Содержание
Вера и наука
Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное.
Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Религия, главным нервом которой является вера, с самого начала истории человечества и до нынешнего дня отвечает самым глубоким запросам человеческой души, а именно потребности найти опору в абсолютном Существе. Попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только абсолютное и вечное начало, каким является Бог, может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни.
Наука же удовлетворяет естественные потребности человека. Ее цель — объективное познание специальными методами природы, человека и общества. Выдающийся физик Роберт Гук (1635–1703) дает классически точное определение: «Задача науки состоит в изыскании совершенного знания природы, а также свойств тел и причин; эти знания приобретаются не просто ради самих себя, а для того, чтобы дать возможность человеку вызывать и совершать такие эффекты, которые могут наиболее способствовать его благополучию в мире».
Вера, религия, целью которой является высшее духовное благо, не только не отрицает право на благополучие человека в мире, но и духовно освещает земную деятельность, дает нравственные ориентиры. Только при свете истинной религии, которая делает для человека ясными цели бытия в этом мире, земная деятельность может приносить ему благо.
Религия и наука дополняют друг друга не только в области социальной, но и в области познания. Как религия, так и наука дают человеку знания. Однако познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия — со сверхъестественными.
Разум требуется не только в науке и практической деятельности, но и в религии. Он нужен, чтобы познать Бога и строить духовную жизнь. Священное Писание говорит о мудрости и разуме как о ценном даре, который подает людям Бог: И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря (3 Цар 4, 29). Слово разум и производные от него (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются триста шестьдесят раз. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим 2, 7). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена святых: Василий Великий, блаженный Августин, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и другие. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — писал великий богослов, святой Иоанн Дамаскин (выделено нами. — Авт.).
Утверждение о том, что религия и наука находятся в противоречии, логически произвольно и не имеет под собой никаких оснований. Иммануил Кант показал, что теоретический разум, который реализуется в науке, имеет строгие границы и не может ни доказать, ни опровергнуть то, что находится за пределами чувственного опыта. Несоблюдение этого принципиального логического требования уводит ученого из сферы науки в область идеологии, что и произошло, когда в конце XVIII века, в «эпоху Просвещения», стал зарождаться эволюционизм. Скептицизм и неверие — болезнь европейской культуры последних трех столетий. Нарастающее обмирщение жизни приводит к бездуховности. Именно на этой почве получил широкое распространение дарвинизм, который был направлен против библейского учения о Боге как Творце. Нетрудно проследить генетическую связь дарвиновского учения с основными философско-идеологическими идеями конца XVIII — первой половины XIX столетия. Дарвинизм полностью опровергается данными палеонтологии: летопись земли не содержит промежуточных звеньев, которые бы подтверждали эволюционный процесс. С появлением генетики эволюционизму был нанесен смертельный удар. В 1866 году вышел классический труд монаха августинского монастыря святого Томаша в Брюнне (ныне город Брно) Грегора Менделя «Опыты над растительными гибридами». В 1900 году Х. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак на собственных опытах убедились в справедливости выводов Г. Менделя и сформулировали закон наследственности. Именно законы, открытые генетикой, выбили из фундамента эволюционной концепции один из краеугольных камней — тезис о передаче по наследству благоприобретенных признаков. Генетика показала, что вид обладает надежным внутренним механизмом, дающим ему удивительную устойчивость. Говорить об эволюции вида стало научно некорректно. Однако дарвинизм, как и всякая идеология, оказался живучим. Он не только оказал разрушительное влияние на религиозное сознание многих, но и нанес серьезный вред биологической науке. Академик РАН Ю. П. Алтухов (1936–2006), открывший явление генетического мономорфизма видов и оптимального генетического разнообразия популяций, пишет: «Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений “всемогущий” естественный отбор. Ответственность за эту подмену в значительной степени лежит и на ученых. Тщательное исследование Священного Писания дает все необходимые предпосылки для твердой веры. Таким образом, вера и объективное научное знание не противоречат друг другу — они говорят об одном и дополняют друг друга. Мы надеемся, что после длительного отступления от веры в жизни общества вновь возобладает мировоззрение, основанное на христианстве, определявшем формирование европейской культуры на протяжении двух тысячелетий».
