Содержание
Возрожден один из главных монастырей Русского Севера – Нило-Сорская пустынь
Вологда, 12 июня 2019 г.
9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил в Нило-Сорской мужской пустыни поставление иеромонаха Евфимия (Ершова) во игумена древней обители, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
В храме молились игумены монастырей Вологодской епархии, монашествующие в священном сане Кирилло-Белозерского монастыря, клирики епархии.
«Нило-Сорская пустынь вновь стала монастырем, – сказал в своем слове по завершении чина поставления во игумена глава Вологодской митрополии. – Теперь предстоит долгая и кропотливая работа братии над собой, работа над зданиями, работа с паствой. Это сложное, но благодатное дело. Преподобный Нил Сорский был сторонником таких дел, и те здания, что сейчас имеют насельники обители, гораздо комфортабельнее тех условий, в которых начинал свой подвиг на этой земле преподобный Нил Сорский, чьи святые мощи покоятся под спудом в Тихвинском храме. Я верю, что преподобный Нил, богоносный отец наш, будет руководить жизнью обители и всей округи, а мы будем ему помогать».
Высокопреосвященнейший Игнатий напомнил, что решением Священного Синода от 30 мая 2019 года (журнал № 66) в Вологодской епархии были открыты два мужских монастыря: Нило-Сорская пустынь и Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь под Вологдой.
«Заседание Священного Синода состоялось ровно через пять лет после моего назначения на Вологодскую кафедру. В то время здесь было 4 действующих монастыря, сегодня их 11. Впрочем, успокаиваться рано: на территории области еще много порушенных церквей и обителей, которые предстоит еще возродить и восстановить», – завершил свое слово Его Высокопреосвященство.
Краткая справка
Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад, расположена в лесном болотистом месте в 16 км от Кирилло-Белозерского монастыря.
На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. История монастыря тесно связана с личностью его основателя Нила Сорского (1433–1508), одного из основоположников нестяжательства. Паломничество из стен Кирилло-Белозерского монастыря в Константинополь и на Афон убедило его в преимуществах «скитской» созерцательной жизни.
По возвращении около 1480 года он удалился на речку Сору, где и попытался воплотить свой идеал.
Каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни сложился к 1870 году.
Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти.
16 января 1919 года была произведена опись ризницы, храмов и всего движимого и недвижимого имущества. 20 сентября 1924 года Президиум Кирилловского исполкома принял решение о передаче церквей и имущества под охрану милиции волостного исполкома.
Вскоре в Нило-Сорской пустыни была размещена колония Кирилловского уездного исправительного дома.
8 августа 1927 года Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.
В настоящее время Нило-Сорская пустынь представляет собой каменный архитектурный ансамбль середины XIX – начала XX вв. и не имеет статуса памятника культуры. Строения ветшают, медленно разрушаются.
Из монастырских построек сохранились надвратная Покровская церковь, игуменский корпус, перестроенный Тихвинский собор, келейные корпуса, встроенные в стены монастыря.
У юго-восточного угла Тихвинского храма, в котором находилась столовая для пациентов интерната, покоятся мощи прп. Нила Сорского.
В декабре 2018 года начинается полноценное возрождение Нило-Сорской пустыни, в которой почти 60 лет располагался Пустынский психоневрологический интернат.
3 декабря 2018 года социальное учреждение закрылось. Последний пациент и весь персонал Пустынского психоневрологического интерната покинули территорию Нило-Сорской пустыни.
7 января 2019 года, в праздник Рождества Христова, в Нило-Сорской пустыни состоялась первая с момента закрытия монастыря в советское время Божественная литургия, которую совершил иеромонах Евфимий (Ершов), назначенный указом митрополита Игнатия настоятелем Архиерейского подворья Нило-Сорская пустынь.
17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, на Архиерейском подворье Нило-Сорская пустынь Кирилловского района Вологодской области впервые за более чем сто лет совершена Божественная литургия архиерейским чином. Богослужение возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.
Фото: Владимир Ходаков
Возрождена Нило-Сорская пустынь – один из главных монастырей Русского Севера
В одной из главных обителей Русского Севера – Нило-Сорской пустыни XV-XVII веков в Вологодской области – возрождена монашеская жизнь.
Решение об открытии мужского монастыря Нило-Сорская пустынь в местечке Пустынь Кирилловского района Вологодской области было принято на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года, сообщает сайт Вологодской митрополии.
На должность игумена обители был назначен иеромонах Евфимий (Ершов), который был поставлен в игумены митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием в Нило-Сорской пустыни 9 июня 2019 года.
– Нило-Сорская пустынь вновь стала монастырем. Теперь предстоит долгая и кропотливая работа братии над собой, работа над зданиями, работа с паствой. Это сложное, но благодатное дело, – сказал после чина поставления владыка Игнатий.
Митрополит выразил уверенность, что духовно руководить обителью будет сам ее основатель – преподобный Нил Сорский, мощи которого находятся под спудом в местном Тихвинском храме.
Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад преподобным Нилом Сорским, расположена в лесном и болотистом месте в 16 км от знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.
Обитель просуществовала до 1927 года, когда Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о ее закрытии и передаче для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки. Как «исторический памятник» был оставлен только Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.
Сегодня Нило-Сорская пустынь представляет каменный архитектурный ансамбль середины XIX – начала XX веков. Из монастырских построек сохранились надвратная Покровская церковь, игуменский корпус, перестроенный Тихвинский собор, келейные корпуса, встроенные в стены монастыря.
У юго-восточного угла Тихвинского храма, в котором находилась столовая для пациентов Пустынского психоневрологического интерната, находятся мощи преподобного Нила Сорского. Сейчас интернат переехал в другое место, а в обители возродилась регулярная монашеская жизнь.
Пустынь (Кирилловский район)
Смотреть что такое «Пустынь (Кирилловский район)» в других словарях:
-
Кирилловский район — Герб … Википедия
-
Кирилловский район Вологодской области — Кирилловский район Герб Страна … Википедия
-
Алексеевская (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Алексеевская. Деревня Алексеевская Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Амосово (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Амосово. Деревня Амосово Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Косино (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Косино. Посёлок Косино Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Кузьминка (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Кузьминка. Деревня Кузьминка Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Липово (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Липово. Деревня Липово Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Степановская (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Степановская. Деревня Степановская Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Бутово (Кирилловский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Бутово. Деревня Бутово Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Кирилловский муниципальный район — Кирилловский район Герб Страна Россия Статус Район Входит в Вологодскую область Административный центр Кириллов Глава администрации … Википедия
Мужской монастырь Нило-Сорская пустынь м. Пустынь
Епархиальный мужской монастырь
Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница.
В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита.
Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов «за неблаговидное поведение» из других монастырей.
В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. В ведении Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека.
Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников.
В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом было принято указом Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года . Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь
Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены нетленные мощи — вероятно самого преподобного Нила. Иеромонах Никон оставил для перезахоронения после постройки храма. По неискушенности он не сообщил о находке по инстанциям и поплатился, по доносу о «скрытии мощей», лишением священства и права ношения монашеской одежды на год, а также ссылкой в Валдайский Иверский монастырь.
Строительство продолжалось уже при другом настоятеле. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. В обители также хранилась власяница преподобного Нила. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде.
В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем.
Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания.
Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита — Иоанно-Предтеченский и Успенский, — в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродитель обители иеромонах Никон, который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы
В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина), который управлял пустынью четырнадцать лет
В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дво.ры, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни.
Игумен Иларион (Павлинов), приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила — даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года.
По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома.
В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а в 1961 году — психоневрологический диспансер. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.
3 декабря 2018 года закрылся находившийся на территории пустыни почти 60 лет Пустынский психоневрологический интернат. Первоначально Нило-Сорская пустынь была возрождена как архиерейское подворье Вологодской епархии и его настоятель, иеромонах Евфимий (Ершов), начал заниматься оформлением документов по передачи имущества, находящегося в областной собственности, в собственность возрождаемой обители.
30 мая 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Нило-Сорская пустынь была возрождена как епархиальный монастырь, а иеромонах Евфимий был назначен её игуменом
Пустынь. Нило-Сорская пустынь.
Приблизительно в пятнадцати километрах от Кирилло-Белозёрского монастыря, при реке Соре, находится монастырь, имеющий уникальную — и несчастливую — судьбу. В 1480 году здесь поселился прп. Нил Сорский, постриженник Кирилло-Белозёрского монастыря, впоследствии широко известный благодаря полемике с прп. Иосифом Волоцким (прп. Нил отстаивал «нестяжательную» основу монашеского быта, тогда как прп. Иосиф считал, что Церковь именно должна «стяжать» земли и другое имущество, хотя бы ради того, чтобы вести благотворительную работу).
