Повторное венчание вызывает много вопросов – как такое действие возможно, если таинство скрепляет две судьбы навечно, а процедуры развенчания не предусмотрено? Но современный мир и человеческая природа диктуют свои условия, и православная церковь, следуя путём милосердия, допускает некоторые послабления в вопросах венчанного брака. Однако существует множество нюансов и оговорок.
Содержание
- В каких случаях разрешено?
- Сколько раз можно?
- Отношение в православной церкви к разводам
- Кому запрещено?
- Правила для вдов и вдовцов
- При беременности
- Церковный развод
- Особенности повторного обряда
- Запрещенные дни
- Как получить разрешение после развода?
- Полезное видео
- Венчания второй раз — когда допускается в православии
- Сколько раз разрешается венчаться в православной церкви
- Кому запрещается венчаться второй раз
- Развенчание для второго брака
- О повторных браках и венчании
- Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?
- Второе повторное венчание в православной церкви: правила
- Как получить разрешение на венчание при втором браке?
- Можно ли венчаться повторно
- Кто имеет право на повторное венчание?
- Можно ли венчаться больше двух раз?
- Чем первое венчание отличается от второго?
- Кто не имеет права венчаться
- Возможно ли второе венчание?
- Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?
В каких случаях разрешено?
Обряд венчания создаёт неразрывную духовную связь и делает двоих единым целым, именно поэтому нельзя прибегать к нему просто по веянию моды, без внутренней серьёзной готовности. По тем же причинам нельзя просто так забрать данное Богу обещание.
Но жизнь – штука непростая. Супруг может умереть раньше, пропасть без вести или оказаться в тюрьме, предать, попасться в сети вредной опасной привычки или заболеть душевной болезнью. Иногда сохранять семью и оставаться рядом становится опасно для жизни и здоровья второй половины или детей. Что делать, если у одного из супругов не хватает моральных или физических сил нести тяжкий крест?
Церковь считает, что лучше людям жить не одиночками, а в браке, рядом с тем, кто готов разделить с ними радости и горести. Но в истории хватает примеров, когда известные личности сочетались узами брака, в том числе церковного, повторно, и речь не только о всемогущем Иване Грозном, венчавшемся незаконные пять раз.
При желании обвенчаться повторно необходимо написать подробное письмо архиерею с объяснениями ситуации, приложив к нему свидетельства о разводе и о новом браке. Узнать имя и адрес, а также необходимый пакет документов, можно в любой церкви, которую вы посещаете. Разводиться же лучше в той, в которой проводили таинство венчания.
Сколько раз можно?
Церковь уверяет, что грех двоежёнства не столь тяжёл, как те грехи, которые может совершить человек, остающийся в невыносимом браке или в одиночестве. Поэтому возможность создания второй семьи предусмотрена церковным законодательством. Третьей – с большими сложностями. А вот четвёртой и последующих – нет.
Несмотря на то что любое нарушение клятвы о целостности семейного союза в глазах церкви – грех, шанс на повторный брак даётся. Но разрешение на это можно получить только от высокого священнического чина – епархиального архиерея. Простой батюшка в силах лишь поговорить с вами, помочь облегчить душу или попытаться найти иное решение проблемы.
Интересно! Самый лёгкий способ – если один из супругов не был в браке, а второй – овдовел или развёлся не по своей вине и инициативе. Тогда венчание проводится по первому чину, словно предыдущей семьи не было.
Отношение в православной церкви к разводам
Православная церковь относится к разводам крайне негативно. Считается, что человек обязан вступать в брак зрелым и принимать осознанное решение, которое он не захочет поменять через несколько месяцев или лет. Поэтому не стоит сочетаться неразрывными узами, если вы не уверены в своём избраннике и в том, что прожить с ним всю жизнь – благо.
