Советы верующей жене, живущей с неверующим мужем
Такая ситуация довольно часто встречается в жизни, когда муж является неверующим, а жена — верующая. Писание призывает сохранять и такой брак всеми силами, если неверующий муж желает жить вместе с верующей женой. 1Кор. 7:13,14,16 «…жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?». Поэтому целью такой семьи является сохранение единства, приближение мужа к Господу через верное хождение жены перед Богом.
Никогда не будет мира и устройства в семье, где верующая жена ищет повода развестись с неверующим мужем, вместо того, чтобы прикладывать все усилия для его приближения к Богу и для сохранения семьи. Бог видит сердца всех жен и с искренними поступает искренне. Иисус Христос сказал, что Дух Святой даст нам силу быть свидетелями Христа (Деян. 1:8). Самыми великими свидетелями являются верующие, которые имеют неверующего супруга. Верующая жена в доме — это особое благословение для мужа и детей, она должна распространять в доме свет Божией любви, мудрости, мира и радости. Для того, чтобы иметь успех в жизни и быть вместе в вечности со спасенным мужем, необходимо сильно любить Бога и мужа и желать спасения мужа. Это очень сложная задача, но для Бога нет ничего невозможного, если Его дети послушны Ему.
Для верующего очень важно Божьими очами смотреть на свою неверующую половину, смотреть как на драгоценную душу, которая находится во власти греха, которую любит Господь и желает спасти. Нельзя смотреть на неверующего мужа как на помеху в жизни. Однажды я спросил у одной сестры, которая долго молилась за своего мужа и за его приход к Богу: «Вы бы хотели, чтобы в раю, в вечности вы были вместе?». Она ответила: «Он мне и здесь всю жизнь отравил, а если еще в раю он будет, то это — трагедия». Вот один из примеров того, когда жена не имеет искренней любви к мужу и молится не за его спасение от всего сердца, а молится о том, чтобы устранить имеющиеся проблемы и трудности, возникающие из-за того, что муж — неверующий. Такие молитвы не имеют силы.
Советы верующим женам, живущим с неверующими мужьями, мы разделим на две большие группы:
А. Что не должна делать верующая жена, живущая с неверующим мужем.
Б. Что надо делать и как должна поступать верующая жена по отношению к неверующему мужу.
А. Что не должна делать верующая жена, живущая с неверующим мужем.
1. Не пытаться изменять своего мужа.
Жены должны довольствоваться таким мужем, какой есть. Нужно изменять себя, а изменять мужа — это привилегия Господа. Каждый человек имеет возможность изменять самого себя.
«Но как же тогда будут изменяться наши мужья?», — спросят многие жены. Писание говорит нам: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:12,13).
Чтобы изменились мужья, надо измениться женам. Они с Господом, они имеют силу от Него, они знают истину.
2. Не учить, не проповедовать, а жить той жизнью, о которой хочется учить.
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:1-6).
Здесь нет ни одного слова о том, чтобы учить, но говорится о том, как жить. Когда Слово Божие говорит о том, что «неверующий муж освящается женою верующею» (1Kop. 7:14), то имеется в виду ее образ жизни, ее правильное хождение перед Богом, ее молитвы, любовь, доброта, смирение и мудрость в устроении дома.
Одна служительница на ниве Божией Карол Янтцен сказала об этом так: «Некоторые женщины кладут везде литературу, раскладывают на все предметы духовные трактаты о христианской жизни в надежде, что муж прочитает и изменится. Когда жизнь жены не меняется, то именно поэтому мужья не хотят читать Слово Божие. Надо не говорить, а жить по-христиански».
Необходимо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).
Надо проповедовать Христа делами, поступками, характером, а не словами.
3. Не бойтесь того, что ваш муж не всегда вас понимает и временно отвергает ваши ценности.
