Доброго! Прочитав Ваш вопрос и «побегав» по интернету, обратился к знакомым, которые бывают в других государствах, называющих себя православными. Получилось из обзора и опроса, что название «дитя Божие» за рубежом не является повсеместным, скорее всего это традиция конкретного прихода или общины.
Вспоминая слова Христа:
Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15),
но при этом ранее:
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).
У Свт. Василия Великого и у других отцов Церкви есть мысль, что человек, воцерковляясь, т.е. приближаясь ко Христу, по «сути», а не «по названию», проходит три стадии:
- Первая — это «раб». Рабом движет страх, он боится наказания. Раб Божий просит помощи у Владыки, чтобы избежать греха, обрести страх гнева Божия — для него это единственный способ перестать грешить. Это честная позиция, без лукавства и самообмана — ты просто признаешь, что ты раб своих страстей, по сути, ты раб у сатаны. Апостол Павел говорит: «Кто кому работает, тот тому и раб» (Рим. 6:16)
- Вторая стадия — это «наемник», им движет желание получить награду за свои труды и духовные подвиги, воздержание, поклоны и др. Наверное, можно сказать, что при прекращении очевидных грехов, т.е. «преступлений Закона», появившаяся надежда на наследование Царства — это основная движущая сила на этом этапе.
- И, наконец, последнее и, наверное, самое трудно достигаемое состояние — это Сыновство, когда человек отказался от своих страстей и предает себя на Волю Отца Небесного, истинное состояние, к которому человек и предназначен. Человеком движет Любовь ко Отцу, созданному Им Миру, всему, о чем Он имеет попечение. Желание помочь всякой твари Божией, боязнь огорчить любимого Отца — в этом и есть совершенство страха Божия, а не в нежелании «сковородок и кипящего масла».
Можно, краем глаза посмотреть на арабских принцев, ну или на наших «мажоров». «Нам все можно — наши родители решат все вопросы»!.. Данный нам дар «Чадом Божиим быти» (Ин. 1:12) есть и величайшая ответственность, необходимо и внутренне соответствовать званию. Мы можем быть усыновлены Богом через Христа, крещением. Спасение — это процесс, путь всей нашей жизни, а не единомоментное событие. Каждой минутой своей жизни мы можем осуществлять свое сыновство Богу (1 Ин. 3:1-10) или показывать, что мы «дети диавола» (см. Ин. 8:44). Выбор исключительно за нами. Раб Божий печется о своем Господине, не думая, как угодить еще кому-то. Получается ли у нас так? Может быть, все же не всегда? Наверное, каждый, вспомнив даже один день своей жизни, найдет что-нибудь неправильное. Называть-то мы можем себя по-разному, но есть опасность уже здесь ощущать себя «чадом» Божиим, в то время когда все остальные — «рабы». Но, пока не присмотришься к духовному качеству своей каждодневной жизни, совершенно согласен с Вами, «дитя Божие» — это именно я. Когда же приглядишься к себе — то нет…
Как себя называть, по-моему, дело не первостепенное. Важно ощущение ДАРА, который просто ДАР, а не наша заслуга. Вспоминается притча о блудном сыне, ушедшем, промотавшим наследство, но осознавшим свой грех и желавшим быть в наемниках у отца своего. Всемилостивый Господь нас примет, но хорошо бы, чтобы после всех наших «путешествий», даже «исправившись», мы помнили слова Христа:
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Дай Господи нам всем разума духовного, смирения и христианской любви к ближним и дальним!
Содержание
- Санскритология — тайна библейских слов. Боги рабов
- Здравствуйте. Скажите, почему мы называемся Рабы Божьи а не Дети Божьи, и отождествляя хлеб и вино с телом и кровью Иисуса, зачем мы должны его поедать??
- Истинные арийцы
- Где были викинги до IX века
- Зачем нужны рабы и рабыни
- Почему миру нужны рабы?
- Кто такой раб Божий?
- Только не называйте меня «раб Божий»
- Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!
