Содержание
- Патриарх Кирилл призвал народ быть с Русской Церковью в ситуации намеренного провоцирования раскола Православия
- Патриарх Кирилл: раскол в православии вызван вмешательством внешнеполитических сил
- Константинополь не впервые поддерживает раскол в Русской Церкви — Патриарх Кирилл
- Будущее патриарха Кирилла и будущее простых прихожан. Три сценария для РПЦ
- В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?
- «Это может стать началом изоляции и Реформации»
- РПЦ перед лицом раскола мирового православия
- Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию
Патриарх Кирилл призвал народ быть с Русской Церковью в ситуации намеренного провоцирования раскола Православия
Игумен афонского монастыря обратился к епископам Греции: Из-за украинского вопроса возможность раскола очень большая Игумен афонского монастыря обратился к епископам Греции: Из-за украинского вопроса возможность раскола очень большая
Игумен монастыря Григориат на Святой горе Афон архимандрит Христофор (Ставрос) обратился с письмом к иерархам Элладской Православной Церкви, в котором изложил позицию относительно украинского церковного вопроса и предупредил о вероятности раскола между Поместными Церквами. Надеемся на преодоление разделения в православном мире Надеемся на преодоление разделения в православном мире
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Поездка в США председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона на этой неделе ознаменовалась его неожиданной встречей с главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата митрополитом Элпидофором. Полнота ответственности за решение Элладской Церкви относительно украинского раскола лежит на Константинопольском Патриархе
Митрополит Волоколамский Иларион Полнота ответственности за решение Элладской Церкви относительно украинского раскола лежит на Константинопольском Патриархе
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
19 октября 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Спикер Украинской Православной Церкви: Русская Церковь делает всё, чтобы избежать раскола в мировом православии Спикер Украинской Православной Церкви: Русская Церковь делает всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии
Священный Синод Русской Православной Церкви в своём заявлении выразил желание сделать всё, чтобы избежать раскола в мировом Православии, дал шанс Элладской Церкви сохранить лицо и воздержаться от признания «ПЦУ». Состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
17 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод Русской Православной Церкви опубликовал официальное заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Церкви Синод Русской Православной Церкви опубликовал официальное заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Церкви
17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода
17 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Собор Элладской Церкви: Никакой интерпретации решения по ПЦУ быть не может Собор Элладской Церкви: Никакой интерпретации решения по ПЦУ быть не может
Архиерейский Собор Элладской Церкви заявил, что опубликованное им решение по ПЦУ единственно правильное, и попытки истолковать его не отражают реальность. Управляющий делами Украинской Православной Церкви встретился с настоятелями захваченных раскольниками храмов Ровенщины Управляющий делами Украинской Православной Церкви встретился с настоятелями захваченных раскольниками храмов Ровенщины
15 октября 2019 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний встретился в Киево-Печерской Лавре с настоятелями приходов Ровенской епархии
Патриарх Кирилл: раскол в православии вызван вмешательством внешнеполитических сил
МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Обострение отношений между поместными православными церквями стало результатом беспрецедентного давления, оказанного на них внешними политическими силами. Об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал в рождественском интервью телеканалу «Россия-1» во вторник.
«Православная церковь оказалась в условиях беспрецедентного вмешательства внешних сил, которые к церкви не имеют прямого отношения. Значительное политическое давление оказывается на целый ряд поместных церквей. Все это связано с небезызвестными событиями на Украине, все это связано с попытками локализовать и ввести в семью православных церквей раскольнические группировки на Украине. Если бы все это осуществлялось путем неких консультаций внутри поместных православных церквей, то это не носило бы такого характера, как сейчас, и виной тому, конечно, вмешательство внешнеполитических сил», — сказал предстоятель Русской православной церкви (РПЦ).
По его мнению, в силу различающихся условий существования не у всех поместных церквей хватает сил отстаивать собственную автономию в области принятия решений. «Некоторые церкви напрямую зависят от власти, например, как Церковь Эллады. Священники получают зарплату, они являются чиновниками с точки зрения источника их финансирования. Естественно, у такой церкви ограничены возможности проявлять свою автономию», — считает патриарх Кирилл.
Он подчеркнул, что поражение бывшего президента Украины Петра Порошенко на выборах в 2019 году «является свидетельством того, что украинский православный народ не принял государственное вмешательство в дела церкви, которое господин Порошенко олицетворял». Патриарх выразил надежду, что наметившаяся во время президентства Владимира Зеленского положительная динамика в отношениях церкви и государства сохранится и в плане положения верующих, и в сфере российско-украинских отношений. «Есть непримиримые отношения православной церкви и целого ряда националистически ориентированных организаций, но в общем я должен сказать, что мало-помалу ситуация на Украине меняется к лучшему», — заключил он.