Начало скиту было положено в 1480-е годы: по традиции прп. Нил поставил крест на облюбованном месте. После он построил часовню, келью, выкопал колодец и устроил пруд. Вокруг Нила, по обыкновению, собрались ученики, которым он дал весьма строгий устав (изначально был принят скитский устав, поэтому эта пустынь долгое время будет именоваться скитом). Его ученики ставили свои кельи на небольшом расстоянии от кельи учителя. В своих кельях последователи учения Нила хранили иконы, книги и нужную для жизни утварь. Питание они добывали самостоятельно. Для потребностей на реке Соре была построена небольшая мельница, а в центре скита сооружена деревянная Сретенская церковь. 7 (20) мая 1508 года преподобный скончался. На месте его захоронения ученики возложили камень с надписью года, месяца и дня его ухода в мир иной. Позже в его честь поставили часовню. После смерти Нила Сорского скит по-прежнему оставался небольшим и небогатым. В 1515 году там оставались священник, дьякон и двенадцать старцев. Поначалу братия хранила заветы основателя, но затем — «оскуде преподобный». Беда ещё в том, что власти — как светские, так и церковные — не всегда понимали особый путь Нилова скита. В контексте победившего иосифлянство Сорская пустынь не вписывалась (и не должна была!), а между тем именно иосифлянский путь развития монастыря в определённый момент стали понимать как «нормальный». Находились многие, кто искренне пытался помочь Нило-Сорскому скиту «дорасти» до принятой нормы. Обзавестись каменными зданиями, земельными угодьями, богатой утварью. Московские князья, уважавшие старца Нила, начали материально обеспечивать скит самым необходимым. Монахам выделяли припасы из государственных запасов: рожь, овёс, пшеницу, горох, соль и др., но Нило-Сорская пустынь всё равно оставалась бедной и малолюдной. Царь Иоанн Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нём каменную церковь… Но, говорят, во сне ему явился преподобный Нил и строго-настрого запретил нарушать «нищенствующий» устав монастыря. Здания скита продолжали ещё долгое время оставаться деревянными. Впоследствии всё-таки каменные здания, хотя и достаточно скромные в Нило-Сорской пустыни появились.
Из описи первой половины ХVII столетия, в пустыни находились две церкви, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, сторожка, часовня над могилой основателя, житница, амбар, конюшня, ледник и старая мельница. В 1641 году пустынь по указу царя Михаила Фёдоровича присоединили к Кирилло-Белозёрскому монастырю, после чего здесь были проведены ремонтные и строительные работы. А ещё ей нашли новое применение: стали ссылать сюда иноков из других монастырей «за неблаговидное поведение». То есть, как правило, за пьянство. Разумеется, это не способствовало духовному возрастанию братии скита. Количество монахов в конце ХVII века насчитывалось всего-навсего шесть человек.
В 1777 году Нило-Сорская пустынь была переведена в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Но в конце 1830-х — начале 1840-х годов, при управлении иеромонаха Никона (Прихудалова), жизнь в пустыни постепенно начала исправляться. Настоятель Никон строго следил за исполнением устава, ввёл ежедневное богослужение. Хотя пустынь давно уже развивалась в общемонастырском русле, имея триста десятин земли и проценты с капитала, при ней существовали скиты, где как раз и теплилась традиция, завещанная ученикам преподобным Нилом. В 1860-1870-х гг. скит обрёл каменные здания. Появились Свято-Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский и келейный корпуса, каменные монастырские стены.
После Октябрьской революции на Кирилловской земле установилась новая власть. В 1918 году специальная комиссия произвела учёт ценностей и имущества Нило-Сорской пустыни. Братия скита и жители соседних деревень решили заключить договор с Вогнемским советом, который помог сохранить ядро монашеской организации. Но это продолжалось недолго. В 1924 году уездные власти разорвали договор с братией пустыни и решили здесь организовать колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Часть церковного имущества передаётся в Кирилловский музей. В 1927 году Нило-Сорскую пустынь закрывают и передают для организации «культурных нужд» населению. Монахи тогда проживали в Иоанно-Предтеченском скиту, без права проводить богослужения. Спустя некоторое время им пришлось покинуть насиженное место. Последний настоятель скита прп. Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно так же как и преподобный Нил — основатель скита. До 1930 года здесь была колония-тюрьма, затем инвалидный дом, а с 1961 года — психоневрологический диспансер, находящийся там и поныне. От Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов не осталось и следа; последний сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни были частично перестроены под нужды находившейся там психоневрологической лечебницы. Так, в соборе во имя иконы Божией Матери Тихвинская разместили столовую, в юго-восточном углу которого под спудом находились перенесённые сюда из деревянной часовни мощи прп. Нила Сорского.
Радостная новость пришла на Кирилловскую землю в 2018 году. В скором времени психоневрологический интернат, располагающийся на территории Нило-Сорской пустыни, покинет стены святой обители и здесь начнёт возрождаться духовная жизнь. Указом от 1 октября 2018 года за №305 митрополита Вологодского и Кирилловского, священноархимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Игнатия насельник Кирилло-Белозёрского монастыря иеромонах Нил (Андрощук) назначен настоятелем Архирейского подворья «Нило-Сорская пустынь».