Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.
Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).
Нимб на иконе Богородицы
Содержание
История нимба
Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.
Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.
Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.
Богословие нимба
Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.
Об иконах в православии:
- Как и кто пишет иконы
- Что делать и куда девать старые иконы
- Какие иконы помогают от сглаза и порчи
Нетварный Свет
«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.»(от Иоанна,1, 6-8)
По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.
«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)
Нимб на иконе — наиболее светоносная область.
Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.
Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.
Икона Умиление Божьей Матери
Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.
Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.
Образы Спасителя
В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.
Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.
Икона Иисус Христос
Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.
Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.
Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.
Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.
Нимбы, отличной от круга формы
В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.
Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.
Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.
Почитаемые православные иконы:
- Икона Пресвятой Троицы
- Икона Богородицы «Всецарица»
- Икона святой Матроны Московской
Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.
Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.
И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.
Цвет и его символика в иконописи
В своих публикациях я хочу продолжить вас знакомить с иконой. Сегодня я хочу остановиться на цвете и его символике в иконописи. Многие, наверное, задавали себе вопрос — почему некоторые иконы такие тёмные? Почему у своего святого вместо красного плаща нельзя написать, например, розовый или сиреневый, ведь это мой любимый цвет и я хочу видеть его на своей иконе.Так вот, чрезмерная красивость явно вредит иконе, отвлекая внутренний взгляд от раскрывающейся Тайны. Красота иконы заключается в чрезвычайно строгом иерархическом равновесии цвета, отдельных форм, света, линий. Это особый язык, элементы которого коренятся в Софии (Премудрости) и выражают ее точно так же, как слова выражают мысль.
Символика цвета в иконе так же, как и композиция и пластика, отражают Божественную премудрость. У каждого цвета свое место, свое значение. Цвета в иконе никогда не смешивались. Спектральный анализ показал, что цвета в древней иконе накладывались один на другой. Происходило свечение нижнего слоя из-под верхнего. До сих пор посещая музеи, мы можем наблюдать этот прием, например, на одеждах святых — вроде бы цвет зеленый, а из-под него виден желтый. То есть синий, наложеный на желтый давал зеленый цвет одежд. Тем самым иконописец получал возможность получать необходимое количество цветовых оттенков для наиболее полного раскрытия образов. Так достигалось гармоничное переложение цвета нашего «тварного Мира» на икону. У живописцев для получения цвета краски смешиваются друг с другом, это по нашему «по-мирски», а наложение красок друг на друга дает им определенный «неземной» оттенок. Сейчас продолжая традиции, настоящие иконописцы пишут именно так — лессировками, то есть накладывая один цвет на другой, добиваясь нужного оттенка. Для того чтобы добиться более неземного эффекта, показать, что святой изображен в другом горнем мире, на цветные драппировки одежд наносятся пробела (высветления объёмных мест) другого цвета.
Итак, приступим.
Основной цвет в иконе золотой, его мы чаще всего видим на иконе, так как именно он символизирует цвет царствия Божия, Божие присутсвие, свет вечности и благодати. Золотом часто покрывают фон иконы, как бы говоря о неземном свете горнего мира. После золота наиболее часто встречаютс охристые или охристо-жёлтые фоны — эти цвета на фонах несут тот же смысл, а связано их появление с тем, что раньше те, у кого не было средств приобрести золочёную икону просто просили написать более «бюджетный вариант». Ведь иконы были в каждом доме обязательно, а по бедности некоторые люди могли позволить себе лишь самое простое написание. Золотом или же охрой делаются нимбы над головами святых, также показывая нам неземное свечение.
Золото мы также видим на одеждах Богородицы и Спасителя, крыльях Ангелов, подножий, тронов, евангелий, распятий. Так же иногда мы видим на одеждах святых, евангелиях, крыльях ангелов золотые лучи — штрихи они называются ассистом. Они изображают нетварный Свет, присутствие самого Божества в сиянии Божественных лучей.
Следующий цвет — белый. Белый цвет — символ Божественного света, свечения. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники — люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей (например, на икроне «Успения Богородицы», где Христос сам с принял душу матери в виде спеленутого младенца и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Близкое значение несёт и серебряный цвет который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия — «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищеное от земли в горниле, семь раз переплавленое» (Пс.:11:7)
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет символизирует стремление к Богу, символ неба. Одежды Спасителя — синий гиматий, символ его Божественности. Также синий символизирует тайну, мудрость и откровение. Это также цвет апостольских одеяний. Голубой цвет считается цветом Богородицы, так как символизирует небесную чистоту. Голубым также как золотом и охрой делались фоны икон, неся тот же смысл небесного света и чистоты. Но голубой пигмент был дороже, чем пигмент охры, так как его было сложнее достать. До сих пор лазуриты и голубые минеральные пигменты не дешевы в цене. Фоны росписей во многих храмах, посвященных Богородице, выполнены синими и голубыми цветами. Синий цвет в соединении с пурпурным даёт вишнёвый которым также пишутся одежды Богоматери. Соединение синего и вишнёвого цветов символизируют соединение земного и небесного. Одежды Божией матери принято писать как голубыми (например, как в иконах «Покрова» или «Неувядаемый цвет»), так и бордовым цветом. Оба варианта вполне соответствуют иконописному канону.
Красный — один из самых заметных и часто встречающихся цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, огня, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Первые крашеные яички всегда окрашивались в красный цвет, о чём мы можем прочитать в притче о мироносице Марии Магдалине. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображаются на иконах мученики, тёмно-красный хитон Спасителя — символ его человеческой природы. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны — как знак торжества вечной жизни. Красный цвет, несущий в себе природу огня имеет также и еще одно значение — угрозы, крови, огня, поэтому его также используют и в иконах с изображением страшного суда, рассказывающих нам о муках и страданиях ада.
Пурпурный цвет (бордовый, багряный) был очень важен в Византийской культуре и постепенно перешёл в русскую иконопись. Это цвет Бога на небе, императора правителя на земле. Только император мог надевать одежду пурпурных оттенков, восседать на пурпурном троне, подписывать указы пурпурными чернилами. Отсюда в русской иконописи появилась традиция писать одежды, обувь у святых царей и князей этим цветом. Киноварь была самым дорогим цветом, так как этот ртутный минерал было трудно добыть. Поэтому соответствовала своему назначению. Киноварь имеет оттенок от рыжего до ярко алого. В настоящее время ее заменяют кадмием красным, но преданные своему делу иконописцы по-прежнему применяют киноварь для передачи неповторимых красных оттенков. В старину кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью, так они и изображаются на иконах как самая дорогая и значимая вещь. Также это цвет используется для одежд Богоматери царицы небесной.
Зеленый цвет — цвет Святого Духа природный, живой. На праздник святой Троицы и Духов день Храмы облачают в зеленый цвет, украшают свежей зеленью, священники надевают зелёные облачения. Это цвет травы и листьев, цветения, вечного обновления. Зеленым цветом писали «позём» — землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. Зелёным пишется виноградная лоза как символ, древо жизни. Означает символ вечной жизни, победу жизни над смертью, дарованной нам Спасителем.
Коричневый цвет напоминает о бренности человеческой природы — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Коричневым или охрой пишутся горки, земля. Также он означает смирение, бедность, отречение от мира. Им также пишутся одежды святых пустынников, странников, затворников.
Чёрный цвет очень редок в иконе. Присутствует лишь при изображении Ада, пещеры, могилы. Он обозначает отсутствие Божественного света. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Нужно отметить,что есть такие цвета, которые принципиально не используются в иконе, например, серый. Его получают из смешения черного цвета с белым, на языке символов добра и зла,что порождает двусмысленность, неясность и пустоту недопустимые понятия в иконописи. Однако не стоит думать, что икона — это детская раскраска, разукрасил кого чем нужно и все. Кроме цвета в иконах присутвует достаточно других символов, а в сонме они все образуют икону, через которую мы обращаемся к первообразу.
В иконе нет строгих рамок для каждого цвета, но говоря о русской иконописи, стоит отметить, что в ней существуют свои каноны, в рамки которых должна укладываться цветовая гамма. Каноны не ограничивают пространства иконописца, а наоборот помогают ему совершенствоваться. Чистота и ясность красочного слоя иконы всегда свидетельствовали о чистоте духовного состояния иконописца. И наоборот, серые, ахроматические, неясные оттенки ликов, одежд Святых и фонов говорят о художественной и духовной незрелости иконописца. Икона — не слепое выкрашивание одежд и ликов какими угодно цветами, но цветами, наделенными живой силой мысли и образа. Раскрывая икону, наделяя каждую форму определенным цветом, древний художник вводил в икону софийное содержание, то есть краски мудрости.