В 2018 году после объединительного собора в Киеве на основе двух неканонических церковных структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) — была создана и получила автокефалию по решению патриарха Константинопольского Варфоломея Православная церковь Украины (ПЦУ). Русская и Украинская православные церкви не признают ее канонической церковью. Признание ПЦУ ранее стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, патриархом Александрийским Феодором II, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады и поддержавшими автокефалию ПЦУ архиереями Элладской и Александрийской православных церквей.
Константинополь не впервые поддерживает раскол в Русской Церкви — Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл, открывая 14 сентября экстренное заседание Священного Синода, напомнил, что Константинополь и ранее пытался поддерживать расколы в Русской Церкви, а также призвал твердо следовать наследию святого Патриарха Тихона с тем, чтобы противостоять нарушению канонов в угоду политикам.
Обращаясь к иерархам Русской Православной Церкви, Патриарх назвал нынешнюю ситуацию на Украине с отправкой так называемых экзархов Константинополя зеркальным отображением того, что делал Константинопольский Патриархат в 1920-е годы, когда Русская Церковь во главе с Патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях.
В этот период, напомнил Предстоятель, Патриарх Тихон подвергался тягчайшему давлению со стороны большевиков, а раскольническая «обновленческая церковь» при поддержке властей набирала силы. В этот момент Патриарх Константинопольский Григорий VII, так же как теперь Патриарх Варфоломей, решил послать в Москву комиссию, сославшись на некие просьбы со стороны верующих.
Обращаясь к членам Синода, Патриарх Кирилл указал им, что Патриарх Тихон, находясь в тяжелейших условиях, будучи практически лишенным свободы, сохранил мужество и четко определил позицию. Он призвал Синод «следовать той линии, которую очень мужественно определил Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей Церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной линией».
Будущее патриарха Кирилла и будущее простых прихожан. Три сценария для РПЦ
Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»
Священники и прихожане готовы признать, что фаза «в РПЦ что-то пошло не так» уже пройдена. От последних новостей из Московской патриархии становится совсем не хорошо. Полное ощущение, что нынешнюю фазу можно назвать «поезд летит под откос». Конфликт с греками из-за признания Украинской автокефальной церкви углубляется, авторитет патриарха Кирилла падает, финансовые требования патриархии к приходам постоянно растут, а содержательной, собственно церковной повестки дня у РПЦ нет. Патриарх увлечен политикой, но его преследуют одни неудачи.
Действительно, что будет дальше? На мой взгляд, существуют три основных сценария развития событий.
Сценарий первый. Условно назовем его «секулярный». Он довольно прост и отчасти уже реализуется. Люди, которые недовольны тем, что происходит в Русской православной церкви, просто из нее уходят. Секулярное общество уже давно не требует от своих членов четкой религиозной идентификации. И те, кто уходит из РПЦ, как правило, уходят без публичных деклараций. Чаще всего для них это внутреннее, нередко выстраданное решение. Кто-то продолжает считать себя православным, но без четкой институциональной привязки, а кто-то заявляет о себе как об агностике. Палитра мировоззренческих самоопределений здесь очень широкая.
Важнее разобраться в причинах выхода из церкви или, как это метко назвал несколько лет назад игумен Петр (Мещеринов), расцерковления. Причем это касается не только мирян, но и духовенства. Количество тех, кто снял сан (или был его лишен) и с облегчением пошел на светскую работу, постоянно растет.
Вот лишь несколько вариантов. Конфликт с духовником из-за понимания, что его советы, которые долгое время человек принимал как истинное духовное руководство, на самом деле разрушили жизнь, причем нередко — лучшие годы жизни. Или же неудовлетворенность «театральностью» молитвы в храме, где внешнее слишком часто входит в конфликт с внутренним содержанием, а сам священник этого просто не чувствует, он служит «как все». Так его научили. И никто не упрекнет, что научили-то очень плохо. Это же будет упрек всей системе.
