Жених не хочет креститься и в будущем крестить детей. Мама против такого брака, что делать?
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Очень хотелось бы посоветоваться. Я крещеная, мама, папа тоже. Мы с молодым человеком хотим пожениться. Создать свою семью, детей. Но он атеист. Его родители крещёные, но мама не стала крестить в детстве его и брата. В будущем я бы хотела покрестить ребёнка, но в этом у нас разногласия. Молодой человек считает, что, когда ребёнок вырастет, он сам решит, надо ему это или нет. Моя мама считает, что нам будет очень тяжело. Призывает моего парня принять крещение, но он не хочет. Считает, что ему это не надо. В принципе, нам вера никак не мешает. Но когда встаёт вопрос о крещении ребёнка, мама очень недовольна этим решением (она каждое воскресенье ходит на службу в церковь, с утра и перед сном молится). Как быть в данной ситуации? Я склоняюсь к тому, чтобы подождать, но как объяснить это маме? Ведь она этого никак не хочет понимать, от этого и многочисленные ссоры. Спасибо.
Кристина
Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:
Здравствуйте, Кристина!
О супружеской жизни с неверующим мужем Апостол Павел писал следующее (1 Кор, 7):
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Так сказал Апостол для того, дабы жена (верная) не опасалась сделаться нечистою от сожития с таким мужем (неверным, и обратно). Напротив, чистота жены верной превозмогает нечистоту мужа неверного, равно как и чистота верного мужа превозмогает нечистоту неверной жены. Идолослужитель нечист, но жена его от этого не нечиста. Если б она участвовала с ним в том, в чем он нечист, то есть в нечестии, то и сама стала бы нечистою; а теперь в ином нечист идолослужитель, а в ином участвует с ним жена, в чем он не нечист, ибо в браке и совокуплении они взаимно участвуют. Притом здесь есть надежда, что жена неверного обратит его, ибо она для него своя. Притом с неверным она живет не просто, а по его желанию. Итак, есть ли, скажи мне, какой вред от того, что они остаются в соединении, когда и благочестие сохраняется в целости, и остается благая надежда на обращение неверного, и избегаются поводы к напрасным ссорам?”
Причиной брака часто служит не только чадородие, но и уцеломудрование, избежание блуда и неразжигание. Святитель Иоанн Златоуст ставит эту причину главнее чадородия.
Материал по теме
Всё таинство становится явным
Убедиться в том, что церковные таинства — не пустая человеческая выдумка, что в них и вправду действует Бог, возможно лишь одним способом — получив через них помощь свыше. Поэтому я не буду теоретизировать, а просто попробую здесь рассказать запомнившиеся случаи того, как Господь через таинства участвовал в жизни нашей семьи.
Самое главное – вы сами молитесь и просите Бога, чтобы Он Сам все премудро устроил, глядишь, и благодаря вам ваш молодой человек обретет веру и спасение!
Обращу Ваше внимание вот на какой момент – Вы приводите как аргументы мнение мамы, необходимость ей объяснить и то, что мама молодого человека крещеная… А где Ваша позиция как взрослого человека? Ваша позиция по поводу веры и Церкви? Вера не может мешать или не мешать жить, это из другой области. Это Ваши, и Вашего молодого человека, и каждого человека отношения с Богом, нашим Творцом, то, как человек сам определяется по отношению к Нему. Церковь – это мистическое Тело Христово, особое сообщество людей, которые родные друг другу, братья и сестры, потому что приняли Крещение и у них один Отец – Бог. Участие в богослужении, молитва, участие в Таинствах – это одна из граней жизни, я бы даже сказал, ее основа, благодаря чему мы питаем нашу душу и вообще живем, получаем возможности, которых у нас не было раньше. Например, возможность исповедовать грехи и освобождать свою душу от них, возможность причаститься Тела и Крови Христа и соединиться с Ним таким таинственным образом, обрести правильное, ничем не искаженное и не затененное устроение внутреннего мира. Если Вы все это понимаете, молитесь Богу о своем будущем муже, чтобы Он дал вам обоим радость не только совместной жизни в браке, но еще и совместной церковной, духовной жизни. Вы же понимаете, что венчание с некрещеным человеком невозможно. Также, если Вы христианка, Вы понимаете, что без крещения ребенка нельзя будет причащать, то есть этой возможности Вы его сразу лишаете.
Так что я бы тут на первое место поставил не задачу объяснить маме, а самим для себя уяснить, что такое Церковь, и потом принять взвешенное решение. Добрый человек, видя Вашу искреннюю веру, скорее всего, придет в храм, потянется ко Христу. Поговорите с мамой, выслушайте ее аргументы, подумайте над ними. А если Ваша мама лучше разбирается в церковной жизни и более опытный в этом плане человек, попросите ее помолиться о Вас, Вашем молодом человеке и о том, чтобы Господь все устроил.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото window lightroom 瘋狂的窗口
Крестить ли ребенка через «не хочу»?
Прочитав статью иерея Святослава Шевченко «Капризное оглашение…», я испытал чувство, мягко скажем, недоумения.
Да, действительно практика крещения и причащения детей вопреки явному несогласию, иногда насильно, с заламыванием рук и открыванием пальцами рта, к величайшему сожалению, у нас на приходах распространена достаточно широко.
