Содержание
- История
- Как добраться до Новодевичьего монастыря
- Что посмотреть
- Новодевичий монастырь: адрес в Москве
- Новодевичий монастырь: как добраться
- Новодевичий монастырь: часы работы для посетителей
- Новодевичий монастырь: расписание богослужений
- Новодевичий монастырь: где остановиться
- Новодевичий монастырь: история создания
- Достопримечательности монастыря
- Новодевичий монастырь: святыни
- Новодевичий монастырь на фото
- Видео о Новодевичьем монастыре
- Новодевичий монастырь
- Святыня православия — Новодевичий монастырь в Москве.
- НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
- Новодевичий монастырь в Москве
- История монастыря
- Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения
История
Период правления Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, неразрывно связан с увеличением и расширением территории Русского государства. Правитель совершил множество успешных сделок, благодаря которым присоединились Псковские, Смоленские и Рязанские земли. Кроме расширения границ собственного государства, князь занимался внутренними делами русского княжества, уделял большое внимание сохранению и популяризации традиций и религии народа.
Портрет Василия 3 — основателя Новодевичьего монастыря и сына Ивана Грозного
Указом Василия III был основан Новодевичий монастырь. Создание этой обители приурочили к памятному событию — победой над литовцами и взятием Смоленска. Датой создания монастыря принято считать 1524 год. Исторический памятник расположился в урочище Лужники на Самсоновом лугу, что в пригороде Москвы. Прежде территория носила еще одно название — Девичье поле. Именно здесь во времена бесчинства татар и монгол отбирали молодых русских девушек, чтобы отправить красавиц в Орду для развлечения нерусских захватчиков.
Гравюра «Осада Смоленска татарами» — в честь данного события состоялось возведение святыни
Новый монастырь расположился на перекрестке городских развязок: сухопутной дороги из Смоленщины с востока и водной артерии Москвы-реки с запада. Обитель выполняла сразу несколько важных задач. Кроме молитвенного и религиозного места, эта постройка с дополнительными укреплениями препятствовала проникновению вражеских войск на территорию Москвы.
Москва на картине 16 векаПлан Москвы в годы создания Новодевичьего монастыря
Также история Новодевичьего монастыря неразрывно связана с одноименной иконой. Указом князя новострой освятили в честь Смоленской иконы Божьей Матери Путеводительницы (по-гречески — «Одигитрии»). По некоторым данным ее написанием занимался святой евангелист Лука. Святыня долгое время находилась в Иерусалиме, а затем была доставлена в Великий Константинополь. Икону часто использовали императоры в своих походах. Поверье гласит, что лик Одигитрии даровал победу, защищал воинов от врагов и смерти. Списком с иконы в XI веке Константин Мономах благословил свою дочь во время ее замужества с князем Всеволодом. Спустя 100 лет сын Всеволода — Владимир, передал святой лик обратно из Чернигова, назвав его Смоленской иконой.
Новодевичий монастырь освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери (автор — Дионосий, 15 век)
В XIV веке образ Божьей Матери Путеводительницы был перемещен в Москву. Спустя время местные жители Смоленщины, находившиеся в составе Польши, просили князя вернуть икону обратно в город. Прощание со святыней проходило торжественно, сопровождалось крестным ходом и молебном на Девичьем поле.
Первое название монастыря — Пречистой Одигитрии Нового девичьего, или Новодевичий. По некоторым сведениям, оно было связано также с именем Елены Девочкиной. Еще одно наименование монастыря — Богородице-Смоленский.
Елена Девочкина (часть иконы «Собор русских святых», 19 век) — первая игуменья (руководитель) Новодевичьего монастыря
В 1524 году возвели главный собор, приурочив постройку к церковному престольному празднику 10 августа. Прототипом этого здания послужил Успенский собор Кремля. Достоверных сведений по поводу архитекторов, которые трудились над монастырем, сегодня нет, но по некоторым данным основную работу выполнил Алевиз Новый, а другая версия утверждает, что обитель строил зодчий Нестор, скоропостижно погибший во время возведения.
Строительство монастыря запечатлено в Лицевом летописном своде (вторая половина 16 века)
История обители связана с именем Бориса Годунова и его сестры. Ирина Федоровна инкогнито проживала здесь до начала правления брата. К сожалению, Смутные времена не прошли мимо церковного комплекса — обитель была сожжена врагами.
Реконструкция лика Ирины Годуновой (сестры Бориса Годунова) — до правления брата она скрывалась в стенах монастыря
Возрождение великого строения пришлось на правление династии Романовых. Когда на трон вступил Михаил Федорович, монастырь начали реставрировать, а указом Алексея Михайловича он превратился в место царского богомолья. Благодаря Софье Алексеевне на территории комплекса развернулось полномасштабное строительство.
Фрагмент монастыря на картине Апполинария Васнецова в 1926 годуФото обители в конце 19 века
Архитектурный комплекс пережил захват Наполеоном. При отходе из Москвы войска пытались сжечь башни и колокольню, но монахиням удалось потушить пожар с наименьшими потерями. Активным восстановлением и реставрацией сооружений и зданий с 1890 года занимался архитектор Сергей Родионов. Сегодня большая часть комплекса переведена в музей.
Как добраться до Новодевичьего монастыря
Обитель расположена в самом сердце столицы, в районе Хамовников на Девичьем поле. Именно поэтому историческое наследие входит в неизменный список туристических маршрутов по Москве. Ближайшая станция метро — Спортивная. Самостоятельно добраться до исторического памятника можно несколькими способами: на такси или на метро.
