Содержание
9 шагов к тому, чтобы ненавидеть себя немного меньше
Я знаю что вы думаете. Вы видите заголовок и говорите себе: «Кем этот парень себя возомнил?» Ненавидеть себя? Знает ли он, как я хорош? Видел ли он мою новую офигенную причёску? Знает ли он, что однажды я готовился к полумарафону и даже пробежал его часть? Я абсолютно полностью люблю себя. Что вообще он знает обо мне?
Марк Мэнсон
Послушайте, я согласен, что ваши волосы восхитительны. Но давайте поговорим начистоту. Если мы будем по-настоящему честны с самими собой, мы признаем, что время от времени мы все испытываем некоторую ненависть к самому себе. Окей, возможно привычка ненавидеть себя зависит от глубины той травмы, которую вы получили, смотря Телепузиков в детстве. Однако хорошая новость заключается в том, что ненависть к себе — часть человеческого состояния. Нет ничего неправильного в том, что вам не нравится что-то в себе или же вы чего-то стыдитесь. Это происходит с каждым. И, конечно, я не исключение. В конце концов, я же пишу этот пост для своего веб-сайта – значит обязан ненавидеть что-то тёмное глубоко внутри себя.
У всех у нас есть мечты, которые мы не смогли исполнить, идеалы, которые мы предали, действия, которые мы сделали или не сделали, пути, по которым мы могли бы пойти, но не пошли. Это нормально. И всем нам приходится иметь дело с теми частями себя, которые нам не нравятся. Некоторые из нас стараются игнорировать эти проблемы – ступая вперёд с закрытыми глазами по дороге жизни, не принимая никаких серьёзных решений, следуя за другими, стараясь не сталкиваться со сложными ситуациями и проблемами. Кто-то старается заглушить их сексом, веществами, зависимостями, болезненными увлечениями. Иные же компенсировать попытками спасти мир, привести его к утопии, а быть может — начать новую мировую войну.
На самом деле наша цель — не уничтожить ненависть к самому себе, потому как единственный реальный способ сделать это — избавиться от совести и/или стать психопатами. Мы этого не хотим. Я также не рекомендую вам подавлять ненависть к себе, иначе вы рискуете закончить выстрелами в ночном клубе Орландо.
Нет, решение этой проблемы — свести нашу самоненависть до минимума, сначала осознав её, а затем научившись формировать, контролировать и управлять ей. Наша цель — научиться управлять разочарованиями насчёт себя, и, в конечном счёте — управлять собой.
Именно поэтому эта статья называется «Как ненавидеть себя меньше» а не «Как перестать ненавидеть себя навсегда на веки веков и быть совершенным как самая совершенная, мать её, снежинка». Нет никакой идеальной, мать её, снежинки. Я жил в Бостоне и видел множество снежинок. Ни одна из них не была идеальной. И даже если такая и существует, я уверен, что вы такой стать не сможете.
Итак, давайте покончим с этим. Перед вами девять шагов на пути к тому, чтобы ненавидеть себя меньше и научиться управлять ненавистью к самому себе так, чтобы не превратиться в маниакально-депрессивного, или, что ещё хуже религиозного психа, бегающего с плакатами «БОГ НЕНАВИДИТ ПИДОРОВ».
Шаг 1. Научись говорить «нет». Чем больше вы ненавидите себя, тем больше стараетесь угодить или произвести положительное впечатление на людей вокруг вас. В конце-концов, если вы втайне считаете себя гнилым куском дерьма, это приводит к переоцениванию важности того, что люди думают о вас, а вы подсознательно будете тратить значительные усилия, пытаясь убедить их, что вы не настолько плохой, каким вы втайне себя считаете.
Слово «да» приносит множество профитов в наши дни, но я хочу вернуть вам возможность сказать «нет».
Говорить «нет» — очень круто, когда вы знаете когда и как сделать это правильно. Вы говорите «нет» чтобы не делать кучу бессмысленного дерьма, которое вы на самом деле не считаете важным для своей жизни. Вы говорите «нет» людям, которые переступают черту и несправедливо требуют вашего времени и внимания. Вы говорите «нет», чтобы дать понять другим, где вы находитесь и что вы готовы позволить/не позволить в ваших с ними взаимоотношениях. «Нет» — потрясающее слово.
Говорить эти «нет», конечно, очень сложно. Потому что возможность сказать здоровое «нет» требует определённой степени самоуважения и заботы о себе. Но способность сказать «нет» людям и вещам, которые наносят вашей жизни больше вреда чем пользы — первый шаг к тому, чтобы научиться любви и заботе о себе.
И, конечно, вам надо учиться говорить «нет» и себе тоже, дисциплинируя себя, держа себя в тонусе, напоминая себе, что вы, фактически не знаете всего на свете или даже не знаете что вы говорите или делаете половину своего времени. Это настолько недооценённое умение, что кажется утерянным в эту эпоху «дайте мне всё».
И раз мы говорим «нет» себе…
Шаг 2. Прекратите дрочить всё время. Нет, я не говорю вам совсем прекратить играть со своими штуками. Хотя если вы занимаетесь этим 15 раз на дню, вам следует задуматься об ограничении и в этом вопросе тоже.
Под мастурбацией в переносном смысле я подразумеваю все эти ваши специфические привычки к самоудовлетворению, которыми вы занимаетесь на регулярной основе. Съедаете ли вы по одиннадцать десертов, или сидите до 4 утра, пытаясь поднять уровень в Лиге Легенд, или врёте друзьям что вы трахались с горячей блондинкой в прошлую субботу, хотя на самом деле так нажрались, что заснули, скрючившись на заднем сидении вашего авто. Это всё маленькие, незначительные привычки радовать себя. И да, отказаться от этого непросто. Дело не в вашем члене — сопротивляться этим привычкам очень сложно. Потому что они позволяют вам чувствовать себя очень хорошо. Некоторое время. Но их бессмысленность в конечном итоге поглотит вас.
Есть действительно странная глава в книге Наполеона Хилла «Думай и богатей», в которой он рассказывает, как Томас Эдисон отказался от секса и всего такого, и в результате пришёл к обладанию десятью тысячей патентов. Я не знаю, в этом мало смысла, но идея заключается в том, что на секс тратится энергия, которую можно было бы направить на достижение результата в более продуктивных и полезных начинаниях.
Я не захожу так далеко, так как и сам люблю полировать свою старую ручку, как и любой обычный парень. Но я думаю, что смысл здесь в том, чтобы научиться контролировать своё самоудовлетворение. Опять же, мы возвращаемся к познанию того, когда сказать «нет» самому себе. Сделайте эти удовольствия вишенкой на пирожном вашей жизни. Но не самим пирожным.
(И нет, вам необязательно есть пирожные)
Шаг 3. Вскройте свою ненависть. Как правило, вещи, которые вы более всего ненавидите в себе — это вещи, которые вы скрываете от остального мира. Это вещи, которые, как вы считаете, заставят людей отказаться от вас, сделать вам больно и выставить вас на посмещище. Но зачастую эти страхи безосновательны. Потому что часто то, что мы ненавидим в себе — те же самое, что ненавидят в себе и все остальные. Это похоже на игру в покер, когда все думают, что у них самая плохая комбинация карт и боятся играть, потому как убеждены в своём проигрыше, так что просто сидят и скрывают свои карты. Ирония же заключается в том, что, что любовь наиболее часто достигается, когда вы находите кого-то сексуального, кто обожает самые глубокие, тёмные аспекты вас, а вы в свою очередь обожаете самые глубокие, темные аспекты его. Что я хочу сказать, так это то, что надо поделиться своим дерьмом, чтобы перестать из-за него мучаться.
