Содержание
- Как связаны наука и религия?
- НАУКА И РЕЛИГИЯ
- Аргумент от восхищённых религиозных учёных
- Контрапологетика
- Логические ошибки
- Внешние ссылки
- Связанные аргументы
- Примечания
- Великие физики о вере и Боге
- Разница между наукой и религией
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
- Отличие науки от религии помимо прочего заключается в том,что: а)наука претендует на то,чтобы объяснить всё ,а религия-нет б)наука ставит под сомнение имеющиеся в её активе знания в)наука стремится к однозначным высказываниям,а религия допускает иносказания г)научные выводы невозможно проверить в отличие от религиозных Ответов может быть несколько Плес
- Религия, искусство, наука. В чем разница?
- Религия. Искусство. Мораль
Как связаны наука и религия?
Есть мнение, что сейчас идёт слияние таких, казалось бы, разных, противопоставленных друг другу сфер, как наука и религия. Есть ли тут противоречие?
На каком-то этапе своего развития человек считал, что религия может дать ему ответы на все его вопросы. Потом появилась наука. Пришло время переосмыслить, действительно ли Господь столь всемогущ. Сомнение породило науку, которая стала религией другого типа – религией отрицающей религию. Человек начал верить(!) в то, что она-то ему и даст ответы на все его вопросы. Так уж устроен человек. Если он что-то знает поверхностно, не углубляясь, то ему кажется всё просто… У него нет сомнений. Но стоит хоть чуть больше взглянуть глубже, и уже не так оказывается всё просто, как виделось раньше. Как говорили Древние Греки, чем больше мы узнаём, тем больше перед нами открываются горизонты необъятного, непонятного. Так и вышло! Чем больше развивалась наука, чем больше мы узнавали, тем больше понимали, что «мы знаем только то, что ничего не знаем».В следствии этого у религии появляются весомые аргументы.
Исходя из классических представлений о религии и науке, в первой нужно просто верить, а во второй — доказывать. Вот и получилось, что доказать получается далеко не всё, даже, я бы сказал, почти ничего не удаётся, поэтому то, где доказать мы не можем, там мы используем религию или её подобие. Её элементами мы прикрываем пробелы в науке.
Вот такая вот взаимопомощь между религией и наукой.
Возможно, что появится что-то третье, и станет, на время, новым де-факто… Но это лишь на время…
НАУКА И РЕЛИГИЯ
— два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия — к сверхъестественному.
Формы и способы взаимоотношения науки и религии весьма разнообразны. Взаимодействие науки и религии имеет долгую историю. Длительное время они развивались в рамках мифологии и не выделялись в качестве самостоятельных форм. Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Наука вырабатывает свои методы и критерии, свою модель рациональности и картину мира.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и на их основе выстраивает законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Наука имеет практическую направленность (критерий практики в науке появляется в эпоху Возрождения). Наука тесно связана с техникой, поскольку техника — это одно из практических воплощений науки.
По сути дела, религия и наука являются двумя различными способами объяснения одной и той же реальности. Они объясняют
сущность, происхождение мира, жизни и человека.
Религия в известном смысле является более сложным явлением, чем наука, ведь она соединяет в себе церковь как социальный институт, веру человека и моральные основы человеческого бытия. Религия рассматривает взаимоотношения человека с Абсолютом. Религия охватывает сотни миллионов людей, тогда как лиц, занимающихся наукой, значительно меньше.
В Античности религия и наука развиваются вместе, в то время еще не возникает острых столкновений между ними. В Средние века религия становится определяющим фактором развития мировоззрения, наука же рассматривается только как дополнение к религии. Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных истин к философским и религиозным.
Начиная с эпохи Возрождения соотношение науки и религии резко меняется. Решающим столкновением между наукой и религией становятся споры вокруг системы мира Н. Коперника. Ортодоксальной считалась система мира К. Птолемея, согласий которой Земля покоится в центре Вселенной, в то время как Солнце, Луна, планеты и система неподвижных звезд вращаются вокруг нее — каждая по своей сфере. Согласно коперни- канскому учению Земля вовсе не покоится, а движется вокруг Солнца и вокруг своей оси. Позднее научные взгляды о мире были развиты Галилеем.
Г. Галилей указывает на существенные различия между суждениями науки и веры. У науки и веры, по его мнению, разные основы и задачи. Наука не должна зависеть от традиции и догм, а научное знание должно быть автономным, поскольку в основе науки лежит эксперимент.
В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII-XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира, которая на основе законов механики претендует постичь все, исходя из самой природы. Законы сохранения энергии и движения, закон сохранения вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира, тем самым лишая религиозные представления объяснения с точки зрения природы. В это время была достигнута практически полная независимость науки от религии, появляется и атеизм, первыми наиболее последовательными представителями которого были французские просветители. Атеизм нашел свое практическое воплощение в лозунгах Великой французской революции.