Точный адрес: Новодевичий пр-д, 1, Москва, Россия, 119435.
Как добраться от аэропорта Домодедово:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом № 308 ехать до станции метро Домодедовская, в пути 44 минуты.
Метро:от станции Домодедовская ехать до Театральной по зеленой ветке №2 около 30 минут.
Метро:пересесть на красную ветку №1 и ехать до станции Спортивная 8 минут.
Пешком:700 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:через трассу А-105 и Каширское шоссе. На 3-м кольце направляться в сторону проезда Лужнецкий. С кольцевой автодороги свернуть на съезд Хамовнический вал. Расстояние — 44,4 км.
Как добраться от Курского вокзала:
-
Вариант 1
Метро:от станции Чкаловская по линии №10 ехать до Сретенского бульвара 2 минуты.
Метро:на Сретенском бульваре перейти к станции Чистые пруды красной ветки №1 и ехать до Спортивной 10 минут.
Пешком:700 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:через Садовое кольцо на запад в сторону ул. Зубовской по ул. Большой Пироговой в сторону проезда Лужнецкого. Расстояние — 11,2 км.
Новодевичий монастырь на карте
Что посмотреть
В Новодевичий монастырский комплекс приезжают не только, чтобы приложиться к иконам и святым местам, но и чтоб собственными глазами увидеть культурное наследие предков. В центре монастыря расположен Соборный храм Смоленской иконы Божией матери. Когда-то несущие стены обители и высокие башни были выполнены из дерева, а вход через ворота первоначально находился с южной стороны. Северные ворота появились позже. Внутри собора сохранились фрагменты фресок XVI века, а также иконостас с мученицами Верой, Надеждой, Любовью и их матерью Софией.
Карта Новодевичьего монастыряМонастырь с высоты птичьего полёта
Расположение собора на местности не случайно: постройка выступает центром пересечения двух осей «север-юг» и «запад-восток». Кирпичные ограждения с 12-тью башнями вокруг центрального строения датируются XVII веком. Их внешний вид и технические характеристики напоминают Московский Кремль: угловые башни — круглой формы, а те, что в крепостных стенах — с четырьмя углами. Наверху всюду красуются симметричные зубцы вида «ласточкин хвост», а по периметру в стенах имеются специальные отверстия — бойницы, через которые велась прицельная стрельба по врагу. В качестве украшения архитекторы использовали каменную резьбу. В целом этот объект — наглядный пример стиля «московское барокко».
Здание Смоленского собора является примером стиля «московское барокко»В святыне сохранились фрески 16 века
Рядом со Смоленским собором расположен Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной. Он появился в 1685 году. Успенская церковь выполнена в классическом «московском барокко»: прямоугольные оконные и дверные проемы с наличниками, нарядная отделка, преобладание красного и белого цвета. Особый тип церковной постройки носил полугражданский характер. Сам храм занимал небольшую часть территории, а все остальное отдавалось под нужды, не связанные с богослужением. Трапезная предназначалась для ежедневных приемов пищи, но также в ней устраивали торжественные встречи высокопоставленных гостей.
Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1685 году и носил полугражданский характер
Колокольню Новодевичьего монастыря трудно не заметить. Памятник архитектуры замыкает перспективу главного подъезда к монастырю из центра города. Постройка датируется 1690 годом. Колокольня выполнена в духе «нарышкинского» (московского) барокко. Постройка словно состоит из отдельных фрагментов — восьмигранников, которые симметрично сужаются к вершине, создавая ровную башню правильной формы. Как и весь архитектурный ансамбль, колокольня украшена белыми колоннами и праздничными наличниками.
Ярко выделяется здание колокольни Новодевичьего монастыря 1690 года постройки
Со стороны северных ворот расположен храм Спаса Преображенского. Несмотря на то, что вход внутрь надвратной церкви закрыт, все желающие могут оценить внешний вид строения. Снаружи храм опоясан балконом-гульбищем. Праздничный и торжественный вид постройке придают окна «в два света». Лукообразные купола напоминают украинское барокко.
Вход в храм Спаса Преображенского закрыт
К Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты. Их возводили специально для дочери царя Алексея, а названо это строение в честь первой жены Петра Великого. Главной достопримечательностью палат остаются старейшие в городе солнечные часы, расположенные на фасаде здания. Но самыми старыми постройками после Смоленского собора считаются палаты царицы Ирины Годуновой. Они соединены с Амвросиевской церковью. Первоначально, здание использовалось в качестве трапезной, пока возводили Успенскую церковь.
Лопухинские палаты возводились для дочери царя Алексея На фасаде постройки расположены старейшие в Москве солнечные часы Палаты Ирины Годуновой — одно из самых старых зданий Амвросиевская церковь изначально выполняла роль трапезной
Для тех, кто любит выставки и музейные экспонаты, рекомендуется заглянуть в палаты царевны Софьи. У этого места непростая и трагическая история, ведь именно отсюда Софье, заточенной в здание, было приказано смотреть через небольшое окно на повешенных мятежников.
У палат царевны Софьи непростая трагическая история Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» Ильи Репина (19 век) — заточенной принцессе было приказано смотреть на повешенных бунтовщиков из окон святыни
Также на территории обители находится Филатьевское училище, на сегодняшний день оно относится к Московскому епархиальному управлению. Раньше же в этом здании проживали девочки-сироты.