Попытки атеистов в наше время взять в союзники науку лишены всякого основания. Против этого выступают сами ученые. Так, нобелевский лауреат по физике, изобретатель лазера Чарльз Таунс (род. 1915) говорит: «Наука и религия часто рассматриваются как отдельные аспекты наших убеждений и представлений о мире. Однако религия представляет собой попытку понять цель Вселенной, а наука — попытку понять ее природу и характеристики, поэтому наука и религия тесно связаны». Столь же решительно об этом говорит великий физик XX столетия Макс Планк (1858–1947): «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обусловливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц».
Знания о мире нужны человеку не только для жизнедеятельности. Природа с ее красотой, гармонией и разнообразием безмолвно свидетельствует о Творце. «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог», — писал Исаак Ньютон.
Правда ли, что наука опровергает религию?
Наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть религию. Научные достижения привели к тому, что некоторые религиозные представления, в частности идея, что Земля была создана совсем недавно, что Солнце вращается вокруг Земли или что психические заболевания происходят от одержимости духами или бесами, оказались под вопросом. Но многие религиозные представления касаются сущностей и идей, на сегодня находящихся за пределами доступных науке областей исследования. Поэтому было бы неверно утверждать, что все религиозные представления могут быть поставлены под сомнение в связи с научными открытиями.
Наука продолжает развиваться и, несомненно, достигнет новых, более полных и более точных объяснений природных явлений, в том числе более глубокого понимания биологической эволюции. Но и наука и религия страдают от утверждений, что наблюдения, еще не объясненные наукой, следует объяснять вмешательством сверхъестественного божества.
Богословы обратили внимание на то, что из-за растущего объема научных знаний о природных явлениях, которые раньше относили на счет сверхъестественных причин, поиски Бога «в пробелах» могут только подрывать веру. Более того, такой подход смешивает роли науки и религии, приписывая одной из них объяснения явлений, лежащих в сфере другой. Многие ученые писали о том, как результаты их научных изысканий внушали им благоговение перед творением и помогали лучше понять Творца (см. раздел «Рекомендуемая литература»). Научные исследования совсем не обязательно умаляют или подрывают религиозную веру.
Рекомендуемая литература
Интернет
Национальная академия наук поддерживает сайт, где представлены публикации и другие ресурсы, посвященные эволюции и преподаванию эволюции. На сайте Академии также даны ссылки на другие полезные сайты об эволюции и о природе науки, поддерживаемые другими научными организациями.
См. дополнительную информацию на сайте: http://nationalacademies.org/evolution.
Научные работы, результаты которых обсуждаются в данной книге
Книги об эволюции, о природе науки и об образовании в области научных дисциплин
Представленный ниже список включает книги, отобранные из огромного множества имеющихся изданий, посвященных эволюции, науке и научному образованию. Более подробный список источников по этим темам имеется на соответствующей странице сайта Национальной академии наук США. Мнение Национальной академии наук по обсуждаемым в перечисленных ниже книгах вопросам не обязательно совпадает с мнением их авторов.
Книги об эволюции
-
Ayala, Francisco J. 2007. Darwin’s Gift to Science and Religion. Washington, DC: Joseph Henry Press. Эволюционист, получивший теологическое образование, рассказывает об эволюционной теории и ее совместимости с верой.
-
Carroll, Sean B. 2006. The Making of the Fittest: DNA and the Ultimate Forensic Record of Evolution. New York: Norton. Книга о связи изменений, происходящих с ДНК с течением времени, с эволюцией организмов — и о новой науке, эволюционной биологии развития («эво-дево»).
-
Dawkins, Richard. 1996. Climbing Mount Improbable. New York: Norton. Авторитетное и изящное описание эволюционного происхождения «замысла» организмов.
-
Dennett, Daniel C. 1995. Darwin’s Dangerous Idea Evolution and the Meanings of Life. New York: Simon and Schuster. Исследование концептуальной новизны идей Дарвина и того, как эти идеи повлияли на другие области человеческой мысли.
-
Fortey, Richard. 1998. Life: A Natural History of the First Four Billion Years of Life on Earth. New York: Knopf. Увлекательное описание истории жизни на Земле.
-
Gould, Stephen J. 1992. The Panda’s Thumb. New York: W.W. Norton. Колонки Стивена Гульда в журнале Natural History были собраны и опубликованы в виде серии книг, в том числе Ever Since Darwin, Hen’s Teeth and Horses’ Toes, Eight Little Piggies, The Flamingo’s Smile и Bully for Brontosaurus. Все это хорошие популярные введения в основные идеи теории эволюции, к тому же в высшей степени увлекательно и понятно написанные.
