И это не нормально!
Именно благодаря совокупности всех этих факторов смертельно больные люди не получают должной поддержки. Они стучатся в закрытые двери, в прямом смысле умирая от безнадежности и безразличия.
Хоть на какие-то заболевание утверждены стандарты?
На шесть из 24 не утверждены. А на те, что утверждены, не просчитаны.
Правда ли, что некоторые региональные врачи специально ставят ложные диагнозы, чтобы не нагружать местные бюджеты? Тем более если учесть тот факт, что в большинстве случаев редкие болезни трудно диагностируются.
Да, такое действительно есть. Местные власти давят на медработников, чтобы те транслировали своим больным разные байки. Причины для отказа всегда можно придумать, а вот возможности нужно искать. Так, например, могут сказать, что в бюджете элементарно нет денег, поставить другой диагноз или соврать о том, что препарат не зарегистрирован. Кроме того, могут предложить альтернативное лечение, которое в большинстве своем не помогает. Всё тем же девушкам из Нижнего, страдающим от тяжелого заболевания крови, просто предлагали ее перелить. А между прочим, этот процесс очень тяжелый, но никак не влияет на состояние пациента. Какая тут профессиональная клятва Гиппократа, тут хотя бы просто вспомнить о простой человечности! Всё в том же Нижнем Новгороде в приватных разговорах местные врачи жаловались, что на них нажимает местное управление здравоохранения.
Насколько часто это происходит?
Трудно сказать. Очень многое зависит от того, кто сидит в кресле главы Минздрава в конкретном регионе. В Нижегородской области больных в упор не видят. Примерно такая же ситуация в Хакасии, Пермской области. В Ленинградской, например, стараются решать вопросы уважительно и правильно. Деньги, несмотря на то что субъект не очень богатый, как-то находят.
Более чем уверен, не обходится в этом вопросе и без коррупции. Знаете, как в программе Киселева про бывшего губернатора Пермского края Чиркунова, купившего себе поместье в Лангедоке. Сколько медбюджетов ушло на это имение? И какому числу людей можно было помочь? Большой вопрос…
Однако есть глубоко дотационные регионы, для которых несколько пациентов с дорогостоящей программой лечения – огромная проблема. Общий медицинский бюджет субъекта может быть если не равен, то точно соизмерим с бюджетом, рассчитанным всего лишь на нескольких больных. Но и даже здесь есть шанс помочь. При желании территориальные главы здравоохранения могут подать заявки на федеральное финансирование. А могут ничего не делать.
И что, это может сработать?
Это работало бы, если бы это делали. Но здесь скорее предпочитают таких больных не замечать. Не вносить в регистр. Нет больного — нет проблемы.
Большинство препаратов далеко не дешевые. Каков диапазон цен на лекарства?
«Солирис», пожалуй, — самый дорогой из них. Он предназначен для лечения пароксизмальной ночной гемоглобинурии – болезни кровяной системы, при которой происходит распад эритроцитов и человек начинает страдать от почечной недостаточности, желтухи, жуткой слабости, утомляемости и прочих побочных эффектов. Это американское лекарство, отечественных аналогов нет. Его годовой курс стоит от 24–30 млн рублей. Если больной после начала приема препарата прекращает его получать, то он тут же возвращается на стадию так называемой индукции. То есть ему становится в несколько раз хуже, чем было до начала. И это характерно для большинства орфанных болезней.
Нижний ценовой порог заканчивается примерно на 400 тысячах рублях в год. Но это уже сущие копейки по сравнению с семизначными суммами. В эту цифру вписывается лечение фенилкетонурии, при которой резко снижается или отсутствует печеночный фермент. Накопление токсичных продуктов может даже привести к тяжелым нарушениям центральной неровной системы. Но здесь, пожалуй, главное — даже не препараты, а особенная диета.
На сколько увеличивается жизнь пациента, принимающего лекарства?
На десятки лет. Например, продолжительность жизни больных с муковисцидозом в развитых странах вырастает на 50 лет. В России они живут в половину меньше.
Почему медикаменты такие дорогие? Производители руководствуются принципом выживаемости – раз очень нужно, то точно заплатят?
Лекарства, может, и не были бы такими дорогими, если бы не требовались маленькому количеству людей. Фармацевтической компании невыгодно запускать целую линию производства с применением технологий генной инженерии ради, допустим, 500 человек. В действиях производителей есть жесткая логика. Ведь из этих пяти сотен продукт купят человек 20. И именно для того, чтобы компенсировать расходы, они раздувают цену.
Приведем в пример всё тот же «Солирис». Ведь изначально его придумали как препарат для лечения ревматоидного артрита, но в процессе испытаний он показал себя довольно средне. Кто-то заметил, что он обладает другим, более мощным побочным действием при гемоглобинурии. И что же? Мы тут же наблюдаем коммерческий успех, а именно повышение стоимости. Но если бы антиревматоидный эффект был единственным, то он оказался бы на полке прочих аналогов со стоимостью около 20 тысяч долларов в год.
Производятся ли в России необходимые для орфанных больных препараты?
И по этому вопросу у нас целый ворох проблем. В нашей стране практически не выпускают аналогов западных дорогостоящих лекарств.
Кроме того, всё в той же Европе, согласно директиве ЕС от 2001 года, жизненно необходимые лекарства регистрируются даже в том случае, если не хватает данных клинических испытаний. То есть людям, совсем потерявшим надежду, госсистема предоставляет хоть какой-то шанс на дальнейшую нормальную жизнь. Власти понимают, для того чтобы накопить полный объем информации, должно пройти огромное количество времени, поскольку больных не так много и испытаний вследствие этого тоже. У нас же нет и этого.
Кроме того, в Евросоюзе разработчикам медикаментов предоставляются административные и финансовые льготы. Например, бесплатная помощь при составлении протокола: 50-процентное снижение пошлин на этапе предрегистрации, 50-процентное снижение всех пошлин в первый год после одобрения, ускоренная процедура рассмотрения документов, предоставление продленных эксклюзивных прав на продажу препарата до 7–10 лет и прочее.
В рамках Народного фронта планируется создать одиннадцать центров мониторинга. Один из них будет заниматься вопросами медицины. Проблемы орфанных больных войдут в круг курируемых вопросов этого центра?
Да, войдут обязательно. Центр мониторинга будет проводить постоянный сбор данных, анализ ситуации в регионах. Специалисты будут работать с людьми, рассматривать конкретные обращения пациентов. Кроме того, мы планируем формировать рейтинги как медицинских организаций на местах, так и федеральных субъектов по критериям качества, доступности.
В сферу наших задач войдет и анализ российского законодательства в сфере здравоохранения. Сегодня многие нормативные акты устарели. Белые пятна, неточности, разночтения тоже ничего хорошего не несут. Центр будет всё это находить и вносить предложения по исправлению.
Что именно вы предлагаете?
Во-первых, перевод орфанных больных с регионального финансирования на федеральное. В середине января я направлял главе Минздрава Веронике Скворцовой письмо с этим предложением. Уверен, что работа над этим вопросом продолжится.
Во-вторых, в кратчайшие сроки закончить формирование федерального регистра всех больных. На его основании просчитать, сколько все-таки денег необходимо. Плюс необходимо завершить работу и утвердить стандарты оказания медпомощи с последующим включением препаратов в список жизненно необходимых.
В-третьих, важно прописать критерии назначения и критерии отмены для всех лекарств. Сейчас эти директивы работают лишь относительно некоторых препаратов. А тем временем их наличие не менее важно, чем тот же регистр или стандарты. Поскольку зачастую за спиной родителей больного ребенка находятся «благожелатели», советующие приобретать дорогое лекарство даже в том случае, если оно уже не помогает. Именно потому должна существовать некая линия, перейдя через которую больным должен отменяться или назначаться препарат.
Прочитал несколько статей о доходах и способах заработка РПЦ и возник вопрос. Возможно интернет слишком однобоко освещает деятельность церкви? Нужно поискать какие благие дела совершаются на деньги прихожан, на «рекомендованные пожертвования» за свечи, крестины, похороны, службы, освящения и т.д. Вот что нашел (пост пишу в онлайн-режиме, ищу и описываю что вижу):
По запросу: благие дела церкви
— Восстановление и строительство храма — первые две ссылки
— Про обряды — следующие две ссылки
— Проект межконфессионального молодёжного лагеря
— Статья на сайте какого-то деятеля, что церковь одобрила памятник
— Проект межконфессионального молодёжного лагеря — еще раз
— Проповедь
— Молитва
— Статья Зачем Церкви деньги? от лица священнослужителя
Уххх…надо выдыхнуть, я поставил себе цель искать конкретные добрые дела и не давать оценки тому что увижу, но ооочень хочется. Идем дальше.
По запросу: благотворительность церкви
— Статья от 29.10.2015: Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет.
На этом же сайте в разделе База данных нашел:
Церковные соц. учреждения (4805) есть ссылки и контакты
Гос. учреждения которым оказывается помощь (1768) есть ссылки и контакты
В раздел для СМИ статистика
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ
— более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской Православной Церкви;
— около 400 сестричеств милосердия (входят в Ассоциацию сестричеств милосердия);
— около 2600 сестер милосердия;
— более 400 групп милосердия (в России);
— 53 приюта для беременных женщин и матерей с детьми;
— более 100 центров гуманитарной помощи;
— около 40 богаделен;
— более 400 проектов помощи инвалидам;
— в 63 православных храмах и общинах на территории России ведется работа с глухими и слепоглухими людьми;
— более 200 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе более 70 реабилитационных центров для наркозависимых;
-более 500 православных организаций, которые помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости.
— 95 православных приютов для бездомных и 10 автобусов милосердия;
— 65 детских приютов (в России), где проживают около 1,3 тысячи детей.
— Следующая ссылка ведет на википедию:
На сегодняшний день в Москве сегодня насчитывается :
63 группы милосердия
53 пункта приёма и распределения пожертвований
25 групп помощи заключённым
22 благотворительные столовые
Помощь алкоголикам и наркоманам оказывают 20 московских приходов и монастырей. Также имеются: 2 амбулаторных центра, 3 трезвеннические общины и 20 групп самопомощи
12 патронажных служб
8 медицинских служб при храмах
2 богадельни для женщин
4 церковных детских дома
4 благотворительные юридические службы
— Статья об истории благотворительности церкви
— Православный портал благотворительности
— Статья об истории благотворительности церкви (та же)
— Статья об истории благотворительности церкви (та же)
— Православный форум: ответ форумчанину на вопрос почему церковь мало занимается благотворительностью
— Статья благотворительность и милостыня
— Статья о правовых аспектах благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций
Последний запрос: доходы и расходы РПЦ
— Статья: Сколько зарабатывает РПЦ Главные результаты расследования РБК о бизнесе Русской православной церкви.
Цитаты:
«Прибыль церкви не облагается налогами, притом что только в 2014 году она составила 5,6 миллиарда рублей.»
«Точных данных о том, как формируется бюджет РПЦ, нет. «
«»Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды», — заявил РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.»
-Та же статья
-Опять расследование РБК только более подробно про имущество, про доходы про инвестиции (очень много цифр и данных), про расходы тоже самое, подробностей нет
Цитата:
«На что живут другие церкви?
Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.»
«Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы.»
-Википедия : Экономическая деятельность Русской православной церкви
цифр и конкретики почти нет
— Статья: Доходы Русской Православной Церкви в стиле РБК, может даже поагрессивнее
— Статья: Русская Православная Церковь: доходы и расходы, тоже громит РПЦ
— Статья: РПЦ: доходы и расходы епископа, досталось иерархам Церкви
— ПИКАБУУУ: Святые деньги. Как зарабатывает РПЦ, перепост с коммерсанта
— ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРИХОДА: НЕТ ПОВОДОВ ДЛЯ СЕНСАЦИЙ
Беседа с иеромонахом Иринеем (Пиковским), казначеем Московского Сретенского монастыря
Очень много и подробно о доходах церкви от лица представителя РПЦ, приведу одну цитату
«Если при монастыре есть основные средства нерелигиозного назначения, например пахотная земля или сельхозпостройки, за них платится налог на имущество. Если приход продает имущество нерелигиозного назначения или сдает помещения в аренду – с этого платится НДС и налог на прибыль. С автомобилей уплачивается транспортный налог. Приход храма обязан не только отчислять налог на доходы физических лиц, но и – нести на себе социальные выплаты. Даже за несвоевременное предоставление расчетов в Пенсионный фонд на храм или монастырь могут наложить громадный штраф.
Есть только две налоговые льготы, которыми многие приходы стараются воспользоваться. В первую очередь это льгота по налогу на прибыль. Так, пожертвования от совершения богослужений, треб и иной религиозной деятельности, а также распространение религиозной литературы налогом на прибыль не облагаются.»
Но про расходную часть опять почти ничего
-Статья Доходы РПЦ в 1909 году «В связи с настойчивыми призывами к «реституции церковной собственности» весьма интересно взглянуть, из каких источников взялась у РПЦ эта самая собственность.»
— Последняя ссылка выжимка из статей РБК
Намеренно не делаю вывода, интересно чужое мнение. В завершении у меня остались противоречивые чувства, возможно выборка у меня не репрезентативна. Старался цитировать не однобоко а по сути статей. Интересно узнать мнение тех кто осилил сталкивались ли вы с реальной помощью со стороны РПЦ?
Зачем посещать церковь
Посещение церкви является необходимостью для любого верующего христианина. Ведь Христос основал церковь не просто так. В жизни христианина общение с другими верующими и совместное с ними поклонение Богу значат очень многое. Через это укрепляется вера человека.
В церкви человек, даже еще не верующий, концентрирует свое внимание на всем, что связано с Богом, то есть на духовных вещах. Перенесение своих мыслей с собственных забот и проблем на славу Божию помогает человеку справиться с душевным беспокойством, страхом, обидой, ненавистью и т. д. В этом помогает особенное присутствие Бога в собрании верующих людей.
Слова Иисуса: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах»
(Матф. 16:18).
Христианская надежда основывается на вере в живого, воскресшего Бога, который реально существует и реально действует в жизни человека. Приходя к Нему с молитвой, человек рассчитывает на ответ, то есть какое-то действие со стороны Бога.
Приходя в церковь, туда, где присутствует Бог, верующие более явно ощущают свою греховность, что приводит их к мыслям о покаянии и исправлении своей жизни. В церкви они также слышат о Боге, его делах, любви и милосердии. Благодаря этому их вера в Бога укрепляется.
В церкви люди получают назидание, наставляющее их жить благочестивой жизнью в миру. Из Слова Божия, читаемого здесь, и из проповедей люди узнают, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах и ситуациях, чтобы не бесчестить имя христианина. Церковь учит людей быть более сдержанными и мягкими в общении с другими, прощать, а не мстить.
Христианам требуется постоянное духовное обновление, чтобы не уснуть духовно, а бодрствовать, как к тому призывает Евангелие: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41). И еще: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5: 6–8).
Посещая церковь, христиане получают утешение и душевное облегчение, покровительство, защиту и помощь. Больные или их родственники часто приходят в церковь, чтобы молиться об исцелении.
«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем»
(Иоанн Златоуст).
В церкви верующие обретают силу, позволяющую выдерживать все житейские бури, не ожесточаясь при этом. Посещение церкви помогает человеку не отчаяться, не впасть в уныние или депрессию. Человек меньше беспокоится, уповая на защиту Божию в своей жизни. Он верит, что Бог будет хранить его на всех путях от бед и напастей. Он вверяет свою жизнь Богу и обретает покой. Помимо душевного покоя, посещение церкви, соприкосновение с божественным дает верующим чувство радости, душевного подъема. Общение с Богом в церкви происходит не только через молитву, но также через проповедь, прославление Бога в пении и участие в таинствах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Помогает ли Церковь людям? Илья Постолов
Несколько дней назад в Фейсбуке на странице председателя СИНФО Владимира Легойды вспыхнула оживленная дискуссия на тему благотворительности.
Владимир Романович разместил у себя призыв оказать материальную помощь известному исследователю творчества Пушкина, доктору филологических наук Валентину Непомнящему, который сейчас серьезно болен и нуждается в лечении. Неожиданно его пост в достаточно резкой манере прокомментировал небезызвестный Юрий Самодуров:
“Уважаемый Владимир Р. Легойда, Вы официальный представитель РПЦ, а РПЦ очень богатая организация, судя по тому, как ведет и держит себя ее глава. Вам не стыдно просить у публики через фейсбук деньги для помощи Владимиру Непомнящему, вместо того, чтобы помочь ему из фондов патриарха?”
Что ж, для светского человека вполне адекватный комментарий, даже если не брать во внимание историю его конфликта с Церковью.
Любому светскому и глубоко неверующему человеку трудно понять логику Церкви и церковных людей. Просто потому, что христианская логика не логика, а милосердие, сострадание и любовь. Церковь ведь только со стороны выглядит как организация, в том смысле, что она лишь отчасти организация в юридическом смысле этого слова. В сущности своей Церковь – это Тело Христово, состоящее из людей – членов Церкви. И вот на том основании, что Церковь есть собрание верующих, каждый из которых надеется на спасение и жизнь вечную со Христом, Владимир Романович и обратился к её чадам с просьбой о помощи члену этой же самой Церкви. (Грубо говоря, это наше внутрицерковное дело.)
Но представьте, что нуждающимся будет помогать только Патриарх, а храмы строить только Патриархия и самые обеспеченные люди. Что тогда будем делать мы, остальные христиане, когда придет Христос и скажет: “был наг, и вы НЕ одели Меня; был болен, и вы НЕ посетили Меня; в темнице был, и вы НЕ пришли ко Мне”. (перефразируя Евангелие от Матфея 25:36).
Впрочем, в этой цитате Христос не говорит о финансовой помощи. Может быть финансовые вопросы – это удел богатых?
“И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (Св. Евангелие от Марка 12:41-44)”.
Господь ждет от нас добрых дел. Когда же их ещё совершать, если не тогда, когда о них просят “официальные представители Церкви”? Ведь если следовать мирской логике, то вообще никому помогать не нужно. Один, скажем про себя, и так богат, другому помогут родственники, третий все равно скоро умрёт. И в таком случае на Страшном Суде защищаться нам будет нечем.
Запомнилась и еще одна реплика, правда, другого человека: “Когда Патриарх продаст свои дорогие часы?” Здесь на память сразу приходит житие святого праведного Иоанна Кронштадского, которому ставили в вину то, что он носит дорогие рясы и ездит в дорогом экипаже, читай “в Мерседесе”.
Но давайте поразмыслим. Если я искушаюсь дорогими часами Патриарха, проблема во мне, а не в Патриархе. Ему что подарили, он то и носит. Его куда посадили, он на том и ездит. Вы можете себе представить Патриарха Кирилла, который ходит по дорогим бутикам и выбирает себе часики, а потом катается по автосалонам и выбирает машину? Даже если бы кто-то делал это за него. Перед кем ему красоваться и самоутверждаться, простите, он и так самый главный. Все храмы, монастыри, вся собственность Церкви – все его. А тут какие-то часы… Несерьезно. Обвинять Патриарха в стяжательстве так же глупо, как Президента России. Путин – глава государства, у него и так все есть. Вся страна в его распоряжении.
Так или иначе, никто из нас не знает, как сам Патриарх относится к всей это мнимой роскоши, которая его окружает. В духовном мире вся это роскошь значения не имеет. Значение имеет лишь наше к ней отношение. Если Патриарх или Президент относятся к роскоши безразлично – они греха не имеют, а те, кто завидует или осуждают – в ином мире получат по полной программе. Впрочем, они уже сейчас страдают.
Как тут не вспомнить слова преподобного Паисия…
“Тот, кто имеет добрые помыслы, всё видит добрым”.
P.S. “Церковь как институт помогает. Узнать несложно, достаточно почитать сайты диакония и милосердие. Во-вторых, если Церковь как институт помогает, это не значит, что миллионы верующих могут “спать спокойно” и не творить милостыню. Соответствующие церковные институты также сейчас занимаются помощью Непомнящему,” – Владимир Легойда.