Раньше в Филатьевском училище располагался приют для девочек-сирот
Разнообразие архитектурной стилистики Новодевичьего монастыря подтверждает часовня-усыпальница Прохоровых. Это красивое строение — образец неорусского стиля. Внутри сохранилась разноцветная мозаика.
Часовня-усыпальница Прохоровых — образец неорусского стиля Внутри сохранилась красивейшая мозаика
На территории монастырского комплекса проводятся экскурсии для туристических групп и одиночных посетителей. В будний день в храмах идут службы с хоровым пением, а по выходным и праздникам — таинства крещения и исповеди. Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте.
По выходным и праздникам проходят таинства крещения и исповеди Эккурсии проводятся как для групп так и для одиночных посетителей
Кроме того, особой популярностью пользуется Новодевичье кладбище. Оно основано в 1525 году. Во все времена на территории этого кладбища хоронили элиту, первых лиц государства, известных личностей. Сегодня некрополь практически разрушен, но здесь сохранились вековые захоронения. Поскольку Новодевичье кладбище — незаменимое место для посещения туристов, при ГУП “Ритуал” работает специальное экскурсионное бюро. Все желающие могут увидеть знаменитые могилы, возложить цветы и почтить память кумиров и великих людей.
На Новодевичьем кладбище похоронено множество известных людей
Часы работы и стоимость билетов
Новодевичий монастырь открыт для посещения:
- Ежедневно — с 09:00 до 17:00.
Самостоятельная прогулка по территории архитектурного комплекса — бесплатная. Отдельная плата взимается за вход в музей.
Стоимость билетов:
- Взрослым — 300 руб.;
- Льготным категориям граждан (пенсионеры, студенты, школьники) — 100 руб.
Посещающим необходимо придерживаться стандартного церковного дресс-кода
Правила посещения
- Запрещено без предварительного согласования проводить профессиональную видео- и фотосъемку.
- Запрещено фотографировать духовенство и монашествующих без их личного согласия.
- Курить и распивать спиртные напитки на территории обители также запрещено.
- При посещении рекомендуется соблюдать общепринятый для церкви внешний вид: женщинам покрывать голову, входить на территорию в длинной юбке, мужчинам — в закрытой обуви и длинных брюках (не шортах).
- Запрещено осуществлять выгул животных, а также кататься на велосипедах, самокатах и роликовых коньках.
Ночной вид Новодевичьего монастыря
Интересные факты
- С 1995 года территория носит статус памятника архитектуры федерального значения, а с 2004 года Новодевичий архитектурный ансамбль включен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
- Первая историческая работа знаменитого русского художника Ильи Репина посвящена реальным событиям 1689 года. Картина «Царевна София в Новодевичьем монастыре» написана со старшей сестры Петра I — Софьи Алексеевны. За причастие к организации бунта девушку сослали в монастырь, лишив свободы.
- В Успенском храме хранится Иверская икона Божией Матери. Величайшая святыня окутана множеством легенд.
- В 1926 году фрагмент стены и башни монастыря стал основой для сюжета картины художника Аполлинария Васнецова.
- Президент РФ Владимир Путин издал указ о праздновании в 2024 году 500-летия со дня основания монастыря.
Скульптуры уточек, в монастырском сквере, подарены США в знак любви и дружбы
Полезные советы
- На территории комплекса отсутствует общепит, поэтому не помешает взять с собой перекус и воду.
- Экскурсии и туры рекомендуется заказывать заранее.
- В местном пруду живут утки, которых можно покормить во время прогулки.
- Для детей на территории расположена интересная площадка для активных и подвижных игр.
Панорама Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь на видео
Новодевичий монастырь — идеальное место для прогулок семьей и приятного времяпровождения зимой и летом. Здесь можно расслабиться, восстановить душевное равновесие, отвлечься от текущих проблем, найти ответы на возникшие духовные вопросы. Среди москвичей и гостей города эта обитель не менее популярна, чем знаменитый храм Матроны Московской и храм Покровы Пресвятой Богородицы
Визитная карточка
Среди достопримечательностей Москвы много таких, которые отвечают самому духу деловой столицы: шумных, ярких, многолюдных, с броской рекламой. Но иногда хочется посмотреть на полюбившийся город без внешней мишуры, в ретроспективе, узнать, чем он жил несколько веков назад, кто вершил его судьбы, и просто окунуться в тишину уединенных тропинок, которые за полтысячелетия повидали слишком много, чтоб кричать об этом. Если так, то добро пожаловать в Новодевичий монастырь, фото архитектурного ансамбля которого украшает множество открыток и альбомов!
Новодевичий монастырь: адрес в Москве
Где же находится Новодевичий монастырь? Самая старая и, пожалуй, самая красивая обитель белокаменной столицы приютилась в изгибе Москвы-реки, на печально известном в давние времена Девичьем поле, в конце исторического района Пречистенка.
- Его официальный адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, дом 1.
- Дополнительную информацию можно получить по телефону: +7 499 246-85-26.
Новодевичий монастырь: как добраться
Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена. Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.
- От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе, вам подходят №№ 5 и 15.
- А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).
Новодевичий монастырь: часы работы для посетителей
- На территорию Новодевичьего монастыря можно попасть ежедневно и абсолютно бесплатно с 9:00 до 17:00.
- Успенский храм открыт круглый год, Смоленский собор же работает с середины мая до конца сентября, и богослужения там проводятся только на престольные праздники.
- Музеи на территории Новодевичьего монастыря открыты с 10:00 до 16:30 каждый день, вторник – выходной, исключение – первый понедельник месяца (санитарный день). Попасть в музеи взрослые путешественники смогут за 300 рублей. Если же вы школьник, студент или пенсионер – вам повезло больше: вход обойдется всего лишь в 100 рублей.
Новодевичий монастырь: расписание богослужений
Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре в Москве подчинено единому графику.
- Ежедневно в 7:40 проводится Божественная Литургия, в 17:00 – вечерня и утреня.
- В праздничные и воскресные дни служится ранняя и поздняя Литургии – соответственно в 6:20 и 8:40.
- У прихожан есть возможность попасть на таинство исповеди: утром – ежедневно, вечером – в субботу и накануне праздников.
- Таинство Крещения совершается каждый день с 11:00, правда, на него следует предварительно записаться с 10:00 до 10:40.
Новодевичий монастырь: где остановиться
К сожалению, дома паломника при монастыре нет, так что тем, кто хочет задержаться подле монастырских святынь подольше, придется искать себе ночлег самостоятельно.
- Всего лишь в трехстах метрах от монастыря расположились апартаменты «Экспресс-Комфорт на Малой Пироговской» (улица Малая Пироговская, д. 27, к. 1). Правда, остановиться здесь – удовольствие достаточно дорогое: номер обойдется от 3500 рублей за ночь.
- Те, кто хочет хоть немного сэкономить на жилье, могут отдать предпочтение одному из московских хостелов. Хостелы «Penthouse» (1-я Фрунзенская улица, 6, кв.111), «Город Отель на Киевском» (площадь Киевского вокзала, д. 1), «Сова» (Второй Неопалимовский переулок, д. 3) предоставляют ночлег по недорогой цене (от 700 рублей с человека за ночь), но до Новодевичьего монастыря придется немного пройтись или воспользоваться общественным транспортом: ближайший хостел находится на расстоянии 2 км.
Новодевичий монастырь: история создания
- История Новодевичьего монастыря в Москве начинается почти 500 лет назад. Девичье поле, на котором были заложены первые строения обители, имело недобрую славу: именно здесь монголо-татары отбирали прекрасных девушек, которым суждено было отправиться в Орду. Возможно, от названия Девичьего поля монастырь и получил свое имя. Кстати говоря, у обители есть «тезка» – Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге.
- Монастырь, оказавшийся на перекрестке важных путей, должен был стать преградой на пути потенциальных врагов. Именно поэтому обитель была обнесена высокой кирпичной стеной с башнями и бойницами.
- События, разворачивающиеся в стенах монастыря за 500 лет его существования, часто имели большое значение для всей страны. Обитель становилась на пути хана Казы-Гирея и Наполеона, здесь постригались в монахини представительницы царского рода и доживала последние годы первая супруга Петра I – Евдокия Лопухина. При советской власти монастырю был присвоен статус музея, а в 1944 здесь начал свою деятельность Богословский институт, а позже – пастырские курсы. С 1994 года на территории обители возобновлена монашеская жизнь. Сегодня обитель принимает в свое лоно женщин, желающих принять постриг. Возглавляет Новодевичий монастырь игуменья Маргарита.
Достопримечательности монастыря
- Почти все здания монастыря были построены в XVII веке в стиле московского барокко. Главный собор монастыря – Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен по примеру Успенского собора Кремля. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, южные ворота увенчаны церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Самая высокая постройка обители – 72-метровая колокольня Новодевичьего монастыря, своим куполом уходящая высоко в небо.
- Архитектурный ансамбль монастыря входит в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
- В коллекции музея Новодевичьего монастыря представлены древнерусские иконы, старинные ткани, драгоценные камни, старинные книги, а также документы из монастырского архива.
- Парк Новодевичьего монастыря раскинулся вокруг живописного пруда под монастырскими стенами. Это излюбленное место прогулок и свиданий москвичей: здесь тихо, уютно и спокойно, плакучие ивы отражаются в водной глади, закат золотит поверхность пруда, а мощные стены обители охраняют гуляющих от невзгод.
- В XVI веке на территории монастыря возник некрополь, где нашли свое последнее пристанище государственные деятели, герои войны, писатели и другие выдающиеся личности: гусар и поэт Денис Давыдов, декабрист М.И. Муравьев-Апостол, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов. Непосредственно к стенам обители примыкает Новодевичье кладбище: там покоятся известные политики, музыканты, ученые, актеры и другие выдающиеся москвичи. Кладбище Новодевичьего монастыря в Москве считается одним из самых престижных в столице до сих пор.
Новодевичий монастырь: святыни
Новодевичий монастырь славится не только богатой историей, но и чтимыми святынями. Действительно, святыни Новодевичьего монастыря знает вся Москва. Среди них:
- Образ Николая Чудотворца с частичками мощей;
- Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», которой и посвящен монастырь;
- Иверская икона Божией Матери, а также ковчеги с частицами мощей разных святых.
Новодевичий монастырь на фото
Новодевичий монастырь
Стены Новодевичьего монастыря
Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря с высоты птичьего полета
Видео о Новодевичьем монастыре
Новодевичий монастырь – это то уникальное место, где прошлое не кануло в небытие, а осталось рядом с нами, напоминая о том, откуда мы пришли и куда уйдем в свое время. Когда бродишь по его тропинкам, невольно забываешь о суете, оставшейся где-то там далеко, за монастырскими стенами.