Проблемы, которые начались после бракосочетания, являются испытанием от Бога, которое необходимо пройти с честью, достойно. Недопустимо прекращать любые попытки всё наладить сразу же после первых сложностей. Компромиссы, смирение, готовность понимать и принимать – вот что ставится во главе угла как главные ценности православной семьи. «Не сошлись характерами» или «мало зарабатывает» не являются уважительной причиной, чтобы оставить человека, выбранного своим супругом перед лицом Бога.
Даже более серьёзные прегрешения, такие, как алкоголизм, наркомания, семейное насилие церковь сначала пытается решить в рамках супружества, достучаться до виновной стороны, и одобряет развод, только если ничего не помогает.
Невиновная сторона распавшейся семьи тоже обязана посетить исповедь и покаяться, ведь в любых конфликтах пары, по мнению православия, всегда виноваты двое.
Кому запрещено?
Несмотря на всё милосердие и желание идти навстречу прихожанам, к некоторым моментам церковь относится бескомпромиссно.
Вас не обвенчают, если:
- вы являетесь кровными или духовными родственниками;
- имеет место душевная болезнь одного из новобрачных;
- предыдущий церковный или светский брак не расторгнут;
- один из супругов – некрещёный или относится к другой конфессии (исключения могут сделать для католиков или протестантов, но вначале необходимо поговорить с батюшкой и получить разрешение);
- вы виновны в распаде предыдущего брака;
- у вас уже было 3 брака (внимание, считается не только церковный, но и светский, и даже незарегистрированный гражданский);
- ваши родители – православные, но не одобряют брак (если родители атеисты или принадлежат к другой конфессии – их благословение необязательно);
- ваши отношения не зарегистрированы в загсе;
- вы подпадаете под возрастные ограничения: кому-то из супругов меньше 18 либо женщине больше 60, а мужчине – 70 (конкретно это правило допускает множество исключений, но к архиерею обратиться всё равно придётся).
Если вы уверены, что ваш случай – особенный, и он найдет понимание, стоит написать письмо архиерею или попросить о личной встрече. Исключения из некоторых правил случаются, но для этого следует доказать серьезность намерений и горячее желание освятить новый союз благодатным светом.
Правила для вдов и вдовцов
К овдовевшим людям церковь наиболее лояльна. Если ваш избранник вступает в брак впервые, то церемония мало чем отличается от первобрачной, даже венцы наденут на головы обоим.
Но вдова уже не сможет облачиться в белое платье или покрыть голову фатой. Наилучший для нее вариант – скромное светлое платье кремового, песочно-жёлтого, золотистого цвета и платок.
Двух вдовцов или вдовца и человека, вступающего в брак повторно, венчают уже по второму чину. Если же у кого-то из пары третий брак, то и вовсе без чина.
Совет! В спорной ситуации лучше всего предварительно обсудить детали со своим батюшкой. Он разъяснит все тонкости и посоветует, какие шаги предпринять.
При беременности
Ожидание малыша не только не является препятствием к венчанию, но, напротив, увеличивает шансы на положительное решение вашей просьбы о повторном браке. Церковь считает, что детям лучше рождаться в освящённом браке, нежели в обычном светском или тем более гражданском.
Но и в этом случае придется обращаться к архиерею с просьбой рассмотреть возможность для повторного таинства с обязательным указанием причины.
Церковный развод
Итак, какие причины дают вам возможность получить развод, легитимный в глазах церкви?
- Измена со стороны супруга. В таком случае пострадавшая сторона имеет право на новый брак, а вот виновная может пытаться получить разрешение разве что после искреннего покаяния и епитимьи;
- СПИД и иные тяжелые заболевания, угрожающие здоровью будущих детей;
- Наркомания или алкоголизм;
- Муж имеет право развестись с женой, сделавшей аборт без его ведома, если на то не было медицинских показаний;
- Если один из супругов перешёл в другую веру;
- Признание второй половинки пропавшей без вести или же осуждение на длительное тюремное заключение;
- Бесплодие одного из супругов. Это наиболее скользкий момент, так как самые консервативные священники могут не признать причину уважительной. Сколько детей будет в семье – решать Богу, а не людям;
- Психическое заболевание одного из супругов, так как в этом случае у него нет духовных сил для выполнения брачных обязанностей.
Если ваша причина не перечислена в списке, не стоит отчаиваться. Время не стоит на месте, жизнь меняется, и церковь вместе с ней. Если вы считаете проблему достаточной для ликвидации семьи, то, вполне возможно, что священнослужители окажутся солидарны с вами, пойдут навстречу и сделают исключение.
Любая причина рассматривается вначале батюшкой, но непосредственно решение о разводе выносит только архиерей вашей епархии.
Важно! Не стоит забывать о необходимости исповеди и покаяния обеих сторон. Даже если вы объективно ни в чём не виноваты и являетесь пострадавшей стороной, стремление очистить душу от злости, зависти, обиды поможет как благополучно выйти из предыдущих отношений, так и создать здоровый новый брак.
Особенности повторного обряда
Венец возлагается только на того из новобрачных, который вступает в брак впервые, второму же символ опускают только на плечи. Исключения – вдовы и вдовцы, имеющие право венчаться как в первый раз. Третье по счёту таинство не имеет чина вовсе, производится без венцов, состоит в основном из покаяний. Более того, после него новобрачных в качестве наказания отлучают от церкви на срок до 5 лет.
В остальном требования во многом повторяют стандартные для таинства первого чина. В церковь допускаются только крещёные православные христиане, молодые перед обрядом несколько дней постятся и не вступают в интимные отношения.
Невесте стоит выглядеть прилично – без открытых рук, плеч, коленей, обязательно с покрытой головой, но уже не фатой, а платком. Лучше избегать макияжа вовсе, но главное – никаких накрашенных губ, ведь вам предстоит целовать образа.
Иконы Спасителя и Богородицы, венчальные кольца, свечи, вышитый рушник также используются, и их необходимо приобрести заранее в церковной лавке. Приносить на второе венчание эти вещи из предыдущего брака ни в коем случае не стоит. Цена за таинство не регламентирована, но обычно пара оставляет после церемонии пожертвования в том размере, который может себе позволить.
Есть и еще несколько отличий венчания второго чина от первого:
- Батюшка читает две дополнительные молитвы о покаянии новобрачных и просит Бога направить супругов к свету, помочь им преодолеть свои грехи;
- Невеста не может быть в белом платье, не покрывает голову фатой. Лучше выбрать кремовый, желтоватый иной светлый оттенок вместе со скромным платком;
- Венчание второго чина существенно короче по времени.
Запрещенные дни
Повторное венчание, как и обычное, не проводится по вторникам, четвергам и субботам – делается это для того, чтобы брачная ночь не выпадала на постные дни.
Также вас не обвенчают в числа Великих постов или важных церковных праздников, в том числе двунадесятых, престольных и великих. Запрещено проводить обряд во время месячных невесты, так как в эти дни женщина в принципе не имеет права заходить под своды храма.
Совет! Уточните, подходит ли выбранная дата для венчания по церковному календарю или спросите у батюшки, который будет проводить обряд.
Вообще пообщаться со священником, которому вы доверите такое важное таинство, в любом случае стоит, так же как и посмотреть храм, ведь ему предстоит стать колыбелью вашей будущей семьи, а значит, он должен вызывать исключительно положительные эмоции.
Как получить разрешение после развода?
В первую очередь расторгните предыдущий брак в загсе или через суд. Для расторжения церковного союза необходимо прийти в церковь, в которой вы венчались, или же в ту, что посещаете, и попросить адрес и имя архиерея вашей епархии, если они вам неизвестны.