- Но современный мир яростно требует равенства
- Не низкое холуйство, а сердечная преданность
- Владыка мироздания принял образ раба
Санскритология — тайна библейских слов. Боги рабов
Поставим вопрос, который евреи стараются обходить молчанием: какому богу или богам поклонялись Израильтяне 430 лет, пока они находились в Египте? Ведь они жили в среде глубоко верующих людей – египтян, поэтому Израильтяне тоже должны были верить в каких-то богов, так как у них ещё не было единобожия. Из предыдущей главы стало ясно, что Иаков и его родственники жили в городе Он или Омбос, в названии которого содержится конкретное указание на Бога – Баран или Козёл, которому поклонялись все пастухи.
Кроме того в этом городе почитался бог Сет*, который покровительствовал чужеземцам, пустыни, горной местности, и его изображали в виде человека с ослиной головой или лисы, а так же в виде лохматого зверя, похожего на шакала или лису (Бледный лис догонов?). К имени Сета прибавляли эпитеты: «буря, ураган, мятежник, могучий, восстание, убийца и царь». Священными животными Сета были свинья, «отвращение для богов», антилопа, окапи (жираф), а главным среди них был осёл!
Что же означает имя Сет или Сетх, Сутех, если перевести с санскрита? Так как, надпись, обозначающая этого бога составлена только из гласных букв: sth и swth, нет гарантии, что его звали Сет, но проверим эту официальную версию. Похожими словами на санскрите являются: setu «плотина, мост, пограничный знак», а так же setar «тот, кто налагает оковы или заковывает, путы». К слову Сутех подходит двухсоставное слово: su-ta , где su «родитель, родительница», ta «он, она», т. е. «он родитель или Отец народа». Если прочитать слово Сутех наоборот, то получим слово хетус, которое созвучно с именем народа Хетты, тогда имя Сет следует читать как Хетт, или Сетт. В итоге мы получим следующий смысл, скрывающийся за именем бога Сет: «Он родовой бог тех, кто жил за границей в пустыне и горах, а теперь закованных и связанных (рабов)».
Израильтяне тоже находились под патронажем Сета, и подтверждением этому служит ряд фактов. Сет был связан с ночной частью суток и Луной, и израильтяне поклонялись богу Сину – Луне, поэтому жили по лунному календарю. Сет был оскоплён и те стали подрожать своему богу, совершая ритуальное обрезание крайней плоти мужского члена. Тотемным животным Сета был дикий вепрь, и евреи запретили себе есть священное животное – свинью. Осталось разгадать причину почитания осла в связи с Сетом. На санскрите слово осёл пишется как: ras-abhaya , где ras «кричать», abhaya «безопасность», т. е. «осёл обеспечивал безопасность криком: — Йа-Йа-Йа». Но если букву «с» произнести как «дж», то слово приобретёт иной смысл: raja-bha , где raja «повелитель, царь», bha «звезда, звёзды», т. е. «Царь звёзд», которым являлся для древних людей бог Луны. К тому же, крик осла «Йа» похож на гортанный звук буквы «Ъайн» из арабского языка, означающего «глаз».
Итак, представьте картину: ночь, звёзды, Луна (глаз бога, который все видит ночью) и вдруг закричал осёл: — Йа-Йа-Йа!, предупреждая пастуха об опасности его стаду. «Да это же бог, — решил пастух, — предупредил меня через осла, значит, в осле обитает Дух бога Луны». Но в Египте лунным божеством считался бог Тот или Джехути, который был богом мудрости, счёта и письма. Тот был «владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран», отождествлялся с Луной и был в сердце Ра. Он считался создателем письменности и вёл летописи, поэтому считался «владыкой времени», а так же «управлял всеми языками» и сам считался языком Верховного бога Птаха. Переведем имя Джехути с санскрита, как: ja-vyati , где ja «рожденный», vyati «протекать – о времени», т. е. «бог порождающий течение времени» или «Бог основавший лунный календарь». Учитывая, что Тоту принадлежит ведущая роль в культе мёртвых; записывал результат взвешивания сердца умершего человека, то и это записано в его имени, если поменять гласные. Подходящим словом будет эпитет бога Ямы: jiviteca «Владыка жизни».
По версии известной основательницы теософского общества в 19 веке Елены Блаватскаой, Сет, или в другом произношении Сиф (сын Адама), было вторым именем Тифона, а так же то, что Сет этимологически связан с Сатаной и Сатурном (и как следствие с Козерогом), а Сатурн — с Яхве и Израилем. Она упоминает, что во II в. до н.э. евреи или почитали, или, просто, поклонялись «золотой голове осла» (Сету) в своем храме; согласно Апиону, Антиох Епифан увез ее с собой. Блаватская отождествляет Сета с Шивой, а так же с Баалом и Яхве. Имена жён Сета (Анат и Ашер) тождественны именам жён Баала и Яхве.
В целом, евреи многое переняли от своего лунного бога Тота – Сета: способности к математике и языкам, склонность к бунтарству и оккультным наукам. Вспомним Альберта Эйнштейна, который разработал теорию относительности (времени), Розенталя, написавшего учебники по русскому языку, Карла Маркса, вдохновившего рабочих избавиться от рабства капиталистов.
Из древних оккультных знаний известно, что предками человечества были «лунные питрии», «отцы», которые передали нам свои знания, и эмоции в виде тонкого астрального тела. Но эти энергии уже отжили и требуют просветления с помощью Солнечных Ангелов. В этом и состоит смысл борьбы между Светом (Гором) и Тьмой (Сетом), чтобы заменить старые неосознанные привычки и желания, на осознанные светлые помыслы, избавившись от двойных стандартов или лукавства.
Справка.
*Сет (Сетх, Сутех, Сута, егип. St;) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, пустыни, хаоса, всего враждебного долине Нила, беспорядка. Являясь, с одной стороны, повелителем хаоса и олицетворением зла, он, с другой стороны, выступал в качестве необходимого дополнения к божественному порядку, как сила противостоящая упорядоченной вселенной. Борьба Хора и Сета символизирует собой вечную борьбу тьмы и света, неотъемлемой части мира. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет, в период Нового царства считавшимися его женами. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.
На иллюстрации бог Сет.
Здравствуйте. Скажите, почему мы называемся Рабы Божьи а не Дети Божьи, и отождествляя хлеб и вино с телом и кровью Иисуса, зачем мы должны его поедать??
Здравствуйте Ирина!
Спасибо за вопрос — важная тема. Бог – отец огромной семьи, состоящей из небесной и земной сфер. Небесная состоит из ангелов, или небесных сыновей Бога, а земная — из людей, которые станут земными детьми Бога.
Когда первый земной сын Бога, Адам, восстал против Создателя, человеческий род был трагически отлучен от своего любящего Отца (Луки 3:38). Из-за мятежа Адам утратил для себя и своих еще не рожденных потомков почетное право быть детьми Бога. Служитель Бога Моисей под вдохновением свыше описал, к чему это привело: «Они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам». Из-за «пороков», или греховной сущности, люди оказались отчужденными от Бога, который свят и совершенен во всем (Второзаконие 32:4, 5, Исаия 6:3). Можно сказать, что в каком-то смысле человечество осталось без Отца (Эфесянам 2:12).
В Библии написано, чтоДети Бога не поступают греховно (1 Иоанна 3:1—24). Также написано: «Все ведомые Божьим духом — сыновья Бога» (Римлянам 8:14)
Дети Бога проявляют любовь, соблюдая его заповеди, и благодаря этому верой побеждают мир. Таким образом, называться Сыном Бога – большая честь, которой достоин тот, что предан Богу и живет по его законам.
Но разделенное с Богом человечество оказалось в жестокой власти Сатаны и страдает от несущего смерть унаследованного греха и несовершенства (Написано: «А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12;) А еще Написано: «…. весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19).
Могут ли несовершенные создания стать детьми Бога и быть такими же, какими были Адам и Ева, до того как согрешили?
Да, наш любящий Отец не забыл о любящих его несовершенных людях (1 Коринфянам 2:9)… Апостол Павел писал: «Бог через Христа примиряет с собой мир, не вменяя людям их проступков» (2 Коринфянам 5:19).
