Содержание
- Педагогика
- Причины недовольства педагогом и варианты решения проблемы
- Отношения с учителем: как наладить. «Курощение» Марьи Петровны
- Нужен совет. Ребенок не слышит учителя
- Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание
- Сильный голос
- Сто процентов
- Что делать, если не нравится учитель?
- Что делать, если ребёнку не нравится в школе
- Причины и признаки кризиса
- Алгоритм выхода из трудной ситуации
- Шаг 1. Разговор с ребёнком
- Шаг 2. Разговор с учителем
- Шаг 3. Смена формы обучения
- Вывод
Педагогика
Школа — второй дом, поэтому хочется, чтобы там было тепло и уютно, чтобы отношения с одноклассниками и учителями были хорошими и добрыми. Однако с учителями такие отношения наладить получается далеко не всегда. Отсюда нехорошие последствия — плохая успеваемость, дурное настроение, нежелание ходить в школу и так далее… Что же делать, если не нравится учитель?
Причины недовольства педагогом и варианты решения проблемы
Для начала нужно разобраться, почему может не удовлетворять поведение того или иного учителя. Таких причин, конечно же, несколько. Например, учитель попросту может невзлюбить вашего ребенка, также он может кричать во время урока, плохо объяснять учебный материал и придираться. Рассмотрим каждую причину и борьбу с ней отдельно.
Если ваш ребенок не попал в список любимчиков учителя. В таком случае нужно понимать, что всем детям хочется, чтобы их очень любил учитель, но такое сложно себе представить. Фавориты есть, пожалуй, у каждого учителя, однако настоящий профессионал не будет показывать свои чувства и должен ко всем относиться одинаково.
Если вы знаете, что учитель обделяет вашего ребенка вниманием, а других детей хвалит и балует, поговорите с ним, вежливо и спокойно. Если выяснится, что учитель действует безосновательно, мягко объясните ему, что ему нужно уделять внимание одинаково всем ученикам.
Если учитель во время урока кричит. Здесь важно различать, когда учитель просто повышает голос с целью, чтобы его слышали все ученики, и когда он теряет самообладание и действительно начинает кричать. В последнем случае о настоящем комфорте в классе невозможно говорить.
Обычно таких несдержанных учителей дети боятся. В таком случае полезно поговорить на эту тему с другими родителями и узнать, замечали ли они такие вещи. Может быть, их дети тоже рассказывают о таком неадекватном поведении учителя.
Если информация действительно основана на фактах, то с этими фактами стоит подойти к завучу. Расскажите ему о сложившейся ситуации, скажите, что вам это очень не нравится. Не стоит успокаиваться в том случае, если вам скажут, что ранее такой проблемы не возникало.
Настаивайте на том, что такая ситуация сложилась в данный момент и на это есть доказательства. Однако помните, что разговаривать нужно вежливо и ни в коем разе самим не повышать голос.
Если учитель придирается, было бы полезно понять, почему он это делает. Возможно, он просто хочет помочь ребенку быть более активным, так как видит его потенциал. Также таким образом учитель, возможно, хочет привлечь внимание ребенка, когда тот отвлекается.
В любом случае стоит поразмышлять над поведением как учителя, так и ребенка. Это ваш ребенок, и вы знаете его лучше остальных людей. Если учитель придирается из лучших побуждений, поговорите со своим ребенком мягко.
Если материал плохо объясняется учителем. Тут тоже стоит поразмышлять над двумя вариантами: сам ребенок не внимателен на уроках, или же на самом деле учитель плохо объясняет материал. Здесь также желательно поговорить у родителями других учеников.
Возможно, их дети тоже жаловались на то, что не знают, как выполнить домашнее задание, когда, куда и что приносить и так далее. Если такого не происходит, учитель, возможно не виноват. Вполне возможно, что у вашего ребенка хорошая фантазия и он не хочет выполнять инструкции учителя. Это стоит выяснить прежде, чем вы хотите поговорить с учителем.
