На экспозиции будут представлены работы, созданные в период с начала восьмидесятых годов по настоящее время. Пейзажи, выполненные на пленэрах в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Пушкинских горах, Курземе (Латвия), Тюрингии (Германия), а также в Армении, выставляются впервые. Ретроспективный показ дает возможность увидеть, как менялся взгляд художника, проследить поиск и нахождение своего живописно-пластического языка.
Начиная с юношеского возраста, Александр Некрасов пробовал себя в различных техниках и жанрах. Интерес к графическим материалам и их свойствам, повлиял на то, что он долгое время занимался именно этим видом изобразительного искусства. Позже поступил в Союз художников на графическое отделение, считая себя художником- графиком. С 2000-х активно включает в свою практику живопись, основываясь на мощном фундаменте авторитетных предшественников – художниках русского авангарда, тех, которых собирал для музея «Царскосельская коллекция».
Александр Некрасов – художник, для которого пространство и свет в картине являются доминирующими характеристиками. Свет – главное действующее лицо в его работах. С его помощью он строит форму и держит пространство холста в напряжении. Главное для него — это проанализировать сущность предмета, попытаться проникнуть за грань видимого, дерзновенно копнуть глубже лежащего на поверхности. Решая, казалось бы, формальные пластические задачи, Александр все же, во главу угла ставит духовную составляющую произведения. Это его мировоззренческая позиция. Художником движет желание через собственный духовный и живописный опыт прикоснуться к тайне бытия, высказываясь при этом современным пластическим языком. Конечно, в этом нужна определенная смелость, а главное честность, прежде всего перед самим собой. Но Александр никогда не искал легких путей и не привык ходить по проторенным дорожкам. Подстегивая себя духом новаторства, Александр все же остается классическим художником.
Александр Михайлович Некрасов родился в 1955 году в Ленинграде.
С 1976 по 1981 год студент ЛВХПУ им. Мухиной, факультет «Интерьер и оборудование».
С 1984 года посещал изостудию А.П. Зайцева в ДК «Работников просвещения».
В 1986 году открыл Учебную мастерскую живописи в г. Пушкине, где и преподавал.
В 1989 году создал Общественную организацию «Галерея», ставшую к 1996 г. Государственным музеем «Царскосельская коллекция».
С 1996 года является директором Государственного музея «Царскосельская коллекция».
С 1992 г. – член Союза художников России.
С 2002 г. ведет занятия по живописи в художественной мастерской с людьми с ограниченными возможностями. С 2011 года ведет в музее «Царскосельская коллекция» занятия по авторскому курсу «Живопись ХХ века».
В преддверии «Царскосельского вернисажа». Интерьвью с Александром Некрасовым
«Нет у Бога человека, который бы родился без надобности. Каждый рождается в соответствии с тем, что ему необходимо сделать в этом мире». Это высказывание петербургского художника, директора музея современного искусства «Царскосельская коллекция» А. М. Некрасова, пожалуй, наиболее точно отражает позицию организаторов фестиваля «Царскосельский вернисаж», который проводится в Пушкине второй год подряд. Работы художников с ограниченными возможностями можно будет увидеть совсем скоро — первая выставка откроется уже завтра.
— Александр Михайлович, как стартовал проект в этом году? Какие перемены произошли?
— Задачи фестиваля принципиально изменились. Если в прошлом году мы собирали работы по всей России, и были они в основном на заданную тему — посвященные 300-летию Царского Села, то в этом году мы решили провести большую работу через пленэры со всеми центрами Петербурга, которые занимаются людьми с ограниченными возможностями. Их у нас более 30. Мы выбираем дни, ходим в парк группами по 15 человек.
— Что отличает работы особых людей?
— Вопреки общепринятой формулировке, мы их называем «люди с неограниченными возможностями». Очень интересное мышление у этих людей, оно не просто не уступает нашему, — оно более чистое, светлое, более искреннее. Через простые цветовые массы некоторым удается добиться удивительной выразительности. Это просто какой-то свой собственный язык. Мы им объясняем задачу, направляем, и они, не боясь, не сдерживаясь, делают то, к чему обычный человек боится подступиться. Интересно, что для многих из них это в принципе первый опыт в живописи. Сложнее всего как раз с теми, кто уже получил какое-то образование, кто занимался в художественной школе.
— Чем отличается подход к творчеству обычной художественной школы от подхода в вашей мастерской живописи?