-
Hazen, Robert M. 2006. Genesis: The Scientific Quest for Life’s Origins. Washington, DC: Joseph Henry Press. Интригующее изложение современных идей о происхождении жизни на Земле, включающее рассказ об опытах Хейзена и других исследователей, которые проверяли состоятельность различных существующих гипотез.
-
Horner, John R. and Edwin Dobb. 1997. Dinosaur Lives: Unearthing an Evolutionary Saga. New York: Harper Collins. Истории о том, как палеонтологи ищут и находят окаменевшие кости и яйца динозавров, а также многое другое, в том числе изложение взглядов автора на динозавров и эволюцию.
-
Kirschner, Marc W., and John C. Gerhart. 2005. The Plausibility of Life: Resolving Darwin’s Dilemma. New Haven, CT: Yale University Press. Книга объясняет, как маленькие изменения в ДНК организма могут приводить к возникновению новых биологических структур и систем.
-
Mayr, Ernst. 2001. What Evolution Is. New York: Basic Books. Авторитетный и подробный обзор эволюционной теории.
-
Mindell, David P. 2006. The Evolving World: Evolution in Everyday Life. Cambridge, MA: Harvard University Press. Описание многих практических приложений представлений об эволюции: в медицине, сельском хозяйстве, в деле охраны природы и в других отраслях.
-
National Academy of Sciences. 1998. Teaching About Evolution and the Nature of Science. Washington, DC: National Academy Press. Руководство для учителей, политиков, родителей и прочих по методам преподавания вопросов эволюции и природы науки.
-
Weiner, Jonathan. 1994. The Beak of the Finch: A Story of Evolution in Our Time. New York: Knopf. Рассказ о фундаментальных эволюционных принципах и о том, как они отражаются в продолжающейся эволюции вьюрков на Галапагосских островах.
-
Zimmer, Carl. 2002. Evolution: The Triumph of an Idea. New York: Harper. Обзор основ эволюции — и сопроводительный текст к одноименной серии передач PBS, расследующих влияние и область применения идей Чарльза Дарвина.
не противоречить
Смотреть что такое «не противоречить» в других словарях:
-
противоречить — См … Словарь синонимов
-
ПРОТИВОРЕЧИТЬ — ПРОТИВОРЕЧИТЬ, противоречу, противоречишь, несовер., кому чему и (устар.) с кем чем (книжн.). 1. Возражать, не соглашаясь с кем нибудь, перечить. «Принадлежала к тому разряду людей, которые всегда говорят так, как будто им противоречат.»… … Толковый словарь Ушакова
-
ПРОТИВОРЕЧИТЬ — ПРОТИВОРЕЧИТЬ, чу, чишь; несовер. 1. кому. Возражать, не соглашаться с кем н. П. старшим. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), чему. Не соответствовать, заключая в себе противоречие, противоречия. Показания свидетелей противоречат друг другу.… … Толковый словарь Ожегова
-
противоречить (кому-л., чему-л.) — — Тематики энергетика в целом EN conflict … Справочник технического переводчика
-
противоречить — закон противоречит • субъект, Neg, оценка, соответствие противоречить действующему законодательству • непрямой объект, Neg, оценка, соответствие противоречить духу • Neg, оценка, соответствие противоречить законам • непрямой объект, Neg, оценка,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
-
противоречить — • в корне противоречить • серьезно противоречить … Словарь русской идиоматики
-
противоречить — ▲ быть (в отношении) несовместимый противоречить чему. находиться в противоречии с чем. вызывать противоречия. приходить в конфликт с чем. идти вразрез с чем. расходиться с чем. не вязаться. плохо вязаться с чем. концы с концами не сходятся … Идеографический словарь русского языка
-
Противоречить — несов. неперех. 1. Заключать в себе противоречие 1. 2. Возражать, не соглашаясь с кем либо, чем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
противоречить — противоречить, противоречу, противоречим, противоречишь, противоречите, противоречит, противоречат, противореча, противоречил, противоречила, противоречило, противоречили, противоречь, противоречьте, противоречащий, противоречащая, противоречащее … Формы слов
-
Противоречить духу и букве закона — Публ. Быть незаконным. Hau, 73 … Большой словарь русских поговорок
-
противоречить — противор ечить, чу, чит … Русский орфографический словарь