Перечень документов вам назовут там же, обычно это свидетельство о расторжении брака, свидетельство о повторной регистрации, в случае болезни предыдущего супруга – медицинская справка, в иных ситуациях – другие подтверждающие документы.
Пишите письмо максимально искренне, но со смирением – попытки перевалить всю ответственность на вторую сторону или обелить себя в глазах владыки не приведут ни к чему хорошему. При спорных ситуациях можно попросить также о личной встрече.
Далее остаётся только ждать вердикта. Если архиерей решит, что ваши причины достаточно уважительны, то вы получите благословение как на расторжение предыдущего брака, так и на второе венчание. Скорее всего, дополнительно будет назначено покаяние, исповедь, епитимья того или иного рода – пост, чтение молитв, паломничество.
Перед самим венчанием обязательно посетите исповедь, а также минимум три дня питайтесь постной пищей и избегайте с супругом интимных отношений. Это поможет очиститься и настроиться на необходимый духовный лад.
Полезное видео
Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз. Позиция церкви по вопросу повторного венчания — в видео:
Повторное венчание, несмотря на меньшую торжественность и необходимость покаяния, вполне возможно. Произносятся дополнительные молитвы, уменьшается количество торжественности, требуется разрешение архиерея, но во всем этом есть очевидный плюс. Препятствия помогают понять, стоят ли новые отношения таких усилий и достойны ли вы того, чтобы ваш союз был скреплён на небесах.
Венчания второй раз — когда допускается в православии
Современная молодежь воспринимает обряд венчания как красивое дополнение к процедуре росписи в загсе и не задумывается об истинном предназначении. Поэтому, когда семейная жизнь рушится, они с легкостью расстаются и находят себе новых партнеров. Но церковь имеет собственный взгляд на святость брака. Можно ли венчаться во второй раз, а в третий — рассмотрим все варианты за и против.
Сколько раз разрешается венчаться в православной церкви
Ярые поборники христианской морали выступают категорически против повторного проведения церемонии. Но либеральные священники допускают такую возможность в двух случаях:
- вдовство;
- предыдущий брак распался по инициативе партнера.
Третье венчание возможно в отдельных случаях, чтобы предотвратить грех прелюбодеяния. И когда для одного из будущих супругов это первый брак. Для повторного обряда венчания необходимо специальное разрешения главного архиерея.
Любопытно, что у русского царя Иоанна Грозного насчитывалось восемь официальных жен. С пятью из них он венчался. Как убедил православную церковь сделать исключение — история умалчивает.
Еще одно условие — заключение гражданского брака перед церемонией в храме. Или обращаются за разрешением к епархиальному архиепископу. Оно выдается при тяжелой болезни одного из супругов, а также участии жениха в военных операциях. Или когда регистрация в загсе в более ранние сроки невозможна.
Кому запрещается венчаться второй раз
Несмотря на описанные выше исключения, в православии стараются придерживаться строгих правил венчания:
- Церковь не признает сожительство. Поэтому не освятит подобные отношения. В глазах христианства эти люди совершают грех. Нельзя обвенчать состоящих в гражданском браке людей.
- Духовным лицам разрешается иметь одну-единственную супругу.
- Монахи и монахини в силу данных обетов лишаются возможности вступать в брачные отношения.
- Изменивший партнеру не имеет права просить о проведении повторного обряда.
- Болезни психики — препятствие для церковной свадьбы. Такой человек не может взять ответственность, что возлагается во время венчания.
- Мужчинам до 18 и после 70, а также женщинам младше 16 и старше 60 лет.
- Жених и невеста не состоят в кровном родстве (братья/сестры) или боковой линии (кузены/дяди/ тети/внуки/бабушки/дедушки) до четвертого колена включительно. Аналогичный запрет распространяется на духовных родителей и приемных детей.
- Родительское согласие на брак.
Обойти эти запреты можно с разрешения архиепископа.
Развенчание для второго брака
Официальной процедуры расторжения союза в христианской церкви нет. Считается, что клятву верности супруги приносят единожды. Беря в свидетели Бога, они обязуются выполнять обеты до конца жизни.
Поэтому развенчание — разрешение на проведение обряда второй раз после развода в загсе и регистрации нового брака. Тот из супругов, кто уже венчался, отправляет официальное прошение на имя архиерея, к нему прилагаются документы, что подтверждают факт гражданской росписи. Получить образец заявления и узнать, на чье имя составлять запрос, можно в церкви.
Плата за таинство не берется. Молодоженам предоставляется самим решить, какую сумму пожертвовать в храм. Но атрибуты для процедуры, такие как иконы, рушник и свечи, покупают самостоятельно.
Чтобы дать окончательный ответ, священник позовет будущих супругов на беседу. Это необходимо по причинам:
- убедиться, что предыдущий брак нельзя оказалось сохранить;
- принять исповедь и причаститься;
- понять, насколько решение пожениться обоюдное и серьезное.
Серьезными аргументами в пользу расторжения союза считаются:
- доказанная измена одного из супругов;
- смена вероисповедания второй половины;
- бездетность пары по вине жены или мужа;
- инфекционные заболевания, что подвергают опасности жизнь ребенка (сифилис, СПИД, туберкулез);
- наркотическая или алкогольная зависимость;
- близкородственный брак;
- длительное раздельное проживание.
Когда благословение священника и архиерея получили, назначают дату повторного венчания. Единственным отличием от обычной процедуры — отсутствие возложения короны. Но для того из молодоженов, кто впервые проходит обряд, этот пункт будет присутствовать.
Ввиду определенных обстоятельств, венчаться второй раз можно. Но делая насколько серьезный шаг, постарайтесь извлечь урок из прошлого. Это не просто красивый элемент свадебной церемонии, а священная клятва, нарушить которую большой грех.
О повторных браках и венчании
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
Протоиерей Валериан Кречетов
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Протоиерей Валериан Кречетов – Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Венчание — важное событие. Но бывают случаи, что оно является повторным. О всех секретах данного действа и пойдет речь в статье.
Сейчас принято проходить таинство венчания после нескольких лет совместной семейной жизни. Возможно, это вполне правильное, логически взвешенное решение, ведь лишь пожив с человеком, можно окончательно понять для себя есть ли общее будущее и тот таки это человек, с которым «и в огонь и в воду».
Кроме того, психологами доказано, что подобные встряски обыденной семейной жизни оживляют погасшие чувства, пробуждают былую страсть и настраивают на новый этап, ведь фактически, венчание – это еще одна свадьба, после которой, по всем канонам, обязательно следует медовый месяц. Сегодня мы поговорим о том, можно ли венчаться во второй раз, как это правильно делать и обсудим отношение церкви к такой процедуре.
Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?
С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.
В наше время законные союзы, в первую очередь, заключаются в ЗАГСах и лишь некоторыми дублируются в церквях. Объясняется это пониманием самого таинства «венчания». Ведь предание гласит, что невозможно разорвать брак, скрепленный небесами.
Венчание – очень древний обряд, поэтому с ним связано множество традиций, обычаев, запретов, суеверий, пословиц и поговорок. Церковью дан четкий перечень причин, по которым бракосочетание в Храме Господнем считается недопустимым:
- Наличие 3-х и более браков, расторгнутых ранее
- Наличие близких (до 3-го колена) родственных связей между брачующимися
- Не прохождение ранее обряда крещения кем-либо из брачующихся
- Наличие не расторгнутого гражданского либо церковного союза
- Принадлежность партнеров или одного из них, к какой-либо другой вере (мусульманству, буддизму, иудаизму).
Православная вера выступает против разводов. Развод порицается, но признается, ведь человек по сути своей немощен и порой вправе совершить ошибку. Стоит отметить тот факт, что ранее союз считался расторгнутым только в случае смерти одного из супругов. Расторгнуть священные узы, связанные церковью не так просто, как подписать заявление о разводе, но все же возможно.
Венчание
Церковь имеет некий перечень причин, по которым венчальный союз может быть расторгнут епархиальным архиереем. Поводов для этого несколько:
- Прелюбодеяние либо же измена одного из супругов
- Законное вступление одного из супругов в союз с другим человеком
- Отказ одним из пары от православия
- Наличие у одного из супругов аморальных пороков (онанизм, лесбиянство, гомосексуализм, зоофилия, трансвестизм, педофилия, некрофилия)
- Сводничество (т. е. содействие в удовлетворении половой страсти внебрачными связями) и снохачество (т. е. половые сношения главы семьи с младшими женщинами, в частности с женой сына)
- Появление после брака болезней, передающихся половым путем (сифилис, СПИД, гонорея, ВИЧ, гепатит прочее)
- Длительное отсутствие одного из супругов. Имеется в виду, когда человек пропал без вести
- Причинение вреда самому себе в такой мере, что выполнение супружеского долга становится невозможным
- Покушение на жизнь или здоровье супруга либо детей вторым партнером
- Извлечение выгоды из грехов либо же недугов партнёра
- Наличие неизлечимых психических отклонений у одного из партнеров
- Наличие у одного из супругов таких болезней как алкоголизм, наркомания, токсикомания
- Совершение одним из супругов одного или нескольких смертельных грехов, а также пожизненное заключение половинки
- Сделанный, без ведома и согласования с мужем, аборт
Разрешено ли повторное венчание
Как видим, даже священный брак можно расторгнуть. Возникает вопрос, а можно ли вступать в церковный брак повторно? В Евангелии говорится, что право на второй брак имеет только тот из бывших супругов, который не был грешен и не по вине которого случился первый разрыв. Но если виновник искренне покаялся в совершенном, достойно вынес епитимью – наказание, избранное священнослужителем (паломничество, постование прочее), то и у него есть возможность заключить союз с новым избранником повторно. Вдовы или вдовцы также имеют полное право на второй церковный брак.
Второе повторное венчание в православной церкви: правила
Венчание – важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.
- Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
- Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
- Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
- Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
- Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого – золотое кольцо.
- В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.
Венчание
Церемония церковного бракосочетания условно делится на 2 чинопоследования – обручение и венчание.
- Господне обручение является неким признанием молодых перед церковью, Богом и присутствующими на церемонии гостями.
- Молодые же выражают свою готовность к созданию семьи и берут за нее ответственность.
- Таинство обручения предполагает собой взаимный обмен кольцами. Молодой одевает свое кольцо невесте, символизируя этим любовь и полную готовность жертвовать всем жене своей.
- В свою очередь молодая одевает свое кольцо жениху, символизируя этим ответную любовь и преданность. По церковным правилам обмен кольцами производится трижды, дабы возвысить честь и славу Пресвятой Троицы.
- Далее совершается церемония венчания – таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Главным атрибутом венчания является венец – символ обета, избранничества и священного брака. Он держится над головами брачующихся в знак мученичества, поскольку настоящая семейная жизнь – это не только радостные и приятные, но порой и грустные моменты. Венец выступает символом не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который живет в мире и гармонии, духовно возрастает вместе со своим супругом или супругой, тем самым готовится для Царствия Небесного.
- Тот, кто проживет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая молодую семью, церковнослужитель еще раз напоминает людям об этом.
- Если венчание для обоих молодых является вторым по счету – венцы держатся над плечами молодых.
- Если третьим – венцы не используются вообще.
- В случае, если один из брачующихся венчается впервые, а второй уже был венчан – таинство проводится по классической схеме.
- После обмена венцами, молодым подносится красное вино, которое они попеременно выпивают, в знак готовности делить как грусть, так и радость на двоих. После чего руки молодым скрепляют рушником, который выступает символом верности данному обету и совместной жизни душа в душу.