Открытие худших черт нас самих, признание и рассказ о них приводит к большему доверию и близости. При условии, конечно, что вы готовы и хотите прощать людей и/или себя.
Шаг 4. Прощайте людей, в том числе и себя. О прощении много говорят, но в культуре наказания, подобной той, что есть в США, не похоже, чтобы многие люди занимались этим.
Прощение означает признание в персоне чего-то плохого, но продолжение любви к ней несмотря на это. Как же добиться подобного? Признайте, что за большинством злых/плохих/нежелательных действий стоят добрые намерения или хотя бы невежество. К примеру, большинство людей совершают плохие поступки не потому что они злые, а потому, что они не знают метода решить ситуацию лучше или ошибочно считают себя правыми. Процесс прощения других часто помогает вспомнить свои собственные неудачи и невежество.
И почему разрешение проблемы с ненавистью к самому себе столь важно — чем меньше вы познаёте и признаёте части себя, которые вам не нравятся, тем меньше вы способны прощать и допускать недостатки других. И тем большим злым мудаком вы будете.
Шаг 5. Вздремните. Серьёзно, вы выглядите усталым.
Шаг 6. Позвольте себе облажаться. Ваша любовь к себе не пропорциональна тому, как вы чувствуете себя во время успехов, но она равна тому, как вы чувствуете себя во время неудач. Человек, который любит и заботится о себе, не имеет чересчур огромную потребность делать все совершенно и правильно с первого раза. Наоборот, он готов получить хреновый результат, потому что понимает, что именно из него растёт правда и прогресс в достижении целей.
Шаг 7. Поймите, что достижение ваших самых диких мечтаний — стать богатым, стать самым крутым спецом в вашей области, найти любовь всей жизни — не доставит вам того удовольствия, к которому вы стремитесь, достигните экзистенциального кризиса, и когда уже совсем впадёте в отчаяние в попытках понять в чём смысл вашей жизни — вновь посвятите себя простому служению другим и достижению простых удовольствий для себя.
Кроме слишком большого количества мастурбации, конечно.
Шаг 8. Ваше как позитивное, так и негативное представление о себе — фигня, так что прекратите зацикливаться на этом. Эта мысль сильно поменяла мою жизнь: понимание того, что все неприятные и ужасные вещи, что я думал о себе были неправдой, и все удивительные, офигенные вещи которые я думал о себе, вероятно, также являются ложью. Правда же в том, что вы не знаете в чём заключается правда о вас, или как вам соответствовать этому миру. Правда в том, что ваш мозг совершает ошибки, и ему нельзя доверять. Правда в том, что вы не являетесь особенным, и это, наверное, хорошо. Ощущение, что ты особенный ведёт к необоснованным ожиданиям, а необоснованные ожидания ведут к дополнительной ненависти к себе.
Шаг 9. Возьмите наиболее важную амбицию или неудачу в вашей жизни и спросите четырёхлетнего ребёнка о том, что он думает насчёт этого. Скорее всего он засмеётся и попросит вас претвориться деревом, а также предложит поиграть с вами в лошадок. И его реакция будет абсолютно правильной и уместной.
Потому что пытаетесь ли вы вылечить рак, обнаружить энергию холодного термоядерного синтеза, или же дождаться открытия бара, чтобы возобновить свой ежедневный запой — вы всё ещё человек, и у вас всё ещё есть возможность влиять, переживать и играть с жизнью, которая дана вам. Четырехлетние дети обладают удивительной способностью напоминать об этом.
Синди насрать на ваши жизненные планы
Со всеми этими шагами я клоню вас к выработке здоровой практики смирения. Да, смирения, как часто мы слышим это слово, небрежно брошенное в наши дни?
Потому что общим знаменателем ненависти к себе является чувство собственной важности — вы также думаете о своей жизни самое худшее, что может быть, а всё что вы делаете – пытаетесь сделать лучшим, дабы компенсировать это. И ничего из этого не является правдой. Синди, четырёхлетнее дитя, знает это. Вот почему она попросила меня побыть деревом. И вместо того, чтобы спрятать свою флягу и попытаться объяснить ей проблему глобального потепления на примере салфетки, лучше заткнитесь на минуту и побудьте деревом.
Оригинал: Mark Manson
честно, я даже не знаю с чего начать.
уже много лет моя самооценка находится на дне, и я понятия не имею, что с этим делать. я не помню, когда думала о себе в положительном ключе. я никогда не хвалю себя (а если и делаю что-то хорошо, то думаю, что могла лучше). постоянно сравниваю себя с другими (не в свою пользу). окружающие вон какие красивые, умные, интересные, удивительные. а я ничтожество.
я состою в отношениях с замечательным человеком (живем в разных городах, но видимся часто). из-за своей низкой самооценки постоянно чувствую ревность (потому его окружают просто восхитительные девушки, красивые, умные, увлеченные чем-то. а я… ну просто я), хотя сцен ни в коем случае не устраиваю, просто тихонечко горю изнутри.
это мешает мне жить. я не могу общаться с людьми, потому что всех боюсь, потому что я же такая глупая и неинтересная. я не могу радоваться отношениям, потому что постоянно думаю о том, что не заслуживаю этого всего.
у меня руки опускаются. из года в год эта проблема тянет меня на дно. психотерапевта позволить себе не могу. сама не справляюсь. даже слова поддержки от близких людей воспринимаю либо как жалость, либо как ложь.
в общем, не знаю, зачем я это все накатала, но очень хотелось поделиться хоть с кем-нибудь.
Когда ненависть полезна
Ханну Пёюхёнен, профессор богословия, который вместе с единомышленниками строит монастырь в городке Ламми в Южной Финляндии – самом густонаселенном регионе страны, размышляет над теми качествами, что необходимы людям, чтобы называться православными не номинально, а по праву. Такое право дает нам, убежден профессор, и… ненависть.
Ханну Пёюхёнен
Нужен не пластик – хлеб
– Странно соединять два этих понятия – христианство и ненависть…
– Старец Софроний говорил, что никто не сможет быть настоящим примером христианской жизни, не сможет вести ко Христу другого, если он не возненавидит самого себя.
– Что это значит?
– По моему мнению, мы должны возненавидеть в себе всё то, что мешает Богу работать над исправлением нашего сердца. Именно – возненавидеть. От всего сердца. И тут получается очередной христианский парадокс: такая ненависть к себе оборачивается подлинной любовью к Богу и ближнему, которая и делает нас достойными человеческого звания. При выполнении такого условия возможно настоящее братолюбие: если человек видит, чувствует нашу честную заботу о нем, знает, что он нам небезразличен, понимает, что мы от сердца молимся о нем, тогда он ответит – обязательно ответит – такими же чувствами и действиями. Без заботы о ближнем, без готовности послужить ему мы сколько угодно можем называть себя православными, но это будет, я бы сказал, какое-то номинальное, официальное христианство, ничего общего с Христом не имеющее.
– Но любовь к ближнему подразумевает и тяжелый труд. Иногда и строгость.
