Содержание
- Почему умирают хорошие и молодые люди, а также дети? Что будет с ребенком, которого вылечили у знахаря?
- Почему умирают хорошие люди
- Почему старики живут, а молодые умирают?
- Есть ли жизни после смерти и какая она: мнение экстрасенсов и медиумов
- Вопрос священнику
- протоиерей Иоанн Косых, ключарь Воскресенско–Германовского собора;
- протоиерей Димитрий Красовский, настоятель часовни на территории БСМП;
- протоиерей Николай Архангельский, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора, председатель отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Мелекесской епархии;
- протоиерей Димитрий Савельев, клирик Воскресенско–Германовского собора, настоятель часовни при УлГУ, кандидат педагогических наук.
- Когда уходят молодые…
- Почему старики живут, а молодые умирают?
-
LiveInternetLiveInternet
- «У меня был один хороший знакомый молодой человек. Он был всегда радушен к окружающим. Добрый, отзывчивый – душа компании. Много читал, подавал большие надежды… У него была работа, которая была скорее даже призванием, чем просто работой, красивая девушка, много друзей. В будущем, он вполне мог стать хорошим священником. А потом он умер. Несчастный случай – внезапная смерть. Мы не могли поверить в его смерть. Не хотели верить. Это было больно, обидно и страшно. Ничего уже нельзя было поделать, поздно было что-то Кому-то обещать за его жизнь. Парня отпели и похоронили. Прошло уже около двух лет, а все еще мы задаемся вопросом: почему он? Почему так рано? Он столько мог сделать…»Это невыдуманная история. Подобные трагедии случаются в жизни многих из нас. И каждый раз мы спрашиваем: почему так рано? Почему именно он? Почему Бог так рано забирает хороших людей?!Нужно помнить, что Господь любит и заботится о каждом человеке: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 29-30). Ничто в этом мире не произойдет без Его воли или попущения. Да, в мире есть зло. Но не Бог его причина. Люди сами, свободно предпочли земные похоти, отказавшись от полноты божественной любви. Зло попускается в этом мире, потому что иначе, пришлось бы заковать людей в оковы и полностью обездвижить. Но не только от рук злодеев погибают добрые люди. Смерть в катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях и прочих природных катаклизмах ничуть не легче смерти от ножей бандитов. Но и в этом мы не можем винить Бога – причиной катаклизмов опять же, является грехопадение первых людей. В момент отречения человека от Бога весь мир изменился. Писание говорит: «Завистью диавола вошла в мир смерть». (Прем. 2:24)Но почему Бог допускает столь ужасное зло? Почему не может сохранить наших близких? Мы должны верить, что Господь не бездействует, но промышляет о нас в каждый момент нашей жизни. Особенно тогда, когда мы страдаем, терпим несчастья и скорбь. «Пространный катехизис» святителя Филарета (Дроздова) определяет Промысел Божий как «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям».Это очень важные слова. Все зло, которое Господь попускает в этот мир, Он «обращает к добрым последствиям»! Все! Включая смерть.Мы боимся смерти, потому что не можем опытно проверить, что находится за ее гранью. Множество чудес и свидетельств, к сожалению, не убеждают нас в том, что за гранью смерти жизнь человека не кончается. Его личность остается и сохраняется Богом в ожидании грядущего дня Воскресения. Предсмертное испытание веры – есть самое серьезное испытание в конце жизни почти каждого человека. Не испугаться мнимого забвения, но продолжать верить в то, что вот-вот ты встретишься с Самим Творцом…Мы ненавидим смерть, потому что человек после нее исчезает из нашей жизни. Мы уже не можем с ним встретиться, пообщаться, вместе что-либо сделать… Но в своем горе мы не должны забывать слов Священного Писания: «Мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла». (Ис. 57, 1). Иногда, Господь через смерть тела уберегает человека от грехов, убивающих вечную душу.Есть ответ на вопрос «зачем?». И мы должны найти мужество его принять. Великий старей XIX века, преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление». Это мнение подтверждаются и многими другими святыми подвижниками.В момент трагедии нам нужно найти в себе силы и вспомнить, зачем человек приходит в этот мир? Каково его предназначение? Какова его цель? Согласно православной вере, цель жизни человека – обожение. Максимальное духовное приближение к создавшему его Богу. В максиме – соединение с Ним. Человек забирается в наилучший момент своей жизни, когда его участь будет наиболее благоприятной, либо наименее мучительной. Иногда, это происходит после какого-то душевного внутреннего выбора, о котором мы можем даже не догадываться, общаясь с ним в последние дни его жизни.Не нам судить, по какой из этих двух причин умер наш близкий. Нам не дано знать, что на самом деле скрывалось в душе человека за его благочестивыми (или не очень) делами и поступками. Но кое-что мы можем и должны сделать.В момент утраты мы приобретаем одно из двух состояний. Либо это безутешное горе, либо это состояние душевного катарсиса, в удивительной форме описанное ныне покойным бардом Александром Непомнящим, в песне «Дороги свободы»:
