Содержание
- Христиане.Онлайн
- Что такое печать Каина или Каинова печать?
- Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господьне призрел?
- Значение фразеологизма – Каинова печать или печать Каина.
- История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета
- Авель и Каин
- История Каина и Авеля — за что брат убил брата
- Последствия первого убийства в истории
- Образ Каина в Библии
- Библейский образ Авеля
- Описание Править
- История Править
- Появления Править
- 9.11 «Первенец» Править
- 9.12 «Острые зубы» Править
- 9.17 «Маленький помощник матери» Править
- 9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править
- 9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править
- 10.03 «Уцелевшая душа» Править
- 10.06 «Спросите Дживса» Править
- 10.09 «То, что мы уже прошли» Править
- 10.11 «Нет места лучше дома» Править
- 10.13 «Остановись и гори» Править
- 10.18 «Книга проклятых» Править
- 10.21 «Тёмная династия» Править
- 10.23 «Сторож брату своему»Править
- 11.02 «Форма и пустота» Править
- 11.06 «Наш маленький мир» Править
- 11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править
- 11.22 «Горсточка счастливцев» Править
- Интересные факты Править
- Сверхъестественное 9 сезон 11 серия
- как выглядела Каинова печать?Что это за знак был?
- Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?
- Печать Каина
Христиане.Онлайн
Что такое печать Каина или Каинова печать?
Ключом к этому вопросу является ответ не другой не менее интерес-
ный вопрос:»Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь
не призрел?» кто прав: Ева или Апостол Иоанн? Ева о Каине: «Приобрела
я человека от Господа».
Ап. Иоанн: «Не так как Каин, который был от лукавого» (1 Иоан. 3:12).
Если права Ева, то почему так изломана жизнь её сына? Чёрная зависть
брату, безразличие к Божьему предостережению, братоубийство, дерзкий
разговор с Богом («что я сторож брату моему?»), и демонстративный уход
от лица Господня в землю Нод, где и был убит одним из потомком Адама
в четвертом поколении — Ламехом. (Быт. 4:23—24), когда Каин уже соста-
рился и его сопровождал отрок. Грех Адама и Евы тяжелее, чем кажется
на первый взгляд: непослушание, запретный плод… они продали, гене-
тически всё человечество греху, который терзает ещё и сегодня 6 млрд,
человек.
Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь
не призрел?
И после всего, после страшной сделки, ни слова раскаяния?! Свалили
каждый свою вину на кого-то: Ева на змея, Адам — на Бога («это жена,
которую Ты дал мне»). И, обиженные, шагнув за пределы рая, утонули в буд-
нях, так и не раскаявшись. Рождается сын, мать в восторге: «Приобрела
я человека от Господа». Но диавол уже поставил печать на проданного
ему Адамом и Евой сына.
Ап. Иоанн, видящий несравненно глубже, чем нераскаявшаяся мать,
пишет: «Не так, как Каин, который был от лукавого».
Христиане — супруги знайте, если вы впадете в грех и не раскаетесь,
притихнув в церкви, то первый, кто родится в вашей семье после этого,
может быть отмечен «Каиновой печатью». Будь это изломанная жизнь, бо-
лезнь Дауна или скверный характер, или ещё что-то в этом роде, вплоть
до одержимости. Многочисленные факты подтверждают возможность это-
го в большинстве случаев, хотя бывают и исключения.
С такой печатью, с таким дерзким характером религиозный Каин при-
носит жертву Богу. Но Бог не призрел на неё. И совсем не потому, как
толкуют, что Авель принёс кровную жертву, как прообраз жертвы Христа.
А Каин — бескровную.
Каждый принёс от того, чем занимался. И мы сегодня служим Господу
к тем, чем богаты, отдаем Ему от наших способностей и возможностей. При-
мет Господь или отвергнет наш дар — зависит лишь от того, чья печать
проступает в нашей жизни — печать принадлежности Господу или диаво-
лу, которому мы не только даём место, но, порою, предоставляем простор
на уровне языка, помыслов и поступков, хотя остаемся религиозными, как
Каин, и даже пытаемся что-то делать для Бога.
Значение фразеологизма – Каинова печать или печать Каина.
Термин этот, раньше часто употребляемый означает предательство, человека который предал и который , как
Каин, приговорен к наказанию за предательство. Ведь Каин предал своего брата убив его, заработав себе, таким образом печать.
История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета
Рубрика: Основы веры
Авель и Каин
На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.
Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.
Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.
Каин убивает Авеля (средневековая итальянская мозаика)
История Каина и Авеля — за что брат убил брата
Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.
Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:
«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).
Последствия первого убийства в истории
Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.
Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:
«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)
Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.
Образ Каина в Библии
Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.
В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что
“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).
Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.
Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.
Библейский образ Авеля
Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в “Беседах на Евангелие от Иоанна”:
“Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков” (т. 4, стр. 354).
Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.
Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.
Что нужно сделать:
Посерийное описание появлений
“ | Я могу передать тебе печать, однако с ней ты получишь тяжкое бремя. — Каин Дину |
” |
Метка Каина (каинова печать, первое проклятие) — мощнейший магический символ, которым Люцифер отметил Каина после совершения с ним сделки.
Описание Править
Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).
Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:
- Бессмертие — человек с Меткой Каина живет вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
- Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
- Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
- Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
- Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.
Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.
Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).
История Править
Несмотря на связь с именем Каина, на самом деле Метка появилась задолго до него. В незапамятные времена, ещё до сотворения Вселенной, мироздание населяла Тьма — чудовищная разрушительная стихия, являющая собой изначальное зло. Когда в мироздании наступила эра Бога, Он заточил Тьму и создал Метку — своеобразный «замок», не позволяющий ей вырваться. Но Метка нуждалась в живом существе — носителе, поэтому Бог доверил её Люциферу.
Но, как оказалось, даже из заточения Тьма могла воздействовать на носителя через Метку. Именно из-за неё Люцифер возгордился и поднял мятеж против Бога, после чего Бог низверг его с Небес.
Одержимый жаждой мести, Люцифер ходил по Земле и искушал людей, пытаясь тем самым доказать своему Отцу, насколько несовершенны Его творения. Авель, один из первых людей, общался с Люцифером. Чтобы спасти брата, Каин заключил сделку с Люцифером: Авель отправится в Рай, а Каин в Ад. Люцифер согласился, но при условии, что Каин сам убьёт Авеля. В знак сделки Каин получил от Люцифера Метку. Взяв первое, что попалось под руку — обломок челюсти осла — Каин убил своего брата. Первое убийство превратило обычную кость в Первый клинок и связало его с Меткой. Не в силах вынести тяжесть проклятия, Каин покончил с собой с помощью этого же Клинка. Но Метка, разумеется, не дала Каину умереть: он возродился одним из самых могущественных демонов — Рыцарем Ада (все остальные Рыцари были его учениками, которых он сам же впоследствии перебил Первым Клинком).
Одному из Рыцарей — демонице по имени Абаддон — удалось уцелеть. Когда она благодаря перемещению во времени объявилась в наши дни, этой проблемой занялись братья Винчестеры. Совместно с Кроули они разыскали Каина, усилием воли смерившего жажду убивать и все эти тысячелетия ведущего мирную жизнь среди людей. Каин согласился передать Дину свою печать, но предупредил его, что это чрезвычайно тяжкое бремя. Также он поставил Дину условие: убить его, когда он однажды попросит.
Таким образом, следующим истинным владельцем Клинка стал Дин Винчестер. С его помощью он убил Абаддон, но так и не смог избавиться от Метки. Вскоре после этого Дин получил смертельную рану в поединке с Метатроном, но, как и следовало ожидать, не умер, а превратился в сильнейшего демона — Рыцаря Ада. После этого его личность изменилась: он стал жесток, хладнокровен, потерял все человеческие чувства и ушёл в самоволку, посвящая всё своё время алкоголю, сексу, дракам и убийствам. Сэму, однако, удалось остановить Дина и насильно исцелить его с помощью обряда крови праведника. Дин снова стал человеком, но не избавился от Метки.
Метка продолжала влиять на него, провоцируя на ярость и непреодолимое желание убивать. Дин отчаянно сопротивлялся, но при этом всё яснее осознавал, что не сможет держаться вечно. После того, как братья вновь столкнулись с Каином, который сорвался, не в силах дальше бороться против Метки, Дин вступил с ним в неравную схватку и убил Первым Клинком, таким образом выполнив своё обещание. Это происшествие только подтвердило худшие опасения Дина: в любом случае Метка рано или поздно победит.
Видя, что метка делает с братом, Сэм Винчестер ещё настойчивее стал искать способ избавиться от метки, и узнал от Ровены, что Печать Каина — это первое проклятие, и, как любое другое проклятие, его можно снять. Описание ритуала, позволяющего снять метку, было найдено в Книге проклятых, но ценой за это стало освобождение Тьмы. После ритуал снятия Печати Каина Метка появилась на теле новорожденной девочки, которую Тьма избрала быть своим сосудом. Но поскольку Метка всегда оставляет след, Дин Винчестер, как последний живой её носитель, получил некоторую связь с освободившейся Тьмой. В результате Дин не мог как-либо навредить Амаре и ощущал её присутствие поблизости, а последняя испытывала к старшему Винчестеру некое подобие романтических чувств и тоже не желала наносить ему вред.
Появления Править
9.11 «Первенец» Править
После убийства демонов, Дин бьёт ножом Руби Каина, но это не приносит ему никакого вреда. Каин рассказывает правду о смерти Авеля. Его брат попал под влияние Люцифера, и тогда Каин заключил сделку: он добровольно попадает в Ад, а Авель — на Небеса. Чтобы Авель попал в Рай, Каин должен был сам убить его. В Аду Каин стал первым Рыцарем Ада. Именно он тренировал других Рыцарей. И именно он, а не архангелы, убил всех рыцарей с помощью Первого Клинка.
Каин показывает метку, оставленную Люцифером. Она является ключом к Первому клинку, и без неё это лишь древняя кость. Он предлагает Дину взять её, а после достать Клинок со дна океана и убить Абаддон. Дин соглашается.
9.12 «Острые зубы» Править
Сэм замечает метку Каина на руке Дина, и спрашивает что это, на что Дин отвечает, что метка не от известного рестлера Кейна, а от того самого, и что получил он её в результате сотрудничества с Кроули. Это очень возмущает Сэма.
9.17 «Маленький помощник матери» Править
9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править
9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править
10.03 «Уцелевшая душа» Править
10.06 «Спросите Дживса» Править
10.09 «То, что мы уже прошли» Править
10.11 «Нет места лучше дома» Править
10.13 «Остановись и гори» Править
10.18 «Книга проклятых» Править
Сэм, видя страдания брата, всеми силами старается найти средство. Единственную надежду даёт Книга Проклятых, содержащая информацию о всех самых жутких проклятиях, какие только известны человечеству. Вместе с Ровеной он берётся за её расшифровку.
10.21 «Тёмная династия» Править
10.23 «Сторож брату своему»Править
Дину приходит в голову неожиданная идея, как можно покончить со своим бременем: он должен попросить саму Смерть убить его. Только так Земля останется в безопасности. Однако Смерть, откликнувшись на зов, не стал убивать Дина. Он рассказал ему о том, что Метка — это своего рода «замок», созданный Богом, чтобы удерживать Тьму. На Земле всегда должен быть хотя бы один живой носитель Метки, иначе Тьма вырвется на свободу, и Вселенная будет уничтожена. Поэтому убить Дина не под силу даже Смерти: единственный шанс Дина умереть — это передать Метку другому, тогда он станет смертен. Но это не гарантирует, что новый носитель сможет ей сопротивляться. Смерть предложила Дину такое решение проблемы: отправить его на другую планету подальше от Земли, где он точно никому не навредит, но с одним условием: Дин должен убить Сэма, чтобы тот не стал его спасать. Для этой цели Смерть дал Дину свой Серп. Дин согласился, вызывает Сэма на встречу и уже готовился его убить, но в последний момент одумался и вместо этого убил Смерть с помощью его же оружия.
Дин освобождается от Метки
В это же самое время Ровена с Кастиэлем и Кроули нашли последний компонент и провели обряд по снятию Метки. Молния, с небес поразившая Дина, навсегда стёрла каинову печать с его руки. Но радовались братья недолго: Метка перестала существовать, и прямо на их глазах из-под земли начинает вырываться Тьма…
11.02 «Форма и пустота» Править
11.06 «Наш маленький мир» Править
11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править
11.22 «Горсточка счастливцев» Править
Интересные факты Править
- В эпизоде «О мальчике», когда Гензель превратил Дина в 14-летнего мальчика, Метка с его руки исчезла. Тьма при этом на свободу не вырвалась. Возможно, это объясняется тем, что тогда ещё был жив Каин.
- По-видимому, метка источает некую тёмную энергию. Такой вывод можно сделать из слов Кроули, когда тот, подъехав к дому Каина, сказал Дину, что чувствует что-то тёмное.
- Даже после передачи метки её бывший владелец продолжает испытывать влияние Тьмы, как Каин, передавший Метку Дину, так как Каин вновь стал испытывать тягу к убийствам, причем тягу гораздо большую, чем обычные демоны, вроде Кроули или даже Азазеля.
Сверхъестественное 9 сезон 11 серия
Перворожденный
Кроули обращается к Дину за помощью в поисках первого клинка, единственного известного оружия, которое может убить Абаддона. Следуя подсказкам, Дин и Кроули обнаруживают, что отец Дина когда-то работал с охотником по имени Тара, который потратил годы на поиски клинка. Найдя тару , они наложили заклинание поиска, которое привело их к «отставному» демону Каину, который обучил—а затем убил—всех остальных рыцарей Ада, кроме Абаддона, избежавшего его гнева. Кейн отказывается помочь им, даже впуская группу других демонов, чтобы сражаться с Дином и Кроули, которые убивают их. Каин показывает, что он хочет отомстить Аваддону, поскольку она убила его жену, но не может добиться этого сам, потому что он связан своим обещанием жене больше не убивать. Каин также показывает, что заклинание привело их к нему, потому что его знак является источником силы клинка, и он может передать его достойному человеку. Несмотря на предупреждения Кейна о неизвестной, но ужасной цене, Дин соглашается нести метку, чтобы он мог убить Абаддона. Каин просит Дина убить его после убийства Абаддона, а затем отправляет Дина и Кроули в безопасное место, поскольку он в одиночку побеждает Рой демонов, которые прибыли, чтобы убить их. Заметив, что Кроули выдает себя небольшими, но красноречивыми способами, Дин сталкивается с Кроули, обманывая и манипулируя им все это время. Это включает в себя то, что Кроули позволил демонам допрашивать, пытать и убивать тару, чтобы они нашли его и Дина, который мог доказать, что достоин Каина для метки. Однако Дин пока не может отомстить Кроули, потому что ему все еще нужен Кроули, чтобы достать первый клинок со дна океана. Параллельно с этим сюжетом Сэм и Кастиэль пытаются собрать часть благодати Гадриила, которая все еще находится внутри Сэма, чтобы они могли использовать ее для отслеживания Ангела. Удаление благодати заставляет Сэма начать возвращаться в состояние, в котором он был до того, как Гадриил овладел им, но Сэм отказывается позволить ему остановиться, пока они не получат всю благодать, в которой они нуждаются, даже если это означает его смерть. Благодаря своей недолгой человечности, Кастиэль сопереживает желанию Сэма компенсировать людям, которые умерли от выбора, который он, Сэм и Дин сделали. Однако он отказывается рисковать, убивая Сэма, и вместо этого заканчивает исцеление Сэма и устраняет последнюю благодать. Заклинание оказывается неудачным, потому что они не получили достаточно благодати. Кастиэль отправляется на поиски Метатрона,который, по его мнению, владеет ключом ко всему.
Смотрите онлайн 11 серию 9 сезона сериала Сверхъестественное на русском языке в HD качестве. В нашем онлайн кинотеатре вы можете смотреть сериал на любых мобильных устройствах iOS, Android и Windows Phone
как выглядела Каинова печать?Что это за знак был?
как выглядела Каинова печать?Что это за знак был?
Бог осудил Каина на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”
/ с тем чтобы никто его, Каина , не убил/. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Также вам будет интересно: Почему в Бермудском треугольнике происходят катастрофы?
Начало страшного «знамения» было положено, когда «поникло лице его».
«Ужас и отчаяние Каина могли «образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих» (кого?Е.Г.) (Филафет. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия).
Позже под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…
Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?
Здравствуйте!
Об этой печати, а точнее, знаке, упоминается в иудаизме — в Торе (Берешит 4:15). Каин наказан за убийство брата: земля, впитавшая кровь Эвеля, не даст ему своих плодов, он не сможет больше оставаться на одном месте, ему придется скитаться по миру. Кроме того, совершив преступление, он теряет «Образ Б-га», который внушает страх всем созданиям. Проклятый, изгнанный со своей земли, потерявший защиту Всевышнего, Каин начинает опасаться, что с ним может случиться несчастье. Он чувствует себя беззащитным перед дикими зверями, которые утратили страх перед ним. Каин обращается к Творцу: «Вот, велик мой грех и велико наказание, но защити меня от смерти, ведь Ты не вынес мне смертный приговор. Я буду скитаться по земле, и нигде не будет мне пристанища, и звери, которые встретятся мне на пути, растерзают меня, ведь я лишен Твоей защиты». В ответ на просьбу Каина Всевышний отмечает его знаком («печатью»), чтобы защитить от всех, кто может причинить ему зло.
В Торе не сказано, какой именно это был знак. Раши объясняет: это была одна из букв имени Всевышнего, начертанная у Каина на лбу. Она должна была вернуть зверям страх перед ним. Ибн-Эзра приводит мнение, что этот знак призван был избавить самого Каина от страха и вернуть уверенность в себе. Сам же Ибн-Эзра считает, что Всевышний сотворил для Каина чудо: тот ощутил, поверил, что ему ничего не угрожает. В этом смысле слово «знак» («от») означает «чудо», «знамение». Ор а-Хаим объясняет: такой знак появляется на лице человека, исполнившего заповедь, и охраняет его от опасности. Какую заповедь исполнил Каин? — Он признал, что целиком зависит от защиты Всевышнего.
Рассказывают, что после этой истории Каина повстречал Первый Человек, Адам. Он спросил, какой Каину был вынесен приговор. «Я раскаялся, и Всевышний не стал меня строго наказывать», — ответил Каин. Услышав это, Адам воскликнул: «Как велика сила раскаяния! А и не знал об этом…» и сложил песню, которая позже стала 92-ой главой в книге Тэилим: «Псалом, песнь на день Субботний. Как хорошо благодарить Б-га!..» Интересно, что Каин, который так боялся быть убитым, прожил необычайно долгую жизнь. Согласно одному из мнений, он пережил Адама на 726 лет и умер только во время Потопа (Шмот Рабба 31:17).
С уважением, Арье Гальчук
Печать Каина
Просматривая недавно между делом короткометражные «ученые» фильмы для домохозяек от National Geographic, наткнулся на серию фильмов «Загадки Библии». Разумеется, я не смог устоять перед искушением посмотреть, что там за загадки такие. Однако все оказалось более прозаично и вместо интересных исторических исследований, авторы фильма рассказывали про всякие фантастические теории напополам с мистикой и связью с нынешними «тяжелыми» временами. Что, впрочем, наверняка вызывает приступы эзотерического помешательства у любителей теории заговоров или пресловутых домохозяек.
И вот, посмотрев «увлекательнейший» сюжет про Каина и Авеля, мне в голову пришла любопытная мысль. Думаю, что кто-нибудь за последние две тысячи лет об этом догадывался, но раз уж я нигде не нашел упоминания о такой трактовке, то пусть это будет моим маленьким переоткрытием.
Так как сейчас мало кто почитывает Библию, а некоторые пару раз видели ее издалека (может, оно и к лучшему – кто знает), то позволю себе напомнить вкратце легенду о двух братьях Каине и Авеле. Изложение я веду по Синодальному переводу – упоминаю это на тот случай, что и соответствующие трактовки будут согласно особенностям данного перевода.
Итак, Каин – был старший сын Адама и Евы, а Авель – младший. Каин стал земледельцем, а Авель пастухом. Как утверждают некоторые исследователи, конфликт между скотоводами и землепашцами это древнейший конфликт, и вражда между ними отражена еще в египетской и шумерской мифологиях, в которых боги, отвечающие за земледелие и скотоводство, постоянно убивают друг друга. В принципе, историки полагают, что легенда о Каине и Авеле – пересказ на монотеистический лад тех самых мифов. Почему бы и нет? Представь, ты выращиваешь пшеницу, а тут идут кочевники-скотоводы, да прямо на твое поле – коров пасти. Как тут не треснуть друг друга дубиной? Примечательно, что обычно побеждает более прогрессивный земледелец, за которым будущее и технологии…
Однако Бытие уверяет нас, что причина конфликта между братьями — зависть. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Бытие 4:3) . Проще говоря, оба братца принесли в жертву Богу то, чем были богаты. Каин сжег какую-то часть урожая, а Авель зарезал жертвенного ягненка. Почему Богу понравилась жертва Авеля, доподлинно не известно. Златоуст, к примеру, заверяет (1), что Каин должен был тоже принести в жертву ягненка, да еще и с душевным расположением. Прямых указаний на такую причину в четвертой главе Бытия я не вижу. Бог немотивированно отказался принять жертву, сказав, мол, не печалься, так надо, делай добро дальше и не таи зло – просто так вот получилось. Я лично полагаю, что Господь любит ягнят или, как говорят, агнцев, ибо это популярная метафора во всех Заветах. В общем, дар Каина Бог «не призрел» и еще предупредил в дальнейшем не хулиганить.
Каин, как известно, не послушался, встретился с Авелем в поле и убил его. Как именно тот его убил, тоже не известно. Почему-то считается, что Каин засветил Авелю булыжником – чего еще в поле есть подручное? А так как до этого никто никого не убивал, то напрашивается мысль о несчастном случае. Как говорится «я не хотел, товарищ начальник». Кстати, мудрые раввины считают, что способ убийства Каину нашептал Дьявол. Ну, конечно, куда уж без последнего, раз уж богословам разрешено выдумывать сущности сверх необходимого.
Дальше Господь стал допытываться у братоубийцы, где Авель. Хочу заметить, что Бог изгнал людей из Рая и вроде как зарекся иметь с ними дело, но снова и снова докапывается до изгнанников. Каин ему и ответил, что он не сторож своему брату. Но Бог был, само собой разумеется, всезнающий и, конечно, осудил Каина. И наказал: «ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие 4:11,12).
Каин не стал сопротивляться наказанию, заметив лишь, что больно оно суровое, что помимо вечного изгнания его теперь каждый захочет убить. Тут тоже не ясно, кто этот «каждый» — судя по книге Бытия, кроме Каина, Авеля, Адама и Евы людей еще не было. И кого боялся Каин – не известно. Проигнорируем пока этот факт.
И, наконец, самое главное, ради чего я затеял все эти комментарии. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 4:15) .
Вот с этим самым знамением или, как еще говорят, «печатью Каина» связано множество интересных догадок. Согласно Библии Каин ушел на восток от Эдема и там наплодил потомков. Само собой разумеется (иной вариант даже не обсуждается) печать Каина перешла на его род, и поныне потомки Каина несут на себе это клеймо.
Печать Каина пригодилась, когда католическая церковь укрепляла свои позиции в мире. Августин Блаженный, проживавший в IV веке, не мудрствуя лукаво, объявил, что во всех бедах виноваты евреи, распявшие Христа и являющиеся потомками Каина, у которых предательство и братоубийство в крови. Таким образом, было допущено предположение, что та самая печать – это национальность. Потом кого-то озарила идея, что печатью Каина мог бы быть цвет кожи – таким образом, нашлось «высокое» оправдание рабства. Все чернокожие – потомки Каина — какова идея! Любому нацисту подарок: негры не только виноваты в бедах страны, так они еще и дети Каина.
Но будь евреи или чернокожие носителями печати, то тогда получается неувязка: все наоборот только и норовят убивать их (я имею в виду за последние две тысячи лет). А уж если брать легенду за факт, то и понимать ее надо как можно буквальнее. Бог дал Каину некий знак, который запрещает встречному его убивать.
Давайте рассуждать. Что это за «знамение»?
Во-первых, слово знамение ближе к слову «знак», чем «печать». Каин должен был быть всего лишь помечен, но не обязательно обладать какой-то физической характеристикой.
Далее, давайте спросим: кого у нас не принято убивать при встрече (причем в любой точке земного шара), и этих людей мы можем отличить от остальных по каким-то особым признакам?
Ответ напрашивается сам собой. Однако добавим несколько наводящих провокационных вопросов.
— Чьи жертвы Бог постоянно отказывается принимать (видимо по традиции), хотя эти люди их приносят чуть ли не каждый день, уверяя нас, что жертва принята?
— Кто, подобно своему предку, продолжал и продолжает убивать и преследовать братьев своих исключительно из зависти?
— Кто более всех ищет у Бога прощения, считая себя по каким-то причинам недостойным?
— И, наконец, старая известная истина: хочешь спастись от преследования – организуй охоту на самого себя. Этакое правило детективного жанра: убийца тот, кто наименее вероятно может им быть.
Итак, я думаю, вы уже догадались, к чему я клоню. Жрецы. То самое «знамение», тот самый знак, та самая печать подходит под описание слова «святость». И тогда я прихожу к выводу, что дети Каина – это жрецы, а ныне — священники, монахи и прочая духовная братия, удачно скрывающая свое происхождение. Социальная группа, к которой мы относимся со странным почтением.
Помнится, я смотрел передачу, как один православный священник рассказывал о своей миссионерской деятельности в Чечне. И когда он попал в плен к боевикам, те не тронули его, потому что для них священник – неприкосновенная личность. Не подтверждает ли это, что печать Каина существует? Да и мотивация проповедовать у потомков Каина самая что ни на есть вразумительная. Мол, прости нас, Господи, давай мы тебе неофитов насобираем. Все сходится. Конечно, знак работает не всегда, и священники попадают в мирские разборки. Но тут я сошлюсь на неисповедимость Бога, так как это самый вежливый прием в аргументации у клириков.
Собственно говоря, это всего лишь забавные домыслы. И упаси Боже кому-либо принять шуточную идею всерьез. С другой стороны, ради справедливости можно привести эту теорию в качестве контраргумента в споре со сторонниками различных теорий заговора или национализма. К сожалению, среди моих знакомых встречаются и такие персонажи, с которыми можно спорить только на их языке, переворачивая с ног на голову устоявшиеся догмы.
Тот фильм про Каина и Авеля, который оказался хоть и наивным, но вполне приемлемым для просмотра, закончился мыслью, (и я ее поддерживаю), что в пылу спора мы совершенно забываем: библейская история в первую очередь о том, что все мы братья, и братоубийство ни к чему хорошему не приводит. Опыт тысячелетий наглядно проиллюстрировал легенду. И как долго еще мы будем разглядывать полотна «художников-иллюстраторов»?
(1) Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Беседы на книгу Бытия. Том четвертый. Книга первая. Беседа 18..