Содержание
Пимен (Патриарх Московский)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Пимен.
Подпись Патриарха Пимена. 1981
Патриарх Пи́мен (в миру Серге́й Миха́йлович Изве́ков; 10 июля 1910, Кобылино, Малоярославский уезд, Калужская губерния — 3 мая 1990, Москва) — епископ Русской Православной Церкви; с 3 июня 1971 года Патриарх Московский и всея Руси.
Тезоименитство — 27 августа по юлианскому календарю (преподобного Пимена Великого).
Биография до патриаршества
Родился 10 июля 1910 года селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии (но часто ошибочно указывают Богородск (ныне Ногинск)) в семье Михаила Карповича Извекова, который родился здесь же в 1867 году и работал механиком на фабрике Арсения Морозова в пос. Глухово. Мать — Пелагея Афанасьевна — была верующей женщиной, совершала паломничества в монастыри.
Учась в средней школе, в начале 1920-х годов уже пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева).
В 1923 году приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска, где проходил обучение вокалу у проф. Александра Воронцова.
В 1925 году, по окончании школы, переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре на ул. Большая Лубянка.
Нёс послушание регента в храме Пимена Великого, в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове и в других храмах Москвы.
4 октября 1927 года, семнадцати лет, принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Св. Духа Параклита — скита Троице-Сергиевой Лавры.
16 июля 1930 года рукоположён во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским), управлявшим тогда Московской епархией; 12 января 1931 года — во иеромонаха в Богоявленском соборе в Дорогомилове (храм был разрушен в 1938 году).
Вдова художника Павла Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года», также написан с будущего Патриарха Пимена.
Официальные прижизненные биографии не содержат никаких сведений о последующих годах вплоть до 1945 года, к которому переходят стереотипной фразой: «Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме Владимирской области».
Согласно одной из версий его биографии, в данный период, иеромонах Пимен не принял «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 года не состоял в общении со структурами в юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского).
В 1932 году году был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии.
М.И.Одинцов приводит две версии биографии Пимена.
В первом случае, дезертировал, жил по подложным документам в Москве, был осуждён по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 года отбывал наказание на строительстве канала Москва-Волга и в ссылке в Узбекской ССР. в 1944 был осуждён на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 амнистирован в связи с победой над Германией.
Согласно второй версии, в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства; был осуждён на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области; в 1937 году, после окончания срока, был подвергнут административной высылке в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения; в июне 1941 года был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.
Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко, в Центральном архиве Министерства обороны (г. Подольск), был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС № 01464 от 17 июня 1946 года». В открытом банке данных Минобороны (ОБД Мемориал) в приказе значится, что ст.л-т Извеков С.М. осуждён (ЦАМО №фонда 33; опись 746923; 3дела 97).
По сведениям архимандрита Дионисия (Шишигина), с сентября 1945 года по февраль 1946 года проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника; 20 марта 1946 года епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме.
В августе 1946 года переехал в Одессу, став сначала настоятелем крестового архиерейского храма, а затем казначеем Ильинского монастыря. В Одессе оказался под началом и покровительством епископа Сергия (Ларина) (в прошлом обновленческого архиерея, рукоположённого Александром Введенским), с которым перебрался в 1947 году в Ростов-на-Дону. В начале 1947 года в течение нескольких месяцев, по просьбе Рязанского епископа Иеронима (Захарова), нёс послушание ключаря Борисоглебского собора в Рязани, но был вынужден уехать в связи с недовольством его деятельностью местных органов власти.
2 декабря 1947 года указом епископа Сергия игумен Пимен был назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта 1948 года — ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора.
С 12 августа 1949 года — наместник Псково-Печерского монастыря; 13 апреля 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием возведён в сан архимандрита.
С 1954 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
17 ноября 1957 года хиротонисан в Одессе во епископа Балтского (титул от города Балта), викария Одесской епархии. С 26 декабря 1957 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С июля 1960 по 14 ноября 1961 управляющий делами Московской Патриархии. 23 ноября 1960 года возведен в сан архиепископа. С 16 марта 1961 года архиепископ Тульский и Белёвский. По его докладу Архиерейский Собор 18 июля 1961 внёс изменение в «Положение об управлении РПЦ», полностью устранив настоятелей храмов и епископов от хозяйственной деятельности (что фактически противоречит канонам). С 14 ноября 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский, с 9 октября 1963 — Крутицкий и Коломенский. С 25 февраля по 22 декабря 1964 — вновь управляющий делами Московской Патриархии.
После кончины Патриарха Алексия I 17 апреля 1970 года, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола (1970—1971) и в таковом качестве председательствовал на Поместном Соборе 1971 года.