Словом, количество прихожан будет сокращаться за счет тех, кто привык думать и не отключать мозги, когда речь идет о церковной жизни. В результате это приведет к маргинализации РПЦ. Уже давно выбор для молодого человека не стоит так, как еще лет 20-25 назад. Тогда вопрос «куда поступать?» был таким: «В духовную семинарию или на филфак университета?» Сегодня вопрос «куда поступать?» стоит иначе: «В духовную семинарию или ветеринарный техникум?» Но даже в этом случае всё чаще выбирают ветеринарный техникум. Уже не первый год набор в некоторые семинарии не превышает 5-6 человек при полном отсутствии конкурса.
Священников, способных серьезно работать с людьми, в РПЦ всегда было не очень много, но теперь с каждым годом их становится все меньше и меньше.
Сокращение численности постоянных прихожан — это растущая тенденция на протяжении уже нескольких лет. Она не столь ощутима статистически, так как на их место довольно часто приходят новые прихожане. Однако все очевиднее, что РПЦ перестала быть Церковью большинства.
РПЦ, упустившую возможность сохранить прихожан, ждет угасание, и только административная и медийная поддержка государства может сделать этот процесс менее катастрофичным.
Сценарий второй. Назовем его «позитивный». Понимание, что без серьезных реформ общее движение под откос не остановить, понемногу растет. Наиболее активно необходимость реформы обсуждает приходское духовенство и активные миряне. Основных позиций здесь не так много, и все они касаются внутренней жизни церкви. Это прежде всего реальная автономия приходской общины — вмешательство епископа в ее жизнь должно быть минимальным, только в строго оговоренных случаях. Полноценная община должна иметь возможность самостоятельно выбирать стиль, язык богослужения (в том числе и русский), направления приходской деятельности и самостоятельно формировать свой бюджет. Объем административных полномочий епископа должен быть резко сокращен. Его главная задача — не управление как таковое, а координация деятельности и духовное руководство. С финансовой точки зрения и епархии, и патриархия должны быть подотчетны тем приходам, которые финансируют их деятельность. Очевидно, что есть много приходов, которые еле-еле сводят концы с концами и участвовать в финансировании епархии не могут. Естественно, статус приходов, где священники живут за чертой бедности, должен быть пересмотрен. Такие приходы или должны быть закрыты, или священник должен находиться на достойной зарплате от епархии.
Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»
Однако полноценной программы реформ до сих пор нет. Вполне возможно, что в ближайшее время она и не будет сформирована. У «движения церковных реформ» сегодня нет ни признанного лидера, ни координационного центра. Более того, нет никаких признаков, что хотя бы отдельные епископы готовы поддержать разговор о новых принципах организации церковной жизни. Внутри «епископской корпорации» это будет воспринято как нелояльный жест по отношению к патриарху, а его епископы пока еще очень боятся.
Впрочем, здесь видна динамика. И ни запугиваниями, ни административными мерами этот процесс не остановить.
Еще одна проблема заключается в том, что десять лет назад патриарх Кирилл пришел к власти на той же самой волне ожидания реформ. Однако его действия не оправдали ожиданий — он провел довольно радикальную административную реформу, значительно усилив роль церковной бюрократии, выстроил жесткую иерархическую вертикаль, лишил приходы остатков самостоятельности и резко повысил церковные налоги.
Для нормализации церковной жизни нужны контрреформы, и патриарх Кирилл прекрасно понимает, что это приведет к полному демонтажу той системы, которую он выстраивал все годы своего патриаршества.
Сценарий третий. «Распад». До последнего времени это был самый невероятный сценарий, который можно было бы рассматривать исключительно как фантастический. Однако я снова и снова убеждаюсь, что жизнь богаче наших фантазий. И в последние месяцы третий сценарий начинает обретать свои контуры.
Речь идет о том, что в России может появиться еще одна Православная церковь. Конечно, микроскопических «альтернативных церквей» уже сегодня десятки. Как правило, это несколько «епископов», которые утверждают, что ведут свое апостольское преемство от Катакомбной церкви, и они имеют 5, или 10, или даже 20 небольших общин. К ним трудно относиться серьезно, это безнадежные маргиналы.
Но ситуация может измениться, если патриарх Кирилл загонит РПЦ в угол и разорвет общение с большей частью греческих церквей. Помимо Константинопольского патриархата это Александрийская, Иерусалимская, Элладская и Кипрская церкви. Все к тому идет. Не исключено, что и Румынская церковь встанет на сторону греков.
В этом случае греки могут задуматься об открытии «параллельных» приходов в России. Если это будет сопровождаться разумными объяснениями и более мягкими условиями, чем в РПЦ, то ощутимая часть общин в больших городах будет готова перейти под омофор новой церкви. Позволит ли власть этим приходам получить государственную регистрацию? Вопрос открытый, но однозначно ответить «нет» сегодня вряд ли получится. В итоге ситуация может сложиться, как на Украине: на одной территории есть две церкви; обе признаны в православном мире, но между собой они находятся в состоянии глубокого конфликта и общения между ними нет.
Скорее всего, в чистом виде ни один из этих сценариев не может быть реализован. Следует ожидать, что итоговый сценарий будет гибридным. Как минимум, это сочетание первого и второго, а в случае дальнейших церковно-дипломатических поражений патриарха Кирилла к ним добавятся и элементы третьего.
В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?
2018.10.16
«Это может стать началом изоляции и Реформации»
Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата
В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com.
Просто о православии
В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.
Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.
Почему церковный раскол связан с Украиной?
В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.
При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.
Яромир Романов
Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.
Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.
Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.
Решение Константинополя и ответ РПЦ
11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.
Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.
Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октября 2018 годасайт Московского патриархата
Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.
Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.
Крупнейший церковный раскол за 1000 лет
До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.
РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.
Что означает раскол для верующих?
Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.
РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.
Владимир Путин на горе Афон в 2016 годуkremlin.ru
В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.
Значение раскола для РПЦ и других церквей
Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.
«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».
Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.
При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.
Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.
Изоляция или Реформация
Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.
По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.
Визит патриарха Кирилла в ЕкатеринбургЯромир Романов
Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.
«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Поделись Автор
РПЦ перед лицом раскола мирового православия
Я хотел увидеть реакцию церковной общественности на Украине и в России. Должен сказать, что она (реакция) меня приятно удивила.
До сей поры после каждого очередного выпада раскольников многие православные активисты РПЦ и УПЦ начинали обвинять Московский патриархат в недостаточной активности и в излишне мягкой реакции на откровенно враждебные действия. Не знаю, может быть, в дальнейшем сторонники данной позиции активизируются. Но в течение более чем пятидесяти часов, прошедших после решения Феодора, голоса критиков РПЦ практически не звучали. А те, что звучали, принадлежали преимущественно атеистам или, по крайней мере, людям не православным.
Занятие большинством православных активистов именно такой позиции я отношу на счёт характерной для православия в частности и христианства в целом традиции сплачиваться вокруг своей церкви именно во времена тяжких испытаний.
Мировое православие (не РПЦ и не УПЦ, а именно мировое православие) переживает глубочайший кризис за свою историю. Можно сказать, что проблема заключается в честолюбии Варфоломея, слабохарактерности Феодора, зависимости Элладской церкви от греческого правительства, в атаке Запада на православие как духовную основу цивилизации, альтернативной западному миру. И всё это будет правильно. Но всё это не даст ответа на вопрос: почему сейчас? Ведь честолюбивые и слабые патриархи были и раньше. Да и Запад никогда не оставлял попыток ликвидировать православие. Бывали времена, когда из независимых православных государств оставалась только Россия (и та в границах от Новгорода, Брянска и Вязьмы до Средней Волги и предгорий Урала. Православию было тяжко, но такого кризиса, как сейчас, никогда не было.
Потому, что сейчас все личные амбиции иерархов и внешнее вмешательство накладываются на объективно возникший внутренний кризис в православии. Кстати, схожий по причинам, хоть и не по формату, кризис переживает католицизм, что и толкает уже второго папу подряд на попытки улучшить отношения именно с РПЦ, как с главной православной силой. Собственными силами Рим не рассчитывает выстоять в текущем кризисе.
Это кризис вызван глобалистскими тенденциями последних десятилетий. Да, сегодня понятно, что гегемон усох и единого «мирового правительства» не будет. Но большая часть сформированных за последние десятилетия элит (политических, научных, религиозных, культурных) всё ещё главенствуют в своих сферах. Быстрее всего смена лиц идёт в политике, но и там она встречает ожесточённое сопротивление.
То есть, строители глобального мира (с глобальной церковью) продолжают своё дело, несмотря на то, что дело их проиграно, так последние испанцы из отряда Эскерры защищали бункер Гитлера, когда судьба войны была ясна всем, а самого диктатора уже не было в живых. И так же, как остатки нацистской армии ещё полторы недели после смерти своего вдохновителя продолжали убивать наших солдат, не сдавшиеся и не раскаявшиеся глобалисты продолжают сегодня стрелять в наше будущее, создавая структуры, которые будут мешать миру объединяться на новой неглобалистской основе и сохранять плацдарм глобализма, с которого, как говорил Броневой в роли Мюллера должно начаться их «великое возвращение».
