Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.
Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.
Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.
Содержание
Как появились витражи в готических храмах
Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.
Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла…
Средневековое искусство витража
Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.
Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:
- Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
- Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
- Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
- Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
- Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
- Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.
Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.
Витражи Нотр-Дам-де-Пари
Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.
Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.
Западная роза
Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.
Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.
Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.
Южная роза
Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.
Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.
Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.
В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.
Северная роза
Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.
Чудеса реставрации
Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виолле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.
Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.
Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари
В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов – настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение – витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.
Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.
Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.
Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.
На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.
Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.
При пожаре в Нотр-Дам-де-Пари уцелели витражи в окнах-розах, орган поврежден водой
Уникальные витражи в окнах-розах собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) не пострадали во время произошедшего в нем сильного пожара, а вот знаменитый орган поврежден водой, об этом сообщил представитель собора Андре Фино.
– Из того, что мне удалось увидеть, витражи не пострадали, три прекрасные розы, датированные XII и ХIII веками до сих пор на месте, – цитирует представителя собора издание «Европейские новости» со ссылкой на французский канал BFMTV.
О том, что как минимум одно из знаменитых окон-роз уцелело во время пожара, свидетельствуют и утренние фотографии, сделанные внутри здания.
В тоже время, Андре Фино сообщил, что могли пострадать другие витражи собора, датируемые более поздним временем создания.
– Могли пострадать витражи XIX века, менее важные, но не бесценные сокровища XIII века, это просто чудо, – сказал он.
Представитель собора также сообщил, что огонь не повредил и знаменитый орган, на который, правда, попала вода при тушении пожара.
– Огонь вообще не повредил орган, он получил определенные повреждения от струй воды, – уточнил Андре Фино.
Ранее также стало известно, что не пострадали основные святыни собора Парижской Богоматери – Терновый венец Спасителя, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста.
Напомним, что возгорание в соборе Парижской Богоматери произошло около 18:50 (19:50 мск) в понедельник 15 апреля. В результате пожара обрушились шпиль, часы собора и большая часть кровли. В тоже время, благодаря усилиям пожарных удалось спасти фасад собора и его башни.
По предварительным данным, одной из причин пожара могли стать проводившиеся в нем реставрационные работы. Сейчас идет расследование происшествия.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – католический храм в центре Парижа, являющийся одним из символов, как Парижа, так и всей Франции. Он строился с 1163 по 1345 год на месте первой христианской церкви Парижа – базилики святого Стефана.
Искусство
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических
влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со
свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы
новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию
легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Если встать лицом к фасаду Собора Парижской Богоматери, то справа, на
краю площади, можно заметить конную скульптуру Карла Великого.
Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику.
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69
м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500
кг.
Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.
Колокольня
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные
колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique
Françoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг
(ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг
(фа-диез).
Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены
порталы.
Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений
средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю
христианства от грехопадения до Судного дня. Скульптуры изображают картины
Страшного суда, сцены из жизни Девы Марии и святой Анны, матери Девы
Марии.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. В центре
Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили
два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины
(символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем
тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Статуи слева, портал Страшного суда.
Статуи справа, портал Страшного суда.
Портал святой Анны.
Портал Девы Марии.
Двери украшены коваными рельефами.
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных
внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы
балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи
фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец
средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором
вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля
окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме).
Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык —
Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея.
Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов,
который обращен лицом к шпилю.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной
живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются
многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон.
Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта
игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора
феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж
— роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков
(9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские
работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах —
по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон
предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были
выполнены похожими на средневековые.
Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми
канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах
боковых стен — фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа
изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл
помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13
метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого
завета.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало
подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие
разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших
дней дошла только окно-роза.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены
и своды храма.
Mausolee de Henri, Duc d’Harcourt
Statue du Sainte Jeanne D’Arc
Statue du Sainte Therese
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным
продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем
сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из
Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры
разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар
собору ежегодно в первый день мая.
Паникадило собора (люстра) выполнено из
посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792
году.
Конечно, главным атрибутом готического собора является орган, и Собор
Парижской Богоматери (Нотр — Дам де Пари) не является исключением.
В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из
которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу
регистров орган.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий
христианства — Терновый венец Иисуса Христа.
Позади собора собора Фонтан девственницы (La fontaine de la Vierge) —
архитектор Vigoureux 1845 г.
Париж
При виде витражей в Нотр-Дам-де-Пари мне вспоминаются яркие картинки детского калейдоскопа. Они напоминают мне блеск разноцветной мозаики витража, пронизанной лучом света. Витраж в форме цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери, напоминает мне черную розу Александра Блока: «…я послал тебе чёрную розу в бокалезолотого, как небо, аи…»
Понравилось! 4 4
Роза южного поперечного нефа собора Парижской Богоматери.
Согласно легенде, королева Бланш Кастильская с сыном Людовиком IX (прозванным в народе Святым) приносили в храмы свои любимые цветы-розы. «Каменные розы» — круглые окна с витражами, в те годы по рыцарской традиции посвящали храмам в качестве символических венков из роз.Понравилось! 4 4 И все-же королева Бланка, принцесса Кастильская, не была первой, кто придумал размещать витражи в виде розы на фасад церкви. Считается, что это сделал на западном фасаде церкви аббат Сюжер, живший ста годами раньше.
В готическом соборе от средневековых витражей остались лишь ажурные окна-розы в поперечном нефе и на западном фасаде. Роза витража северного поперечного нефа переливается всеми цветами радуги. Она сохранилась лучше других. Внутри собора роза пронизана золотым светом и четко горит яркими цветами в своем черном обрамление. В центре, озаряемая 16 лучами, сидит Мадонна с Младенцем.
Окно-роза при закате солнца расцвечивает красками темную стену нефа, украшает интерьер, но это готическое окно не служит освещением помещению храма. Но если внимательно вглядеться, на витраже можно увидеть фигуры пророков и царей из Ветхого Завета. Сюжету спасения посвящена Роза южного поперечного нефа, расположенная напротив. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире.
Западный фасад собора для тех, кто находится внутри, означает «темную сторону». Запад считали страной демонов. Окно-роза символизирует видимый свет Евангелия.
Понравилось! 4 4 Каменные розы на фасаде Нотр-Дам-де-Пари — готический символ Парижа. Витражи собора Парижской Богоматери — это целая эпоха. Старинные витражи одиннадцатого века, вернее, их фрагменты, сохранились в соборе Сен-Дени в предместье Парижа, служившем усыпальницей французских королей. В этом соборе можно увидеть элементы и мотивы, характерные для готического искусства. Но первым собором, построенном в готическом стиле в Париже является Нотр-Дам.
За 850 лет интерьер собора Парижской Богоматери значительно обновился. Изменения претерпели органы, колокола храма и, конечно, его витражи. Необыкновенно чистый звук издает шести тонный колокол в правой башне собора. Считается, что своим необыкновенно чистым звучанием колокол собора обязан золоту и серебру парижан, сделавших пожертвования.
Готический собор Парижской Богоматери с его каркасными архитектурными формами практически лишен живописных изображений на поверхности стен, как это было принято в романскую эпоху.
Мозаики расписных оконных стекол собора украшают интерьеры храма, яркими картинами сияя на свету. На светлом фасаде храма ярким цветовым пятном выделяется главный витраж в форме розы.
Понравилось! 7 7 Свет поступает в Нотр-Дам-де-Пари через живописные картины витражей, созданных в середине девятнадцатого века во время реконструкции собора.
Понравилось! 7 7 Благодаря настойчивости известного писателя Проспера Мериме, который инспектировал исторические памятники Франции, витражи в знаменитом соборе выполнили в духе средневековья, разноцветными, а не прозрачными, как планировалось.
В соборе даже днем необычное освещение и в темных уголках высоких залов храма некоторые фотографии получаются плохого качества. Из-за недостаточного освещения в интерьерах собора свет проникающий через витражи выделяет их, делая похожими на настенные фрески. Живописные картины на витражах изображают сценки из повседневной жизни крестьян.
Понравилось! 7 7 Витраж в виде цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери старинный, но хорошо сохранился и был отреставрирован. В центре розы находится Богоматерь, а на «лепестках» изображены знаки зодиака, символы добродетелей и пороков. Диаметр главного витража — около десяти метров. Он состоит из восьмидесяти известных сценок из Ветхозаветной истории. Два боковых витража тоже выполнены в виде роз диаметром тринадцать метров. Это самые большие витражи в Европе. Понравилось! 3 3 Расцвет витражного искусства Франции произошел в тринадцатом веке в Шартре. Первые фигурные стекла с орнаментом были не окрашены. Эти подобия средневековых витражей Нотр Дама были обнаружены в церквях монастырей Англии в седьмом веке.
Истории известно, что в Византии в четвертом веке использовали цветное стекло в оконных переплетах. Трактат Плиния Старшего «Naturalis historia» рассказывает о том, как в первом веке до нашей эры цветные мозаики раньше украшающие пол, «перешли на своды, уже из стекла». В это время зародилось искусство витража, благодаря которому залы собора Парижской Богоматери озаряет радужный свет.
Витражи Собора Парижской Богоматери
Мастер:
Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и всё равно уйти неудовлетворённым. Только художники высокого класса берутся за эту кропотливую и очень сложную работу. Существует множество видов росписей. Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. При детальном расписывании, создаётся эффект свежести и неповторимости. Плоскость, разделённая на детали, походит на мозаику, от которой невозможно оторвать восхищённых взглядов. После нанесения слоя краски на стекло, необходимо закрепить его с помощью высокой температуры. Стекло — удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными.
Одной из самых распространённых техник в расписывании витражей является Тиффани. Это не простое закрашивание поверхности, а создание объема и глубины, благодаря этой технике можно различить предметы находящиеся дальше и ближе, а также прочувствовать их реальную форму. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими, хрупкими и изящными. Популярность изделий из цветного витражного стекла растет с каждым годом. Всё больше и больше людей хотят обзавестись столь необычным произведением искусства. Любое изделие, светильник или витражная дверца в шкафу, преображает дом, делает его изысканной и придаёт индивидуальность.
Какими красками расписывать стекло? Стекло расписывают либо специальными витражными красками (предназначенными именно для росписи по стеклу), либо акриловыми красками.
LiveInternetLiveInternet
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи. Это и витражи высоких стрельчатых окон, и окна-розы.
Окна-розы имеют свою историю. «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое здание в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой (1226 – 1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «каменные розы» — круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия.
Там лап ленивых плавное движенье
Рождает страшный тишины раскат,
Но вот одна из кошек, взяв мишенью
Блуждающий по ней тревожно взгляд,
Его вбирает в свой огромный глаз, —
И взгляд, затянутый в водоворот
Зрачка, захлебываясь и кружась,
Ко дну навстречу гибели идет,
Когда притворно спящий глаз, на миг
Открывшись, вновь смыкается поспешно,
Чтоб жертву в недрах утопить своих:
Вот так соборов окна-розы встарь,
Взяв сердце чье-нибудь из тьмы кромешной,
Его бросали богу на алтарь.
Р.М.Рильке
В конце XVII века, собор пережил тяжелые времена, многие витражи были разрушены. Поэтому значительная их часть — относительный «новодел», выполненный во время реставрации в середине 19 века. Главный же витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма.В Соборе Парижской Богоматери они огромные (13 метров в диаметре, самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Использованы материалы Википедии.
Роуз окно — Rose window
Внешний вид розы в Страсбургский собор , ФранцияИнтерьер розы в Страсбургском собореАрхитектурный чертеж окна розы собора Страсбурга
Розы окна или окно Кэтрин часто используются как общий термин применяется к круглому окну , но особенно используются для тех , кто находится в церквах готического архитектурного стиля и быть разделен на сегменты каменных стоек и ажурным . Название «роза окно» не использовалось до 17 — го века и в соответствии с Оксфордским словарем английского языка , среди прочего, происходит от английского названия цветка розы .
«Окно колеса» термина часто применяются к окну , деленному на простых спицах , исходящие из центрального босса или открытий, в то время как термин «розой окна» зарезервирована для тех окон, иногда очень сложной конструкции, которую можно увидеть нести сходство с мульти-лепестковый розы. Поднял окна также называют Екатерину окна после того, как Святой Екатерины Александрийской , который был приговорен к казнен на игольчатым колесе. Круглое окно без ажурного , таких как найдены во многих итальянских церквах, упоминаются как глазное окно или Окулус .
Роза окно особенно характерно для готической архитектуры и можно увидеть во всех крупных готических соборах Северной Франции . Их происхождение намного раньше и роза окна можно увидеть в различных формах на протяжении всего средневекового периода. Их популярность была восстановлена, с другими средневековыми особенностями, во время готического возрождения 19 — го века так , что они видели в христианских церквях во всем мире.