– Совершенно верно. Понимаете, если мы угодничаем, «гладим по головке» человека, говоря, что в Церкви Христовой можно то-то и то-то, что «это нормально» (например, извращения, взятки, пьянство и т.п.), то человек, ищущий Христа всерьез, инстинктивно почувствует фальшь: разве апостол Павел, будучи в муках рождения, пока не отразится Христос в его духовных детях, лебезил перед их грехами? Разве он не требовал избавиться от них, чтобы быть похожими на настоящих христиан? То же и сейчас: Христос вчера и сегодня тот же. Совмещение евангельских заповедей со стремлением к «легкой жизни», с поблажкой, а то и с лицемерным оправданием грехов – это что-то вроде пластиковой упаковки. А пластиком сыт не будешь – нужен настоящий хлеб. И многие люди чувствуют это, ищут того самого хлеба насущного, а не пластмассы. «Если ваше христианство не более чем пластик, то я буду искать чего-то другого» – так человек оказывается в сектах, восточных, языческих культах с их гуру и т.п. Потом выясняется, что и там – бездна.
Очень малая закваска
– Мне кажется, что нам, православным, нужно сейчас просто быть православными, чтобы спасти людей из этой бездны.
– «Просто быть православными»? Что это значит?
– Хранить традиции. Я не имею в виду внешние – платочки, свечки и т.п., речь идет о хранении Предания, его сути.
– Но для его хранения необходимо знакомство с Преданием, с трудами святых отцов.
– Да, и мы работаем над этим: перевели сами уже несколько святоотеческих трудов, других книг, издаем и переводы, сделанные другими.
– С греческого, так?
– Да, преимущественно с греческого. Но есть и с русского – «Несвятые святые», например, и с румынского – о старце Клеопе (Илие), с английского – детская книжка о Православии. Вообще за 20 лет корпус православной литературы на финском языке увеличился в разы, чему мы не можем не радоваться. Есть и аскетическая литература, и письма святых отцов, и старцев совсем недавнего времени, и беллетристика. Таким образом, сейчас у любого финна есть возможность узнать самое главное о Православии, о нашем Предании на родном языке.
Прекрасно понимаю, что в России православной литературы, скажем осторожно, гораздо больше, чем в Финляндии, но тут нужно принять во внимание, насколько мала наша Церковь, что она не обладает такими возможностями, как в соседней стране. Православных верующих здесь, согласно статистике, меньше 60 тысяч.
Как это взять и перестать называть грех грехом?! Это очень страшно! Грех останется, но каяться в нем перестанем
Мы выпустили небольшую книгу об отношении Православной Церкви к гомосексуализму. Нашей задачей было показать, что это отношение никогда на протяжении веков не менялось: мы собрали цитаты из Ветхого и Нового Заветов, из трудов отцов Церкви, древних подвижников и старцев нашего времени и предложили читателям самим задуматься, всегда ли перемены в убеждениях несут в себе благо, или, отвергая в угоду существующей моде свои принципы, мы теряем таким образом самих себя. Поводом для создания этой книги послужила дискуссия в одном православном журнале, где священник, к нашему изумлению, не только оправдывал этот грех, но и предлагал изменить отношение Церкви к гомосексуализму, что само по себе уже страшно. Действительно, взять и перестать называть грех грехом! Так же мы можем перестать называть грехом воровство, пьянство, убийство… Грех останется, но каяться в нем перестанем. Такие явления очень тревожны.
Продаем и книгу одного врача-протестанта, где автор рассказывает о губительности абортов и задает вопрос, что же важнее: жизнь человека или пресловутая «самостоятельность». Кстати, очень популярная книга сейчас.
В чем счастье, брат?
Старец Эмилиан говорил: «По-настоящему счастливы те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было»
– Изучение и хранение святоотеческого Предания убеждает тебя в правоте еще одного парадокса: только борясь с мнимым, «пластиковым» счастьем, ты обретаешь счастье подлинное. Действительно, что может быть радостнее пусть тяжелой, но честной борьбы со своими грехами? Ведь в этой борьбе ты чувствуешь помощь Христа – значит, ты не один, ты с Богом. Я помню, как мы говорили с игуменом Эмилианом монастыря Симонопетра во время моего первого паломничества на Святую Гору. Он тогда сказал: «По-настоящему счастливы все те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было» – вот эти слова я запомнил на всю жизнь.
Мы настолько грешны, что перестали даже правильно понимать собственное счастье, мне кажется. Для кого-то счастье в миллионах евро, для кого-то – в килограммах черной икры за столом, для третьих – еще в чем-то. Но за всеми этими миллионами, центнерами, декалитрами нет вечности. Точнее, она есть, но уж очень печальная. А вот вкус доброй вечности ты приобретаешь, когда начинаешь бороться со своими страстями, когда расставляешь всё на свои места в своей духовной и материальной жизни.
– И вы с единомышленниками, с братией вот уже больше шести лет пытаетесь устроить здесь обитель. Уверен, что трудностей у вас предостаточно.
Мы видим, что люди хотят узнавать Православие опытно. Разве можно отказывать им в этом?
– Из истории Церкви мы прекрасно знаем, что никогда устроение монастыря или церкви не проходило гладко, без трудностей. Вы и представить себе не можете, сколько проблем на нас обрушилось за это время. Мы на собственном опыте, вживую убедились, что ненависть духа злобы – вполне реальная вещь. Не только материальные трудности – есть и подозрительность, и клевета, и оскорбления, и прочие прелести.
– Но вы держитесь.
– Но мы с помощью Божией держимся. Всё по старому правилу: «Делай, что должен, и будь что будет». Мы знаем, что трудимся для Бога и ближнего. Мы видим потребность у людей в таком месте, как наше: они хотят узнавать Православие опытно. Кто мы такие, чтобы отказывать им в этом?
Русский пекарь – финскому Пекке
– А кроме того, есть ведь не только трудности – есть и добрые примеры, благодаря которым ты понимаешь, что люди о Боге не забыли. Вот мы сейчас с вами хлеб едим, хороший, мягкий – знаете, откуда он? Из Хельсинки, 150 км отсюда! Там есть пекарня, которая ежедневно отдает часть своего хлеба на нужды Церкви. Один наш друг, грек, как-то разговорился с их русским пекарем, и они сказали: «Конечно, лучше мы будем отдавать хлеб нуждающимся, чем выкидывать его!» И он забирает эти мешки и развозит по храмам, по приютам, отдает бедным. Так что не все пропало – люди все-таки помнят Христа.
Вообще, знаете, к чудесам мы как-то привыкли. Это довольно просто, особенно когда знаешь, что ты не один, а с Богом. Кажется – всё, нет больше сил держаться, силы зла одолевают, помощи ждать неоткуда – но в самый тяжелый момент она приходит. Это и дает силы продолжать трудиться. А если отчаиваться, то уйти отсюда нам надо было еще вначале. Ничего – держимся. Бог не дает испытаний выше твоих сил. Заодно мы получаем прекрасную возможность убедиться в собственной слабости. Гордиться нам в общем-то нечем, если честно.
Это духовный закон: Если ты приступаешь служить Господу Богу, уготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1). Но нас очень ободряет продолжение: Управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок – вот этой надеждой и живем. Под величием, надеюсь, вы понимаете, я имею в виду не мирское, а духовное. Мы много об этом говорили с дорогим отцом Паисием, он сейчас прославлен в лике преподобных.