Приезжайте сюда и сами ощутите удивительное умиротворение, которое стоит дороже всех аттракционов мира!
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Новодевичий монастырь. Фото: В.Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра – в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Появилась и трапезная с Успенской церковью, хорошо знакомая православным москвичам,
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Кладбище – особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова – он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь – в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ – акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства – врачей, летчиков, ученых.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории…
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
Святыня православия — Новодевичий монастырь в Москве.
Новодевичий монастырь в Москве основан Великим Князем Московским Василием III Иоанновичем в 1524 году. Новым его назвали по отношению к более древним столичным обителям: Зачатьевскому монастырю, который в те времена именовался Стародевичьим, и Кремлёвскому Вознесенскому, чью древнюю славу Новодевичий перенял, став новой придворной обителью, куда в XVI-XVII веках поступали представительницы самой родовитой знати. Согласно патриаршей грамоте 1598 года полное название обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь. Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, который находился в знаменитом константинопольском храме Одигон (храм Проводников, Вождей). На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на западных подступах к Москве. Он не раз подвергался набегам крымских татар: в 1571 году его сжег хан Девлет-Гирей; в 1591 на подступах к нему было остановлено войско Казы-Гирея. Желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые coгласно требованиям средневековой фортификации были снабжены пушечными, мушкетнымы и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы-реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей — «сторожей», таких как Донской монастырь, Данилов монастырь, Ново-Спасский монастырь, Симонов монастырь. Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались в 1605 году когда по приказу Лжедмитрия была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную Новгородском Горицком монастыре. С нею в обители жила ливонская царица Мария (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродной брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследница московского престола. В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение царственных инокинь было отчаянным. С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Великой Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны Буйносовой-Ростовской (в монашестве Елены, умерла в 1625), вдовы сведенного в 1610 году с престола царя Василия Шуйского. Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, «вырвавшаяся из терема на свободу», 25-летняя царевна-правительница и рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми. При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья, как драгоценный камень в изысканной оправе, окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест, в центре которого находится Смоленский собор, верх венчает свеча колокольни, основную вертикаль образует трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства обители — контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это — в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами». Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина — до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с пристроенными к ним стрелецкими караульнями, а остальные 8 — четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Смоленский собор (1524-1525гг.) — древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высокой подклети, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: в честь святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии. Церковь св. Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами царицы Ирины Годуновой — после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, принадлежавшую сперва княгине Ульяне Удельной (Палецкой, в монашестве Александре), а потом — царице Ирине Фёдоровне Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик. Трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687 гг.) представляет собой уникальное по тем временам сооружение — обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высокой подклети. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви, во втором этаже которой находится придел в честь Сошествия Святаго Духа, в котором сохранился древний иконостас. Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости т начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик. Преображенская церковь (1б87-1б88гг.) построена над святыми (северными) вратами и является как бы «визитной карточкой» монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают так называемые Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, а в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I. В Преображенской церкви сохранился первоначальный резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича. Покровская церковь (1683-1б88гг.) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна. В настоящее время Новодевичий монастырь, оставаясь посещаемым туристическим объектом, привлекает всё больше паломников. Главным монастырским праздником остаётся день Смоленской иконы Божией Матери. Заходя во двор монастыря, будто попадаешь в совершенно иной мир — спокойный, благодатный, добрый. При монастыре работает небольшая келья (основной собор был закрыт). В ней находятся очень старинные иконы и святыни. А пруд у монастыря отличное место для прогулок, где можно покататься на велосипедах, покормить уток в пруду и просто отдохнуть душой. Новодевичье кладбище — одно из самых известных мест погребения усопших в Москве. Возникло в 1898 году у южной стены Новодевичьего монастыря. В советское время превращено в своего рода национальный пантеон — второй по значению после Кремлёвской стены. Находится в юго-западной части Центрального административного округа, в Хамовниках В 1991 году на берегу пруда у Новодевичьего монастыря была установлена необычная скульптурная композиция — утка с утятами. Прототипом стали герои сказки «Дайте дорогу утятам», написанной американцем Робертом Маклосски еще в 1941 году. Скульптуры утки и утят отлиты из бронзы. Всего их девять — мама Миссис Маллард и 8 птенцов. Автором является скульптор из США Шен Нэнси
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ — Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь, в Москве.
Основан в 1524 году великим князем Василием III Ивановичем в честь главные святыни Смоленска — Смоленской иконы Божией Матери — по обету за взятие этого города (1514 год). Монастырь поставлен на скрещении сухопутных и водных дорог, идущих на запад от Москвы. Его огибала петля левого притока р. Москва (ручей Вавилон) и защищал обрывистый берег реки.
Новодевичий монастырь задуман как обитель высшего, придворного ранга; на его устроение Василий III пожаловал 3 тыс. руб., дворцовые сёла, земельные угодья; монастырь получил «несудимые грамоты», освобождавшие от податей. Первой игуменьей Новодевичьего монастыря стала схимонахиня Покровского монастыря в Суздале прп. Елена Московская (Девочкина) (ум. 1547 год). В 1525 году в Новодевичьем монастыре был принесён список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители. При царе Иване IV Васильевиче Грозном в Новодевичьем монатыре постригали женщин из царской семьи . В январе 1598 года в Новодевичьем монастыре поселилась вдова царя Фёдора Ивановича царица-инокиня Ирина Фёдоровна Годунова (в монашестве Александра), здесь, в Смоленском соборе, её брат Борис Фёдорович Годунов принял избрание на царство (1598 год).