— К сожалению, зачастую ставятся какие-то иллюзорные задачи. Срисовывание, например, излишняя детализация. Похоже — значит хорошо, непохоже — плохо. Есть и позитивные вещи, конечно, — правильное понимание формы, тона. Но нельзя все время ссылаться только на какие-то старые достижения. Самое главное в искусстве — это пространство. Наша работа преображается тогда, когда мы способны по-новому, в соответствии с тем, как мы живем, услышать это пространство, передать его. Боязнь сказать что-то от себя — это как раз то, что в творчестве очень мешает. А эти люди — они ничего не боятся. Они больны и ограничены только в плане сложности проживания рядом с нами. А вот в творчестве они в большей степени неограниченны, чем мы. Ну а наша задача — раскрыть потенциал каждого человека, приходящего в мастерскую.
— К сожалению, в социуме к людям с ограниченными возможностями часто относятся, мягко говоря, с непониманием. Неприязнь, раздражение, грубость — это далеко не все, с чем им приходится сталкиваться в обществе. Такие фестивали могут как-то изменить эту ситуацию?
— Думаю, что еще нескоро. Хотя мы в этом направлении двигаемся, боремся. Как правило, проблема эта быстрее всего находит отклики в душах тех людей, кого она коснулась, кто испытал эту беду хоть краем. В большинстве своем, мы, конечно, глухие и беспощадные. Нам, людям, которые просыпаются и знают, что нас не ждет смерть или какое-то увечье, нам просто нужно хорошо знать и ценить то, чем мы располагаем. И здесь, конечно, фестиваль помогает взглянуть нам на нас же самих с иной точки зрения.
— Что эти пленэры дают вам как художнику?
— Не хочу слукавить — дают усталость колоссальную. Приходиться сталкиваться с сопротивлением педагогов и родителей, которые часто назидательно вторгаются в работу ребенка и контролируют буквально каждый его шаг. Возможно, это происходит неосознанно, но, тем не менее, это создает ненужные барьеры и часто его травмирует.
Ну а от работы с ребятами я испытываю большую радость. Для меня это школа. Я чувствую, что за такой работой, за таким наследием будущее у творчества на Земле. Эти работы дороже, чем профессиональные картины, потому что профессионализм зашел в тупик. Сейчас художники стараются удивлять, не важно чем. Иногда содержание высасывается из пальца. Часто это пошло и неинтересно. А тут люди удивляют не напрягаясь. Удивляются сами, радуются и удивляют нас. Эта такая рука от Господа, не побоюсь так сказать, чтобы спасти тот загнивающий профессионализм, который сейчас живет в Петербурге. Живое творческое начало без извращения, глупости, эпатажа. Они делают для нас очень много. Для меня лично — они меня воспитывают: своим образом жизни, своей позицией, своим отношением к миру. Я тоже когда-то прошел и через пренебрежение, и через какую-то неприязнь. Конечно, недуг есть недуг, есть вещи, которые трудно принять — не так все это красиво, как может показаться на первый взгляд. Но со временем все это нивелируется, отходит на второй план. И конечно, мы прилагаем усилия, чтобы поставить «заплаточки» на эти проблемы и раскрыть возможность для реализации творческого потенциала этих людей.
— Фестиваль длится полгода. Почему был выбран столь длительный срок для его проведения? Какого результата вы ждете на выходе?
— Такой срок был выбран умышленно. Дело в том, что в сентябре пройдет крупная международная конференция, организована она будет Петербургской городской ассоциацией общественных организаций родителей детей-инвалидов. Эта конференция будет украшена выставкой наших работ. Она станет заключительным этапом всего того, что мы сделали в этом году на фестивале. И, главное, волнующие нас вопросы будут вынесены на уровень обсуждения.
— Какие перспективы у фестиваля?
— Для музея это этап, шаг к тому, чтобы сделать здесь, в музее учебный центр. Я планирую заключить договор с институтом культурных программ, чтобы была возможность работать не только с ребятами из центров, но и с педагогами. Мы выдали бы им сертификаты, подготовили бы их в плане того, как нужно работать, и дали бы им возможность на местах заниматься со своими ребятами. Когда это случится, наши фестивали обретут совершенно иное значение. Результаты будут гораздо значительнее.
Ну а нынешние результаты нас порадуют 24 июня, в День рождения города, рядом с музеем «Царскосельская коллекция». Будут отобраны 170 работ и, если позволит погода, мы их представим под открытым небом.
Беседовала Юлия Полякова