Слушайте более Бога, нежели мужа в тех случаях, когда это необходимо. Писание предупреждает об этом: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Многие жены боятся ходить в церковь, потому что запрещает муж. Не останавливайтесь в таких случаях, а приближайтесь к Богу, Который может приблизить к Себе и неверующего мужа. Доверяйте больше Богу и Его всемогуществу.
4. Не жалейте сами себя и не ищите сострадания в том, что могло быть иначе.
Вы — не единственные. Очень много жен имели неверующих мужей, но многие из них уже пришли к Богу и родились для новой жизни. Нельзя держать в сердце обиды, боль или гнев на мужа, надо любить мужа и ненавидеть грех и сатану. Бог поставил вас в такую ситуацию, чтобы вы побеждали, а не для того, чтобы роптали. Живите сегодняшним днем, а не вчерашним, имейте веру и надежду на будущее, а не жалейте о прошлом. «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:14, 15).
5. Не создавайте впечатления и не формируйте в муже мнения, что ваши верующие друзья для вас дороже, чем муж.
Если постоянно оставлять мужа одного, не брать с собой на общения, не ходить к его друзьям, то кроме конфликтов и отчужденности никаких других плодов не будет. Нужно просить мудрости у Бога, чтобы правильно расставлять приоритеты в служении, исходя из того, как быть правильной женой и матерью — это важнейшее служение. Если это служение не исполняется или исполняется плохо, тогда никакое другое служение жена-христианка не может исполнять во всей полноте благословения Божьего. Не будьте настолько «духовны», чтобы отчуждать своего мужа, не проявляя к нему заботы и внимания, не исполняя с любовью свои обязанности жены, не находя новых форм общений с мужем. Ненавязчиво, но с любовью и тактом приглашайте мужа в свои общения, приглашайте своих друзей к себе в дом, знакомьте своего мужа со своими друзьями и не пренебрегайте общением с его друзьями. Помните, что «добродетельная жена — венец для мужа своего» (Пр. 12:4), что «мудрая жена устроит дом свой» (Пр. 14:1), и что «жена есть слава мужа» (1Кор. 11:7).
6. Избегайте ненужного раздражения, упреков, недовольства; избегайте напряжения, недоброжелательности, худых слов.
Когда изменяется жена, то муж видит реальные действия Христа. Раздражение, упреки, недовольство, отсутствие радости у жены будут только отдалять мужа от Христа и утверждать его в неверии. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:29, 31, 32). «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 25:24).
7. Не ожидайте, что ваш муж будет вести себя сразу по-христиански, не ждите мгновенного результата, имейте долготерпение.
Сколько времени нужно терпеть? Ровно столько, чтобы муж понял разницу в вашей жизни и увидел действие Христа в своей жене. Видя благотворные изменения в жене, он будет иметь побуждения изменяться и приближаться к такому Богу, Который несет свет миру и сделал его жену лучше. «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:35, 36).
8. Не уклоняйтесь от интимной близости с мужем.
Слово Божье повелевает мужу и жене быть вместе. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, paзве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:4,5).
Мудрая жена будет стремиться показать мужу, что и в физической близости можно достигать большего единства, гармонии и радости, когда присутствует понимание, душевное единство.
9. Не проявляйте непослушание там, где это не противоречит воле Божьей, не манипулируйте мужем, но повинуйтесь ему от всего сердца.
Это одно из самых главных препятствий на пути неверующих мужей к Богу, когда властные и непослушные жены своим мятежным характером разрушают важнейший Божий принцип семейной жизни. Мужа нужно слушаться всегда, а не тогда, когда это выгодно самолюбию жены. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). Только в тех случаях, когда желания мужа явно идут вразрез с Божией волей, или когда унижается и растаптывается достоинство жены, она должна ставить четкие барьеры для мужа в их отношениях.
10. Не сравнивайте своего мужа с верующими мужьями не в его пользу.