Именно идеология глобализма, со своим приматом толерантности, объединяющей необъединимое, создала условия для появления варфоломеевского раскола. И именно поэтому с самого начала истории с томосом я говорил, что она касается не только (и даже не столько) УПЦ или РПЦ (они лишь первыми оказались под ударом). Она касается мирового православия. Примат константинопольского патриарха будет навязываться всем православным. И все православные церкви будут раскалываться. Как уже раскалываются Элладская и Александрийская. Часть клира и верующих выбирает верность Богу и канонам, часть делает выбор в пользу раскольников. Он не всегда корыстен. Феодор точно проявил слабость и предал Бога. Об этом мы можем судить по прежним его заявлениям, в которых он напрочь исключал возможность признания ПЦУ (СЦУ) и призывал украинских верующих сплотиться вокруг митрополита Онуфрия. Но значительная часть иерархов Константинопольской, Элладской и той же Александрийской церквей очевидно считали действия Варфоломея правильными. Точно так же, как считают правильными свои действия иерархи католической и англиканской церквей, когда рукополагают в священники и епископы женщин, а то и открытых гомосексуалистов.
В любой церкви во все века были люди, считавшие, что необходимо модернизировать «устаревшие» каноны. Я помню, как советская перестроечная пресса с восхищением писала о католических храмах, в которых для привлечения верующих дают рок-концерты. Прошло совсем немного времени, и в этих храмах начали проповедовать особую «толерантную» веру, ничего общего не имеющую с христианством. Так что ещё неизвестно, кто опаснее для церкви и общества: обычный стяжатель, которого ничто, кроме материального благополучия, не интересует или фанатик модернизации, пытающийся заменить своими «современными взглядами» учение Христа и апостолов. Первый просто лжёт Богу, а второй пытается с Богом конкурировать.
Так что «порок, опирающийся на руку преступления», выступил против всей православной и даже против всей христианской общины. Не случайно многие иерархи самых разных церквей сейчас открыто говорят то, что ещё несколько лет назад позволяли себе только особо авторитетные монахи: о приближении апокалипсиса. При этом одним из аргументов в пользу данной трактовки текущих событий как раз и являются попытки создать глобальную антихристову церковь, объединённую не на христианских принципах, а на принципах толерантного лево-либерального глобализма.
Естественно в этих условиях любая церковь, а РПЦ, как наиболее крупная и авторитетная в православии, в первую очередь, видит свою задачу не в том, чтобы побольнее отомстить обидчикам, а в том, чтобы сохранить и объединить как можно больше истинных православных.
Как я отметил выше, решение о признании ПЦУ (СЦУ) уже вызвало раскол в Элладской и Александрийской церквях, даже Фанар далеко не един в этом вопросе, тем более в вопросе продолжения той же политики. Мы не знаем, удастся ли иерархам, с которыми РПЦ прервала евхаристическое общение, подавить оппозицию в собственных церквях или всё же выбравшие Бога и веру устоят (как устояла, например Архиепископия приходов русской традиции в Западной Европе). На тот случай, если устоят, им должно быть куда и к кому идти, поэтому РПЦ совершенно правильно не прерывает общение с архиереями и приходами, отказавшимися поддержать и принять решения своих церковных начальников о признании ПЦУ (СЦУ).
Варфоломей уже не скрывает намерений объединить под своей юрисдикцией всех раскольников в православии, а затем слить их с униатами. Своими амбициозными устремлениями он уже даже папский престол пугает. На фоне не желающих полностью и моментально отказаться от догматов католицизма пап Варфоломей выглядит предпочтительным кандидатом в главы новой глобальной лево-либеральной толерантной церкви. Он, пожалуй, скоро и с язычниками будет готов объединиться, и даже с атеистами (лишь бы быть над всеми начальником).
РПЦ второй раз за время существования православия собирает всех сохранивших верность учению Христа, давая им опору нравственную и физическую, позволяющую противостоять агрессивному «новому миру», который и не новый, и не мир. Такая миссия не может быть выполнена ни при помощи насилия, ни путём прямого столкновения с обидчиками. Воевать с Варфоломеем и присными — опуститься на их уровень, признать себя такими же, как они. Использование подлости против подлеца, насилия против насильника, предательства против предателя, так же противоречит христианскому учению, как назначение гомосексуалиста епископом. Мы можем переубеждать раскольников, но это не значит, что мы всех переубедим. Наше дело — предоставить нуждающимся в поддержке истинным православным альтернативу их погрязшим в ереси и расколе церковным структурам.