Священник Александр Пикалев
И связано это с тем самым пресловутым «православным» магизмом, когда люди верят в обряд, в молитву, в святыньку больше, чем в Бога. И поэтому уверены в том, что ребенка можно и нужно крестить через все крики, вопли, слезы и сопли, – мол, благодать сама все сделает. Это с точки зрения магического мышления, которое у нас выдается за православную веру, нередко и самими пастырями, совершенно оправдано.
А теперь давайте поставим себя на место ребенка. Не новорожденного малютки, а ребенка 4–6 лет от роду, когда малыш уже способен давать оценку тому, что происходит вокруг него, сознательно соглашаться или отказываться, благодарить или протестовать, который уже очень хорошо понимает и запоминает насилие, которое было к нему применено, и тех, кто его применил.
Неужели кто-то думает, что у младенца, которого крестят и причащают с применением физической силы, вопреки явно выраженному несогласию и протесту сформируется какой-то положительный образ священника или Церкви. Нет. Батюшка будет для него в полном смысле Карабасом-Барабасом, который его мучил. И отношение ребенка будет соответствующее.
Совершенно неприемлемыми, в данном случае, я считаю следующие определения:
«На мой субъективный взгляд, греческий случай – яркий пример либерализации церковного общества».
При чем тут либерализация? Это самый что ни на есть классический христианский традиционализм. Где-нибудь в Писании или у святых отцов мы читаем, что можно причислить человека к Церкви вопреки его воле? Какой-нибудь канон нам предписывает крестить через «не хочу»? Нет.
Совсем другое дело, когда родители крестят ребёнка не ради самого ребенка и не ради Христа, а ради самих себя. Ради пофотографироваться. Тогда, конечно, ребенок – это существо, обслуживающее желания родителей. Но тогда это уже не христианство никакое, а просто очередной семейный аттракцион наподобие катания на пони или посещения дельфинария.
«Греческий батюшка спрашивает у девочки, которая и говорить-то недавно научилась, хочет ли она креститься. Ну, по этой же логике нужно было спросить у трехлетки: хочет ли она замуж и рожать детей?»
Да! Если бы девочку в три года выдавали замуж, у нее таки надо было бы спрашивать, хочет ли она это делать. Но в три года никто замуж не выходит. Батюшка еще предложил бы спросить, хочет ли девочка, чтоб ее похоронили в земле или кремировали после смерти. Замужество – это где-то там и для сознания ребенка неактуально и практически нереально. А крещение – это здесь и сейчас. И поэтому к «нет», сказанному ребенком, в данном случае, надо относиться так же серьезно как к «нет», сказанному невестой во время сватовства.
«И не ребенок выбирает, в какой семье ему родиться, в том числе, если это семья православная».
Это так, но не надо забывать, что ребенок, в какой бы семье он ни родился, имеет полное право на непринуждение и на ненасилие в вопросах религиозной жизни.
«Мы же не полагаемся на мнение маленького ребенка при выборе, например, одежды для него? Мы руководствуемся своим опытом и вкусом. В дальнейшем, когда дочь подрастет – она сама будет одеваться, а пока доверяется родителям».
Еще как полагаемся. Мою четырехлетнюю дочь невозможно заставить надеть вещь, если она по какой-то, ей одной ведомой причине, считает ее некрасивой. Можно, конечно, заставить ценой истерики. Но мы пошли другим путем – показываем ей новую шмотку и если она получила одобрение, покупаем.
А тут нам предлагают посвящать ребенка в веру по принципу: «нравится – не нравится, терпи, моя красавица». Спрашивается: с какой стати?
«И потом, если устроить такой день самоуправления и отдать на откуп ребенку все жизненно важные вопросы, то он будет есть только сладкое, отказавшись от всего, по его мнению, невкусного – в том числе, и от нужных горьких лекарств. Также откажется учиться и будет все дни напролет смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры».
Отчасти соглашусь. Иногда можно и нужно ограничивать ребенка в тех или иных развлечениях. Даже строго. Даже насильно. Можно ли насильно отобрать у ребенка компьютер? Да, безусловно! А можно ли его насильно заставить полюбить «Евгения Онегина»? Так же, безусловно, нет. А как раз это нам и предлагается.
Если мы ведем ребенка к врачу, наша цель – не научить ребенка любить врача и уколы. Ненавидь, но лечиться будешь. Потому что то удовольствие, которого жаждет твой мозг, может быть очень большой проблемой для желудка или зубов. И потому любовь к врачу – дело десятое, а на первом месте польза.
Отец Святослав Шевченко дерзнет сказать, что любовь крещаемого сознательного ребенка ко Христу и Церкви – дело десятое? Или, может, мы рассчитываем на Стокгольмский синдром: если систематически мучить, то рано или поздно мучимый проникнется сочувствием и любовью к мучителю? Не думаю, что на «стерпится-слюбится» в данной ситуации можно рассчитывать.
Если мы, протестуя против абортов, главным аргументом считаем утверждение, что дети – это полноценные люди и имеют такие же права, то давайте развивать эту логику до конца: ребенок, если он научился говорить слово «нет» и понимает, что оно значит, должен иметь полное право сказать «нет» в тех вопросах и ситуациях, которые, по умолчанию, предполагают свободный выбор. И к этому «нет» надо относиться серьезно.