Содержание
Педагогика
Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей (свт. Василий Великий, 6, 146). Источник.
* * *
…Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми (свт. Василий Великий, 8, 300). Источник.
…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).
…Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен (прп. Ефрем Сирин, 30, 146). Источник.
…Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 82). Источник.
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83). Источник.
не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).
…Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы… что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87–88). Источник.
Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 88).
будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет (свт. Иоанн Златоуст, 44, 111).
не тогда внушать молодым людям страх , когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 117).
Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них (свт. Иоанн Златоуст, 44, 118).
Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.
…Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.
Это и расстраивает всю вселенную, – то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело (свт. Иоанн Златоуст, 46, 336).
Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом , чтобы пресечь легкомыслие юности (свт. Иоанн Златоуст, 4 338).
…При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
…Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст, 46, 340).
…Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 712–713). Источник.
Будем… так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст, 47, 713).
Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781). Источник.
…Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 783). Источник.
Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 788). Источник.
возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст, 51, 22).
… не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471).
С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест (свт. Иоанн Златоуст, 53, 182). Источник.
Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 253). Источник.
…Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный (свт. Иоанн Златоуст, 53, 807).
Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов(свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).
Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду… но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь , то все будут хвалить тебя и никто не осудит (свт. Иоанн Златоуст, 54, 133).
Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним (свт. Иоанн Златоуст, 54, 185).
Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186). Источник.
Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 798). Источник.
…Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719). Источник.
Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).
Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители – в грехах детей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.
Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.
…Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это – мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника… чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.
…Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.
…Неслучайное приобретение – дети, за спасение их мы отвечаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1112). Источник.
Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (прп. Исидор Пелусиот, 62, 148).
Молодых людей… надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот, 62, 323).
Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие – к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других – гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие – спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие – понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 329).
Приходящим к тебе детям… часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез виг приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 341).
…Кто хочет решительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих (прп. Нил Синайский, 73, 139).
Сказания же о праведных так же вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению (прп. Исаак Сирин, 58, 39–40). Источник.
…Если дети по дерзости и бесчинству будут презирать родителей своих, не станут слушать наставления и исполнять повеления их, то хоть и не будут они преданы за то на временную смерть, как определяет Ветхий Закон, но несомненно преданы будут огню вечному и тьме кромешной (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 93).
Ответ автору темы | Ольга Черепанова агностик | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Дорогая Ольга!
В ответ на Ваши вопросы, мне захотелось привести мысль о. Андрея Кураева из книги «Христианство на пределе истории», которая (мысль), как мне кажется, может быть универсальным ответом на вопросы о вере и Боге.
Она мне очень понравилась. Надеюсь, позволит немножко развеять и Ваши сомнения.
К сожалению не нашел в сети (даже на сайте о. Андрея) полного текста этого отрывка, но вот слова, которые хочу процитировать:
«Истинный ответ дается СЕРДЦУ (выделено мной) Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя … Я вижу Тебя и умлокаю» (Иов 42,5) … Отголосок мудрости Иова слышится и у К.С.Льюиса, одна из героинь которого говорит :»Теперь я знаю, Господи, почему Ты не отвечаешь. Потому что Ты Сам — ответ. Перед лицом Твоим умирают вопросы». («Христианство на пределе истории», М.:»Паломник», 2003, стр. 314-315).
Иногда мы пытаемся докопаться до каждого атома, до мельчайшей частицы Божьего замысла. Начинаем путаться в собственных сомнениях, «мудрствуем лукаво». Но ведь Бога узрят чистые сердцем, а не величайшие умы мира, не те, кто докопался до последней гайки какого-то из творений Божиих, полагая подчас, что нашел истину. Опыт церкви показывает, что Бог познается вовсе не разумом. Бог открывается и ученым, и простым необразованным людям. Гениальнейшие люди обретали Господа, равно как и «неотесанные» мужики. Мудрость человеческая — ничто перед Богом.
Преподобный Амвросий Оптинский, а за ним старец Николай Гурьянов говорили: «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного».
Мне кажется, в любой ситуации, когда назревает вопрос, нужно спросить себя, а действительно ли так необходим ответ на него? Может быть, если мы будем прислушиваться при этом к тому, что подсказывает сердце, мы научимся слышать слово Божие, которое тихо отзывается на каждый наш вопль? Просто мы в суете не всегда можем Его услышать. И, как пишет о. Андрей, не лучше ли спросить о чем-то самого Бога? Думается, нет человека, который после искреннего чистосердечного обращения к Богу не получил бы ответа на свои недоумения. Если мы, будучи злы, умеем даяния благие давать детям нашим, тем более Отец наш Небесный даст блага просящим у Него.
Относительно же Ваших вопросов, во-превых, мне показалось, Вы не делаете различий между Законом Божиим и закона греха:
>И наконец,
>»Закон Моисеем (дан) был, благодать же и истина Иисусом Христом» (Ин. 1:17)
>Проскомидия (приготовление хлеба и вина) начинается со словами — «Искупил ны еси от клятвы >законныя честною Твоею кровию (Искупил (ты нас) от клятвы (проклятия) Закона)».
>Как можно применять критерии чистоты Ветхого Завета в Церкви Благодати и Истины?…(это >скопировано изсм. )
>В самом деле, непонятно — применяются ветхозаветные критерии, а почему?
В чем весь закон и пророки? В любви! (Возлюби Господа Бога твоего…, Возлюби ближнего своего). Вот в чем закон Божий. Разве противоречит рождение новой жизни любви? По-моему, нет. Человек соучаствует в тайне любви Божией. Рождение ребенка — это радость, которая является следствием любви! (Испытано. Сам знаю :))
В чем закон греха? В отпадении человека от Бога, вне которого — смерть, в облечении человека, в результате этого отпадения, в греховную плоть. «Клятва законная» — это действительно законное (справедливое) проклятие, которое навлек на себя человек (сам, своей волей). Подробнее об этом — у святых отцов. Вот от какой клятвы освободил нас Христос, а не от Закона любви, данного через Моисея.
Наверное, излишним будет говорить о разном подходе к чадородию у разных людей. У кого-то это плод любви, у кого-то, к сожалению, неприятная случайность. Вот здесь я вижу также проявления, в первом случае — закона Божия, во втором — греха.
Олга, Вы хорошо знаете богослужебный текст и Писание (признаться, я плохо знаю и то, и другое), но, как мне показалось, это не позволяет увидеть Вам в проскомидии не «приготовление хлеба и вина», а нечто большее — часть великого Таинства Евхаристии, в котором верующие соединяются с Господом. Из того же Писания Вам должны быть известны слова Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (От Иоанна Гл 6, стихи 47-58)
Не звучат ли для Вас эти слова призывом к воцерковлению?
И второе, что я увидел в Ваших вопросах — «половое разделение» с точки зрения Церкви. Соглашусь с братьями и сестрами уже высказавшимися по этому поводу о том, что Церковь не превозносит мужчину и не ущемляет в чем-либо женщину. Скверна греховная касается в одинаковой степени и тех, и других. Например осквернение мужчины во сне, попросту поллюция (т.е. даже неосознанное действие) также требует покаяния (очищения), как женская нечистота — воздержания от общения со святыней, т.е. также очищения.
Здесь, я думаю, все гораздо проще. Вопрос женской нечистоты лежит в физиологической плоскости (т.е. опять же связан с греховностью плоти). Могли бы Вы, простите, выйдя из туалета, возносить молитвы или обращаться к святыне? А что касается крови (женская нечистота связана с выделением крови) — это вообще тяжелый случай. Кровь несет в себе жизнь, данную Богом(касается любой твари). Кровь запрещена к употреблению в пищу и Ветхим, и Новым законом. Если кровь проливается в алтаре — требуется заново освящать его и т.д.
Надуманное «разделение» между мужчиной и женщиной в рамках Церкви для меня и моей жены часто становится камнем преткновения. Почему женщина должна носить юбку и платок, а мужчина не должен? 🙂 Почему нельзя прикасаться к святыне во время критических дней? Почему сейчас в Церкви нет чина дьяконис, который был в раннем христианстве? И т.п.
Но, поверьте, это действительно надуманные проблемы. Что говорит Апостол и святые отцы? Церковь — Невеста Христова, ради которой, т.е. из любви к которой Он принес Себя в жертву. Отношения Христа и Церкви строятся на взаимной любви. Семья — малая церковь, в которой отношения между мужем и женой должны складываться подобно отношениям Христа и Невесты Его.
Вот и весь сыр бор.
Простите за вмешательство. Сам грешу вопросами и недоумениями, что, в т.ч. подтверждается эти моим сообщением и присутствием на форуме.
Мне хотелось Вам помочь.
С уважением,
Юрий
Я замечала за своим пятилетним племянником, когда он приезжал в гости, что он проявляет повышенный интерес к интимным частям тела. Сестра считает, что это всего-навсего «изучение себя», а мне кажется, что это начало греха, с которым нужно бороться. Но как реагировать правильно? Алла
Екатерина БУРМИСТРОВА, психолог, мама девятерых детей:
— В поведении детей психологи выделяют так называемые невротические знаки (непрофессионалы их называют вредными или навязчивыми привычками). Этих знаков множество. Как правило, чаще всего привлекают внимание и раздражают взрослых: сосание пальцев, ковыряние в носу, обкусывание ногтей, в этом ряду стоит и детский онанизм. Все невротические знаки объединяет одно: если с ними жестко, что называется «в лоб», воевать, они только усиливаются. Но бороться с этими явлениями все-таки нужно. Невротический знак сигнализирует о неком повышенном возбуждении в нервной системе.
Причиной этого может стать любой серьезный стресс: например, ребенок пошел в садик, у него появились младшие братик или сестренка, мама вышла на работу, конфликт в семье, что-то увиденное, вызвавшее страх. И ребенок начинает снимать напряжение с помощью одной или нескольких тех самых «привычек».
В последние 20 лет, когда западная культура получила широкий доступ на российские просторы, изменилось отношение к детскому онанизму. Стоит заметить: если маленький ребенок, изучая свое тело, трогает себя за различные его части — это не относится к навязчивой привычке. Нужно просто отвлекать его, не акцентировать внимание. Но если ребенок сначала неосознанно, вновь и вновь пытается получить определенные эмоции при касании интимных мест — речь идет как раз об одном из невротических знаков.
И если раньше взрослыми жестко карались его проявления, теперь оно стало восприниматься как нечто абсолютно нормальное. Обе тактики поведения не верны. Если за проявления онанизма ребенка наказывать, ругать, они могут только усугубиться. Если говорить, что это нормально (и тем самым как бы поощрять), ребенок станет еще более невротичным.
Что же делать? В православной культуре, которая весьма целомудренна, всегда было принято выставлять жесткие границы дозволенного. И эти границы обязательно должны быть выставлены и для ребенка, только крайне грамотно, чтобы привычка не усугубилась и отношения между взрослым и ребенком не разрушились. Если родители заметили, что у ребенка существует подобная привычка, значит, ему нужно помочь от нее отойти. Нужно прежде всего понять и постараться убрать причину, стресс, ее вызвавший. Иначе борьба будет не очень эффективной. Если стресс остается, нервное напряжение будет искать выход различными способами.
Важно помнить, что разговаривать в тот момент, когда вы застанете ребенка за этим занятием, бесполезно. А вот в нейтральное время, когда и ребенок, и мама спокойны, нужно объяснить ребенку, почему это нехорошо. Если перед нами дошкольник, который еще не совсем понимает что такое хорошо и что такое плохо, стоит сказать: «Ты же знаешь, что у нас так не делает никто из членов семьи. И вообще, так не делают приличные люди. Но многим маленьким детям иногда эти части тела могут доставляют большое беспокойство: например, если ты не очень хорошо вымылся или купался на песчаном пляже. И если тебя хоть немного беспокоят эти части тела, нужно подойти и на ушко сказать кому-нибудь из родителей». То есть нужно договариваться, устанавливать сотрудничество.
Можно договориться, как поступать в дальнейшем маме и ребенку. Имеет смысл совместно выбрать какой-то жест — знак, который будет подаваться ребенку, чтобы он мог перестать без словесного одергивания.
Важно понять, в какой момент ребенок склонен это делать, для того, чтобы не оставлять его в эти моменты одного, если нужно — отвлекать чем-нибудь.
Если привычка укрепилась в сознательное поведение, значит, она уже долго практиковалась и много чего сделано неправильного со стороны взрослых в данной ситуации. Но ее все-таки можно исправить, только потребуется больше времени. Если раньше родители руганью и запретами пытались сделать так, чтобы ребенок забыл об онанизме, им нужно срочно менять поведение. Как я уже говорила — не ругать, но и не разрешать. На помощь может прийти система поощрения за каждый день без подобных занятий: например, можно давать ребенку специальный жетон или вести дневник наблюдений (он может быть тайный, поскольку привычка довольно стыдная), где будут отмечаться дни, когда ребенку удавалось удержаться. Ребенку важно чувствовать, что его любят, что у него есть надежная поддержка в лице родителей, и тогда он с их помощью сможет справиться.
Протоиерей Георгий БОЛГАРСКИЙ, настоятель Никольской церкви поселка Дружба города Мытищи, отец пятерых детей:
— К сожалению, сегодня в обществе происходят попытки подменить понятия и черное назвать если не белым, то по крайней мере серым. Результаты этих подмен не замедляют проявляться, и особенно в духовной области. Не нужно подменять названия и в данном вопросе и придумывать какие-то термины: речь идет именно о греховном проявлении, пусть даже у маленьких детей. Не случайно дети, предающиеся ему, даже маленькие, испытывают в итоге чувство стыда, опустошения. Душа маленького человека чувствует грех, а потому ей нужно помочь в борьбе с ним. Если родители заметили у ребенка проявления онанизма, значит, им следует самим себе поставить неудовлетворительную оценку за воспитание и попытаться срочно менять ситуацию, пока грех не привился, не вошел прочно в сознание маленького человечка. Родителям важно понять, где в воспитании они допустили ошибки. Возможно, мама и папа, поглощенные собственными проблемами, не уделяют ребенку должного внимания, и получается, что ребенок воспитывается лишь в детском саду. Не способствуют благополучному развитию малыша конфликты в семье, бесконтрольный доступ к средствам массовой информации.
Человек сочетает в себе духовное и телесное начало. И телесное требует такого же уважительного отношения, как и духовное. А сейчас, когда есть тенденция называть грех «естественным этапом в развитии ребенка», велик шанс превратить человека в животное, которое поедает себе подобных, руководствуется только своими желаниями, своим собственным хотением. Когда духовное не успевает за телесным — это крайне опасно: человек наносит вред своей душе, чувствует опустошение и безрадостность. У человека свободная воля, и он должен научиться правильно распоряжаться ей с самого детства.
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец двенадцати детей:
— Если вы заметили, что ребенок занимается этим, не надо ужасаться, возмущаться, и тем более не следует наказывать его, поскольку самому ему с проблемой не справиться. Не стоит впадать в крайности. Да, ничего хорошего в сложившейся ситуации нет. И ребенок должен понимать: то, что он делает — нехорошо, недопустимо. Но если этой вредной привычке придавать излишнее значение и слишком много о ней говорить, то у ребенка возникнет нездоровый интерес или комплекс неполноценности. Нужно просто постараться вместе с ним пройти трудный путь исправления. И вовремя принятые здравые спокойные воспитательные меры обязательно приведут к хорошему результату. К тому же ребенок многое понимает интуитивно, из интонации, из мимики, а не из рациональных слов, которые, как правило, наводят только скуку и достигают противоположного результата.
Если ребенок дошкольник, то причина не в его грехе, а в каком-то стечении обстоятельств. Родителям просто нужно разобраться, что провоцирует ребенка на подобное, и попытаться устранить провоцирующий фактор. Например, не оставлять его одного, когда он засыпает.
Причины ситуации, о которой идет речь, могут быть физиологические, психологические и духовные. К физиологическим относится элементарный недостаток гигиены. Возможно, у ребенка тесная одежда, опрелости, какие-то раздражения на коже, и он начинает неосознанно пытаться снять дискомфорт — и в итоге, опять же неосознанно, выходит на соответствующие ощущения. Значит, нужно тщательнее следить за одеждой ребенка, почаще переодевать, лучше мыть его, вовремя приучать к горшку, чтобы малыш не ходил в этих ужасных памперсах.
К психологическим причинам можно отнести, например, влияние того, что ребенок может увидеть в каком-нибудь в фильме, телепередаче. Взрослые могут не придать увиденному никакого значения, а у ребенка, особенно психологически возбудимого, впечатлительного, может произойти какой-то сдвиг, и он, опять же непроизвольно, начнет этим заниматься.
Ну а духовные причины — это недостаток или отсутствие церковной жизни родителей. Ведь, как правило, дети страдают за грехи родителей. Так что если у ребенка возникли проявления этой навязчивой привычки, возможно, что родители в чем-то погрешили против целомудрия, может быть и неосознанно. Так что маме и папе следует не откладывая пойти в храм на исповедь и покаяться, может быть, там и обнаружатся какие-то старые грехи, которые грехами не считали и ни разу не исповедовались в них. Если ребенку уже больше семи-восьми лет и он способен контролировать себя, осознавать свой поступок как греховный, он тоже может подойти на исповедь и чистосердечно покаяться в своем грехе. Объяснять ребенку подробно, почему это грех, не стоит. Можно просто сказать: «Ты же сам чувствуешь, что это нечто постыдное, то, что нельзя делать при всех, и это неприятно ни тебе, ни нам, ни Господу». На самом деле ребенок все это осознает и сам. Молитвой, общим духовным деланием родителей и ребенка, с упованием на милость Божию можно ребенка исцелить от этой греховной привычки.
Родителям нужно понять и передать это понимание ребенку: да, имеется недостаток, но его можно преодолеть в рабочем порядке. Они могут сказать примерно следующие: «Ты — хороший, а вот эта привычка права на жизнь не имеет, поэтому мы будем с тобой вместе работать, пока она не исчезнет».
В принципе, так дело обстоит с любым грехом. Все мы грешные, но Господь все терпит, и солнышко на нас светит, и дождик на нас капает, и ветерок прохладный на нас дует. И невзирая на наши взрослые, подчас очень тяжелые и совершенно недопустимые грехи, Господь каждому человеку желает спасения.
Подготовила Оксана ГОЛОВКО
Детский грех
Во время воспитательной беседы мама обратила мое внимание на то, что ни один неблаговидный поступок не остается без божьего внимания.
– Не фулигань, сынок, боженька все видит, — сказала она, указывая в угол на икону над столом.
Какие еще аргументы мама использовала, я теперь не помню. Только боязнь быть увиденным во время нарушения толкнула меня на детский грех. Во время очередной воспитательной беседы на доводы, «…что боженька все видит», я заметил в свою защиту, что теперь боженька ничего не видит, потому что я выколол ей глаза.
Не на шутку испугалась сама мать
-О, Боже, что же будет!- Воскликнула в ужасе она.
Под угрозой наказания, я поведал маме как, выбрав момент, когда в доме не было никого из взрослых, я взобрался на стол и ножницами выколол на иконе глаза.
Меня объявили в семье грешником, а Бабака, очень верующая соседка-родственница предрекала беду…
Как связать все последующие события я не знаю, только, став взрослым, я сильно переживал за свой детский грех и однажды, при случае, покаялся в нем настоятелю Трифоно-Печенгского монастыря. Греха он мне, однако, не отпустил. Так и живу с грехом в думах.
Существует ли родовое проклятие, родовой грех. Библейские свидетельства
Что такое проклятие?
Под Божьим проклятием подразумевается осуждение кого-либо или чего-либо Богом, обнаруживающее Его Справедливость, Праведный Суд.
Как по своему внутреннему содержанию и значению, так и по внешнему проявлению Божье проклятие можно рассматривать как действие, противоположное Божьему благословению.
Собственно, возможностью проклинать обладают и люди. Так, Ной произнёс проклятие в отношении своего внука — Ханаана (Быт.9:25), а иудеи-богоубийцы, обезумев от злобы, сами призвали ответственность за пролитую на Кресте Кровь Христову на себя и своих детей (Мф.27:25).
Божественное проклятие имеет принципиальные отличия от проклятий, инициируемых людьми.
Во-первых, разница состоит в том, что Божье проклятие никогда не наводится без особой причины; оно всегда справедливо, всегда направлено к благим целям и никогда — к злым; никогда не противоречит условиям общего и частного Промысла.
Во-вторых, Божественное проклятие всегда действенно, эффективно и результативно.
Совсем другое дело — проклятие человеческое. Человек — существо ограниченное по природе и индивидуальным особенностям. Кроме того, его ограничивают те или иные жизненные обстоятельства. Он в принципе не обладает настолько великим могуществом, чтобы инициируемое им проклятие приводило к «фатальным» изменениям в судьбе проклятого.
Для того, чтобы проклятие, произнесенное человеком, реализовалось, необходимо, чтобы оно сопровождалось действительно могущественной силой, гораздо более могущественной, чем сила человеческой мысли или произволения. Этой силой, в зависимости от ситуации, может выступать или Господь с Его святыми, или, напротив, тёмные падшие духи.
Стало быть, проклятие человеческое может быть действенным не само по себе (разве только речь идёт о серьезном испуге проклинаемого, связанном с внушением и самовнушением), а лишь при содействии сил Добра или зла.
Что касается Господа, он реализует произнесенное человеком проклятие только тогда, когда это проклятие соответствует Его замыслу о мире и конкретных людях. Если же проклятие противоречит Его святой, праведной воле, то оно, как минимум, не сбудется: «как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч.26:2). Но бывает, что проклятие не только не сбывается, а и обращается на голову самого автора проклятия (Быт.27:29).
В ряде случаев Бог допускает осуществиться проклятию, наводимому человеком при помощи колдовских чар, магических ритуалов, сатанинских обрядов или при непосредственном обращении проклинающего к злым духам. Во времена Ветхого Завета подобного рода проклятия (по крайней мере так считали многие знатные язычники) мог наводить волхв Валаам.
Таким образом, человеческое проклятие бывает трёх видов: иногда оно имеет форму пророчества о лишении проклинаемого Божьих благословений; иногда сводится к призванию на проклинаемого Божьих кар (Иер.11:20); а иногда — к призванию бедствий при помощи темных сил (Чис.22:6).
Что подразумевается под родовым проклятием?
Помимо случаев с проклятиями, ниспосылавшимися на отдельных людей, Священное Писание сообщает и о таких, которые предназначались целым семействам и даже целым родам.
Так, проклятие Ханаана выразилось в том, что связанные с ним бедственные последствия сказались и на его отдаленных потомках. Ной, наложив проклятие на внука, предупредил, что его отпрыски станут рабами симитов (Быт.9:25-27).Так и произошло.
Проклятие «гнева и ярости» двух сыновей патриарха Иакова — двух братьев, Симеона и Левия — обнаружилось в том, что их потомки были разделены и рассеяны между представителями прочих Израильских колен (Быт.49:5-7).
В Книге «Второзаконие» со всей определенностью свидетельствуется о переходе проклятия с проклятого на его потомство в случае отступления от условий Синайского Завета: «проклят будет плод чрева твоего» (Втор.28:18), «сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен» (Втор.28:21), «Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными» (Втор.28:59).
Особенно примечательно: псалмопевец дал указание, что грех Иуды отобразится не только на его детях, но и каким-то таинственным способом — на его предках: «да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится» (Пс.108:14). Он же дал вразумительное объяснение, почему должно произойти то, что произойдёт: потому что «возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него» (Пс.108:17).
Книга Премудрости Соломона, повествуя о проклятии нечестивцев, прямо говорит, что проклято само их семя (σπέρμα): «Ибо семя (σπέρμα) их было проклятое от начала» (Прем.12:11).
Своего рода проклятием можно считать и определение Божье, адресованное первосвященнику Илию. Это проклятие распространилось не только на виновника, но и на его дом: «Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем » (1Цар.2:31).
Наконец, о том, что последствия греховности отцов распространяются по родовой линии на детей, говорил и Христос: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё придет на род сей» (Мф.23:35-36).
Имеет ли родовое проклятие форму роковой, непреодолимой реальности?
Божье проклятие, обнаруживающееся на потомках проклятого грешника, нельзя осмысливать в значении юридически вменяемого наказания, непреодолимо сказывающегося на них вне зависимости от личной вины. Бог Праведен и Справедлив, кроме того — Милосерден. Разве Он может наказывать без вины?
Предостерегая своих соплеменников от ложного понимания смысла и значения Божьего наказания, от мысли о непременном распространении ответственности грешных отцов на детей, хорошо сказал вдохновленный Духом пророк: «зачем вы употребляете… пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? …душа согрешающая, та умрет… Если кто праведен.., он непременно будет жив» (Иез.18:2-9).
Что подразумевается под родовым грехом?
Способ передачи и распространения родового проклятия связан, помимо прочего, с передачей и распространением от предков к потомкам греховности в форме духовной наследственности, своего рода нравственной порчи. Эта наследственность передается человеку посредством зачатия в форме определенных греховных задатков.
Так, Писание, сообщая о происхождении Сифа, свидетельствует, что Адам родил его по своему образу и подобию (Быт.5:3). Исходя из того, что образ и подобие Божье в человеке в первую очередь относится не к телу, но к душе, понимаем, что образ и подобие родителей, отражаемые в детях, соотносятся не только с телом, но и с душой.
Стало быть, подобие ребенка матери и отцу обязательно проявляется в состоянии его души.
В этом смысле, рассуждая о способе происхождения человеческих душ, некоторые церковные писатели сопоставляли человека с пшеничным зерном: как посевное зерно, писали они, передает новому зерну набор качеств и свойств, так и родители передают своим чадам набор качеств и свойств, связанных как с телесным, так и с душевным началом.
Это значит, что между родителями и детьми существует не только физическая, но и духовная схожесть, что в детях отображаются как положительные, так и отрицательные черты родительских душ.
На наследственную преемственность нравственной нечистоты в виде греховных задатков указывает Книга Иова: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4).
В этом же тоне по сей день звучат слова царя и пророка Давида: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
Господь Иисус Христос обращал внимание учеников на то, что от дурного рождается дурной плод, как и от доброго — добрый, но не наоборот.
Вот Его слова: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:43-44).
Следует помнить! Сама по себе греховная наследственность не предполагает личной ответственности её обладателя перед Творцом. Другое дело, что она может влиять на склонность наследника ко греху, что в свою очередь может способствовать формированию в нём греховных навыков и привычек, греховных страстей и пороков, за которые ему придётся нести индивидуальную ответственность и соответствующее этой ответственности воздаяние.
В чем отличие родового греха от первородного?
— Первородный грех сказывается на порче человеческого естества (Рим.5:14), а родовой — на индивидуальных особенностях представителей рода.
— Первородный грех распространяется на все поколения, а наследственное проявление родового греха ослабляется от поколения к поколению. При этом представитель каждого последующего поколения влияет на генеалогическую цепочку по-своему, видоизменяя, ослабляя или усиливая наследственную нравственную порчу.
Исходя из библейского свидетельства о том, что наказание Божье за грехи отцов распространяется на детей и детей их детей до третьего и четвёртого рода (Исх.34:7), есть основания думать, что более или менее действенное проявление родового греха продолжается до третьего или четвертого поколения.
— В силу родового греха склонность ко злу, обусловленная первородным грехом, проявляется в каждом человеке особо.