- Наталья
Отношения с учителем: как наладить. «Курощение» Марьи Петровны
Начальная школа, не важно, какой класс. Вы тщательно выбирали ребенку учителя, а теперь выясняется, что учитель вашим сыном или дочкой недоволен: ребенок медлительный (гиподинамический синдром), или гиперактивный, или с нарушениями внимания… При этом ребенок хочет и может учиться в этом классе и в этой школе, и вам надо наладить отношения с учителем, иначе — никак. Вот способ, который предлагает психолог Екатерина Мурашова.
Это проблема актуальная, с которой каждый год в нашей стране сталкиваются сотни, если не тысячи родителей учеников и учениц начальной школы.
Три живых голоса:
— Доктор, помогите, я просто не знаю, чего мне делать! Она говорит, мой Петя идиот и ему нужно в школу для умственно отсталых, но он же не идиот, я знаю, он просто медленно все делает. Он всегда такой был, и в садике тоже. Медленно ест, медленно одевается. Если его не торопить, он все эти задачи решит и даже ошибки в диктанте найдет… Ну не все, конечно… но что-то найдет точно! А если его подгонять, так он просто в ступор впадает. А она говорит, что не может все время его ждать и им заниматься, у нее в классе еще 35 человек…
— Мы всесторонне обследовались и консультировались у лучшего невролога города. Он сказал, что никаких противопоказаний, ребенок интеллектуально даже превосходит свой возраст, просто он очень подвижный. Я специально выбирала школу и учителя, о котором говорили, что она может именно заинтересовать детей. И что же? Теперь, в середине второго класса, она говорит, что гимназическая программа Валентину не подходит, на уроке он не подчиняется требованиям дисциплины и мешает другим детям усваивать материал. Говорит, она выставит неудовлетворительное поведение и вынесет вопрос на педсовет, но может и ничего не выносить, если мы согласимся просто тихо уйти в другую школу с обычной программой. Но мы не хотим уходить! Это хорошая школа, Валентин привык к детям и учительнице, и по всем предметам у него бывают двойки, но бывают и пятерки! И разве это не дело учительницы — обеспечить дисциплину на уроке?!
— Танечка так расстраивается, плачет, когда двойки получает… Она говорит, из-за того, что дети кричат, балуются, она сосредоточиться не может. И сдает пустой листок. А у учительницы один разговор: «Не усваивает материал». Но Танечка любит в школу ходить, и подружек своих, и учителей. Вот по английскому группы маленькие, и там у нее все хорошо. И по труду, и по рисованию… Мы просто в садик из-за здоровья не ходили, поэтому, может, ей труднее других привыкнуть? А учительница говорит: я не могу объяснять ей отдельно, у меня другие дети есть, идите на домашнее обучение. Но ведь Танечка теперь хочет со всеми, она уже дома, когда болела, насиделась! Как бы нам так сделать?..
Итак, у вашего ребенка в начальной школе есть реальные проблемы — гипер- или гиподинамический синдром, нарушения концентрации внимания, дисграфия, еще что-то, — но нет реальных противопоказаний для обучения в массовой школе. При этом ваш ребенок мешает учителю: нарушает дисциплину, плохо соображает, отвлекается, тормозит и т.д. И вот учитель явно готовится его «слить» — из класса или из школы. А вы-то хотите оставить. В этой школе, в этом классе, у этого учителя.
Отношения «учитель-ученик»: чего делать нельзя?
Обвинять учителя и требовать «индивидуального подхода» для вашего ребенка. Опытные учителя начальных классов говорили мне (и я им верю), что, если в классе три «электровеника» и один «тормоз», работать еще можно, но на пределе. Если больше — учебную (основную для учителя) задачу выполнить невозможно. Единственный выход в этом случае — сверхштатного персонажа из класса убрать любым способом. Вам нужно, чтобы это оказался не ваш ребенок.
Ваши действия.
- Покупаете блокнот с яркой картинкой и игрушку, которую часто можно видеть на торпедах машин, — некая зверюга с подвешенной на пружинке головой. Машина едет, голова качается.
- Учитесь долго и ритмично качать головой так, как это делает купленная зверюга.