- Упокоенным покоя, а живым не жить без боли,Без ромашкового поля, к бою скрещенных мечейИ, конечно, без любви не жить нам, как земле без солиСмерть каждая – твоя смерть – так становятся сильней
- И чище утренней росы с травы, что скосят на рассвете,И прозрачнее ручьев из стран, что снятся только детям,Безымяннее солдата, что с последнею гранатойУже не ждал подмоги, просто помнил он о Боге…
- Смерть близкого человека, если мы не запремся внутри себя, может дать нам толчок к осознанию вечности. Если мы разделяем с человеком в какой-то момент его переживание смерти, то освобождаемся от множества ненужных дел, бытовые ссоры и обиды нам кажутся чем-то совершенно незначительным. Бесполезное времяпрепровождение за компьютером и телевизором – действительно пустым и глупым. Мы начинаем ценить жизнь. Но это состояние дается нам не просто так. Наш долг – отплатить усопшему за то, что он даже в смерти своей дал, через нашу совместную любовь дал бесценный урок истинных смыслов и жизненных ценностей. Поэтому наша задача – все свои силы направить на молитву о его душе в первые дни после его смерти, и на протяжении всей жизни, каждодневно, сколько это, возможно, молиться о спасении его души.У нас нет права в такие важные моменты нашей жизни эмоционально «расклеиваться» и забывать обо всем и всех в своей эгоистичной жалости к себе. Будем же молиться за ближних, и держать в уме мудрое наставление : «Отторгая и отвлекая ум наш от земного неразумного пристрастия, Господь, как истинный Врач, врачуя душу нашу, часто отвергает наши желания и похотения, часто обращает их в скорбь и горесть, чтобы мы искали у Господа Бога утешений бессмертных и вечных, которые никогда не отнимутся от нас. Ибо все сие – земное – существует на малый час, на малое время, а то – небесное – имеет пребывать во веки вечные, конца не имеющие».
- «Не плачь»
- кто рано встает, тому Бог подает
- Православие. Почему Бог забирает детей, а, например, убийц нет?
- Вопросы и ответы. Православие в деталях
Почему умирают хорошие и молодые люди, а также дети? Что будет с ребенком, которого вылечили у знахаря?
Здравствуйте, Татьяна!
Вы, наверняка, и сами понимаете, что причины смертей могут быть совершенно разными. Умирают от болезней, в катастрофах, от несчастных случаев, по неосторожности, и т.д. и т.п. Всего и не перечислишь. Вопреки расхожему мнению «молодые и хорошие умирают, а злые живут по 100 лет» — умирают и те и другие. Но когда не станет молодых и хороших, то это обращает на себя больше внимания, да и не хочется нам с ними расставаться. Вот и думается, что злые и нехорошие живут по 100 лет. А нет, и те, бывает, умирают молодыми. В этом наверно и ответ на вопрос – для Бога все люди одинаковы, все Его дети. И ведь, на самом деле, главное в том, что на земле мы проживаем лишь мизерную часть того, что нас ждет после смерти. Умирает тело, душа же живет, да и тело воскреснет в день всеобщего воскресения перед Страшным Судом. Судить Господь будет человека, а человек – это совокупность души и тела, а не душа сама по себе. А потом – жизнь вечная, дай Бог, чтобы рядом с Ним. Вот и получается, что нет смерти, а то, что наступает в конце нашего земного существования, является лишь переходом от жизни временной к жизни вечной. И если размышлять так, а именно так и должен размышлять православный человек, то смерть не будет столь страшна, и прекратятся вопросы «почему молодой и хороший?», ибо все будут понимать, что вскоре встретимся и жить будем вечно.
Вторая часть Вашего вопроса неразрывно связана с вопросом о жизни вечной. Ни от кого не секрет, что дьявол хочет погибели для человека, осуждения на Страшном Суде. Поэтому и прилагает все усилия, чтобы человек сбился с пути к Богу. Одной из таких уловок и является оккультизм – «лечение» у знахарей, колдунов, походы к гадалкам, экстрасенсам и т.д. Все это от лукавого и цена за это – вечная жизнь, а если быть более точным – вечное мучение в аду. Поэтому принцип «на войне все средства хороши» тут не работает. Временное исцеление грозит вечным осуждением. Да еще и по большей части все эти знахари не лечат, а калечат. Правда если в лечении нет никакого оккультизма, а просто лечение, например, травными сборами, без чтения всяких заговоров и прочих духовных практик, то никакого греха в этом нет. Господь даровал нам весь мир, и если пользоваться Его дарами правильно, то можно лечиться.
Почему умирают хорошие люди
Почему старики живут, а молодые умирают?
«Почему старики живут, а молодые умирают?» По поводу того факта, что люди умирают молодыми, многие из нас слышали или и сами произносили следующее недоумение: «Почему старики живут, а молодые умирают?» Вот что отвечают святые отцы на эти слова.
Антоний Оптинский (Письма к разным лицам): «Мы не можем постигнуть, почему молодой прежде-временно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то еще более благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тропаре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»… По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеколюбно поступает».
