Люди, которые еще мало знают о Боге ищут, в первую очередь, избавления от страданий и не задумываются о духовной стороне экстрасенсорных «биоэнергетических» сеансов
Понятие «биоэнергетика» можно трактовать по-разному. Биоэнергетикой, например, называют науку, изучающую энергетические процессы в живых клетках, тканях, организмах и природе (экосистемах). Изучать и применять принципы этой науки действительно важно. Но в наше время, к сожалению, есть люди, которые называют себя модным словом «биоэнергетик», а на самом деле не имеют ничего общего с серьезной наукой и практикуют парапсихологию, магию, ясновидение и т.п. Они себя широко рекламируют и зарабатывают за счет слишком доверчивых людей.
Люди, которые мало знают о Боге ищут, в первую очередь, избавления от страданий и не задумываются о духовной стороне таких «биоэнергетических» сеансов. Опасность заключается в том, что через такие сеансы тело и душа больного открываются для воздействия демонических сил, которые первоначально вроде бы и приносят облегчение, но потом, через некоторое время, приходят еще более серьезные болезни, включая и психические (страхи, видения, депрессии, мысли о самоубийстве, шизофрения). Человек, не понимая, что это — результат визита к биоэнергетику, снова бежать к нему же «исцеляться». Так приходит демоническая зависимость (и даже одержимость), ведущая к разрушению человека, потому что дьявол, который в Библии сравнивается с вором, который «приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоан. 10:10).
Бог категорически запрещает всякие оккультные практики (какие бы современные названия они не имели) и называет их мерзостями.
«…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10-12)
Многие биоэнергетики говорят, что человек, желающий исцелиться, должен верить в Бога и молится, что у них самих дар от бога. Цель подобных слов – заслужить доверие. Но на самом деле это — обман и ловушка сатаны.
«И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор.11:14)
Для того, чтобы помочь близким людям, попавшим в зависимость от подобных «биоэнергетиков», необходимо объяснить им, что обращаться к любого рода оккультизму – это грех, предложить им покаяться и принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, помолиться вместе с ними и пригласить в церковь. В случае отказа необходимо в молитве просить Бога спасти их, просить помощи других верующих, с которыми можно вместе молиться за эту проблему.
Содержание
- Нетварные энергии
- Die Neckarwasser murmeln in Frankfurt-am-Main (Воды Некара журчат во Франкфурте-на-Майне) Мир электричества / Время применения / Электричество отправляется в путь / Die Neckarwasser murmeln in Frankfurt-am-Main (Воды Некара журчат во Франкфурте-на-Майне) Страница 3
- Божественные энергии
- Как подключиться к божественной энергии и получить необходимую помощь?
- Энергия: “ядерная физика” православного богословия
- Проявление нетварных энергий в тварном мире
Нетварные энергии
Смотреть что такое «Нетварные энергии» в других словарях:
-
Имяславие — (имябожничество, в синодальных документах РПЦ имябожие, также называемое ономатодоксия) религиозное догматическое и мистическое движение, получившее распространение в начале XX века среди русских монахов на святой горе Афон. Главным… … Википедия
-
БОЖЕСТВО — (греч. θεῖον, θεότης, θειότης, δαιμόνιον), слово, используемое для наименования Бога, богов и вообще высших существ. В масоретском тексте, в Септуагинте и в слав. переводе Свящ. Писания ВЗ отсутствует, однако в Синодальном переводе того же текста … Православная энциклопедия
-
БОГОПОЗНАНИЕ — постижение Бога в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «…да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17. 3). В Ветхом Завете оно определяется посредством глагола , (знать). В древнеевр. языке … Православная энциклопедия
-
ВЕЧНОСТЬ — одно из свойств Божиих; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение к. л. определенного бытия во времени. Понятие В. в главных чертах было сформировано в античной философии. Слово «В.»… … Православная энциклопедия
-
Средневековая философия — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия
-
άκτιστος — η, ο нетварный, несотворенный: Άκτιστες ενέργειες του Θεού Нетварные энергии Бога, Άκτιστο φως Нетварный свет … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)
-
БЛАГОДАТЬ — , нетварная Божественная сила (δύναμις), в к рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр. и не всегда… … Православная энциклопедия
Die Neckarwasser murmeln in Frankfurt-am-Main (Воды Некара
журчат во Франкфурте-на-Майне)
Мир электричества / Время применения / Электричество отправляется в путь / Die Neckarwasser murmeln in Frankfurt-am-Main (Воды Некара
журчат во Франкфурте-на-Майне)
Страница 3
Слово «энергия» в переводе с греческого языка означает «деятельность». И в приложении к человеку определяет его решительность, настойчивость в достижении цели. В науке энергия есть общая мера различных видов движения и взаимодействия. Например, механическая энергия, тепловая, химическая, электрическая и так далее. Один вид энергии может превращаться в другой, и при всех превращениях общее ее значение не меняется. Это один из важнейших законов современного естествознания. Обсуждения способов получения дополнительной прибыли в правлении лауфенского цементного завода пришлись как раз на время нашумевших опытов передачи электрической энергии по проводам из одного города в другой. Помните линию Депре на Мюнхенской выставке и последующие опыты?
Энергия, энергия… А нельзя ли ее продать? Рядом река, быстротекущий Некар. Нельзя ли заключить силу его течения при помощи электричества в провода и продать, скажем, в промышленный Гейльброн? Там бумажные и химические фабрики, металлические, винодельческие и прочие заводы, которым постоянно не хватает как раз энергии.
Схематический чертеж первичной станции в Лауфене на Некаре
Сначала решили на готовой плотине поставить динамо-машину и соорудить десятикилометровую линию постоянного тока. Она как раз покрыла бы расстояние от Лауфена до Гейльброна. Но инженер Оскар фон Миллер, тот самый, который пригласил Марселя Депре для постройки линии передачи энергии из Мисбаха в Мюнхен, предложил использовать новый трехфазный ток. После некоторых раздумий дирекция цементного завода согласилась.
Но пока шли подготовительные работы, планы переменились. Компания AEG предложила передать энергию из Лауфена не только в Гейльброн, но и дальше, во Франкфурт-на-Майне, за 175 км от места ее выработки! Победить такое расстояние даже в голову никому пока не приходило.
А поскольку большую часть расходов брала на себя АЕG, то работы вскоре начались. На плотине в Лауфене поставили три турбины мощностью по 300 лошадиных сил и соединили их с машинами трехфазного тока. Толстые медные провода подвесили на восьмиметровых столбах, прикрепив их к большим изоляторам. Три отдельных повышающих трансформатора, обмотки которых были для лучшей изоляции погружены в минеральное масло, подняли напряжение до 8,5 кВ. Тоже, между прочим, небывалое напряжение.
У потребителей в конце линии поставили понижающие трансформаторы, которые питали изобретенные Доливо-Добровольским трехфазные двигатели, требовавшие напряжения 65 В. Таким же напряжением зажигали и лампочки накаливания.
Масляный трансформатор Лауфенской электростанции
Если учесть, что система носила все же характер экспериментальной, то можно признать ее успех полным! На Франкфуртской выставке энергия воды Некара, переданная по проводам, приводила в действие водяной насос, который поднимал воду для водопада на высоту 10 м. И снова посетители, задирая голову, терпеливо ожидали моментов пуска воды и в восторге кричали: «O! Das ist wundervoller Wasserfall! Die Neckarwasser murmeln in Frankfurt-am-Main!» («О! Это удивительный водопад! Воды Некара журчат во Франкфурте-на-Майне!»)
Удачный опыт дал мощный толчок промышленному развитию электрических сетей. Во всем мире люди стали внимательно присматриваться к запасам водной энергии. Несколько гидроэлектростанций были построены в Европе. Но самой большой в мире стала американская гидроэлектростанция, построенная на Ниагарском водопаде.
История этого строительства небезынтересна. Известно, что Ниагара находится на самой границе Соединенных Штатов и Канады. И в 1889 году, еще до пуска Лауфенской станции, в Америке возникло акционерное общество, которое приобрело права на использование от водопада 200 000 лошадиных сил мощности с американской стороны и 250 000 – с канадской. Совет директоров принял решение о постройке электрической линии передачи. По рекомендации английского электрика профессора Форбса электростанцию задумали разбить на отдельные части, каждая мощностью в 5000 лошадиных сил, и применить двухфазную систему Теслы. В целом Ниагарская электростанция была поистине грандиозным сооружением.
Страницы: 1 2 3 4
Божественные энергии
- Различие между Божественной сущностью и Божественной энергией свт. Григорий Палама
- О Божественных энергиях и их причастии свт. Григорий Палама
- О сущности и энергии свт. Марк Эфесский
- Сущность и энергии Божии митрополит Иларион (Алфеев)
- Нетварные энергии В. Н. Лосский
Боже́ственные эне́ргии (нетварные энергии) (от греч. ἐνέργεια — деятельность; энергия) – сущностное «движение» Божеской природы, проявления Божественной сущности (но не сама сущность), Божественные действия.
Раскрывая учение о Боге, Православная Церковь указывает на непознаваемость Божественной сущности. Но это не значит, что Бог совершенно непознаваем. Будучи непознаваемым по сущности, Он познается по Своим действиям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама. Документальное закрепление это различие нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.
Следуя св. Григорию и Соборным Актам, между сущностью и энергией присутствует различие. Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны. В то же время единство Божественной сущности и энергий неслиянно, а различие нераздельно. Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.
Энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности. Именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно непричастна и некоторым образом причастна человеку. «Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, – объясняет св. Григорий Палама, – мы остаемся в границах благочестия». Таким образом, различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения человека.
См. АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Как подключиться к божественной энергии и получить необходимую помощь?
Божественная энергия помогает не только очиститься от негатива и избавиться от болезней, но и дарует помощь в достижении целей! Как войти в ее поток?
Зачем подключаться к божественной энергии?
Божественная энергия, к которому посвященный человек может подключится с помощью транса¹ или медитации², позволит получать духовную энергию и использовать ее по своему усмотрению — на поиск работы, создание семьи, улучшение условий жизни, саморазвитие и т.д.
Подключение к каналу Бога-покровителя есть подтверждение ваших собственных достижений, потому что Бог помогает тем, кто готов действовать сам, он не делает за вас действия в социальном мире, но он дает вам возможность реализовать себя, подобно тому, как бензин позволяет автомобилю ездить.
Божественная энергия прежде всего очищает от негатива.
Постоянная работа над своим очищением будет способствовать приобретению навыков взаимодействия с энергетическими потоками, что в конечном итоге сослужит вам хорошую службу, и вы будете уверенно и крепко чувствовать себя в любой обстановке, не боясь энергетических неприятностей.
Не обязательно «видеть» свою работу, достаточно осознавать, что она происходит!
Божественная энергия. Как войти в ее поток?
Магия с древних времён разделена на разные направления. В этом упражнении мы будем осуществлять наполнение божественной энергией с помощью Теургии³. Теургия — есть искусство входить в связь с духами или богами с помощью особых ритуалов, слов и действий, чтобы добиться от них свершения чего-либо сверхъестественного.
В данном случае простейшее проявление Теургии будет — горячая, искренняя и страстная молитва Богу о том, чтобы он даровал нам силы, открыл потенциал и наделил Божественной Мудростью. Самое главное, вы должны понять, что это будут не пустые молитвы, а реально действующий и движущий фактор во Вселенной.
Особенность этого упражнения в том, что молитву вы придумываете сами. Она должна идти от всей души и сердца, но самое главное, что вы должны ее произносить по 2 раза в день — утром и вечером!
Как составить молитву?
В молитве Бога лучше называйте — Богом, и не как иначе, поскольку это намного понятнее вашей душе, а значит и эффективнее.
1. Сначала провозгласить то, о чем намерены помолиться Всемогущему Богу.
2. Высказать в молитве, что не достойны Божественной Милости и Могущества.
3. Попросить простить все грехи, искренне раскаиваются.
4. Попросить Всепрощающего Бога и Владыку Миров проявить снисхождение и даровать Божественную мудрость, Силу и Величие Бога-Человека!
5. Заключительный этап — благодарность Богу за все, искренняя вера в то, что он простил грехи, что он будет вести ваш дух к идеальному прототипу человека.
Антон
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Транс — ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистски-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации (Википедия).
Узнать больше о состоянии транса вы сможете
² Медитация — род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия).
Если вы воспользуетесь поисковой строкой нашего сайта, то сможете ознакомиться с различными техниками для медитации, которые помогут вам улучшить многие аспекты вашей жизни.
³ Теургия — магическая практика, появившаяся в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, направленная на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ (Википедия).
Энергия: “ядерная физика” православного богословия
Вторая Неделя Великого Поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (Фессалоники) (1296 – 1359).
Знаменитый христианский мистик и богослов 14 века, Палама в споре со своими оппонентами выразил и философски обосновал самую суть практики исихазма, который является сердцевиной православного монашества и православной духовности. Центральным в его богословском и философском обосновании исихазма было понятие о нетварных Божественных энергиях.
Вообще в наше время слово «энергия» является одним из самых знаковых и популярных. Люди сегодня стремятся быть деятельными и энергичными. Обладать повышенной энергетикой – это престижно. Но, самое главное, энергия и обладание ею – необходимость в современном мире, поскольку она главный источник производства, а значит – и роста потребления. За источники энергии (нефть, газ) между странами ведется ожесточенное соперничество, которое, того и гляди, грозит вылиться в глобальные конфликты. Как сказал один политик в прошлом веке – скоро капля нефти будет стоить дороже, чем капля крови. Гонки за энергией, за нефтью и газом – это гонки за действительностью, за настоящим – как оно видится людям. Но мало кто из гонщиков за «реальными ценностями» подозревает, что их способ бытия и целеполагания был обозначен еще в древности, в античной философии.
Слову «энергия», его специальному, терминологическому употреблению мы обязаны древнегреческому философу Аристотелю (384 – 322 до Р.Х.). По-древнегречески ἡ ἐνέργεια (energeia) означает «действительность», «деятельность», «действие». Оно образовано от слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «действие», и приставки ἐν – «в». Тогда дословно энергия – это то, что находится в деле, в действии.
Это понятие Аристотель противопоставил понятию возможности. Энергия – это то, что реализовалось, а не осталось лишь только в замысле или потенции. Энергия – это цель возможности, ее действительность. При этом наивысшей энергией по Аристотелю непривычным для нас образом обладает Бог-Перводвигатель, цель всего существующего, который сам неподвижен. Для нас, привыкших к отождествлению энергии и движения, очень странно то, что самым энергичным, действительным и деятельным у Аристотеля является то, что в то же время неподвижно и является высшим покоем.
Палама был великолепным знатоком Аристотеля. Однажды, еще будучи семнадцатилетним юношей, Григорий даже прочел лекцию об Аристотеле во дворце перед императором. Он так всех поразил, что его учитель Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Так что строгое православное учение, каким был исихазм Григория Паламы, опиралось в том числе и на глубокое знание Аристотеля и других античных философов.
Палама настаивал на том, что, хотя Бог по своей сущности непознаваем и недоступен, человек имеет возможность приобщения к нетварным Божественным энергиям или Божественной благодати. Тогда человек получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. Поэтому самая высокая цель христианского, монашеского подвига – реальное обожение. При этом по Паламе сущность и энергии Божии существуют неслиянно и нераздельно. В этом сказался высокий антиномизм учения Паламы, не боявшегося диалектических противоречий и руководствовавшегося, прежде всего, обоснованием возможности спасения души.
Как сформулировал один современный греческий ученый, исследователь творчества Григория Паламы, «… непричаствуемой божественной сущности и причаствуемых энергий не отделяет нетварных энергий от божественной сущности, поскольку в каждой энергии является весь Бог, по причине неделимости божественной сущности».
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально, на деле приобщиться к Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати или Божией энергии, то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
В первом варианте Бог становится познаваемым и доступным, и тогда человек низводит Его до себя, сам по своей сущности становясь Богом. Во втором же случае отрицается возможность действительного (т.е. энергийного) общения с Богом, которое произошло в лице Богочеловека Иисуса Христа. Но Палама, используя аристотелевскую терминологию, выразил самую суть православной веры в то, что человек по благодати может вознестись туда, куда вознесся Христос после Своего Воскресения.
Так Православие понимает высшую ступень действительности или реальности, доступную для человека – его обожение, даваемое ему по благодати. И окончательно сформулировал это византийский богослов и исихаст Григорий Палама, память которого празднуется во вторую Неделю Великого поста.
Проявление нетварных энергий в тварном мире
«Так убо всяк от вас, иже не отречется
всякого своего имения, не может быти
мой ученик. Добро есть соль: аще же
соль обуяет, чим осолится? Ни в землю,
ни в гной потребна есть: вон изсыплют ю.
Имеяй ушы слышати, да слышит»
(Лк. 14, 33-35).
Пути приобретения научных знаний
В познании вещественного мира действует не наш ум, а действует сам мир непосредственно на органы восприятия. Общий закон в познании мира: непосредственное откровение. Можно сказать, что познание есть опыт, то есть, не рациональное умственное представление, а непосредственное ощущение бытия. В процессе эксперимента, опыта сам объект исследования открывается нам, то есть само бытие (краткий конспект ).
Опыт – единственный источник истины: только опыт может научить нас чему-либо новому, только он может вооружить нас достоверностью. «…Я позволю сравнить науку с библиотекой, которая должна непрерывно расширяться, но библиотекарь располагает для своих приобретений лишь ограниченными кредитами, он должен стараться не тратить их понапрасну… Такая обязанность делать приобретения лежит на экспериментальной физике, которая одна может обогащать библиотеку. Что касается математической физики, то её задача состоит в составлении каталога. Если каталог составлен хорошо, то библиотека не делается от этого богаче, но читателю облегчается пользование её сокровищами» . Великий французский математик и физик-теоретик Анри Пуанкаре продукту деятельности ума отводит вторую роль – роль составителя каталога (теории). Мы получаем знание через опыт, то есть через откровение исследуемого предмета, объекта, через откровения бытия тварного мира, естественного мира.
Пути приобретения знаний о Боге
Теперь перейдём к рассмотрению способа познания Бога, духовного мира. Эти вопросы детально исследованы митрополитом Вениамином (Федченковым) в замечательной книге «О вере, неверии и сомнении» И прежде всего, остановимся на вопросе: откуда и как мы узнаём что-нибудь о Боге, о духовном мире? На это в вере и богословии давно установился ответ: из Откровения. Что это значит? Это значит, прежде всего, что не сам человек измыслил предмет веры, а откровения даны ему извне, от сверхъестественного бытия. Это значит, что не своим умом человек знает и понимает этот «другой» мир, а воспринимает его тоже опытом, непосредственным «чувством», воспринимающим действие открывающегося ему «иного» бытия.
На это восприятие «иного» бытия способны лишь «посредники» между миром земным и миром горним – святые. Но нам важен способ познания. Каков же этот способ? Явился Бог Аврааму; показал Себя, хотя и прикровенно, Моисею; апостол Павел слышал неизреченные глаголы при восхищении на «третье небо». То есть не умом это получено, а только непосредственным опытом. Не сам человек проник в иной мир, а ему было дано откровение о нём. Сам Бог открывал Себя достойным того людям. Сам Христос открывает и Себя и знание Своё о том мире ученикам.
Когда ученики не понимали Писания, то Христос каким-то таинственным способом «отверз им ум к уразумению Писания» (Лк. 24, 45). Это не обычное видение глазами – это внутреннее озарение, внутренне и воспринимающееся. Итак, и сверхъестественный мир так же непосредственно открывается людям, как и этот мир. Путь познания – через опыт .
С гносеологической точки зрения способы познания обоих миров тождественны. Разные лишь сами миры по своему содержанию, но путь познания один – откровение. Если уж естественный мир познаётся опытом или открывается, то тем более должно признать, что и сверхъестественный мир может познаваться не умом, а только открываться непосредственно.
Между научным и духовным опытом имеются различия. Естественные опыты могут повторить многие, а про сверхъестественный мир этого нельзя сказать: не всякий может получить непосредственное откровение. Но здесь определяющую роль имеет достоверность опыта. В науке также не все могут выполнить опыт и также доверяют учёным. В вере же достоверность засвидетельствована святыми, их святостью и мученичеством, и нет сомнений их достоверности. Посмотрите православный календарь и увидите, что каждый день поминают около десяти святителей, мучеников и страстотерпцев, засвидетельствовавших истины веры всей своей жизнью, «даже до смерти от богоборцев».
Познание человеком сверхъестественного мира осложнено невозможностью человеческого разума воспринимать всю сложность духовного мира. Это порождает наличие тайны. Поэтому откровения духовного мира имеют антиномичный характер. Антиномия – это когда в двух откровениях имеются противоположные смыслы. Сами же эти откровения человеку известны из его опыта. При осознании человеком смысла этих откровений тайна должна сохраняться. Познавая откровения духовного мира, при сохранении тайны, мы остаёмся в пределах благочестия.
Ниже покажем, как разрешилась антиномия о реальном соединении человека с Богом, о сопричастности Божественному естеству, которое совершенно недоступно, непознаваемо.
Об учении о реальном различении Божественной сущности и Божественных нетварных энергий
Священное Писание и Святоотеческие предания говорят только об одном свойстве Бога – его непознаваемой сущности. Бог по Своей сущности, по Своей природе остаётся нам недоступным. В то же время апостол Пётр говорит определённо, что люди – «причастники Божеского естества». И опытно установлено, что святые – сопричастники Божественному естеству. «Таким образом, реальное соединение с Богом и вообще мистический опыт ставит христианское богословие перед вопросом антиномичным, вопросом доступности недоступной природы».
Этот вопрос решался Православной Церковью в течение 13,5 веков. «Разбирая смысл слов апостола Петра «причастники Божеского естества», святой Григорий Палама (в диалоге «Феофан») утверждает, что это выражение характерно антиномичное, что и роднит его с Троичным догматом: как Бог одновременно – Один и Три, так и о Божественной природе следует говорить как об одновременно несообщаемой и в известном смысле сообщаемой; мы приходим к сопричастности Божественному естеству, и, однако, оно остаётся для нас совершенно недоступным. Мы должны утверждать эти положения и сохранять их антиномичность как критерий благочестия. …Антиномично всякое высказывание в учении о Боге: оно не исключает различие, но не допускает в Божественном существе ни отлучения, ни дробления» .
Необходимость догматически обосновать возможность соединения с Богом заставила сформулировать учение о реальном различии Божественной сущности и Божественных нетварных энергий, Божественных действий. «Божественные нетварные энергии не сотворены, не созданы из «ничего», но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Нетварные энергии, в которых Бог себя проявляет вовне, это Сам Бог, но не в своей сущности. Они преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше сущности. Нетварные энергии раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне её непреступной сущности» .
Нужно различать в Боге единую Природу, три Ипостаси и нетварную энергию, которая из природы исходит, но в своём проявляющемся излиянии от неё неотделима. Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в Своих энергиях. Бог в Своих энергиях не умаляется. Он всецело присутствует в каждом «луче» Своего Божества. Воля–хотение Пресвятой Троицы сотворила нетварными энергиями всё для того, чтобы всё тварное могло вступить в соединение с Богом через эти же энергии.
По учению Дионисия Ареопагита, энергии раскрывают бесчисленные имена Божии: Премудрость, Жизнь, Сила, Правосудие, Любовь, Бытие, Бог – и бесконечное количество других имён, которые остаются нам неизвестными, ибо мир не может вместить всей полноты Божественного проявления, раскрывающегося в энергиях. Божественные имена, как и энергии — бесчисленные, но природа, которую они раскрывают, пребывает неименуемой, непознаваемой: мрак сокрытый преизобилием света .
Нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, являются причиной его существования. Но нетварные энергии не обусловлены существованием тварного мира, хотя Бог творит и действует через свои энергии и пронизывает всё существующее. Тварного могло и не быть, Бог тем не менее проявлял бы себя вне Своей сущности, т.е. нетварными энергиями. Тварный мир, сотворённый совечными Богу Божественными энергиями, не становится бесконечным. Нетварные энергии не предполагают необходимости сотворения. Сотворение тварного мира является свободным актом, выполненным Божественной энергией, по предопределению общей воли Лиц Пресвятой Троицы. Что касается самого проявления Божественных энергий, то оно вечно — это слава Божия.
Различие между сущностями и энергиями – основа православного учения о благодати – позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра: «причастники Божественного естества». Это соединение с Богом в его энергиях, или соединения по благодати, «причащающей» нас Божественному естеству, но наше естество не становится от этого Божественным. В состоянии обόжения мы по благодати, то есть посредством нетварных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой (конспект ).
Проявление нетварных энергий в тварном мире
Мир тварный после Голгофы носит в себе новое тело, обладающее нетварной, неограниченной полнотой, которую мир не может вместить. Это тело есть Церковь. Она содержит преизобилие Божественных нетварных энергий, которыми и ради которых был создан мир.
«Только в Церкви, в едином Теле Христовом они сообщаются, подаются людям Духом Святым; именно в Церкви энергии – это благодать, в которой тварные существа призваны соединиться с Богом. Вся вселенная призвана войти в Церковь, стать Церковью Христовой, чтобы по совершению веков, преобразиться в вечное Царство Божие» .
Из-за невозможности человеческого разума воспринять всю сложность сотворения Пресвятой Троицей Божественными нетварными энергиями тварного мира возникает тайна и тварного мира. Следовательно, познание тварного мира также имеет ограничение. Подтверждением этого является тайна сущности тварных энергий, созданных нетварными энергиями. Человечеству неизвестны сущности магнитной, электрической, гравитационной, тепловой энергий. Мы можем только количественно оценить их по проявлениям воздействий их на вещественный мир, но природа, сущность их остаётся неизвестной, тайной. Эта тайна имеет охранительный характер. Знание сущности тварных энергий повлечёт за собой самоуничтожение человечества. Например, при знании сущности гравитационной энергии, двигатели внутреннего сгорания и т.п. будут заменены. Для хозяйственных нужд будет использоваться гравитационная сила. Из-за неравномерного, неуправляемого пользования человеком гравитационной силой в своей жизнедеятельности по всей поверхности Земли возникнет неустойчивость гравитационного поля Земли, изменится положение центра симметрии гравитационного поля Земли, и Земля изменит свою орбиту вращения вокруг Солнца. Это повлечёт за собой изменение климата и гибель человечества.
Человечество может получать о тварном мире только такие фундаментальные знания, которые имеют охранительный характер, которые благословлены Пресвятой Троицей. «Вне Церкви нетварные энергии действуют как внешние определяющие причины, как Божественные произволения, созидающие и охраняющие тварное бытие» .
Бог создал всё своими энергиями. Нетварные энергии пронизывают тварный мир, являются причиной его существования, вступают в отношение с тем, что не есть Бог, которое по воле Божией и приводят к бытию. По воле-хотению Пресвятой Троицы нетварными энергиями тварный мир поддерживается в его существовании в рамках закономерностей этого мира, контролируется, можно сказать, ремонтируется, фиксируется в Божественной памяти о всех процессах его существования, во всех его масштабах проявления. Каждый человек абсолютно известен в своём строении, «записан» в Божественной памяти. Человек в своём телесном виде по воле-хотению Пресвятой Троицы будет воскрешён нетварными энергиями. Живущим в святости людям (святым) Богом даётся доступ к информации, то есть знание о прошедшей жизни людей, их судеб, помыслов. Это – достоверный факт, многократно подтверждённый жизненным опытом святых.
Тварное всегда изменчиво во времени – это свойство тварного мира. О постоянстве тварного мира можно говорить в рамках постоянства закономерностей его существования. Постоянство тварного мира возможно при его непрерывной коррекции нетварными энергиями. Тварный мир – не самодостаточен.
В процессе осознания догмата о нетварных энергиях, Отцами Церкви было отмечено, что вещество тварного мира есть сумма, сорастворение, сочетание, синергия тварных энергий. Экспериментальные данные вещественного мира соответствуют этому выводу: при радиоактивном распаде выделяется тепловая энергия и испускаются α, β, γ, β+ излучения; при синтезе ядер высвобождается ещё большее количество энергии, например, при образовании 1 г. гелия высвобождается энергия порядка 200 МВт∙× ч. Космическое межзвёздное и межпланетное пространство не просто заполнено разреженными элементами, элементарными частицами, и представляет собой не просто пространство электромагнитных излучений и гравитационного поля. Нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, пронизывают космос. Будучи бесконечным источником тварных энергий, Божественные нетварные энергии недоступны человеку.
Выше было сказано о причинах возникновения тайны, и тайной является сотворение Пресвятой Троицей Божественными нетварными энергиями тварного мира. Но тайной являются и сущности тварных энергий, сотворённых нетварными энергиями. Обнаружить сущность первопричины возникновения материи опытом, в котором основные «инструменты» – тварные энергии (магнитная, электрическая, гравитационная, тепловая), не известные по своей сущности – невозможно. Цель же этих опытов – доказать самодостаточность вещественного мира, отсутствие Творца-Бога.
«Бог есть дух» (Ин 4, 24) – сказал Господь жене самарянке у колодца Иакова. Каждое откровение Господа имеет жизненное и нравственное приложение. Догмат о Божественных нетварных энергиях указывает, что Бог присутствует в Своих энергиях и всецело открывает Себя в них. Божественные нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, и нас, православных. Это означает, что Богу известны все наши дела, мысли, слова за всё Время нашей жизни. Бог всегда с нами, в нас. Потому и Святитель Филарет митрополит Московский в своей молитве просит: «… научи меня молиться, Сам во мне молись». Нам, православным, нужно всегда помнить об этом и всегда жить во Страхе Божием.
Тварный мир и вопрос о собственности
И вот такой тварный мир дарован в пользование человеку. По Воле Божией человек живёт в обществе, и тварный, вещественный мирдарованы Богом человеческому сообществу. Так же Богом человеку дарована свобода воли в выборе способа использования человеческим обществом тварного мира. Исторический опыт выработал, в основном, две формы использования тварного мира: в форме общественной, государственной собственности и в форме частной собственности.
Общественная собственность – это часть тварного, вещественного мира, присвоенная сообществом людей, государством в общее пользование. Как выше сказано, тварный, вещественный мир дарован Богом человеческому сообществу.
Частная собственность – это присвоенная отдельным человеком часть вещественного мира, сотворенная нетварными Божественными энергиями, ими поддерживаемого в его существовании, дарованного всем людям. Как было сказано выше нетварные энергии исходят из природы Бога, но в своем проявляющемся излиянии от неё неотделимы, они пронизывают всё существующее. Можно сказать, что частными лицами присваиваются и нетварные Божественные энергии вместе с частью тварного мира. Святитель Лука (Войно–Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский указывал: «Безмерно велико совершенное революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального». Таким образом, частная собственность есть экономическая основа зла общественного и зла индивидуального.
Сын Божий Иисус Христос указывает, какая форма собственности Богоугодна: «Так всякий из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её? Ни в землю ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 14, 34, 35). Если человек откажется от своего богатства, то ему будет прощен грех сребролюбия, стяжательства. Ученик Иисуса Христа – это тот, кто отрёкся от стяжания богатства, тот, кто за общественную собственность. Стяжатель и сребролюбец, утративший дух Божий («соль потеряет силу») будет изгнан вон из Стада Христова («вон выбрасывают её»). У святителя Иоанна Златоуста можно найти следующее высказывание относительно общественной формы собственности: «Поэтому если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем» (Собр. соч., т. XI, стр. 704, второй полутом). Опираясь на слова Евангелия и святителя Иоанна Златоуста, можно заключить, что общественная форма собственности угодна Богу.
В зависимости от того, какую форму собственности примет общество (общественную или частную), будет соответствующее форме собственности социальное устройство. Эта зависимость подтверждается историей смен форм собственности в России . Если в основу социального устройства человеческого общества положена общественная, государственная собственность на орудия и средства производства, на землю и недра, в этом случае будет государство социальной справедливости, социального благополучия, основа которого – Православный социализм. Социалистическое общество – высоконравственное общество, которое развивает в согражданах самые высокие нравственные качества и свойства человека. Духовно–нравственной основой такого общества для России является православное вероисповедание. Православную Церковь государство будет оберегать от всякого рода масонских и троцкистских влияний, ибо устойчивость государства, основанного на общественной собственности, зависит от нравственности народа.
Опыт социалистического государства СССР показал: даже при партийной власти, исповедующей материалистический атеизм, духовно-экологически опасное для человечества мировоззрение, нравственность народа была высокой и основывалась по своей сути на заповедях Божиих. Искоренялась только заповедь о любви к Богу: требовалось любить партию и её вождей. Нравственно разложившаяся партийная верхушка, пожелавшая иметь и власть, и собственность, предала народ. Это было преступлением перед народами СССР и перед всем человечеством.
Если сообщество людей примет частную форму собственности, то социальное и государственное устройство, обслуживающие частную собственность, будет направлено на служение мамоне, врагу рода человеческого и Бога, использующее самые низкие нравственные наклонности человека – таков капитализм. Капитализм не просто использует самые низкие свойства человека, но и активно внедряет их в общество и отдельного человека. Эгоистические наклонности возводятся в разряд нормальных и полезных для человека и общества. Личность разрушается. Частная собственность в своём проявлении в жизнедеятельности общества, основанного на ней, является объектом, который окормляет лукавый, порождая через частную собственность зло общественное и зло индивидуальное. По сути, капитализм уничтожил христианство в Европе. Фактически, капитализм внедрён врагами Бога с целью самоуничтожения человечества.
Опыт хозяйственной деятельности в России при различных формах собственности в условиях отсутствия колонизаторского грабежа и валютно-финансовых агрессий на зарубежных рынках показал, что безнравственный деградирующий капитализм абсолютно неконкурентоспособен с высоконравственным созидательным социализмом .
Таким образом, в основу социального устройства человеческого общества и государства, стремящегося к служению Богу, должны быть положены общественная, государственная собственность на орудия и средства производства, на землю и её недра и православное самосознание русского народа, т.е. нужен Православный социализм.
Литература
1) Анри Пуанкаре. О науке. Москва, Наука, 1990, 735 с.
3) Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие, Москва, Центр СЭИ, 1991, 288 с.
Тип публикации: Статьи