- Берете ручку, купленный блокнот и идете к Марье Петровне.
- Непрерывно качая головой, как та зверюга, говорите, не жалея вежливых и даже льстивых оборотов, приблизительно следующее: «Марья Петровна, я знаю, что у моего ребенка есть проблемы. С ним нелегко. Мы работаем над этим, занимаемся каждый день, ходим к психологу и т.д. Но, Марья Петровна, ничто не заменит рекомендаций опытного педагога, который видит ребенка каждый день. Скажите, что нам делать, я записываю».
Марья Петровна что-то вам скажет, и вы это запишете. Если покажется здравым — делайте.
- Поблагодарили, ушли.
- Каждый день формально спрашиваете у ребенка про его успехи.
- Через три недели (срок, проверенный более чем десятилетней практикой: реже — забудет, чаще — надоест) снова появляетесь пред ясны очи Марьи Петровны и говорите:
— Марья Петровна, мы всё делаем, как вы сказали. Что-нибудь заметно? Есть сдвиги?
— Да как-то нет, — честно отвечает Марья Петровна.
— Еще мудрости! — восклицаете вы, пожирая глазами начальство и не забывая ритмично качать головой. — Я записываю и каждый день, как отче наш…
Марья Петровна чуть напрягается и выдает еще каких-нибудь рекомендаций.
— Свет истинного знания просиял перед моим внутренним взором! — радостно заявляете вы и уходите работать.
- Повторение эпизода номер 7. С одной поправкой: Марье Петровне как-то неловко (ведь вы же уже больше месяца действуете по ее собственным рекомендациям!), и она говорит (врет, конечно): «Ну, может, есть какое-то улучшение, но ма-а-аленькое…» «О радость! Еще мудрости!» — взвываете вы, поудобнее перехватывая блокнот и привычно качая головой.
- На следующий день Марья Петровна невольно приглядывается к вашему ребенку (мать так старается!) и полусознательно дает ему чуть-чуть форы: подольше ждет ответа, если речь идет о «тормозе», дает возможность собраться рассеянному и т.д. Ребенок принимает неожиданную поддержку и отвечает или успешно выполняет задание. А она ему говорит: «Вот видишь, ты можешь!».
Вечером вы задаете ребенку дежурный вопрос об успехах, и он радостно докладывает:
— Марья Петровна меня сегодня похвалила! Сказала, что я — могу!
— О! — замечаете вы. — Процесс пошел! Я знала, что так и будет. Заяц, к завтрашнему дню мы с тобой хорошенько подготовимся, чтобы Марью Петровну не разочаровать. Ты поднимешь руку и… Я верю в тебя, заяц!
- Назавтра Марья Петровна чувствует неловкость (вчерашний «обман» стучится из подсознания) и, увидев поднятую руку, решает проверить свои ощущения. Но ребенок действительно отвечает лучше, чем обычно! Ей не показалось, и, значит, вчера не было никакой натяжки! Он действительно выправляется благодаря ее рекомендациям и настойчивости матери в их выполнении!
Ребенок получает полноценную, эмоционально возвышающую похвалу (хотя Марья Петровна хвалит не только и не столько его, сколько себя и вас), которую, естественно, пересказывает дома. Все радуются, ребенок воодушевлен и готов к новым свершениям.
- Вы бежите в школу с неизменным блокнотом и, не забывая непрерывно кивать, благодарите Марью Петровну (при этом не забудьте запросить еще мудрости).
— Да-да, нам нужно еще много работать! — строго скажет Марья Петровна, но ее глаза будут сиять добротой.
- На этом месте замыкается петля обратной связи. Вы и ваш ребенок теперь для Марьи Петровны — ее удача и достижение. Она говорит коллегам: «Вот возьмите Васю! Одна ходячая проблема! Но если семья борется, не опускает рук, мать готова слушать настоящих профессионалов (меня!) и исполнять рекомендации, то даже зайца можно научить стучать на барабане!».
Вася по-прежнему пропускает буквы, путает подлежащее со сказуемым и болтает с соседями, но петля обратной связи захватила и его: Марья Петровна его любит и ценит, он стал лучше учиться и больше не запускает в классе бумажных голубей, чтобы не расстраивать учительницу.
Ложка дегтя: кого-нибудь Марья Петровна все равно «сольет» (работать-то надо). Но это будет не ваш ребенок. Свою удачу не сливают.
Нужен совет. Ребенок не слышит учителя
Сходила на открытые уроки в нашей школе. Ужасно расстроилась — моя первоклашка вообще не работает на уроке, такое чувство, что учителя не слышит.
Расскажите, что можно с этим сделать.
Руку не поднимает, в обсуждении не участвует, сидит с отвлеченным видом. Работали с веерами — очень долго с ними возится, хотя правильные ответы вытаскивает. В тетради, если есть задание решает. Но львиную часть урока занимают именно обсуждения. вопросы и ответы. У нее один раз что-то спросили, она промолчала.
Она, конечно, девочка спокойная, сдержанная на людях, но такого я не ожидала. В детстве была очень стеснительная, недоверчивая, но в последние годы я думала раскрепостилась — ходит на танцы, театралку, спортивные секции, множество кружков, и там работает очень активно, с радостью выступает.
И дома, когда вместе занимаемся уроками, она очень активная, веселая, хорошо отвечает, любит загадки. А на уроке от этого абсолютно ничего нет. Сидит и только глазами медленно хлопает.
Я же по вечерам вижу только тетради, и там был более-менее порядок в начале. А сейчас, когда пошли задачи, и надо обработать информацию перед тем как перенести в тетрадь, началась беда. Тетрадь оформляет неправильно, отступает неверное количество клеток. Условия задачи записывает через раз с ошибками. Даже в ответах на простейшие задачи стала делать ошибки, видимо, не поняв задание.
Расскажите, что можно с этим сделать.
Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание
Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.
Сильный голос
Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих «руководить классом». Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.
Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.
Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.
Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.
Допустим, вы собирались сказать: «Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание». Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове («Ребята, достаньте…») и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: «Ребята…» Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.
Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: «Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет». Дэвид отвечает: «Она тоже меня толкает!» или «Она хотела занять мою половину!». У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: «Маргарет, все так и было?» или «Меня не интересует, что там делала Маргарет». Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: «Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет» или «Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет». В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.
В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: «Но я ничего не делал!» Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: «Я попросила тебя убрать ногу со стула». К этим словам можно уже ничего не добавлять.
Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).
Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.
Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.
Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.
Сто процентов
Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. «Это из области фантастики?» — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.
Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.
- Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
- Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: «Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим». Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
- Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: «Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего».
- Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: «Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое».
- Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: «Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!».
- Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.
Будьте тверды и спокойны
- Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
- Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
- Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. «Смотрите на меня, иначе не поймете» — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: «Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать».
- Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: «Я хочу, чтобы все сели прямо» или, еще лучше: «Мы все должны сесть прямо». Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: «Смотри на учителя, Тревор».
Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения
- Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
- Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: «Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня». Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть «радар».
Что делать, если не нравится учитель?
Будет долго, но наболело тут. И не знаю, что делать.
Блин. У меня тоже проблема. Первая. Можно я здесь вопрос задам?
В общем, у меня магазин детской одежды. Естественно, дома много оседает. Я побаивалась, что ребено будет одет слишком хорошо, не буду распространяться. Форма в школе есть, но там то жарко, то холодно: дети ходят в чем угодно, так разрешили. Форма ужасная, конечно: неудобная, некрасивая, колючая. Ходим в строгой, деловой одежде. Ребенка я научила не реагировать на то, что дети иногда начинают цепляться к шапкам, брюкам, курткам. Это происходило всегда. Я учу не реагировать на зависть и не завидовать самому. Много людей имеют больше, чем он, но большинство — меньше. Мы с ним, конечно, любим красивую одежду, но у нас ее так много, что, в общем, мы и не замечаем, если ее теряем и не расстраиваемся, если там что-то рвется (этот момент важен).
