Содержание
КТП по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ (ОПК) А.В. Бородина 1 класс
КТП ФГОС ОПК 1 год обучения
№
(разделы, темы)
Кол-во часов
Даты
Оборудование
Основные виды учебной деятельности (УУД)
план
факт
Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» (3 ч)
Нерукотворная красота природы. Творец. Творение.
Альбом
П — умение строить высказывание Л – нравственно-эстетическое оценивание
Рукотворная красота культуры.
Презентация
П — умение строить высказывание К – умение выражать свои мысли
Человек – созидатель культуры.
Презентация
К – умение выражать свои мысли П – поиск информации
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» (5 ч)
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Презентация
П – поиск информации Л – нравственно-эстетическое оценивание
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Презентация
К – умение выражать свои мысли Л – нравственно-эстетическое оценивание
Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона «Чудо Георгия о змие».
Репродукции икон
П – поиск информации
Библиотеки – хранилища культуры. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Презентация
К – умение выражать свои мысли К – постановка вопросов
Человек – хранитель культуры. Представление о единстве культуре России.
Презентация
П – смысловое чтение
К – умение выражать свои мысли
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» (6 ч)
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России.
Презентация
П – поиск информации
К – умение выражать свои мысли
Иконы. Святая Троица. Иконы Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Репродукции икон
П – структурирование знаний
К – постановка вопросов
Храмы. Понятие «храм – дом Божий».
Презентация
П – структурирование знаний
К – умение выражать свои мысли
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Презентация
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник.
Презентация
П – структурирование знаний
К – постановка вопросов
Представление о православном богослужении.
П – структурирование знаний
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Тема 4. «НАША РОДИНА» (10 ч)
Россия – наша Родина. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Презентация
К – умение выражать свои мысли
П — умение строить высказывание
Древнейшие города России. Понятие о кремлях как оборонительных сооружениях.
Презентация
П – структурирование знаний
Л – нравственно-эстетическое оценивание
К – постановка вопросов
Москва – столица России. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного.
Презентация
П – структурирование знаний
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Поэты и художники России – о Москве.
Презентация
К – умение выражать свои мысли
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Наша культура.
Презентация
П – поиск информации
К – умение выражать свои мысли
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа.
Презентация
К – постановка вопросов
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Презентация
П – структурирование знаний
К – умение выражать свои мысли
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура».
Национальные герои России –Минин и Пожарский, Пересвет и Ослябя.
Презентация
П – структурирование знаний
К – умение выражать свои мысли
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Русь и русская культура. Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.
Презентация
К – постановка вопросов
К – разрешение конфликтов
Представление о жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами (недостатками).
Презентация
Л – нравственно-эстетическое оценивание
К – умение выражать свои мысли
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» (4 ч)
Богочеловек. Сын Бога. Богородица.
Репродукции икон
П – структурирование знаний
Иконы «Спас в силах», «Рождество Христово», икона Пресвятой Богородицы.
Репродукции икон
Л – нравственно-эстетическое оценивание
Христос как Спаситель мира.
Репродукции иконы «Всех скорбящих Радость».
Л – нравственно-эстетическое оценивание
К – умение выражать свои мысли
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Презентация
П – структурирование знаний
Тема 6. «СЕМЬЯ» (4 ч)
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.
Презентация
П — смысловое чтение
К – умение выражать свои мысли
Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Репродукции икон
П — умение строить высказывание
К – умение выражать свои мысли
Знакомство с Владимирской иконой Божией Матери.
Репродукции икон
П – смысловое чтение
К – постановка вопросов
Знакомство с Казанской иконой Божией Матери.
Репродукции икон
Л – нравственно-эстетическое оценивание
К – постановка вопросов
Заключительный урок (1 ч)
Методические материалы
А.В. Кураев «Основы православной культуры» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов
Сообщество преподавателей курса ОПК (поурочные разработки) Много притч!
Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов
Урок №1 Россия – наша Родина
Урок от Праволимпа
Конспект и презентация к уроку
Презентация
Урок № 2 Культура и религия
Урок от Праволимпа
Конспект урока
Презентация
Урок № 3 Человек и Бог в православии
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 4 Православная молитва
Урок от Праволимпа
Презентация
Закон Божий. О молитве
Мф «Отче наш»
Урок № 5 Библия и Евангелие
Урок от Праволимпа
Закон Божий. Священное писание. Библия
Презентация по МХК
Презентация и текстовое сопровождение
Разработки уроков
Урок № 6 Проповедь Христа
Урок от Праволимпа
Презентация
Закон Божий:
- Нагорная проповедь
- Нагорная проповедь
- Нагорная проповедь
Урок № 7 Христос и Его крест
Урок от Праволимпа
Презентация
Что изображено на Голгофском Кресте
Урок № 8 Пасха
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок о посте. Журнал «Покров» с. 26
Урок № 9 Православное учение о человеке
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 10 Совесть и раскаяние
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с.22
Урок № 11 Заповеди
Урок от Праволимпа
Презентация
Закон Божий. О заповедях.
Урок № 12 Милосердие и сострадание
Урок от Праволимпа
Презентация
Евангельские сюжеты о милосердии в изобразительном искусстве
Урок из журнала «Покров» с. 24
Урок № 13 Золотое правило этики
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров». с.13
Урок № 14 Храм
Урок от Праволимпа
Презентация
Устройство православного храма
Урок № 15 Икона
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 16 Творческие работы учащихся
Урок от Праволимпа
С сайта Интевики
Урок № 17 Подведение итогов
Урок от Праволимпа
Урок 18 Как христианство пришло на Русь
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 19 Подвиг
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 20 Заповеди блаженств
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с. 22
Урок 21 Зачем творить добро?
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 22 Чудо в жизни христианина
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 23 Православие о Божием суде
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 24 Таинство Причастия
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 25 Монастырь
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 26 Отношение христианина к природе
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 27 Христианская семья
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 28 Защина Отечества
Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 29 Христианин в труде
Урок от Праволимпа
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству
Урок от Праволимпа
Урок 31 Итоговый
Урок от Праволимпа
Занятие кружка «Основы православной культуры». Тема: «Моя родина – Россия». 1-й класс
Цель занятия: Формирование представления детей о России как общей Родине всех её граждан.
Задачи занятия:
- Продолжить знакомство с понятиями «Родина», » Россия».
- Формировать представление об обширности и красоте просторов России.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории.
Оборудование: Приложение 1, ребус, предметные картинки для схемы, карточки для составления пословиц, учебник «Основы православной культуры: Мы и наша культура» для 1класса автора А.В.Бородиной, цветная бумага, клей, шаблоны ромашек, листиков, элементов храма
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
2. Сообщение темы занятия
Учитель: Давным-давно в далёкие времена называлось наше государство «Русь». А в конце 11 века у русской земли появилось новое имя. Какое? Вы узнаете, разгадав ребус. (Приложение 2)
/Россия/
Это и будет сегодня темой нашего разговора.
3. Работа по теме занятия.
Учитель: Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне.
На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где люди говорят так…
(Инсценирование отрывка из книги С.Романовского «Марфа и Мария»: дети в народных костюмах разыгрывают сценку)
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
-На русь? – ахнул я.
-На русь, – подтвердила хозяйка…
Учитель: А для вас Россия — это что?
Учитель: Народ издавна слагал песни о своей Родине, о России. Вот одна из них.
(Дети исполняют песню Г. Струве » У моей России…»)
Учитель: О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Учитель: Составьте пословицы, прочитайте, объясните, как вы их понимаете.
(Игра «Составь пословицу», работа идёт в группах)
- Жить – Родине служить.
- Родина краше солнца.
- На чужой стороне Родина милей.
Учитель: Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
4. Физминутка:
5. Продолжение работы по теме занятия
Учитель: Родина объединяет всех живущих в ней общей природой, общей культурой, общим языком и, конечно же, общими святынями.
-Мы пришли с тобой и замерли, и забыли все слова.
Перед этим чудом, что не камен, а из света весь, из любовей и тепла… (Б.Чичибабин)
(Показ фрагмента фильма «Неугасимый свет» о Саввино-Сторожевском монастыре)
Работа с учебником
— Откройте учебники на странице 70. Посмотрите, какие разными и одновременно похожими друг на друга могут быть храмы и монастыри.
— Чем они отличаются от обычных домов? (они украшены, красивые, есть колокольни и купола)
Учитель:
Россия-Родина святая,
Люблю тебя я всей душой!
Россия – ты обитель рая,
Горжусь великою страной!
— Наша страна — это и берёзки и ромашковые поля, и, конечно же, » уголок неба на земле» т.е. храм.
— А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую.
1 группа создаёт образ храма.
2 группа — берёзы.
3 группа – ромашки.
(Работы прикрепляются на доску и являются продолжением схемы. Приложение 3)
Учитель: Родина – это не только наша необъятная страна, но и то место, где человек родился и живет. Каждый из нас любит свою малую родину. А для нас с вами малой родиной является наш город. Ученица нашей школы Влада Рысаева написала о Балашове стихотворение.
Дети читают стихи В.Рысаевой.
Балашов мой, край чудесный!
Как же нравишься ты мне.
Летом сказочный, прелестный,
А зимой ты, как во сне.
У тебя поля густые,
Дубы, клёны золотые.
Речка у тебя прекрасна,
А над нею солнце ясно!
6. Рефлексия:
Продолжите фразу
- На занятии мне было интересно…
- Мне нравятся эти занятия потому, что…
- Сегодняшнее занятие помогло мне…
С 2015 года в школах Беларуси введен факультативный курс «Основы православной культуры» для учащихся 1-4-х классов.
По благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Слонимского, к новому 2016-2017 учебному году для преподавателей «Основ православной культуры» в Новогрудской епархии разработаны уроки.
Факультатив «Основы православной культуры»
Календарно-тематическое планирование курса ОПК (скачать)
Ниже можно скачать готовые уроки (с дополнительными материалами).
- Библейские сюжеты о любви Творца к миру
- Библейские сюжеты о происхождении зла
- День Матери
- История Ноя
- Почитание родителей. Память и забота о предках
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Отношение к семье. Уклад православной семьи
- Вавилонское столпотворение
- Ангел-Хранитель
- Евфросиния Полоцкая. Любовь к Богу превыше всего. Служение людям
- Знакомство с православным храмом
- Знакомство со святынями белорусского народа и православным искусством
- Младенец Иисус Христос
- Писание и Предание о Рождестве Иисуса Христа. Благочестивые традиции
- Воскресение Иисуса Христа
- Нравственные качества ученика. Почитание старших в школе
- Отношения с одноклассниками. Прилежность и трудолюбие
- Писание и Предание о Пасхе Христовой. Великий Пост
- Православная культура об отношении к учению в школе. Высокое призвание ученика
- Сценарий праздника «Рождество Христово»
- Труд в жизни христианина
- Духовный труд. Труды Сергия Радонежского в монастыре.
- Благочестие. Доблесть. Законопослушание
- Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение
- День Победы
- Отношение к рабочему месту и к одежде. Опрятность и скромность
- Родина. Служение Отечеству православных христиан
- Итоговое занятие
- Авраам и Моисей
- Библия о творении природы и человека
- Благочестивая семья
- Рождество Богородицы
- Рождество Пресвятой Богородицы (2-е занятие)
- Отношение к труду. «Землю красит солнце, а человека — труд»
- Ценности христианской семьи
- Благословенный труд – источник добродетелей
- Рождество Христово
- Духовно-нравственный смысл праздника Рождества Христова
- День Ангела
- Праведная София Слуцкая
- Святыни Белой Руси
- Знакомство с приходом
- Вход Господень в Иерусалим
- Иисус Христос учит людей и помогает им
- Моление в Гефсиманском саду
- Об истинной любви и милосердии. Взятие Иисуса Христа под стражу. Казнь Иисуса Христа
- Благочестивые традиции Рождества Христова
- Духовный смысл праздника Пасхи Христовой
- Святитель Кирилл Туровский
- Отношение к Отечеству
- Воскресение Иисуса Христа. Вознесение Господне
- Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Церковь земная и небесная. Жизнь христиан
- Готовимся праздновать Пасху Христову
- Пасхальные традиции
- День Победы
- Троица
- Святыни земли белорусской: Жировичская и Минская иконы Божией Матери, Коложская церковь
- «Покаяние, раскаяние»
- «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери»
- «Свобода воли»
- Священное Писание. Ветхий Завет
- Священное Писание. Новый Завет
- День Ангела
- Жития святых—душеполезное чтение.Святитель Мина, епископ Полоцкий
- Заповеди взаимоотношения людей
- Заповеди отношения к Богу
- Православная семья основана на любви. Святые Петр и Февронья
- Предназначение человека
- Священное Писание и Предание о человеке.Человек — венец творения, образ и подобие Божие
- Благословенный труд – основа процветания страны
- Вочеловечение Бога – свидетельство любви и сострадания к людям
- Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси
- Как славяне в древности пришли на белорусские земли. Апостол Андрей
- Подвижническая жизнь Господа Иисуса Христа. Страдания во имя спасения человечества
- Преподобный Сергий Радонежский
- Святая княгиня Ольга — устроительница древнерусской земли
- Священное Писание о почитании родителей
- Трудолюбие. Притчи царя Соломона о трудолюбии. Труды, прославляющие Творца
- День Победы
- Древний Полоцк
- Евфросиния Полоцкая. Любовь к Богу превыше всего. Служение людям
- Преподобный Иоанн Кормянский
- Драгоценная рака преподобной Евфросинии Полоцкой
- Светлое Христово Воскресенье
- Страстная (Великая) Седмица
- Троица
- День славянской письменности
- Заповеди праведной жизни. Нагорная проповедь
- Покаяние, раскаяние
- Покров Пресвятой Богородицы. День Матери
- «Преподобномученик Афанасий Брестский»
- Свобода воли человека
- Священное Писание и Предание о человеке
- Священное Писание. Ветхий Завет
- Священное Писание. Новый Завет
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Выполнение заповедей — духовный и нравственный долг христианина
- Жизнь Иисуса Христа как нравственный и духовный идеал
- Милосердие и сострадание
- Послушание
- Прощение
- Человеколюбие как важнейший принцип христианской морали
- Благодарность как важнейший принцип христианской морали. Примеры благодарности святых (2 урока)
- Знакомство с собой
- Наша епархия. Наша Церковь. Наш Патриарх
- Отечество. Родная старина
- Отношение к святыням белорусского народа
- Рождество Христово
- Твое родословие
- Ты и твои родители, человек в кругу семьи
- Человек в кругу друзей
- День Победы
- Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Виленские
- Пасха Христова
- Православие – религия наших предков. Религии мира
- Радоница
- Святая Русь – колыбель трех народов
- Троица
Факультативы
Учебные программы
- Основы православной культуры 1-4 классы.
- Основы православной культуры 5-9 классы
- Библия как памятник истории и литературы – 6 класс.
- «Храмы, замкі і палацы беларусі» – 7 класс.
- Искусство колокольного звона – 9 класс.
- Культура и религия – 10-11 классы.
- Основы религиоведения – 11 класс.
- «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян — 1-11 классы.
Учебные пособия
Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы Православной культуры: учебное пособие. 3 класс. – М.:ПРО-ПРЕСС, 2009
Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Кн. 1. – Москва, 2007
Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Кн.2. – Москва, 2009
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Беглов А.Л, Саплина Е.В. и др. – Москва: Просвещение, 2010.
Методические рекомендации для учителей
Учебно-методические разработки
По благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Слонимского для преподавателей факультативного курса «Основы православной культуры» для учащихся 1-4 классов в Новогрудской епархии разработаны уроки.
Календарно — тематическое планирование курса ОПК
Методические разработки лауреатов конкурса «Кладезь мудрости»
Анашкевич Н.Н., учитель ГУО «СШ№11 г. Лиды», Квест-игра «Под Покровом Пресвятой Богородицы»
Василевская С. И., воспитатель ГУО «Ясли-сад №77 г. Гродно», цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста
Громыко Надежда Викторовна, ГУО «СШ №3 г. Новогрудка», факультативное занятие «Трудолюбие, притчи царя Соломона о трудолюбии, труд, прославляющий Творца.» Презентация
Золотова Алла Николаевна, учитель ГУО «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении», факультативное занятие «Пост — праздник души.» Презентация
Клок Наталья Вячеславовна, учитель ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды», Кокош Ирина Владимировна, старшая сестра Сестричества в честь святого Апостола Иоанна Богослова в г.Новогрудке, интерактивное занятие для девушек «Высокое предназначение женщинны». Презентация
Коваленко Елена Михайловна, учитель «Учебно-педагогического комплекса Бакштовский детский сад – средняя школа» Ивьевского района Гродненской области, внеклассное мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы»
Кравцова Ольга Андреевна, учитель ГУО «Ельская районная гимназия» г.Ельска Гомельской обл., Конспект урока русской литературы в 5 классе»Если в сердце живет любовь (по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Сураго Тамара Николаевна, учитель ГУО «Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Новогрудского района Гродненской области, факультативное занятие «Чудеса Иисуса Христа»
Андриевская Елена Валентиновна, учитель государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Калинковичи, факультативное занятие «Семья и семейные ценности. Отношение к семье»
Дронченко Елена Петровна, учитель ГУО «Гимназия г. Калинковичи», факультативное занятие «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери»
Ботвиновская Марина Павловна, учитель ГУО «Гудевичская средняя школа» Мостовского района Гродненской области, факультативное занятие «Православные традиции отношения к учебе»
Червоная Татьяна Романовна, учитель ГУО «Средняя школа №14 г. Лиды», факультативное занятие «Дела милосердия как осуществление любви к ближнему». Презентация
Литература по духовно-нравственному воспитанию
Аннотированный библиографический указатель литературы по духовно-нравственному воспитанию
Презентации
Межпредметные связи при изучении факультативного курса «Основы православной культуры»
О подлинных ценностях в человеческой жизни
Руководителю школы
- Как открыть православный класс в школе
- Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию ГУО «Вилейская гимназия № 2».
- Система работы ГУО «Вилейская гимназия № 2» по взаимодействию с семьей и подготовке учащихся к будущей семейной жизни.
-
Просветительский культурный центр ГУО «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка».
-
Примерные рекомендации по организации методического кабинета по духовно-нравственному воспитанию
- Инновационный проект ГУО «Гимназия № 10 г. Гомеля» Внедрение модели взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в современной социокультурной среде.»
- Опыт организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в ГУО «СШ № 123 г. Минска» (2004-2014 гг.).
Учителю — предметнику
Преподавателю биологии
Трудные вопросы теории эволюции.
Классному руководителю
Материалы для классных часов
- Герои нашего времени
- Подготовка к семейной жизни
- Сквернословие — болезнь души
- Язык мой — друг или враг?
- О чистоте речи
- Как не попасть в ловушку (инструкция по противодействию вербовке в запрещенные организации)
- 9 принципов общения в соцсетях
- О красоте настоящей и ложной
- О счастье
- О ценности времени жизни
- О репродуктивном здоровье и традиционных семейных ценностях
- Введение
- Выступление психолога
- Выступление священнослужителя
- Методические материалы
- Материалы для родительских собраний
- Опасные связи
- Внеклассная работа
Краеведение
Сборник экскурсионных маршрутов «Узнаем Беларусь вместе»
Методические рекомендации по православному краеведению
Материалы по практической генеалогии
1. Духовные основания к изучению генеалогии
2. Библиография по генеалогии
3. Сайты с информацией по генеалогии
4. Схема для создания родовода
5. Семейный альбом
Сценарии
В гостях у Рождественской Ёлочки
Царь Светозар
Слепая принцесса Фавста
И Путь, и Истина, и Жизнь
Пасхальная ночь
Самоанализ урока ОПК по теме «Православный храм»
Самоанализ урока по предмету «Основы православной культуры «,
4 класс
Урок № 14 Тема: «Храм»
Учитель: Ткаченко Марина Леонидовна МАОУ СОШ № 13
1. Место данного урока в теме:
урок проводится согласно тематическому планированию.
Связан с предыдушими темами, так как тема молитва была изучена ранее. Тема работает на следующие уроки таким образом, что при изучении последующих тем, например «Икона», учащиеся уже овладели понятиями икона и иконостас.
Тип: урок изучения нового материала.
Урок проводился с учащимися в количестве 18 человек.
2. При подготовке к уроку учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствием с этим материал подобран легкий для понимания учащихся.
3. В ходе урока решались следующие цели и задачи:
Задачи урока:
-приобщение обучающихся к вечным ценностям через развитие интереса к духовно-историческому и культурному наследию своего народа;
-создание условий для воспитания милосердия и развития толерантности у детей.
Цели урока:
— дать понятие о храме, назначении, внешнем виде и устройстве православного храма;
— познакомить с отдельными действиями священника в храме (каждение), правилами поведения прихожан.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по курсу ОРКиСЭ (модуль ОПК ) для 4 класса начальной школы.
При изложении нового материала использовались следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный
(рассказ, работа с учебником, демонстрация презентации и видеоролика);
б) репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний
на практике);
д) исследовательский метод (дается познавательная задача, которую обучающиеся решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Технологии:
— информационно-коммуникативные;
— здоровьесберегающие (создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроке).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, коллективная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с рабочей тетрадью.
На уроке использовались наглядность и оборудование:
-фото- и иллюстрированный материал с изображением храмов;
-карточки со словами;
-рабочая тетрадь с заданиями и православным словариком;
— видеоролик «Храмы России»;
— презентация.
4. Структура урока: а) актуализация знаний; б) изучение нового материала; в) закрепление изученного, г) рефлексия.
5. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
Урок проходил в незнакомом мне классе, поэтому не смогла реализовать учет обученности, интересов и склонностей детей. Однако, зная психологические особенности учащихся данной возрастной группы, старалась создать определенное мотивационное поле, применяя нестандартные методы и приемы обучения, а на этапе введения в тему использовала некий эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
Вводная беседа создавала благоприятный психологический настрой на урок, способствовала снятию напряжения.
На уроке по теме «Храм» шел разговор о ценности храма как святыни для православных людей, о его строении и назначении. Разбирались понятия: «храм», «икона», «кадило», «иконостас», «алтарь».
Демонстрация слайдов презентации и видеоролик способствовали наиболее яркому восприятию информации. Каждый слайд презентации служил для достижения целей урока.
Уровень познавательной активности учащихся оценивается как хороший. Этот урок послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся воспитывающим стимулом доброты, света, радости.
6. В процессе всего урока стремилась активизировать деятельность учащихся, тем самым способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, помочь им раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала через индивидуальную, фронтальную, парную и групповую формы деятельности.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.Ребята показали уровень усвоения материала, были активны, внимательны, работоспособны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изучаемый материал последовательно, логично. Выполняли задания с удовольствием.
По ходу урока делалась качественная оценка деятельности учащихся.
7. Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся, присутствующих на уроке. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
8. Показателем эффективности усвоения знаний, по моему мнению, явились активная познавательная и творческая деятельность учащихся в течение всего урока.
К недочетам проведенного урока я, наверное, отнесу в начале урока моё волнение и волнение учащихся, так как мы не знакомы.
Самоанализ урока «Основы православной культуры»
Поделитесь с коллегами:
Самоанализ урока по предмету «Основы православной культуры «,
1 класс
Программа «Истоки»
Урок №7 Тема: «Родной край. Родина. Дом. Родные люди.»
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 — 4-м классах начальной школы.
Выбранный курс позволит дать обучающимся представление о многообразии и взаимопроникновении православной культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Урок — это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Состоялся седьмой урок по теме «Родной край. Родина. Дом. Родные люди.»
Тип: урок изучения нового материала
Место данного урока в теме:
урок проводится согласно тематическому планированию
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели и задачи:
Цели урока:
Знакомство с главной ценностью человека — Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют;
воспитание жизнеспособной личности;
развитие познавательного интереса к истории Родины;
распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу, сопричастности к единому государству.
Задачи урока:
В области ценностей:
Уважение к Родине и ее традициям, уважение к многочисленным народам нашей Родины.
В области опыта:
Ученики получат опыт сотрудничества, умения представить свою точку зрения.
В области знаний:
Ученики будут знать, что такое Родина и Отечество, малая Родина, культурные традиции, духовные ценности.
В области умений и навыков:
Работать с понятиями, высказывать свое мнение перед аудиторией.
Для достижения поставленных целей и задач я использовала следующие приёмы и методы:
-словесные (рассказ учителя, беседа);
-наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);
-объяснительно-иллюстративный (работа с иллюстративным материалом);
-устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме.
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
— коллективная;
— индивидуальная, с учётом дифференциации;
-работа в группах.
На уроке использовались наглядность и оборудование:
пословицы о Родине;
политико-административная карта РФ;
портреты государственных деятелей, героев России, великих людей;
выставка детских рисунков на тему: «Наш край»;
композиция на доске: (земной шар с выделенной на нем территорией России)
презентация.
Урок содержит следующие этапы:
I.Этический заряд.
II. Актуализация знаний.
III.Сообщение целей урока.
IV.Работа над новым материалом.
1.Работа с понятием «Родина»
2.Чтение стихотворений о Родине.
3.Работа с картой.
4.Государственные символы.
5.Физминутка.
6.Работа с понятием «малая Родина».
7. Россия многонациональная страна.
8. Великие люди России.
9.Творческая работа.
10. Любите, цените, уважайте нашу общую Родину — Россию.
11.Работа над пословицами.
12.Ресурсный круг.
V. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Урок проводился с целым классом.
Вводная беседа создавала благоприятный психологический настрой на урок, способствовала снятию напряжения.
На уроке по теме «Родной край. Родина. Дом. Родные люди.» шел разговор о России, о народах, населяющих ее бескрайние просторы, о символах государства, о малой Родине, разбирались понятия: «духовные ценности, «традиции», «национальная гордость», «малая Родина», Россия, отечество, столица, президент, государственные символы.
Россия — наша Родина — многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы — одна большая семья. Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.
Демонстрация слайдов способствовала наиболее яркому восприятию происходящего события. Работа с новыми словами и понятиями обогащала словарный запас детей.
Уровень познавательной активности учащихся оценивается как хороший. Этот урок послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся большим воспитывающим стимулом доброты, света, радости.
По ходу урока делалась качественная оценка деятельности учащихся.
Ребята показали уровень усвоения материала, были активны, внимательны, работоспособны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изучаемый материал последовательно, логично. Выполняли задания с удовольствием.
Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
О том, чтобы ввести религию как школьный предмет, разговоры ходят давно. На том, чтобы включить основы своей религии в школьный план, конечно же, настаивают главы конфессий. Но дальше разговоров раньше дело не доходило. Оно и понятно: Россия — слишком многоконфессиональна, чтобы всем детям изучать только одну определенную религию. Но теперь основы православной культуры (ОПК) уже изучают в 15 регионах. И в некоторых из них ОПК — обязательный предмет, такой же, как математика с русским языком.
Сейчас педагоги, чиновники и представители других конфессий бурно обсуждают, насколько законно заставлять детей изучать именно православие, а не основы религий вообще. Дело в том, что ввести уроки православия на федеральном уровне, то есть одновременно во всех регионах, запрещает Конституция. Но по Закону «Об образовании» местные чиновники имеют право вводить у себя так называемый «региональный компонент». Так и сделали в ряде областей: основы православия включили в учебный план, и теперь православные священники 1 — 2 раза в неделю приходят в школы и ведут уроки.
Хотя, судя по социологическим опросам, в том числе и по мнению наших читателей (см. опрос «КП»), даже верующие православные люди не всегда согласны, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьной скамье.
Где преподают
В Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях православные уроки будут обязательными. А в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно, то есть во внеурочное время и по желанию учеников.
Андрей РЯБЦЕВ
ВОПРОС ДНЯ
Нужна ли в наших школах религия?
Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии:
— Не нужно путать эти уроки с преподаванием Закона Божия. Речь идет лишь о появлении культурологических факультативов. Школы сами вправе определять, какой вводить предмет: православную культуру или культуру древних ацтеков.
Владимир ВИНОКУР, юморист:
— В обязательном порядке — нет, но если есть желающие, пусть ходят на такие занятия. Мне кажется, что наши дети и так все грамотные, в Интернете сидят. И содержание Библии без уроков православия неплохо знают.
Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:
— Да. Поскольку вера — это основа нашего национального мировоззрения. И задача государства — вернуть основы религиозного воспитания в наши школы.
Борис НЕМЦОВ, политик:
— Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.
Александр ДУГИН, лидер Евразийского движения, директор Центра геополитических экспертиз:
— Нужна. Эти уроки — не просто знакомство с религией, но и с историей России, с этикой нашей страны. Жаль, что предмет не будет обязательным во всех школах.
Павел КРАШЕНИННИКОВ, глава Комитета Госдумы по законодательству:
— Такие уроки — плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки.
Антон ТИХОЛЕССКИЙ, учитель истории, Владимир:
— В наших школах нужно все, что поможет вложить в головы учеников хоть какое-то представление об окружающем мире, чтобы не путали Бога с Ван Гогом, а Ван Гога с Ван Даммом.
Олег МИТВОЛЬ, замглавы Росприроднадзора:
— Учитывая, что страна у нас многоконфессиональная, то только если будут преподаваться «Основы всех мировых религий». Месяц рассказывают о православии, затем — о мусульманстве, иудаизме. И такие вещи должна решать не школа, а родители и дети.
Юлия, читательница сайта WWW.KP.RU из Архангельска:
— Уроки религии в качестве факультатива могли бы помочь ребенку понять, насколько важна ему вера!