Бог посредством Иисуса Христа предоставил выкуп за наши грехи (Матфея 20:28; Иоанна 3:16). С глубокой благодарностью апостол Иоанн сказал: «Смотрите, какую любовь проявил к нам Отец, чтобы мы назывались детьми Бога» (1 Иоанна 3:1). Для всех послушных людей открылась возможность вновь соединиться с семьей Иеговы (согласно Библии – имя Всевышнего Бога).
Написано: «Христос, … в назначенное время умер за нечестивых людей… Бог же показывает нам свою любовьтем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.Поэтому, объявленные теперь праведными благодаря его крови, тем более через него спасёмся от гнева.… мы примирились с Богом через смерть его Сына» (Римлянам 5:6-10).
Итак, в будущем Бог намерен усыновить всех послушных ему людей и таким образом и небесная семья – ангелы и земная семья – люди, станут одной общей семьей Бога, написано:»В согласии с его благоволением, которое он замыслил в самом себе для управления делами по истечении назначенных времен, чтобы собрать все во Христе — что на небесах и что на земле» (Эфесянам 1:9, 10). «и через него (Иисуса) примирить с собой всё остальное — что на земле и что на небесах,— заключив мир посредством крови, пролитой им на столбе мучений» (Колоссянам 1:20).
Иисус ради нас, чтобы выкупить нас из рабства греха и смерти, добровольно отдал себя в жертву. Поэтому вино – символизирует Его пролитую кровь, а незаквашенный хлеб – Его святое тело. Однако, от этих символов могут принимать лишь те, кто этого достоин. В библии написано: » И всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте из этой чаши, вы провозглашаете смерть Господа, пока он не придёт..И потому, кто ест хлеб или пьёт чашу Господа недостойным образом, на том будет вина за тело и кровь Господа. Пусть человек, исследовав себя, сначала убедится в том, что он достоин, и тогда пусть ест хлеб и пьёт из чаши. А кто ест и пьёт, не осознавая, что это тело, ест и пьёт себе в осуждение» (1 Коринфянам 11:26-29).
Как вы думаете, действительно ли все те люди, которые принимают от этих символов, достойны этого?
Если у вас есть вопросы, или что-то осталось непонятным, пожал.пишите
Истинные арийцы
8 июня 793 года на острове Линдисфарн в Нортумбрии (Британия) высадились вооруженные скандинавы, разрушили монастырь Святого Кутберта, убили всех монахов и увезли с собой ценные вещи. С этого события, отраженного в письменных источниках, историки традиционно отсчитывают начало «эры викингов»: на Европу как гром среди ясного неба обрушились язычники северных земель. За несколько десятилетий викинги добрались до Гренландии, Биармии, Северной Африки, Константинополя и Багдада. Они не только грабили город за городом — они захватывали целые государства и основывали новые (от Нормандии и Сицилии до Киевской Руси).
Где были викинги до IX века
Историки давно бьются над вопросом: почему мощнейшая международная экспансия доселе малоизвестных народов началась так неожиданно? Археолог Нил Прайс (Neil Price) и его коллеги только что получили огромный (по масштабам исторических наук) грант — 6 миллионов долларов — на выяснение причин экспансии викингов.
Однако Прайс придерживается нестандартной точки зрения: он убежден, что характерный для викингов образ жизни (торговля на большие расстояния по морю, чередующаяся с пиратством и грабежом) возник не за 10 лет, а готовился на протяжении столетий. Еще в вендельский период (финал скандинавского железного века, 550-790 годы) скандинавы торговали железом и шкурами, учились плавать по морям. Но зачем они начали грабить и жечь города и государства? Им нужны были женщины и рабы, считает Прайс.
Археолог и его коллеги планируют потратить крупнейший грант Исследовательского совета Швеции не на новые раскопки, а на внимательный анализ уже извлеченных из земли артефактов — с помощью самых современных технологий. Ученые хотят понять, что представляли собой скандинавские общества накануне вступления викингов в «большую историю». Увы, пока львиная доля доступных науке сведений о дохристианских обществах Скандинавии берется из записанных значительно позже саг и хроник враждебных викингам народов.
Для начала Прайс вместе с эстонскими учеными собирается обследовать корабли из Сальме. В 2008-2011 годах в этой деревне на острове Сааремаа обнаружили два гребных судна, а около них — останки 42 мужчин. Семь человек, захороненных в первом корабле, явно погибли в бою и хоронились без пышных ритуалов. Эстонские ученые допускают, что эти скандинавы были участниками неудачного набега на Сааремаа (задолго до века викингов!), и эсты разрешили провести их погребение в море. Однако второй корабль, где в четыре ряда захоронены знатные воины с мечами, собаками и соколами (и даже с игральными костями из моржовых бивней), поставил версию о набеге под вопрос. Возможно, скандинавы плавали на Сааремаа с дипломатическими или развлекательными целями.
Так или иначе, Прайс намерен вытащить максимум информации из осмотра этих судов. Кроме того, он планирует исследовать некоторые корабельные захоронения из Валсгерде — огромного кладбища к северу от Старой Уппсалы (главного центра языческой Швеции), памятники которого датируются VI-XI веками. До сих пор неясно, кто был похоронен там, — возможно, это конунги из полулегендарной династии Инглингов или местные вожди, обогатившиеся благодаря стратегическому расположению Валсгерде (между озером Меларен и провинцией Тиундаланд). Тысячи объектов из этих могил до сих пор не исследованы адекватно.
Зачем нужны рабы и рабыни
Что именно будут искать ученые? Прежде всего — рабов. По мнению Прайса, викинги начали свои набеги из-за нужды в рабочей силе. Еще в вендельский период растущий флот требовал все больше и больше огромных парусов. Изготавливали их из шерсти, а по расчетам ученых для создания паруса одному человеку потребовалось бы пять лет работы. В каждом корабле викингов было два паруса, подчеркивает Прайс, а кораблей в средневековой Скандинавии было до нескольких сотен. Не надо забывать и о труде пастухов и стригалей, которые пасли и стригли овец, дающих шерсть для парусов.
Рабы составляли до четверти населения Скандинавии, уверен Прайс и его коллеги. Они часто упоминаются в сагах с оскорбительными именами (Вонючка, Толстый или Глупец) — однако конкретных археологических свидетельств жизни трэллов (так в Скандинавии называли рабов) почти нет. Железные оковы и ошейники вполне могли принадлежать собакам или пленникам, поэтому Прайс планирует искать специальные помещения и суда для рабов.
Шведские археологи, тоже участвующие в новом проекте, обнаружили необычные следы присутствия трэллов. Примерно каждый 25-й скелет мужчины в захоронениях на территории Швеции и Норвегии имеет глубокие бороздки на зубах. Раньше считалось, что эти деформации обозначают принадлежность к сословию воинов, но слишком много мужчин с такими бороздками находят в захоронениях с отрубленной головой вместе с другими воинами. «Очень вероятно, что на самом деле это были рабы, которых убивали после смерти их хозяина», — считает Анна Къеллстрем (Anna Kjellström) из Стокгольмского университета. Сейчас Прайс и Къеллстрем собираются прояснить происхождение обезглавленных мужчин с помощью изотопного анализа. Иноземное происхождение окажется сильным аргументом в пользу того, что это были трэллы.
Еще одним источником информации о «скрытых» рабах викингов станет анализ архитектуры и землепользования. Например, неподалеку от магазина IKEA под Стокгольмом при раскопках нашли небольшую круглую хижину прямо над большим богатым домом. По всей видимости, в хижине жили рабы. В другом месте раскопок (Санда) большой дом окружен хижинами по периметру — это вполне могли быть бараки для трэллов. «Я не сделаю большой ошибки, если сравню эту структуру с фазендой — дом хозяина в окружении лачуг рабов», — объясняет Прайс.
Ученых интересует и такой интригующий сюжет, как сексуальное рабство. Прайс допускает существование многоженства в культуре германских народов раннего Средневековья. В таком случае, думает историк, бедные скандинавы были вынуждены искать себе жен за пределами родного региона, что может быть еще одной причиной экспансии викингов.
Эта гипотеза уже нашла подтверждение на уровне генетики. Недавно выяснилось, что три четверти современных жителей Исландии родом из Норвегии, при этом больше половины исландских женщин — потомки уроженок Британских островов. Это означает, что викинги в массовом порядке вступали в брак (и сожительствовали) с женщинами из стран, которые они грабили или захватывали. Прайс планирует аналогичным образом исследовать происхождение сожительниц викингов и на других территориях.