После смерти Патриарха Алексия не было полной ясности, кто станет его преемником. В консервативной части Церкви были распространены опасения, что им может стать митрополит Никодим (Ротов), человек, имевший репутацию крайне властного и симпатизирующего католицизму. По ряду свидетельств, сам покойный Патриарх желал видеть своим преемником Преосвященного Пимена; а о Никодиме отзывался в своих беседах с Председателем Совета по делам религий при СМ СССР В. А. Куроедовым: «Но он ещё молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост патриарха больше подходит. Патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать патриарху следует тогда, когда это нужно».
2 июня 1971 года единогласно, открытым голосованием, избран Поместным Собором Патриархом Московским; настолован 3 июня того же года.
Патриаршество
С точки зрения государственной политики в отношении религии и Церкви, период патриаршества Пимена распадается на два неравных периода: до празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 год) и последние два года.
В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицына с призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Леониду Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан.
15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в посёлке Софрине Московской области, построенный на территории, выделенной правительством СССР в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена. Строителем и первым директором предприятия был Павел Иванович Булычёв († 27 января 2000).
С приходом 12 ноября 1982 года к власти Юрия Андропова ужесточилось преследование религиозных диссидентов.
Период 1988—1990 годах — время отказа руководством СССР от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновлялась монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей, создавались новые духовно-учебные заведения. Этот отрезок времени совпал с крайне тяжёлым состоянием здоровья Патриарха, когда он не был в состоянии активно заниматься неотложными делами; тем не менее, он находил силы для встреч с Михаилом Горбачёвым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени.
В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам.
Поместный Собор 1971
Основная статья: Поместный собор Русской православной церкви (1971)
Поместный Собор, заседавший в Троице-Сергиевой Лавре в мае — июне 1971 года, был созван для избрания нового предстоятеля Церкви, но его труды вышли далеко за рамки процедуры выборов.
Его важнейшее деяние — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом («Об отмене клятв на старые обряды»), посвящённым теме отношения к старым обрядам в Российской Церкви выступил митрополит Никодим. Он также прочёл содоклад об экуменической деятельности РПЦ, в котором в качестве особого достижения отмечалось решение Священного Синода от 19 декабря 1969 года, допускавшее преподание святых тайн римокатоликам (q.v. в статье «Латинство»).
Поместный Собор 1988 и празднование 1000-летия Крещения Руси
Основная статья: 1000-летие крещения Руси
23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.
17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти К. У. Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии К. М. Харчева, сменившего В. А. Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.
1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. 29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.» Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.
Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, совершивший прославление в лике святых ряда подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, Ксении Блаженной.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Вселенский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988.
Последние годы. Кончина
9 октября 1989 года состоялась канонизация Патриарха Иова и Патриарха Тихона на приуроченном к торжествам в связи 400-летием учреждения патриаршества в Московской Церкви Архиерейском Соборе, проходившем 9 — 11 октября 1989 года в Даниловом монастыре, что положило начало последующему прославлению Новомучеников и исповедников Российских.
При Патриархе Пимене Московский Патриархат продолжал активно участвовать в экуменической деятельности; однако стал консервативнее в этом вопросе.
После 1984 года Патриарх тяжело болел и надолго отходил от управления повседневными делами Церкви. Следствием данного обстоятельства стала борьба за власть вокруг него: прежде всего за должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя хозяйственного управления. На последней должности с 1988 вплоть до 1990 года находился епископ (впоследствии архиепископ) Зарайский Алексий (Кутепов), имевший репутацию любимца Патриарха.
Архиерейский Собор РПЦ, проходивший 30 — 31 января 1990 года, принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (на Украине и в Белоруссии) бо́льшие права в самоуправлении; зарубежные экзархаты РПЦ упразднялись, а образованные ранее в рамках экзархатов епархии Русской Церкви приобрели самостоятельность.
Скончался на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке 3 мая 1990 года; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.
«Завещание» патриарха Пимена
По свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Патриарх Пимен сказал ему однажды то, что тот записал для себя как завещание:
- Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
- Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России.
- Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
- Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
Интересные факты
- На протяжении многих лет близко дружил с Муслимом Магомаевым и его супругой Тамарой Синявской.
- В 2010 году, в честь 100-летия со дня рождения, установлен памятник Патриарху Пимену в городе Ногинске. Скульптор — член Союза художников России Иннокентий Валерьевич Комочкин. Для изготовления памятника использованы цельные гранитные плиты и бронза.
Награды
Государственные награды
- 3 ордена Трудового Красного Знамени
- Орден Белой розы (Финляндия)
- Национальный орден Кедра I степени (Ливан)
- Орден Дружбы (ЧССР, 1985)
- Большая звезда ордена Дружбы народов (ГДР, 1983)
Церковные награды
Наградной лист ордена Сергия Радонежского, 1981
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
- Орден святого апостола Марка (Александрийская православная церковь)
- Орден святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь)
- Орден Животворящего Креста Господня (Иерусалимская православная церковь)
- Орден святой равноапостольной Нины (Грузинская православная церковь)
- Орден святого Иоанна Рыльского I степени (Болгарская православная церковь)
- Орден святой Екатерины (Синайская православная церковь)
- Большой орден Святого Агнца с командорской звездой (Финляндская православная церковь)
Литература
Примечания
- 1 2 Сафонов Дмитрий Владимирович 20-летний исповеднический путь иеромонаха Пимена (Извекова): к 20-летию со дня преставления Святейшего // Богослов.ru
- Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 25 — 26
- Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 10
- 1 2 Одинцов М.И. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх. // «Отечественные архивы». 1995. — № 1. — С. 28.
- Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002. — С. 24 (Сведения в примечании — видимо, биографическая справка Совета по делам религий).
- С. Белавенец. Монах от юности. Памяти покойного Патриарха Пимена. // «Московский церковный вестник». — 1991, май. — № 8. — С. 7.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва — № 21 (399). — 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва. — № 23 (401). — 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва. — № 24 (402). — 2007 г.
- Одинцов М.И. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх. // «Отечественные архивы». 1995. — № 1. — С. 29
- Александр Солженицын. «Великопостное письмо» Патриарху Пимену Крестопоклонная неделя 1972 г.
- Прот. Владислав Цыпин История Русской Церкви X. Русская Православная Церковь в 1980-е годы : Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
- Деяние освящённого поместного собора Русской православной церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. — № 6. 1971 г.
- Определения Священного Синода. // Журнал Московской Патриархии 1981. — № 2. — С. 4—5.
- Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 8. — С. 2.
- Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 7. — С. 2—6
- Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989. последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
- Цит. по: Журнал Московской Патриархии — 1988. — № 9. — С 37.
- Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 9. — С. 2.
- Журнал Московской Патриархии. —1988. — № 12. — С. 53 — 54
- Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 6 — 7.
- Интервью Константина Харчева газете Новые Известия 29.12.2001
- Таисия Белоусова. Тайная любовь патриарха. Мир новостей № 52, 18 декабря 2007 г.
- Завещание Патриарха Пимена // Православие.Ru, 2 мая 2010. // Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. — Псков, 2001. С. 409.
- Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. Псков, 2001. — С. 409.
Ссылки
Портал «Православие»
Портал «Персоналии»
Патриарх Пимен на Викискладе
Проект «История России»
- Пимен (Извеков): сайт Православие. База данных.
- прот. Владислав Цыпин. Глава: Русская Православная Церковь 1970—1980
- Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин). Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена (май-июнь 1971 года)
- Былое пролетает // Статья архимандрита Дионисия (Шишигина) о поэтическом наследии Патриарха Пимена из газеты Православная Москва N 13-14 (343—344) июль 2005 г.
- Поместный Собор 1971 г.
- Поместный собор 1988
- Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского (читает патриарх Пимен)
- Семья. Школьные годы.
Предшественник: Патриарх Алексий I |
Патриарх Московский и всея Руси 3 июня 1971—3 мая 1990 |
Преемник: Патриарх Алексий II |
Предшественник: Питирим (Свиридов) |
Митрополит Крутицкий и Коломенский 9 октября 1963 — 2 июня 1971 |
Преемник: Серафим (Никитин) |
Предшественник: Гурий (Егоров) |
Митрополит Ленинградский и Ладожский 14 ноября 1961 — 8 октября 1963 |
Преемник: Никодим (Ротов) |
Первый патриарший период (1589 — 1721):
Иов • Игнатий • Гермоген • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан
Второй патриарший период (с 1917):
Тихон • Сергий • Алексий I • Пимен • Алексий II • Кирилл
Исидор • Ефрем (Хвостов) • Иона (Архангельский) • Филарет (Романов) • Иоасаф • Иосиф (Дьяков) • Питирим • Иона Сысоевич • Иоасаф Новоторжец • Питирим • Иоаким (Савёлов) • Адриан • Стефан (Яворский) • Петр (Полянский) • Сергий (Страгородский) • Алексий (Симанский) • Пимен (Извеков) • Филарет (Денисенко) • Кирилл (Гундяев)
Николай Колчицкий • Пимен (Извеков) • Киприан (Зёрнов) • Пимен (Извеков) • Алексий (Ридигер) • Сергий (Петров) • Владимир (Сабодан) • Сергий (Фомин) • Климент (Капалин) • Варсонофий (Судаков)
Пимен даже на войне оставался священником. История с Андреем Светенко
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения патриарха Пимена, предстоятеля Русской православной церкви с 1971 по 1990 годы. Обозреватель «Вести ФМ» Андрей Светенко — о судьбе человека, ставшего истинно верующим во времена всеобщего безверия.
Патриарх Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков, родился в подмосковном Богородске. Само по себе символично. Мало кто сразу поймет, о каком городе речь. Теперь это Ногинск, хотя большевика Виктора Ногина, в честь которого название, уж точно никто не вспоминает. Такой вот парадокс.
Родители Сергея Извекова были людьми набожными и революционная смута их не задела. И сына они воспитали в какой-то совершенно светлой благости, никак не соответствовавшей времени и месту. Уже в 17 лет Извеков принял постриг с именем Пимен. Это были годы, когда над монахами и священниками либо насмехались — это в самом безобидном случае, Как у Ильфа и Петрова, где отец Федор гоняется за двенадцатью стульями, либо делали вид, что их нет. В 1934 иеромонах Пимен был осужден за нарушение закона об отделении церкви от государства и отправлен на строительство канала Москва-Волга. Потом последовала ссылка в Среднюю Азию. И все это просто за то, что человек имел сан священника.
Патриарх Пимен был из того последнего поколения русских людей, которое правильней всего называть «несоветским». Не антисоветским, нет, никакой изначальной вражды по идеологическим признакам он не понимал и не принимал. «Несоветский» — это значит, что Сергей Извеков в 1941, когда началась война, пошел на фронт и воевал. Был заместителем командира роты 702 стрелкового полка. И при этом всегда оставался священником Пименом. Потому в 1944, когда исход войны стал ясен, получил 10 лет. Ссылку отбывал в Воркуте.
После войны, впрочем, церкви вышло большое послабление, с точки зрения марксизма-ленинизма. Число храмов в стране увеличилось с 400 до 11 тысяч. В эти годы Пимен стал наместником вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. А потом наступили хрущевские времена, которые для церкви обернулись неожиданными новыми гонениями, когда Никита Сергеевич даже публично пообещал показать ныне живущим советским гражданам последнего попа. Но, как видим, обошлось.
Архипастырское служение патриарха Пимена можно разделить на две неравные части: с 1971 по 1988 — год тысячелетия крещения Руси — и два оставшихся, Пимен скончался в мае 1990 года. Первый период — это годы застоя, когда Русская православная церковь существовала под недреманным оком комитета по делам религии, и никому в голову не приходило, что можно же строить и новые храмы, и церкви, а не только говорить спасибо за то, что старые перестали сносить сплошь и рядом. И только в самом конце жизни патриарха Пимена закончились времена государственного атеизма. Хочется верить, что и благодаря его, патриарха Пимена, молитвам тоже.
Четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Часть 1.
Автор текста Георгий Евгеньевич Колыванов.
Будущий патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 июля по старому (23 по новому стилю) 1910 года в семье благочестивых родителей. Отец Сергея, Михаил Карпович Извеков, работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, Московской губернии. В Богородске и жила семья Извековых. Мать Патриарха звалась Пелагея Афанасьевна. В девичестве она носила фамилию Иванова.
Сережа Извеков (слева) с матерью Пелагеей Афанасьевной и племянником Юрой 1917-1918 годы.
После рождения старшей дочери Марии все дети Извековых – Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали в младенчестве. Когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. 28 июля ребенка крестили в Троицкой церкви села Глухова Богородского уезда. Крестной матерью стала сестра будущего Патриарха Мария Михайловна. Ко времени рождения Сергея Извекова его матери было 39 лет, а отцу 43 года.
Вместе со своей благочестивой матерью Сергей Извеков совершал паломничества по святым местам. Особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Вспоминая в речи при наречении в епископа свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, будущий Патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры». Бывали они также и в Зосимовой пустыни. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца преподобного Алексия (Соловьева).
Подросши, Сергей Извеков стал ездить по православным монастырям один или в сопровождении друзей. Он побывал в Николо-Угрешском монастыре, где в это время пребывал на покое бывший Московский митрополит святитель Макарий (Невский), Святитель сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Был и у блаженной Марии Ивановны Дивеевской, которая, увидев юношу, вскочила со словами: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел».
В богородской средней школе имени В.Г. Короленко Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Мальчик рос творчески одаренным, музыкальным, брал уроки вокала у профессора Александра Воронцова. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. Он сам писал стихи.
Очень рано при помощи опытных наставников овладев регентским и певческим искусствами, Сергей Извеков пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и руководил хором, исполнял также иподиаконские обязанности при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Уже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовно-назидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста» – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх Пимен.
Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В этом стремлении его не останавливало то, что Церковь переживала период гонения, что религиозные верования были объявлены пережитками. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там».
Сергей Извеков 4 мая 1925 года.
В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М.Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии. 4 декабря 1925 года Сергей Извеков принял от руки епископа Бориса постриг в рясофор с именем Платон. В это время ему было всего лишь пятнадцать лет.
В Сретенском монастыре инок Платон пробыл очень недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, так что сам раскол в народе получил название Борисовщины. Видимо, поэтому инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого) епископ Даниил (Троицкий) пригласил Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях. Затем инок Платон руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке, храме преподобного Пимена в Новых Воротниках (в Сущеве).
Приблизительно в это время Промысел Божий свел Извекова с протоиереем Александром Александровичем Зверевым. Именно под духовным руководством этого замечательного московского священника, праведника, молитвенника, подвижника, впоследствии принявшего мученическую кончину и прославленного Церковью в лике святых, Извеков готовился к монашескому подвигу.
4 октября 1927 года в день памяти святителя Димитрия Ростовского по распоряжению управляющего Московской епархии архиепископа Звенигородского Филиппа (Гумилевского) в пустыни Святого Духа Параклита вблизи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры семнадцатилетний инок Платон был пострижен в мантию. Постриг совершил игумен Агафодор (Лазарев) с наречением имени Пимен – в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. «Мое имя Пимен, в переводе с греческого «пастырь», – говорил впоследствии Святейший Патриарх, – дано мне в монашестве не случайно и обязывает ко многому. Господь судил мне быть пастырем. Но Он же заповедал в Евангелии: «Пастырь Добрый полагает душу свою за овец своих».
Известно, что отец Пимен в это время находился в духовном общении с последним перед закрытием наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), впоследствии в 1937 году расстрелянным на Бутовском полигоне и прославленным в лике святых как преподобномученик. Об отце Крониде архимандрит Пимен с любовью впоследствии вспоминал в своей речи при наречении в епископа.
Монах Пимен 1 мая 1929 года.
После пострига будущий первосвятитель управлял хором в московских храмах. После этого, 16 июля 1931 года, то есть накануне двадцатилетия, архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 года — в иеромонаха. Пресвитерская хиротония состоялась в Богоявленском Дорогомиловском соборе. Перед рукоположением отец Пимен сдал экзамены за курс Духовной семинарии комиссии, председателем которой являлся его духовник протоиерей Александр Зверев. Молодой иеромонах стал нести послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора — в ту пору кафедрального храма Москвы. Там он начал свою проповедническую деятельность. Впоследствии на встрече с профессорами и преподавателями Московской Духовной Академии, Патриарх Пимен вспоминал: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха».
9 сентября 1931 года иеромонах Пимен был награжден набедренником. В 1932 году к празднику преподобного Пимена Великого управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) возложил на отца Пимена наперсный крест.
В апреле 1932 года иеромонаха Пимена, которому в то время не было еще и 21 года, в первый раз арестовали. Арест его состоялся в рамках дела о церковно-монархической организации. Иеромонах Пимен обвинялся в «разговорах о восстановлении монархии», ведении «антисоветской агитации», совершении треб на дому. В своих показаниях на допросе он говорил: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой антисоветской группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но антисоветских разговоров я с ними не вел». Из 71 человека, проходившего по делу о церковно-монархической организации, было освобождено 19 человек, в том числе иеромонах Пимен. В заключении он пробыл в тот раз не более месяца.
В октябре 1932 года отец Пимен был призван в ряды Красной армии. Воинскую службу будущий Патриарх проходил в Белоруссии, в городе Лепель Витебской области, где он прослужил до декабря 1934 года. Служил в конной части, получил фельдшерское и ветеринарное образование. После демобилизации иеромонах Пимен вернулся в Москву и продолжил служение в храме Богоявления в Дорогомилово.
В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, находившийся на территории Московской области. Непосредственно на строительных работах отец Пимен, видимо не трудился. Будучи ветеринаром, он следил за здоровьем работавших на строительстве лошадей. Известно, что отбывать срок ему пришлось на участке лагеря, который находился на территории нынешнего города Химки. Во время заключения в лагерь отец Пимен был вторично осужден, по статье: «утрата, умышленная порча… патронов и лошади». Видимо, гибель лошади стала причиной этого осуждения. В январе 1938 года Дмитровский лагерь, в связи с завершением строительства канала, был ликвидирован. Часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и отца Пимена.
В Узбекистане отец Пимен жил в городе Андижане, работал на светской работе. Известно, что в начале 1939 года он являлся санитарным инспектором, проверял качество питания в местах общественного питания. В начале августа 1939 года получил назначение заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в городе Андижане. Там он работал до июля 1940 года. В августе 1939 года он побывал в Москве на конференции работников санитарного просвещения. Следует сказать, что в те годы многие священнослужители, даже некоторые епископы, не имея возможности служить Церкви в священном сане, вынуждены были работать на светской работе.
Летом 1940 года отец Пимен поступил на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Сохранился его студенческий билет. 25 октября 1940 года Сергей Михайлович Извеков был назначен преподавателем и завучем Андижанской школы № 1. К началу Великой Отечественной войны отец Пимен успел закончить только первый курс института. В Андижане жили и другие священнослужители, отбывавшие ссылку в Средней Азии, но храма в городе не было. Иеромонах Пимен, подобно многим другим священнослужителем в эти годы, лишен был возможности участвовать в богослужениях.
Старший лейтенант Извеков С. М., 1940-е годы.
10 августа 1941 года Пимен был призван в ряды Красной Армии. Его направили для обучения в пехотное училище. Ускоренное обучение закончились в январе 1942 года. 18 января 1942 года он был назначен командиром пулеметного взвода, однако на фронт отправлен не был. 20 марта 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519 Стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего.
В мае 1942 года полк начал сражаться в составе Южного фронта. В это время началась Харьковская операция, ставшей одной из наиболее неудачных для Красной Армии в ходе Великой Отечественной Войны. Харьковское сражение закончилось 29 мая 1942 года поражением Красной Армии. Подразделение, к которому принадлежал отец Пимен, попало в окружение. Спасение пришло, как думал будущий Патриарх, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: «Идите прямо по этой тропе и спасетесь». Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету, и воины действительно вышли из окружения.
29 июля 1942 года отец Пимен был контужен. Почти четыре месяца он лечился в военном госпитале. После излечения был назначен заместителем командира роты 702 Стрелкового полка. Этот полк в марте-апреле 1943 года принял участие в кровопролитных сражениях под Харьковом. Сергей Михайлович Извеков (иеромонах Пимен) участвовал в боях в качестве заместителя командира по строевой части. 16 апреля 1943 года отец Пимен был вновь контужен. Недалеко от укрытия, в котором он находился со своими солдатами, разорвалась бомба. Отца Пимена и солдат засыпало грудой кирпича. Позднее Патриарх вспоминал, что когда очнулся и открыл глаза, то поразила гробовая тишина. Только где-то далеко-далеко звенел звонок. Солдаты пострадали меньше, отец Пимен буквально прикрыл их своей широкой спиной. Нашли их и откопали только через три дня.
После контузии старший лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира дивизии генерал-майора Ф.И. Шевченко. Во время боев за город Мерефа, недалеко от Харькова, части Красной Армии под обстрелом врага переправлялись через реку Уду, приток Северского Донца. Во время переправы отец Пимен был ранен. Командованию его судьба оказалась неизвестной. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск рн Харьк обл».
В действительности отец Пимен был направлен в госпиталь в Москву. Согласно послужному списку, о. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии. Он поселился в Москве на Сущевском валу у двух монахинь. Вероятно, отец Пимен надеялся вернуться к священническому служению. 24 ноября 1943 года на встрече с архиереями участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов заявил, что «все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста».
29 ноября 1944 года отец Пимен был задержан милицией в Москве за нарушение паспортного режима. В результате разбирательства его обвинили в уклонении от воинской службы, в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Незадолго до этого, 18 ноября 1944 года, Берия направил записку Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований. 15 января 1945 года военный трибунал приговорил Сергея Михайловича Извекова к заключению в Исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет и лишению звания «старший лейтенант». Этот приговор нельзя назвать справедливым. На момент ареста, он не мог быть назван дезертиром, так как подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Следует сказать, что впоследствии Патриарх Пимен получил памятные юбилейные медали в ознаменование победы в Великой Отечественной войне. Эти медали вручались ему в торжественной обстановке.
4 марта 1945 года иеромонах Пимен по этапу был доставлен в Воркуто-Печорский лагерь за полярным кругом. Условия этого лагеря были суровыми. Жгучие морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Медицинская специальность вновь пригодилась отцу Пимену, в лагере он работал санинструктором. 18 сентября 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. К этому времени он был уже очень плох – страдал сильными болями в позвоночнике. После освобождения он вернулся в Москву и обследовался. Медицинское обследование выявило туберкулез позвоночника. До февраля 1946 года отец Пимен находился на стационарном лечении в Московском областном туберкулезном институте.
После выхода из больницы иеромонах Пимен возвратился к пастырскому служению. Епископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинантов) 20 марта 1946 года назначил его в клир Благовещенского собора города Мурома. Епископу Онисиму Пимена рекомендовал служивший в этом соборе схиигумен Савватий (Крутень). С отцом Савватием (тогда еще иеромонахом Серафимом) инок Платон (Извеков) познакомился в 1925 году в Сретенском монастыре.
Иеромонах Пимен служил в соборе, препоясав позвоночник жестким кожаным корсетом, так как проблемы с позвоночником постоянно давали о себе знать. В Муроме познакомился с послушницами закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря и совершил над ними монашеский постриг. До конца своей жизни Патриарх Пимен имел попечение о дивеевских монахинях. Дивеевским монахиням посвящено одно из его стихотворений – «Серафимовские сиротки». Он написал также, будучи уже в Ростове, стихотворение, посвященное жителям Мурома – «Муромлянам».
В 1946 году схиигумен Савватий (Крутень) стал духовником Одесского архиерейского дома, а в январе 1947 года скончался. И вот, перейдя в Одессу, схиигумен Савватий, рекомендовал иеромонаха Пимена (Извекова) епископу Одесскому Сергию (Ларину). Сергий (Ларин) был одним из главных столпов позднего обновленчества, управлял в сане епископа Московской обновленческой епархией во время эвакуации Александра Введенского. В декабре 1943 года он был принят в Русскую Православную Церковь мирянином и затем рукоположен в священный сан. 15 августа 1944 года он был рукоположен во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии, вскоре стал епископом Одесским (скончался в 1967 году в сане архиепископа Ярославского). В августе 1946 года епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви во имя святых Виктора и Виссариона. В Одессе находилась резиденция Патриарха Алексия I, отдыхавшего здесь летом, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего.
В начале 1947 года иеромонах Пимен недолгое время служил в Рязани, куда поехал по просьбе назначенного на Рязанскую кафедру епископа Иеронима (Захарова), своего давнего товарища по Сретенскому монастырю. Местным властям крайне не понравилось, что отец Пимен произносил проповеди апологетического содержания, послушать которые собиралось много народа. Ему пришлось покинуть Рязань. Из Рязани отец Пимен вернулся в Одессу.
К Пасхе 1947 года по представлению епископа Сергия (Ларина) иеромонах Пимен был возведен в сан игумена с правом ношения креста с украшениями. В ноябре 1947 года епископ Сергий получил назначение на Ростовскую кафедру. Вместе с ним в Ростов-на-Дону переехал игумен Пимен (Извеков). В Ростове-на-Дону он был ключарем кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы и секретарем епископа Сергия. Ростовский период своей жизни Святейший Патриарх Пимен вспоминал впоследствии с большой теплотой.
В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря. В 1950 году он был возведен в сан архимандрита митрополитом Григорием (Чуковым), под управлением которого находилась тогда Псковская епархия. Псково-Печерским монастырем Пимен управлял до 1954 года. Ему пришлось много потрудиться для благоустроения обители. В это время он получил болезнь, от которой страдал до кончины – сахарный диабет.
В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с правом ношения второго креста с украшениями и служения с жезлом. Архимандрит Пимен запомнился как деятельный наместник. В частности, в годы его наместничества в Лавре были устроены два придела в Трапезном храме – во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Пимен способствовал также воссозданию Покровского храма Московской Духовной Академии.
4 ноября 1954 года, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия I принял решение назначить наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена епископом Балтским, викарием Одесской епархии. Правящим архиереем Одесской епархии в это время был митрополит Борис (Вик), управлявший одновременно и Ворошиловградской епархией.
17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского.
Епископу Пимену почти не довелось нести церковное послушание в качестве викария Одесской епархии. Уже в декабре 1957 года епископ Пимен был назначен викарием Московской епархии с титулом «Дмитровский». С этого времени владыка Пимен становится одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Алексия I. Это произошло перед началом хрущевского гонения на Церковь. Когда в 1958 году начались новые притеснения Церкви, от церковного руководства потребовалось немало мудрости, чтобы, с одной стороны, не усугубить ситуацию, с другой стороны, отстоять возможно большее.
Иерархическое возвышение владыки Пимена происходило довольно быстро.
В июле 1960 года он назначается Управляющим делами Московской Патриархии и занимает этот пост по 14 ноября 1961 года.
23 ноября 1960 года Святейший Патриарх Алексий удостоил епископа Пимена сана архиепископа.
16 марта 1961 года архиепископ Пимен получил назначение на самостоятельную Тульскую кафедру.
14 ноября того же года переведен на Ленинградскую митрополичью кафедру.
Наконец, 9 октября 1963 года владыка Пимен был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским.
С 25 февраля по 22 декабря 1964, оставаясь на Крутицкой кафедре, он вторично занимал пост Управляющего делами Московской Патриархии.
Будучи митрополитом Крутицким, владыка Пимен в воскресные и праздничные дни совершал богослужения в патриаршем Богоявленском Елоховском соборе, часто проповедовал. Митрополит Пимен исполнял многочисленные церковные послушания, на него возлагаемые. Некоторое время он являлся председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии, настоятелем Богоявленского Патриаршего собора, членом комиссии по вопросам христианского единства. В 1959-1962 годах он временно управлял тремя епархиями: Костромской, Луганской и Смоленской. В шестидесятые годы владыка Пимен начинает принимать участие в различных мероприятиях, посвященных борьбе за мир, в том числе и за рубежом – в Женеве, Варшаве, Хельсинки.
Четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
Хрущевские гонения тяжело отразились на состоянии Русской Православной Церкви. Усилилась антирелигиозная пропаганда, стали в массовом порядке закрываться храмы и монастыри. Только за один 1961 год в стране было насильственно закрыто почти полторы тысячи приходов. Некоторые священнослужители и миряне подверглись репрессиям. В местах лишения свободы оказались архиепископ Казанский Иов (Кресович) и архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). Под суд попал также епископ Иркутский Вениамин (Новицкий), противодействовавший закрытию храмов, но его оставили на свободе. Было закрыто большинство монастырей, духовные семинарии в Киеве, Луцке, Жировицком монастыре, Саратове и Ставрополе. Количество насельников монастырей уменьшилось в четыре раза. Особенно тяжелым для Церкви событием стало закрытие в 1963 году древней Киево-Печерской Лавры.
Пытались закрыть и Успенскую Почаевскую Лавру. Некоторые ее насельники подверглись репрессиям. Патриарх Алексий I, обеспокоенный судьбой обители, попросил владыку Пимена съездить в Почаев, чтобы узнать точное положение дел. Митрополит Пимен поехал в Почаев ночью из Одессы на машине, предоставленной Патриархом. «Неожиданное появление митрополита в Почаева, — рассказывал впоследствии со слов самого Патриарха Пимена епископ Сергий (Соколов), — вызвало сильный переполох среди изолгавшихся безбожников. По двору еще действующего монастыря бегали городские чиновники и срывали красные полотна с оскорбительными для верующих текстами. Митрополит в тот же день вернулся к Патриарху, предоставив ему правдивую информацию, ставшую предметом серьезного разговора с правительством». Почаевскую Лавру удалось уберечь от закрытия. Конечно Патриарх Алексий I, митрополит Пимен и многие другие церковные иерархи делали что могли, дабы отстоять храмы и монастыри, отстоять людей.
Отстранение Н.С. Хрущева от власти, происшедшее 14 октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, положило конец прямому гонению на Церковь. Однако приходы продолжали закрываться, хотя и гораздо реже, чем при Хрущеве.
17 апреля 1970 года на 93-м году жизни скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. 16 апреля, накануне своей кончины, он возложил на митрополита Пимена вторую панагию. В соответствии с действовавшим тогда «Положением об управлении Русской Православной Церкви» после кончины Патриарха обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола возлагались на старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода. Таковым в это время и был митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Обязанности Местоблюстителя он исполнял более года.
После смерти Патриарха Алексия I не было полной ясности, кто станет его преемником. Часть епископата желала видеть на Патриаршем Престоле митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). Помимо митрополитов Пимена и Никодима постоянными членами Священного Синода ко времени кончины Патриарха Алексия I являлись митрополит Киевский, Патриарший экзарх Украины, Филарет (Денисенко), и митрополит Таллинский Алексий (Ридигер; будущий Патриарх Алексий II). В то время в силу возраста (оба они родились в 1929 году, как и митрополит Никодим) и в силу малой тогда известности в широких церковных кругах не могли быть реальными кандидатами на Патриарший Престол.
Патриарх Пимен.
26 мая 1971 года в Успенском соборе бывшего Новодевичьего монастыря в Москве состоялось Архиерейское совещание. На нем от имени Предсоборной комиссии была выдвинута и поддержана участниками совещания единственная кандидатура на Патриарший Престол – митрополита Пимена, и определен порядок избрания – открытым голосованием.
Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре.