Содержание
- Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя
- Скульптурный комплекс
- Планы по созданию Памятников Патриархам
- Установленные Памятники Патриархам
- Памятник Патриарху Иову
- Памятник Патриарху Гермогену (Ермогену)
- Памятник Патриарху Тихону
- Инициаторы скульптурной композиции
- Авторы памятников Патриархам
- Руководство работой по созданию Памятников Патриархам
- Внимание!
- Монументальный ребрендинг: как снос памятников дореволюционной России стал частью советской пропаганды
- По заветам Кампанеллы
- Бессистемный снос
- Всесоюзный размах
- Одинаковы с лица: каким будет памятник советскому солдату
- Родом из СССР
- Душевные вещи
- Шесть известных памятников России, содержащих исторические ошибки в области ставрографии
- Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве
- Памятник Ивану Грозному в Орле
- Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области
- Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде
- Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве
- Читайте ещё материалы по ставрографии на Культурологии:
- Топ 10: Самые известные в истории памятники архитектуры (16 фото)
- 7 самых известных и знаменитых памятников древности
- Снос памятника Александру III в Москве
- 4 памятника царской России, которые Москва потеряла 100 лет назад
- Памятник императору Александру II в Кремле
- Памятник на месте гибели великого князя Сергея Александровича
- Памятник генералу Михаилу Скобелеву
- Памятник императору Александру III
Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя
Бронзовые памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя (Москва) – часть скульптурного комплекса «Патриархи Московские и всея Руси». Первые три памятника (патриархам Иову, Гермогену и Тихону), из планируемых 16, торжественно открыли в ноябре 2017 года. Сделали это в рамках Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Ближайшие от памятников станции метро — «Кропоткинская».
Скульптурный комплекс
Скульптурный комплекс посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Планы по созданию Памятников Патриархам
Всего в рамках проекта до конца 2019 года планируют создать 16 скульптур Патриархов. Монументы Патриархов высотой около 4 метров будут выполнены в бронзе. Их планируется установить также у стен Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя — на стилобате и у Патриаршего моста. На постаментах памятников укажут имена, даты жизни Патриархов и краткое описание их деяний.
Установленные Памятники Патриархам
Три Памятника (Патриархам Иову, Гермогену (Ермогену) и Тихону) уже установили на южной стороне стилобата Храма Христа Спасителя.
Памятник Патриарху Иову
Иов — Первый Патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха в Русской Церкви провели ряд преобразований: учредили новые епархии, основали десятки монастырей, начали печатание богослужебных книг. В 1605 году Иов отказался присягать Лжедмитрию, за что бунтовщики его свергли с Патриаршества.
Памятник Патриарху Гермогену (Ермогену)
Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского поляки свергли святителя Гермогена и заключили в Чудов монастырь под стражу, где он умер от голода и жажды. Ещё один памятник Патриарху Ермогену (Гермогену) в Александровском саду возле Московского Кремля установили ранее, в мае 2013 года.
Памятник Патриарху Тихону
После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
Инициаторы скульптурной композиции
Инициатива создания такой скульптурной композиции принадлежит председателю совета директоров ОАО «Московский комбинат строительных материалов» (МКСМ) Андрею Чижику. Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе поддержала инициативу увековечения памяти всех Патриархов Московских и всея Руси и одобрила данный проект в 2016 году.
Авторы памятников Патриархам
Членами авторской группы по созданию памятников являются:
- народный художник России, скульптор Салават Щербаков,
- заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский,
- кандидат исторических наук Галина Ананьина.
(Кстати, Салават Щербаков — создатель памятника Святому Князю Владимиру Крестителю Руси на Боровицкой площади и памятника Михаилу Калашникову в Оружейном сквере).
Руководство работой по созданию Памятников Патриархам
Все работы в рамках создания скульптурной композиции ведутся под руководством Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Фото упомянутых памятников Патриархам:
Внимание!
Если Вы пожелаете ознакомиться с полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога, кликните по ссылке:
Памятник императору Александру II был сегодня открыт рядом с храмом Христа Спасителя в Москве. «Сегодня удивительное и очень важное событие переживаем все мы. Удивительная работа завершена», — сказал мэр Москвы Юрий Лужков, на церемонии открытия. Столичный градоначальник поздравил авторов с «безусловным успехом». «Сегодня мы говорим о царе-реформаторе, проведшем одну из самых значимых для будущего страны реформ — освобождение от крепостного права», — сказал мэр. По его словам, место для памятника было выбрано не случайно. «Место, которое было благословлено Святейшим Патриархом, было выбрано не случайно. Молодой Александр участвовал в закладке храма Христа Спасителя, при нем была возведена большая часть этого храма», — отметил Ю.Лужков. «Приняв руководство страной, он принял Россию, безудержно отстающую от Европы. Благодаря ему страна смогла вздохнуть полной грудью. Он начал развивать образование, помогать университету», — сказал Юрий Лужков. Он отметил также «исключительную инициативу» Бориса Немцова, сделавшего «многое для того, чтобы памятник был здесь». Также Ю.Лужков выразил благодарность Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всем, кто участвовал в создании памятника. На церемонии открытия Патриарх заявил, что «сегодня мы воздаем честь императору, при жизни названному царем-освободителем. В 1861 году он освободил страну от крепостного ига». Алексий II отметил также, что благодаря деятельности Александра II получили суверенитет Болгария, Румыния и Сербия. Патриарх возглавил церемонию освящения памятника и панихиду об упокоении Александра II. Авторы памятника — скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Александр II изображен в полный рост в военной форме и с царской мантией. Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. РИА «Новости»
Волна сноса памятников из США докатилась до другой стороны Атлантики. Либеральная активистка призывает власти города снести статую адмирала Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне из-за того, что он якобы «поддерживал рабство», сообщает The Daily Mail.
«Военно-морской герой 18-го века был белым прелюбодеем», — утверждает писательница и телеведущая Афуа Хирш, работающая на телеканале Sky News. По ее словам, «пришло время взглянуть на наш собственный ландшафт после ряда кампаний по демонтажу в США». Хирш, родившаяся в семье британца и уроженки Ганы, написала на эту тему большую статью для Guardian, где ранее работала, с характерным названием «Демонтаж статуй? Почему памятник Нельсону должен быть следующим».
Автор вполне серьезно утверждает, что «колониальные и провластные титаны британской истории должны перестать быть увековеченными». По ее мнению, Нельсон был «тем, кого без колебаний можно назвать белым сторонником превосходства», и якобы его влияние на британцев препятствует прогрессу за ликвидацию рабства.
«В то время как многие вокруг него осуждали рабство, Нельсон энергично защищал его, — пишет журналистка. — Этот самый известный военно-морской герой Британии настолько идеализирован, что после его смерти в 1805 году его сравнивали не менее, чем с Богом, который его создал».
Хирш, кстати родившаяся отнюдь не в Великобритании, а в Норвегии, обрушивается с целой тирадой на личность британского национального героя. Дескать, этот легендарный командующий военно-морского флота Великобритании, «использовал свое место в Палате лордов и свое огромное влияние, чтобы увековечить тиранию, серийное изнасилование и эксплуатацию, организованную западно-индийскими плантаторами, некоторых из которых он считал своими самыми близкими друзьями».
О реакции общественности на подобный демарш «гражданки мира» неизвестно. Ранее полным провалом увенчалась спорная кампания, предпринятая в Оксфордском университете. Там некие интеллектуалы ратовали за то, чтобы снести статую южноафриканского политика 19-го века Сесила Родса, опасаясь, что монумент «может обидеть этнические меньшинства».
Горацио Нельсон, родившийся в многодетной семье священника, является одним из наиболее прославленных военных, место и значение которого в британской истории даже не обсуждалось. Он остался в памяти благодаря храбрости, умению принять волевое и верное решение в самых сложных обстоятельствах, а также тому, что неукоснительно следовал кодексу чести морского офицера, соблюдения которого требовал от подопечных.
Но новые поветрия с американского юга и Среднего Запада, где либералы и представители этнических меньшинств продолжают втихаря или на потеху толпе сносить памятники национальным героям в угоду некоей «политкорректности», теперь докатилась и до Альбиона.
В среду стало известно, что неизвестные вандалы совершили преступный акт на кладбище Кэмп-Чейс в окрестностях Коламбуса, столицы штата Огайо. Был осквернен памятник конфедератам — солдатам и командирам армии рабовладельческого юга в Гражданской войне в США XIX века.
Монументальный ребрендинг: как снос памятников дореволюционной России стал частью советской пропаганды
По заветам Кампанеллы
12 апреля 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О памятниках Республики», ставший одним из краеугольных камней ленинского плана монументальной пропаганды. По воспоминаниям народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, о том, чтобы использовать общественные пространства для пропаганды коммунистических идей, Владимир Ленин задумался после знакомства с творчеством итальянского философа-утописта Томмазо Кампанеллы. В его «Городе Солнца» молодёжь воспитывали в том числе при помощи специальных фресок на стенах. Ленин охарактеризовал это как «монументальную пропаганду» и решил воплотить идею в жизнь в России. Но отечественный климат не позволял использовать фрески — вместо них в дело пошли надписи, барельефы и скульптуры. Ленинские рассуждения о монументальной пропаганде легли в основу декрета Совнаркома.
Также по темеВ Индии снесли памятник Ленину В Индии неизвестные с помощью бульдозера снесли памятник Владимиру Ленину.
Согласно документу, сносу подлежали памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Что именно следует демонтировать, решала особая комиссия из народных комиссаров просвещения и имуществ Республики и заведующего отделом изобразительных искусств при Народном комиссариате просвещения. Одновременно комиссия была обязана мобилизовать людей искусства на разработку новых памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции». По замыслу авторов декрета, «наиболее уродливые истуканы» следовало снести и заменить на пролетарские произведения монументального искусства всего за пару недель — до 1 мая 1918 года.
«Это была чистая идеология. Подлежащие сносу памятники не были уродливы. Напротив, многие из них были весьма хороши», — отметил в интервью RT заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Ткаченко.
По словам эксперта, именно то, что многие царские памятники были прекрасно выполнены с художественной точки зрения, как раз и не устраивало новые власти.
«Благодаря высокому качеству исполнения они как раз эффективно воздействовали на народные массы, даже на неграмотных людей», — сказал Ткаченко.
По мнению архитектора Андрея Иванова, подобное использование архитектуры в пропагандистских целях не было уникальным явлением в мировой истории.
«Архитектура столетиями использовалась для того, чтобы подчеркнуть величие какой-то идеи или режима. В СССР архитектура, кстати, применялась в пропаганде в сочетании с кинематографом. Здания, сооружения и памятники, вызывавшие гордость у властей, постоянно демонстрировались в фильмах», — рассказал эксперт в беседе с RT.
Бессистемный снос
Конечно, массово заменить старые монументы на новые к 1 мая 1918 года у большевиков не получилось, но процесс был запущен.
- Историко-краеведческий альманах «Столица в 1918 году. Из дневников», Московский архив, Москва, 1996 год
Одним из исполнителей ленинского плана монументальной пропаганды был известный архитектор Николай Виноградов. В 1918 году он был руководителем Комиссии по охране памятников искусства и старины и председателем секции ИЗО Моссовета.
Также по теме«Прагматичное сумасшествие»: какие дивиденды приносят Киеву антироссийские исторические мифы Украинские официальные лица продолжают переписывать историю и бороться с памятниками. Так, заместитель министра по вопросам «временно…
Будучи слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Виноградов принял активное участие в революции 1905 года, за что семь лет провёл в тюрьмах. После освобождения он завершил учёбу, занялся искусствоведением и служил в земском строительном отряде на фронте в Первую мировую войну. После революции был вовлечён в процесс социалистического строительства.
«Николай Дмитриевич позже в значительной мере разочаровался в социалистических идеалах, но во время революции он в них искренне верил», — рассказала в интервью RT внучка Виноградова, профессор МАРХИ Елена Овсянникова.
В дневнике Виноградова (есть в распоряжении RT), опубликованного Московским архивом в 1996 году, говорится, что даже летом 1918 года меры по сносу старых и возведению новых памятников не носили системного характера.
«12 июля. В отношении памятников пришлось в первом часу звонить Ленину, а в три — делать ему доклад. Он весьма заинтересован в быстром их уничтожении. Между прочим, я предложил ему на место фигуры Александра III поставить памятник революции; памятник Александру II сровнять с землёй, как и Сергея Александровича; на обелиске срубить имена царей, и на их месте сделать… имена революционеров и т. д. Он очень энергично предложил разрубить этот узел… и не очень-то энергично действует. Так, не знает, как быть с Александром II, так как он, говорит, красив!» — пишет Виноградов.
- Историко-краеведческий альманах «Столица в 1918 году. Из дневников», Московский архив, Москва, 1996 год
Судя по дневниковым записям, такие вопросы, как выдача аванса на снос памятников и создание новых, выделение грузовика для перевозки материалов и даже ремонта телефона в секции ИЗО, решались зачастую только по личной команде Владимира Ленина. Более того, оказалось, что супруга Льва Троцкого, Надежда Седова, заведовавшая музейным отделом Наркомпроса, активно выступала против сноса некоторых «монархических» монументов.
Сам Виноградов искренне переживал за сохранность московских памятников архитектуры. В 1920-е годы он занялся охраной архитектурного наследия столицы, спасением зданий XVII столетия, реставрацией Китайгородской стены, Триумфальных ворот и Александровского сада, выступил защитником Сухаревой башни.
«Виноградов не только верил в свои идеалы, но и помогал выживать скульпторам, которые просто хотели есть, а участие в реализации ленинского плана давало им доступ к пайкам, к каким-то средствам», — рассказала RT Овсянникова.
Эксперт выразила сожаление, что многие монументы были снесены — например, памятник генералу Михаилу Скобелеву. Открытый в 1912 году, он стал одной из первых жертв декрета Совнаркома.
«Некоторые из снесённых памятников, возможно, и не были шедеврами, но ломать их было всё равно абсурдом. Политики в этом было гораздо больше, чем искусства», — считает Овсянникова.
Всесоюзный размах
Действие декрета распространилось на всю Россию, а затем и на весь СССР. Снесена была петербургская «Колонна Славы», отлитая из трофейных турецких пушек, памятники княгине Ольге в Киеве, царю Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме, Потёмкину в Херсоне, а также сотни других.
Вместо них появлялись памятники Марксу, Спартаку, Робеспьеру, Степану Разину. А также Льву Толстому, Александру Пушкину, Николаю Гоголю и Тарасу Шевченко.
- Историко-краеведческий альманах «Столица в 1918 году. Из дневников», Московский архив, Москва, 1996 год
Также по теме«Не свойственно чувство благодарности»: к чему могут привести попытки властей Польши избавиться от советских памятников Согласно поправкам к закону о декоммунизации, к 31 марта в Польше должны снести все памятники бойцам Красной армии, которые якобы…
Впрочем, культурную ценность многих из них эксперты считают сомнительной. В частности, речь идёт о памятнике Марксу и Энгельсу, который москвичи назвали «Мужчины в ванной». При этом нельзя не отметить, что одновременно появился целый ряд истинных произведений монументального искусства. В беседе с RT Овсянникова положительно оценила работы Сергея Меркурова. Он стал автором памятников Достоевскому, Тимирязеву, Пушкину.
Эксперты отмечают, что к сносу старых монументов большевики подошли также выборочно. Остались нетронутыми некоторые памятники Петру I, Екатерине II и их сподвижникам.
«Роль некоторых монархов, с точки зрения большевиков, заключалась далеко не только в том, что они «угнетали» народ. Их рассматривали также с точки зрения патриотизма. Важным критерием, кстати, было отношение к той или иной личности Александра Пушкина. Тогда уже был сформулирован неофициальный лозунг «Пушкин — наше всё», и на монархов, которых хвалил великий поэт, руку поднимать зачастую не решались», — рассказал RT Ткаченко.
По мнению архитекторов, главная задача памятников — объединение нации, формирование истории культуры, поэтому их снос в принципе недопустим.
«Памятники — лицо народа, можно даже сказать — бренд. Китайцы к нам приезжают сегодня и обязательно идут в Мавзолей Ленина. Из истории нельзя просто так брать и что-то выкидывать», — резюмировала эксперт.
Одинаковы с лица: каким будет памятник советскому солдату
Какой должна быть воплощенная в бронзе, камне или бетоне память о Великой Отечественной? Может ли современный монумент солдату-защитнику в Тверской области походить на аналогичную работу в Ярославской? Режиссер Андрей Кончаловский выступает за тиражирование памятников. А вот скульпторам ближе разнообразие. В преддверии подведения итогов конкурса Российского военно-исторического общества (РВИО) на разработку проекта композиции, посвященной советскому солдату, «Известия» разбирались, какие монументы могут стать типовыми.
Конкурс РВИО был объявлен в 2019 году. По итогам народного онлайн-голосования и заседания творческого совета общества из 86 работ было отобрано девять вариантов. В ближайшее время будут названы проекты-победители. Затем эти скульптуры должны появиться на площадях, в скверах и на воинских захоронениях в небольших российских городах и селах.
Родом из СССР
Создание постаментов и скульптур финансируют РВИО и благотворители. Пространство вокруг памятника и поддержание его в порядке — забота местных властей. Очевидно, что при выборе совет будет ориентироваться на мнение своего председателя Андрея Кончаловского, который считает, что памятники должны, во-первых, продолжать традиции отечественного монументального искусства, а во-вторых, быть бюджетными.
— Это памятник советскому воину. Воину, жившему в СССР. Думаю, избегать неких аллюзий, параллелей с советским монументальным искусством было бы неправильно, — поделился Андрей Кончаловский с «Известиями». — Очень важно, чтобы он перекликался или каким-то образом давал развитие тому, что наработали великие Голубкина, Вучетич, Мухина. Также считаю, что памятник должен быть легко тиражируем. Кроме того, важен вопрос технологий. Надо, чтобы памятник выглядел, как будто он из гранита, хотя на самом деле сделан из менее дорогостоящего материала.
В РВИО «Известиям пояснили, что девяти претендентам на победу дано задание не рассматривать в качестве материала гранит, бронзу, мрамор и доработать проекты таким образом, чтобы их можно было изготовить из бетона. По мнению скульптора Дениса Стритовича (памятники его работы стоят в ряде регионов), для бюджетных, но качественных работ это оптимальное решение.
— Современные бетоны заливаются в монолите с железными каркасами и при полной технологии будут служить очень долго, — пояснил мастер «Известиям». — У них есть свои художественные преимущества. Бетон, даже если заливаешь пятиметровую фигуру, практически полностью повторяет всё, что было у скульптора в глине и пластилине. И сходство, и образ, который задавался в начальном портрете, сохраняются.
Что касается тиражирования, это вопрос неоднозначный, отметил он. С одной стороны, легче и дешевле делать одинаковые памятники. По такому принципу работали советские комбинаты. Но и требования индивидуальности никто не отменял.
Если речь идет о совсем глухих местах, где есть воинские захоронения, система тиражирования оправдана, считает Денис Стритович. В то же время для городов или райцентров она неприемлема — там должны быть и исторические образы, и разные темы. В Калуге, например, недавно открылся памятник безымянному защитнику Отечества, но у него есть прототип — полковник Краснопивцев, погибший в боях за освобождение города.
Душевные вещи
Запросы на установку памятников в РВИО присылают города, не возбраняется это сделать и отдельным гражданам. Также местные власти выбирают место для памятника и заботятся о его благоустройстве (скамейки, дорожки, клумбы, сквер). Масштаб зависит от бюджета — где-то скромно и просто, но может быть и гранитное мощение, и поставленный свет.
— Как правило, денег не хватает. И по этой причине в области есть движение по сбору добровольных пожертвований, — рассказал «Известиям» первый заместитель председателя Тамбовской областной думы Владимир Карев. — Перечисляют, кто сколько может. Средства аккумулируются в специальном фонде. Благоустройством площадки занимаются местные архитекторы. Обычно за свою работу они денег не берут. Монумент ставится на баланс сельского совета или города.
В этом году в области планируется установить 12–13 памятников, а за последние 15 лет здесь появился 131 памятник. Есть у региона и свое ноу-хау. Обязательная деталь тамбовских мемориалов — орден «Победа» или Отечественной войны и звезда Героя Советского Союза, которые изготавливают местные заводы.
Возвращаясь к установке Андрея Кончаловского, можно ли считать современные памятники продолжением советской монументальной пропаганды? И там, и там имеют место идеологический подход и серийная продукция.
— Мне не нравится слово «пропаганда», — ответил на вопрос «Известий» народный художник РФ, автор памятников воинам-освободителям Салават Щербаков. — Нужны душевные вещи, исторические, серьезные. По поводу серийной продукции можно однозначно сказать, что должны быть и капитальные художественные памятники, авторские, и то, что можно повторить. Даже в Древней Греции были вещи — назовем их тиражными — танагрские статуэтки, керамика, еще что-то. Икона как таковая и канон — это именно повтор.
Бояться этого не надо, уверен скульптур, главное, чтобы памятники создавались с душой.
Справка «Известий»
С 2014 года в рамках программы «Место памяти» РВИО установило более 50 памятников советскому солдату в различных регионах России, в том числе в Астраханской, Калужской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Тверской областях и других. Это — монументы «Советскому Солдату-Победителю», «Советскому Солдату-Освободителю», «Защитнику Отечества от благодарных потомков» и другие.
Памятники изображают не реальных героев, а каких-то потных негров с плантации:
Вот такая цена «красивостей» ваших, господа! Но может вы руководствовались благими побуждениями и хотели защитить металл от коррозии? И это я — дурак и не осознаю такой благородной цели? Обратимся к авторитетным источникам. Передо мной книга «Естественные защитные пленки на медных сплавах», автор – один из известнейших советских материаловедов М.К. Калиш:
«Современным скульпторам, мастерам прикладного искусства, реставраторам, искусствоведам и даже людям, вовсе не причастным к искусству, тоже известно, что старая бронза бывает покрыта патиной. Предметы с патиной высоко ценятся, так как она обладает большими декоративными достоинствами и придает им дополнительную художественную выразительность. Следствием незнания состава и свойств патины различных видов является неверная оценка их значения для памятников. Например, в книге «Хранение музейных ценностей» сказано, что патина может быть зеленой, голубой или черной, и что черная патина является защитным слоем, а вот зеленую и голубую следует удалять с памятников, т. е. дается такая характеристика защитных свойств различных патин, которая как раз противоположна истинной ценности этих патин.
Многие памятники систематически красят масляной краской и лаками. Это делают из разных соображений: для защиты металла от коррозии, для придания памятникам опрятного вида и т. д., но в любых случаях это приносит им больше вреда, чем пользы. Известны древние восточные, месопотамские, египетские, греческие и римские бронзы, возраст которых исчисляется несколькими тысячелетиями. Некоторые из этих бронз не только подвергались действию атмосферы, но в течение многих столетий находились в таких агрессивных средах, как засоленные почвы или морская вода. И все же они дошли до наших дней в весьма хорошем состоянии. В связи с этим окраска бронзы краской в целях защиты от воздействия атмосферы представляется технологическим и эстетическим невежеством. А между тем такова участь не отдельных, а очень многих памятников, в том числе всей листочеканной медной скульптуры и архитектурных деталей (рельефов и т. п.).
Если проанализировать бытующие в современной практике способы хранения и реставрации находящихся на открытом воздухе старинных памятников из меди и ее сплавов, то станет ясно, что эти способы совершенно не учитывают ни свойств материала памятников, ни свойств реставрационных материалов, т. е. совершенно не обоснованы. В организации хранения и реставрации много безответственности и бесконтрольности».
Вот так, никакой дополнительной защиты для меди и сплавов не требуется. Для поддержания скульптур в должном состоянии требуется лишь периодическая очистка от загрязнений. Для того, чтобы уж наверняка узнать как должны выглядеть памятники из этих материалов, я связался с профессиональными скульпторами и получил однозначный ответ: любая покраска кроме авторского искусственного или ускоренного патинирования безусловно нарушает восприятие сформированного автором образа. Материал должен быть натурального цвета и блеска, чаще всего это темно коричневые, неоднородные оттенки с градиентами и переходами. При образовании цветной патины допускается её расчистка, если это нарушает общее восприятие скульптуры.
Кто был в Берлине и видел памятник «Воин-освободитель» тоже окрашен?
По одной из версий манумент Тыл-фронта покрасили именно из-за вандалов…во что лично мне верится с большим трудом, ибо на своей памяти могу припомнить только один подробный случай, не могу сказать однозначно что это — просто-ли шалость или пародия на действия людей окрасивших тыл фронта, как и чья идея более провальна, в общем вот:
Шесть известных памятников России, содержащих исторические ошибки в области ставрографии
Исторические монументы и памятники, как маяки, освещают важные вехи в истории государства, напоминая людям о значимых датах и событиях. Иногда при создании скульптур авторы допускают ошибки, связанные с осознанной вольной трактовкой либо обычной некомпетентностью. Сегодня мы рассмотрим несколько известных российских памятников, содержащих исторические ошибки в области ставрографии.
Прежде всего следует пояснить, что ставрография — это сложившаяся историческая дисциплина, связанная с изучением иконографии и истории христианского Креста как одного из основополагающих религиозных символов. В настоящее время в России существует немало ученых, религиозных деятелей и просто исследователей-коллекционеров, которые занимаются развитием ставрографии, пишут на эту тему образовательные статьи и даже издают книги-каталоги.
Мы решили рассмотреть с точки зрения ставрографической науки некоторые известные российские монументы, посвященные выдающимся историческим личностям и событиям, и нашли немало занимательных несоответствий.
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.
Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам.
Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор.
Памятник Ивану Грозному в Орле
Памятник Ивану Грозному в Орле.
Памятник Иоанну Васильевичу, открытый недавно в Орле, вызывал бурные споры общественности еще до момента установки, несмотря на это большинство жителей Орла одобрило установку скульптуры. Не обсуждая политические и социальные вопросы, связанные с фигурой царя Ивана Грозного, рассмотрим монумент с точки зрения ставрографии, тем более что памятник украшен сразу двумя выразительными крестами.
Напрестольный крест в руке Ивана Грозного в Орле.
За время правления Ивана Грозного площадь российского государства выросла почти в два раза. Вслед за расширением границ страны расширялись и границы христианского влияния. Крест в поднятой правой руке царя изображает Иоанна Васильевича, как крестителя новых земель. К сожалению, создатели монумента отнеслись к изображению этого символа весьма вольно, вручив царю крест, датируемый примерно 19-20 вв. с разницей во времени не менее 300 лет.
Нательный крест на памятнике Ивану Грозному в Орле.
Известно, что при всей своей противоречивости Иван Грозный был очень набожным человеком. Вероятно по этой причине, другой нательный крест висит поверх одежды царя. Но авторы памятника промахнулись и с ним, изобразив распространенный тип креста 17-18 веков, именуемый у коллекционеров «штурвалом». На этот раз разброс во времени составил 150-200 лет.
Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области
Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области
В 2017 году на территории музейного комплекса в Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт монумент Великому князю Иоанну III. Хотя для официальной истории он долгое время находился в тени своего внука Ивана Грозного, в последние годы происходит переоценка важности деяний Иоанна III, приведших к объединению разрозненных княжеств и возвышению Московской Руси, фактически заложивших основу для будущего развития единого сильного государства.
Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области.
Авторы монумента украсили фигуру Великого князя красивым наперсным крестом, но… современным. В 15 веке нательные кресты выглядели иначе, а подобных массивных крестов не существовало. Ошибка в 500 лет.
Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде
Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде.
Своим появлением современный Белгород во многом обязан последнему из династии Рюриковичей царю Федору Иоанновичу, который в конце 16 века повелел создать засечную черту из русских крепостей на пути набегов крымских татар. В 2016 году на бульваре в центре города был установлен памятник, изображающий государя, который сидит на троне с символами власти в руках и зорко вглядывается в даль.
Идея монумента красивая и символичная, но и тут не обошлось без ставрографической ошибки. На шее Федора Иоанновича висит наперсный крест, не имеющий точных исторических аналогов. Вероятно это плод авторской фантазии, возможно созданный по мотивом модерновых крестов 19-20 вв.
Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве
Памятник князю Владимиру в Смоленске.
В России установлено минимум тринадцать монументов князю Владимиру, а в мире их насчитывается порядка двадцати с учетом сборных скульптурных композиций. На большинстве из них вопросы ставрографии трактуются весьма вольно, но сегодня мы рассмотрим только два из них — в Смоленске и Москве.
Памятник князю Владимиру в Москве на территории Даниловского мужского монастыря.
Дело в том, что на обоих памятниках князь Владимир, несмотря на разницу в возрасте, держит в руке очень похожие кресты. Доподлинно известно, что во время правления Владимира на рубеже 10-11 веков кресты выглядели по-другому. Авторы обеих скульптур вложили в руку князя кресты, созданные по мотивам изделий 19-20 веков.
Кресты на скульптурах князя Владимира в Смоленске и в Москве.
К вопросу, поднятому в статье, можно относиться по-разному. С одной стороны, расхождения в датировках и визуальных образах крестов, которые визуально являются незначительными деталями монументов, никак не сказываются на общем авторском замысле, да и подавляющее число граждан эти расхождения просто не замечают.
С другой стороны, Крест на Руси всегда был важным символом Веры, очень значимым предметом для русского человека. Присутствие креста на каждом из памятников обусловлено смысловой нагрузкой, раскрывающей идею монумента. Авторы скульптур вполне могли бы обратиться за консультацией к научному сотруднику любого доступного музея.
Юрий Арбузов
Читайте ещё материалы по ставрографии на Культурологии:
— Редкие нательные кресты XV — XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых;
— Нательные килевидные кресты XV — XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых;
— Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Топ 10: Самые известные в истории памятники архитектуры (16 фото)
Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.
1. Кааба (Масджид аль-Харам)
Кааба (Масджид аль-Харам) — это здание в форме куба, расположенное в Мекке
Кааба (Масджид аль-Харам) — это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.
Мусульманская святыня Каба.
В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.
Паломники у Кабы.
Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж — паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).
2. Тадж-Махал
Мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия.
Тадж-Махал («Корона дворцов») — мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала — около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).
3. Египетские пирамиды
Египетские пирамиды.
Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.
Вид на египетские пирамиды сверху.
Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 — 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.
4. Великая китайская стена
Великая китайская стена.
Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.
Скульптуры на Великой китайской стене.
Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).
Кстати, в Поднебесной есть ещё много красивых и интересных мест Китая, которые стоит увидеть воочию.
5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)
Cтолица Кхмерской империи
Ангкор-Тхом — окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.
6. Афинский акрополь
Афинский акрополь
Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.
7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши
Мемориал Чан Кайши
Национальный мемориальный зал Чан Кайши — это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.
8. Дворец Потала
Дворец Потала
Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.
Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала — это музей.
9. Статуя Свободы
Статуя Свободы в США.
Статуя Свободы была даром в знак дружбы от народа Франции народу Соединенных Штатов Америки, и она является универсальным символом свободы и демократии. Статуя Свободы была открыта 28 октября 1886 года, а в 1924 году ее признали Национальным памятником.
10. Мечеть Султана Ахмеда
Мечеть Султана Ахмеда — историческая мечеть в Стамбуле, крупнейшем городе Турции и столице Османской империи с 1453 по 1923 год. Она также широко известна как «Голубая мечеть» из-за синей плитки, которыми выложены ее стены.
Интерьер мечети.
Мечеть была построена с 1609 по 1616 год во время правления Ахмеда I. Хотя она до сих пор используется как мечеть, это место также стало популярной достопримечательностью.
7 самых известных и знаменитых памятников древности
Древние достопримечательности всегда манили к себе множество туристов. Прикоснуться к прошлому, почувствовать себя в той эпохе, ощутить дыхание времени и насладиться чувством сопричастности с давно прошедшим. Такие чувства хотят испытать все путешественники за древностями.
Почти в каждой стране мира можно найти достопримечательности, на которые стоит взглянуть и узнать о них. Но есть несколько древних памятников человечества, которые всегда будут привлекать к себе огромное количество туристов.
Египет. Величественные пирамиды Гизы.
Увидеть эти чудесные творения человека приезжает более 4 миллионов туристов в год. Знаменитые пирамиды расположены в 25 километрах от Каира, в городе Гиза. В этой пустынной и засушливой местности 2500 лет до нашей эры образовался город мертвых. Тут хоронили царей, цариц, верховных жрецов, их родственников и городскую знать. Здесь же находится статуя Сфинкса и три главных пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина. Огромный Сфинкс высечен из целого куска большого монолита. Эти величайшие строения могут поразить любого. Еще с древних времен пирамиды считались настоящими чудесами света. И в наше время они являются символом Египта.
Греция. Афинский Акрополь.
Историки утверждают, что нет такой страны, в которой было б столько великих памятников древности, как в Греции. Жемчужным ожерельем обрамляют они всю страну, привлекая в нее массу туристов. Это уникальный Кносский дворец царя Миноса, храм Зевса и Диониса, древние Дельфы, Панафинейский стадион и многие другие. Но самым красивым и самым посещаемым является Афинский Акрополь. Это сооружение невероятной красоты! Находится он на самом верху центрального холма в Афинах. В акрополе находятся два храма – Парфенон и Эрехтейон. Они были возведены в 1 веке до нашей эры. В 1825 году, во время турецкой компании, большинство скульптур и строений были разрушены турецкими снарядами. После проведенной реставрации Акрополя можно увидеть все великолепие древних построек, украшений, статуй.
Италия. Колизей.
Древний Колизей — это настоящий символ Италии. Он представляет собой огромный амфитеатр, построенный для кровавых торжеств. Тут вершились тысячи судеб. Здесь находили свой конец гладиаторы, преступники, дикие звери. Страшные зрелища поединков холодили кровь, крики неугомонных зрителей требовали продолжения. Колизей является непревзойденным символом жестокости и могущества Древнего Рима. Время не пощадило этот архитектурный шедевр. Но и в наши дни величественный Колизей производит неизгладимое впечатление на любого, кто посетил его.
Иордания. Каменный город Петра.
Это каменный город был построен в 14 веке еще до нашей эры. Это визитная карточка Иордании. Все городские постройки тут вырублены древними мастерами прямо в скалах. Большинство построек – храмы, жилища, дворцы – все находится в камне. Уникальность города и красота его в том, что он полностью вырублен в узком каменном ущелье посреди пустыни. Горы в этой местности имеют удивительный розовый цвет. Нередко Петру еще называют городом красных роз. Самая величественная достопримечаельность — ущелье Сик. Глубина ущелья – 100 метров, а ширина в самом узком месте – 3 метра. В город можно попасть только через это ущелье. Самый известный памятник Петры – это Сокровищница. Она находится в конце ущелья Сик. Это настоящее архитектурное чудо Иордании.
Китай. Великая Китайская стена.
Очертания Великой Китайской стены видели космонавты, находящиеся на Луне! Это поистине грандиозное сооружение начали строить в 3 веке до нашей эры. Строительство продолжалось несколько столетий. Великая стена защищала древние границы Поднебесной от нападений гуннов, монголов и других кочевников. Длина стен около 5000 километров, а ширина стен от 5 до 8 метров. Высота стены по всей ее протяженности разная – от 6 до 10 метров. Сверху по стене могло проехать несколько всадников в ряд. Стены укреплены небольшими сторожевыми башнями. Через них передавались сведения о неприятеле, о его численности и оружии. Такое укрепление было надежной защитой от непрошенных гостей. Великая Китайская стена является ярким символом древней китайской цивилизации. Это непревзойденный образец древнего фортификационного зодчества.
Мексика. Чичен-Ица.
Великая пирамида Кукулькана, пернатого змея, самая главная достопримечательность Чичен-Ицы. Пирамида была возведена около 6 века до нашей эры. Это самый знаменитый и самый посещаемый памятник древнего племени майя. Тут находится знаменитая астрономическая лаборатория, храм Ягуаров, храм Воинов, площадки для игры в мяч, священный колодец и множество других древних построек майя. 30-ти метровая пирамида Кукулькана будоражит сознание. Впечатления от осмотра каменных глыб с барельефами диких зверей, площадки для человеческих жертвоприношений, сумрачных храмов с гравировками просто потрясающие.
Великобритания. Стоунхендж.
Этот загадочный памятник древней цивилизации будоражит умы многих исследователей и ученых-историков. По легенде, в его строительстве принимал участие сам Мерлин – великий маг, живший во времена короля Артура. Это древнее сооружение состоит из очень больших каменных глыб, весом более 50 тонн, и земляных построек. Камни стоят по окружности в 33 метра. На некоторых сверху положены камни-перемычки, весом в 25 тонн. Ученые выдвигают гипотезы о том, что Стоунхендж был для предков британцев неким календарем, обсерваторией и местом паломничества жрецов-друидов. Одна из легенд гласит, что эти камни имеют огромную целительную силу и появились они тут благодаря чародею Мерлину. Пока ученые ломают головы над истинным предназначением Стоунхенджа, этот памятник загадочного прошлого приводит сюда большое количество туристов и путешественников.
Снос памятника Александру III в Москве
Александр III скончался 20 октября 1894 года, и в тот же год был объявлен конкурс на сооружение памятника почившему монарху. Возведение монумента было поручено скульптору Алексею Опекушину, автору памятника Пушкину в Москве, главным архитектором назначен Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ).
Работа по возведению памятника длилась с 1900 по 1912 год, на его строительство по подписке было собрано почти 2,5 миллиона рублей. Место выбрали перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке.
«Разрушая памятники, сохраняйте постаменты» — Станислав Ежи Лец
Памятник был открыт и освящён 30 мая 1912 года. Присутствовали Николай II с матерью Марией Фёдоровной и императрицей Александрой Фёдоровной, губернские и уездные предводители, представители дворянства, сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений.
Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) встретил императора перед входом в храм, после чего начался крестный ход. По возглашении вечной памяти императору войска отдали честь и, после 360 салютационных выстрелов, с памятника было снято покрывало.
Бронзовая статуя на гранитном постаменте изображала сидящего императора, облачённого во все регалии: скипетр, держава, корона с порфирой, мантия монарха. По углам постамента были размещены двуглавые орлы работы скульптора Александра Обера. На пьедестале высечена надпись: «Благочестивейшему, самодержавнейшему великому государю нашему Александру Александровичу всея России. 1881−1894».
Летом 1918 года памятник был разрушен во исполнение изданного большевиками декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции».
Комментарий Александра Архангельского:
«Большевики, придя к власти, объявили, что принесли народам мир. Они украли этот лозунг у эсеров и благодаря этому завоевали доверие огромного числа людей. На самом деле принесли они войну. Войну людям, войну политическим системам и войну памятникам. По решению от 1918 года старые памятники были снесены, и неважно, хороши были эти памятники или плохи, хороши были те цари, которым эти памятники ставили, или плохи. Неважно. Они уничтожали историческую память, а память — это основа мира».
4 памятника царской России, которые Москва потеряла 100 лет назад
100 лет назад (12 апреля 1918 года) Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о сносе памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». Согласно ему, в Москве уничтожили 4 уникальных монумента. Кому они были воздвигнуты и чем интересны — в нашем материале.
Памятник императору Александру II в Кремле
Основание: 1898 год
Снос: 1918 год
Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника находится вертолетная площадка.
Памятник представлял собой мемориальный комплекс со статуей императора в полный рост в военном мундире, порфире и со скипетром. С трех сторон находилась арочная галерея, на сводах которой изобразили 33 портрета русских правителей: от святого Владимира до императора Николая I. Сейчас на месте памятника находится вертолетная площадка.
Памятник Александру II в Кремле (мемориальный комплекс на склоне Кремлевского холма), 1898 год. Источник: pastvu.com
В 2005 году новый памятник Александру II в Москве открыли в сквере возле Храма Христа Спасителя (авторы памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров). На постаменте написаны основные заслуги императора: отмена крепостного права в 1861 году, военная и судебная реформы, завершение Кавказской войны и другие. Александра II убили террористы в 1881 году, бросив бомбу под карету императора.
Справка:
Создавали памятник скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В. П. Загорский.
Авторы нового памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.
Памятник на месте гибели великого князя Сергея Александровича
Основание: 1908 год
Снос: 1918 год
Памятный крест был восстановлен в 2017 году. Использовано фото www.patriarchia.ru
Памятник представлял собой бронзовый крест с Распятием, который стоял на территории Московского Кремля. На подножье надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34). Проект креста создал выдающийся русский художник Виктор Васнецов. 1 мая 1918 года во время Всероссийского субботника памятный крест снесли. В этом лично участвовал Владимир Ленин.
Из воспоминаний коменданта Кремля П. Д. Малькова:
— Когда я подошёл, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: — Хорошо, батенька, всё хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это нехорошо. И указал на памятник. Я сокрушённо вздохнул: — Правильно, — говорю, — Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило. — Ишь ты, нашёл причину! Так, говорите, рабочих рук не хватило? Ну для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? — обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. — Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите верёвки. Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон. — А ну, дружно! — задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник. — Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Владимир Ильич. Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам.
Памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича на территории Кремля. Панихида по великому князю
Великий князь Сергей Александрович — пятый сын императора Александра II; Московский генерал-губернатор; супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны — святой Русской Православной Церкви и основательницы Марфо-Мариинской обители. Сергея Александровича убили террористы в 1905 году, взорвав его карету.
Памятный крест восстановили в 2017 году по инициативе президента России Владимира Путина на прежнем месте — возле Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. 4 мая его торжественно освятил Святейший патриарх Кирилл.
Памятник генералу Михаилу Скобелеву
Основание: 1912 год
Снос: 1918 год
Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника Скобелеву стоит памятник Юрию Долгорукому.
Первый конный памятник в Москве. Выполнен из бронзы по проекту отставного офицера Петра Самонова, который был скульптором-любителем. На огромном постаменте кроме самой фигуры всадника были барельефы с изображением Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Площадь, на которой стоял памятник, стала называться Скобелевской.
Памятник генералу М. Д. Скобелеву на Тверской площади. Вероятно – 24 июня 1912 год, в день открытия памятника
После сноса памятника площадь переименовали в Советскую, а на его месте поставили монумент Советской Конституции. Сейчас там находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому, а площадь называется Тверской.
Новый памятник генералу Скобелеву в Москве установили в 2014 году в парке «Никулино».
Справка:
Проект памятника был создан отставным подполковником П. А. Самоновым, скульптором-любителем.
Автор нового монумента – Александр Рукавишников. Архитекторы Воскресенский И. Н., Воскресенский А. И.
Памятник императору Александру III
Основание: 1912 год
Снос: 1918 год
Фото Владимира Ештокина. Сейчас на месте памятника Александру III стоит памятник “Воссоединение”, изображающий патриарха Алексия II и митрополита Лавра
Памятник из бронзы изображал сидящего императора со всеми регалиями: корона, скипетр, держава, мантия и порфира. На четырех углах постамента были коронованные двуглавые орлы. Скульптор — Алексей Опекушин, автор памятника Пушкину в Москве. Главный архитектор — Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ). На строительство памятника ушло 12 лет и 2,5 миллиона рублей, которые собирали по всей стране.
Памятник императору Александру III возле Храма Христа Спасителя
Сейчас приблизительно на том же месте стоит памятник «Воссоединение». Его установили в 2017 году на десятилетия подписания акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Зарубежом. В композиции изображены первоиерархи, которые подписали документ: патриарх Алексий II и митрополит Лавр. Храм Христа Спасителя, возле которого стоял памятник императору, взорвали в 1931 году и восстановили только в 2000-м.
Справка:
Скульптор А. М. Опекушин, автор памятника Пушкину в Москве. Главный архитектор — А. Н. Померанцев, производитель работ — инженер-архитектор К. А. Грейнерт, участие в строительстве принимали архитекторы Ф. А. Когновицкий и Ф. О. Богданович-Дворжецкий.
Интересный факт:
Под декретом о сносе памятников подписались 4 человека: председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин); народные комиссары: А. Луначарский; Сталин; секретарь Совета Горбунов. Впоследствии Ленину и Сталину поставили гораздо больше памятников, чем всем «царям и их слугам».