Такое сравнение будет только унижать мужа, отталкивать от общения с верующими и удалять от Христа. Истинная любовь избегает сравнения. Добродетельная жена не унижает, а возвышает мужа, снисходит к его слабостям, покрывает любовью. «Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Пр.31:23). «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Пр. 17:9).
Б. Что необходимо делать верующей жене, чтобы неверующий муж пришел к Богу.
1. Установите правильные отношения с Богом.
Если вы создавали свой брак в противоречии со Словом Божьим, то необходимо попросить прощение у Бога. Если вы имеете грехи, их нужно оставить и исправить себя. Если нет послушания мужу, его необходимо приобретать и т.д. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет. 5:6). «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас, приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7, 8).
Всякая неправда и нечистота должны быть оставлены через покаяние у ног Христа. Отношения с Богом должны быть чистыми.
2. Доверяйтесь больше Богу и надейтесь на Него, не надейтесь только на свои силы.
3. Читайте каждый день Слово Божие и молитесь за своих мужей и за себя от чистого сердца; просите, чтобы местописание из 1Пет. 3:1-6 было в вашей жизни реальной действительностью.
Молитесь, молитесь и молитесь за себя, за мужа, за детей. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Молитва — это самое важное звено жизни верующей жены, имеющей неверующего мужа, с помощью которого можно вытянуть всю цепь семейных проблем.
4. Воспитывайте своих детей по Слову Божьему.
Дети — ваша надежда и утешение, ваши будущие помощники. Верующие дети — это еще одно свидетельство для неверующего мужа.
5. Не останавливайтесь в вере, а растите дальше духовно.
Часто мужья идут назад, и требуется еще большая духовная сила и терпение. На каждое действие лукавого в вашем муже противопоставьте твердую веру, постоянную молитву, смиренномудренное хождение перед Богом (1Пет. 5:6-8). Нарастающему в мире греху должна противостоять возрастающая духовность и святость. Это трудно, но Слово Божие ободряет вас: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).
Не стойте на месте, не запутывайтесь в одних и тех же грехах, ищите, творите, взывайте к Господу, приобретайте духовную силу от Него.
6. Напоминайте себе, что Бог любит вашего мужа любовью, которая превосходит все ваши ожидания.
Знайте, что ваше отношение к мужу, даже в самые лучшие времена, значительно хуже отношения к нему Господа, Который умер за него и желает, чтобы он был спасенным. Поэтому не ставьте крест на своем муже, а проявите по отношению к нему все тепло любви-агапе.
7. Смотрите на мужа как на господина.
Если вы слушаете и уважаете его, то он будет слушать вас. Многие жены спрашивают: «Почему мой муж не разговаривает со мной?». А вы сами проанализируйте ваши отношения до брака. Как вели себя вы и он? Почему сейчас не восхищаетесь друг другом, как ранее? Мужья, на которых жены смотрят как на господина, становятся благородными, востребованными и взирающими на жену, как на госпожу.
8. Умейте его слушать и понимать.
Понимание является важнейшей составляющей любви. Находите нужное время и соответствующие обстоятельства, чтобы общаться с мужем, вникайте в его дела, поддерживайте и ободряйте его, умейте утешать и вдохновлять. Покажите всем своим отношением, что у него нет более близкого человека, чем вы. Постарайтесь проанализировать основные причины ваших разногласий с мужем и приложить все усилия для исправления ситуации. Мужа, в большинстве случаев, не смущает то, что его жена верующая, а смущает то, что жена при этом отдаляется от него.
9. Восхищайтесь всем добрым в нем и хвалите его.
Чрезмерная критика создает высокие стены отчуждения, а похвала убирает преграды и сближает. Постоянно показывайте мужу, что вы цените его и благодарны ему за все то, что он делает для вас и для детей. Каждый мужчина желает быть значимым в семье и желает открытого признания своей ценности. Попробуйте каждый день делать естественные комплименты. Всегда есть за что хвалить любого мужа.
10. Показывайте своему мужу, что вы его любите, и говорите ему об этом .