В XIX в. последовала реакция на указанные процессы, но авторитет науки, поддержанный к тому же промышленным переворотом, уже настолько упрочился, что ей оказались не опасны наступления религии. Вера в науку значительно заместила веру в религию. Наиболее серьезная попытка клерикалов взять реванш — дискуссия вокруг дарвиновской теории происхождения видов, особенно вокруг тезиса о происхождении человека. Но и она была отбита без особого труда и с большим почетом для ученых.
В итоге к н. XX в., по крайней мере в просвещенной части общества, атеизм, основанный на вере во всемогущество науки, победил безоговорочно. «Бог умер» — провозгласили философы (Ф. Ницше). В этом, однако, таилась одна из двух главных опасностей для чисто атеистического научного мировоззрения: подобная позиция была убедительной только для интеллектуально развитой части общества, для просвещенного меньшинства жителей планеты.
Другая опасность для атеистического мировоззрения неожиданно выросла из самой его основы и гордости — фундаментальной науки, главным образом физики. Развитие квантовой физики и теории релятивистской гравитации привело к открытию принципиальных внутренних ограничений в изучении микро- и макромира. Оказалось, что наука вовсе не всемогуща. Этим не преминули воспользоваться теологи. Так, католический
теолог Ж. Маритен утверждал, что наука и теология достигли линии водораздела. Начиная с 20-х гг. XX в. в науке совершаются открытия и возникают теории, которые не вписываются в механистическую модель мира, требуя ее серьезного пересмотра. К ним относятся теория относительности, изменившая представление о связи пространства и времени, квантовая физика, открывающая законы микромира и др. На основе этих открытий пока не выработана современная научная картина мира столь же целостная, как и созданная на основе механики.
В конце XX в. «идеологический диктат» атеизма исчезает, он уже не столь популярен, его сменяет не убежденная религиозность, а скептицизм и абстрактная религиозность, большим потоком в сознание людей вливаются всевозможные явления — оккультизм, мистика, теософия, магия, спиритизм и др. Несмотря на это, религия и наука по-прежнему имеют разные основания: наука опирается на знание, полученное научными методами, а религия — на веру.
Можно выделить несколько подходов при рассмотрении науки и религии:
- Подходы, утверждающие, что главную роль играет наука. Они проявились в XVII- XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира.
Натурализм и материализм — это мировоззренческие позиции, в которых не только утверждается главенствующая роль науки, но и полностью отрицается потребность в религии.
- Подходы, отдающие главную роль религии. Эта точка зрения была главной в эпоху Средневековья. В настоящее время этого взгляда придерживаются религиозные мыслители, теологи; существует ряд философских течений, в которых приоритет отдается религии.
- Есть концепции, считающие, что наука и религия должны развиваться параллельно. Их сторонники исходят из того, что науку и религию можно примирить, найти их общие основания (см., напр.: Чичерин Б. Наука и религия. М., 1999). Ведь именно разум определяет содержание религии, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв между наукой и религией происходит от недостаточного развития науки или от несовершенства религии. Окончательная цель развития — высшее объединение обеих областей, синтез всего духовного мира. Религия и наука не противоречат и не могут противоречить друг другу по той простой причине, что они говорят о разном; противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете: наука изучает действительный мир, религия познает Бога, поэтому истины одной не должны противоречить истинам другой (Франк С. Религия и наука. М., 1992).
В ответ на это надо признать, что религия и наука имеют и общие вопросы, причем важные.
Таким вопросом, напр., является вопрос о сущности мира. С точки зрения классической науки Вселенная представляет собой замкнутую, саморегулирующуюся систему, в которой все происходящие процессы идут «сами по себе», без всякого внешнего вмешательства, и могут быть описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы науки, не нуждается в гипотезе Бога. Другими словами, Вселенная — это мир, детерминированный динамическими и статистическими законами и только ими, принципиально лишенный чего бы то ни было внешнего по отношению к нему; это мир, частицей которого являемся и мы сами, мир, в принципе познаваемый нами. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам, и никто не вмешивается в него извне и не наблюдает за ним ни сострадающе, ни равнодушно. И человек, являясь «органом самопознания мира», в силу того только, что он частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствования. Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной.
С точки зрения религии Бог создал мир, он управляет им. Человек является творени-
ем Бога. Мир создан Богом разумно, т. е. он имеет свой порядок.
Происхождение мира и жизни. Учение о постепенной эволюции растений и животных, которое перешло в биологию в основном из геологии, можно разделить на три части. Во-первых, фактом — достоверным, насколько это возможно в отношении далеких эпох, — является то, что более простые формы жизни суть и более древние, а формы, обладающие сложной структурой, появляются на поздней ступени развития. Во-вторых, имеется теория, что более поздние и организованные формы возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций; именно это, собственно говоря, и имеется в виду под «эволюцией» в биологии. В-третьих, существуют исследования механизма эволюции. Главная историческая заслуга Ч. Дарвина с точки зрения науки состоит в том, что он предложил в качестве механизма естественный отбор, благодаря чему идея эволюции стала казаться более правдоподобной. Впрочем, это предположение, удовлетворявшее последователей Ч. Дарвина, не может считаться бесспорным.
Согласно религиозной точке зрения мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только «неживую» природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других.
Происхождение человека. Как религиозное, так и научное учение о происхождении человека говорят не об одном и том же, а о разном: наука — об относительном «происхождении» человека, т. е. биологической преемственности его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, религия же — об абсолютном происхождении человека, т. е. о его происхождении из самого первоначала бытия и об отношении его к этому первоначалу — Богу. Религия утверждает, что человек есть высшее, особое существо, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие»; и та же религия в своем учении о грехопадении добавляет, что позднее человек (по тем или иным причинам) «пал», т. е. потерял чистоту своего божественного образа и смешался с миром низшей природы, подчинился ему. Религия раскрывает иную, более раннюю эпоху бытия человека, предшествовавшую всей той органической эволюции, которую изучает наука.
Дарвинизм, так же как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религиозными идеями. Пришлось отказаться от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился человек. Отказались и от множества аргументов в пользу благодати провидения, якобы даровавшего животным тончайшую приспособленность к среде, — теперь это объясняется механизмом естественного отбора. Помимо этого утверждается, что человек произошел от низших животных.
Объяснение чудес. Это основной камень преткновения между религией и наукой. Вера в чудеса считается несовместимой с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы. Религиозный человек верует, что он находится под постоянным водительством Бога; и если он усматривает волю Божию в сцеплении явлений, обусловленных естественными причинами, то он не может отказаться от мысли, что если Бог захочет, то Он всегда может и изменить естественный ход событий, т. е. сотворить чудо. Под чудом понимается непосредственное вмешательство высших, Божественных сил в ходе явлений — вмешательство, приводящее к такому результату, который невозможен при действии только естественных, природных сил. Наука и научность не опровергают и не могут опровергать возможность чудес. Наука изучает закономерности только естественных, внутренних сил природы и поэтому ничего не говорит о возможности или невозможности чуда.
Таким образом, можно сказать, что наука и религия, несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересечения. А в таких явлениях культуры, как алхимия, астрология, наука и религия соединяются в одно целое. Язык науки и язык религии также обладают сходством. Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины и доказательства; в науке и религии рассуждения строятся с привлечением аргументов и логических доказательств. Эти сходства объясняются тем, что наука и религия развивались, взаимно влияя друг на друга.
К. ИЗаболотских
Аргумент от восхищённых религиозных учёных
Аргумент от восхищённых религиозных учёных (AA355) может принимать одну из следующих форм:
- «Исаак Ньютон, Галилей, Луи Пастер и другие великие учёные были религиозными, поэтому можно быть учёным и верующим одновременно».
- «Исаак Ньютон, Галилей, Луи Пастер и другие великие учёные были религиозными, поэтому между религией и наукой нет противоречий».
- «Френсис Коллинз, Кеннет Миллер и другие уважаемые учёные верят в Бога. Неужели вы считаете себя умнее их?» (Подразумевается, что оппонент также должен поверить в того же бога.)
- «Исаак Ньютон, Иоганн Кеплер, Галилей и многие другие учёные были креационистами. Следовательно, креационизм научен».
Контрапологетика
Наука и религия
Лишь первая форма аргумента верна. Существование учёных, которые верят в Бога, показывает, что совмещение веры в Бога с успешной научной деятельностью является возможным.
Разница между первой и второй формами аргумента является тонкой, но важной: учёный может, например, верить, что Бог влияет на Вселенную посредством чудес. Тем не менее, учёный должен сторониться своих верований в чудеса во время профессиональной деятельности: нет объективных данных, подтверждающих существование чудес. Имеются, в лучшем случае, крайне спекулятивные гипотезы.
Тот факт, что некий человек совмещает в своей голове разные концепции или подходы, вовсе не говорит о том, что сами эти концепции или подходы согласуются друг с другом и не противоречат друг другу. Иначе, по такой логике, существование педофилов (или гомосексуалов) среди священников доказывало бы, что между христианством и педофилией (или гомосексуальностью) нет никаких противоречий и они прекрасно согласуются друг с другом. Известно также, что некоторые митрополиты РПЦЗ поддерживали нацистов и молились за здоровье Гитлера. Доказывает ли это, что христианство и нацизм прекрасно согласуются и взаимно дополняют друг друга?
Наличие верующих учёных, скорее, является примером раздельного мышления или двоемыслия. То есть это чисто психологический феномен, не говорящий ничего о совместимости самих науки и религии как таковых.
Поэтому использование подобного аргумента является ассоциативной ошибкой:
- Y верит в бога.
- Y является учёным.
- Следовательно, наука признаёт существование бога.
Обращение к количеству
Вторая форма аргумента просто является обращением к популярности. Поскольку большинство людей в общем верят в бога, и поскольку учёные являются людьми, то вполне ожидаемо, что немало учёных будут верующими независимо от того, объясняют ли они свою веру в бога пониманием науки. Тем не менее, такое положение вещей не доказывает существование какого-либо из богов.
Среди учёных доля верующих меньше
Обращение к количеству в данном случае всё равно играет не в пользу верующих. Хотя большинство людей верят в Бога, многочисленные исследования показали, что среди учёных, как правило, меньшее относительное количество верующих, чем среди общей публики.
Исследования, опубликованные в журнале Nature в 1996 году, показали, что 60,7 % из случайно отобранных учёных высказывают неверие либо сомнения в отношении существования Бога. Ещё более неожиданными оказались результаты исследования 1998 года, касавшиеся американской Национальной академии наук. Согласно этому исследованию, лишь 7 % членов Академии, членство в которой присваивается за научные достижения высшей степени, верили в Бога-личность, тогда как 72,2 % готовы были декларировать своё неверие в такого Бога.
Существуют и другие исследования учёных разного уровня, результаты которых показывают следующую градацию: чем выше уровень учёных, тем меньше среди них верующих.
- Если взять население США в целом, то в нём около 80 % людей являются верующими.
- Если взять всех учёных США в целом, то среди них 33 % верующих, 41 % атеистов, остальные либо не ответили, либо верят во что-то аморфное и расплывчатое («универсальный дух» или «высшие силы»). Но даже если этих последних добавить в категорию верующих, то получится около 60 % верующих и 40 % атеистов. Всё равно это контрастирует на фоне всего населения США в целом (а не только учёных), где верующими являются около 80 % или более.
- Среди учёных из «элитарных» исследовательских университетов чуть более 62 % — атеисты или агностики и только 23 % верят в бога.
- Среди членов Национальной академии наук 93 % — атеисты или агностики и только 7 % являются верующими.
Таким образом, чем выше чья-либо научная квалификация, тем меньше вероятность, что он верит в Бога. Есть также и статистика о том, что чем старше учёные, тем меньше среди них верующих. Это также указывает на то, что именно накопленные знания и опыт в ходе занятий наукой уничтожают религиозность (речь идёт о США, где не было антирелигиозной пропаганды в прошлом, а не об СССР).
В противовес креационистским спискам Национальный центр научного образования США предложил собственный список, известный как проект Стивов.
Обращение к авторитету
Третья форма объединяет в себе обращение к авторитету и запугивание. «Х верно, поскольку так говорит Y» — логическая ошибка. Верность высказывания о реальности зависит не от того, кто убеждён в его верности, а от того, почему он убеждён. Выдающиеся люди также могут обладать ошибочными верованиями. Ньютон, например, верил в астрологию и нумерологию и даже был алхимиком.
Факт того, что кто-то является экспертом в некоторой области, не даёт ему экспертных преимуществ в суждениях в прочих областях. Аналогично, понимание Ньютоном и Эйнштейном физики не предоставляет им особое понимание теологии.
Интересно то, что многие верующие и сами прекрасно это понимают, но только тогда, когда кто-то из учёных, некомпетентных в теологии, критикует религию. Например, критика религии со стороны учёного-биолога Ричарда Докинза в свою очередь часто подвергается критике со стороны верующих на том основании, что Докинз некомпетентен в вопросах религии, что он всего лишь биолог, но не богослов и не философ и что он, таким образом, критикует области, в которых не разбирается. Однако это почему-то не мешает верующим апеллировать к мнению Эйнштейна, Ньютона, Кеплера, Паскаля, Менделеева, Пастера и т. д.
К тому же, третью форму аргумента можно обернуть против самих верующих: «Многие уважаемые учёные <перечислить ряд имён> не верят в бога. Неужели вы считаете себя умнее их?»
Учёные прошлого и эволюция
Креационисты являются большими любителями жонглировать списками учёных, веровавших в божественное сотворение. Однако часто оказывается, что большинство учёных из списка умерли до публикации Дарвином своих идей. Необоснованным является предположение, что эти выдающиеся учёные не принимали бы теорию эволюции с учётом того, что у них даже не было возможности с ней ознакомиться.
Такие организации как Institute for Creation Research, Answers in Genesis и Discovery Institute также прибегают к этому аргументу, гордясь научной степенью своих сотрудников. Однако эти учёные редко проводят свои «креационистские исследования» в областях, в которых являются специалистами.
Хотя это трудно доказать, но вполне вероятно, что часть высокопоставленных людей, исповедующих веру в Бога, лишь создают видимость своей веры, поскольку они убеждены в наличии позитивных для себя последствий от такой видимости, а не верят в иррациональные догмы, являющиеся основой религиозных взглядов. Они могут полагать, что вера в Бога и религия являют собой лучший способ сохранения цивилизации и передачи моральных, этических и культурных норм следующему поколению.
История науки
Значительная часть аргумента рассеивается, как только становится понятной история науки. Историк Ричард Кэриер, а также другие историки и философы полагали, что религия и натуралистическая методология всегда пребывали в конфронтации и что наука просто выигрывает к настоящему моменту. Выдающиеся учёные прошлого были теистами, но они были теистами, поскольку таков был до определённой меры рациональный вывод из подручных доказательств. Например, римский учёный Гален отрицал идею эволюции (отличную от эволюции в смысле Дарвина), ссылаясь на совершенство человеческого строения в сравнении с клапанами, насосами и верёвками. И такой вывод до определённой степени возможен на основании натуралистической методологии с учётом располагаемых данных. Бог Галена не был всемогущим или совершенным, поскольку кости хрупки, и с этим надо считаться, но его убеждения учитывали имеющуюся доказательную базу.
Важно также то, что в то время в связи с отсутствием понятий об эмпирическом содержании теории применение бога белых пятен не являлось сколь-нибудь зазорным в качестве метода познания. Такое положение вещей с учётом общей популярности христианской доктрины приводило к тому, что отказ от «непременно существующего бога» (как это повсеместно полагалось) был необычайно медлительным.
На протяжении истории доказательная база оказывалась таковой, что можно было оставаться верующим, принимая во внимание все научные и методологические данные. Однако после Дарвина наиболее последовательной эпистемологической позицией стал атеизм (в большей мере, чем рациональный деизм). Следовательно, многие учёные прошлого вполне могли бы стать атеистами, если бы они были нашими современниками и обладали современными научными данными. В частности, можно отметить, что до Дарвина подавляющее большинство учёных были верующими, а после Дарвина подавляющее большинство учёных являются атеистами.
Следовательно, списки учёных прошлого скрывают исторический контекст, а наиболее адекватные выводы можно построить, основываясь на современных показателях религиозности учёных.
Логические ошибки
- Обращение к популярности
- Обращение к авторитету
- Ассоциативная ошибка — личная вера одного учёного ассоциируется с позицией всей науки
Внешние ссылки
- Страница аргумента на Iron Chariots .
Связанные аргументы
Категория аргумента
AA350. Обращение к популярности
Примечания
Великие физики о вере и Боге
Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.
Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.
«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».
«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».
«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».
Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.
«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».
Михаил Ломоносов (1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.
«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».
«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».
Андре Мари Ампер (1775-1836) — французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.
«Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».
Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — немецкий математик, астроном, физик.
«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».
Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик.
«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».
Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.
«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».
Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель.
«Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!»
Густав Ми (1868-1957) — немецкий физик.
«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».
Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.
«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога».
Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник.
«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».
Джозеф Джон Томсон (1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.
«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».
«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».
Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.
«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».
«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».
Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.
«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»
«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»
«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».
«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».
Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.
Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.
«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».
Артур Комптон (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.
«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог»».
Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.
«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».
Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.
«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».
Поль Дирак (1902-1984) — английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»
«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».
«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний — Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог — математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».
Словарь «Правмира» — Вера
Однажды корреспондент спросил физика Томаса Эдисона, который изобрёл электролампочку, о целесообразности в мире атомов. Учёный сказал: – Неужели вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоничном и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая своё удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении – несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами.
Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец они соединяются в человеке, представляющем, собою полную гармонию осмысленных атомов.
– Но где первоначальный источник этой осмысленности?
– В какой-то Силе превыше нас самих.
– Итак, вы верите в Создателя, в Бога?
– Конечно, – ответил Эдисон, – существование Бога может даже быть доказано химическим путём.
Дело в том, что каждая даже самая мельчайшая частица этого мира поражает мудростью и целесообразностью свого устроения и через это свидетельствует о Творце. Поэтому учёные, внимательно изучающие тайны материального мира, часто приходят к познанию Создателя.
Как замечал в своей книге «Краткая история вечности» профессор астрономии, космологии, термодинамики Рой Пикок ( он занял в конце ХХ века кафедру Пизанского университета в Италии, которую за четыреста лет до этого занимал Галилей), «между Птолемеем и Эйнштейном существовала беспрерывная цепь учёных, которые как к магниту тянулись к Богу. На богатырских плечах Коперника, Кеплера, Галилея… Ньютон имел себе опору; все они были люди верующие в Бога Творца и Промыслителя.
Эти учёные прекрасно понимали, что наука не может выдвигать утверждение, что Бога нет. «Многие учёные верят в Бога, – заявлял Макс Борн, – Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди». Более того, наука способна замечать, как удивительное устроение видимого мира свидетельствует о Творце, а это только укрепляет веру человека.
Приведём высказывания самых знаменитых учёных.
М.В.Ломоносов: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».
Луи Пастер: «Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь с благоговейным изумлением пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории»
А. Беккерель, открывший радиоактивность солей урана: «Именно мио работы привели меня к Богу, к вере».
А. Эйнштейн: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые приводят нас к вере».
Физик Д. Томсон: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощник религии».
Основатель квантовой теории Макс Планк: «Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога вначале, наука — в конце всех мыслей. Первая представляет Его как основу, вторая — как конец всякого феноменального представления о мире».
Эти цитаты завершим восклицанием Ампера: «Как велик Бог, а наше знание ничтожно!»
Если бы наука противоречила вере, то учёные не становились бы священнослужителями. Но священнику Павлу Флоренскому собственный сан не мешал заниматься философией и филологией, математикой, физикой, искусствоведением и работать сначала на московском заводе «Карболит», а затем в Главэлектро ВСНХ РСФСР. Он участвовал в VIII электротехническом съезде, издал книгу о диэлектриках, был соредактором «Технической энциклопедии» и занимался стандартизацией обозначений научно-технических терминов и символов в комиссии при Совете труда и обороны СССР. Кстати, отец Павел термин «культура» производил от слова «культ», то есть видел её истоки в религиозном творчестве.
Священный сан принял ещё один известный учёный – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877–1961). Он был знаменитым хирургом, написал «Очерки гнойной хирургии», за что в 1946 году получил Сталинскую премию первой степени. Он же написал и религиозное произведение «Дух, душа, тело», где есть такие слова: «Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже по этому он бессмертен». Войно-Ясенецкий стал монахом с именем Лука, достиг сана архиепископа. За исповедание веры его несколько раз ссылали. Однажды в тюрьме, увидев замерзающего вора, он отдал ему свой полушубок. Это произвело большое впечатление на уголовников, они с глубоким почтением относились к Луке. Везде он помогал людям, и свой хирургический талант считал даром Божиим. Во время войны он многим спас жизнь.
Знаменитый врач, биолог, хирург и педагог Н.И. Пирогов, имя которого носят многие медицинские учреждения, в своём дневнике часто свидетельствует о собственной вере. В его приёмной всегда висела икона.
Академик И.П.Павлов, заставший советские годы, происходил из семьи священника. Даже в период жесточайших гонений на Церковь на дверях его лаборатории в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи». Академик всегда возле храмов крестился, и церковь, которую он посещал, власти только ради него не разрушали. Храм перестал существовать только после смерти академика.
Известно, что В.И. Даль (1801–1872), писатель, учёный, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу. А какое изображение впервые передал по телевидению изобретатель Зворыкин? Православный крест. Потому, что изобретатель был верующим, православным человеком. Так же другой наш соотечественник Игорь Иванович Сикорский, изобретатель вертолёта, являлся церковным старостой и на свои средства построил храм. У Сикорского есть глубокое рассуждение о молитве «Отче наш». Он говорит, что собственных сил человечества не достаточно для борьбы со злом. Необходима помощь от Бога. А народы, уклонившиеся к безбожию, потерпели крах. В другой работе – «Невидимая встреча» – авиаконструктор делает вывод: мир, который полагается на материальное в ущерб духовному, не имеет будущего.
Итак, люди, постигшие тайны науки, внесшие значительную лепту в освоение мира видимого, с глубоким благоговением и уважением относились к вере, признавая, что над всеми нами есть Господь Бог. Именно в этой вере они черпали вдохновение для своих научных трудов. А известный учёный Андре Ампер, словно в наставление учёным нашего времени, писал: «Берегитесь заниматься исключительно наукой… Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за край Божией ризы».
Разница между наукой и религией
Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.
Определение
Наука – система теоретических и практических знаний о жизни и развитии человеческого общества и природы.
Религия – форма осознания мира, связанная с верой в сверхъестественное.
Сравнение
Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.
Реклама
Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.
Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.
Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.
Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.
Выводы TheDifference.ru
- Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.
- Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику. Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.
- Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.
- Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.
- Наука выясняет, как и почему, религия – зачем. Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.
- Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.
Отличие науки от религии помимо прочего заключается в том,что: а)наука претендует на то,чтобы объяснить всё ,а религия-нет б)наука ставит под сомнение имеющиеся в её активе знания в)наука стремится к однозначным высказываниям,а религия допускает иносказания г)научные выводы невозможно проверить в отличие от религиозных Ответов может быть несколько Плес
Написать сказку «как Иван дурак стал лидером ?» Пж помогите ! Дам 40 баллов Написать сказку «как Иван дурак стал лидером ?» 2. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку? 1)наёмные работники 2)дети 3) преподаватели физики 4)петербуржцы Мне нужен доклад по обществознанию на тему как не потирать своё «Я». (6 класс) Мой бизнес 1. Название фирмы 2. Вид и форма бизнеса 3. Деловые цели. 4. Описание товара или услуги, предполагаемая цена. 5. Источники финансирования и расчет затрат. 6. Подсчет прибыли. 7. Реклама. 8. Оценка риска. Что такое не аттестация по предмету в школе? Нужно, срочно. Даю 70 баллов, 8 Класс. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовали выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династ ий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести? ПОМОГИТЕ ДАЮ 35 БАЛОВ!ПОМОГИТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ! Жозеф де Местр сказал: «Конституция, составленная для всех народов, не годится ни для одного». Согла сны ли вы, что необходимо учитывать национальные и исторические особенности при создании Конституции? Поясните свой ответ, приведите примеры. В ответе должно быть: 2 аргумента, 2 примера, 1 вывод. К каким средствам общения относятся ситуации. А)Зрители спектакля захлопали. Б)Олег отправил смс сообщение. В)Учитель сказал «Здравствуйте!» Г)Докто р строго посмотрел на пациента. К каким средствам общения относится. 1)вербальные( речевые). 2)невербальные( неречевые)
Религия, искусство, наука. В чем разница?
Религия, искусство, наука. В чем разница?
Научный период развития психологии принято считать с 1879 года – с создания Вильгельмом Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге.
Эта дата «начала научного периода» психологии достаточно условна, поскольку экспериментальный подход в иследовании психический явлений и процессов применялся и до этого. Можно вспомнить хотя бы гипнотические опыты И.Бенгейма, Ж.М.Шарко, Д.Брейда и др. Гипноз был признан научным методом в психиатрии с 1843 года (публикация книги Д.Брейда по гипнозу).
Как бы там ни было, наукой психология стала считаться с 1879 года. Однако, как вид деятельности, психология (психотерапия) насчитывает много тысяч лет и вобрала в себя огромное количество представлений и практик из всей истории человечества. Все эти представления и практики донаучного периода были представлены в контексте религии и искусства.
Современная психология считается наукой, но по факту, содержит в себе достаточно большое количество элементов и религии и искусства. Более того, в практической работе психолог чаще выступает, как деятель искусства, чем как деятель науки.
Все три исторические основания психологии, религия, искусство и наука, имеют определенное место в парадигмах деятельности психолога. Иногда эти основания дополняют друг друга, иногда конкурируют, иногда мешают друг другу. Часто между коллегами разгораются споры о приемлемости или неприемлемости того или иного приема работы по причине его достаточной или недостаточной научности.
Для понимания роли, доли и целесообразности элементов религии, искуства и науки в тех или иных приемах работы важно различать между собой эти элементы и понимать смысл их «присутствия».
Итак.
Религия – один из самых древних видов деятельности человека, наряду с охотой и собирательством. Первобытные религии содержат в себе элементы всех остальных культурных видов деятельности, которые позже стали самостоятельными и «светскими» – изобразительное искусство, театр, музыка, танцы, искусство врачевания, военное искусство и др. Однако, у религиозной деятельности есть очень важное отличие – она предполагает общение с духовными существами и действия в духовном пространстве. Иследователь первобытных культур Майкл Харнер пишет, что для первобытного человека воображение – это мир духов (кн. Путь шамана — М., 1994).
Здесь нужно заметить, что современные виды религии значительно отличаются по своим представлениям о мире от древних религий. В современном обществе религия предполагает общение с духовными существами достаточно условно и часто вообще не предполагает обратной связи от духовных существ. Есть даже такой каламбур: «Разговор человека с богом – это молитва, разговор бога с человеком – это шизофрения». Таким образом, в современных религиях общение с духовными существами в значительной степени табуировано. Вместо этого возникает церковная организация, которая опосредует и контролирует это общение, иногда довольно жестко, как инквизиция. Но это отдельная тема.
Основная черта религии все же – общение с духовными существами и деятельность в мире духов. Результат религиозной деятельности – помощь духовных существ. Этот результат непредсказуем и выглядит, как чудо.
Искусство – как самостоятельный и светский вид деятельности выделяется из религиозной практики достаточно поздно, после «эпохи возрождения». Искусство отрывается от религии где-то в 18 веке. До этого оно оставалось достаточно религиозным и жестко контролировалось инквизицией (вспомните Леонардо да Винчи).
Однако и религиозное и светское искусство имеют основной задачей воздействие на эмоциональную сферу, произведение «впечатления», внушение состояния, через художественный образ.
Основной ценностью художественного образа является его оригинальность. В связи с этим, например, копия картины художника – уже не имеет ценности произведения искусства, а цениться в десятки и сотни раз дешевле (как копия). Копирование голоса известного исполнителя – всего лишь пародия.
Наука – возникает в истории человечества несколько раз в разных цивилизациях – в древнем Китае, древней Индии, древнем Египте, древней Греции, у арабов (с 8 в.), в Европе (с 12 в.).
Возникновение науки связано с усложнением материального производства и необходимостью получать известный, предсказуемый результат.
Древняя наука у китайцев, индусов, египтян, греков, арабов была тесно связана с религией (как общением с духовными существами) и никогда от нее не отрывалась. Европейская наука так же тесно была связана в начале с религией. Она развивалась в монастырях при финансировании и под контролем Ватикана. С 12-го века наука называлась «ученой магией» и до наших дней сохранила ученую степень «магистр». Однако, где-то в восемнадцатом веке, вместе с появлением «светской культуры» наука «оторвалась» от религии и даже противопоставила себя ей.
Однако, отличительная черта науки совсем не в противопоставлении ее религии, а именно в направлености на получение предсказуемого результата деятельности. Именно этого требует массовое производство. Каждый предмет, который признается ценным для общества требует стандартизации своего качества. Например, покупая автомобиль определенной марки, мы знаем, что он обладает имеено определенными характеристиками. Разницу качества может составлять лишь место сборки. Но сам вид автомобиля и его основные качества предполагаютя стандартными.
Стандартизация предмета деятельности достигается стандартизацией условий ее выполнения. Отсюда ценость эксперементального подхода – при выполнении стандартного действия мы получаем стандартный результат.
Итак – теперь коротко. Результатами деятельности являются:
В религии – деятельность в духовном пространстве и чудо.
В искусстве – впечатление через оригинальный художественный образ.
В науке – предсказуемый результат.
В психологической практике являются ценными все эти три составляющие. Ни одну из этих составляющих исключить, без значимой потери эффективности работы, невозможно.
Как бы мы не пытались «онаучить» психологию, однако деятельность в духовном (психическом) пространстве для нас необходима. Как бы мы не уходили в «контекст искусства», а иметь в ряде случаев предсказуемый результат – так же важно.
Религия. Искусство. Мораль
Занятие 6. Религия. Искусство. Мораль
Религия
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.
Структура религии:
-
религиозное сознание
-
религиозные отношения
-
религиозные организации
Религиозное сознание:
-
идеология: догматика, богословие (теология)
-
религиозная психология
Содержание религиозного сознания
-
убеждённость в реальности сакрального мира
-
вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному
-
признание возможности взаимосвязи между ними
Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозные отношения:
-
религиозные нормы
-
культовые действия – символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы…
Культ – религиозное поклонение.
-
внекультовые действия – духовные (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практические (внедрение, пропаганда, защита религии)
Религиозные организации
-
Конфессия – вероисповедание.
-
Церковь – организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (символ Веры), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение.
-
Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.
Формы религии
-
Исторические: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм
-
Современные:
-
теистические и этические
-
политеистические и монотеистические
-
родоплеменные культы, национально-государственные религии, мировые религии
-
Признаки мировых религий:
-
огромное число последователей
-
космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих
-
эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога
-
прозелетизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность
Функции религии как социального института
-
Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.
-
Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.
-
Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.
-
Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности. НО… и дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.
-
Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис)
Уровни религиозности
-
религиозный фанатизм
-
религиозное подвижничество
-
умеренная религиозность
-
ситуационное обращение к религии
-
атеизм
РФ – светское государство
-
Нет государственной религии: церковь отделена от государства, школа от церкви
-
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.
-
Свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.
Искусство
Искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Эстетика – философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.
Специфика искусства – выражение действительности в художественно-образной форме.
-
Художественный образ – созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя.
Форма бытия искусства – художественное произведение
Виды искусства:
-
По среде и материалу
-
По средствам выражения
-
Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.
-
Временные виды (динамичные): литература, музыка.
-
Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.
-
Функции искусства:
-
Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.
-
Общественно-преобразующая – призвано давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).
-
Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.
-
Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует восстановлению психического равновесия личности.
-
Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).
-
Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.
-
Коммуникативная – способствует духовному общению людей.
-
Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.
-
Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.
Мораль
Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Основные категории и ценности морали:
-
Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.
-
Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.
-
Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.
-
Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.
Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.
Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
-
смысл жизни
-
свобода – возможность произвольного выбора; познанная необходимость
-
счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия
Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе. Общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» — обеспечивают выживание человеческого коллектива.
Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.
Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.
Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Функции морали
-
Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.
-
Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.
-
Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
-
Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.
-
Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Специфика нравственной регуляции поведения:
-
обобщенный характер моральный норм, нуждаются в толковании в каждом конкретном случае
-
всепроницающий характер: осуществляет регуляцию всех сфер общественной жизни
-
основана на представлении о должном, о справедливости, добре и зле
-
неинституциональна
-
нормы формировались постепенно, вместе с развитием общества
-
мотивы выбора бескорыстны
Решение заданий
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) сверхъестественное; 2) культ; 3) технология; 4) конфессия; 5) эксперимент; 6) монотеизм.
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) основа религиозной жизни отдельных наций
2) надэтнический характер
3) проповедь равенство людей
4) большое число последователей во всём мире
5) стремление согласовывать жизнь с религиозными нормами
6) вера в достоверность и истинность явления, принимаемых без доказательств
Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
3) Позиция религиозного сознания – отделение церкви от школы и государства.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании могут соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство влияет на мировоззрение личности.
2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.
3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА |
ВИД ИСКУССТВА |
А) батальное полотно Б) театральная постановка В) симфония Г) здание театра Д) скульптурная группа |
1) динамическое 2) статическое |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование общественных отношений
2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
3) опора, прежде всего, на общественное мнение и собственную оценку
4) установление норм государством
5) усвоение норм в процессе социализации
6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите его в качестве ответа.
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
… |
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме |
Ценностно-ориентировочная |
Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
Потренируйтесь в решении задания второй части ЕГЭ
Задание 26
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)
Задание 29
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия
«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).