Макарий Оптинский (Письма, 3, 277): «каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно».
Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «Что сказано о младенцах, — то же почти должно сказать и о возрасте юношеском. Если Бог берет к Себе юношей, то, видно, берет их благовременно: видно, они довольно созрели уже для вечности, и Господь берет их, «да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его» (Прем. 4, 11); а если еще и не дозрели, то они еще несравненно хуже были бы для неба, если бы долее оставались на земле».
Дмитрий Ростовский (Слово на поминовение И.С. Грибоедова…): «Писание объясняет, почему судьбы Божии иногда определяют смерть молодому человеку. «Преставлен, — говорит оно, — восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем.4, 10-11). Мы же присоединим к этому еще и следующее: он умирает для того, чтобы более не видеть злобы мира сего, «во зле лежащего» (1Ин. 5, 19), чтобы не отягощаться более бедами настоящего многобедного времени, чтобы не обуреваться, как корабль, морскими волнами — житейскими печалями». Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «…исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими попечениями, несправедливостями и тому подобным — они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше приобретает, чем теряет. (Вопрос) Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых? (Ответ) Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти.
Есть ли жизни после смерти и какая она: мнение экстрасенсов и медиумов
А других — тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны».
2. Следующее расхожее недоумение: «Но молодой человек еще ничего не видел в жизни и не испытал удовольствий».
Во-первых, так, обычно, говорят люди, которые сами воспринимают жизнь как удовольствие и не задумываются о постоянно преумножающихся грехах. Таким людям отцы объясняют следующее. Василий Великий (Письма, п.292 (300)): «А если умер (отрок) прежде времени, прежде нежели насладился жизнью, прежде нежели пришел в меру возраста, прежде нежели стал известен людям и оставил по себе преемство рода, то (как сам себя уверяю) в этом не приращение горести, но утешение в постигшем горе. К благодарению обязывает сие распоряжение Божие, что не оставил он на земле детей-сирот, что не покинул жены-вдовы, которая бы или предалась продолжительной скорби, или вышла за другого мужа и вознерадела о прежних детях. А если жизнь этого отрока не продолжилась в мире сем, то будет ли кто столько неблагоразумен, чтобы не признать сего величайшим из благ? Ибо должайшее пребывание здесь бывает случаем к большему изведанию зол. Не делал еще он зла, не строил козней ближнему, не дошел до необходимости вступать в собратство лукавствующих, не вмешивался во все то, что бывает худшего в судах, не подпадал необходимости греха, не знал ни лжи, ни неблагодарности, ни любостяжательности, ни сластолюбия, ни плотских страстей, какие обыкновенно зарождаются в душах своевольных; он отошел от нас, не заклеймив души ни одним пятном, но чистый переселился к лучшему жребию. Не земля скрыла от нас возлюбленного, но прияло его небо».
Во-вторых, следует отметить, что, как правило, в нашем воображении рисуются картины о счастливой мирской жизни наших детей и это усиливает наше неправильное восприятие смерти.
Макарий Оптинский (Письма, 5, 89): «…не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши; но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображении их рисовался проспект счастливой жизни; а это очень редко случается».
Алексей В. Фомин – Неслучайные «случайности»
или На все воля Божия.
Вопрос священнику
У человека, приходящего в храм, возникает немало вопросов, но не всегда бывает возможность спросить обо всем интересующем батюшку: иногда недостает для этого времени, иногда не представляется удобный случай, иногда мешает ложный стыд.
Братья и сестры, здесь вы можете задать волнующие вас вопросы о вере, духовности, Церкви, обрядах, Таинствах, о сложностях толкования Священного Писания и просмотреть ответы на ранее заданные вопросы. Один из священников в ближайшее время ответит на них.
Убедительная просьба внимательно просматривать уже опубликованные на сайте ответы, чтобы не повторять таких же вопросов. Для удобства можно воспользоваться опцией меню «Поиск на сайте».
На ваши вопросы отвечают священники:
-
протоиерей Иоанн Косых, ключарь Воскресенско–Германовского собора;
-
протоиерей Димитрий Красовский, настоятель часовни на территории БСМП;
-
протоиерей Николай Архангельский, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора, председатель отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Мелекесской епархии;
-
протоиерей Димитрий Савельев, клирик Воскресенско–Германовского собора, настоятель часовни при УлГУ, кандидат педагогических наук.
К сожалению, мы не располагаем возможностью отвечать на вопросы касающиеся архивных сведений о священнослужителях нашей епархии.
11.03.2009 20:15:28 Ольга
Батюшка,простите,опять пишу Вам.Скажите пожалуйста,почему,если Бог любовь,матери у которых погибли или умерли дети,не имеют никакой информации о том как живут души этих детей в загробном мире? И такой второй вопрос:почему после грехопадения Адама и Евы,Бог не создал сразу цивилизацию людей такую безгрешную,как будет после 2 пришествия Христа,чтобы люди которых Бог любит не страдали веками?Спаси Вас Господи,Ваши ответы помогают мне.У меня погиб сын,пока никак не получается смириться,очень мучаюсь.Спасибо за поддержку и понимание.