В конце XVI — начале XVII веков в Новодевичьем монастыре насчитывалось до 122 насельниц, он был одним из богатейших и владел сёлами более чем в 10 уездах. В Смутное время оказался в центре военных действий и политических интриг. Лжедмитрием Iбыла конфискована казна монастыря (1605 год); в 1606 году войска Василия Ивановича Шуйского отстояли Н. м. от участников Болотникова восстания 1606-1607 годов; в 1610 году на Девичьем поле у Новодевичьего монастыря представители моск. знати вели мирные переговоры с поляками о призвании на царство королевича Владислава; в 1611 году Новодевичий монастырь был взят и разграблен казаками И.М. Заруцкого, в это время в монастыре пребывала инокиня Ольга (в миру царевна Ксения Борисовна, дочь Бориса Годунова); 21(31) августа 1612 год при Новодевиьем монастыре произошло решающее сражение Второго ополчения 1611-1612 годов с войсками гетмана Я.К. Ходкевича.
Царь Михаил Фёдорович освободил Новодевичий монастырь от податей в казну. В XVII — начале XVIII веков монастырь имел огромные владения (15 тыс. крепостных, 36 сёл с более чем 150 тыс. дес. земли, подворье в Московском Кремле и слободу на Пречистенке со 127 ремесленниками). Богатые вклады Новодевичьего монастыря получил при окончательном возвращении России Смоленска (1654 год), в частности вклад царя Алексея Михайловича — чудотворную Иверскую икону Божией Матери (после закрытия монастыря передана в ГИМ, 6 мая 2012 года возвращена в Новодевичий монатырь). В 1654 году в Новодевичий монастырь переехали ок. 300 монахинь Кутеинского Успенского мон. из-под Орши. Т. о., обитель стала одним из центров не только русского, но и белорусского монашества, представительницы которого в 1656-1771 годы избирались игуменьями Новодевичьего монастыря. В XVII веке в обители по-прежнему принимали постриг женщины из царской семьи (дочь Михаила Фёдоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия), цари с семьями и двором регулярно приезжали сюда на богомолье. Настоящего расцвета Новодевиьего монастыря достиг во время правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689 годы), при которой сложился оригинальный архит. ансамбль. После бунта стрельцов (1689 год) по приказу Петра I она была пострижена здесь в монашество (с именем Сусанна, в схиме — София). В конце XVII — начале XVIII веков главным ктитором Новодевичьего монатсыря была жена царя Ивана V Алексеевича царица Прасковья Фёдоровна Салтыкова. При Петре I обитель потеряла придворный статус. В 1724 году при Новодевичьем монастыре был открыт приют на 250 человек для девочек- подкидышей. В 1727-1731 годы в монастыре пребывала первая жена Петра I царица-инокиня Евдокия Фёдоровна Лопухина (в монашестве Елена). При секуляризации 1764 года церковных имуществ Новодевичьекго монастыря лишился всех видов землевладения, в списке первоклассных штатных монастырей занимал 2-е место.
Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был занят французами, которые пытались его взорвать. В XIX веке в обители процветали традиционные монастырские искусства и ремёсла, особенно славились белошвейные и золотошвейные мастерские. В 1871 году открыто Филатьевское училище для девочек-сирот, в 1892 году — Елизаветинский приют, в 1899 году — церковно-приходская школа. Во время Первой мировой войны Новодевичий монастырь участвовал в постройке и содержании лазарета, 20 насельниц стали сёстрами милосердия.
В 1918-1919 годы Новодевичий монастырь был преобразован в приходское братство, монахини организованы в союзы вышивальщиц и огородниц, в 1922 году монастырь полностью упразднён, помещения переданы под жильё, музейные экспозиции и разл. учреждения. С 1934 году на территории Новодевичьего монастыря организован филиал ГИМа; в 1944 году открыты Православный богословский ин-т и пастырско-богословские курсы, на основе которых в 1946 году были возобновлены Московская духовная академия и семинария (в 1949 году переведены в Троице-Сергиеву лавру). С 1964 года на территории Новодевичьего монастыря находятся резиденция и епархиальное управление Московской епархии РПЦ. С 1960-х годов в Новодевичьем монастыре ведутся реставрационные работы. В 1994 году возобновлена монашеская жизнь . В Московской области открыты подворья Новодевичья монастыря: в 1995 году — при Успенской церкви (1785-1792 годы) в дер. Шубино Домодедовского р-на, в 2008 году — при Александро-Невской церкви (1915 год) в пос. Санаторий им. Герцена Одинцовского р-на. В 2010 году постановлением Правительства РФ Новодевичьего монастыря передан в пользование Московской епархии РПЦ.