В общем, не смешно. Проблема началась с копеечного галстука. Мелкий сказал, что мальчик С. сломал ему молнию на галстуке. Я говорю: «Ну и что? Куплю десять галстуков, как обещала». Я его за такое не ругаю. Он тут шапку в школе терял классную, дорогую, и то ничего не сказала, хотя шапку жалко было, она ему очень шла, а у меня один размерный ряд, как назло, этих шапок. Ну он маленький же, по дороге в класс перчатки на одном этаже посеял, шапку на другом:) сам был расстроен. На след день все принесли в гардероб, радовался. А тут какой-то галстук… Он его в ранце оставил и вышел. Пришел, в классе был один мальчик, галстук на полу валялся. Мелкий сказал, что это С сломал. С. рыдал. Мне все равно. Ну сломал и сломал. Учительница мне в телефонном разговоре опять про этот галстук. Я говорю: «Это ерунда, не имеет значения». И все. Я уехала в командировку. Приезжаю, мама мне рассказывает, что поднялась буча такая. Учительница обвинила ребенка во лжи. Ребенок плакал: «Бабушка, я боюсь тебе сказать, учительница меня вруном назвала громко, все слышали». Пипец. Я вспомнила о подобной ситуации в первом классе, знаете, до сих пор неприятно так вспоминать это. Ну я стала разбираться: оказывается, мелкий не видел, как это произошло. Он предположил, что С сломал, раз он был один в классе, да и между мальчиками, по словам учительницы, возник конфликт или спор за лидерство в классе. Мелкий — своеобразно-харизматическая личность, любимец девочек (сколько б их ни было, все вокруг него, а он им так мило улыбается, это с года такая у нас песня, все время с девчонками, они его любят и уже назваивают вовсю, даже двенадцатилетние — аут). С мальчиками он плоховато дружит, он хочет, но они вечно с ним конфликтуют, спорят опять же за лидерство. А он лидер. Это все психологи мне говорили, причем ярко-выраженный, характерный такой пацан, но не агрессивный совсем, я его с трудом сдачи давать научила.
Так вот… Я тоже на мелкого со всей дури наехала: «Не пойман — не вор, нечего домысливать». Потом отошла и поняла, что это я зря сделала. Он никогда не был в такой ситуации еще. Ни разу. Ему только 7 лет, и никто ему не говорил до того: «Не пойман — не вор». На следующий день я ребенку все объяснила, что можно, что нельзя.
Но… учительница… Она как могла вообще обзывать ребенка вруном при всем классе? Почему ей нужно было ребенка загасить, унизить? Ему, правда, было очень обидно, он до сих пор обижается. А мне неприятно. Я ничего хорошего от школы не ждала. По первому образованию я тоже преподаватель, и в школе год отработала в старших классах. Ну нельзя так. Нельзя и все. Она должна была собрать мальчиков, которые конфликтуют между собой, успокоить их как-то… Какой-то галстук, господи… Но не суть важно. Отношение, неумение или нежелание учителя разрешать конфликтные ситуации — вот, что настораживает. И ведь бесполезно что-то менять. Я не верю в то, что где-то сейчас в наших школах есть супе-педагоги. Лучшие из моих однокурсниц давным-давно школы покинули, получили другое образование. Я по школе скучала долго, по работе в школе. Свою школьную жизнь не люблю вспоминать, а учеников своих помню. И мне непонятно, как можно вообще унизить ЛЮБОГО ребенка, ни за что, в общем-то? Можно же было просто сказать, что нельзя так говорить, нельзя обвинять без доказательств. Ну я, видите, тоже наехала на сына, но я так, сдуру, уже разволновалась после случившегося, да и не работаю я с детьми, то есть я с удовольствием с ними беседую, играю, но я ж не классный руководитель.
Может, я из мухи слона раздуваю, но я просто не хочу, чтоб ребенок плакал из-за учителей в школе. И считаю, что права ребенка были нарушены. Скажите мне, что я зря переживаю, а то я ж уже не знаю, что делать. Главное, мне нравилась учительница, но теперь нет. И не будет нравится.Сообщение было изменено пользователем 26-09-2008 в 00:58
Что делать, если ребёнку не нравится в школе
Причины и признаки кризиса
Чаще всего неприятие школы вызывает буллинг. Ребёнок может быть наблюдателем конфликта, но получать при этом не меньшую моральную травму, чем жертва и буллеры.