Прот. Николай.
Для того чтобы понять и принять промысел Божий о людях необходимо доверие Богу и вера в Него. Любовь Бога к людям измеряется не качеством и количеством знания (информации), а Его жертвенностью (добровольное страдание и смерть). Подумайте о том, что убили Сына Божия! Бог несет ответственность за человечество и спасает его от ВЕЧНОЙ СМЕРТИ (читай жизни в аду). Вы похоронили сына, но и Бог Отец видел сына Своего и на пытках и на кресте и в гробу. Но смерть Иисуса Христа принесла людям избавление от рабства греху. Так и смерть человека не трагедия всей жизни, а начало новой. Если человек не умрет, то не сможет войти в Небесное Царство. Христианство учит нас умирать каждый день для греха, чтоб жить для Бога. А жить для Бога и быть с Богом – это совершенство бытия.
«Когда ты умрешь, рано или поздно, неважно. Хорошо или плохо, вот, что важно. А умереть хорошо – значит избегнуть опасности жить плохо».
Если умирает человек, значит, его душа созрела для вечности. Если нам Господь не послал смерть, мы не готовы войти в Рай. И надо еще трудиться и жить.
Эгоизм родителей присваивает детей себе в собственность. Но по совести дети принадлежат не отцам и матерям, но Богу. Бог дает детей и строго взыщет за них. Родители должны растить детей для Небесного Царства и для Бога, тогда дети будут счастливы и этой радости у них никто не отнимет.
Смерть и болезнь не являются злом по природе, ибо сам Бог вкусил и то и другое.
Равно как и безбедная жизнь и здоровье не являются по природе добром, ибо много грешников вкусили и то и другое.
Жизнь в Церкви – жизнь в Боге. Такая жизнь возвышает человека и делает его святым. А святость стоит выше всех земных переживаний, ибо плоть и душа стремится к главной Цели своей жизни – Богу.
Бог желает всем людям спасения и каждому приготовил место в Раю. Сам сошел в ад и сокрушил его. И теперь ждет нас в Небесном Царстве.
«Безгрешную цивилизацию» Бог не может создать без нас! Мы люди сотворены по образу и подобию Бога. А это значит, что святость рождается и утверждается в нас не автоматически.
Человек сотворен Богом в состоянии – естественном.
После грехопадения человек ниспал в состояние — ниже естественного.
Святой человек пребывает в состоянии выше естественного, т.е. не может согрешить, т.к. утвердился в добре.
Господь каждого человека ведет к такому состоянию.
Бог уважает в людях свободу и не насилует волю человека, поэтому дает возможность каждому добровольно избрать свой путь к Нему.
Когда уходят молодые…
Адам и Ева виновники греха, но Бог своим промыслом избавил их от смерти (читай жизни в аду) и вернул им Рай.
Не сомневайтесь в Божьей любви к вам и к вашему сыну. Доверьтесь Богу.
Святой Авва Дорофей советует так молиться: «Господи я хочу, чтобы было так, как будет». А в молитве Господней читаем «Да будет воля Твоя».
Помоги вам Христос. Обязательно исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин.
Вернуться к списку вопросов.
Почему старики живут, а молодые умирают?
LiveInternetLiveInternet
«У меня был один хороший знакомый молодой человек. Он был всегда радушен к окружающим. Добрый, отзывчивый – душа компании. Много читал, подавал большие надежды… У него была работа, которая была скорее даже призванием, чем просто работой, красивая девушка, много друзей. В будущем, он вполне мог стать хорошим священником. А потом он умер. Несчастный случай – внезапная смерть. Мы не могли поверить в его смерть. Не хотели верить. Это было больно, обидно и страшно. Ничего уже нельзя было поделать, поздно было что-то Кому-то обещать за его жизнь. Парня отпели и похоронили. Прошло уже около двух лет, а все еще мы задаемся вопросом: почему он? Почему так рано? Он столько мог сделать…»
Это невыдуманная история. Подобные трагедии случаются в жизни многих из нас. И каждый раз мы спрашиваем: почему так рано? Почему именно он? Почему Бог так рано забирает хороших людей?!
Нужно помнить, что Господь любит и заботится о каждом человеке: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 29-30). Ничто в этом мире не произойдет без Его воли или попущения. Да, в мире есть зло. Но не Бог его причина. Люди сами, свободно предпочли земные похоти, отказавшись от полноты божественной любви. Зло попускается в этом мире, потому что иначе, пришлось бы заковать людей в оковы и полностью обездвижить. Но не только от рук злодеев погибают добрые люди. Смерть в катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях и прочих природных катаклизмах ничуть не легче смерти от ножей бандитов. Но и в этом мы не можем винить Бога – причиной катаклизмов опять же, является грехопадение первых людей. В момент отречения человека от Бога весь мир изменился. Писание говорит: «Завистью диавола вошла в мир смерть». (Прем. 2:24)
Но почему Бог допускает столь ужасное зло? Почему не может сохранить наших близких? Мы должны верить, что Господь не бездействует, но промышляет о нас в каждый момент нашей жизни. Особенно тогда, когда мы страдаем, терпим несчастья и скорбь. «Пространный катехизис» святителя Филарета (Дроздова) определяет Промысел Божий как «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Это очень важные слова. Все зло, которое Господь попускает в этот мир, Он «обращает к добрым последствиям»! Все! Включая смерть.