– Вы встречались с Паисием Святогорцем?
– Да, несколько раз. Но об этом позже.
**** я в рот ваше православие!
Православие. Ортодоксальное христианство, большое значение придающее формальным признакам веры. История Раскола подтверждает эти слова – люди ненавидели друг друга, сжигали, отправляли в сибирские ссылки из-за споров о количестве пальцев, которые нужно собирать в щепоточку для крещения или о порядке совершения крестного хода вокруг церкви – по часовой стрелке или против. Да кому какая разница? Но для православного человека внешние, формальные атрибуты религиозности всегда стояли на первом месте. Главное, правильно совершить обряд, правильно перекреститься, свечку поставить нужному святому. Поведение, не соответствующее установленным догматам, осуждается с фанатической нетерпимостью, презрением и ненавистью. Православие – один из факторов, повлиявших на становление русского характера. Из-за православия русский человек – стеснительный, боящийся общественного мнения, нетерпимый к инакомыслию.
Я ехал в Ярославль в том числе и для того, чтобы побывать в православном храме. Бешеная жизнь в Москве повлияла на мой странный характер, мне показалось, что в меня вселился дьявол, я стал бешеным каким-то, неуправляемым, злым. Я срывался на людей, много пил, оскорблял всех вокруг, ненавидел, относился с презрением, меня многие раздражали. Я подумал, что мне нужно сходить в церковь. Прикоснуться к духовному. Насытиться благочестием, разлитым под расписными сводами православных храмов. Я подумал, что в заполненном церквами тысячелетнем Ярославле я смогу почувствовать благодать, отдохнуть от Москвы, приблизиться к вере, от которой я стал так далек в последнее время.
Ярославль, конечно, помог мне, я провел прекрасные, тихие, спокойные выходные. В Ярославле нас встретил друг, с которым я познакомился в Интернете, мы ни разу не виделись раньше. Добрый, хороший парень Толик.
В Ярославле действительно много храмов, но они, по большей части, на реставрации сейчас – город готовится к тысячелетию, многие старинные здания ремонтируются. Некоторые храмы превращены в музеи, там нет священнослужителей. Вход в такие храмы платный. Сердитые музейные старухи не пустили нас внутрь, потребовав предъявить билеты.
Но мы все-таки отыскали действующую церковь. Я не знаю, как она называется. Пятиглавая церковь из белого камня в центре Ярославля. При церкви был женский монастырь. Мы зашли туда с Леной. И через десять минут выбежали оттуда как ошпаренные.
Там была служба, когда мы вошли туда. Батюшка пел псалмы, молитвы, божественные свои заунывные песни. Откуда-то сбоку доносился голос девушек из церковного хора – они были на подпевках у батюшки. В храме находилось несколько человек, в основном – женщины в длинных юбках, с покрытыми головами. Они стояли лицом к алтарю, крестились вслед за напевающим батюшкой. Мы с Леной не крестились, конечно. Было глупо креститься только потому, что все здесь крестятся.
Через некоторое время в церковь зашел мужчина с фотоаппаратом на груди – на выходные в Ярославль приехало много туристов из соседних мегаполисов. Он зашел в церковь, должно быть, по тем же причинам, что и мы – прикоснуться к благочестию православному, побыть наедине с самим собой, послушать неспешные божественные песенки и надышаться вдоволь церковным прозрачным воздухом.
Он был в шортах и сланцах – в Ярославле было жарко в тот день.
Монашенка в черном одеянии, только лицо ее было открыто, слишком белое на фоне черного колпака и черной накидки, подошла к туристу и попросила его покинуть церковь в связи с тем, что приходить в шортах и сланцах в храм не подобает.
Он улыбнулся и вышел.
Я пришел в негодование от этой сцены и покинул церковь вслед за туристом вместе с Леной.
Я был ошеломлен. Мне казалось непонятным такое поведение священнослужителей.
Бегбедер прекрасно описал современную традицию фэйс-контроля и дресс-кода в московских клубах, назвав ее возродившимся фашизмом. Я был неприятно удивлен тем, что фашизм имеет место не только на входах в увеселительные заведения столицы, но и в православных храмах. И здесь о человеке судят не по степени его духовности, интеллекта или особенностям мировосприятия, а по тряпкам, в которые он одевается.
Впоследствии мы побывали в православной лавке. Я разговорился с женщиной, стоявшей за прилавком и продававшей религиозные книжки и церковные календари. Я рассказал ей о том, чему только что стал свидетелем в церкви. Она ответила, что людям не подобает представать пред Богом в бесстыдной одежде. Она привела неуместную аналогию с театром, в который мы якобы тоже не можем прийти в сланцах и шортах.
Меня этот пример не убедил. Во всяком случае, из театра не выгонят за ношение шорт. Если бы из театров выгоняли за это, я, наверное, возненавидел бы театры.
А пока я возненавидел православную церковь. Тупую, неповоротливую, устаревшую, несовременную. Оценивающую людей по степени оголенности их ног и рук. Измеряющую степень веры человека по степени его оголенности.
Я ненавижу православие за это. Я ненавижу священнослужителей, стоящих у метро с коробками и просящими подаяние. Я ненавижу религиозных старух, вредных, назойливых, занудных.
Когда я учился в Саратове и снимал комнату у религиозной бабы Тани, я ненавидел ее за то, что она переименовала своего кота Ваську в Барсика, потому что в церкви кто-то сказал ей, что негоже домашнее животное называть именем святого Василия.
**** я в рот ваше тупое православие, нет в нем доброты, нет в нем благодати, которое я так хотел ощутить, отправляясь в поездку в Ярославль. Православные, вы мелочны, вы презираете не похожих на вас, не одевающих платки и оставляющих открытыми плечи при входе в храм. Вы погрязли в ханжестве и глупости, мир ваш ограничен пределами храма, вы не имеете ни малейшего представления о настоящей духовности.
**** я вас всех в рот!
Дмитрий Сиверс
Как собрать тысячи лайков, сотни репостов и прослыть умной и прогрессивной личностью? О, это просто. Для этого не надо заканчивать высоких университетов, не надо летать в космос и достигать выдающихся спортивных успехов. Вы можете быть прыщавым подростком или успешным журналистом, вы можете быть вообще кем угодно. Достаточно очень едко и ехидно высмеять Православие, услышав от толпы мелкие поддакивания. «Да, да, парень, ты очень прогрессивный». И даже не понять, отчего потом так тошно и паршиво становится на душе.
Так отчего же рождается само это желание — отрыгнуть от себя слова, источающие яд и подленькое хихикающее веселье? Зачем мы делаем это?
Православие — это большой вопрос миру. Кто мы? Чего мы хотим? Почему при одинаковых ценностях у всех нормальных людей мы не принимаем Православие всей душой? У кого повернулся бы язык сказать, что Евангельские истины Христа несут в себе что-то дурное? Или мы за то, что надо воровать, убивать, грабить, бить и насильничать над слабыми?
Многие из нас первые бы закатили сочный хук мерзавцу, посмевшему на людях обижать ребенка. Мы — за мораль. Более того, мы явно хотим быть хорошими, чистыми душой, благородными героями.
