Содержание
- Николаевск-на-Амуре
- История
- Население
- Культура
- Достопримечательности
- Промышленность
- Климат
- Примечания
- Николаевск-на-Амуре
- Дальневосточная Хатынь
- Николаевск сегодня…
- О Николаевске-на-Амуре
- Такси в Николаевске-на-Амуре
- Дешевые и популярные такси в Николаевске-на-Амуре
- Номера телефонов такси в Николаевска-на-Амуре с тарифами
- Яндекс такси Николаевск-на-Амуре
- Стоимость такси Николаевск-на-Амуре
Николаевск-на-Амуре
У этого термина существуют и другие значения, см. Николаевск.
Никола́евск-на-Аму́ре (до 1926 — Никола́евск) — город (с 1856) в России, административный центр Николаевского района Хабаровского края. Порт на реке Амур, аэропорт.
Население 22 634 человека (данные 2011 года).
История
1 августа 1850 года российским мореплавателем Геннадием Невельским в ходе Амурской экспедиции 1849—1855 гг в устье Амура, было основано военно-административное поселение Николаевский пост. Первое население поста состояло из шести человек. Якутская изба-ураса стала первым строением в будущем городе.
Поскольку бассейн реки Амур, включая его устье, согласно Нерчинскому договору 1689 года, юридически принадлежал Цинской империи, закладка военного поста на чужой территории первоначально была расценена российским правительством, как самоуправство. Однако впоследствии действия Невельского одобрил сам царь Николай I.
14 ноября 1856 года на месте Николаевского поста основан город Николаевск. Также в Восточно-Сибирской губернии создана Приморская область со столицей в Николаевске. К тому времени Николаевск стал крупнейшим портом Дальнего Востока России.
24 февраля 1858 года Николаевск становится областным городом. На тот год в городе находилось до 200 зданий и проживало 1757 человек. Появляется завод по ремонту и сборке кораблей. Также были открыты краеведческий музей, библиотека, морское училище. По Амуру начинают ходить пароходы с коммерческими рейсами, в город также приходят торговые корабли из-за рубежа.
В 1870 году из Николаевска во Владивосток переносится главный порт на российском Дальнем Востоке, после чего в Николаевске начинается упадок. 28 апреля 1880 года столица Приморской области переезжает из Николаевска южнее, в Хабаровку.
На конец 80-х годов XIX века приходится открытие золотых месторождений. Город постепенно становится центром дальневосточных золотодобытчиков. Появляются золотосплавочная лаборатория, а также конторы Охотской и Амурско-Орельской золотопромышленных компаний.
В 1890 году в Николаевске останавливается А. П. Чехов, следующий проездом на Сахалин. В главе книги «Остров Сахалин» писатель отмечает мрачную атмосферу некогда успешного города. К 1895 году население сократилось до 1000 человек.
Добыча золота постепенно привлекает переселенцев, и к 1897 году численность населения достигает 5668 человек.
В 1896—1899 годах в Николаевске начинается подъём рыбной промышленности. Возрождается кораблестроение; также создаются предприятия по изготовлению бочкотары, лесопереработке и т. п. Город становится вторым по значимости дальневосточным портом.
К 1913 году число жителей города достигает 14,4 тысяч человек. В городе 2136 зданий, заново создана сеть ремесленных училищ и школ. Вскоре Николаевск в очередной раз становится областным городом — на этот раз, центром Сахалинской области. К революции число жителей города достигает 15 тысяч человек.
В 1918 году начинается японская интервенция. Затем, в 1920 году, в результате действий отряда красных партизан под командованием Якова Тряпицина, город был почти полностью уничтожен. В последовавших пожарах сгорело около двух тысяч зданий. (см. Николаевский инцидент)
В 1920—1922 годах Николаевск находится в составе Дальневосточной Республики и является столицей Сахалинской области.
В 1922 году город освобождён от японских интервентов, установлена советская власть. Николаевск назначен центром Удско-Кербинского уезда Приморской губернии Дальневосточной области. 15 марта 1926 года утверждено новое название города — «Николаевск-на-Амуре», он становится центром Николаевского округа Приморской губернии Дальневосточного края.
При советской власти в городе активно развивается рыбная промышленность. В 1920-х годах в районе осуществляется треть всей дальневосточной рыбодобычи. В 1934 году город назначен центром Нижне-Амурской области.
В 1941 году на фронт отправляются тысячи жителей Николаевска. В 1942 году запускаются действующие судоремонтный завод и судоверфь.
Одним из райцентров Хабаровского края город становится в 1956 году. В 1960 году открыт судостроительный завод.
В 1985 год начинает работу Нижнеамурский горно-обогатительный комбинат.
В 1998 году по заказу японской фирмы на судостроительном заводе создано научно-исследовательское судно НИС-4. В 2007 году долги завода по зарплате перед рабочими составили 13 млн рублей.
Население
Численность населения
1863 | 1867 | 1870 | 1897 | 1923 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5547 | 5314 | 5090 | 5684 | 5128 | 7356 | 17 314 | 30 923 | 30 082 | 33 529 | 36 296 | 28 492 | 22 772 |
Культура
В городе расположены: краеведческий музей им. Розова В. Е.; Центр национальной культуры коренных малочисленных народов Севера; детская музыкальная школа; районный дом культуры; киноцентр «Родина».
Достопримечательности
- Обелиск основателю города Г. И. Невельскому в городском сквере. Открыт в 1915 году.
- Памятник Невельскому, открыт в 1950 году.
Промышленность
Основными отраслями хозяйства города и района являются:
- Николаевский-на-Амуре морской торговый порт
- добыча цветных металлов;
- судостроение и судоремонт (до 2000 г.);
- энергетика;
- заготовка и переработка древесины;
- добыча и переработка рыбы;
- перевозки (морские, речные, авиационные).
Источник электроэнергии — Николаевская ТЭЦ.
Климат
Город Николаевск-на-Амуре приравнен к районам Крайнего Севера.
- Среднегодовая температура — −1,8 °C
- Среднегодовая скорость ветра — 3,5 м/с
- Среднегодовая влажность воздуха — 78 %
Примечания
Николаевск-на-Амуре в Викицитатнике
Николаевск-на-Амуре на Викискладе
- Краеведение. Николаевск-на-Амуре на YouTube
- Фотографии Николаевска-на-Амуре
- Администрация Николаевского муниципального района
- Страница о Николаевске-на-Амуре с материалами краеведческого музея
- Сайт краеведческого музея
- Историко-краеведческий сайт «Цитадель»
Административный центр: Хабаровск
Города: Амурск | Бикин | Вяземский | Комсомольск-на-Амуре | Николаевск-на-Амуре | Советская Гавань
Городские округа: Хабаровск | Комсомольск-на-Амуре
Муниципальные районы: Амурский | Аяно-Майский | Бикинский | Ванинский | Верхнебуреинский | Вяземский | Комсомольский | имени Лазо | Нанайский | Николаевский | Охотский | имени Полины Осипенко | Советско-Гаванский | Солнечный | Тугуро-Чумиканский | Ульчский | Хабаровский
Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг
Николаевский район Хабаровского края | ||
---|---|---|
|
Лазарев (пос. гор. типа) | |
|
Николаевск-на-Амуре (город) | |
|
Многовершинный (пос. гор. типа) | |
|
Иннокентьевка (село) • Сахаровка (село) | |
|
Константиновка (село) • Подгорное (село) | |
|
Красное (село) • Чныррах (село) | |
|
Маго (пос. сел. типа) • Гырман (село) | |
|
Виданово (село) • Нигирь (село) | |
|
Алеевка (село) • Алексеевка (село) • Джаоре (село) • Нижнее Пронге (пос. сел. типа) | |
|
Озерпах (пос. сел. типа) • Свободное (село) | |
|
Оремиф (село) • Тнейвах (село) | |
|
Орель-Чля (село) | |
|
Байдуково (село) • Макаровка (село) • Пуир (пос. сел. типа) | |
межселенных территориях |
Власьево (село) | |
Примечание: районный центр выделен полужирным курсивом, центры поселений выделены курсивом |
Морские порты России | ||
---|---|---|
Азовского моря | Азов • Ейск • Кавказ • Ростов-на-Дону • Таганрог • Темрюк | |
Балтийского моря | Выборг • Высоцк • Калининград • Санкт-Петербург (Большой порт и Пассажирский порт) • Приморск • Усть-Луга | |
Баренцева моря | Варандей • Мурманск • Нарьян-Мар | |
Белого моря | Архангельск • Беломорск • Витино • Кандалакша • Кемь • Мезень • Онега • Северодвинск | |
Берингова моря | Анадырь • Беринговский • Провидения • Эгвекинот | |
Восточно-Сибирского моря | Певек • Черский | |
Карского моря | Амдерма • Диксон • Дудинка • Игарка | |
Каспийского моря ¹ | Астрахань • Махачкала • Оля | |
Моря Лаптевых | Тикси • Хатанга | |
Охотского моря | Корсаков • Магадан • Москальво • Мыс Лазарев • Николаевск-на-Амуре • Охотск • Поронайск • Пригородное | |
Тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов |
Петропавловск-Камчатский | |
Чёрного моря | Анапа • Геленджик • Новороссийск • Сочи • Тамань ² • Туапсе | |
Чукотского моря | Мыс Шмидта ³ | |
Японского моря | Александровск-Сахалинский • Бошняково • Ванино • Владивосток • Восточный • Де-Кастри • Дунай • Зарубино • Находка • Невельск • Ольга • Пластун • Посьет • Преображение • Рудная Пристань • Сахалинский Западный • Светлая • Славянка • Советская Гавань • Углегорск • Холмский торговый • Шахтёрск | |
¹ Каспийское море фактически является озером. ² Порт Тамань строится, но уже открыт для сообщения. ³ Порт Мыс Шмидта с 2006 г. входит в состав порта Певек. |
Амур (от истока к устью) | ||
---|---|---|
Притоки | Шилка · Аргунь · Амазар · Уруша · Ольдой · Амурхэ · Хумахэ · Зея · Завитая · Суньхэ · Бурея · Сунгари · Бира · Уссури · Тунгуска · Анюй · Гур · Горин · Амгунь | |
Переправы | Хабаровск (авт. и ж/д) · Тоннель под Амуром · Комсомольск-на-Амуре (авт. и ж/д) | |
Населённые пункты | Благовещенск · Хэйхэ · Амурзет · Чжаосин · Ленинское · Фуюань · Хабаровск · Посёлок имени Тельмана · Елабуга · Найхин · Троицкое · Иннокентьевка · Вознесенское · Амурск · Пивань · Комсомольск-на-Амуре · Нижнетамбовское · Ягодный · Циммермановка · Софийск · Мариинское · Булава · Богородское · Маго · Николаевск-на-Амуре |
Николаевск-на-Амуре
Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
Есть на территории Хабаровского края город, который, следуя известной аналогии, можно назвать «отцом или даже патриархом городов дальневосточных». Да и каких только эпитетов не придумывали за всю историю существования Николаевску-на-Амуре: «трижды забытая столица», «дальневосточная Хатынь», «город двух святителей», «город, названный в честь любимого русского святого»… Казалось бы, что современники знают о Николаевске? Разве упоминания о красной икре, кете, да непролазной тайге в непроходимых снегах — это и есть Николаевск?
Именно основателю этого города Геннадию Ивановичу Невельскому император Николай I сказал историческую фразу: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Мореплаватель был отправлен на Дальний Восток с предписанием «не касаться устья Амура», но, заботясь об интересах Российского государства, основал в устье Амура Николаевский пост (ныне Николаевск-на-Амуре), подняв там Российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями — то есть нарушил запрет и тем самым возмутил тех, кто предписания выдавал.
Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено императору Николаю I. Однако, выслушав доклад, император назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и даже наградил его Орденом Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Итак, в августе 1850 года мореплаватель Геннадий Невельской основал поселение под названием Николаевский пост, первых поселенцев в котором было всего шесть человек, а якутская изба была первым жилым строением будущего города. А уже в 1856 году пост преобразован в город, который тогда был крупнейшим портом всего Дальнего Востока. В этом же году он становится областным центром Приморской области, куда входили Камчатка и Сахалин.
Назван был Николаевск в честь Николая Чудотворца — небесного покровителя мореплавателей и всех путешественников. Именно день памяти этого святого — 6 декабря (19 декабря по новому стилю) стал отмечаться в Николаевске в качестве Дня города.
Этот город, старейший в Приамурье и Приморье, был центром освоения региона, результатом чего стало возникновение новых экономических центров Дальнего Востока: Владивостока, Хабаровска, Благовещенска.
Город рос: в нем появляются первые торгово-промышленные заведения, развивается частное судоходство, торговля, открываются школы, начинает выходить газета «Восточное Поморье». Первый номер ее вышел 15 июня 1865 года. Это была первая газета на обширной территории Дальнего Востока. Сразу в Николаевск устремились русские торговцы, коммерсанты, представители промышленных фирм. Интенсивный рост Николаевска продолжался до 1865 года и завершился из-за того, что военный порт перенесли в более удобный и незамерзающий Владивосток, а административное управление областью — в Хабаровск. Николаевск стал провинциальным, но выгодное географическое положение, богатые природные возможности способствовали уже во второй половине 1890-х годов новому росту города. В эти годы в низовьях Амура были открыты богатые месторождения золота.
Основание Николаевска — не рядовой факт возникновения нового населенного пункта, а событие крупного международного значения, поскольку оно положило конец захватническим планам США, Англии, Франции и навечно закрепило Приамурье и Приморье за Россией. Особую роль сыграл город в период Крымской войны (1854–1856 годов) в обороне восточных окраин России и сохранении русского Тихоокеанского флота.
В 1896–1899 годах в Николаевске начинается подъем рыбной промышленности, которую после «золотой» назвали «рыбной лихорадкой». На всем побережье лимана и устья Амура в короткий срок было создано огромное число рыбопромысловых и рыбозасольных участков. Рыбопромышленность стала отраслью хозяйства. На этой основе в городе возродилось судостроение, созданы предприятия по судоремонту, механической переработке леса и изготовлению бочкотары. Определенное развитие получили ремесленно-кустарные промыслы.
Немало внимания уделялось и культурному отдыху горожан. К их услугам имелись библиотека, общество любителей сценического и музыкального искусства, цирк, кинотеатр и фотоателье. И, конечно, на николаевской земле развивалась и религиозная жизнь.
Именно в этом городе встретились святитель Иннокентий (Вениаминов), ставший первым Приамурским архиереем, и молодой миссионер иеромонах Николай (Касаткин) — будущий святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Здесь святитель Иннокентий делился со святителем Николаем своим апостольским опытом: посоветовал ему по приезде в Японию вплотную заняться изучением японского языка и переводами на него Священного Писания и молитвословов. А также указал на «…необходимость помогать своим пасомым в их бытовых и культурных нуждах, обучать их ремеслам, гигиене, санитарному делу и борьбе с болезнями».
Дальневосточная Хатынь
Годы Гражданской войны и интервенции привели город в состояние полной экономической разрухи, голода, нищеты. В 1918 году началась японская интервенция.
В начале декабря 1919 г по Амуру к Николаевску спустился партизанский отряд под командованием 23-летнего Якова Тряпицына. Среди членов отряда находилось немало бывших уголовников, сбежавших в свое время с сахалинской каторги и промышлявших грабежами в тайге.
Именно их отрядом Николаевск был сожжен дотла, а его население истреблено или изгнано. Но город восстал из пепла, был отстроен заново.
От рук банды Тряпицына принял мученическую смерть полковой священник Рафаил Воецкий. По словам очевидцев, он держался с необыкновенным достоинством, поражавшим даже мучителей.
Сами красноармейцы утверждали, что «у него во время мучений не могли добиться крика или стона, и только при потере сознания они вырывались из него. Когда страдания достигали у него наивысшей степени, он просил пить, в чем ему, как говорили красноармейцы, не отказывали» (из книги очевидца Константина Александровича Емельянова «Люди в аду»).
Про отца Рафаила говорили, что «он товарищам по камере дал последнее напутствие, сам же молился за всех своих мучителей. Личность и поведение священника Воецкого произвели большое впечатление даже на партизан-китайцев. Они передавали многим из жителей Николаевска, что во время его смерти голова его была окружена сиянием».
От той же банды пострадал еще один приамурский священник — Филипп Распопов, который, в свою бытность диаконом служил в Свято-Никольском соборе Николаевска.
Он принял мученичество за Христа в декабре 1919 года в селе Троицкое. Партизаны-анархисты ворвались в дом отца Филиппа, где он жил со своей супругой и семерыми маленькими детьми, вытащили его раздетым на улицу и поволокли к Амуру. На берегу его долго оскорбляли и били, а потом бросили в прорубь. Русской Православной Церковью Заграницей отец Филипп был причислен к лику святых.
Гонения на Церковь даром не прошли: с тридцатых годов до середины Великой Отечественной войны во всем крае не осталось ни одной действующей церкви и ни одного зарегистрированного священнослужителя. Богослужения долгое время совершались верующими тайно. И лишь в 1993 году при епископе Хабаровском и Благовещенском Иннокентии (Васильеве) Свято-Николаевскому приходу города Николаевска было передано здание бывшего областного радиокомитета и вечерней школы №1. А в августе 1998 года, уже при епископе Хабаровском и Приамурском Марке (Тужикове), был заложен новый храм во имя святителя Николая. Воздвигнут он был в районе парка культуры, близ того места, где прежде находилась кладбищенская церковь.
Кстати, Никольский храм — единственный каменный храм на всем севере Хабаровского края. А еще символично, что храм венчает улицу Ленина, другим своим концом упирающуюся в памятник Невельскому. Вот так, через подвиги, героизм и святость одних и жестокость да безрассудность других рос, падал и вставал снова этот далекий дальневосточный город, историей которого хочется поделиться с каждым…
Николаевск сегодня…
Как видно, история города весьма непростая. Он то расцветал, то предавался забвению: суровый климат, войны, японская интервенция, золотая лихорадка, добыча рыбы, портовая жизнь, экспедиции.
Сейчас это тихий, уютный, спокойный, утопающий в зелени городок. Зимой первый этаж заметает под самые крыши. Дети, живущие в частном секторе, иногда радостно пропускают школу по причинам, понятным только жителям этого уголка нашей страны: трактор не прошел — дороги не было.
Добраться в Николаевск нелегко: самолетом или «Метеором» (теплоходом на подводных крыльях), но это затратное предприятие. В основном стараются передвигаться на машине — но дорога тоже суровая, как и климат. Как говорят местные жители, «кто в море не бывал, тот Богу не молился — примерно что-то похожее можно сказать про езду по трассе Хабаровск — Николаевск-на-Амуре».
Многое в этом далеком дальневосточном городе осталось неизменным: Амур-батюшка, который помнит и славные экспедиции по освоению земель, и мученическую гибель священников и мирян от рук бандитов, вековая тайга, где до сих пор ходят звери, сугробы, покрывающие дома по самые крыши. Многое в этом городе изменилось: пожары, смены режимов и суровый климат сделали свое дело.
Уникальные люди, — наверное, такое же богатство города, как и уникальная природа. Люди простые — открытые, заботливые и отзывчивые. Уезжая в отпуск, легко попросить соседку по даче присмотреть за огородом или знакомую — приглядеть за пожилой бабушкой. И они возьмутся за этот на самом деле не такой уж легкий труд, но при этом им в голову не придет, что они делают что-то особенное: так живут почти все. А как иначе?
Многие сейчас живут дачами, огородами. И рыбалкой: конечно, Нижнеамурье без красной рыбы и икры представить себе нельзя.
История города намного глубже и многограннее, чем этот рассказ. Патриарх городов дальневосточных живет по сей день и утверждает своей жизнью великую фразу русского императора: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
Фото Валерия Спидлена, пресс-служба губернатора Николаевска-на-Амуре
О Николаевске-на-Амуре
Мне уже давно хотелось написать об этом городе, основанном на берегах нижнего Амура будущим адмиралом Геннадием Ивановичем Невельским. У поминания об этом городе есть в моем историческом рассказе «Царь-рыба» и аналитическом материале «О дальневосточниках». Теперь я посчитал, что созрел для отдельного рассказа. Но вначале об истории города. Вот что об этом пишет Википедия.
1 августа 1850 года российским мореплавателем капитаном I ранга Геннадием Невельским в ходе Амурской экспедиции 1849—1855 гг в устье Амура, было основано военно-административное поселение Николаевский пост. Первое население поста состояло из шести человек. Якутская изба-ураса стала первым строением в будущем городе.
Принадлежность нижнего течения реки Амур, включая его устье, согласно Нерчинскому договору 1689 года, было юридически определенным. По тексту договора, реки, впадающие в Амур, и устье Амура, указывались «владением Хинского государства», однако экспедиция Невельского не встретила здесь ни постоянных административных органов Цинской империи, ни ее пограничных гарнизонов. Поэтому закладка русского военного поста на чужой территории первоначально не была поддержана Амурским комитетом российского правительства. Однако впоследствии действия Невельского одобрил сам император Николай I.
14 ноября 1856 года на месте Николаевского поста основан город Николаевск. Также в Восточно-Сибирской губернии создана Приморская область со столицей в Николаевске. К тому времени Николаевск стал крупнейшим портом Дальнего Востока России.
24 февраля 1858 года Николаевск становится областным городом. На тот год в городе находилось до 200 зданий и проживало 1757 человек. Появляется завод по ремонту и сборке кораблей. Также были открыты краеведческий музей, библиотека, морское училище. По Амуру начинают ходить пароходы с коммерческими рейсами, в город также приходят торговые корабли из-за рубежа.
В 1870 году из Николаевска во Владивосток переносится главный порт на российском Дальнем Востоке, после чего в Николаевске начинается упадок. 28 апреля 1880 года столица Приморской области переезжает из Николаевска южнее, в Хабаровку.
На конец 80-х годов XIX века приходится открытие золотых месторождений. Город постепенно становится центром дальневосточных золотодобытчиков. Появляются золотосплавочная лаборатория, а также конторы Охотской и Амурско-Орельской золотопромышленных компаний.
В 1918 году начинается японская интервенция, так как Николаевск является центром золотодобычи всего Дальнего Востока России. В городе помимо японского гарнизона действовала также колчаковская администрация и был гарнизон крепости Чныррах, прикрывавший Николаевск от нападения с моря. В конце 1919 — начале 1920 годов основная часть Сахалинской области была освобождена партизанским соединением под командованием Якова Тряпицина. В конце февраля 1920 года, после перехода гарнизона крепости Чныррах на сторону партизан, город был также сдан.
В результате внезапного нападения японского гарнизона и боевых действий соединения войск под командованием Якова Тряпицина 12 — 14 марта, часть города была сожжена. Бои завершились победой советских войск. В конце мая 1920 года, опасаясь нового наступления японских интервентов, население было эвакуировано в район села Керби и ближайшие сёла. Город и крепость Чннырах была уничтожены окончательно, в соответствии с тактикой выжженой земли. Японские военнопленные, захваченные в ходе военного столкновения 12 — 14 марта 1920 года, были расстреляны.
5 марта 1926 года утверждено новое название города — «Николаевск-на-Амуре». В связи с упразднением деления Дальневосточной области на губернии, он становится центром Николаевского округа Дальневосточного края. В округ входили 7 районов: Больше-Михайловский, Кербинский, Нижне-Тамбовский, Николаевский, Ольский, Охотский и Тугур-Чумуканский. Являлся так же одновременно и центром Николаевского района. В Николаевске вскоре после появления города появилось мореходное училище, в еще в довоенные годы педагогическое и медицинское училища.
При советской власти в городе активно развивается рыбная промышленность. В 1920-х годах в районе осуществляется треть всей дальневосточной рыбодобычи. В 1934 году город назначен центром Нижне-Амурской области.
В 1941 году на фронты Великой Отечественной войны отправляются тысячи жителей Николаевска. В 1942 году запускаются действующие судоремонтный завод и судоверфь.
Одним из райцентров Хабаровского края город становится в 1956 году, после упразднения Нижнеамурской области. В 1960 году был открыт судостроительный завод.
Но моя поездка в этот город состоялась еще тогда, когда Николаевск был столицей Нижне-Амурской области. Случилось это летом 1955 года. Город тогда насчитывал всего 30 тысяч жителей и не производил впечатления столичного. Несколько асфальтированных дороги – одна вдоль уреза реки под названием Советская, улицы Ленина, Горького, Кантера – вот, пожалуй, и все асфальтированные улицы в ту пору. Наш двухпалубный колесный пароход пришвартовался к огромному деревянному причалу, у которого стояло несколько судов. Причал был внутри большого затона, где во время зимы отстаивались пароходы, катера и баржи, чтобы их не повредило во время ледостава и ледохода.
Недалеко от причала мне бросилось в глаза оригинальное деревянное здание, на углу которого была башенка. Как мне сказали, это здание Николаевского мореходного училища, один из выпускников которого знаменитый адмирал Макаров, изобретатель многих приспособлений для войны на море, и опытный флотоводец. На этой же улице Кантера, на углу с улицей Советской, был большой красивый магазин, универмаг, я такого и не видел раньше. А параллельно улице Кантера был переулок Ключевской, где жила старшая сестра моего отца, которая и приютила нас, пока мы ждали очередного парохода, на который купили билеты до Хабаровска.
И хотя мне было уже 8 лет, я мало что запомнил, хотя меня возил по городу на своей «полуторке» муж тети, шофер дядя Петя. Но зато я познакомился с родней. Во-первых, со своей тетей Соней, её мужем дядей Петей, очень толстым, но добрым человеком, своей кузиной Лидой, которая была на 15 лет старше меня, с её мужем Лёней Залесским, который прекрасно играл в шахматы, и они с моим отцом вечерами играли в эту популярную в те годы игру. Еще я был представлен моему дяде Гоше, его жене Евдокии Пантелеймоновне, их детям – старшей дочери Жанне и сыну Сереже. В то время, когда дядя Петя не брал меня с собой покататься, я бегал с тарелкой по переулку, изображая из себя шофера.
В один из дней я пошел с родителями на рынок, расположенный в деревянных зданиях вдоль береговой линии затона. Такого обилия и разнообразия рыбы я до этого не видел. Свежая, соленая, копченая и вяленая – она была на любой вкус. Была и икра – красная и черная. Тогда я узнал, что в низовьях Амура водится самая большая в мире рыба калуга, из неё то и получают черную икру. Мои родители взяли копченой рыбы на гостиницы в Москве и на Кавказе. Мама волновалась, довезем ли. Ведь нам предстоял долгий путь вначале на пароходе до Хабаровска, потом на поезде до Москвы, и потом снова на поезде до Кавказа. Но тебя Соня так умело упаковала рыбу, что она в неизменном виде была вручена знакомым в Москве, у которых мы остановились, и потом родственникам в Пятигорске.
Потом были торжественные проводы всей родни нашей семьи на пароходе, марш «Прощание славянки», который играл на пароходе, и белоснежный красавец, медленно ворочал колесами, уносил нас дальше, в путешествие на Кавказ через Москву. Тогда я впервые услышал этот марш, который потом всегда ассоциировался у меня с отходом парохода от причала.
На обратном пути в свое родное село мы не заезжали в Николаевск, сошли в Тахте и пересели на катер, который отвез нас до села Оглонги на берегах Амгуни. Когда я попал следующий раз в Николаевск-на-Амуре, точно не могу сказать. Хотя меня возили каждый год в Хабаровск, но не всегда через Николаевск. Но вот то, что в конце 1959 года мы снова оказались с родителями в Николаевске, помню точно. В тот год маме дали путевку в санаторий на западе Украины на осень, и мы с отцом, моим младшим братом оставались жить в доме у бабушки в Хабаровске. Я там даже начал учебный год в школе на Ильинке. Но в начале декабря мы стали возвращаться в Херпучи. Вначале был перелет на самолете Ил-14 до Николаевска-на-Амуре. Это был мой первый полет на самолете. Я смотрел, как самолет садится в аэропорту Николаевска, видел занесенную снегом взлетно-посадочную полосу, с которой взлетал самолет Ан-2 на лыжах, а вот наш самолет на колесах садился на параллельную полосу, которая была вымощена железными листами с многочисленными дырками.
Николаевск нас встретил большими сугробами. Пока мы ехали на автобусе к центру города, я мог видеть из окна автобуса людей, идущих по тротуарам, но когда мы вышли, то оказалось, что между проезжей частью дороги и тротуарами огромные сугробы, выше человеческого роста. Но вот сильного мороза в тот наш приезд я не помню, как и сильного ветра. Но времени погулять по городу в нас не было. Мы лишь переночевали у тети Сони и на утро уже были в аэропорту. Помню лишь двух маленьких девочек, детей Лиды с Лёней – Олю и Аллу, они были ровесниками моего младшего брата, но уже его племянницами, причем Оля была даже чуть старше своего дяди Вити. Жили они все вместе, с тетей Соней и дядей Петей, но в другой квартире, которую им дали на улице Ленина, если мне не изменяет память.
На следующий день самолет Ан-2 на лыжах увез наш в родные Херпучи. И потом я несколько лет не был в Николаевске-на-Амуре. И хотя каждый год меня отправляли к бабушке с дедушкой на лето в Хабаровск, обычно я летал туда прямым рейсом на самолете Ан-2 через село Полины Осипенко и Комсомольск-на-Амуре. Но вот в 1963 году наша семья в полном составе поехала в Хабаровск через Николаевск-на-Амуре. Вот тогда я смог немного познакомиться с городом. Понравился парк на берегу реки, под которым был здания рынка, где торговали рыбой и сельхозпродукцией. Деревянного здания мореходки с башенкой на углу уже не было, сгорело. А вот универмаг так и стоял. Побывали мы и в городском парке, где видели аттракционы, в также высокую стеллу – памятник японцам, погибшим во время интервенции и гражданской войны. На рейде и в затоне я видел немало японских лесовозов, да и японские матросы в центре города встречались.
Город Николаевск в те годы в основном состоял из каменных домов вдоль нескольких улиц. Той же Советской, Кантера, Ленина, Гоголя, но большинство домов были деревянные двухэтажные, обшитые деревянными дощечками – филенкой. А вот дальше от реки стояли в основном частные деревянные дома. В одном из таких домов жила семья дяди Гоши, хорошего автомеханика, и его жены, Евдокии Пантелеймоновны, главного бухгалтера больницы водников, а также наших хороших знакомых Распопиных.
В этот приезд я покатался по городу на велосипеде, посадив на багажник племянника Колю. Побывал на велосипеде в районе судостроительного завода, видел высокие цеха, был рядом с ТЭЦ на берегу реки, с высокими трубами, из которых валил черный дым. Тогда же я съездил по дамбе, которая образовывала затон, к тому месту, где стояли высокие портовые кран. Они разгружали речные и морские суда, провозившие разнообразные грузы – строительные материалы, машины, продукты питания и многое другое, что необходимо для функционирования города в зимний период, когда заканчивается навигация, а по зимним дорогам еще нельзя возить автотранспортом.
Но я занимался не только приятным времяпровождением, катаясь на велосипеде или играя с мальчишками в футбол во дворе дома, где жила семья Шешуновых-Залесских. Семья большая, 8 человек, из них 4 малолетних детей. Поэтому они высаживали в поле, выделенном для горожан под картошку, весьма приличное количество этого важного в рационе питания продукта. Был июль, и нас, представителей мужского пола с одной женщиной, моей мамой, отправили окучивать картошку. Но если вы подумали, что обед готовила моя мама, то ошибаетесь. Она окучивала грядки, а обед готовил дядя Петя. У меня осталась фотография с этой поездки, где Петр Дмитриевич, как звали мужа тети Сони, занимается приготовлением обеда. А вторая фотография запечатлела нас за столом, который был установлен под небольшим навесом у дерева. Отец в сделанной из газеты панаме, я с прической ёжиком, мама, а на переднем плане Володя Голубин, с которым я познакомился именно во время прополки картофеля. Он в тот год работал акушером-гинекологом в городском роддоме. Но об этом незаурядном человеке у меня будет отдельный рассказ. Я не могу сказать точно, где было это поле, засаженное картошкой, помню лишь название реки, из которой мы набирали воды для обеда – Камора.
Через пару дней мы втроем, мой отец, Лёня Залесский и я, поехали на мотоцикле окучивать другое поле с картошкой. Вот тогда я удивил и отца, и Леню, знанием некоторых новелл из «Камасутры», которые стал рассказывать отцу Лёня, но не совсем точно, и я поправил. Они работали вдалеке от меня и не знали, что я слышу. Оба взрослых мужчины удивленно подняли глаза на меня, шестнадцатилетнего юношу, как будто не понимали, что я уже вполне половозрелый человек, и могу интересовать чем-то, кроме учебы и спорта. Пришлось сознаться, что эту книгу из библиотеки соседей Кокориных я впервые прочитал в первом классе, но только краткие пояснения под рисунками, и ничего не понял. Но, повзрослев, со вниманием прочитал все новеллы из книги Джованни Бокаччо.
Потом была еще поездка на том же мотоцикле по грибы, и, пока мы бродили по лесу, медведь, учуявший, что в коляске лежат съестные припасы, добрался до них, когтями превратив брезент на коляске в ленточки. Вот и мчались мы обратно в город, хорошо, хоть успели набрать грибов, но пойти второй раз за ягодами не решились.
Судьба как будто так распорядилась, чтобы мое пребывание в Николаевске в то лето 1963 года было таким продолжительным, потому что прошло целых шесть лет, когда я снова оказался в этом городе, на практике во время учебы в медицинском институте. Но об это у меня есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/05/31/1772
Потом прошло еще 8 лет, и был весьма кратковременный приезд в Николаевск. Это был 1977 год. Мои родители вышли на пенсию и решили переехать в Хабаровск из нашего северного поселка Херпучи. Мне захотелось показать своей семье, жене и детям, свою малую родину. Нам решила составить компанию наша многолетняя соседка по поселку Агния Иннокентьевна Кокорина, которая в это время гостила у своих друзей Распопиных в Николаевске. Я решил отправить старший сыновей в Херпучи на самолете с мои братом Витей, а сам на теплоходе поплыть до Николаевска, показать жене красоты нижнего Амура, и самому вспомнить поездки еще на колесных пароходах по этому же маршруту. Мы купили каюты в первый класс, чтобы полки были внизу и каюта пошире, ведь с нами ехала младшая дочурка, которой исполнилось 4 годика.
В Николаевске мы не собирались надолго задерживаться. Повидать родню, дождаться лётной погоды и улететь в Херпучи. Всего час лета на самолете Ан-2. Вроде как совсем недолго, но и баба Ага (там все называли в нашей семье Агнию Иннокентьевну) и моя жена панически боялись летать, так что весь полет сидели, не шелохнувшись, вцепившись руками в кресла впереди. А я любовался тайгой, вспоминая слова известной песни, которую особенно проникновенно пел Юрий Гуляев – «зеленое море тайги». Между Николаевском и Херпучами в основном гористая местность, и временами самолет летел совсем низко над сопками, покрытыми вековой тайгой, так что можно было рассмотреть отдельные деревья.
Но я отвлекся от рассказа о Николаевске. Так уж получилось, что наше пребывание в родных местах оказалось намного короче, чем я предполагал. Надвигался циклон с Охотского моря, и весьма продолжительный, поэтому мы решили улететь в Николаевск заранее. И вот мы снова в этом городе. Наша семья, как обычно, остановилась у Шешуновых-Залесских, а баба Ага — у Распопиных. Днем наша семья прогулялась по Николаевску, зашли в парк на берегу Амура, полюбовались шириной реки и высоченными сопками напротив города. Побывали и в том парке, где была танцплощадка, и я танцевал во время практики 8 лет назад. На небе хмурилось, но я не помню, чтобы шел дождь в эти дни. А над Херпучами были низкие тучи, и погода была нелетная.
Надо было решать вопросы с отъездом в Хабаровск. Плыть решили на теплоходе, надо было покупать билеты. И тут нам повезло. Обычно на эти рейсы вдоль Амура билеты раскупались заранее. Очень много пассажиров плыли до остановок по пути между городами, ведь тогда еще быстроходных катеров типа «Комета» и «Метеор» не существовало. И тут оказалось, что пришедший очередным рейсом в Николаевск теплоход, по-моему, «Василий Поярков», должен был срочно отправляться в Хабаровск, сделав лишь одну остановку в Комсомольске-на-Амуре. Оказалось, что он срочно понадобился в Хабаровске в качестве гостиницы для участников Тихоокеанского конгресса, который в эти дни открывался в краевой столице. Так что мы спокойно купили билеты на этот теплоход и с комфортом добрались до Хабаровска.
Потом снова был долгий перерыв в моих путешествиях в город Николаевск-на-Амуре. Почти десять лет я не был там. Шешуновы-Залесские за это время переехали в другую, более просторную квартиру, в доме, где в торце был филиал краеведческого музея. Вторая дочь Алла училась и медицинском институте в Хабаровске, отдельно жил младший сын, а еще один ребенок в этой семье был хронически больной и большую часть времени проводил в больницах. Оля вышла замуж и жила с родителями. Изменилось и мое служебное положение – я стал главным рентгенологом края, и в связи с этим должен был посещать все больницы края, где есть рентгеновские кабинеты. И Николаевск был в моих планах, ведь этот 36 тысячный город был пятым по численности населения в крае, после Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана и Советской Гавани. К этому времени произошли реформы в здравоохранения, и все городские учреждения, кроме больницы водников, оказались структурными подразделения центральной районной больницы. Вот туда я и собрался поехать, чтобы посмотреть, как работает рентгеновская служба ЦРБ.
Заранее договорился с тетей Соней, что остановлюсь у них, в этой большой квартире мне не придется спать на полу, как бывало ранее. Мне поступил заказ – привезти ящик мороженого «пломбир». Это было просто, ведь был февраль 1987 года, холодный месяц. И вот самолет Ан-24 бежит по знакомой взлетно-посадочной полосе, только вот покрытие полосы уже бетонное, но вот вблизи здания аэропорта, если мне не изменяет память, все такое же, железно-решетчатое. Здание аэропорта все такое, как и было в далекие 60-е годы, деревянное, маленькое, с минимумом удобств для пассажиров и персонала. Меня в аэропорту встречал Лёня, чтобы мне было легче тащить картонную коробку с мороженым, да и нового адреса я не знал.
И вот я в гостях у близких мне людей. Именно у старшей сестры Сони жил мой отец, когда учился в педагогическом училище, к ней вернулся после фронта, у неё останавливалась многочисленная родня по пути из поселков и сел Приамурья до краевой столицы, ночуя на полу в небольшой квартире. Теперь квартира была большая, и этот дом напоминал тот, в котором жили наша семья. И квартира был точь-в-точь, как у наших соседей напротив. Свои спальни были у супругов – бабы Сони и дяди Пети, у Залесских Лиды и Лёни, и у Прокопенко Оли и Володи. А мне достался шикарный диван в гостиной.
По приезду был накрыт стол, мне пришлось долго рассказывать о своей жизни, о здоровье всех моих близких, отца с мамой, бабы Аги. Особо интересовалась тетя Соня, которая прекрасно всех знала. А на следующее утро я, такой весь из себя ухоженный, все же главный краевой специалист, отправился в здание, где был кабинет главного врача ЦРБ. Было раннее утро, солнце еще не встало, все же север, под ногами хрустел снег, но все улицы города были хорошо очищены. Снега снова было много, но все же меньше, чем тогда, когда я впервые попал в этот город зимой. Я шел по знакомой улице Кантера, дошел до угла с улицей Школьной и повернул налево, ибо зрительная память подсказывала правильную дорогу к хирургическому корпусу ЦРБ на улице Ленина. И вот я вхожу в знакомое здание стационара, где почти двадцать лет назад проходил практику.
Молодой главный врач Георгий Абугов, примерно моего возраста, недавно назначенный, очень волновался, как краевой специалист оценит работу одного из подразделений больницы. До этого в ЦРБ главный рентгенолог не был очень давно. Меня представили всем заместителям главного врача, заведующим отделениями, и я начал работу. Мой предыдущий опыт подсказывал вначале узнать, какое мнение о работе рентгеновской службы у лечащих врачей. Ведь именно в их интересах работают врачи-рентгенологи. Кому-то надо подтвердить, есть инфильтрация в легких, другому уточнить про язву желудка или 12-перстной кишки, третьему — есть ли перелом или другое повреждение костей. Поэтому я ходил по отделениям, беседовал с врачами. Для меня это было рутинная работа, я почти каждый месяц неделю-две проводил в командировках в районы края. Поэтому не очень запоминал лица рядовых сотрудников и даже заведующих. А вот для них приезд краевого специалиста — редкое явление, и поэтому многие запомнили меня. Уже через несколько лет, когда мы вместе работали в краевом отделе здравоохранения, бывшая заведующая детским отделением Николаевской ЦРБ Людмила Львовна Пиотрович сказала мне, что помнит меня по тому посещению их отделения.
Естественно, я посещал и рентгеновские кабинеты, знакомился с условиями работы персонала, разговаривал с ним, в первую очередь с врачом. Я помнил этого врача по практике, она тогда допустила грубую диагностическую ошибку, не увидев во время исследования огромную опухоль желудка, от которой больной умер, и было клиническое расхождение диагноза при патологоанатомическом вскрытии. Но тогда она была начинающим врачом-рентгенологом, а теперь была опытной, с почти двадцатилетним стажем работы. Как обычно, я присутствовал при рентгеновских исследованиях, и сам проводил их некоторым больным.
Моя командировка продлилась почти неделю. Я не только ходил в ЦРБ каждый день, как на работу, но и осматривал город, который за эти годы значительно изменился. Было построено много кирпичных пятиэтажных домов, которые заменяли деревянные 2-3-х этажные дома. Увидел площадь, где стоит гостиница, Дом культуры, в котором я 16-летним юношей смотрел фильм «Гусарская баллада» с молоденькой Ларисой Голубкиной в главной роли. Но морозная февральская погода не очень располагала к таким прогулкам, так что я большую часть свободного времени проводил в квартире тети Сони, тем более что то одни родственники, то другие, приходили повидать сына младшего брата в многочисленной семье Щербаковых. И мне снова и снова приходилось рассказывать о моих родителях, упоминая и о моей семье.
Следующий раз я приехал в Николаевск примерно через год. К этому времени получила одобрение начальства и врачей рентгенологов моя инициатива о проведении кустовых научно-практических конференций по рентгенологии. Мы с заведующим кафедрой рентгенологии медицинского института Анатолией Иосифовичем Чайкой уже побывали в Еврейской автономной области, где в городе Биробиджана не только провели конференцию, но и создали филиал краевого научного общества рентгенологов. Ездил я с ассистентом кафедры рентгенологии Василием Кузьмичом Грищуком в Комсомольск, где для рентгенологов города, Амурского, Комсомольского, Солнечного районов тоже провели конференцию, а с заведующей отделением краевой клинической больницы Марией Ивановной Митютневой — в городе Советская Гавань с участием рентгенологов Советско-гаванского и Ванинского районов.
И вот настал черед проведения такой конференции для рентгенологов Николаевского, Ульчского, Тугуро-Чумиканского, Аяно-майского и Охотского районов. На неё я вылетел с ассистентом кафедры рентгенологии Игорем Яковлевичем Лупаенко. Вернее, вначале мы просидели в аэропорту Хабаровска почти полсуток, пока погода стала лётной, и вылет разрешили. Приехали мы в Николаевск глубокой ночью. С трудом добрались до гостиницы. Бронь для Лупаенко отдали кому-то, и после скандала нас с ним определили до утра в какое-то помещение, где уже спали человек 10-12 мужиков. В комнате стоял перегар, пахло потными носками, мужики храпели, выделяли газы из кишечника. Я никак не мог уснуть в такой обстановке. В общем, мы перекантовались до утра, потом Игорь получил отдельный номер, а я пошел к тете Соне. Она очень сетовала, что я не пришел к ней ночью, она меня ждала допоздна, названивая в аэропорт на счет прибытия рейса. Но мне не хотелось среди ночи будить своих родственников.
Конференция была проведена на хорошем уровне, в прочем, как всегда. Наша рентгеновская служба высоко котировалась на уровне республики, недаром я и доцент Чайка были выбраны членами Правления Республиканского научного общества рентгенологов, а приехавший проверять службу в крае главный рентгенолог РСФСР профессор Павел Васильевич Власов дал высокую оценку и моей работе лично, и деятельности всей службы в целом.
Потом я еще пару раз был в Николаевске-на-Амуре уже в должности заместителя заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, и потом, в «демократической» России, заместителя начальника управления здравоохранения администрации края. Но уже начался кризис во времена «гайдровско-ельцинских» реформ, и начался упадок города. Уезжали люди, закрывались предприятия, север стал никому не нужен, и такой процесс все нарастал и нарастал. Уезжали и врачи, а привлечь новых в силу ряда обстоятельств стало невозможно, принудительное распределение выпускников медицинских институтов и училищ было отменено. И сейчас Николаевск-на-Амуре насчитывает чуть больше 18 тысяч жителей, т.е. в почти в 2 раза меньше, чем в годы своего расцвета.
Николаевск-на-Амуре – яркий пример той политики, которая началась в отдаленных и северных районах с развалом Советского Союза. Жители, потомки тех, кто осваивал эти места, кто прикипел душой и телом к своей малой родине, брошены на произвол судьбы. Закрываются производства, бросаются еще вполне пригодные для жизни поселки, и люди остаются без крыши над головой, переходя в разряд бомжей. Значительно повысилась заболеваемость и смертность, нарастает отток населения в западные районы России.
Академик Татьяна Заславская, большая сторонница реформ, входившая в те времена в администрацию президента Ельцина, призналась через полтора десятилетия, что только за три года шоковой терапии в России одних лишь мужчин среднего возраста скончалось 12 млн.!
Это те, кто потерял работу и жилье, погиб во время всевозможных ЧП, кто не мог пережить позора великой страны. Все это было и на Дальнем Востоке, население которого сократилось на треть, а в северных районах в 2-3 раза.
Я давно не был в Николаевске-на-Амуре и никогда туда больше не попаду. И, честно сказать, не хочу. Мне будет больно смотреть на умирающий город, и пока перспективы его возрождения не ощущается. А ведь ему всего-то 162 года, по меркам истории это еще подросток, которому жить и жить.
russiantowns
Николаевску-на-Амуре в Интернете посвящено незаслуженно малого внимания. А ведь он 3 раза был областным центром (52 года из 160-летней истории) и управлял всем Дальним Востоком России.
Капитан и его город.
Для начала покажу фотографии, чтобы было понятно о чем речь, а потом поговорим об истории, архитектуре и экономике города.
Николаевск приветствует
Сначала виды с самолета
Заходим на посадку. Амур – колоссальный размер!
Над городом – смесь частного сектора и недостроенных микрорайонов
Частный сектор весьма просторный
Над городом доминирует Николаевская ТЭЦ
Центр города – от парка ведет ул. Ленина
Садимся. ВВП в никуда
Город
Вид от спортивной базы «Салют» — приятное место для катания на лыжах и санках
При въезде в город от аэропорта встречают весьма примечательные плакаты
Плакаты и сугробы
А еще один маленький самолет
Ул. Советская – остатки старой застройки
Памятник Г.И. Невельскому
Ул. Ленина – редкий для города сохранившийся ансамбль зданий
Местами на ул. Ленина купеческие дореволюционные дома
Снега!!!
Ул. Советская
Храм Св. Николая (2002 г.). Пропорциональное и в меру приятное здание. Внутри пока со скромным иконостасом. Единственный каменный храм на всем севере Хабаровского края. И одна из немногих современных достопримечательностей Николаевска.
Кинотеатр «Салют» — здание эпохи областного центра Нижне-Амурской области
Чуть от центра
«Гламур» в Николаевске – химическое сочетание
Свечение проводов
Порой дома занесены по самую макушку. Ул. Сибирская оправдывает свое название
Здесь образовался целую горную систему (для сравнение джип)
Городская площадь – Районный дом культуры и гостиница «Север» — в прошлом городской плац
Свидетель славного прошлого
Памятник Невельскому на набережной
Памятник памяти, павших в годы Гражданской войны
А за ним две совсем молодые девчонки выпивают.
Вообще пьяни в городе много. Более всего меня смущала подвыпившая гопота, одетая в темные спортивные костюмы, трико с лампасами и шапки-ушанки. Ее я благоразумно не стал фотографировать.
Набережная завалена снегом
Живописно
Снег тает, образуя феерический микрорельеф в южном направлении
Закат на набережной
Николаевск – советский город
Тротуары на Советской. Почистили бульдозером после чего с тротуара на тротуар надо карабкаться как по горам.
Снега до дворах
Фотоальбом «На Амуре вечером»
Амурские дали
Лестница к реке превратилась в горку на санок
Замершие волны
Закат
Амур на закате
Фотоальбом «Красное-Чныррах»
Несколько фотографий из поездки от Николаевска до сел Красное и Чныррах. Места эти интереснейшие, как видами так и системами обороны Николаевска. Виды Амура мы увидели, а вот крепость оказалась в непролазных снегах.
Дороги Приамурья
Амур-Батюшка – ширина 7 км!!!
Устье Амура – справа мыс. Пронге, слева мыс. Чабах
Вид на с. Чныррах, Амур и г. Огоби (556 м)
Чныррах и сопки над ним. В них скрыта растительностью Чныррахская крепость.
Амур у села Красное – вдалеке Николаевск
Краткая история взлетов и падений
Рождение
1 августа 1850 г. – основание Николаевского поста Г.И. Невельским.
1850-1854 гг. – стагнация развития. Попытки Невельского активно развивать Николаевский пост не находили отклика в Петербурге
1855 – 1870 гг. – столица.
Прибытие первых сплавов по Амуру. В 1856 г – статус города, в 1858 г. – областной центр. Население выросло до 7 тыс. чел. В городе открыт краеведческий музей, морское училище, библиотека и пр. Невельской рассвета города так и не увидел, т.к. его в 1855 г. Муравьев-Амурский «ушел» с должности.
Под управлением Николаевска-на-Амуре находился весь Дальний Восток Российской империи – 1,8 млн км2 – от Чукотки до Приморья. Правда это были только осваиваемые территории и сохрани Николаевск статус в течении долго времени он был бы интереснейшим городом на востоке страны.
1870-1890 гг. – падение. Как и предсказывал Г.И. Невельской потенциально более выгодным было положение у южных гаваней (Владивосток) и при слиянии Уссури и Амура (Хабаровск). Колонизация Приморья и Приамурья привела к активному развитию Владивостока и переноса туда военно-административного центра в 1870 г., и Хабаровки, которая в 1880 г. отобрала у Николаевска роль областного центра. После чего город впал в депрессию и население его к началу 1890-х гг. сократилось до 1000 чел. Именно таким его застал А.П. Чехов, проезжая на Сахалин и нелестно отозвался.
1890-1910 – е гг. – золотой век.
Промышленное освоение россыпного золота (его также еще в 1850-е гг. открыла Амурская экспедиция Невельского) породила в Приамурье золотую лихорадку и вновь вызвала к жизни Николаевск. За золотом подтянулась рыбная промышленность и судостроение. А далее образование и культура. Население города к 1914 г. выросло до 15 тыс. чел и город стал центром Сахалинской области.
1920-е гг. – взлеты и падения.
Гражданская война закончилась для города трагедией – красные партизаны под руководством Тряпицына в 1920 году сожгли город дотла. Осталось не более десятка зданий, что определяет бедность историко-архитектурного наследия города.
В связи с фактически разрушением города в 1922 г. он теряет статус областного центра.
Советская власть, тем не менее понимая выгоды положения города активно вкладывает его морскую составляющую, отрывая в нем порто-франко, развивая судостроение.
1934-1956 гг. – и снова областной центр.
Еще в 1926 г. Николаевск назначается вновь центром Николаевского округа Приморской губернии охватывающей почти весь центр и север современного Хабаровского края и площадь в 560 тыс. кв.км. В 1934 г. создается почти в границах Николаевского округа новая Нижне-Амурская область. В Николаевске открывается в 1937 г. театр, областной краеведческий музей. В годы войны активного развивается судостроение и судоремонт, создается аэропорт.
К моменту лишения статуса областного центра в Николаевске живет около 30 тыс. чел.
1956 – 1980 – е гг. – организационный центр Нижнего Амура и Охотского бассейна.
Несмотря на потерю статуса областного центра экономическое развитие города продолжилось. В 1960 г. был пущен судостроительный завод, в 1973 г. – Николаевская ТЭЦ, рассчитанная на большой город, в 1985 г. – домостроительный комбинат. Культурная жизнь видимо затихла, т.к. уже и театра не стало, и вузов.
1990-2000-е гг. – свободное падение.
Индустриализация без наземной связи с обитаемой частью страны сразу же привела к краху городской экономики. Крупное судостроение оказалось нерентабельным, а в 2000-е гг. и лесной комплекс пришел в упадок из-за перемещения центра лесоэкспорта в незамерзающие порты Ванино-Совгавань – где есть железная дорога и Де Кастри – автодорога. Съежился морской порт, стали не нужны базы по снабжению «северов»; затих аэропорт (сейчас в аэропорту на ходу только 1 вертолет, 2 Як-40 и 1 Ан-26 и это на весь север Хабаровского края – 500 тыс. км2; новую ВПП строят уже 20 лет и из рейсов сохранились только ежедневный до Хабаровска и через день в Охотск, а также раз в 2 недели в Тугур, Аян и Нелькан, а раньше был рейс Николаевск-на-Амуре – Абакан!!!).
Депрессия выражается в сильнейшем оттоке населения – максимальном в Хабаровском крае, особенно во второй половине 2000-х гг. и визуальной деградации остающихся жителей. При этом есть в городе и приличные кафе и приличные магазины и интересные позитивные люди.
Конечно, нельзя сказать, что последние 20 лет не имели вообще позитивных моментов в городской истории. В 2002 г. был открыт храм Св. Николая, который имеет в целом приятные размеры и архитектуру и удачно завершает улицу Ленина, которая заканчивается другим концом у памятника Невельскому на берегу Амура.
В 2008 г. в город пришел газ и Николаевская ТЭЦ перестала посыпать город «пеплом». В середине 2000-х гг., стал возможным практически круглогодичный проезд на автотранспорте по автодороге Хабаровск-Селихино-Николаевск, что значительно улучшило снабжение города в зимний период и дало возможность организовать пассажирское сообщение в 3 раза дешевле самолета. Правда, одновременно фактически прекратилось сообщение по Амуру, что жаль.
Архитектурно-планировочная организация города
Николаевск-на-Амуре возник у мыса Куегда как военный пост. Сейчас практически вся прибрежная зона и сам мыс – портово-складская зона, территория бывшего судостроительного завода и ТЭЦ. Жилая часть города фактически начинается к северу от ул. Советской, которая на 6 км тенятся с запада на восток и считается главной в городе. Именно на ней находятся редкие памятники архитектуры, приятная высокая набережная, администрация города и района и заводоуправление ССРЗ.
Планировка города открытая, прямоугольная, что позволяет легко ориентироваться. Город расположен на легко наклоненной с севера на юг равнине. И с севера ограничен сопками высотой до 300 метров. Городской доминантой выступают две трубы ТЭЦ, высотой около 100 метров.
Николаевск-на-Амуре.Вид от спортивной базы «Салют» — приятное место для катания на лыжах и санках
Застройка в центре преимущественно пятиэтажная 1970-80-х гг. Есть 4 жилых девятиэтажных здания. Отчего город выглядит больше, чем на свои 24 тыс. жителей. Окраины заняты индивидуальной жилой застройкой с большими участками огородов.
Особенностью является низкий уровень озеленения. Кроме парка культуры и отдыха и сквера на набережной остальные районы оставляют ощущение пустынных. Одинокие пятиэтажки и пустынно широкие улицы в частном секторе. Промышленная застройка – прибрежные районы и восточные окраины. На территории города к западу от реки Камора, также находится аэропорт, две бывшие деревни (Сергеевка и Русская Камора), и дачные участки.
Судя по внешне хаотично расставленным пятиэтажкам 1980-х гг. видимо планировалось полностью снести деревянно-барачный город и застроить его крупными микрорайонами 5-9-ти этажной застройки. Реконструкция города началась одновременно во всех частях города и видимо грозила ему полным переустройством к 2000 году и населением в 80-100 тыс. чел. Но Советский Союз, а позже и Николаевский судостроительный завод кончились, оставив реконструкцию города на самом взлете. Стройки застыли, превратив городскую ткань в невнятную смесь недостроенных микрорайонов и недоснесенного частного сектора и довоенных бараков. Даже сеть улиц стала фрагментарной. От удобной прямоугольной сети старого города перешли к системе тупиков и хаотичных проездов в микрорайонах.
Николаевск-на-Амуре почти 100 лет был почти столичных, исключительным городом, что выражалось в целом крупных и разнообразных зданиях от эпохи модерна и эклектики, до конструктивизма и сталинского ампира. Судя по фотографиям 1920-30-х гг. город выглядел целым, добротным, со своими слободами и поселками, с выраженным центром. Но в 1970-х гг. с одной стороны рост населения и экономики, количественное перерождение и одновременно деградация качества застройки. Благоустроенные хрущевки, Николаевская ТЭЦ дали жителям качество в квартирах, но город от напрочь однотипных зданий сразу же поблек. И сейчас по отдельным зданиям можно только догадываться и умозрительно реконструировать Николаевск доиндустриального прошлого.
Но и Индустриальный Николаевск умер, оставив остовы корпусов Домостроительного комбината и особенно гигантские стапеля судостроительного завода. Только две трубы ТЭЦ, как трубы парохода кажутся, что тянут город в светлое будущее.
И даже если оно наступит, будет реанимирована экономика и вновь пойдет рост города, то сделать Николаевск приятным и комфортным будет значительно сложнее из-за разрушения центра города в 1970-80-х гг. Хабаровск и Благовещенск, возникшие и развивавшиеся до революции темпами сравнимыми с Николаевском сохранили приятные исторические районы города. Думаю, что вероятно о привлекательности Николаевска, как культурно-туристического и исторического города в советские годы не задумывались, как во многих других городах России.
Подлинно приятным местом является только небольшая набережная по ул. Советской, где сосредоточено около десятка памятников и монументов, подтверждающий исключительный статус города.
Вместо заключения. Думы о будущем
Думая над историей города, его взлетами и падениями представляется, что это еще не последний упадок города и вновь будет расти. Последние 20 лет он мучительно свыкается со статусом заштатного городка, и это тяжело особенно для бывшего портового города, где масштаб людей был общемировой. Николаевск конечно велик для своего нынешнего Николаевского района, где полтора десятка деревень и только одно предприятие ГОК в Многовершинном. А потому он вновь войдет в равновесное состояние, когда население сократится до 10-15 тыс. человек, останутся те, кто знает и умеет зарабатывать опять фактически на натуральной экономике – рыба, охота, немного лес, золото. Но еще и останется раскуроченный и испорченный хрущевками центр города.
История Николаевска показывает, что при должной государственной политике потенциал места позволяет здесь иметь и крупный город и организовывать/управлять колоссальной территорией, но саморазвитие города (как например Хабаровска, также перешедшего к постиндустриальной экономике), удаленного от наземных транспортных путей не получается. А это значит, что правы районные депутаты, что без железной и автомобильной дороги, говорить об индустриально-инфраструктурном развитии Николаевска бессмысленно. В то, что РЖД построит в ближайшие 20-30 лет мост на Сахалин и тем более ответвление в Николаевск и мост через 5-тикилометровый Амур мне не верится. Наблюдая за тем, как активно вкладывают государственные средства во Владивосток и без того богатый город, видишь за этими «мостами на остров Русский» и недоинвестирование в другие города Дальнего Востока, видишь нищий Николаевск, и заброшенный БАМ. Оснований для изменения сугубо точечной политики развития на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск, север Сахалина) увы, нет, чтобы не декларировала «Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года». Вытекает вывод, что Николаевску стоит рассчитывать только на свои силы и ресурсы. Вывод грустный, но он реалистичный для большей части малых и средних городов нашей страны (и для Георгиевска такой же, о чем я еще больше переживаю). Своих сил и ресурсов хватит на небольшой город с населением до 10 тыс человек, где хотелось бы помимо натуральной экономики видеть еще и попытки восстановления славной истории (Чныррахская крепость, укрепрайоны устья Амура, музей, отдельные здания, набережная). Конечно, Николаевск далек от туристических маршрутов, но ресурсы для туризма у него есть, т.к. людей с мировыми именами, мировая история (Крымская война, Первая мировая война) разыгрывалась и в этом городе и в этом плане крайне мало городов на Дальнем Востоке, которые имеют такой багаж прошлого в дополнении с величественным Амуром и сурово-торжественной природой (только Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский), но это все крупные города. А потому устойчивое развитие Николаевск-на-Амуре в среднесрочной перспективе видится в постиндустриальном развитии, для которого хватит современного аэропорта, теплохода и автодороги до Хабаровска. Одновременно, я думаю, что такая временная и вынужденная из-за невнимания государства к Дальнему Востоку «консервация» потенциала и положения города продлится не больше нескольких десятилетий. А потом опять будет рост. Потенциал территориальных возможностей города позволяет отстроить здесь город с миллионным населением. Конечно, в эпоху когда мир вступает в период суженного воспроизводства важна не количество, а качество населения и, соответственно, городской среды, и оттого миллион жителей в Николаевск – это скорее ресурс территории, но не отдаленная реальность. Которую вижу в достаточно крупном, сбалансированном городе управляющем севером Хабаровского края, Сахалина и бассейна Охотского моря.
Николаевск-на-Амуре – Хабаровск — Дзержинский, 26 — 28.03.2010
Рекомендую:
Историко-краеведческий сайт «Цитадель» http://www.nikoladm.ru/citadel/index.htm
Книги Н.Задорнова, А.И.Алексеева и Г.И. Невельского
Такси в Николаевске-на-Амуре
Обратитесь в службу такси, если вам нужно срочно успеть на работу или учёбу в Николаевске-на-Амуре. Вы доберетесь до места назначения в комфортном авто с кондиционером, и вам не придется нести тяжелые сумки.
Дешевые и популярные такси в Николаевске-на-Амуре
Отличные отзывы получают » Дв Люкс» и «ДВ Регион», «Радио-такси 158» является самой популярной службой такси в городе. Стоимость проезда может составить около 70 рублей при поездке на небольшое расстояние.
Номера телефонов такси в Николаевска-на-Амуре с тарифами
Просмотрите таблицу с тарифами на сайте, чтобы выбрать приемлемый вариант. Здесь же вы найдете контактные данные компаний. Минимальное время ожидания составляет 15 минут.
Яндекс такси Николаевск-на-Амуре
Для заказа Яндекс Такси установите приложение на свой смартфон, используйте официальный сайт, либо позвоните на номер диспетчера. Расчет стоимости поездки происходит сразу онлайн, при любом способе вызова.
Заказ по телефону* работает только в крупных городах. Вызвать такси можно бесплатно с любого стационарного и сотового телефона.
- Скачайте приложение Яндекс Такси c App Store или Google Play
- Заказать такси на официальном сайте taxi.yandex.ru
- Узнать номер телефона Яндекс Такси в вашем городе
Вы часто ищете номер такси Убер (Uber), чтобы быстро заказать машину. Запомните, такси Убер нельзя вызвать по телефону, заказ доступен только через официальное приложение:
- для Android (Samsung, LG, HTC, Xiaomi) – скачать в Google Play
- для iOS-устройств (iPhone, Ipad) – скачать в App Store.
Всё просто, разберется даже ребёнок.
Стоимость такси Николаевск-на-Амуре
Указаны средние цены на такси, окончательный тариф может отличаться, уточняйте у диспетчера. Важно, в стоимость поездки Яндекс Такси входит посадка (59-99 рублей) и цена за 1 км пути по маршруту (7-15 рублей). Также может учитываться время простоя, оплачивается от 3 рублей за минуту.
Услуга | Цена |
---|---|
Средняя цена такси | 15-30 руб. за 1 км |
Недорогое такси | от 10 руб. за 1 км |
Такси в аэропорт | от 12 руб. за 1 км |
Такси на вокзал | от 12 руб. за 1 км |
Почасовая оплата | от 200 руб. час |
Кузов универсал плюс | 100 руб. |
Цена простоя | от 3 руб. мин. |
Багаж | от 50 руб. |
Перевозка велосипеда | от 100 руб. |
Минимальная фиксируемая цена | от 70 руб. |
*дополнительная комиссия до 2%