В конце концов, в притче о брачном пире, иносказательно описывая Царствие Небесное, Христос говорит: «Ибо много званых, а мало избранных». Так что дело не в количестве, а в качестве.
Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию
В апреле 2018 года Константинопольским Патриархатом принято решение принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины». Епископат канонической Украинской Православной Церкви единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса. Однако вопреки его воле Константинополь приступил к практической реализации проекта украинской автокефалии. В опубликованном 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольской Православной Церкви говорится о назначении двух ее иерархов — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. О сложившейся ситуации и реакции Московского Патриархата на озвученные решения рассказал в эфире телеканала «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
— Для начала давайте проясним для зрителей еще раз, кто такие экзархи, и почему эти епископы назначены на Украину из США и Канады. Зачем они нужны?
— Греческое слово «экзарх» означает «начальник». Экзархами назывались руководители крупных церковных областей. Кроме того, слово «экзарх» используется в значении «специальный посланник». Думаю, в данном случае речь идет о двух спецпредставителях Константинопольского Патриархата, которые должны поехать в Киев для того, чтобы готовить предоставление автокефалии Украинской Церкви.
— Сразу хочется прояснить. Украинская Православная Церковь (а ведь за автокефалией для «православных верующих Украины» направлены эти экзархи) входит в сферу ответственности Московского Патриархата. Украинская Православная Церковь просила автокефалию, или все-таки речь идет о «Киевском патриархате», который пытается отделиться?
— Украинская Православная Церковь не просила автокефалию. Более того, на Архиерейском совещании, которое недавно состоялось в Украинской Православной Церкви, весь епископат единодушно высказался за сохранение ее нынешнего статуса.
Украинская Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Это единство Русской Православной Церкви существует уже 1030 лет, оно восходит к 988 году, когда князь Владимир крестил Киевскую Русь. И вот сейчас эти экзархи (то есть спецпредставители) Константинопольского Патриархата назначены для того, чтобы провести решение об автокефалии, которой каноническая Украинская Церковь не просила. Об автокефалии говорили раскольники, причем не столько даже просили ее, сколько заявили, мол, эта автокефалия у нас есть, и вы просто должны ее признать.
Дабы наши телезрители понимали, что такое автокефалия, я поясню, что это тоже греческое слово, которое переводится как «самовозглавление»; оно означает полную церковную самостоятельность.
— Как Вы считаете, почему Константинопольский Патриархат пошел на такой шаг — практически раскольничество или поддержку его?
— В Константинопольском Патриархате за последние неполные сто лет сложилась своеобразная папистская доктрина, папистское самопонимание. Напомню, что исторически первой кафедрой христианского мира была Римская кафедра, по крайней мере, с IV века, когда Римская империя занимала центральное место в мире. Но в том же IV веке император Константин перенес столицу в основанный им город Константинополь. На II Вселенском Соборе было принято решение о том, что кафедра Константинополя должна иметь равные привилегии с кафедрой Рима. Когда в XI веке произошел раскол между Римом и Константинополем, в семье Православных Церквей Константинопольский Патриархат, который ранее всегда был вторым, занял первое место. Это первенство никогда не воспринималось в Православной Церкви как первенство власти или юрисдикции. То есть в отличие от католичества, где имеется представление, что всю Вселенскую Церковь возглавляет Римский Папа, который воспринимается как источник властных полномочий для других епископов, в Православной Церкви всегда существовала другая система. Это система Поместных Православных Церквей, каждая из которых имеет самостоятельность, и никто друг другу не подчиняется. Так вот, Константинопольский Патриархат, который оказался первым в силу стечения обстоятельств, в XX веке (а именно в 1920-е годы) начал развивать такое понимание собственного первенства, которое предполагает некие особые права или привилегии.
Когда в начале 60-х годов встал вопрос о том, что хорошо было бы провести Всеправославный Собор, Православные Церкви согласились с тем, что модератором этого процесса будет Константинопольский Патриархат, но не потому что Константинополь имеет какие-то особые привилегии, как сейчас он заявляет, а потому что таково было согласие всех Православных Церквей. Думаю, что, если бы Константинопольский Патриархат реально был силой, которая сплачивала бы Церкви, помогала бы решать те или иные разногласия, то такая институция действительно была бы востребована в Православной Церкви. К сожалению, Константинопольский Патриархат действует совсем иначе. Конфликты, возникающие между Церквами (например, между Антиохийской и Иерусалимской), он не в состоянии разрешить. А вместо того, чтобы помогать Поместным Православным Церквам преодолевать возникающие расколы, он сам становится на путь поддержки расколов.