Сколько настоящих подлинных мужчин служат и в армии, и на флоте, и в МЧС. Часто читаешь истории, как тот или иной солдат сохранил кому-то жизнь, кого-то спас. Мы — умеем и хотим быть благородными.
И откуда рождается оно — то самое чувство, когда вдруг самое лучшее, что создано нашей цивилизацией, вдруг хочется меленько и исподтишка обругать? Разве мы не загадка сами для себя, если готовы одной рукой свято отстаивать поведение истинного мужчины и защитника, а другой — вдруг начать источать пену непонятного глумления над самим источником чести и славы? Почему нам так трудно провести знак равенства между «быть честным и жить с честью = быть Православным»?
ЧЕМУ УЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ?Нас слишком много учат в жизни. В стране Советов советы сыпятся из каждого угла, с каждой телепередачи, из интернета, из социальных пабликов. Информационные ленты пестрят советами, а мир — продолжает жить в своей страшной мясорубке покалеченных судеб. И дай Бог, дорогой читатель, чтобы у Вас было иначе.
Мы пресыщены советами. Хватит уже учить нас жить!
В мире, знающем столь многое, слишком много насилия, боли и разочарования, чтобы мы могли верить, что какие-то знания что-то реально меняют. Мы — хотим изменений, а не призывов к ним. Мы хотим быть людьми, а не ходячими сборниками цитат. Мы хотим дел, а не слов!
Но нам не повезло! Мы живем в век информации. Учить стало очень легко. А говорить о подвигах стало отчего-то очень не модно. Когда молодой герой майор Солнечников закрыл собой гранату, погиб сам, но спас молодых ребят, о герое поговорили, да забыли. Ибо не монета, по рукам не ходит.
А цитаты и нравоучения ходят. Гуляют и гуляют, предписывая нам правила поведения. Отпуская нравоучительные цитаты, мы выглядим нравственными и удовольствие от этого наполняет нас чувством выполненного морального долга. Мы учим друг друга жить, сами не живя по тем истинам, что так хорошо известны всем нам.
И так легко не заметить, что есть те, кто эти правила — выполняет. Как выполняет? Да до смерти, до самоотречения, до подвига. А мы не видим этого, и нам кажется, что святые слова стали похожи на спам и бубенчик на шее священника — ходит и звенит. Ибо мы не видим крови, щедро окропившей каждую букву Евангелия.
Мы просто не замечаем, что Православие учит не столько словами, сколько подвигами истинных Людей. В каком-то смысле мы, люди, сами низвели Православие до того уровня, когда стало слишком легко считать себя знающим, но слишком сложно БЫТЬ Православным. А от того — вся горечь непонимания красоты Православия.
Немного поразмыслив, мы согласимся, что человек «настоящий» и «святой» — весьма схожи. Что благородство и честь схожи со святостью. Что верный и честный человек обладает некой притягательной силой. Мы и любовь мамы называем святой, причем совершенно заслуженно. А значит, святость, честь, мужество и подвиг — рука под руку ходят рядом. Истинное, святое Православие инкогнито ходит вокруг нас — в подвиге тех или иных людей, в милосердии, в героизме матерей-одиночек, в подлинных деяниях настоящих мужчин и милосердных женщин.
На ближнем Востоке, в Сирии ИГИЛ в захваченных городах похищает детей и заставляет их менять веру, принимать Ислам. Проще говоря, они предлагают отказаться от Христа. Дети, малые дети, показывают себя героями, идут в отказ и принимают смерть героев.
Потому что смерть за любые убеждения, вне зависимости от нашего отношения к ним — героична просто по определению. Это смерть человека, для которого в жизни самое главное были не бабки, или новая модель сотового, а некая сверх-идея, за которую человек сложил голову. Рассуждать о чужой смерти легко, и совсем иное дело сказать твердое «нет», ощущая горлом холодную сталь ножа.
Уважаю!
А сколько прекрасных благородных подвигов совершают самые разные люди? Разве чести и мужеству не хочется подражать? Разве в теле и душе не появляется глубокая серьезная задумчивость, а взгляд становится собранным и строгим, когда речь идет о подвиге, о святом, о истинном? Пожарный спас ребенка из огня — ценой собственной жизни. И на лице узнавшего эту новость появляется глубокое задумчивое выражение — перед нами история Человека. И мы почему-то не спорим с негромкими репликами «настоящий человек…Бог берет к себе лучших».
Почтительно преклоняю колено перед героем! Царство Бога украсилось еще одним чудесным цветком красивой личности. Ведь Православие тихо молвит «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Проще говоря, некто погибнет сам, чтобы жил другой. Погибнет и станет героем, доказавшем своей готовностью на смерть, что святость еще встречается.
Конечно, можно было бы заметить «а почему именно Православию приписывается монополия на подвиг»? Потому что мы верим, что именно с неба, от Бога у нас способность совершать зачастую нелогичные и такие благородные поступки. Мы отличаемся от животных тем сильнее, чем больше в нас золотым светом искрится истинное Православие. Эту особую силу героизма очень легко почувствовать в биографиях святых людей.
Христианство — не религия комфорта. Это религия борьбы, причем борьбы с самим собой, со своим темным началом. Хочу есть много, но ем мало. Хочу много сексуальных партнеров, но говорю себе нет и «живу» с одним.
Хочу осуждать, но табу святых слов накладывает узы на мой язык. Христианство говорит «этого делать нельзя». И тот, кто соглашается с этими ограничениями, воистину мужественный человек, воин, чей враг — внутри него. И кто из нас не хотел бы видеть рядом с собой истинного христианина, чья система ограничения просто не позволит ему вести себя подло и недостойно?
Сама суть Православия — это кузница героев, это горнило истины, из которого выходят святые воины правды. Конечно, мы можем сказать «да что за глупость, давайте теперь все умирать будем, а жить когда»?
А мы вообще живем?
Разве можно назвать нашу мутную жижу по колено жизнью? Да, это в определенном смысле жизнь. Некоего такого планктона, тихо плавающего в питательном бульоне. Спариваемся, едим, что-то пишем в социалках. А НАСТОЯЩЕГО — не хватает!
В Православии самые почитаемые святые — это мученики за веру. Потому что, в каком-то смысле, они прожили настоящую жизнь. Ибо ценность жизни иногда определяется благородством смерти. Одна смерть — у предателя в какой-нибудь крысиной норе, и иная — святая смерть воина «за други своя». И у кого повернется язык сказать, что наши парни, складывающие головы в горячих точках за нас с вами — «это бизнес и ничего более».
Или нарисуем фотографию бывшего министра обороны и напишем на ней «Армия — лишь бизнес»? «Приказы крутятся — лавеха мутится?» Да, в чеченскую компанию наших ребят иногда сдавало собственное руководство — за зеленые бумажки. Будем считать сданных на убой пацанов элементами фабрики заработка? И не стыдно? Ай, как смешно похихикать над чьим-то пошловатым остроумием, пока герои льют свою кровь.
А ведь то же самое происходит сейчас в Православии. Фигура патриарха, епископов, и парочки активистов заслонили собой полки героев, неузнанных и тихих, которые каждый день делают свой тяжелый труд — в атмосфере мастерски заточенных плевков.
Нашим ребятам хочется сказать — парни, живите вечно! У Бога. В самом красивом месте. А недостойные командиры, как и священноначальники были и будут всегда. И им со временем найдется место. Пока же — героям направо. К святым.