Влияние цвета на человеческую душу огромно. Правильно гармонирующие цвета порождают мир, покой и любовь. Неясные, резкие, дисгармоничные — разрушение, тревогу, печаль. Очень важно с самого начала развития художественных навыков иконописца привить чувство цветовой гармонии, которое заложено в самой окружающей нас Богосотворенной природе. Здесь стоит отметить, что общая цветовая гамма иконы также зависит и от места географического проживания иконописца. В северных районах мы реже встречаем яркие, а чаще холодные и спокойные тона, а в средней полосе наиболее насыщеные яркие оттенки. Прекрасное Это не только то, что радует глаз, но и то, что питает наш ум и просветляет душу!
Икона Неопалимая купина
Неопалимая купина (несгоревший куст) — это объект, описанный в Книге Исхода (3:1—4:17) и находящийся на горе Хореб. Согласно повествованию, куст был в огне, но не был уничтожен пламенем. В библейском повествовании, горящий куст — это место, в котором Моисей был назначен Богом, чтобы вывести израильтян из Египта в Ханаан.
Значение
Икона Несгоревший терновый куст (Неопалимая Купина) является «языческим» представлением о том, что нарисованная икона божественных фигур имеет силу защищать от огня. В старой России, если бы дом или здание загорелось, люди стояли бы с этой иконой лицом к огню, веря, что оно погаснет.
Икону вешали для защиты жилищ от огня. Учитывая, что деревянные строения и дома были очень распространены, а пожар представлял постоянную угрозу, неудивительно, что эта икона — «страховка от пожара» — была настолько популярна, особенно среди старообрядцев.
Сюжет иконы — это смесь событий Ветхого Завета, таких как Книга Еноха и Книга Юбилеев, особенно те части, которые относятся к ангелам, окружающим центральную фигуру Марии, держащей ребенка Христа (Спас Эммануил).
Русский стиль, который начал распространяться в конце XVI века, значительно отличается от стандартного греческого типа. Это подробная икона, часто имеет длинные и незнакомые надписи.
При обсуждении иконографии этой иконы следует иметь в виду, что существуют вариации от примера к примеру, как в рисунках, так и в надписях. Обычно они имеют одни и те же значения. Разные художники могут расположить фигуры по-разному и варьировать надписи в соответствии с доступными им моделями и в соответствии с их собственным пониманием. А художники иногда совершали ошибки.
Икона состоит из образа Марии и Младенца Христа (Спаса Эммануила), расположенных в ярком круге, в центре сине-красной восьмиконечной звезды, символизирующей не только Восьмой День Творения, но и Божественность в её двух проявлениях — свете и тьме — в том, что открыто и что является тайной («Божественная Тьма»).
Богоматерь окружена ангелами, как в голубом четырехугольнике, так и во внешних «лепестках», которые образуют вытянутую простую розовую форму. В четырех углах находятся сцены Ветхого Завета, считающиеся прообразами Марии.
Итак, что является в иконе главным? Начнём с заглавной надписи иконы:
Отделим слова, переведём их на современный язык. Надстрочные («написанные выше») буквы будут заключены в скобки, а опущенные буквы будут добавлены в квадратные скобки.
- ОБРАЗ — «ИЗОБРАЖЕНИЕ»
- НЕОПАЛИМЫЯ — «НЕСГОРЕВШАЯ»
- КУПИНЫ — «ТЕРНОВЫЙ КУСТ»
- ПРЕС(ВЯ) ТЫЯ — «ПРЕСВЯТАЯ»
- Б (Д) ЦЫ — «БОГОРОДИЦА»
Все вместе они дают нам: ОБРАЗ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, или, говоря более современным языком, «образ Несгоревшего Тернового Куста Пресвятой Богородицы».
Теперь о самой иконе. Начнем с центрального круга.
Большая фигура, очевидно, Мария, как указано в аббревиатуре MP ΘΥ «Meter Theou» над ней, что означает «Матерь Божья».
Она держит Спаса Эммануила, ребенка Иисуса, как указано в аббревиатуре IC XC (Иисус Христос) над его головой. В левой руке он держит свернутый свиток, а правой благословляет.
На груди Марии — уменьшенное изображение Иисуса в одеянии епископа, «Великого первосвященника». Он над скалистым холмом. Этот образ символизирует небесный Иерусалим, в котором Христос является великим Первосвященником в храме.
На левом плече Марии — еще одно увенчанное изображение, но в красном цвете. Это Иисус как «София, Мудрость Божия». В этом облике он изображен ангелом с красным лицом.
Под правой рукой Богоматери лестница. Это один из ее символов. В акафисте есть слова «радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Таким образом, Мария символизирует «лестницу», которая дала жизнь Христу, что означает приход его с небес на землю.
Теперь мы посмотрим на четверых в красном четырехугольнике. Они являются символами четырех евангелистов.
Первый, в виде ангела с книгой, это евангелист Матфей, он держит в руках Евангелие.
Второй — Евангелист Марк. Он изображен в виде орла, держащего свое Евангелие.
Третий — евангелист Лука. Он изображен в виде быка и держит свое Евангелие.
И четвёртый — Евангелист Иоанн.
Теперь перейдем к менее знакомым фигурам — ангелам в голубом четырехугольнике звезды.
Во-первых, это многокрылый ангел. Традиционно Серафим окрашивается в красный цвет, а херувим — в синий, но некоторые художники не следуют этому строго, и на этой фигуре нет надписи. Но мы предположим, что это Серафим, из-за огненной природы этой иконы.
Надпись на этих двух «синих» ангельских фигурах гласит — «дух бури, Ангел ветра».
Этот ангел, в нижней части голубого четырехугольника определяется надписью — «Ангел Господень — приносит молитвы и кадило перед Богом». Некоторые считают его «Ангелом непрестанной молитвы».
Последний ангел в голубом четырехугольнике — вот он:
Надпись гласит: «И облаком, Ангел радуги».
Теперь перейдем к ангелам во внешних «лепестках» мандалы. Во-первых, верхний левый:
Надпись гласит: «Творят Ангелы своё служение снегу и инею». Вы заметите еще одну красную надпись над головой «зеленого» Ангела, но мы разберемся с этим позже.
Надпись здесь гласит: «Дух силы, Ангел росы и мглы».
Надпись — «Дух силы, Ангел творит иней и лёд — давая всем спасение».
Надпись — «Дух благочестия, Ангел мести врагам, подносящий чашу горя».
Надпись — «Дух разума, Ангел, пробуждающий ото сна».
Надпись: «Ангел испепеления, который будет праведно судить за дела».
Надпись гласит — «Дух страха Божия, Ангел грома и молнии, и страшное показывает Пришествия»
Надпись — «Дух премудрости, Ангел горящего огня, который возвещает будущее настоящего века».
Теперь мы вернемся к слову, которое упоминали ранее на верхней фигуре. На самом деле есть несколько таких слов. Они широко расположены по внешнему краю «розы». Чтобы понять их значение, мы должны собрать их:
Сложив всё вместе мы получим Послание к евреям 1:7:
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
Существует ряд апокрифических источников, объясняющих это представление об ангелах, контролирующих погоду и стихии, но одним из наиболее очевидных является Книга Юбилеев, Глава 2:
И Ангел лица сказал Моисею по слову Господа, говоря: «Напиши все повествование о творении, как Господь Бог совершил в шесть дней все Свои произведения, которые Он сотворил, и в седьмой день соблюдал субботу, и освятил ее на все века, и утвердил ее в знамение для всех Своих творений».
Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.
Можно видеть, что части этой иконы имеют большое отношение к огню, горению и молнии, а также к морозу, льду, дождю и облакам. Когда сочетаешь их с «огненными» атрибутами Марии, нетрудно понять, как возникла вера в то, что эта икона может управлять стихиями и подчинять огонь.
Теперь давайте посмотрим на прообразы Марии в четырех углах иконы:
Надпись гласит: «Я видел куст, горящий огнем и не сгорающий; Господь сказал о кусте: Сними обувь с ног Твоих, ибо это место, на котором ты стоишь, Свято.”
Мы видим, как Моисей, преклонив колени, чтобы снять обувь, смотрит на горящий куст, в котором видна Мария в Знамении с Младенцем Иисусом. Слева от куста ангел. Этот образ означает, что горящий куст Моисея был прообразом Марии, которая во время беременности Иисуса была наполнена огнем божества, но не была уничтожена.
Событие зафиксировано в Исходе 3:
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Надпись гласит: «Отрасль от корня Иессея, и цветок из него — Христос».
То, что взято из Исаии 11, считается предсказанием Иисуса в Восточном православии:
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Этот образ «Отрасли Иессея» иногда заменяется образом губ Исайи, очищаемых огнем угля, взятого с алтаря Серафимом. (Исаия 6:5-7); Мария считалась очищенной, будучи беременной «огнем Божьим».
Надпись: «Иаков спал и видел лестницу, установленную на земле, верх которой достигал неба, и Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».
Это исходит из Бытия 28:12:
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
Эта лестница в Восточном православии считается прообразом Марии, «лестницей», по которой Христос спустился с небес на землю. В Акафисте сказано: «радуйся, Небесная лестница, по которой Бог спустился».
Надпись гласит: «Иезекииль видел на востоке закрытую дверь; никто не проходит через нее, кроме Господа Бога Израилева.”
Эта надпись из Иезекииля 44: 1-2:
1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.
Закрытая дверь — тоже прообраз Марии, «Дверь Торжественной Таинственности» в Акафисте. Это символизирует вечную девственность Марии при рождении Иисуса.
Существуют вариации Неопалимой Купины. На некоторых иконах показана только центральная фигура Марии и ребенка на звезде с изображениями четырех евангелистов вокруг них. Более поздние вариации показывают Архангелов вместо Ангелов погоды и Апокалипсиса.
О чём молятся перед иконой
Лику Святой Богородицы на иконе Неопалимая Купина молятся чаще всего в следующих случаях:
- для сохранения жилища о огня, молнии, природных катаклизмов;
- исцеления недугов;
- для помилования грехов.
Образу Богородицы молятся против пожара. И буквально и относительно. Она тушит гневный пламень сердец наших, друг против друга. Теперь, когда мы горим не пламенем горячей веры, а пылаем, огнем пожара и злобы.
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!
Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.
Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения.
Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.
Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его.
В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков.
Аминь.
Видео, в котором раскрываются тайны Неопалимой Купины:
О чем говорят иконы? Знания и чудеса!
С глубокой древности и до наших дней много чудес происходит через святые иконы. Секрет икон – в тех извечных святых образах Господа, Матери Божией, ангелов, святых угодников, а еще в сакральных Знаниях некоторых иконописцев, которые они вложили в свои работы.
Один из самых загадочных символов в древней иконе – цвет. Старинные иконописные подлинники раскрывают, как и какие краски нужно смешивать, каким цветом должно писаться то или иное одеяние святого лица, но – хранят полное молчание о символике цвета.
Исторически сложилось, что приблизительно в одно и то же время в Византии развивались две ветки христианского искусства – константинопольское (византийское) и исихастское. И каждое из направлений сформировало свою художественно-религиозную цветовую символику. На сегодняшний день константинопольское направление иконописи достаточно изучено, а вот исихастское так и остается загадкой в плане символизма красок.
Исихасты – монахи-отшельники, в основе философии и богословия которых лежит учение об обожении, представление о том, что посредством Божьей благодати праведник может созерцать энергию непознаваемого Бога, соединяться с Богом. Исихасты совмещали практику умно-сердечной молитвы (Иисусова молитва) с контролем над всеми помыслами, что способствовало очищению ума и сердца и подготавливало подвижника к богосозерцанию. Наиболее известные представители византийского исихазма — Григорий Палама, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов. Исихазм распространился и на Руси, которая стала его второй родиной. Русскими исихастами были Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Андрей Рублёв, Феофан Грек, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский, Феофан Затворник.
На дошедших к нам византийских мозаиках часто использовались синий, пурпурный, золотой цвета, зеленый практически не использовался. А вот в произведениях монастырского искусства преобладали зелёные, красные и охристые тона. Из-за пристрастия к этим ярким цветам монастырская живопись в высшем свете считалась «лишенной благородства».
В ХІV столетии исихазм в Византии занял лидирующие позиции, и его яркие, чистые цвета начинают главенствовать и в византийском искусстве. Эти же цвета становятся основными и в русском искусстве ХІV и ХV веков, где формируются определенные стили иконописи – новгородская, московская, псковская школы. Их цветовые предпочтения удивительно единодушны. Доминирующим в иконописи становится красный (алый) цвет, в большом количестве проявляется зелёный, появляется голубой цвет, практически не используется тёмно-синий. Естественно комментариев по этому поводу не осталось, да и, скорее всего, их и не было. Как передавалась практика «умной молитвы» из уст в уста, так и переходили знания о цветовой символике икон, которая была призвана передать Божественные энергии. Но что сегодня верующие в Бога исследователи могут сказать об этих тайных знаниях, передаваемых в иконах через цвет и формы?
Если внимательнее присмотреться к иконам, то мы заметим большое количество особой символики, раскрывающей знания о Божественных энергиях. К примеру, Иисус изображается в трехступенчатом сферическом ореоле, который напоминает энергетическую конструкцию человека! Если учесть, что исихасты могли созерцать духовными зрением внутренний свет и наблюдать движение энергии внутри собственного тела, логично предположить, что они могли видеть и окружающие человека энергетические поля.
Рассмотрим символику, свойственную монастырской-исихастской иконописи, на примере иконы «Спас в силах».Каждая икона пишется на основе сюжета определенного святого писания. «Спас в силах» – это образ «Сидящего на престоле» из Откровения апостола Иоанна «… и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Образ «Сидящего на престоле» – это образ Бога Отца. Но поскольку образ Отца человечеству неизвестен, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий, который воплотился в человеческом образе и обладал всеми энергиями Отца. То есть «Спас в силах» – это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, окружённого Божественными силами, символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд. Алый ромб, на фоне которого изображён «Сидящий на престоле», – символ ясписа (яшмы) и символ Естества (Бытия) Бога; алый «квадрат» – символ сардиса (сердолика) и символ Благодати; зелёный овал – символ смарагда (изумруда) и символ Премудрости.
Красная яшма издревле считалась оберегом, открывающим духовное виденье, дарующим бессмертие. На Руси о яшме говорили «Красный камень сердце отвеселит и кручину, и непотребные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует».
Геометрическая форма ромба, которой представлен камень яспис (яшма) на иконе также имеет свой символизм. Ромб выступает символом «седьмого неба» (знаете ли вы что-нибудь о седьмом измерении?).
Сердолик тоже не случайно рассматривается как библейский символ Божественной Благодати, или Любви. Ведь название «сердолик» означает «радующий», «напоминающий сердце». Его форма на иконе (форма квадрат) символизирует все земное, что должно Любовью преобразовываться. Изумруд – камень мудрости и беспристрастия, определяется, как символ Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, тот не сделает неверного шага, не причинит зла. Кроме того, изумруд укрепляет память, оберегает от неверного шага, обостряет зрение человека. Изумрудный овал на иконе символизирует «рыбий пузырь» – Божественное могущество, которое окружает Христа.
Икона » Спас в силах» очень символична, она раскрывает тайны человеческого бытия, тайны Божественных энергий. Именно энергии Благодати и Премудрости человек призван стяжать в своей земной жизни, чтобы достичь Царства Божьего. Символами этих энергий у иконописцев – исихастов и выступают красный и зеленый цвет.
Естественно красный цвет как символ Божьей Любви и Благодати становится доминирующим в иконописи. Красный использовали в качестве фона иконы, красным изображали хитон Спасителя, красными были плащи у апостолов, красным рисовали нимбы. Так как благодать – это Божественный дар, а не природная энергия святых, то ее символом выступал алый плащ. Богочеловек же, прежде всего, Бог и лишь потом – человек. Благодать – Его собственная энергия, и потому в иконописном образе Иисуса Христа символ благодати (Божества) – ближайшая к телу одежда (алый хитон).
Также широко используется такой художественный прием как «розовое вохрение пальцев», «розовые отсветы сферы в руке», что символизирует «истечения» энергии Благодати из пальцев рук святых.