Мы боимся смерти, потому что не можем опытно проверить, что находится за ее гранью. Множество чудес и свидетельств, к сожалению, не убеждают нас в том, что за гранью смерти жизнь человека не кончается. Его личность остается и сохраняется Богом в ожидании грядущего дня Воскресения. Предсмертное испытание веры – есть самое серьезное испытание в конце жизни почти каждого человека. Не испугаться мнимого забвения, но продолжать верить в то, что вот-вот ты встретишься с Самим Творцом…
Мы ненавидим смерть, потому что человек после нее исчезает из нашей жизни. Мы уже не можем с ним встретиться, пообщаться, вместе что-либо сделать… Но в своем горе мы не должны забывать слов Священного Писания: «Мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла». (Ис. 57, 1). Иногда, Господь через смерть тела уберегает человека от грехов, убивающих вечную душу.
Есть ответ на вопрос «зачем?». И мы должны найти мужество его принять. Великий старей XIX века, преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление». Это мнение подтверждаются и многими другими святыми подвижниками.
В момент трагедии нам нужно найти в себе силы и вспомнить, зачем человек приходит в этот мир? Каково его предназначение? Какова его цель? Согласно православной вере, цель жизни человека – обожение. Максимальное духовное приближение к создавшему его Богу. В максиме – соединение с Ним. Человек забирается в наилучший момент своей жизни, когда его участь будет наиболее благоприятной, либо наименее мучительной. Иногда, это происходит после какого-то душевного внутреннего выбора, о котором мы можем даже не догадываться, общаясь с ним в последние дни его жизни.
Не нам судить, по какой из этих двух причин умер наш близкий. Нам не дано знать, что на самом деле скрывалось в душе человека за его благочестивыми (или не очень) делами и поступками. Но кое-что мы можем и должны сделать.
В момент утраты мы приобретаем одно из двух состояний. Либо это безутешное горе, либо это состояние душевного катарсиса, в удивительной форме описанное ныне покойным бардом Александром Непомнящим, в песне «Дороги свободы»:
Упокоенным покоя, а живым не жить без боли,
Без ромашкового поля, к бою скрещенных мечей
И, конечно, без любви не жить нам, как земле без соли
Смерть каждая – твоя смерть – так становятся сильней
И чище утренней росы с травы, что скосят на рассвете,
И прозрачнее ручьев из стран, что снятся только детям,
Безымяннее солдата, что с последнею гранатой
Уже не ждал подмоги, просто помнил он о Боге…
Смерть близкого человека, если мы не запремся внутри себя, может дать нам толчок к осознанию вечности. Если мы разделяем с человеком в какой-то момент его переживание смерти, то освобождаемся от множества ненужных дел, бытовые ссоры и обиды нам кажутся чем-то совершенно незначительным. Бесполезное времяпрепровождение за компьютером и телевизором – действительно пустым и глупым. Мы начинаем ценить жизнь. Но это состояние дается нам не просто так. Наш долг – отплатить усопшему за то, что он даже в смерти своей дал, через нашу совместную любовь дал бесценный урок истинных смыслов и жизненных ценностей. Поэтому наша задача – все свои силы направить на молитву о его душе в первые дни после его смерти, и на протяжении всей жизни, каждодневно, сколько это, возможно, молиться о спасении его души.
У нас нет права в такие важные моменты нашей жизни эмоционально «расклеиваться» и забывать обо всем и всех в своей эгоистичной жалости к себе. Будем же молиться за ближних, и держать в уме мудрое наставление : «Отторгая и отвлекая ум наш от земного неразумного пристрастия, Господь, как истинный Врач, врачуя душу нашу, часто отвергает наши желания и похотения, часто обращает их в скорбь и горесть, чтобы мы искали у Господа Бога утешений бессмертных и вечных, которые никогда не отнимутся от нас. Ибо все сие – земное – существует на малый час, на малое время, а то – небесное – имеет пребывать во веки вечные, конца не имеющие».
«Не плачь»
«Полезен плач, растворенный упованием на Бога:
утешает душу, смягчает сердце,
отверзает его ко всем святым,
духовным впечатлениям»
свт. Игнатий (Брянчанинов).
«Поплачь»
Перед священником лежала девушка. Очень симпатичная девушка, вернее сказать, даже девочка лет четырнадцати. Она лежала в гробу в церкви, и священник готовился ее отпевать. Рядом стояли ее родители и рассказывали. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, и она чуть отстала. Ее наушники почему-то в это время были у нее в ушах, а машинист не успел вовремя затормозить… Священник слушал слова матери, и ее боль передавалась ему. Как будто ком стал в его горле, а ему ведь еще надо было сказать слово утешения родителям и всем присутствующим и самому спеть отпевание за неимением хора. Священник выдержал паузу и начал говорить…
Нам надо произнести: «Поплачь», обнять человека и поплакать вместе с ним
Нет глубже раны и сильнее боли, чем рана и боль потерявшего своего ребенка. Еще вчера он, полный жизни и энергии, стоял перед тобой. Он был во многом отражением тебя самого, а его жизнь вплетена в твою, как ленты вплетают в косы. Поэтому его радости и скорби были твоими радостями и скорбями. И вот теперь он лежит перед тобой, безжизненный и холодный, унося за собой в могилу, кажется, и твою жизнь. Перед человеком, которого настигла такая беда, встает непростая задача ‒ все это пережить, не потеряв смысл жизни, не потеряв душевное и физическое здоровье, не отчаявшись. А перед людьми окружающими стоит очень важная христианская задача ‒ утешить и поддержать раздавленного горем человека. Ой, какая это непростая задача! Поначалу вообще «удобее молчание»: слова необдуманные, поверхностные рискуют не только быть брошенными на ветер, они рискуют даже ранить человека. Припоминается случай, рассказанный митрополитом Антонием Сурожским, о том, как молодой священник отпевал отрока. Перед отпеванием, обращаясь к матери мальчика, он совершил, наверное, оплошность, сказав: «Как я вас понимаю!» На что мать ребенка резко ответила: «Не лгите! Вы не можете понять мать, опускающую в могилу своего ребенка! Вы никогда не переживали ничего подобного, и желаю вам, чтобы никогда и не пережили». Как верно подмечено! Действительно, человек, не имеющий подобного опыта, просто не может погрузиться в глубину горя, потрясшего родителей, и из этой глубины сказать слово назидания, которое могло бы тронуть. Мы, подобно Христу, не можем сказать матери: «Не плачь», ибо Слово Божие тотчас по произнесении этих слов иссушило источник беды, воскресив ее сына. Слова «не плачь», обращенные Христом к наинской вдове, означали: «Не плачь, ибо причину твоей скорби я сейчас упраздню». Нам же, грешным и не обладающим никакими духовными дарами, напротив, надо бы произнести: «Поплачь», ибо плач способен немного и ненадолго, но все же успокоить боль; надо бы обнять человека, посидеть и поплакать вместе с ним. Вот что надо поначалу. А вот потом, уже чуть позже, когда рана хотя бы перестанет кровоточить и глаза пообсохнут, можно вместе попытаться осмыслить эту смерть, осмыслить по-христиански, ибо в христианстве есть попытки такого осмысления.
Почему?
Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни
Когда по долгу службы мне приходится посещать кладбище, а это происходит, разумеется, регулярно, меня всякий раз посещает ощущение того, что в последние пару десятилетий изменилось отношение смерти к молодости. Смерть с каким-то азартом полюбила молодую жизнь и вовсе уже не считается с годами. Или считается, но по-своему: ей как будто неинтересны те, кто приходит к ней по естеству, но зато она с упоением стремится к тем, кто едва-едва начал жить. На современном кладбище молодых и маленьких землян едва ли не больше, чем возрастных, не так ли? И для этого, безусловно, есть объективные и субъективные причины. Помолодели болезни: экология окружающего нас мира подарила болезням эту молодость. Деградирует отношение к жизни и здоровью, особенно среди молодежи: это безумное поветрие – безответственность по отношению к своей и чужой жизни – плодит в нашем обществе всех этих рисковых селфистов, руферов, зацеперов и прочих экстремалов, которым жизнь как будто и не нужна. Вообще, в силу подобной безответственности чрезвычайно усиливается фактор внезапности смерти: гибнут под колесами, гибнут от «колес», гибнут, попавшись на крючок «социальных» сетей. Да, еще патологическая жестокость современного человека вносит свой «вклад» в депопуляцию нации: убить могут просто за сделанное замечание, за неудачную стрижку, за телефон, которые лежит у тебя в кармане. Однако все эти причины ранней смертности носят все-таки внешний характер, и помимо них есть еще причины глубоко духовные, относящиеся к участию Промысла Божия, соблюдающего всякого человека. Бог, определяя момент смерти человека, заботится прежде всего о том, чтобы человек достиг вечной блаженной жизни. Помочь человеку пережить смерть ребенка, смириться с ней может лишь осмысление возможных причин смерти в контексте вечной жизни. «Мой ребенок не умер, он жив! ‒ вот первая радостная мысль, которую доносит до родителя христианская вера. ‒ Оказывается, я не потерял его, но временно с ним расстался. Это, конечно, горькая разлука, но тем радостнее будет потом встреча. И она обязательно состоится!» Вот та предпосылка, от которой могут отталкиваться наши дальнейшие размышления о ранней смерти. Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни, и встречается, как нам кажется, слишком часто? Почему Бог забирает еще только расцветшую, а иногда и вовсе еще не успевшую расцвести жизнь? Не срывают же с цветка бутон, не успевший толком расцвести и порадовать всех своим благоуханием?
Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент
Ответы на подобные «почему» мы, христиане, можем найти лишь тогда, когда признаем, что далеко не все доступно нашему рассудку, и обратимся к разуму Церкви. А Церковь в таких случаях указывает нам, как на свет в конце тоннеля, на Божественное Всеведение. Указывает на Бога, Который знает, когда лучше забрать человека, с точки зрения его вечной жизни. В рассуждениях отцов и учителей Церкви общим местом является утверждение о том, что каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент. Вот как на вопрос «почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?» отвечает преподобный Паисий Святогорец: «Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу». Здесь сделаем оговорку. Конечно, преподобный Паисий таким образом не говорит о спасении всех людей, он говорит о том, что Бог саму смерть использует во благо человеку, для которого спасение еще возможно. Происходит это многоразличным образом: «Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти. А других – тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так потому, что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. Т.е. Бог все равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще – очень хорошего Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны».
В вопросе смерти младенцев, детей и вообще нравственно чистых еще юношей или девушек мнение отцов также сводится к мысли о том, что Бог забирает их, зная, что в будущем они могут вести греховный образ жизни, потерять чистоту и лишиться вечной жизни. Вот как утешает святитель Феофан Затворник мать, скорбящую из-за смерти своей добронравной дочери: «Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».
Бывает, что Бог посылает ребенку смерть, желая избавить его самого и его близких от более тяжкого креста. Многим известен хрестоматийный пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный когда-то прп. Варсонофием Оптинским. Пример этот замечателен своего рода откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала прп. Варсонофию о том, что ее сын тяжело заболел в возрасте трех лет. Все говорило о его скорой кончине, и она, не желая с этим мириться, упала на колени перед ликами Спасителя и Божией Матери и жарко, горячо, со слезами молилась. В ответ она услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Что, если нужна теперь его смерть? Из благости и милосердия Своего Я покажу тебе его будущее – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?» И ей был показан весь его жизненный путь. Проведенная видением по разным комнатам, которыми обозначались жизненные этапы его сына, она, остановившись перед последней комнатой, услышала грозный оклик: «Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему зла». Но она лишь прокричала в ответ: «Нет, нет, я хочу, чтобы он жил». Задыхаясь, она поспешила за занавес. Он медленно стал открываться, и она увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным ее сыну. После видения ребенок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей в видении…
Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы
Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы. И нашу смерть Владыка жизни и смерти также использует нам во благо. Направление воли человека, его душевное состояние – область, достаточно закрытая не только для близких человеку людей. Она недостаточно ясна и самому человеку. Лишь Бог вполне зрит и оценивает наше состояние и делает верные выводы. Щадя человека, Бог может забрать его в период расцвета сил, дабы непреодолимый груз грехов будущего не отнял у него и последнюю надежду войти в жизнь вечную. Об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет».
Понять и открыть причину ранней смерти каждого отдельного человека невозможно. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего рассудка, по крайней мере в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки, оставаясь бесплодными, могут довести человека, потерявшего своего близкого, до сильнейшей печали и даже до отчаяния. Лучше в свете веры в Бога постараться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весточку: «Не плачь, твой любимый со Мною».
кто рано встает, тому Бог подает
Смотреть что такое «кто рано встает, тому Бог подает» в других словарях:
-
Кто рано встает, тому Бог подает. — Кто рано встает, тому Бог подает. См. РАБОТА ПРАЗДНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Кто рано встает, тому Бог подает — Кто рано встаетъ, тому Богъ подаетъ. Ср. A qui se lève matin, Dieu aide et prête la main. См. Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает. См. Заря золотом осыплет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
РАНО — нареч. вообще заранее, загодя, до часу, до поры, о которой речь; с запасом времени, по сроку или по делу, событию, ·противоп. поздно; | преждевременно, слишком рано, до срока, не выждав должного, не ко времени, не к поре, некстати и не у места,… … Толковый словарь Даля
-
рано — I. нареч. к Ранний. сравн. ст.: раньше и (книжн.) ранее. Встать р. Жениться р. На час раньше. Р. начали сев. Р. утром. * Кто рано встает, тому Бог подает (Посл.). II. в функц. безл. сказ. 1. О раннем времени, утреннем времени суток. Ещё р., не… … Энциклопедический словарь
-
РАБОТА — ПРАЗДНОСТЬ — Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Аминем квашни не замесишь; молитву твори, да муку клади! Боже, поможи, а ты на боку не лежи! Богу молись, а сам трудись! Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! С … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Утро — (ц.слав.) – это промежуток времени с 6 часов утра до 12 часов дня. Это особое время перед самым восходом солнца и его полным «присутствием на небе». В народе утро считалось наиболее предпочтительным временем для творчества, чтения, всякой… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
-
ДРЫХНУТЬ — спать. * Жена говорит Хаймовичу: Кто рано встает, тому бог подает, а ты дрыхнешь до десяти! Хаймович встал в пять утра, надел новый костюм, новые ботинки и вышел на улицу. Только завернул за угол, как его раздели до трусов и избили. Он… … Язык Одессы. Слова и фразы
-
A qui se lève matin, Dieu aide et prête la main. — См. Кто рано встает, тому Бог подает … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
Рокфеллеры — (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора
-
ИСААК СИРИН — , греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия
Православие. Почему Бог забирает детей, а, например, убийц нет?
У меня два месяца назад умер сын 9 лет от опухоли головного мозга. Горю и страданиям моим нет предела, и жизни нет… Я могу понять, что Господь позаботился о наших детях, забрав к себе, предотвратив, возможно, беды на их пути и преступления. Но как понять тогда, что остальные дети, повзрослев, совершают убийства, становятся маньяками, мошенниками и пр.? Почему Господь не позаботился о них в детстве, не забрал к себе? Почему они живут и все это совершают?
Елена
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
— Дорогая Елена! Примите мои самые искренние соболезнования в связи с постигшей вас утратой. Конечно, все православные понимают, что дети, по словам Господа, наследуют Царство Небесное. Однако в силу нашей телесности мы любим детей и тяжело переживаем разлуку с ними в этой, земной жизни. Разумом мы понимаем, что с Господом нашим детям будет лучше, но наши чувства, наша искренняя любовь к ним берут верх над разумом.
Почему Господь забирает к себе детей в столь юном возрасте? Отвечу вам, как сам понимаю. Дело не в том, что Господь забирает детей потому, что, повзрослев, они совершат ужасное преступления, и Господь спасает их от этого. Так, по-моему, думать не верно. Давайте вспомним пример из Евангелия. Помните, кто висел справа и слева от Христа на крестах? Два разбойника. Они оба всю свою жизнь нарушали заповеди Божьи, грешили, скорее всего убивали… Однако Господь не забрал их к Себе в детстве. Почему? Ведь, если исходить из вашей логики, они оба были бы спасены.
Одно из самых главных объяснений — смерть приходит к нам не от Бога. Бог пришел в мир как раз для того, чтобы ее победить. “Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” (победив смертью смерть и дав жизнь умершим) поем в пасхальном тропаре. Ваш ребенок умер, потому что мы сейчас все смертны, но умираем в разное время и при разных обстоятельствах. Но Господь даровал нам жизнь вечную.
Для себя я нашел еще одно объяснение. Дело в том, что каждому человеку Господь даёт одно качество, которым больше, кроме Него самого и Ангелов никто не располагает. Это свобода. Свободно выбрав на кресте жизнь с Господом, разбойник, висевший по правую руку от Христа, попал в рай. Отринув Господа, разбойник, висевший слева, попал в ад. Получается, что свободный выбор человека может за мгновение до смерти переменить его посмертное состояние. И Господь всем нам даёт такой шанс.
Почему же умирают дети? Моё мнение таково. Господь забирает к себе только тех, чья дальнейшая жизнь будет наполнена страданиями. Забирает из милосердия. У Вашего сына был рак. Можно ли сказать, что Господь облегчил его дальнейшие страдания? По-моему, это очевидно. Теперь давайте предположим, что ваш сын прожил пару десятилетий. И заболел раком позже. Если бы его болезнь была скоротечной, он бы умер без покаяния, и известно, куда бы он попал. Если бы, наоборот, его болезнь протекала долго, то он даже, возможно, и покаялся бы в своих грехах. Однако он бы страдал от своей болезни. А вы, надеюсь, понимаете, как тяжелы и порой невыносимы для больных страдания.
Так вот, Господь, зная это, и не допустил страданий Вашего ребёнка, забрав его в Царство Небесное. И вам предоставил возможность молиться о нём, и возможно, именно это и привело вас к Богу, и как следствие, к спасению.
Источник: Фома.ру
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Вопрос: «Верно ли утверждение, что лучшие – уходят первыми? И правда ли, что Господь зачастую забирает людей, когда они на пике добродетели? Или, наоборот – на пике греха?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я тоже верю в то, что Господь забирает человека в лучший момент его жизни, предполагая, что человек может уйти с этого уровня, на котором он находится в данный момент.
Протоиерей Александр Березовский:
– Человек грабит банк и его в перестрелке убивают. Неужели это – лучший момент его жизни?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– То, что его убивают – это лучший момент его жизни, потому что через свои смертные страдания он частично искупает свою вину. Такая мученическая кончина – это есть Божье благодеяние к этому человеку, потому что через страдания человек очищается. Это абсолютно точно! Когда страдания происходят во времени, то мы видим, как человек за этот период становится лучше, потому что многие грехи, как правило, отпадают. Это не значит, что так бывает всегда, потому что человек может находиться в озлоблении, и тогда талант, который у него есть – болезнь – в связи со смертью отнимается. Это значит, что человек не использовал данный ему талант…