Первоначально все постройки Новодевичьего монастыря были деревянными, включая собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. С конца 1540-х годов в Новодевичьем монастыре строили каменный многоглавый на подклете собор в честь Рождества Богородицы (ныне — в честь Смоленской иконы Божией Матери), который в июле 1550 года обрушился и был достроен до 1568 года, а расписан к 1598 году (по заказу царицы-инокини Ирины Годуновой). 5-главый, 6-столпный, на подклете, с трёх сторон окружённый 2-ярусной галереей с 2 вост. приделами (изначально их было 4) собор построен из кирпича с белокаменными деталями. Реставрировался И.Ф. Мичуриным (1759 год); И.П. Машковым и С.К. Родионовым (1898-1903 годы); в современное время — И.П. Машковым, Г.А. Макаровым, Н.С. Романовым и др. В результате этого мн. детали облика изменились. Интерьер храма исключительно богат. Ковёр из фресок (суховатых, но изысканных по рисунку и колориту) сплошь покрывает стены, столбы, своды и пилястры. В центральном куполе — «Отечество», на сводах — Протоевангельский цикл, в люнетах — библейские сюжеты, на стенах в 3 ярусах — акафист и история Лиддской иконы Божией Матери, на столбах — святые. В XVII веке написан ряд новых композиций; фрески «починивались» (1666 год) и отмывались (1685 год), неоднократно поновлялись в XVIII-XIX веках, были записаны масляной живописью (1759 год), в 1886-1887 и 1901-1902 годы реставрированы Н.М. Сафоновым. С 1929 года начаты исследования и научные реставрация фресок. Высокий 5-ярусный иконостас, резной и позолоченный (1683-1685 годы; мастера Осип Андреев, Климентий Михайлов), сменил прежнюю алтарную преграду (фрагменты её росписи сохранились); старый состав его икон был при этом пополнен виднейшими мастерами Оружейной палаты (С.Ф. Ушаков, Н.Е. Павловец, Ф.Е. Зубов, Д.Е. Золотарёв и К.И. Золотарёв). Сохранились также часть икон XVI-XVII веков, резная напрестольная сень (1653 год; К. Кондратьев) и решётка в северной галерее, отделяющая придел Святых Прохора и Никанора.
После пожара Новодевичьего монастыря при нашествии крымского хана Девлет-Гирея I (1571 год) началось строительство каменной ограды, с которой, возможно, монастырь изображён на «Несвижском» плане Москвы (1611 год). В период правления царевны Софьи Алексеевны произошла коренная перестройка всего Новодевичьего монастыря. В 1682-1690 годы его территория увеличилась, была построена каменная ограда с внутренними арками и бойницами в стенах. Машикули идут по верху и стен, и башен, служа постаментом их белокаменным завершениям. 4 угловые башни круглые, они сильно выступают из стен и стоят на двухъярусных цоколях, 8 промежуточных — квадратные. Ограда была декоративно-символической, поэтому для защиты в конце XVII века снаружи её окружал ров и бревенчатый частокол. К угловым башням примыкают 4 корпуса стрелецких караулен. Сформировался парадно-изысканный, избыточно декоративный архитектурный образ, в котором ведущая роль принадлежит колокольне, надвратным храмам и ажурным завершениям башен (строительство продолжалось до 1725 года). Главные ворота изначально помещались с юга; выстроенные в 1683-1688 годы 3-пролётные ворота ныне служат подклетом храма Покрова Богородицы, завершённого 3 башенками «украинского» типа. Северные 3-пролётные ворота также несут храм — 5-главую церковь Преображения Господня (1687-1688 годы) с резным позолоченным 7-ярусным иконостасом, в котором важная роль отведена скульптуре (К.И. Золотарёв); иконы для него писали также мастера Оружейной палаты под руководством Ф.Е. Зубова.
Для Ирины Годуновой были построены обширные кельи («Ирининские палаты») с трапезной и домовой церковью. Во второй половине XVII века на их месте сооружён комплекс, включавший церковь (в 1670-х годах освящена во имя Св. Иоанна Предтечи, ныне — во имя Свт. Амвросия Медиоланского), «старую трапезную» с хлебодарней и 2-этажными палатами, которые полностью перестроены в правление царевны Софьи, но сохранили назв. «Ирининских». Новый ансамбль
монастырской трапезной (1685-1687 годы) представляет собой уникальное архит. сооружение с обширной бесстолпной палатой, стоящей на едином подклете с 3 малыми палатами и высоким четвериком Успенской церкви, на 2-м ярусе которой находится придел Сошествия Св. Духа. Вскоре после постройки новая трапезная украшена резьбой К. Мымрина и расписана Б. Дмитриевым и И. Масюковым. Созданием иконостаса и икон Успенской церкви с приделом руководили К.И. Золотарёв и Богдан Салтанов (в 1970-е годы в Успенскую церковь частично перенесён иконостас верхнего храма московской церкви Успения на Покровке, разрушенной в 1936 году). Первоначально здание трапезной окружала широкая арочная открытая паперть, соединённая переходом с «Ирининскими палатами». Высокая (св. 70 м), изящных пропорций колокольня Нмоводевичьего монастыря (1683-1690 годы), кирпичная с белокаменными деталями (типичный памятник нарышкинского барокко) поставлена у вост. стены ограды и занимает доминирующее положение в ансамбле монастыря. Состоит из 5 уменьшающихся восьмериков и главки на 8-гранном барабане; ярусы имеют гульбища с белокаменными балюстрадами с вазонами-пинаклями, восьмерики украшены колонками по углам, арочные проёмы и окна — резными деталями. В колокольне размещались церкви Преподобных Варлаама и Иоасафа (нижний этаж основания) и церкви Св. ап. Иоанна Богослова (2-й ярус). Также сохранились: стрелецкие караульни конца XVI — начала XVII веков (в т. ч. палаты царевны Софьи), палаты царевны Марии Алексеевны (1683-1688 годы), Лопухинский корпус (1687-1688 годы), Певческий корпус (конец XVII века), Казначейские палаты (XVII-XVIII века), здание Филатьевского училища (1815 год, перестроено в 1871-1878 годы). Новодевичий монастырь остаётся наиболее сохранным из московских монастырей, чему способствовала и длительная реставрация. В 2004 году он включён в список Всемирного наследия.
В XVI — начале XX веках в стенах Новодевичьего монастыря сложился исключительно ценный исторический некрополь. В соборе сохранились надгробия сестёр Петра I — Софьи, Евдокии, Екатерины и его первой жены Е.Ф. Лопухиной; в подклете находится усыпальница с белокаменными надгробиями представителей царских семей и знатнейших боярских родов (кн. Воротынских, семьи боярина Б.М. Хитрово, кн. Одоевских и др.). Открытое кладбище (т. н. Старое) развивалось от собора и постепенно заняло значит. площадь. После проведения в начале 1930-х годов «расчистки» из 2811 надгробий уцелело 115, среди них: часовня-мавзолей Волконских (начало XIX века), часовня-усыпальница Прохоровых в неорусском стиле (1911 год), могилы дворянской и разночинной интеллигенции, деятелей русской культуры (Д.В. Давыдова, декабристов С.П. Трубецкого, М.И. Муравьёва-Апостола, А.Н. Муравьёва и др., писателей М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, поэта А.Н. Плещеева, историка С.М. Соловьёва, философа В.С. Соловьёва, гр. А.С. Уварова и др.). За южной стеной монастыря с 1898 года сформировалось т. н. Новое кладбище — ныне действующее Новодевичье кладбище (официально открыто в 1904 году, с 1927 года предназначено «для захоронения лиц с общественным положением»).
Дополнительная литература:
Тренев Д.К. Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. М., 1902;
Овсянников Ю.М. Ново-Девичий монастырь. М., 1968;
Источники по социально-экономической истории России XVI–XVIII вв.: из архива Московского Новодевичьего монастыря. М., 1985;
Новодевичий монастырь в русской культуре / Под ред. В. Л. Егорова. М., 1998;
Шведова М.М. Царицы-инокини Новодевичьего монастыря. М., 2000;
она же. Иконостас работы Карпа Золотарева из Успенской церкви Новодевичьего монастыря // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. М., 2001;
Борисенко И.Г. Новодевичий монастырь. М., 2003;
Квливидзе Н.В. Символические образы Московского государства и иконографическая программа росписи собора Новодевичьего монастыря // Древнерусское искусство: Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век. СПб., 2003;
Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. М., 2004;
Баталов А.Л. К полемике о времени строительства собора Новодевичьего монастыря // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005.
Новодевичий монастырь в Москве
Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43’34.5″N 37°33’21.7″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
История монастыря
Архитектурные особенности монастыря, его основные сооружения
Новодевичий монастырь на карте
История монастыря
Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.
Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.
Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня
В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.
Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.
Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня
В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.
Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.
Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы
В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения
Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.
Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.
Караульня у Напрудной башни
Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.
Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.
Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня
Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.
Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.
Церковь Спаса Преображения
Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.
Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.
Колокольня
Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.
Рейтинг достопримечательности
У каждого города, в любой стране мира, есть свое архитектурное лицо. Так же как лицо любого из нас со временем оно меняется, как бы мы к этому не относились. Одни здания сменяют другие, панорамы и виды украшаются новыми архитектурными изысками. Но есть некоторые особенности, которые позволяют безошибочно определить, панорама какого именно города представлена на фотографии. Не погрешим против истины, если назовем одним из таких знаковых мест Москвы – Новодевичий монастырь.
Если любоваться панорамой города со смотровой площадки на Воробьевых горах, невозможно не заметить утопающий в зелени комплекс храмов и часовен, который венчает 72-х метровая колокольня храма преподобных Варлаама и Иоасафа, построенная в 1689-1690 годах.
Сам же монастырь – Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве или иначе Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска – иконы Смоленской Божией Матери, в тогдашнем пригороде Москвы на Девичьем поле. «Лета 7032-ого (1524) майа в 8 день, – гласит летопись, – поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом».
Соборный храм обители был построен по образцу Успенского собора Кремля и в наши дни стал одним из признанных памятников древнерусского зодчества в Москве. Стены и 12 башен монастыря возводились на протяжении двух веков. Удачное расположение в излучине реки Москвы, в трех верстах от Московского Кремля позволяло контролировать мост через Москва-реку, что защищало от неприятеля юго-западное направление Москвы.
Большая часть сохранившихся зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и являют собой настоящий образец стиля «московское барокко».
Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает Наставница, Путеводительница. Так назывался древний образ Богоматери из знаменитого константинопольского храма Одигон. Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителей на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Эта икона стала одной из самых почитаемых святыней русских князей. На Руси ей поклонялись как символу преемственности и близости двух православных монархий: Константинополя (Второго Рима) и молодого Русского Государства.
Есть три версии почему монастырь назван именно Новодевичьим. Одна из версий учитывает его место расположения – Девичье поле, на котором в старину выбирали самых красивых московских девиц, чтобы отправлять их в Золотую Орду в виде дани. Другая основана на том, что первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. Ну и третья – монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле. Монастырь действительно был Новым по отношению к более древним московским обителям – Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлевскому Вознесенскому, древнюю славу которых Новодевичий перенял, став новой придворной обителью и куда в XVI-XVII веках поступали представительницы наиболее родовой знати.