О травле можно догадаться по психофизическим и поведенческим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди.
- Беспокойство, тревожность.
- Нарушенный сон, кошмары.
- Проблемы с аппетитом.
- Излишняя уступчивость и осторожность.
- Склонность к уединению.
- Нежелание идти в школу.
- Плохая успеваемость.
Давление может исходить не только от детей, но и от взрослых, со стороны учителей или администрации школы. Так было в истории хоумскулинга семьи Ярыш.
Читать целиком интервью с Ксенией Ярыш →
«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».
Порой дети испытывают дискомфорт в стенах школы без какого-либо конфликта. Просто не вписываются в систему. В качестве иллюстрации — ещё одна история хоумскулинга.
Читать целиком историю хоумскулинга семьи Фукс →
«Неофициальная, но самая важная причина, — моей разумной и покладистой девочке было плохо в школе. Мне это стало очевидным после записей в её Instagram: “Это вид из окна нашей тюрьмы”, “Ненавижу того, кто придумал школу” и прочее-прочее. Моей дочери нужна другая среда, другое отношение, минимум давления системы над личностью. Я её очень понимаю в этом и не хочу игнорировать её внутренний запрос».
Алгоритм выхода из трудной ситуации
Предпринимайте шаги последовательно.
Шаг 1. Разговор с ребёнком
Заметив неладное, не спешите идти «разбираться» в школу. Сначала спокойно, деликатно побеседуйте с ребёнком. Старайтесь не повышать голос и не принимать чью-либо сторону — вам нужны факты, а не эмоции. Возможно, потребуется несколько заходов или даже помощь психолога, чтобы разговор получился откровенным. Проявите терпение — услышать позицию ребёнка очень важно.
Шаг 2. Разговор с учителем
Когда речь идёт о конфликте между детьми, необходимо убедиться, что педагог о нём знает, и выяснить, какие меры предпринимаются для примирения сторон. Если учитель в курсе сложившейся ситуации, но предпочитает её игнорировать, лучше сразу перейти к третьему шагу.
Чтобы разобраться в конфликте между учеником и учителем, с глазу на глаза переговорите с педагогом. Постарайтесь внимательно слушать, не перебивать и не оправдывать своего ребёнка (даже если он прав). Когда преподаватель выскажется, донесите до него позицию вашей семьи. Часто после таких мирных бесед проблема исчезает.
Шаг 3. Смена формы обучения
Если разговор с учителем не задался, можно попробовать договориться с директором о переводе ребёнка в параллельный класс или вовсе сменить школу. Но ни то ни другое не гарантирует, что конфликт не повторится.
Избавиться от школьных передряг можно, перейдя на семейное обучение. Сейчас разрешается получать образования вне стен школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Ребёнок может осваивать программу самостоятельно с родителями и репетиторами или в онлайн-школе. Семья Ярыш и семья Фукс обратились за помощью в «Домашнюю школу Фоксфорда» и тут же почувствовали разницу.
«Во время урока никакого крика, давления, нелепых высказываний и воспитательного экстаза учителя. Ни одного ученика никогда не назовут по фамилии. Меня эта манера школькольных учителей передергивала ещё, когда я сама училась в школе: ну с какой стати я к вам по имени отчеству, а вы ко мне по фамилии? Настоящее спасение нервной системы и психики».
Справиться с последствиями школьных конфликтов и адаптироваться к новой системе обучения в домашней онлайн-школе «Фоксфорд» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Консультации проводятся бесплатно.
Вывод
Причина нелюбви к школе обычно кроется в конфликтах с одноклассниками и/или учителями. А порой подростки просто не приемлют классно-урочную систему и бюрократию.
Если ребёнок ходит в школу через силу, поговорите с ним. Возможно, ему будет лучше на семейном обучении.