— Что касается прав Константинопольского Патриархата… Вот, например, Патриарх Варфоломей утверждает, что Константинопольский Патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира. Исходя из того, что Вы только что рассказали, получается, что в Русской Православной Церкви с такой позицией не согласны?
— Мы с такой позицией категорически не согласны. Вот у меня в руках перевод речи Патриарха Варфоломея, которую он произнес перед полным составом епископата Константинопольской Церкви несколько дней назад. В этом выступлении он говорит, что «Константинопольский Патриарх — это глава тела Православия», что «начало Православной Церкви — Вселенский Патриархат», что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата». А как, простите, Церковь существовала до IV века, когда не было никакого Вселенского Патриархата? А как существовала Церковь, когда Вселенские Патриархи впадали в ересь?
Вот нам иногда ставят в вину, что Русская Церковь как бы самостоятельно провозгласила свою автокефалию, потому что когда в середине XV века был избран митрополит Московский Иона, это было сделано без согласия Константинопольского Патриарха. А как Русь могла получить его согласие, когда Константинопольский Патриарх был в унии, в ереси? Он прислал к нам митрополита, который поминал Папу Римского и после изгнания стал кардиналом в Римско-Католической Церкви.
Таким образом, претензии Константинопольского Патриархата на не просто первенство чести, а на какие-то особые права и привилегии являются совершенно не оправданными.
— А в принципе Константинопольский Патриархат может выдать томос об автокефалии?
— Исторически Константинопольский Патриарх иногда выдавал томосы об автокефалии…
— …Прецеденты есть?
— Да. Есть несколько Поместных Церквей, которые получили томосы от Константинополя, но есть и Церкви, которые не получали его. Вот, например, Русская Православная Церковь. Она не получала томос об автокефалии, но когда в Москве был избран Патриарх, это деяние было утверждено не Константинопольским Патриархом единолично, а четырьмя восточными Патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. То есть в лице четырех Патриархов это было соборное решение всей полноты Церкви, существовавшей на тот момент, — они приняли пятого Патриарха в свою семью, и им стал Патриарх Московский.
— Сегодня было принято официальное заявление Синода Русской Православной Церкви. О решении послать двух экзархов в Киев в заявлении говорится: «Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия». Как Русская Православная Церковь будет общаться с Константинопольским Патриархатом в дальнейшем? Будет ли требовать как-то изменить позицию, и есть ли вообще такая практика?
— Судя по всему, средства церковной дипломатии на сегодня исчерпаны. Вы, конечно, знаете, что несколько дней назад Патриарх Кирилл предпринял поездку в Стамбул для встречи с Константинопольским Патриархом. Должен сказать, что внешне это была вполне цивилизованная, вежливая и даже братская беседа. Но, к сожалению, константинопольская сторона, как это видно из последовавших далее действий, не только не услышала наши аргументы, но и поступила, с нашей точки зрения, подло и вероломно. Потому что они направляют в Киев своих экзархов без согласования не только с Московским Патриархом, но даже с Киевским митрополитом, о котором Патриарх Варфоломей неоднократно говорил, что Константинопольский Патриархат признает его единственным каноническим главой Православия на Украине.
Мы сегодня сделали это заявление в надежде на то, что они пересмотрят свое решение, что никакие экзархи в Киев не поедут. Однако если решение не будет пересмотрено, мы будем вынуждены искать ответные меры. И сейчас в составе нашего Священного Синода такие меры уже обсуждаются.
— Какие вообще ответные меры могут быть в такой ситуации?
— Меры могут быть самые разные. Я не стану их озвучивать до того, как эти меры будут приняты, потому что на каждом этапе мы будем оставлять нашим пока еще все-таки партнерам возможность одуматься и пересмотреть свои решения.
Почему мы говорим, что эти решения заводят в тупик диалог между нашими Церквами и грозят всему Православию? Потому что, во-первых, никакого диалога, по сути сейчас нет — есть монолог Константинополя, который утверждает свои исключительные права, говорит о том, что кафедра Киевской митрополии была перенесена в Москву без разрешения Константинополя. Заявляется, что, когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией. А почему же вы тогда триста с лишним лет молчали? Почему же тогда об этом не заявляли? Почему вы не говорили, что это ваша территория, и вдруг сейчас «вспомнили» об этом? Во-первых, мы категорически не согласны с этой ложной трактовкой истории: в грамоте Патриарха Константинопольского Дионисия, которая была послана Патриарху Московскому Иоакиму в 1686 году, ничего не говорится ни о временном характере перехода Киевской митрополии в состав Московского Патриархата, ни о каких-либо претензиях Константинополя на эту территорию.
Во-вторых, сама нынешняя ситуация, когда Константинополь вот таким совершенно наглым и циничным образом вмешивается в дела иной Поместной Церкви, не только заводит диалог в тупик, но и грозит расколом Вселенскому Православию. Если Константинополь доведет до конца свой коварный план предоставления автокефалии, это будет означать, что автокефалию получит какая-то группа раскольников. Каноническая Церковь эту автокефалию не примет. Мы в Русской Церкви, конечно, эту автокефалию не призна́ем. И у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать общение с Константинополем. А это значит, что Константинопольский Патриарх не будет иметь уже никакого права именовать себя, как он сейчас это делает, «главой 300-миллионного православного населения планеты» — по крайней мере, половина православных его не будет вообще признавать. То есть, по сути дела, своими действиями он расколет все мировое Православие.
— Будем надеяться, что до этого не дойдет. Еще один вопрос. То, как выглядят события, о которых Вы рассказываете, несколько напоминает международные события последних лет. Похоже на майдан, только внутрицерковный: экзархи из США и Канады едут в Украину договариваться о церковной независимости, раскол внутри Церкви… Как в Церкви относятся к внешнеполитическим вызовам и к тому, что большинство подобных действий — все-таки не про веру, не про заботу о пастве, а, скорее, про политику? Согласны ли Вы с этим?
— Конечно, все это происходит на фоне острого политического противостояния. Более того, Константинопольский Патриарх не случайно так спешит. Он понимает, что дни нынешней украинской власти сочтены: весной следующего года будут выборы, и вполне вероятно, что придет к власти какая-то новая сила, которая уже не будет поддерживать эти папистские притязания Константинополя. Поэтому они стараются сделать свое черное дело как можно скорее.
Интересно, что эти решения в отношении автокефалии на Украине совпадают с решениями по предоставлению автокефалии так называемой Македонской Церкви, а это уже прямой конфликт между Константинополем и Сербской Церковью. Причем Сербская Церковь участвовала в Критском Соборе, в котором мы не приняли участие, тем не менее отношение к нам совершенно одинаковое.
Кстати, если говорить о том, что Критский Собор до сих пор позиционируется Константинополем как своего рода всеправославный, как Святой и Великий Собор, решениям которого все должны следовать, то почему тогда сам Константинопольский Патриархат им не следует? На днях они приняли сенсационное решение о том, что священнослужителю — священнику либо диакону — в случае, если его оставила жена, может быть разрешено вступление во второй брак. Это не только нарушает каноны Вселенских Соборов, но и вступает в прямое противоречие с постановлением Критского Собора, в котором прямо говорится о том, что священство является препятствием для вступления в новый брак.
Мне даже трудно представить, как они собираются венчать этих священнослужителей. Например, священник будет в рясе с крестом стоять на венчании, или же станет переодеваться в пиджак? Каким образом эти священники станут подбирать себе жен — будут высматривать среди своих прихожанок? Такого рода каноны не случайно принимались, это было сделано, чтобы оградить Церковь от соблазна.
Единолично, без согласования с Поместными Церквами разрушая тот канонический строй Церкви, который сложился в течение веков, Константинопольский Патриархат, по сути, ставит себя вне того, что мы называем каноническим полем, то есть вне правового поля Вселенского Православия.
— Владыка, завершая нашу беседу, хотелось бы еще раз уточнить: Константинополь заявил о том, что посылает экзархов, Московский Патриархат ответил сегодня своим заявлением, дальше мы ждем следующих шагов. Не понятно в принципе, когда эти экзархи должны поехать. Или от момента заявления до самой поездки может пройти большое количество времени? Не будут ли тянуть в этом вопросе?
— Не думаю, что они будут тянуть, но мы тоже со своей стороны должны подождать, поедут ли эти экзархи или нет, пересмотрит ли свое решение Константинополь или не пересмотрит. Поэтому мы в своем заявлении отметили, что, конечно же, сделаем ответные шаги. Думаю, что время, когда будут предприняты эти шаги, напрямую зависит от динамики развития проекта по «предоставлению автокефалии», иначе говоря, по легитимизации украинского раскола, над которым сейчас работает Вселенский Патриархат, тем самым создавая прямую угрозу единству Православия в мире.
— Спасибо Вам за это интервью.