Почему миру нужны рабы?
Действительно зачем? Потому что чем стадо послушней, тем легче им управлять.
Люди перестали мечтать, перестали думать. Мы почти не читаем книги. Вместо этого смотрим мыльные оперы и дурацкие телешоу. Каждый вечер включаются миллионы пластмассовых ящиков ,и народ ,как свиньи у кормушки, сидит и глотает помои, которые обильно льют СМИ с экранов.
Все живут по шаблону. Кругом как не глянь — все копии, личностей нет. Зачем придумывать что-то, зачем думать своей головой и шевелить мозгами? Вместо этого просто «скопируй и вставь»!
«Кто-то сфоткался у зеркала в туалете? Окей, будем делать селфи — в клубном сортире. Это так круто!»…
«Подворачивать джинсы и ходить в них в -20? Отличная тема!»…
«Отращивать бороду и показывать всем — я мужественный и волевой самец, конечно!»…
«Вместо сигарет, сделали электронные испарители? Класс, бросаю курить и буду «парить, где хочу». Чтобы все видели, какой я необыкновенный и дерзкий»…
«А выложу ка я в сети свою полуголую «жопу» . Нет ,я девушка приличная, но так все меня оценят. Чем больше лайков, тем моя самооценка выше – так все говорят»…
Тебе 16 лет и ты ещё девственница или девственник? Смех и позор. Кури, пей и размножайся! Будь как все! Ходи по клубам, употребляй лёгкие наркотики, занимайся сексом и думай, что ты живёшь на полную катушку и жизнь твоя разнообразна!
И все живут в таком, выдуманном мире, собственного счастья. Не думая о последствиях, не думаю о завтрашнем дне . Какое саморазвитие? Основная часть жизни людей – это удовлетворение инстинктов – жрать, спать и размножаться.
Такую распустившуюся массу легко контролировать. Они не видят ничего дальше своего новенького телефона. Просто давай им «Хлеба и зрелищ» и этого будет достаточно.
Интернет воспитал целое поколение рабов-потребителей. Нам дан в руки доступ ко всем знаниям и текстам человечеств аза последние несколько тысяч лет. И на что мы тратим время во всемирной сети? На поиск шмоток и свежего порно? И это стало целью нашей жизни?
Каждый раз мы пытаемся всё изменить и начать жизнь сначала. Но потом возвращаемся в привычный свинарник. Потому что меняться тяжело. Но это просто необходимо. Спроси себя. Как давно ты читал книгу? Не учебник или комикс. А самую обыкновенную художественную литературу? Что ты пробовал в жизни, вместо нового вкуса твоего китайского вейпа?
Может, стоит попробовать написать картину и выкинуть телевизор за 40 штук на свалку где ему и место? Покупать книги, а не алкоголь и табак? Жалко потраченных денег? А тысячи проведённых вечеров в соцсетях не жалко?
Или иногда лучше сходить в театр, чем в крутейший ночной клуб или бар?
Этому не будут учить по ТВ. Никому не нужны думающие личности. Потребителей легче убедить, достаточно пообещать и они поверят. Навязать им ложные ценности? Тоже легче простого – для этого и сделана реклама. Растворяющаяся втулка от туалетной бумаги и вместе с ней образ счастливой семьи, следящий за процессом её утилизации, сейчас никого уже не смешит.
Общество постепенно деградирует, все видят, но никто не пытается ничего изменить. Людям так больше нравится. Мы сами в этом виноваты.
Я никого не хочу обидеть или задеть. Просто мне очень хотелось бы видеть в окружающих личностей, а не дешёвые шаблоны. Видеть свободного человека, а не раба рекламы и животных похотей. Но пока реальность убеждает меня в обратном.
Кто такой раб Божий?
Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева
Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»
Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.
Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.
В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны.
Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами (res). Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными.
Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.
Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices). Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).
Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.
Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.
Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.
Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.
Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали.
Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.).
Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6).
Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».
Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом, то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово «doulos» можно переводить по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный.
Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски.
Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник.
Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).
Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением.
Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом.
«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу».
По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится.
А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).
Такое бы рабство каждому из нас….!
«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.
О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.
Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.
В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).
Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).
Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.
«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности – dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему– либо в данный момент не имеет господина – например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.
Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.
Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.
Признаются далее и кровные родственные связи рабов – cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников – жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели – это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.
Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать – конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина – ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)
«Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…
Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто – и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. » (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).
Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.
На фоне такого ужасающего положения рабов странным может показаться традиция богатых людей в древнем обществе держать при себе кучу нахлебников, которых называли паразитами.
«Паразит – греческое слово; так назывались в древности лица, распоряжавшиеся в Афинах общественным столом; в последствии этим именем пятнали всякого питавшегося за чужой счет; лучшие писатели Рима, как Плавт, Гораций, Ювенал и др. боролись с этим осадком деморализации древнего общества; но в их произведениях паразит служит еще только предметом осмеяния. Сидоний (выходец одной из самых знатных фамилий Галлии, префект Рима, а затем епископ в гор. Клермоне. Скончался в 488 г. – В. Б) старался внушить омерзение к людям, которые…незадолго перед тем временем пользовались еще большим почетом в римском обществе»
Сидоний так характеризует паразитов своего времени: «…Беспощадные сплетники, они выдумывают слухи о преступлениях и преувеличивают худую молву. Они много говорят, но ничего не скажут, желают смешить, но не веселят; высокомерны, но непостоянны; любопытны, но не проницательны… Паразиты назойливы, когда чего-либо домогаются, …они ненавидят пустоту в желудке и ищут обедов, хвалят не тех, кто хорошо живет, но тех, кто хорошо кормит… Такой человек… опьянев, извергает рвоту; шуткой оскорбит других, и рассердится, когда подшутят ад ним. Он решительно походит на помойную яму, которая тем хуже воняет, чем больше раскапывают её… Он, кажется, в одно время извергает изо рта и грязь и винный запах, и яд своего красноречия; так что не знаешь, чего в нем больше: всякой ли дряни, или винных паров, или, наконец, нахальства» (Стасюлевич М. История средних веков в ея писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 1. СПб., 1863. С. 123-124; 121).
Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:
«…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).
Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.
«Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).
Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.
В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.
Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.
…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.
Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…
На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.
Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из – за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).
См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.
A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.
Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin – Muenchen – Zuerich, 1976. S. 119.
Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого – нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).
Приведем несколько примеров.
«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).
«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).
«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)
«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).
«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).
«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» ( Tit. 1, 1).
«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).
Или известный стих из Благовещения Девы Марии:
«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).
«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid – (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).
«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).
Na to rzekla Maryja: » Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica – прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)
Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.
The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, ( New Test.) 631, 586, 162.
Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.
Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan – Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.
Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) – около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) – выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа – около 500 раз, а Magd (служанка) – около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).
В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня – более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) – около 120 раз, служанка, служанки – около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).
Только не называйте меня «раб Божий»
Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!
Сергей Худиев
Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников. Конечно, сам этот случай — чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.
Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» — было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его — не с гордостью, я его не заслужил и не мог — но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.
Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).
Но современный мир яростно требует равенства
Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно — слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб — это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться — даже убить — безнаказанно. Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.
Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти. Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы — это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.
Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего — потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.
Мы боимся и не доверяем друг другу — и имеем на это веские основания.
Современный мир яростно требует равенства — потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо — в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно — но, по крайней мере, к нему следует стремиться.
Невозможно обойтись без власти одних людей над другими — но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься — и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.
Не низкое холуйство, а сердечная преданность
Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация — и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку — не всегда источник угрозы. Иногда — как для влюбленных — это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей — и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.
Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами — но такое иногда бывало. Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина — и это вполне оправдывается.
Такое бывало — не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство — а отеческая забота. Увы, не слишком часто — мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое — и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.
Оно могло быть выражением благодарности и преданности — правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности — как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.
Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» — и за ним следовали.
Слово «раб» могло означать полное доверие — «я принадлежу тебе».
Владыка мироздания принял образ раба
И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» — это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!
Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.
«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).
Бог полностью отдал Себя творению — Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью — теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.