Содержание
Актеры фильма «Остров»: тогда и сейчас
23 ноября 2006 года состоялась премьера российской драмы «Остров». Сюжет разворачивается вокруг старца Анатолия. Много лет назад он убил своего товарища Тихона, чтобы избежать смерти от рук нацистских солдат – с тех пор призраки прошлого не дают ему покоя.
Фильм в свое время получил высокие оценки российских кинокритиков. Его снял режиссер Павел Лунгин, в последующем выпустивший кинокартины «Дирижер», «Братство», «Драма пик», «Родина» и другие.
Актеры и роли фильма «Остров», а также их фото тогда и сейчас – в материале 24СМИ.
Петр Мамонов (1951)
Фильм «Остров»: актер Петр Мамонов в роли старца Анатолия (тогда и сейчас)
Петр Мамонов исполнил роль старца-целителя Анатолия – юродивого монаха, который убил своего товарища во время войны, а теперь всеми способами пытается отмолить грех. Петр Николаевич долгое время не хотел соглашаться на большую роль, потому что считал себя недостойным ее. Позже актер посовещался со своим духовным наставником и изменил решение.
Слава к Мамонову пришла задолго до премьеры «Острова». В начале 80-х он основал рок-группу «Звуки Му». Музыкальный коллектив неоднократно распадался, а затем возобновлял работу. Неизменным оставался только его лидер Петр Мамонов.
Сегодня его фильмография полна крупными кинопроектами, среди которых – «Игла», «Пыль», «Царь», «Случайный взгляд».
Виктор Сухоруков (1951)
Фильм «Остров»: актер Виктор Сухоруков в роли отца Филарета (тогда и сейчас)
Сухоруков сыграл на экране отца Филарета, настоятеля монастыря. Он помогает старцу Анатолию обрести смирение и гармонию. Для Виктора Ивановича «Остров» не стал главной кинолентой в карьере. Почти каждый россиянин помнит Сухорукова благодаря криминальной драме «Брат», в которой он сыграл недотепу Виктора Багрова, за которым постоянно приглядывал герой Сергея Бодрова.
Сегодня актер продолжает активно сниматься в кино. Он задействован в производстве фильмов «Суворовъ», «Колесо фортуны. Сага о Злыднях». В отличие от своих коллег, Сухоруков может все время уделять искусству: детей у него нет.
Дмитрий Дюжев (1978)
Фильм «Остров»: актер Дмитрий Дюжев в роли отца Иова (тогда и сейчас)
Дмитрию Дюжеву досталась роль отца Иова. Для него, как и для Сухорукова, «Остров» не стал прорывной картиной. Россия знает Дюжева по роли харизматичного и обаятельного бандита Космоса Юрьевича в сериале «Бригада».
После съемок в популярном телепроекте Дюжев получил десятки предложений от видных режиссеров. Так, он снялся в комедии «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, мелодраме «Мамы» Евгения Абызова, комедии «Беременный» Сарика Андреасяна.
Юрий Кузнецов (1946)
Фильм «Остров»: актер Юрий Кузнецов в роли Тихона Петровича (тогда и сейчас)
Юрий Кузнецов примерил на себя роль Тихона Петровича – того самого товарища Анатолия, которого главный герой собственноручно убил. Актер давно снимается в российском кино, поэтому «Остров» – не самая известная его картина.
Фильмография Кузнецова насчитывает около 150 кинопроектов, но самые запоминающиеся из них – «Дуэлянт», «Страна чудес», «Легок на помине», «Антикиллер», «Особенности национальной охоты в зимний период».
Тимофей Трибунцев (1973)
Фильм «Остров»: актер Тимофей Трибунцев в роли молодого старца Анатолия (тогда и сейчас)
Российский и советский актер Тимофей Трибунцев получил в картине Павла Лунгина роль молодого старца Анатолия. Сегодня он считается одним из самых востребованных актеров России. Трибунцев задействован в съемках кинолент «Последний богатырь: Корень зла», «Алиби», «Доктор Лиза».
Кроме фильма «Остров», Трибунцев успел сняться в таких ярких проектах, как «Домашний арест», «Легенда о Коловрате», «Метод», «В спорте только девушки», «Ликвидация», «Братья Карамазовы». Обширная фильмография не удивительна, поскольку впервые на театральные подмостки Трибунцев вышел, когда ему было 15 лет.
Сергей Бурунов (1977)
Фильм «Остров»: актер Сергей Бурунов в роли адъютанта (тогда и сейчас)
Бурунов исполнил роль адъютанта в «Острове». Сегодня российскому зрителю сложно поверить, что актер такого калибра, как Сергей, играл в кино второстепенные роли. В сложные времена он жадно пытался получить хоть какую-то роль в большом кино, а также занимался озвучкой.
Судьба улыбнулась Бурунову в 2016 году с премьерой комедийного сериала «Полицейский с Рублевки» на канале ТНТ. В последующем актер получил приглашение на съемки в не менее популярном телешоу «Домашний арест», сыграв на экране заместителя мэра города Синеозерска, погрязшего во взятках и финансовых махинациях. Бурунов уже готовится к съемкам амбициозного кинопроекта «Он+Она». Подробности картины не разглашаются.
Виктория Исакова (1976)
Фильм «Остров»: актриса Виктория Исакова в роли Насти (тогда и сейчас)
Актриса Виктория Исакова впервые заявила о себе в кино в 1998 году, снявшись в сериале «Чехов и Ко». В последующем актриса получила приглашения на съемки в фильмах «Каменская», «Доктор Живаго», «Охота на пиранью», «Ученик» и, наконец, в драме «Остров».
Ко всему прочему, Виктория – любящая супруга и счастливая мать. С 2003 года она в браке с режиссером Юрием Морозом, они воспитывают общую дочь. Личную жизнь Исакова предпочитает не афишировать.
Яна Есипович (1979)
Фильм «Остров»: актриса Яна Есипович в роли одной из девушек (тогда и сейчас)
Яна Есипович – российская актриса эстонского происхождения. За свою карьеру она в основном снималась в драмах и короткометражках. «Остров» стал для Есипович прорывом в карьере, несмотря на то, что в сюжете актрисе была отведена второстепенная роль.
В последующем Яна снялась в фильмах «Розыгрыш», «Брестская крепость», «Долгий путь домой», «Небесные жёны луговых мари», «Пятая группа крови». В 2019 году задействована в съемках российской короткометражки с незаурядным названием «Ваня».
Блог Александра Башкирова
Для начала приведу краткое содержание (вольный пересказ; для тех, кто не смотрел).
Начало фильма переносит нас в период Великой Отечественной войны. Молодой матрос (как потом выясняется — пленный) работает кочегаром. Ночью приплывает патрульный немецкий катер, офицер с которого требует выдать капитана. Матроса предлагают расстрелять… далее следует некрасивая сцена: матрос вырывает из угля своего капитана (Тихона). Немецкий офицер направляет на него пистолет, но глядя на собачье-рабскую позу матроса, меняет решение. Он оставляет в обойме пистолета один патрон, и объясняет матросу, что застрелив капитана, он будет жить. Капитана ставят у борта (очевидно, дело происходит на барже), матрос стреляет… капитан падает за борт. Немцы уплывают. Баржа взрывается. Эпизод заканчивается сценой, когда какие-то люди бегут к телу матроса, не подающего признаки жизни, выброшенному на берег.
Следующий эпизод переносит нас в 70-е года 20 века. Перед нами — небольшой монастырь, расположенный где-то на севере (точное месторасположение неизвестно; по крайней мере, намеков на это в фильме нет). Перед нами — юродствующий монах Анатолий. Анатолий работает в кочегарке — его стараниями поддерживается приемлемая для служения температура в Храме. Северная природа, уголь и пламя от угля… и постоянное глубокое покаяние Анатолия. (Петр Мамонов сыграл эту роль просто замечательно!). Господь наградил Анатолия даром прозорливости: многие приходят к нему люди («с материка»). Вот девушка: пришла за «благословлением на аборт, а то замуж никто не возьмет». Вот женщина: пришла попросить помолиться за усопшего мужа. Анатолий, по Божьему наитию, отговаривает девушку от греха убийства во чреве, одновременно раскрывая себя («я сам такой же: я человека убил»). Женщине указывает на то, что муж ее жив, что она должна поехать к нему… (честно говоря, этот эпизод мне показался самым «шаманским» во всем фильме — уж больно напоминает русские сказки: пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что). Показано и то, как по молитве Анатолия получил исцеление мальчик. Примечателен эпизод: Анатолий настоял на участии мальчика в Таинстве Причащения мальчика после исцеления.
Дальше — интереснее. В монастыре, который, разумеется, не замыкается на одном Анатолии (а такое впечатление, к сожалению, создается), живут иеромонах Иов (мне почему-то показалось, что он Благочинный, но об этом нигде не сказано прямо) и настоятель — Филарет. Иов — непреклонный, в некотором смысле страстный человек, борющий свои страсти. Филарет — добрый пастырь. Много в фильме строится на отношениях Иова, Филарета и Анатолия. Филарет называет Анатолия «проказник» и «шалун». И есть за что: Анатолий по-всякому «шутит» в обители. Правда, за каждой его «шуткой» скрывается глубокий смысл… просто понятно это становится не сразу.
Примечателен один диалог между Иовом и Анатолием. На какой-то обличающий вопрос Иова Анатолий отвечает: «А за что Каин убил Авеля?». Вопрос — глубоко символичен, потому что по ходу фильма раскрывается и подтверждается: жертва Авеля была более угодна Богу.
Показано в фильме и борение (вернее, внутреннее горение) Анатолия. Сложно передать это словами… Но в каждом жесте Анатолия (буквально) сквозит покаяние и плач душевный о своем грехе. Кроме того, ведомый Духом Святым, Анатолий вразумляет Иова и Филарета… этот эпизод не хотелось бы комментировать, поскольку сам пока не сложил о нем определенного мнения.
Заканчивает фильм сцена, которая начинается с известия о том, что Анатолий умрет. Это известие приносит сам Анатолий. Дальше события развиваются чуть быстрее. К Анатолию приезжает адмирал с дочкой. Дочь явно «не в себе». Говоря проще — одержима. Анатолий узнает в адмирале того самого Тихона, в которого он стрелял 30 лет назад. По молитве Анатолия Господь освобождает девушку от беса. Адмирал с дочкой удаляются на материк, перед этим Анатолий раскрывается перед адмиралом и просит у него прощения.
После этого следует сцена, где иеромонах Иов готовит гроб Анатолию. Их диалог — предпоследний в фильме — пронизан духом христианской любви. Анатолий одевает саван, и, отослав Иова сообщить о своей кончине, отходит ко Господу.
Последняя сцена фильма — монастырский баркас, везущий гроб с телом монаха Анатолия. В этом же баркасе иеромонах Иов везет надгробный крест… Это, по сути, и есть тот последний — молчаливый — диалог иеромонаха Иова с Анатолием.
Теперь — свои ощущения.
С одной стороны, фильм понравился. Понравился тем, что это фильм про православный монастырь, про монахов, про то, что является частью русской культуры. Понравилось то, что Анатолий показан не смиренным подвижником, несущим свой крест — а страдающим и мечущимся. Ищущим, и осознающим. Нравится то, что в фильме показан не только путь человека — но и Промысел Божий, ведущий этого человека по жизни.
Не понравилось же то что нет даже намека на жизнь Анатолия в течение 30 лет. Как он жил? Какой путь прошел? Как матрос стал монахом? (Намеком может служить сцена, когда Анатолия-матроса подбирают какие-то люди, возможно — монахи). Как нашел Господа Бога, как и через что получил от Господа благодать исцелений и молитвенную силу? Кроме того, не понравилась концентрация монастыря вокруг Анатолия. Настоятель, при его доброте, показан тихим и иногда кажется безвольным — мне кажется, что в реальности так не бывает.
Отдельно, пожалуй, стоит отметить харизму и юродство монаха Анатолия. Юродивых издревле почитали на Руси. Однако этот путь – не самый характерный для христианства. Таким образом, в фильме показан по-своему уникальный частный случай. Интересно также то, что Анатолий говорит: «Господи, почему Ты дал мне этот дар?». Аналогичные слова встречаем и у о.ИоаннаКронштадтского: «Я не знаю, по какому промыслу Божию Он слышит мои молитвы»… (и то, и другое – вольный пересказ цитат).
Также стоит отметить, что местами герои показаны весьма гротескно – это касается всех без исключения персонажей, за исключением, пожалуй, Тихона – того самого, в которого стрелял молодой Анатолий.
Кроме этого, настораживает атмосфера чудотворения – выглядит несколько неестественно. Напоминает фабрику чудес, или, говоря проще – горе-целителей – экстрасенсов. А настораживает то, что Анатолий, при всей внешней церковности (или «святости», но этот термин мне нравится применительно к ситуации меньше) не приводит тех, кто к нему приходит, к Богу. Вернее, не то, чтобы не приводит: чудеса-то по промыслу Божию происходят! Просто он молчит. «Надо причаститься теперь» — напоминает какой-то магический обряд. Однако следует отметить, что после каждого исцеления Анатолий сам благодарит Бога. Учитывая, что дело происходит в 70-х годах (время коммунизма и безбожия), возможно, такой подход и оправдан… людям больше надо было чудо, возможно, именно оно – зримое проявление Бога – являлось тем толчком, что в итоге коренным образом менял жизнь человека и приводил его к Богу. Хотя здесь мне судить сложно.
Фильм снимался, кстати, практически без советов и консультаций со стороны священнослужителей, поэтому могут встречаться в нем определенные неточности с точки зрения Богослужения (допускаю, но не уверен, поскольку сам не в состоянии оценить — так ли это). Следует отметить и то, что, будучи снят внецерковными людьми (то есть, не под эгидой РПЦ), фильм получился удивительно церковным и теплым; вернее — христианским по сути, по духу. И это в моих глаза искупает те огрехи, которые в нем есть.
Общее ощущение: фильм хороший, однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.
Ссылки по теме:
- «Остров» на сайте Павла Лугнгина
- Фотогалерея фильма «Остров» на сайте Павла Лунгина
- Сайт фильма «Остров»
- «Остров» в Wikipedia
Фильм Остров
На холодный уединенный остров стремятся люди, потерявшие надежду. Все они ищут встречи с чудаковатым старцем Анатолием, чьи молитвы исцеляют тела и души. Вот только свой грех Анатолий отмолить не может, как ни старается. Фильм-событие 2006 года стал второй совместной работой режиссера Павла Лунгина и Петра Мамонова, завоевав шесть премий «Золотой орёл» и шесть премий «Ника». Предысторией к основным событиям стал случай, произошедший с кочегаром советской баржи, которого немецкие моряки во время войны вынудили убить товарища-шкипера в обмен на жизнь. Волны выбросили Анатолия на берег, и он остался жить среди выходивших его монахов. Трудом, смирением и молитвами жил он с тех пор, заслужив славу целителя. Остальные монахи недолюбливают Анатолия, странности его поведения раздражают многих, а необычные способности вызывают зависть. Помогая очередному просителю, Анатолий, наконец, получает шанс искупить грех убийства, который мучил его долгие годы. Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Остров».
Кинократия: «Остров» Павла Лунгина
В целом, сюжет фильма и по своей структуре, и по манере изложения напоминает жития святых, да и сам главный герой отец Анатолий (Петр Мамонов) — идеальное воплощение настоящего старца-отшельника, идущего своей тернистой тропой к Богу. Монологи и фразы персонажа Мамонова — это набор цитат из Священного Писания, из текстов псалмов и агиографических жизнеописаний. Основные черты его героя совпадают с исконно русской юродивой святостью. Тут и эффектные зрелищные поступки (кукареканье на колокольне или сжигание сапог и одеяла настоятеля), и предвиденье будущего и настоящего, завуалированное странными поступками и нарочитым лицедейством: кидание головешек в игумена, разыгранный по ролям рассказ о судьбе мужа в Париже, пренебрежение церковными службами и таинствами, отказ от исповеди и причастия перед смертью, сцена изгнания беса. По отдельности все эти черты можно найти в целом ряде древнерусских житий: преподобного Исаакия из Киево-Печерского патерика, отчасти Феодосия Печерского и Сергия Радонежского. Однако, иррациональное подвижничество отца Анатолия в «Острове» кажется все-таки сознательным и продуманным поведенческим сценарием — недаром настоятель монастыря отец Филарет (Виктор Сухоруков) называет его «проказником», тем самым намекая на игровой характер поведения героя. Другой обитатель островного монастыря отец Иов (Дмитрий Дюжев) вообще обвиняет старца Анатолия в гордыне и греховном чувстве избранничества по отношению к другим монахам. Все противоречия и конфликты сводятся на нет чудом смерти главного героя: так по-простому смиренно он переодевается в белые одежды, ложится в гроб и, сотворив последнюю покаянную молитву, отходит в мир иной.
Сюжет фильма «Остров» (написанный Дмитрием Соболевым, талантливым учеником знаменитого сценариста Юрия Арабова) построен на мотиве покаяния главного героя, уже 30 лет и 3 года переживающего свою вину из-за убийства боевого товарища в годы войны. Кстати, такая незавуалированная числовая отсылка к возрасту Христа очень хорошо вплетена в довольно аскетичную повествовательную ткань фильма. Фабула «Острова» чрезвычайно проста, даже примитивна: как и в сказке, события тут нанизываются на основной стержень судьбы главного героя, а чудеса, творимые отцом Анатолием, следуют одно за другим. Кульминация картины отнесена на самый конец, когда катарсис наступает со смертью героя. Зритель прекрасно понимает, что отца Анатолия ждет вечная жизнь, потому бурные эмоции, испытываемые в финале ленты, можно смело назвать светлыми слезами очищения (как, впрочем, и подобает эффекту от настоящего катарсиса по Аристотелю). В этом смысле минималистичный, даже местами архаичный сценарий фильма приковывает зрительское внимание до самых последних кадров.
Фильм снят в поселке Рабочеостровск в Карелии на побережье Белого моря
Архаична и визуальная составляющая фильма — пейзажи русского Севера как нельзя лучше подчеркивают сказочность всего происходящего в картине. Неспешно подтачивающее огромные валуны, суровое Северное море стальным отблеском перекрашивает пейзаж и главного героя в черно-серые оттенки. Его некогда величественная фигура со временем обрела те же черты, что и гигантские камни на берегу моря. Согбенность главного героя воспринимается более органично, чем молодцеватая статность отца Иова или фигура сытого благодушного отца Филарета, пришедшего как в скит в котельную, где обитает главный герой, прихватив в собой привезенное с Афона теплое одеяло и подаренные архиерейские сапоги. Отец Анатолий как губка пропускает через себя грехи окружающих, будь то своих братьев по монастырю, или приехавших из разных мест искателей чуда (исцеление ребенка, тоска по любимым, наставление сомневающимся). Окончательно принявший и казалось бы искупивший грехи, герой Мамонова так и не нашел ответ на главный вопрос своей жизни.
Поворотным моментом, а заодно и последним чудом, совершенным героем, стало избавление молодой девушки (Виктория Исакова) от засевшего беса. Поводом для кульминации фильма по задумке сценариста Дмитрия Соболева и режиссера Павла Лунгина стал традиционный драматический прием «бог из машины» (deus ex machina) — отцом избавленной от бесов девушки оказывается тот самый боевой товарищ, который чудом спасся после злополучного выстрела 33 года назад. Как бы в ответ на чаяния и мольбы главного героя, Бог наконец посылает ему избавление: теперь уже адмирал, Тихон Петрович (Юрий Кузнецов) прощает отца Анатолия, снимая с него тяжелое бремя греха. Так чудо происходит в жизни самого героя, который теперь может умереть спокойно.
В 2006 году фильм победил в 6 номинациях премий «Ника» и «Золотой орел»
Пожалуй, ключевым фактором успеха этой картины, стала невероятно искренняя и правдивая игра Петра Мамонова, в герое которого во многом воплощаются личные качества актера и музыканта. Его собственная судьба очень похожа на сюжетную канву «Острова»: преодолев жизненные трудности, достигнув своего личного «дна», Мамонов неожиданно из поэта и рок-н-ролльщика спустя 10 лет перевоплощается практически в святого юродивого. Его театрализация поведения в жизни с легкостью воспроизводится на экране, а зрители порой не могут понять, смеется ли Мамонов или пытается сообщить что-то важное. Во время вручения главной награды русского кино — приза «Ника», Мамонов, появившись в простом сельском образе перед рафинированной богемной публикой, произнес необычную речь, словно пролог к собственным выступлениям или монологам из фильма «Остров».
Консультировал фильм монах Косма, насельник одного из монастырей Москвы
Фильм «Остров» был первым в череде картин на религиозные сюжеты, наряду с лентой Владимира Хотиненко «Поп» или недавно вышедшего «Монаха и беса» Николая Досталя. К слову сказать, сценаристом последней картины выступил мэтр отечественного сценарного мастерства Юрий Арабов, косвенно имевший отношение и к «Острову» Лунгина. Если сравнить две эти картины, то, несмотря на схожесть сюжета и образов главных героев, персонаж Мамонова несомненно более трагичен, возвышен и философски-абстрактен, в то время как юродивый насмешник Иван (Иван-дурак из русских сказок) в исполнении Тимофея Трибунцева нарочито гротескный, по-гоголевски комичный, но точно в такой же степени может служить примером истинно русской невероятной святости.
Фрагмент фильма «Остров»
Цитаты из фильма:
— А что это ты делаешь, отец Анатолий?
— Читаю книгу грехов человеческих. Сейчас дочитаю, в печку её, и нет греха.
— Ты что это творишь, окаянный?!
— Собираюсь вторую страницу читать.
— Какая же это страница, когда это сапоги мои?
— И второго нет. Всё! Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается?
****
— Добродетели? В моей-то добродетели смердят перед Господом, воняют — прямо чувствую как воняют.
— Ну вот и чувствуй, а через это и спасешься.
****
«Одно не пойму. За что мне все это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе».
****
— Отец Анатолий, а умирать то не страшно?
— Умирать… умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.