Сверяйте себя в любви по 1Кор. 13. Удовлетворяйте нужды мужа, включая сексуальные. Проявите ласку, нежность, внимание, не отказывайте в интимной близости. Если жена будет проявлять холод в чувствах, то такого мужа трудно открыть для Евангелия. Особенно сильное отчуждение наступает тогда, когда муж разочаровывается из-за холодности своей жены и лишается последней опоры — физического единства.
11. Проявляйте абсолютное послушание мужу всегда, кроме того, что противоречит Писанию.
Даже если муж никогда не придет ко Христу, жена должна проявлять послушание, потому что это угодно Богу. Многие жены не замечают того, что они мятежны, властны, непослушны, а замечают только недостатки мужа. Если жена будет исполнять свою роль в браке, то Господь будет приближать мужа к истине.
12. Покажите радость, красоту и преимущество быть христианкой.
Никогда не впадайте в уныние и никогда не сдавайтесь. Господь на вашей стороне и то, что невозможно человеку, возможно Богу. Радуйтесь тому прекрасному, что у вас есть и чего никто отнять не может: вера, дар вечной жизни, общение с Господом, с церковью, возможность молитв за мужа и за детей, возможность черпать силы у Господа. Несмотря на все трудности, живите так, чтобы «возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Все возможно верующей, а если эта верующая еще и оптимистична, за все благодарит Господа и постоянно трудится над собой, то победы могут превзойти все ее ожидания.
И неверующий муж – глава семьи
«Человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад», – говорил русский философ Иван Ильин. В современном обществе разложение и распад семьи не считаются чем-то трагическим, нередко семейная жизнь изначально рассматривается как нечто временное. Не все ладно и в православных семьях, во многом потому, что христианские традиции семейной жизни сегодня только возрождаются. О главных семейных проблемах, заблуждениях и вопросах мы беседуем с клириком Иоанновского ставропигиального женского монастыря (СПб) протоиереем Димитрием Галкиным.
– Традиции действительно утрачены: сегодня христианскую традицию возродить в том виде, какой она была 100 лет назад в принципе невозможно. Поэтому ее надо выстраивать заново, и здесь каждой христианской семье приходится действовать методом проб и ошибок.
Одна из наиболее значимых «семейных» проблем заключается в том, что нередко супруги находятся на противоположных духовных полюсах: она верующая, а он неверующий или кто-то из супругов может быть представителем иной религии, конфессии и даже секты. Семейная жизнь таких людей полна внутреннего напряжения и можно советовать только одно: изо всех сил стремиться к взаимному терпению. Встречаются и другие, более сглаженные внутрисемейные сочетания. Например, когда муж или жена индифферентны по отношению к вере супруга, или когда кто-то из супругов менее воцерковлен, а кто-то более. Во всех этих случаях лучшим утешительным и примирительным средством тоже является молитва и упование на волю Божию.
– Но ведь из лучших побуждений хочется, чтобы супруг тоже уверовал, хочется для этого сделать все возможное?
– В ряду распространенных семейных проблем хочется выделить проблему неофитства мужа или жены. Большая часть современной паствы – это люди, пришедшие к вере в течение последних полутора десятков лет, а то и меньше, что сказывается на всем их жизненном укладе. Как правило, те, кто находится на пути воцерковления, «горят» духом и зачастую пытаются «загнать» в Царствие Небесное и в Церковь всех окружающих суковатой палкой. Естественно, такая неумеренность вызывает у ближних отторжение. И тут надо почаще прибегать к советам священника, у которого исповедуешься. Надо всей глубиной своего сознания прочувствовать, что каждому человеку дана свобода воли, у каждого свой срок прихода ко Христу и понять одну очень важную истину: оттого, что кто-то не пришел к вере, – человеком он быть не перестал.
– Может ли жена относиться к неверующему мужу, как к главе семьи?
– Не только может, но и обязательно должна относиться к нему как к главе семьи: чтить его, любить и уважать. К этому есть прямой совет апостола Петра: неверующий муж освящается женою верующею (1 Кор. 7, 14).
– Как быть жене, если муж препятствует посещению Церкви?
– А тут нужно задать вопрос: «почему он препятствует?». Кто прав, если муж пришел домой усталый, а его жена вместо того, чтобы его накормить или пообщаться, штудирует духовную литературу или читает полуторачасовое молитвенное правило? Все это может вызвать у него озлобление не только против жены, но и против Церкви. Может быть, здесь надо самой жене задуматься, что именно мужа раздражает в ее христианском подвизании. Или пойти к священнику и спросить, как ей необходимо скорректировать свое поведение. В пастырской практике большинства батюшек примеров такого рода великое множество, поэтому мы обычно можем дать рекомендацию, исходя из чужих ошибок. Другое дело, если муж является активным антихристианином, но это бывает крайне редко.
– Каковы (помимо участия в церковной жизни) принципиальные отличия православной семьи от семьи, состоящей из людей нецерковных, но интеллигентных, порядочных и относящихся друг к другу с уважением?
– Люди, ведущие правильную религиозную жизнь, на своем лице несут несмываемый отпечаток радости и внутренней приобщенности к Богу. Те же, кто ведет этически нравственную жизнь, то есть члены благополучных, но неверующих семей все-таки имеют в своем сердце больший градус страдания и недовольства. Помимо этого, для верующего человека супружеская измена – смертный грех. У неверующего этой ограничительной планки нет, поэтому в наше время мы можем наблюдать практику супружеской неверности, низведенную на уровень социальной нормы. Нередко так измену воспринимают и люди, получившие самое замечательное воспитание, но не имеющие Света Христова в сердце.
– Допустимо ли женское лидерство в православной семье, и какими должны быть отношения между властной по характеру женой и неуверенным в себе мужем?
– Как показывает опыт, те семьи, где лидирует женщина, дисгармоничны. И страдает от этого не только мужчина (так называемый подкаблучник), но и его жена. Как ни странно, женщины, обладающие лидерским характером, все до единой жалуются на то, что муж им достался тряпка. Каждый раз хочется сказать: «Простите, но это вы из него сделали тряпку!». Здесь можно дать один совет: дорогие женщины, будьте лидерами на работе, раскрывайте себя в общественной жизни, но не забывайте, что семья – это богоустроенный институт и он предполагает внутреннюю иерархичность, которая не подчиняется популярным стереотипам. Самый надежный способ в подобной ситуации отдать власть в семье в руки мужа. И ничего страшного, если на первых порах при принятии каких-то семейных решений муж ошибается. Пускай ошибается, зато семейный баланс восстановится, и мужчина себя почувствует мужчиной, а женщине будет гораздо легче. Самая лучшая фраза в таких случаях – «пусть будет, как ты решишь». Ведь как только мужчина получает возможность действовать, он обычно начинает себя проявлять во всей полноте хороших мужских качеств. И напротив, когда мужчина оказывается «под каблуком», это всегда вызывает у него огромный внутренний дискомфорт, требующий компенсации, которая может выражаться в пьянстве, супружеских изменах или в уходе из семьи.
Очень часто женщины жалуются: «жили 20 лет душа в душу, а он взял и ушел – змея подколодная его увела»… Но ларчик обычно просто открывается и в процессе беседы, как правило, выясняется, что все было совсем не так, и все 20 лет семейной жизни муж находился под постоянным психологическим давлением. А однажды он наконец-таки нашел человека, который готов смотреть ему в рот. Поэтому, если вы стремитесь к тому, чтобы в семье были гармоничные отношения, вне зависимости от характера и темперамента супруга надо обязательно отрегулировать все по евангельской модели. А именно: глава жены – муж, а глава мужа – Христос.
– Традиционно считается, что призвание замужней женщины в воспитании детей, в заботе о муже, в хлопотах по хозяйству и так далее. Но в наше время подобный «внутрисемейный» образ жизни даже православные женщины ведут нечасто. Естественно ли для современной женщины искать пути для самореализации вне семьи или лучше обойтись без этого?
– Полное посвящение себя семье считалось нормой для замужней женщины лет 100-150 назад, но в наше время такая модель поведения, мне кажется, не жизнеспособна. Как показывает опыт, мамочки, посидевшие с детишками 2-3 года подряд, начинают медленно сходить с ума. Происходит это по вполне понятным причинам. С утра до вечера жизнь двигается по замкнутому кругу: кормление детей, магазин, прогулка, снова кормление детей и так далее. И конечно женщине, живущей в современных условиях, и имеющей хороший кругозор этого оказывается мало. Поэтому мне кажется, что ставить православных мамочек в жесткие шоры неправильно. А логичнее по достижении детьми определенного возраста все-таки им выходить на работу.
– Применимо ли то, что Вы сказали, к многодетной семье?
– Многодетная семья – это особый случай и тут женщине работать невозможно, если только это не очень богатая семья, в которой есть средства для обеспечения нескольких нянь. Но стремление иметь много детей и финансовая состоятельность родителей редко совпадают.
Многодетность – это подвиг, который сознательно на себя принимают супруги и тут уж конечно женщина должна сознавать, что, рожая четвертого-пятого ребенка, она практически перекрывает себе возможность профессиональной самореализации в будущем. Зато воспитание детей можно превратить в увлекательный творческий процесс, да и ведение домашнего хозяйства дает множество поводов для творчества и импровизации.
– Что собой представляют ситуации, в которых православный человек имеет нравственное право развестись со своим супругом?
– В Книге Бытия и в Евангелиях четко сказано, что изначально семья Господом Богом была замыслена как нечто неделимое, как двуединство одной плоти – мужа и жены, не случайно в Священном Писании сказано – будут два в плоть едину (Быт.2, 24). Поэтому Церковь всегда выступала категорически против развода. Другое дело, что бывают такие жизненные условия, когда развод становится неизбежен. И в церковном праве на этот счет выработан целый ряд канонических норм. Человек, от которого уходит супруг, считается невиновным перед лицом Церкви и не отлучается от причастия. Что касается инициатора развода, то, уходя из семьи и женясь на ком-то другом, он считался виновным в прелюбодеянии, и отлучался от причастия на длительные сроки. Сейчас такие жесткие канонические нормы редко применяются, но, тем не менее, вопрос о виновности инициатора развода рассматривается особым образом. В социальной концепции Русской Православной Церкви определены допустимые поводы для расторжения брачного союза. В частности названы следующие вещи. Это неверность одного из супругов, совершение аборта против воли другого супруга, а также алкоголизм или наркомания одного из членов семьи. Но подчеркну, что вопрос о разводе всегда очень тяжелый и решаться он должен только после всевозможных попыток сохранить семью.
И никогда нельзя забывать, что семейная жизнь – это помимо прочего еще и крест. Не случайно в Таинстве Венчания поется тропарь святым мученикам, ведь семья – это самое благодатное мученичество, которое ни много, ни мало возводит человека в Царствие Небесное.
– В социальной концепции РПЦ есть слова о том, что в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение, то есть дать ей разрешение на аборт. Не могли бы Вы пояснить эти слова?
– Священник ни при каких условиях не может благословить аборт или даже дать совет сделать аборт. Если говорить о снисхождении, то это чрезвычайно сложный вопрос и его всегда надо решать индивидуально. В моей практике было множество случаев, когда порой страшные диагнозы, поставленные в дородовый период себя не оправдывали. Один случай произошел несколько недель назад. Женщина из семьи наших прихожан забеременела четвертым ребенком. Врачи ей заявили, что родится тяжелый урод и настоятельно порекомендовали сделать аборт. Несколько раз анализы давали устрашающие результаты. Кончилось дело тем, что мамочка махнула на врачей рукой, и в результате родился абсолютно здоровый мальчик. Или более страшный случай: УЗИ показало, что у ребенка, находящегося в утробе матери, вроде бы нет лица. А мама недавно вышла замуж, у нее первая желанная беременность и она пришла с вопросом «что ей делать?». Мы подумали, помолились и решили: пусть она рожает, а если потом совсем будет невмоготу, то отдаст его в дом малютки. Кончилось дело тем, что родственники и врачи уломали ее сделать аборт на позднем сроке, и оказалось, что УЗИ ошибалось – ребенок был здоровый.
Поэтому надо быть очень осторожным по отношению к тому, что называется «медицинскими показаниями». Если говорить о прямой угрозе жизни матери, то надо сказать, что роды – это мученичество и подвиг. И если мать найдет в себе силы пренебречь своей жизнью и безопасностью и пойти на жертву ради ребенка, то это будет выражением высокого христианского мученичества, которое ведет к вечному спасению. Но конечное решение должна принимать она сама.
– Как относиться к греху аборта людям, которые совершили его по незнанию: до того, как приобщились к православной вере и пришли в Церковь?
– Прежде всего, покаяться. И уповать на милосердие Божие – нет греха, который невозможно раскаять. Здесь можно посоветовать, с одной стороны, слезно оплакивать этот грех, но с другой – не впадать из-за него в отчаяние. Очень часто женщины буквально зацикливаются на преждесовершенном грехе аборта или абортов, и эти самобичевания у них вызывают депрессию, уныние и отчаяние. Но ведь Христос на эту землю не для того пришел, воплотился, распялся и воскрес, чтобы мы предавались отчаянию, а для того, чтобы имели возможность освобождения от грехов и приобщения к Господу Богу.
– Расскажите, пожалуйста, каким должно быть правильное воспитание детей в православной вере?
– Прежде всего, необходимо ребенка приучать к богослужению и к регулярной исповеди и причастию. Во-вторых, обязательно нужно приучать ребенка к чтению утренних и вечерних молитв. Пусть поначалу в каком-то посильном объеме, но регулярно, ежедневно, включая молитвы до и после еды. Конечно же, необходимы совместные чтения церковной литературы: для начала это может быть детская Библия, Закон Божий, позже – книги Священного Писания. Надо проводить с ребенком беседы об исповеди, о причащении, об основах церковного богослужения, то есть постепенно давать ему всю информацию, которая необходима для воцерковления. Кроме того, ребенок должен видеть и чувствовать, что центром семьи является Христос. Что любое серьезное дело и важное событие сопровождается молитвой, преданием себя воли Божией. Все это в совокупности и полагает позитивный фундамент религиозного воспитания.
Но часто молодые семьи сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Вроде бы и муж, и жена верующие люди, детей к церковной жизни начали приобщать сызмальства, но… чада по достижении переходного возраста вдруг начинают бунтовать против Церкви. Не исключено, что разгадка лежит в отсутствии преемственности традиций. Интересно, что если в семье верующими являются не только мама и папа, но и бабушки с дедушками (что встречается в наше время нечасто), то зачастую отхождения ребенка от храма либо не происходит, либо оно более сглажено. И наоборот: когда родителям воцерковленных мужа и жены нет никакого дела до Церкви, вероятность охлаждения их внуков к православной вере повышается.
– Как же быть родителям в такой ситуации, как вернуть детей в лоно Церкви?
– Это вопрос вопросов, так как 15-16 лет – уже не тот возраст, когда можно взять за ручку и привести человека в храм. Остается только молиться и надеяться, что те семена, которые были посеяны в детском возрасте, дадут свои всходы, что и происходит очень часто. Другое дело, что родители, наблюдая, как их дети отдаляются от Церкви, зачастую начинают паниковать. Но увещеваниями и слезами тут не поможешь. В этих обстоятельствах надо надеяться на то, что не только мы – родители – печемся о наших детях, но и Господь Бог их тоже не забывает.
Беседовал Иван Михайлов
Адриан и Наталия: Что делать, если твой муж — неверующий?
Фото: ZvonkovR, photosight.ru
Какую огромную роль сыграли женщины в Русской Православной Церкви в XX, мы все помним. Тысячи восстановленных заботливыми руками прихожанок храмов, сотни спасенных от смерти (да и от нищеты) священников.
Но был еще один подвиг, которому причастны наши «мироносицы». Приходя из заботливо украшенного своими руками храма домой, верующие женщины попадали в атмосферу атеизма, которая, чаще всего, царила в их семьях. Редко когда верующая девушка могла найти себе единоверца-жениха. Но ведь не вековать же в одиночестве, да и любви не прикажешь. Выходили замуж, хоть и по любви, но за неверующих. И несли нелегкий свой крест жизни с человеком, для которого вера супруги была, чаще всего, помехой.
Да что супруг, даже детей и то нельзя было воспитывать в вере, разве что совсем тайно, строго наказуя никому о Боге не говорить. В храм водили детей подальше от дома, чтобы, не дай Бог, никто не увидел из знакомых. Ведь даже в начале 80-х могли за такое определить ребенка для воспитания в интернат, а до этого и в детдом забрать… Нелегка была доля христианок в советские годы.
Мученица Наталия прожила всего год со своим супругом Адрианом, но весь этот год не знал любящий супруг, что его жена — христианка. Как же нелегко было скрывать от любимого то, что для Наталии было самым дорогим на свете! И какова была ее радость узнать, что Адриан исповедал себя христианином и готов жизнь отдать ради Христа!
Но это исключение, не жизнь, а житие. Как редко подобное происходит в обычной жизни! Однако проповедь христианства не словом, но делом всегда приносила свои плоды, и очень часто мужья, видя добродетельность своих жен, постепенно и сами приходили к Православию. Крестились, венчались, воспитывали детей в вере.
История Нины произошла уже в 90-е годы. Муж ее, Рустам, происходил из глубоко ортодоксальной мусульманской семьи. Жили они небогато, и когда подросла дочь, а Нина захотела еще ребенка, Рустам подарил ей… собаку, так как считал, что еще один ребенок станет обузой в однокомнатной хрущевке. Но Нина забеременела, и во всей полноте узнала восточный характер своего мужа. Терпеливо пережила издевательства, побои, измены. Как-то незаметно стала верующей. Пошла со своей скорбью в храм, и что-то шевельнулось в ее душе. Вскорости без храма, без ежедневной молитвы она уже не могла жить. А Рустам души не чаял в своем сыне. Впрочем, и сынок любил папу. Еще не успевал Рустам въехать во двор, как Ренатик уже бежал к окну — чувствовал скорое возвращение папочки.
Сначала Рустам разрешил крестить детей. Потом и сам стал иногда ходить в храм, несмотря на то, что крещение не принял. Причина в том, что он боится обидеть родителей, правоверных мусульман. А тайно креститься не хочет, ведь тогда придется снимать крест, посещая родителей. Однако семье обещал, что непременно крестится, если родители умрут. Не совсем правильно, конечно, с точки зрения христианства, так поступать, да иначе Рустам не может. А Нина благодарит Бога и за это. Ведь ее жизнь теперь совсем иная, нежели до того, как она познала Христа.
Много происходит в мире такого, что находится далеко за пределами строгих канонов и недвусмысленных правил. Каждая эпоха накладывает свой неповторимый отпечаток на людей. Сейчас христианкам не посоветуешь выходить замуж за неверующего. Очень уж нелегка жизнь в семье, где в главном нет единодушия. Но, с другой стороны, для кого-то брак с неверующим — возможность спасти еще одну душу для Царства Небесного.