Содержание
- Вопрос:
- Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
- Ударили по правой щеке, подставь левую
- Ударили по одной щеке, подставь другую
- «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)
- Подставить другую щеку?
- Что означает — подставить левую щеку?
- Как понять слова Иисуса — не противься злому?…
Вопрос:
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).
Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!
Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).
Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.
Ударили по правой щеке, подставь левую
Ударили по одной щеке, подставь другую
«По количеству изданий с Библией не может сравниться ни одна книга. Библия переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Однако, нужно признать, что нет другой такой книги, которая содержала бы столько “непонятных” и “противоречащих здравому смыслу мест». Эту цитату я взял с сайта foma.ru Толковый сайт, на мой искушенный взгляд.
Много разных фраз, взятых из Библии, гуляет по свету. В разных вариантах, часто оттого, что в разных местах Писания встречаются места, имеющие один и тот же смысл, выраженный немного разными словами. К сожалению, в большинстве случаев, суть сказанного трактуется людьми совсем не так, как было задумано изначально.
Один из ярких примеров — «Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую»,
«Ударили по левой щеке подставь правую», «Ударили по одной щеке подставь другую». У большинства людей, такое наставление Иисуса, в лучшем случае, вызывает недоумение. В худшем, становится инструментом для спекуляций.
Особенно для тех, кто, по разным причинам, ищет любую возможность показать несостоятельность и бесполезность христианского учения. К развлечению толпы и печали мудрых. Зубоскалить в адрес Библии, и Христианства, могут только те, кто Писание ни разу в руках не держал, а если и держал, то недолго.
Это тема отдельного разговора. По сути. Слова о подставлении другой щеки взяты из Нагорной проповеди, очень важного участка Нового Завета. Иисус берет фразу за фразой из Ветхого Завета и вносит в них свои очень существенные коррективы.
В частности, взамен принципа «Око за око, зуб за зуб», нам предлагается новый, непротивление злому. Языком Дао, «Мягкое побеждает твердое». Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, Иисус своими действиями и наставлениями не показывал никому, что нужно быть размазней.
Можно вспомнить момент, когда он перевернул и разбросал в храме столы, менял и торговцев, и его слова: «Не мир я пришел принести в этот мир, но меч». Во-вторых, месть, чувство нерациональное, она не убирает зло, а только перекладывает из одного места в другое.
Если люди будут действовать по принципу зуб за зуб и око и за око, то на земле. в итоге, все станут слепыми и беззубыми. Но есть еще один новозаветный момент, на который, мало кто обращает внимание. Это объяснение апостола Павла того, почему не стоит отвечать злом на зло, во чтобы то ни стало. В отдельных, конечно, можно, и даже нужно.
А написал Павел вот что: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Правда, от себя, постараюсь внести немного больше ясности. Если ты будешь кормить и поить врага в горячей надежде собрать ему на голову угли, ты соберешь их на свою собственную. Вот вам и Библия, одно выражение, несколько слов, а согласитесь, как лихо закручен сюжет.
А теперь я приведу цитату целиком Евангелия от Матфея, 5-я глава, Нагорная Проповедь
“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”.
Уверен, что кое для кого, после ее прочтения, немного изменится мнение об известной фразе, которую так любят мусолить некоторые атеисты-зубоскалы.
В связи с рассматриваемым наставлением Иисуса, мне трудно не затронуть такую вещь, как карма в восточных религиях, в частности, буддизме. Считается, что (я скажу своими словами), нас не ударят по щеке, ни по левой, ни по правой, если мы этого не заслужили. Так, Библия говорит, что ни один волос не упадет с нашей головы без Воли Божьей.
Восточная религии и Христианство, только на первый взгляд кажутся малосовместимыми, а иногда, даже, в чем-то, противоречащими друг другу. Буддисты справедливо полагают, что раз ты кармически заслужил неприятность, тебе от нее все равно не отвертеться. Именно это помогает им стойко переносить всякие лишения и беды.
Раз тебя все равно ждет определенный жизненный негатив, почему бы его не получить как можно быстрее, да и дело с концом. Это, как поход к стоматологу. Все равно идти, чего оттягивать. Нам, живущим мирскими понятиями, в разделенном нами на куски, а в реальности, целом, едином мире, очень трудно понять такую философию. Но от этого она не становится менее справедливой.
Теперь посмотрим через призму кармы и воздаяния по делам нашим, еще вот как. Допустим, вас ударил, или оскорбил, какой-то человек, заработав при этом себе кармическое пятно. Если вы ему не ответили, да еще по принципу, «посеешь ветер, пожнешь бурю», это пятно будет на нем, и он уже не отвертится, ответить ему гарантированно придется.
Но как только он получил от вас, как мы говорим, достойный отпор. Он вас слегка ударил, а вы ему сломали челюсть, нос и два ребра, его карма отработана, и теперь кармическое возмездие начнет поджидать вас. Ну как, разве не прослеживается аналогия с «горящими углями» из Нового Завета.
Вообще, в кармических принципах, как и в реальной жизни, все не так просто. К примеру, вы выступили на защиту другого человека с риском для себя, своего здоровья, и может жизни. Наказали нападающего, сбили с ног, обездвижили, помогли задержать. В таком случае, вы можете, вместо минусов, заработать кармические плюсы.
И здесь, как в учении Иисуса, так и в буддизме, не так важен поступок, как мотив, который вами движет. «Благими намерениями вымощена дорога в ад», немного из другой оперы. То, что нам иногда субъективно кажется благим делом, объективно может оказаться большим злом.
Собственно говоря, из всего сказанного, можно сделать, в частности, и такой вывод. Нашему Творцу, по большому счету, до лампочки, какие грехи мы совершили.
Важно то, как мы сами сейчас видим свои поступки. Как сейчас мы их рассматриваем. Если с гордостью трубим на каждом углу о своих неправедных делах, мы будем наказаны. Но, в тех случаях, когда при воспоминании собственных проступков, у нас самих наворачиваются слезы раскаяния, можно считать, что мы уже за них прощены.
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)
Резюме.
Мф. 5:39 «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
Это образное выражение Христа, и оно с помощью понятной для всех картины предлагает глубокую мысль, касающуюся характера сложных межчеловеческих отношений. Речь здесь идёт не о том, как вести себя во время избиения, драки, хулиганства, на войне и т. п. (Сам Христос на суде не подставил другую щеку ударившему Его — Ин. 18: 23). Но указывается, как поступать, когда в споре, резком конфликте тебя ударят по щеке ругательством, обманом, хитростью, лукавством, насмешкой и т.п. Когда с озлобленным, упорствующим человеком говорить невозможно, то лучше сдержаться, промолчать, как бы подставив другую щеку и взяв вину на себя, — так можно предотвратить развитие конфликта до тяжёлых последствий, а затем и восстановить нормальные отношения. Особенно это важно в семейной жизни.
В этих словах Христа, конечно, и не тот смысл, который увидел Л. Толстой, развивший учение о т.н. «непротивлении злу насилием». Его взгляд прямо противоречит всему контексту Евангелия. Христос применил насилие к торговцам в храме. Он одобрил, фактически, применение даже военной силы, сказав: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13), поскольку именно в условиях войны приходится убивать врагов, умирая за друзей своих. История Церкви, жизнь множества православных святых прямо свидетельствуют именно о таком понимании этих слов Спасителя.
Мф. 5:40,41 «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
В этих словах вновь с помощью таких образных выражений повторяется мысль: не занимайся бессмысленными спорами, доводящими страсти до кипения. Сделай сейчас, насколько можешь, что требует другая сторона, и даже как бы больше. Такая победа над собой, по духовному закону, принесёт и тебе, и тому человеку большую пользу.
Подставить другую щеку?
Роман Маханьков
По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест.
Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы»:
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»
Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.
Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлеченно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.
В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.
Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.
Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности – предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).
Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.
Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом – противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.
Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.
А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.
Статья опубликована в 1(18) номере «Фомы» за 2004 г.
Что означает — подставить левую щеку?
Евангелие от Матфея 5 гл
«39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»
———————————————————
Существует распространённое толкование приведённых выше слов Христа..
Суть этого толкования состоит в буквальном исполнении слов, в прямом смысле — если кто-то действительно ударит тебя по одной щеке,- необходимо подставить ему другую…т.е дать возможность обидчику унижать и истязать тебя дальше, без всякого сопротивления…возможно, до полного уничтожения…
Это толкование распространяется как в среде Православия, так и в других конфессиях Христианства….
Под него «подгоняют» такие вещи, как унижение внутри семьи…——— мол, если муж бьёт свою жену в пьяном виде – смирись жена и терпи…такова твоя доля, твой крест…неси его до самой смерти…
Так же под данное толкование продвигают толстовское – «непротивление злу насилием»… такие, например, идеи, как полное смирение перед фашизмом, когда он вошёл на территорию СССР…мол, необходимо было сразу сложить оружие перед полчищами врага и отдаться в руки палачей…стать их покорными слугами…
Большая часть православных адептов учат паству смиряться перед любым унижением, принимая любое оскорбление, как дар, посланный Богом для твоего же блага….и поэтому всегда, когда об тебя «вытирают ноги» — это благо для настоящего христианина, мол, страдаешь, как Христос…
Православные учителя, распространяющие такое толкование, этим самым подчёркивают истинность их вероисповедания в отличии от тех, кто так не учит…
———————————————
Давайте разберёмся, а истинно ли то, чему они учат, ссылаясь на данный стих Писания?….
Для начала узнаем, почему Христос взял пример об ударе по правой щеке? ——
В древней Палестине существовало » особое» отношение к рукам человека…
Левая рука предназначалась только для «грязных дел» ….до сих пор это установление бытует в Исламе
———
например, при совершении «чистых» дел (еда, питьё, одевание) предпочтение отдаётся правой руке (стороне), а при совершении «грязных» дел (подмывание, отсмаркивание, раздевание) предпочтение отдаётся левой руке (стороне)….
Таким образом, «правая рука» охватывает широкий семантический диапазон: власть, помощь, прочность, достаточность, способность действовать и так далее….
Во времена Иисуса удар левой ладонью по правой щеке имел особый смысл. ———
Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. — —
Левой ладонью хозяева били своих рабов…, римляне – евреев.., мужчины били жён.., а родители — детей. …Таким образом они как бы говорили: «Знай свое место… ты ниже меня».
НО если бы обличённый властью человек нанёс удар ещё и правой рукой по левой щеке, то это означало бы, что он развязал драку, переступил закон…и тогда оскорблённый имел право защищаться….и быть оправданным….
Это означало бы, что теперь они равны…. обидчик стал подсуден…может лишиться прав, власти …стать узником… или рабом…
Но правой рукой римляне рабов не били. Они наносили им позорные удары левой рукой и смеялись над униженным рабом, который не мог дать сдачи….
Поэтому, если оскорблённый в ответ на удар в правую щеку, подставит оскорбителю свою левую.., то этим самым он останавливает обидчика «непростым» решением…даёт ему понять – ты можешь поплатиться и оказаться на моём месте…
Поэтому, подставив другую щеку, он как бы вновь обретает достоинство и показывает, что не даст себя унижать.
Одновременно он побудит хозяина понять, что свою жизнь обидчик основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других.
—————
И всё это он (обиженный) сделает, не ударив в ответ, не применив насилие….
Исходя из сообщённого, мы можем понять, что Христос, сказав эти слова, имел ввиду только то, чтобы люди учились в ответ на чьи-то оскорбления
отвечать ТАК, чтобы обидчики могли вовремя остановиться и понять, что они могут «далеко зайти»… последствия могут быть ужасными….…
Вспомним, КАК повёл себя САМ Христос, когда Его ударил по щеке сотник?
Евангелие от Иоанна 18 гл:
«22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
————————————-
Итак, мы видим, что Христос (в прямом смысле) не подставил обидчику другую щеку в ответ на пощёчину, но ответил с достоинством ТАК, что дал тому понять, что его злоба беспочвенна, Христос не виноват перед ним…, тем самым устыдив и смирив злобный пыл противника….
Если кто-то желает оскорбить или унизить вас (дома, на работе, в транспорте, в школе…),считая себя выше и достойнее, правее и умнее.., имея, быть может, какое-то «внешнее» превосходство над вами — власть или физическую силу …(начальник на работе, командир воинской части, учитель в школе, каратист, культурист, «всенародный кумир»……),
ТО
Не нужно отвечать ему оскорблением на оскорбление, пытаясь его тоже обозвать, унизить….
А необходимо повести себя тАк и ответить таким образом, чтобы «нападающий» понял, что он неправ…..
Например, муж оскорбляет жену, недовольный тем, что та не успела сварить обед..она по его мнению где-то «прохлаждалась»….! …
В ответ на слова подозрений некоторые женщины начнут возмущаться и обзывать мужа в ответ…мол,какой же ты негодяй последний…
Завязывается скандал – голодный муж, недовольный тем, что жена его не встретила как надо ……и жена, которая, возможно, плохо себя чувствовала…пошла на воздух…затем пришла, прилегла, заснула…
Оскорбление на оскорбление…и вот уже нет того, что люди называют любовью…разочарование, взаимные обиды…оскорблённое самолюбие…депрессия…
А жене нужно было спокойно и ровно объяснить мужу всё как есть… и вот уже муж всполошён…ПочемУ?…ЧтО случилось?…и затем он просит прощения…..
Или человеку (в набитом троллейбусе) наступили на ногу…он от зла толкнул того, кто наступил, да ещё обозвал …
…тот наступил нечаянно и не заметил сразу, а когда его толкнули и обозвали, то у него два выбора – либо в ответ начать обзывать, толкаться, орать…, либо просто извиниться и сказать : не стоит так кричать и толкаться, я наступил Вам невзначай…простите меня… —-
И обидчик утихает…замолкает постыженно…
в обратном случае дело может дойти до убийства…— как происходит сейчас тут и там, когда, например, пешеходы (которым не уступил водитель автомобиля на пешеходном переходе), догоняют эту машину и бьют со всего размаха по стеклу, орут и обзывают…а затем водитель выбирается… и со зла бьёт того по голове, или стреляет из пистолета……
————
Христианин, если его кто-то «не пропустил» на дороге, помолится за этого «наглеца»…и благословит Именем Христа…ведь, он помнит, что когда-то и он вёл себя подобным образом, не зная Бога…
Если верующего кто-то толкнёт в транспорте, или в магазине, он спокойно ответит, скажет человеку, что тот неправ…———
Недавно стою в кассу…очереди две…заняла в одну из них за парой…очередь «наша» продвинулась,а соседняя — нет…
тут из второй очереди переметнулась женщина в «нашу», оттолкнув меня сильным движением, бросила фразу: «я за ними стояла!….и встала передо мной…
Когда-то раньше я бы оскорбилась, вспылила..может, тоже её бы оттолкнула, мол, не ври, ты тут не стояла, я видела тебя в другой очереди…и. т.п
Но теперь, слава Господу, меня её прыть нисколько не тронула, ибо вижу, чЕм люди наполнены, какие мучают их страсти…..
я вообще ей говорить ничего не стала….потому что не посчитала это оскорблением для себя…—
Ведь, когда имеешь радость общения с Господом, то такие мелочи вообще не волнуют…————
вижу – одинокая, немолодая, озлобленная…покупка небольшая…хочет поскорее домой, может голод мучает…
а я никуда не спешу…………ну на несколько минут позже пройду…не беда…
Помолилась об этой женщине, чтобы Господь коснулся её сердца…..смотрю..очередь очень быстро пошла..а она, уходя, взглянула на меня извиняющимся взглядом……
Ещё пример – одна знакомая рассказывала: » поехали они с мужем на дачу…муж хотел по своему что-то там размещать,строить, сеять…
а она считала его решения неверными…они только одни убытки принесут…стала на своём стоять…
он – на своём……………дошло до ссоры…муж бросил всё,..сказал: сама эту дачу и строй, а я «умываю руки»……ушёл..запил…
Осознала она, что неправильно себя вела…покаялась перед ним…вернула его….согласилась делать так, как он решил…
и хотя действительно были убытки от этого, но она не стала выговаривать ему….ведь, всё материальное – временно, а духовные приобретения вечны…–
терпение, уступчивость, прощение, доверие, милосердие…
С тех пор муж начал прислушиваться к её советам… уступать жене…но она говорит: а давай сделаем, как ты считаешь правильным, может, так и лучше будет….и бывает, вправду, выходит лучше…
Итак, я утверждаю мысль о том, что слова Христа » о щеке» имеют для людей НЕ прямой смысл, а духовный, ибо примеры и притчи Христа всегда несли смысл только духовный….
И за этими словами вовсе не стоял тот смысл, который многие учителя стараются внушить людям, уча их безмолвно сносить всевозможные оскорбления и поношения, отдавая себя или своих ближних на растерзание врагам…——
Например, одна женщина терпела побои пьяного мужа, исполняя дословно слова Христа …..до тех пор, пока муж её убил…
Некто во времена Великой Отечественной с распростёртыми объятиями принимал гитлеровцев у себя в доме и не противился им, когда они на его глазах убивали его ближних….
Христос ЭТОМУ не учил….Он сказал: «взявшие меч, от меча и погибнут»….— а это означает не только тО, что ты не должен первым идти на людей с оружием или насилием, …НО и тО, что тот, кто первый поднял меч, тот должен поплатиться таким же образом ….
А кАК возмездие придёт, если кто-то не даст насильнику физический отпор?
Христос учил отношениям людей между собой в «мирное время»…он учил АЗАМ Любви…
——————-
Тем, кто при этом ставят Его в пример, говоря, что сам Господь не стал бороться против своих палачей, не взял в руки меч, не защитил свою жизнь, …ответ таков –
Христос исполнял Миссию!…..
Евангелие от Матфея 26 гл:
«53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
Христос шёл на Крест Искупления грехов человеческих….…
А для этого Он должен был испытать (понести на Себе) всю боль, всё унижение, всё оскорбление, всю ненависть..которые люди имели в своих сердцах!………
Написано в Слове » Он был искушён во всём, кроме Греха»……— это значит, что Христос сам грехов не творил…
НО
Он знал (испытал на Себе) последствия этих грехов, терпел на себе их зло, их дьявольскую силу, их несправедливое по отношению к Нему действие…
Для ЧЕГО? – Чтобы Своей Любовью и Силой Духа победить эту вражью силу смерти, идущую от влияния грехов на человека, на его дух!…….
Он боролся…, Ему было очень тяжело…Но без этого Он не исполнил бы Миссию Спасителя!…
И Он победил ад, победил Смерть, победил Грех! …
и теперь всем искушаемым Он может помочь!…
Библия. Евреям. 2 гл:
«9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь»
————
Итак, без Христа и Его Помощи.. здесь, на земле, люди не способны поступать праведно и побеждать в истине всё, что им нужно побеждать…
только Христос, Бог может давать силу, мудрость и Помощь тем, кто желает достигнуть Небес, Жизни вечной…
——————-
Возвращаясь к словам Христа о «щеке..»,хочу опять привести в пример Господа —
Из Евангелия мы знаем, что Христос неоднократно выслушивал в свой адрес оскорбления, обвинения от фарисеев, которые унижали Его Божественное Достоинство…,
Он не молчал в ответ, позволяя Лжи торжествовать..НО Он с терпением и дерзновением объяснял им их заблуждения, а порой Христос обличал лжецов и с праведным гневом….
А когда Христос видел, что злые делатели не понимают Его слов и готовы произвести расправу, Он просто уходил ………..———
Если есть возможность уйти от «обидчиков», которых не достигнуть никаким вразумлением, то за лучшее – уйти, не связываться с ними, не добиваться «справедливости»……
На земле всегда происходит (до последнего часа времени) борьба… между Богом и дьяволом…за души людей…
Поэтому всех конфликтов не избежать…
И когда дело касается Истины, духовного выбора, тогда не может быть речи о молчаливом согласии или уступчивости!…………
Что было бы, если бы пророк Даниил согласился бы поклоняться царю, а от Бога отказался.., согласился бы перестать Ему поклоняться?…— Было бы тО, что называется Предательством …
Так Исав предал Бога, променяв своё спасение за похлёбку…
Так променял Бога на блудниц могучий Самсон… и потерял Богом дарованную ему силу….
Так оставил Бога ради своих языческих жён царь Соломон…
Так Иуда предпочёл вечную смерть.. покаянию перед Господом и обретению Жизни вечной..
На Войне Отечественной есть такие же критерии…— когда воин защищает своё земное отечество от врага, напавшего на него первым, …защищает своих детей, мать, отца…он не может их предать, покорившись врагу, уступив ему без сопротивления свою землю…, позволив врагу надругаться над его семьёй …его друзьями…—
Понятие — верность… от веры происходит…
У безбожных людей такое понятие чаще всего отсутствует…не имеющие Божьей совести в себе, с лёгкостью оправдывают блуд, измены, многожёнство…нарушение обещаний…
Когда ап. Пётр предал Христа, сказав опрашивающим его, что он Его не знает…ему затем было очень горько от своего предательства….он раскаялся и уже никогда не изменял Господу…
——————————
Христианин (рождённый свыше), имеющий в Залог Святого Духа …такой не может смолчать, если при нём будут оскорблять или неправедно обвинять его ближнего..
Он обязательно вступится!…Он защитит, скажет слово истины!..
Божий человек не станет закрывать глаза на чьи-то явные грехи, но при всякой возможности будет их обличать и призывать людей к покаянию перед Господом, к сокрушению их в неправде и беззаконии!…
Поэтому учение о том, что необходимо в буквальном смысле подставлять левую щеку, когда ударят по правой – это ложное учение, которое выгодно тем, кто желает использовать религию в идеологических интересах…
Есть такой современный юмористический рассказ:
«Благочестивый священник возвращался из деревни, где он осуществил требы, в свой монастырь. По дороге ему повстречался пьяный задира, взбудораженный и дерзкий. Монах смиренно попытался уступить ему дорогу, перейти на другую сторону, но забияка, глумливо усмехнувшись – ударил его по щеке….
Помня Заповедь Спасителя, инок поклонился и… подставил ему другую щеку. И тут же был «вознаграждён» новой пощечиной.
Монах вздохнул…поднял обидчика и тряхнул его как следует…— смотри, могу и сильнее тряхнуть!…
На недоуменный взгляд обидчика, монах ответил : третьей щеки у меня нет, а Слово я в точности исполнил…»
Конечно, здесь, опять-таки, монах поступил по «букве» …
Но если даже так, нужно понять одно —— если на ваши попытки(мирным путём остановить конфликт) нет ответного шага противника, значит, вы должны либо уйти прочь, либо применить силу и власть…
Повторю пример, когда фарисеи хотели побить Христа камнями за то, что Он приравнял себя к Богу (а правильнее сказать,— назвал себя Им – Я ЕСМЬ)…Но Христос не стал с ними бороться, или как-то дальше умиротворять их… Он просто ушёл незамеченным…
Если в вашу квартиру ломится пьяный хулиган или бандит и при ваших мирных увещеваниях он не желает отказаться от своих целей, вы можете проявить силу или обратиться в полицию…
Вы сделали всё, что «требовалось»…поэтому вся вина теперь только на нём…
Недавно прочитала в новостях, (есть там и видеоролик)…——-
Маленький мальчик истошно кричал на протяжении всего авиа-полета из Германии в США, который продолжался около восьми часов.
В какой-то момент он встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета.
На видео видно, как многие пассажиры закрывают уши, пытаясь спастись от криков.
Мать мальчика (американка) попыталась успокоить сына, попросив у стюардессы доступ к Wi-Fi, чтобы ребёнок мог поиграть на планшете.
Надежды пассажиров на то, что мальчик устанет и успокоится, не оправдались. На видео зафиксировано, как ребёнок бегает по салону, кричит и издает устрашающие звуки. Неясно, страдает ли ребёнок от поведенческих проблем, но его мать не сообщила другим пассажирам о каком-либо особенном состоянии мальчика, которое могло привести к такому поведению.
В какой-то момент ребёнок встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета, тогда вмешалась его мать, сказав: «Успокойся, милый».
Когда самолет наконец приземлился, пассажирам стало немного легче. На видео слышно, как одна из женщин прокомментировала ситуацию: «Это был кошмар. Восемь часов непрерывного крика».
——————
Из этого описания вполне понятно, что мальчик страдает одержимостью (которую в миру могут назвать аутизмом или каким-то другим заболеванием психики)….——
В этом случае никакие попытки «по хорошему» остановить безумие (напр.требования к матери как-то повлиять на сына..), не привели к нужному результату…( персонал самолёта и пассажиры пробовали с мальчиком контактировать и уговаривать..)….
Здесь могла помочь только усиленная молитва (если бы в салоне были верующие) или применение силы внешней (связывание и успокаивающий укол)….
Понятно, что мать не знает Бога…её сын взрощен на дьявольских компьютерных играх и мультиках….теперь пожинает последствие…
Этой матери необходимо глубокое покаяние перед Христом, рождение свыше, дабы она по иному взглянула на всю свою жизнь и на то зло, которое она впустила в свою жизнь и жизнь своего сына…
—————————————
Итак, читая Слово Божье, не нужно превращать Его в «должностной устав» или инструкцию по точному буквенному исполнению….
Необходимо иметь мудрость от Бога, знание.. и понимание того, о чём Господь имел ввиду, говоря то или это назидание,
а не трактовать его плотским умом, который не обращён к Богу, не любит Его, но объясняет Слово согласно только букве, не соизмеряя Его с целостностью Писания, мудростью и характером Бога, не соотносясь с настоящим временем, не видя многозначительности того, о чём говорил и учил Христос…
Как понять слова Иисуса — не противься злому?…
Спрашивает Алла
Отвечает Александра Ланц, 02.06.2010
Вопрос: Как понять эти слова: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39).
Здравствовать вам в Правде Божией, Алла!
Текст, о котором вы спрашиваете, вызывает много споров и недоумений. Это происходит главным образом потому, что читатели Библии не доделывают свою «читательскую» работу до конца, т.е. они берут этот текст и начиниают размышлять над ним в отрыве от самой Библии и в отрыве от Того, Кто произнёс эти слова.
Как вы думаете, Иисус, Который сказал то, о чём вы спрашиваете, Сам исполнял это? Т.е. жил ли Он так, как проповедовал? Если «да», то мы в поисках верного понимания этого стиха должны внимательно читать Евангелия, наблюдая за Иисусом, за тем, как Он относится к Своим противникам, к тем, кто желает унизить Его, обвинить, убить, т.е. к тем, кто бьёт Его по щекам. Только так мы сможем понять, что имел ввиду Спаситель, когда сказал: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Вот пишу сейчас мой вам ответ и заранее радуюсь тому, что вы, прочитав его, обязательно возьмёте в руки Евангелия и начнёте внимательно изучать по ним жизнь Иисуса для того, чтобы понять лично для себя, так ли оно на самом деле, как я сейчас вам скажу, а заодно будете учиться у Самого Иисуса жить и поступать так, как Он жил и поступал.
Я остановлюсь только на одной истории, записанной в Ин.18:19-23, призывая вас увидеть всю картину лично, через как можно близкое знакомство с жизнью Иисуса, через размышления о том, как и что Он отвечал Своим обидчикам и почему иногда просто молчал. Итак…
Ин.18:19-23 «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»
На мой взгляд, этот случай наиболее чётко отражает то, как жил Иисус. Он никогда не был слабым, Он всегда точно знал, что, кому, как и когда надо отвечать, и все Его ответы на любую попытку унизить Его всегда были противоположны тому, как вели себя Его враги.
Смотрите, как интересно Иисус построил Свою заповедь: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Ведь мог же сказать «другую щёку». Конечно, по контексту выходит, что имеется ввиду именно щека, но всё же Иисус, хотя и мог, не придал завершённость контексту, Он просто говорит: «подставь другую», т.е. дай человеку ту реакцию на его действия по отношению к тебе, которой он не ожидает. Повернись к нему той своей стороной, которая станет для него упрёком в том, что он совершил, ударив тебя. Даруй ему небесную правду в ответ на его ложь, Божию любовь, льющуюся из твоего сердца, – в ответ на его ненависть, искреннюю заботу – в ответ на его пренебрежение к тебе.
Именно так поступил Иисус, когда один из служителей ударил Его по щеке. Иисус не ответил злостью, гордостью, раздражением, возмущением, но повлёк человека туда, где у этого человека появится шанс увидеть, как сильно он был неправ в своём действии.
Именно так Он поступает с каждым из нас, когда мы, противясь Его святой воле, бунтуем и бьём Его своим неверием, своей гордыней, своим упрямством, обвиняя Его во всём зле, причиной которого Он никогда не был. Он – Тот, Кто одним только словом может уничтожить нашу планету так, словно бы её никогда не было, вот уже 6 тысячелетий подставляет нам, на наши по Нему удары, «другую» — любовь, милосердие, заботу, долготерпение, милость – лишь бы спасти нас, лишь бы вернуть нас Домой.
С уважением,
Саша.