Православие учит святости и мужеству. И учит не словами, а опытом тысяч древних мучеников. Малые дети, юноши, старики просто выходили на площадь и вопреки законам Римской Империи говорили «Я — Христианин».
Может быть, они надеялись в этот момент, что им накидают монет в шляпу как саксофонисту у фонтана под аплодисменты толпы? Или очередной молодой человек выходил на подгибающихся от страха ногах, только что увидев, как скатилась в пыль голова очередного христианина? Боялся и через свой страх — все же выходил. Сначала к палачам. А потом из испытаний — победителем самой смерти.
Христиане верят, что святые будут жить вечно — в вечной радости и немыслимом счастье. Которое часто пошловато описывают непонятной плоской картинкой с гуслями и арфами и скучными разговорами. Но Рай — другой! Это — мир чести, вечной любви и верности. Просто может оказаться слишком поздно, чтобы понять эту простую истину.
Многие из нас любят свои воинские фотографии, где мы стоим плечом к плечу с ребятами нашего полка. Братское единство и дружбу, верность до смерти мы любим и ценим. Мы — знаем толк в святых вещах. А увидеть это же самое в истинах Православия — отчего то не можем. Или не хотим.
Христианский Рай — это именно братская любовь, это сдвинутые плечи, это крепкие рукопожатия, это готовность пойти на смерть за брата, это сама суть мужества, помноженная на бесконечность. Святые небес, как братушки по оружию, готовы прикрыть своим телом гранату, чтобы ты — жил. Такова их любовь друг к другу. Святые, как звезды в прекрасном созвездии, представляют из себя чудную корону бытия — прекрасную и целую. Но — мы уважаем настоящих мужиков, уважаем мужество, а саму цель святости — подготовить себя к миру вечной чести и великой подлинной славы попросту не видим.
Вместо умножения истины на Православную бесконечность, мы предпочитаем умножить ее на атеистический нуль.
Но почему?
Кто разрушил в нас мечту? Отчего истинное мужество и честь более не ассоциируются с Православием? Cлишком зажиточно живущие патриархи портят имидж церкви? Непрозрачность бюджетов трудно назвать привлекательным явлением, но — это чисто административные вещи верхушки, и было бы слишком просто списать все только на ошибки духовного руководства.
БАНАЛЬНАЯ ЗАВИСТЬМы все завистливы. Согласитесь, трудно, будучи мужчиной, не добившимся особых успехов и сидящим где-нибудь на трехбуквенных пабликах пережить мысль, что молодой священник, любимец прихожан, полностью реализовался как личность. К нему подходят за благословением. Его слова слушают. На него с любовью взирает женская половина храма.
Мужчины ревнивы. Видеть, как некий мужчина снискал искреннее (особенно женское) расположение паствы — достаточно сложно. Проще поглумиться, нежели принять мысль, что он — просто лучше тебя. Чище тебя. И да, он популярнее тебя. А еще он -настоящий, потому и притягивает.
Почему то упускается из виду мысль, что и нас, читателей, от НАСТОЯЩЕГО отделяет всего лишь один единственный шаг — надо всего лишь открыть Евангелие. И честно себе сказать — я ХОЧУ понять то, что здесь написано. Увидеть, как благородны эти строки. Ощутить, как от каждой буквы ты наливаешься светлой силой, как и ты становишься настоящим с каждой новой строчкой. Как будто из тебя постепенно вымывается мелкий трус и по капле, год за годом поселяется воин и храбрец.
Но для этого нужно переломить себя.
И уж конечно проще найти всего пару личностей священников, чей внешний вид ассоциируется с известной сказкой Пушкина. И радостно успокоиться, чтобы отлегло от сердца — «Все, мол, они такие». Если бы ВСЕ они были такие, не лилась бы прямо сейчас кровь мучеников-христиан на ближнем Востоке и Индии, и не было бы проповедано христианство по всей планете, вопреки мечам самой сильной армии мира. Языческий Рим был сокрушен силой страдальцев за веру. Да и в храме на соседней улице порядки сооовсем иные, нежели в главном соборе страны. Но — весь позитив просто хочется проигнорировать.
Как же проще жить, зная, что «все не лучше тебя». И как тяжко увидеть вокруг героев! Ибо тогда и сердце тоскливо завоет от осознания собственной пустоты.
А ведь сосуд, способный его наполнить — в шаговой доступности. Открытое Евангелие заполняет сердце и пустота из него уйдет навсегда. Путь к собственному подвигу — начинается с победы над собой. И открыв Евангелие, можно удивиться «как же я жил раньше»? Как будто очнулся на городской свалке, на которой ранее спал, искренне считая ее роскошной.
Православие — это не религия патриарха, или лимузинов, или роскоши. Роскошь — временный, вовсе не заложенный на уровне Евангелия странный выверт, причуда административной машины, перекосы управления, которые бывают, кстати, и в армии. И что, теперь по личности бывшего министра обороны будем судить всех наших ребят в войсках? Время все расставит по своим местам. Православие — это религия воинов, это религия святых, это — сокровищница НАСТОЯЩИХ людей.
Конечно, очень легко впасть в другой перекос — в Бога верю, и православный. Но — люди несовершенны и потому в храм я не хожу. Проблема этого подхода заключается в том, что он оставляет вас там, где вы и так находитесь, то есть, нет движения вперед.
Вы не видите других верующих людей, не знакомитесь с ними, вас не подпитывает сила коллективной молитвы, вы не слышите очень помогающего молиться церковного пения, вы лишаетесь очень важного шанса побыть наедине с собой пешком от храма и к храму. При «вере в душе» полностью исчезает какой-либо организующий момент. Такая вера становится не более чем пассивной солидарностью с чужим подвигом, но не более.
Церковные праздники (очень красивые, кстати), годичный круг богослужений, интересные люди, совместные выезды на природу, участие в культурной жизни прихода, поход в воскресную службу, где изучается Евангелие и история церкви, возможность попеть на клиросе (в церковном хоре) — все это не мыслимо без хождения в храм.
А еще христиане верят в могучую силу причастия, которое можно получить ТОЛЬКО в храме. Причастие подает Бог и грехи священника на качество причастия не влияют. Опыт показывает, что причастие даже помогает шизофреникам и наркоманам с трудом, но реабилитироваться от своих недугов.
Мы хитры и наши собственные слабости и нежелание куда-то идти, ограничивать себя, надежно защищаем умело выстроенными аргументами, мол «эти люди из Православия не лучше нас, а еще учат». Но Православие верит не в патриарха, а в Христа! И призывает читать Евангелие, а не сборник проповедей какого-либо священника любого ранга. И доказало свою истинность добровольно пролитой кровью, а не показной роскошью.
Как вы думаете, святому воинуЕвгению Родионову было дело до марки часов патриарха или дизайна машины настоятеля храма? Женя был просто Православный и от креста не отказался. Но — чтобы мыслить как Женя, крест — надо чтить и уважать.
А значит, уважать и чтить само Православие, ходя в храм и переступая через административные недостатки системы. А ведь Женя мог сказать «Ах, что у нас за разведка. В плен вот попал. Где был Бог, что допустил такое? Не буду верить в такого Бога! Да и от России откажусь, раз сдали меня моджахедам! Да и генерал в слишком хорошей квартире живет».
Да вот только не по чести это! И ничего этого святой воин не сказал, будучи в каком-то смысле крупнее всей системы, ибо подвиг его перерос саму систему. Потому он и святой и ему уже открываются храмы, что его вера — не вытекает из продажной логики «Буду верить в Бога, если он мне что-то за это даст».
Нет, его логика идет против системы. Все обстоятельства против — и плен, и побои, и льстивые увещевания бандитов и голод и промозглый холод земляной ямы «а я верю и все тут и крест не сниму». И какие уж тут часы и нанопыль. Святость мыслит космическими масштабами. А нас выбивает из колеи золотая бижутерия на платьях, и окосевший завистью глаз предательски не замечает залитые кровью доспехи святых…
Мелко хихикать или счастливо смеяться? Подглядывать исподтишка или смело и грозно взирать? Стоять плечом к плечу со святыми воинами или подлецами и диванными вояками?
Ненависть к себе – это поток негативных и враждебных эмоций, мыслей и ощущений направленный на себя самого. Такое состояние возникает на фоне постоянного сравнения себя с окружающими.
Часто люди, испытывающие ненависть к себе и своей жизни, создают идеальный образ, которому хотят соответствовать. Однако, в силу обстоятельств, отсутствия умений и талантов, лени и психологических травм, человек не может соответствовать этому идеалу, что вызывает в нем негативные эмоции.
Как проявляется ненависть к себе?
Негативное отношение к себе самому – очень опасное состояние. Начинается оно с мыслей «я ненавижу свое тело», «свою внешность», «свою работу», «свою жизнь» и т.д. По мере его усугубления, человек перестает принимать помощь от окружающих, мотивируя это тем, что он не достоин хорошего отношения к себе.
Отвержение близких приводит к одиночеству, которое пациент воспринимает как заслуженное наказание. На этом фоне развивается апатия и тяжелые формы депрессии.
Самое страшное последствие ненависти к себе и своей жизни – появления суицидальных наклонностей. На фоне уничижительных и негативных мыслей, человек приходит к отказу от самого себя, считая себя ничтожеством недостойным жизни. Если психологическая помощь не оказана вовремя, человек может покончить жизнь самоубийством.
Почему возникает ненависть к себе и своей жизни?
Причины появления негативного эмоционального отношения к себе кроются в глубоких психологических травмах:
- Детские психологические травмы – когда родители постоянно сравнивают ребенка с другими детьми, развиваются глубокие комплексы, которые перерождаются со временем в чувство ненависти к себе;
- Необъективная оценка своих недостатков – зацикленность на недостатках приводит к состоянию агрессии к себе и усугублению этого состояния. Полные люди заедают свои проблемы, пьющие, увеличивают дозу алкоголя, а неуверенные в себе, еще больше заикаются;
- Внутриличностные конфликты – когда человек отказывается от своих внутренних желаний и убеждений, в пользу требований окружающих и общества, возникает глубокий внутриличностный конфликт. Такое состояние – идеальная почва для зарождения ненависти к своей жизни и неприятия себя.
Как перестать ненавидеть себя и свою жизнь?
Чтобы изменить свое отношение к себе и избавиться от чувства ненависти, необходима замена установок. Сделать это поможет опытный психолог, который проведет глубокий психоанализ, выяснит причину этого состояния и подберет психологическую технику для замены негативных установок. Эффективны в этом случае методики убеждения, арт-терапии, гипноза, гештальт-терапии и специальные физические упражнения для принятия своего тела.
Обратившись к профессиональному психологу, пациент получает подробную консультацию относительно того, что делать, если ненавидишь себя и как вернуть радость жизни.
Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.
Как перестать ненавидеть
Отрывок из статьи Александры Панютиной
Шаг первый: найдите причину
Причина для ненависти предельно конкретна. Другое дело, что она может быть совершенно ничтожной, и со временем мы даже можем забыть о ней. Часто именно понимание ничтожности причины помогает человеку престать ненавидеть.
Выясните причину, и вам будет легче сделать следующий шаг.
Шаг второй: поставьте себя на его место
Другой человек, как бы удивительно это не звучало, может даже не подозревать о вашей ненависти. Он может что-то делать, не зная, как это на вас действует. Мало того, о вашем отношении к нему не подозревают и окружающие.
Нужно поговорить с этим человеком, просить его изменить свое поведение, подумать над высказываниями. Сколько внутренних конфликтов было решено подобным образом!
Но бывает и так, что, поставив себя на его место, вы понимаете, что он делает гадости, в вашем понимании, только из желания досадить вам. Он прекрасно знает о ваших чувствах и злит вас, чтобы иметь возможность насладиться проявлением ваших эмоций или с удовольствием понаблюдать за вашими попытками подавить их в себе.
Зачем он это делает? Да просто потому, что ему это нравится. Видимо есть какие-то причины, чаще всего комплексы, которые мешают ему налаживать нормальные контакты с людьми, привлекать внимание к своей персоне какими-то иными способами.
Подумайте над тем, почему человек так поступил или поступает. Он сделал что-то ужасное? А как бы вы поступили на его месте? Как вы считаете, могли бы вы поступить так же в подобной ситуации? Может быть, вы поймете, что неприглядный поступок — просто проявление слабости данного человека.
Таким образом я подвожу вас к следующему шагу.
Шаг третий: постарайтесь простить
Как мы увидели, гадкие поступки и слова чаще всего вызваны тем, что человек слаб и идет на поводу у собственной слабости. Каким бы коварным он не выглядел, это чаще всего именно слабость.
Именно эта мысль должна вам помочь простить его и успокоиться.
Упражнение
Есть одно простое упражнение, которое может вам помочь. Главная мысль — у каждого человека есть душа. Она невинна и прекрасна, как ребенок. Вот и представьте этого человека в виде маленького ребенка. Возможно, это трудно, но никакого противоречия на данном этапе вы почувствовать не должны. Ведь объект вашей злости когда-то действительно был малышом, у него были любящие мама и папа, он был наивным и трогательным.
Представьте, что этот ребенок продолжает жить внутри этого человека. Он испуган и несчастен, он зажмуривается каждый раз, когда «хозяин» говорит вам гадости или провоцирует. Пожалейте малыша, дайте ему понять голосом, интонациями, что вы знаете о нем, жалеете его, готовы поддержать.
Это не значит, что при появлении неприятного человека, вы должны приблизиться к нему, постучать ему в грудь и сказать, что-то наподобие: «Эй, малыш, я знаю, что ты там». Нет, просто разговаривайте с человеком так, как разговаривали бы с ребенком. Не ведитесь на провокации, жалейте его маленькую чистую душу, вместо того, чтобы ненавидеть.
Пример
Данный прием я в свое время использовала на себе. Ненависть к человеку была столь сильной, что я даже стала плохо относиться к его родственникам, за то что они его терпят и даже умудряются любить.
Объект моей ненависти мне вредил, говорил гадости, делал пакости. Причем он даже не наслаждался своими победами, ему было все равно, он просто считал, что имеет право так делать, ну, просто потому, что я ему не нравлюсь.
Только разобравшись в ситуации, выделив конкретные причины, узнав, что именно поддерживает мою ненависть и попытавшись понять, почему он себя так ведет, я увидела, какие у него резоны ( пусть несправедливые, но понятные), поняла, почему он делает именно так ( просто потому, что другие способы ему не доступны, так как он, поступать легче всего). Я смогла простить ему его собственное несовершенство, глупые комплексы, смогла даже пожалеть.
Процесс шел медленно, было довольно трудно, но я старалась научиться воспринимать человека, как некий объект эксперимента, отвлечься от своей неприязни хоть на время. Затем смогла увидеть в нем малыша и разговаривать только с ним.
В результате, последние несколько лет у нас мирные отношения. Человек перестал строить козни и говорить гадости и даже относится ко мне с некоторой теплотой. Я не полюбила его всей душой, это просто невозможно, но воспринимаю его нормально, без злости и неприязни и не стискиваю зубы, когда он приходит в мой дом.
Не утверждаю, что данный метод — панацея, но в не слишком запущенных случаях, при вашем большом желании, конечно, может сработать. Очень надеюсь, что он кому-то поможет перестать ненавидеть, и в мире станет одним ненавидящим меньше.
Если же вы не можете справиться с собой, и ваша ненависть столь велика, что вы не можете ее на время приручить, чтобы хотя бы проанализировать ситуацию беспристрастно, лучше, наверное, обратиться к специалисту.
Почему мы себя ненавидим?
Многим людям ненависть к себе намного привычнее, чем любовь. Она может как открыто плескаться на поверхности подсознания, так и тихонько залечь на глубине… изредка выпуская ядовитые пузырьки газа.
Ненависть к себе — один из самых деструктивных паттернов поведения, который вместе с токсическим стыдом является основой для многих психических расстройств личностного и невротического уровня. Имея такие прелести в собственной голове, человек всю свою жизнь сам себя безжалостно насилует.
Ненависть к себе — это эмоциональное отношение к себе, за которым стоит много разных ощущений, эмоций, мыслей, представлений и влияний. Это часто возникающее или даже стабильное враждебное отношение к себе. Она отличается от просто злости или раздражения большей силой и длительностью.
Она появляется, когда человек видит какое-то свое несоответствие социальным требованиям, которые для него оказываются чрезвычайно важными, в результате чего человек не может принять в себе определенные качества или внешние черты; винит себя за ошибки; не может себя простить за какое-то зло по отношению к себе или другим и пр. Как правило, такой человек слишком стремится к идеальности, но не может быть совершенным во всем. От этого он страдает и начинает испытывать негативные эмоции по отношению к себе, которые отравляют его тело и жизнь.
Ненависть может возникнуть к: своей личности, своему телу, своим способностям, своим действиям, своему полу, своей болезни, принадлежности к определенной группе (семье, национальности, соц. классу), культуре и соц. стереотипам. Она может проявляться в виде агрессии к самому себе (аутоагрессии), которая выражается в злоупотреблении алкоголем, курением, диетами или перееданием; тяге к экстремальным занятиям, которые создают потенциально опасные ситуации; постоянных «случайных» травмах, порезах, ожогах и т.п.; неопрятности (несвежей одежде, нерегулярном принятии душа и пр.); провоцировании других людей на агрессивное поведение к себе и т.д.
Ненависть проявляется, как отрицание себя (такого, какой человек есть на самом деле), как невротическое чувство вины, как постоянная борьба внутри себя, отвержение себя, бегство от себя и пр. Это способ справиться со своими жизненными трудностями. Она возникает, когда человек стремится спрятать чувства и боль внутри себя, но при этом создает реальность, которая подтверждает ему его мнение о себе, как о позорном ничтожестве.
В создании этого паттерна учувствуют два игрока: детская часть, которая в связи с полученными психическими травмами «законсервировалась» и не получила дальнейшего развития (когда ребенок ощущает себя так, как о нем говорят окружающие, еще не имея способности сравнивать себя с другими и анализировать) и родительская часть (обвиняющая) – внутренний образ значимого взрослого, который был источником негативной оценки. Он, в отличие от бессловесной чувствительной детской части, очень хорошо умеет говорить и комментировать жизнь человека с предельной жестокостью.
Например, когда что-то идет не так, грозный голос родительской части презрительным голосом произносит обвинение на тему: «ты ничтожество». Детская часть начинает чувствовать жгучий стыд и безоговорочно этому верит (даже не пытаясь допустить, что это может быть не правдой). А, поскольку ребенок привязан к родителю, с которым единственное взаимодействие происходит через эмоциональное насилие – он будет стремиться к нему снова и снова, совершая действия, благодаря которым родительская часть обратит на него внимание (хотя бы назовет его ничтожеством). Более того, ребенку, как правило, за его ничтожность отказывается в возможности проявлять агрессию, защищать себя или высказывать желания (ведь ничтожества не имеют на это право).
В результате подавленные чувства заворачиваются на себя самого или выплескиваются на случайных людей (чтобы показать обвиняющей части, что есть люди и похуже). Подобная хитрость может снизить на какое-то время интенсивность переживаний собственной никчемности. Но никакое предельное внимание к распознанию «бездарного быдла», «жирных коров» и «тупых овец» не помогает удовлетворить внутреннего обвинителя, поскольку он – всего лишь голос, записанный в голове. И ему абсолютно не важно, какой танец человек под него танцует. Детская часть все равно будет реагировать на него стыдом и самосаботажем.
Человек с ненавистью к себе может искать себе такие условия, где его будут ненавидеть. Ведь те, кто «хуже», чем он, могут подвергаться разной степени агрессии с его стороны, что не может вызывать положительные эмоции у окружающих.
Для того, чтобы перестать себя ненавидеть, для начала нужно осознать и принять то, что это чувство живет внутри. Разобраться со своими детскими травмами. Вырастить внутри себя любящего, поддерживающего взрослого. Поддерживать в себе деятельность, которая будет тренировать слабые участки, несмотря на то, что мозг будет тянуть назад, потому что старое — это гарантированные бонусы (пусть корявые, но зато такие привычные). Одной из таких практик является техника прощения себя, которая поможет очистить свою душу от вины и начать жить с легким сердцем. Для реализации этого намерения можно использовать любую медитацию. Главное – это регулярность (каждый день в течении, как минимум, месяца).
Например, техника прощения «Я прощаю себя за…».
Для выполнения этой техники необходимо принять комфортное положение лёжа и мысленно начать перечислять все те моменты и поступки вашей жизни, за которые вы себя прощаете, начиная со слов «Я прощаю себя за…». Не стоит сильно напрягать свою голову, просто отдайтесь на волю свободных ассоциаций. Важно проговаривать фразу коротко, не разливаясь мыслью по древу — всё, что приходит в голову. Ваша основная задача: дождаться инсайта (когда подсознание прикоснётся к чему-то важному, вы обязательно ощутите невероятно приятное расслабление в конкретной группе мышц — такое, которое раньше не испытывалось).
Затем нужно встать у зеркала и начать говорить всё, что приходит в этот момент на ум. Даже то, что на первый взгляд кажется полной ерундой (например, «Я прощаю себя за то, что у меня дурацкая прическа, что у меня усталый взгляд, что я нелепо выгляжу и т.д.»). И снова нужно дождаться инсайта (момента, когда на вас из зеркала будет смотреть добрый и приятный человек, лицо которого будет совершенно беззаботным, мягким и счастливым и внешность которого вас будет абсолютно устраивать).
Запись на консультацию: