Контакты: 690026, г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9/1. Тел. 8 908 994 40 51
Настоятель: игумен Климент (Кривоносов)
Храмы: преподобного Серафима Саровского
Престольный праздник: день памяти святого преподобного Серафима Саровского чудотворца — 1 августа и 15 января
Проезд: Добраться до Свято-Серафимовского монастыря можно на прямом рейсовом автобусе № 29д, который отходит от остановки «Т/ц Изумруд 2» на Океанском проспекте. Или с пересадкой: на автобусе № 15 или 77Э до кампуса ДВФУ и затем № 29к.
(Автобус 29д идёт до монастыря минут 40-50. Выходить на остановке «Школьная» (после остановки «Подножье») и мимо девятиэтажки справа, либо выходить на следующей остановке – «Кирпичный завод» и немного пройти назад по дороге, ориентируясь на купола.
От остановки «Изумруд» автобусы №29 д отходят: 7:45, 8:15, 8:45, 11:00, 11:45, 12:45, 14:15, 15:00, 16:00, 17:20, 18:20, 19:00, 20:30.
От остановки «Бухта «Воевода» автобусы № 29д отходят: 6:15, 6:45, 7:15, 9:15, 10:00, 11:00, 12:45, 13:15, 14:15, 15:50, 16:45, 17:15, 19:20, 20:00)
Богослужения в монастыре:
В будние дни
4.00 – Полунощница. Утреня.
6.30 – Литургия (вторник, четверг) или Изобразительны (понедельник, среда, пятница).
17.00 – Вечерня. Братский молебен преп. Серафиму Саровскому. Повечерие.
В субботу утром
4.00 – Братский молебен преп. Серафиму Саровскому. Полунощница.
8.30 – Литургия.
10.30 – Панихида.
В субботу вечером и накануне великих праздников
16.00 – Всенощное бдение.
20.00 – Таинство исповеди.
В воскресенье и праздники
8.30 – Молебен.
9.00 – Таинство исповеди.
9.30 – Литургия.
Крещение – в воскресенье в 13.30, в другие дни – по согласованию со священнослужителем.
Перед крещением необходимо посетить две огласительные беседы.
Отпевание, освящение и другие требы – по согласованию (обращаться в иконную лавку).
На Пасху, в дни Великого поста, в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершается по особому расписанию.
* * *
В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет. Его история и судьба неотрывно связаны с историей русского Дальнего Востока, нашей страны, народа и Русской Православной Церкви столетия минувшего. 13 лет назад, в 2001 году, здесь основана монашеская обитель. Чтобы сохранить память о прошлом, почтить вековой юбилей и прославить дивно промышляющего о людях Своих Господа, мы приглашаем вас вместе с нами перелистать страницы этой истории.
Становление крепости.
В 1871 г. Владивосток приобрел статус – «Главный порт Восточного океана». Задача защиты и удержания юга Уссурийского края за Российской Империей требовала усиления обороны порта, возведенного 5 апреля 1876 г. и в степень города. Вскоре остров Русский попадает в сферу интересов военного ведомства. Первые воинские подразделения крепостной артиллерии и пехоты появляются здесь в 1880-1881 гг. на Ларионовском полуострове, в районе нынешнего поселка Канал. Возводятся артиллерийские позиции, прокладываются первые грунтовые дороги, строятся временные казармы и хозяйственные постройки. В 1890-е гг. разрабатывается концепция морской обороны крепости, строятся форт горы Русских и Поспеловская оборонительная линия. Владивосток, наряду с Кронштадтом и Севастополем, отнесен к наиболее важным морским крепостям.
С численным ростом островного гарнизона встает вопрос и о храме. В 1896 г. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона на острове Русский близ мыса Поспелова был заложен первый храм. Он был освящен в 1897 г. в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и навсегда вошел в историю Владивостока как первый полковой храм крепости.
Святыни Русского острова
В 1906 г. на острове размещается 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, принимавшая участие в русско-японской войне. С этого времени в крепости появляются полковые домовые церкви 33-го, 34-го, 35-го и 36-го полков. С началом широкого казарменного строительства в молодых военных городках стали возводить храмовые здания, чтобы перенести домовые церкви из барачных строений.
Полковые церкви находились под управлением ведомства протопресвитера военного и морского духовенства – структуры, бывшей неотъемлемой частью военной организации страны. Новые воинские домовые церкви появлялись на острове вплоть до 1922 г. Они действовали при инженерно-строительных, учебных и медицинских воинских учреждениях: управлении строительства, госпитале, кадетских корпусах, инструкторской школе, училище. Всего к началу атеистического времени на острове Русский существовало шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов.
Печальна судьба этих святынь в годы воинствующего неверия. Храмы были взорваны или сожжены, выбиты иконы в киотах фортов и батарей, на месте первого гарнизонного кладбища устроено подсобное хозяйство, разрушена кладбищенская часовня. Первый полковой храм близ мыса Поспелова был разобран по бревнышку и вывезен в начале 30-х гг. в район Голубиной пади. Домовые церкви кадетских корпусов с немногочисленной утварью были увезены за границу. Сгорел деревянный храм 33-го полка у бухты Воевода, а полковое кладбище было разорено. Долгое время не могли разобрать главный гарнизонный храм великомученика Георгия Победоносца 36-го полка. По воспоминаниям старожилов острова, в 30-е гг. в бухту Новик вошел боевой корабль и расстрелял церковь из орудий. Само название этого места – «Церковная падь» – в советское время было заменено на картах на «Хозяйственная падь», хотя оно так и не прижилось.
По воле Божией уцелела лишь одна постройка – здание храма преподобного Серафима Саровского 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в поселке Подножье. Сейчас здесь находится наш монастырь.
Полковой храм
У каждого полка русской армии было два дня рождения – штабной и годовой. Первый был связан с датой фактического создания, второй – с датой почитания небесного покровителя полка по церковному календарю. Он являлся именинами полка и устанавливался императорским указом. Дата годового праздника чтилась особо и являлась главным событием для всего личного состава полка. Столь широкое участие Церкви в жизни христолюбивого воинства ничем нельзя было заменить. Военные, рожденные и воспитанные в Православной вере, остро ощущали потребность в духовном окормлении. Поэтому неудивительно, что все полки русской армии по штату обеспечивались походными церквями, а те из них, которые имели постоянные места дислокации, обустраивали свои домовые церкви. Однако, устроенные в казармах, столовых, при штабах воинских частей, в других неприспособленных к этому помещениях, они не позволяли полностью молитвенно отрешиться от мирских забот. Напротив, особое благолепие храма, расположенного в специально построенном здании, его внутренне убранство и неповторимый внешний вид вызывали заслуженную гордость офицеров и нижних чинов полка, имевшего такой храм. Конечно, личный состав любого полка мечтал иметь храмовое здание для своей полковой церкви.
Годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Указом Императора Николая Александровича от 25 июня 1904 г. был установлен день прославления преподобного Серафима Саровского – 19 июля (1 августа, н. ст.). Преподобный Серафим был незадолго до этого причислен Церковью к лику святых на знаменитых Саровских торжествах, прошедших летом 1903 г. с участием Царской семьи и сотен тысяч богомольцев.
Полк был сформирован 5 декабря 1903 г. из восьми рот различных Восточно-Сибирских стрелковых полков как 34-й Восточно-Сибирский, а с 20 февраля 1910 г. – 34-й Сибирский стрелковый полк. Походная церковь находилась вместе с полком, когда он участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. 8 июня 1907 г. полк был награжден Георгиевским знаменем «За Чинь-Чжоу и доблестную оборону Порт-Артура в 1904 году». После Русско-японской войны, с 1906 г. и до ухода на фронты Первой мировой войны в 1914 г., домовая церковь располагалась вместе с полком на Русском острове, близ бухты Рында, в деревянном бараке инженерного ведомства. Вмещала до 800 человек. В церкви бережно хранилось благословение полку от царствующей четы, дарованное в 1904 г., – небольшой образ преподобного Серафима Саровского с надписью:
«Благословение полку от Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Императрицы Александры Феодоровны».
По штату при церкви полагался один священник. Со дня учреждения и до 1914 г. настоятелями в ней были:
1904 – 1905 гг. – отец Павел (Крахмалев);
1906 – 1909 гг. – отец Соломон (Имерлишвили);
1910 – 1914 гг. – отец Феодор (Кутузов).
В 1914 г. у подножья горы Русских, вблизи бухты Полеводина был построен капитальный кирпичный храм. Походная церковь обрела свое здание. Оно расположилось недалеко от Полкового собрания, на фундаменте которого сейчас находится средняя школа № 20.
Храм был построен по типу базилики – прямоугольной формы, одноэтажный, удлиненный в плане, с алтарной апсидой. Внутреннее пространство разделено на три нефа двумя рядами металлических восьмигранных колонн. Цоколь выложен из тесаного песчаника, стены из красного кирпича. На крыльце черной керамической плиткой на песочном фоне выложен год окончания постройки – 1914.
С началом Первой мировой войны 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия уходит на западный фронт. В здании Свято-Серафимовского храма 34-го полка размещается Временная церковь при Управлении строителя Владивостокских укреплений, находившаяся прежде в деревянном здании в долине реки Воеводихи, в юго-западной части острова Русский. Церковь находилась в епархиальном ведении. Известны имена священников тех лет:
1914-1917 гг. – иеромонах Никандр;
1918-1921 гг. – отец Димитрий (Успенский).
«Отречемся от старого мира…»
После установления в Приморье советской власти прихожане Свято-Серафимовской церкви подписали договор с Приморским Советом рабочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное пользование здания и богослужебных предметов. В описи, включавшей в себя 146 предметов, числились колокола, резной иконостас, изготовленный из дуба, ореха и бархата. Но не прошло и месяца, как Комунхоз реквизировал несколько колоколов для нужд Эгершельдской пожарной команды. В храме еще совершались богослужения, однако для этого церковный староста запрашивал письменное разрешение в милиции. Сохранилось интересное свидетельство, как во время пасхального крестного хода к храму подошла группа комсомольцев в масках с горящими факелами. Кощунствующие безбожники напали на прихожан и спровоцировали драку.
По всей видимости, во время национализации зданий и сооружений острова в 1925 г. церковное здание было передано военным. После чего воинская часть забрала еще четыре колокола, а имущество стали просто растаскивать. В декабре 1929 г. Серафимовский храм был передан квартирным отделом военного ведомства клубу «Имени товарища Сергеева». Так храм в честь чудотворца и преподобного получил имя командира партизанского отряда, замученного на острове Русский интервентами и погребенного недалеко от гауптвахты, где его содержали и пытали.
Когда вывозили храмовое имущество, только один иконостас занял четыре подводы. Газета «Красное Знамя» от 9 сентября 1930 г. так писала об очередном «завоевании культурной революции»:
«Рабочая общественность острова при всемерной поддержке бойцов Н-ской батареи приступила к оборудованию нового клуба, под который было использовано здание бывшей военной церкви. Так цитадель поповского мракобесия превратилась в культурный очаг».
Новые хозяева приступили к перестройке здания. Купол был взорван, о чём можно заключить по крупной трещине на четверике. Кресты на алтарной апсиде и закомарах разбиты, внутренняя роспись уничтожена, оставшееся церковное имущество разграблено. Позже клуб имени Сергеева становится матросским клубом, принадлежащим воинской части.
В 1960-е – 80-е гг. здесь проходили торжественные мероприятия и концерты. Отмечали социалистические праздники, принимали в пионеры, проводили новогодние елки, выпускные балы и танцевальные вечера. В бывшем храме действовал кинотеатр, причем экран находился на месте иконостаса. Во время выборов в здании располагался избирательный участок, а на месте свечной лавки устраивался буфет. В начале 1990-х гг. часть помещений предоставляли в аренду под видеосалон. Здание постепенно ветшало и, при начавшемся развале вооруженных сил, было брошено. Все, что можно было вынести полезного из бесхозного строения, было вынесено.
Возрождение. «Подножье Божье»
5 августа 1995 г., после долгого безвременья, на острове регистрируется православная община и просит городские и флотские власти о возвращении здания бывшего храма на Подножье. Военные были готовы к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию – храм предполагалось приспособить под спортивный зал для средней школы № 20. Когда же в 1996 г. в пустующем здании случился пожар и рухнули потолки, храм, наконец, был передан верующим.
Удивительно, но было забыто даже его изначальное имя! Поэтому первый приход был зарегистрирован в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Вскоре в небольшой отремонтированной комнате стало возможным проведение служб приезжающим священнослужителем. Первым священником возрожденного храма был игумен Павел (Хохлов). 9 сентября 1997 г. им было совершено первое таинство крещения над жителями острова.
В 1999 г. по архивным документам было восстановлено прежнее имя храма – преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца. А 3 марта 2000 г. религиозная организация была зарегистрирована как «Приход храма преподобного Серафима Саровского о. Русский». Священником, постоянно жившим и служившим здесь в то время, был иеромонах Варнава (Шевленок).
Монастырь на острове
Создать монашескую обитель при Свято-Серафимовском храме замыслил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь). 22 июня 2001 г. владыка назначает на должность настоятеля прихода иеромонаха Никона (Анненкова), клирика Владивостокского храма Успения Божией Матери. 1 августа, в летний престольный праздник, владыка Вениамин совершает во временном храме первую архиерейскую литургию. Хор певчих тогда составили будущий игумен, первые насельники и постриженики обители.
11 октября 2001 г. Постановлением Священного Синода, по представлению Преосвященнейшего Вениамина, приход храма преподобного Серафима Саровского на острове Русский преобразован в мужской монастырь. Этим же постановлением назначен первый наместник обители – иеромонах Никон. По преемству от храма монастырь получает имя «Свято-Серафимовский». К концу года обитель насчитывала семь насельников.
Монастырь начинает жить своей жизнью: собирается братия, формируется устав, упорядочивается богослужение и хозяйственная жизнь. В марте 2002 г. владыка Вениамин совершает первый монашеский постриг, а в мае наместник монастыря отец Никон возводится в сан игумена.
Первым делом для братии было восстановление храма. Даже оптимистам казалось тогда, что на это понадобятся годы. Большая часть крыши отсутствовала, на полу в храме стояла дождевая вода, оконные проемы зияли пустотой или были наглухо заложены кирпичом. В казавшемся огромным пустом храме одиноко стояли покрытые давнишней краской, ржавые колонны, вокруг повсюду валялся строительный мусор. Через закопченные балки перекрытия потолка смотрело небо.
Но «Богу же все возможно» (Мф.19;26). Уже 1 августа 2002 г., в престольный праздник, была совершена первая Божественная литургия в старом алтаре, на месте прежнего престола. К этому времени в храме вставили окна и сделали внутренний ремонт. Был установлен новый деревянный иконостас. Его местоположение, проемы дьяконских и царских врат определили по сохранившемуся узору старой напольной плитки. Из-за отсутствия других помещений, в западной части храма были устроены библиотека и трапезная, а храм отделен от них перегородкой. Крыша, закомары, покрытие трибуна, барабан и глава были воссозданы в 2002-2004 гг.
26 декабря 2004 г. храм был освящен архиерейским чином. Интерьер со временем обогатили деревянные киоты, аналои, стасидии и паникадило. Церковная мебель была изготовлена во Владивостоке по чертежам, созданным в монастыре. В 2011 г. паникадило дополнил величественный хорос, выполненный по афонским образцам. Иконы для иконостаса и большая часть храмовых икон были написаны в собственной монастырской мастерской иноком-иконописцем. В 2008 г. поверх старой керамической плитки в храме был положен дубовый паркет. В 2012 г. начата внутренняя роспись стен.
После восстановления храма братья смогли приступить к постройке других необходимых для жизни монашеской общины зданий и сооружений. В 2004-2005 гг. недалеко от храма построен братский корпус, в 2006 г. – привратницкая, в 2007-2009 гг. – котельная. С 2010 г. идет строительство трапезного корпуса, включающего в себя помимо братской и паломнической трапезных также: домовой храм, библиотеку, жилые кельи, складские помещения и гараж. Новые постройки спроектированы в одном архитектурном стиле с храмом и выполнены из старого «царского» кирпича, добытого на острове при разборе брошенных казарм. В 2010 г. рядом с храмом устроена летняя часовня с вырезанной в натуральную величину деревянной скульптурой преподобного Серафима, молящегося на камне. Камень был взят на острове Русский в районе бухты Мелководная.
Прихожанами Свято-Серафимовского храма на Подножье с самого начала его восстановления были как островитяне, так и жители Владивостока. После постройки и открытия моста на остров Русский в 2012 г. возросло количество приезжающих в монастырь паломников. Для их приема и размещения на ночлег построена гостиница.
Монастырская звонница была составлена из корабельных рынд и чудом сохранившихся старинных церковных колоколов. Самый большой благовестник отлит в 1880-х гг. в Ярославле. Долгие годы он использовался военными на маяке в заливе Посьет для подачи звукового сигнала при сильном тумане. Колокол был передан монастырю при закрытии части в 2005 г. В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы Тихоокеанского флота, установленный в нескольких метрах от храма. В 2014 г. выбрано место для строительства главной монастырской колокольни, которая будет служить также святыми вратами – основным входом в обитель. Новая колокольня должна будет объединить существующие монастырские постройки в целостный ансамбль, став его архитектурной доминантой.
Главное делание монаха
В центре жизни монастыря неизменно – храм. Богослужение является средоточием монашеской жизни. Оно питает душу, воспитывает дух, дает силы для глубокого внутреннего делания, наполняет смыслом повседневные монастырские занятия. Главным деланием в монастыре должна быть молитва. Поэтому все насельники участвуют в полном суточном круге богослужений и, кроме того, исполняют келейное молитвенное правило. В интервалах между службами братья несут монастырские труды. Обитель держит подсобное хозяйство: ферму и пасеку. Все работы и послушания в монастыре выполняются силами братии без привлечения какого-либо обслуживающего персонала. Исключение составляет только строительство – для этого приглашаются профессиональные рабочие.
Число насельников монастыря со времени его основания менялось. Сегодня в обители спасаются около тридцати братьев. Из них половина – черноризцы: монахи и послушники. Другая половина – трудники. Все насельники живут по одному уставу. С 2010 г. настоятелем монастыря является игумен Климент (Кривоносов).
Для духовного укрепления братии и богомольцев Русского острова монашествующими древних российских обителей и мирянами из центральных регионов России в дар дальневосточному монастырю были переданы святыни: частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Максима Грека, Софии Суздальской, Оптинских старцев, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святой мученицы Татианы и других святых. В течение всего дня открыт монастырский храм, где эти святыни доступны для поклонения. Ежедневно служится молебен небесному покровителю обители – преподобному Серафиму. Надеясь на милость Божию и предстательство Саровского чудотворца, братья монастыря в труде и молитве созидают новую святыню Дальневосточной земли.
Читайте также: «Православная делегация из Америки и Австралии побывала на о. Русский» (с фотографиями монастыря)
Содержание
В торжествах в честь 100-летия храма прп. Серафима Саровского приняли участие архиереи Приморской митрополии (с фотографиями)
Престольный праздник 1 августа 2015 г (с фотографиями)
Престольный праздник 1 августа 2016 г. (с фотографиями)
Религиозная организация Свято-Серафимовский мужской монастырь о. Русский Владивостокской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Почтовый адрес: 690920 г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9
ВНИМАНИЕ: по указанному на сайте телефону не предоставляется информация по монастырю.
Серафимский мужской монастырь на острове Русский начал свою историю уже очень давно — еще до революции здесь было очень много православных церквей и храмов. Сегодня от большинства этих церквей остались лишь маленькие и незначительные фундаменты, но самый большой храм все же решили восстановить и даже создали при нем знаменитый монастырь.
Монастырь был под юрисдикцией 34 стрелкового полка и с 1904 года считался полковой церковью, которая должна была вмещать более восьмисот человек. А во времена СССР церковь превратили в большой местный клуб. Затем, ближе к концу двадцатого века, пожар унес много важных деталей здания — смог уцелеть только остов и чуть более пятой части крыши.
Богослужения в монастыре начали осуществлять лишь с момента появления первых монахов в его стенах, хотя община монахов образовалась в здешних местах очень быстро. Сегодня главным наместником в монастыре является игумен по имени Никон.
Каждый праздник и по воскресеньям в храме монастыря проходят службы. Начало литургии — в 10 утра. Кроме того, каждый день верующие могут принять участие в специальном молебне Серафиму в 17:00.
Ежедневно главный храм открыт для всех желающих. Отзывы об отдыхе в этих местах всегда были положительными — гармония и минуты духовности позволят забыть о проблемах!
Как добраться:
1. На остановке «Изумруд» садитесь на автобус №29
2. Через минут 40-50 выходите на остановке «Школьная» (после остановки «Подножье») и мимо девятиэтажки справа, либо выходите на следующей остановке – «Кирпичный завод» и немного пройти назад по дороге, ориентируясь на купола.
Богослужения в боевых условиях
Почти каждый полк русской армии до революции имел свою походную церковь. Полковых священников в армейской и флотской среде уважительно величали «батей». В период затиший, а иногда и под обстрелом противника, священники служили Божественные литургии, молебны, исповедовали и причащали Святых Тайн свою паству, проповедовали слово Божие и вели беседы с воинами.
В боевых условиях они утешали раненых, в отсутствие врачей и фельдшеров перевязывали их раны, причащали умирающих, ободряли павших духом, пастырским словом, а иногда и личным примером, вдохновляя солдат на борьбу с врагом. По оценкам историков, в Русско-Японской войне участвовало от 300 до 500 священнослужителей, многие из них получили государственные награды за мужество при выполнении пастырского долга и героизм, проявленных непосредственно на поле боя.
Известно, что священник походного храма в честь преподобного Серафима Саровского при 34-ом Восточно-Сибирском стрелковом полку иерей Павел Крахмалёв за героизм был награжден двумя орденами и Золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества. Этой высшей государственной наградой жаловали тех военных священников, которые заменяли собой офицера и вели в бой солдат.
По окончанию войны 34-й Серафимовский полк возвращается на остров Русский. К полковым святыням добавляется Георгиевское знамя с надписью: «За отличие под Лояном и на реке Шахэ в 1904 году, у Сандепу в 1905 году». Для походной церкви выделили временное помещение ‒ деревянный барак инженерного ведомства. Барак, не был приспособлен к церковной службе, но
в гарнизоне знали, что скоро будет построено новое здание. Сам царь уделял этому особое внимание.
Особая стать воинских храмов
В период с 1906 по 1917 годы на Русском построили шесть полковых храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов. Строительство полковых церквей Российской императорской армии велось по типовому проекту, составленному инженером Федором Вержбицким и утвержденным Николаем II. «Дай Бог,
в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высшей степени важным, ‒ писал император. По его распоряжению, православный храм в виде отдельного здания должен был стать «непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты». Далекий остров Русский не стал исключением. Несмотря на нехватку государственных средств на различные бюджетные нужды, военное министерство в те годы исправно финансировало церковное строительство.
Воинские храмы отличались экономичностью и были рассчитаны на значительное число молящихся. Полковая церковь преподобного Серафима Саровского, построенная в 1914 году, была способна вместить в себя до 800 человек единовременно. И, как любое военное сооружение, полковой храм был стратегическим объектом, крепким и неприступным, как крепость. Когда в 1930-е годы решили стереть с лица земли главный гарнизонный храм великомученика Георгия Победоносца 36-го полка, в бухту Новик острова Русский пришлось вызывать боевой корабль. Он и расстрелял церковь из орудий…
Из всех церковных зданий каким-то чудом на острове уцелел лишь храм преподобного Серафима Саровского 34-го полка. Здание переделали под армейский клуб, позже организовали в нем кинотеатр.
«Когда мы пришли сюда в 2001 году, от здания храма остались только стены и колонны. Ни крыши, ни купола не было, окна заложены кирпичом. Первое время мы жили прямо в храме и ремонтировали его», ‒ вспоминает отец Климент историю пятнадцатилетней давности, когда десять человек во главе
с иеромонахом Никоном поселились здесь с целью восстановить храм
и основать обитель. К этому моменту здание десять лет простояло брошенным, после того, как с острова стали выводить воинские части. Но уже через год был совершен первый монашеский постриг, и в престольный праздник ‒ первая Божественная литургия.
Свято-Серафимовский мужской монастырь (Владивосток, остров Русский)
Единственный островной монастырь на Дальнем Востоке находится в северо-западной части острова Русский, в районе бухты Полеводина, в 250 метрах от берега. Монастырь был основан по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского в 2001 году. Главный храм обители является памятником истории и культуры, он был построен в 1914 году для полковой походной церкви. Это один из трех сохранившихся во Владивостоке дореволюционных храмов и единственный сохранившийся полковой храм Владивостокской крепости. Всего к началу атеистического времени (20-м годам прошлого столетия) на острове Русский было шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей и две часовни. Здание храма преподобного Серафима Саровского 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, где сейчас находится монастырь, – единственная уцелевшая постройка.
В 1925 г. церковное здание было национализировано и передано военным под клуб. Храм был частично перестроен: купол взорван, кресты на внешних стенах разбиты, сняты колокола, церковное имущество разграблено, внутренняя роспись уничтожена. «Цитадель мракобесия превратилась в культурный очаг» – в бывшем храме проводили торжественные мероприятия и концерты, принимали в пионеры, показывали фильмы, в начале 90-х был организован видеосалон.
Новая история храма началась в 1995 году, когда возрожденная православная община попросила вернуть ей здание. Здесь стали проходить богослужения, а в 2001 году приход был преобразован в мужской монастырь, получивший по преемству от храма имя «Свято-Серафимовский». Началось строительство монастырских зданий. В 2005 г. возвели братский келейный корпус, позже построили мастерские, котельную, трапезный корпус и паломническую гостиницу. В настоящее время ведется строительство колокольни.
Кроме строительных работ, монахи занимаются пчеловодством, разводят домашний скот. Богослужение в монастыре совершается по уставу, приближенному к уставу Святой горы Афон.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СЕРАФИМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафимовский храм, фото середины 2000-х
Мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского в г. Владивосток Владивостокской епархии.
История
Воинский храм
До революции на острове Русском близ Владивостока было около двенадцати воинских православных храмов. Один из них находился в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка 9-ой Восточно-Сибирской стрелковой дивизии и был учрежден в 1904 году как походная приполковая церковь. Вместе с полком церковь находилась в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Храм находился в деревянном бараке инженерного ведомства в районе бухты Рында и вмещал 800 человек. По штату при церкви был положен один священник.
В 1914 году завершилось строительство и было освящено кирпичное здание храма полка во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца у подножия горы Русских. В храме бережно хранилось благословение полку от Их Императорских Величеств, дарованное в 1904 году — небольшой образ преподобного Серафима
После октябрьского переворота
В 1918 году, в связи с отправкой полка на фронты Первой Мировой и Гражданской войн, в здании храма функционировала временная церковь «при Управлении Строителя Владивостокской крепости». В 1921 году доселе принадлежавшая к управлению протопресвитера военного и морского духовенства церковь перешла в ведение Владивостокской епархии.
К 1923 году здание отошло в распоряжение Приморского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов: в декабре этого года местная православная община заключила договор с полномочным представителем Совета о пользовании храмом. В храме продолжались богослужения, хотя для этого общине пришлось получить специальное разрешение НКВД.
В связи с тем, что православная община Подножия практически распалась и продолжалось самовольное «изъятие» Военным ведомством и просто расхищение жителями церковного имущества, в 1929 году возникла «идея» о передаче здания церкви «на культурные нужды населения Русского острова». На заседании Президиума Владивостокского окружного исполнительного комитета в 1930 году было постановлено передать здание под рабочий клуб имени Сергеева Рудметаллторгу. Позже клуб стал матросским клубом, принадлежащим воинской части.
Возрождение прихода
5 августа 1995 года после долгого перерыва на острове зарегистрировалась первая православная община и обратилась к городским и флотским властям с просьбой о возвращении храма — от большинства остальных бывших на острове храмов к этом времени остались только фундаменты. Военные уже готовы были к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию, претендующий на использование здания храма под спортивный зал. В 1996 году во все еще пустующем здании случился пожар — выгорела практически вся внутренняя часть, крыша, рухнули потолки. Уцелел только остов здания и 20 процентов крыши. После этого комитет по образованию отказался от полуразрушенного здания и его передали православной общине .
Богослужения в храме стали совершаться как только это стало возможно, в маленьком тесном помещении, которое расположилось под восстановленной крышей. Население острова проявило большую заинтересованность в воссоздании храма, многие старались помочь в решении хозяйственных проблем прихода. 9 сентября 1997 года иеромонахом Павлом (Хохловым) в храме было совершено первое за долгие годы крещение жителей о. Русский — крестилось 18 человек. Около двух лет продолжалось восстановление полуразрушенного здания бывшего воинского храма. Вначале, так как историческое название было забыто, приход получил название в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», но в 1999 году были получены копии архивных документов из Государственного архива Приморского края, на основании которых было подано прошение о переименовании храма в честь преподобного Серафима Саровского. Первоначально храм Серафима Саровского был приписан к Покровскому приходу, а осенью 2000 года Серафимовский приход был выделен в самостоятельный и его первым настоятелем стал иеромонах Варнава.
Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафимовский храм, фото начала 2000-х
Появление монастыря
Почти сразу здесь начала образовываться монашеская община. 22 июня 2001 года указом епископа Владивостокского Вениамина (Пушкаря), с целью дальнейшего преобразования церкви в монастырь и создания монашеской обители, настоятелем храма был назначен иеромонах Никон (Анненков). Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года приход был преобразован в Серафимовский мужской монастырь. В декабре 2001 года монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии. 29 марта 2002 года во дни Великого Поста епископ Владивостокский Вениамин совершил в монастыре первый постриг.
Первоначально насельники монастыря обитали в здании храма, где находится и трапезная. К марту 2005 года силами братии и послушников был возведен келейный корпус, баня, устроена трапезная, кухня, библиотека и книжная лавочка. Весной 2006 года были заложены фундаменты под целый комплекс новых зданий: гостиницы для паломников (мужской и женской), келейный корпус, мастерские, хозяйственные постройки. Также в 2006 году ко дню памяти Серафима Саровского построили сторожку у главного входа.
Для насельников обители утро начинается в пять часов с молитвы, затем час за часом работа с коротким отдыхом на обед, потом вновь служба. С девяти вечера остается несколько часов свободного времени. Насельники занимаются иконописью. Ввиду активного строительства, насельники монастыря почти полностью отказались от огородничества, но увеличили количество ульев. Летом вывозят пасеку в тайгу. Из молока, получаемого от небольшого стада коров, насельники сами делают творог, сметану и сыр. Дополнительное подспорье в хозяйстве — рыболовство.
Серафимовский монастырь — единственный островной монастырь на Дальнем Востоке. Каждый выходной в храм приезжают прихожане и паломники из Владивостока и городов Приморского края. Постепенно укрепляется сотрудничество с воинскими частями, дислоцированными на острове: в храме принимают крещение, исповедуются и причащаются солдаты и матросы срочной службы.
Настоятели, наместники
Настоятели прихода
- Варнава (осень 2000 — ?) иером.
- Никон (Анненков) (22 июня — 6 откября 2001) иером.
Наместники монастыря
- Никон (Анненков) (6 откября 2001 — 26 июля 2010) иером., игум.
- Климент (Кривоносов) (с 26 июля 2010) иером., игум.
Использованные материалы
- Страница сайта Православные храмы Владивостока:
- Страница официального сайта Владивостокской епархии:
- Цитович, Г. А., Храмы армии и флота, Пятигорск, 1913, 513:
Так на странице сайта «Православные храмы Владивостока», . На странице официального сайта Владивостокской епархии указано что пожар случился в 1980-е годы, после чего здание сильно пострадало и было брошено. См.