Зеленый цвет, который не жаловали византийские мастера, считая его «земным цветом», очень популярен был в исихастской иконописи, как символ Премудрости. Зелёные одежды святых на иконах показывают, что энергии Божественной Премудрости (Ума Христова) были в числе их главных энергий.
Рассмотрим это на примере Иоанна Крестителя (Предтечи Христа), главным иконописным цветом одежд которого был зеленый. Предтеча призывал людей к покаянию. Слово покаяние произошло от греческого слова метанойя, что буквально в переводе на русский звучит как «перемена ума». В свою очередь перемена ума – это перемена образа мыслей, целей, желаний, стремление изменить свою жизнь. А духовное развитие начинается именно с такого устремления. Фактически, Предтеча указывал людям путь к » седьмому небу» через обновление ума, через изменение своих целей и помыслов в сторону духовного.
Стоит отметить и такой исихасткий иконописный прием, как «зеленение ликов». Это когда зеленый цвет четко проявлен в лике (зеленые тени на лбу, шее и т.п.) Данный художественный прием призван подчеркнуть наличие в образе энергий Божественной Премудрости.
Синий же цвет, широко распространенный в византийской живописи, исихастами практически не использовался. Синий становится цветом полярным красному, цветом вещества. Согласно традициям в период постов и во «дни памяти о Кресте Господнем» священнослужители облачаются в темно-синие одежды в знак памяти о страданиях вещественного тела Богочеловека.
Часть спектра от красного до зеленого принято относить к теплым цветам, от голубого до фиолетового – к холодным. Известно, что теплые и холодные тона оказывают разное психофизиологическое воздействие на человека. Холодная гамма усиливает меланхолию, действует угнетающее. Возможно, это одна из причин, по которой в храмовой росписи исихастов синий цвет практически не использовался.
Исихасты использовали также другие цвета радужного спектра — оранжевый, желтый, голубой цвет, которые, как известно, являются производными от оптического синтеза простых красного, зеленого и синего цвета. Синтез соединенных красных и зелёных лучей дает жёлтый, зелёных и синих лучей – голубой, синих и красных – пурпурный цвет.
Из этого следует, что использование желтого (золотого) цвета на иконе свидетельствовало об исполненности Божественных энергий Благодати и Премудрости.
Пурпурный цвет получается в результате оптического синтеза красного и синего цветов. Красный цвет – символ Благодати, синий – символ вещества. Тогда пурпурный цвет одежд в иконописи означает вещество, преображенное энергией Благодати .
Фиолетовый образуется также от красного и синего цвета, но в нем уже больше синего, чем красного. Поэтому можно сказать, что фиолетовый цвет в иконе – символ вещества, которого Благодать коснулась.
Голубой цвет – производный от зеленого и синего. Тогда голубой цвет – символ вещества, очищенного (преображенного) энергией Премудрости, символ свободной от греха «пречистой» человеческой природы. Такой безгрешной личностью была Дева Мария, Ее образу присвоили голубой цвет…
Весь художественный символизм исихастской иконописи служит одной цели – художественными методами рассказать о Божественных энергиях, преобразующих вещественную природу.
В нем заключен огромный опыт духовных созерцаний и богообщения. Конечно, символизм исихастов был понятен далеко не всем иконописцам. Поэтому на Руси, как и в Византии, он оставался мистическим знанием (христианским гносисом). А после всех потрясений и испытаний, которые пережила Русь, к нам дошли лишь отголоски знаний. Но секреты геометрических форм и цветовой символики – это только маленькая частичка тайн, сокрытых в иконах!
Мы рассмотрели христианский период сохранения и передачи духовных знаний посредством икон. С этого момента есть смысл погрузится в историю еще глубже. Ведь история иконы своими корнями тесно связана с древними дохристианскими цивилизациями Востока и Запада. Удивительные совпадение с православными иконописными традициями были обнаружены при изучении культурного наследия Древнего Египта.
Оказывается – культ древнеегипетской Богини Исиды имеет много общего с принятыми канонами изображения Богоматери, Девы Марии!
Исиду определяют, как Великую Мать, Мать-Прародительницу, созидательную божественную силу женского начала, богиню Любви, повелительницу морей и рек. Деву Марию, в свою очередь, называют Богородицей (через любовь возрождающая в человеке общение с Богом), ее также именуют «Матерью Творения», «художницей всего», «Премудростью Божьею». Как уже упоминалось, образу Девы Марии отвечает голубой цвет, а также зеленый – цвет, символизирующий Премудрость… Эти же цвета были присущи и древнеегипетской богине, они выступали символами вечной жизни и тесно связывались с культом плодородия, с цветом воды, дающей жизнь.
Следует отметить еще одно интересное совпадение между Древним Египтом и христианским каноном: в правую руку Великой Матери помещали цветок лотоса на длинном стебле. Лотос символизировал духовные знания, целомудрие, духовное плодородие, чистоту созидательной силы. В сценах Благовещения на православных иконах Дева Мария также изображается с лотосом, а точнее с лилией в руке, как символом духовной чистоты.
Еще более удивительный факт обнаружился при сопоставлении одного из основных типов изображения Богородицы Оранты с изображениями Исиды. У Богоматери чашеобразно, полумесяцем подняты вверх руки и разведены в сторону, а на груди выделен круг, в котором находится Младенец Христос. Данное изображение имеет явное сходство с одним из основных атрибутов богини Исиды. На ее голове всегда помещался особый знак – полумесяц рожками вверх над которым находился круг. Если выйти за рамки Древнеегипетской культуры, то на дошедших к нам артефактах Хараппской, Шумерской, Трипольской и других культур можно также обнаружить подобный символ.
Этот символ всегда связан с образами богинь…
Имя богини Исиды в переводе с древнеегипетского на греческий обозначает «сиденье», «трон». Такое значение связано с ее традиционным изображением. В глубокую древность Великую Праматерь изображали сидящей в позе куба – когда человек сидит, обхватив руками колени. Куб размещался на квадратном основании. Куб символизировал духовный мир, который человек может достичь, став Духовным существом. Квадратный камень был символом земного материального мира. Значительно позже в Древнем Египте стало популярным изображение Исиды уже не в виде куба, а в виде сидящей женщины на грани параллелепипеда, ногами богиня опиралась на квадратный плоский камень. По мере того, как утрачивались определенные знания, куб превращался то в трон, то в престол. Не сложно заметить, что распространенным вариантом изображения Богородицы есть Матерь Божья восседающая на троне. А престол является главной принадлежностью православного храма.
Проследив на примере нескольких икон их связь с древними дохристианскими культурами, можно сделать вывод, что из поколения в поколение, из народа в народ передавались одни и те же знания, которые потом успешно обрастали мифами, легендами, ритуалами, обрядами. Во все времена существовали духовно сильные люди, такие как монахи-исихасты в христианский период, взорам которых открывались истинные знания о Боге и смысле бытия. И везде по всему миру: в древних постройках, росписях, иконах, скульптурных изображения продолжают жить символы, в которых предыдущие поколениями сохранили свои духовные знания для потомков. Что это за символы? Какую информацию они в себе содержат, как влияют на подсознание человека?
Чтобы расширить свои познания о тайнописи древних икон, проследить их связь с древними культурами нашей планеты, рекомендуем вам обратиться к серии книг «Сенсей» Анастасии Новых, а также к ее новой книге «АллатРа». Вы узнаете уникальную информацию о символах и активных знаках, которые издревле использовались в иконописи, о воздействии цвета на психофизиологическое состояние человека, о лечебных свойствах красок, о древних мастерах и чудесах, свершавшихся благодаря святым иконам. Эти уникальные знания, в свою очередь, помогут раскрыть природу всех процессов, происходящих внутри каждого из нас и общества в целом!
Скачать книги, содержащие столь ценную информацию, вы можете совершенно бесплатно на нашем сайте, перейдя в соответствующий раздел, или кликнув по цитате ниже!
Что означает цвет нимба на иконе святого?
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему.
Графический символ нимба был заимствован из религиозного искусства Ближнего Востока. Однако христианские художники вложили в него иной, богословский смысл: сияние вокруг головы святого стало означать причастность к Единому Богу.
Роспись алтаря в приделе свт. Николая Чудотворца в храме Троицы Живоначальной на Шаболовке
Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомбной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые.
Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни.
На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета.
И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца.
В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древности.