Венчание может быть запрещено в определенный период
Важно помнить, что далеко не каждый день подходит для проведения таинства обручения и венчания. Не проводится церемония:
- В дни, попадающие на пост
- Накануне и в дни великих праздников (Рождение Богородицы, Яблочный спас, Рождество, Пасха прочее)
- Перед храмовыми праздниками
- В дни строгого однодневного поста (11 сентября, 27 сентября)
- Перед и в дни Святок
Как получить разрешение на венчание при втором браке?
Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.
Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.
- «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.
Разрешение на венчание
- Для того чтобы получить разрешение на второе венчание нужно обратиться к церковнослужителю и написать на имя архиерея прошение о позволении повторного вступления в церковный брак, к которому обязательно приложить свидетельство о разводе и новое свидетельство о браке. После чего пройти церемонию покаяния, за совершенные ошибки не только в прошлом браке, но в жизни вообще. Лучше всего покаяться перед Богом на исповеди. Многие боятся исповеди, поскольку думают, что могут быть не правильно поняты священником. Но исповедь – это покаяние души, которая искренне стремится к прощению, а заслужить его можно только очистившись. И священник обязательно поможет каждому желающему.
Напоминаем еще раз, что браки допускаются только до 3-х раз. И даже если брачующийся жаждет венчаться впервые, но это уже его 4-й юридически оформленный брак – по каноническим законам венчание не состоится.
Венчание – осознанный, осмысленный шаг в жизни каждого человека, говорящий людям и Богу о целенаправленном выборе своего партнера в качестве вечного спутника. Но если все же что-то пошло не так, семья распалась и ничего уже не вернуть, есть возможность «развенчаться».
Естественно, развод порицается и не считается нормой, но исходя из слабодушия человеческого, церковью допускается. Кроме того, разрешается венчаться 2-й и 3-й раз, но не более. Любите и будьте любимы! И помните, что успешный брак – это ежеминутная, кропотливая работа каждого из супругов!
Можно ли венчаться повторно
≡ 23 Декабрь 2019
А А А
Венчание — ответственный шаг в жизни супругов, который должен совершаться один раз в жизни. Однако бывают случаи, когда церковные браки распадаются. О том, в каких случаях разрешается венчаться еще раз (это так называемое повторное венчание), рассказал священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Постернак.
«В церкви нет понятия „развенчания“, то есть церковного расторжения брака. Поэтому к повторному браку церковь относится как к снисхождению к немощи человека, у которого брак распался», — говорит Постернак. По словам священнослужителя, для повторного венчания необходимо спросить благословения у правящего архиерея. В Москве им является святейший патриарх.
Кто имеет право на повторное венчание?
Решение правящего архиерея будет зависеть от того, по какой причине распался первый брак и может ли она быть признана уважительной. «Речь идет о каких-то вопиющих случаях. Например, пьянство одного из супругов, очевидная измена, насилие в браке, неизлечимая болезнь, которую один из супругов скрыл. То есть это такие причины, которые признаются церковью оправдывающими то, что брак распался, и второй брак можно заключить именно по церковному уставу», — поясняет Постернак. Также на повторное венчание имеет право вдовец или вдова. «Если один из супругов скончался, то это тоже является каноническим основанием для возможного второго церковного заключения брака», — говорит он.
Можно ли венчаться больше двух раз?
Отец Андрей отмечает, что каждая ситуация рассматривается индивидуально и у церкви нет универсальных правил. Однако мало кому разрешат венчаться больше двух раз, говорит священник. «Если речь идет о третьем церковном браке, то это может касаться только каких-то исключительных случаев, которые, естественно, решаются в индивидуальном порядке. Но чина третьего венчания в церкви не существует», — поясняет он.
Чем первое венчание отличается от второго?
Во время второго венчания священник не спрашивает супругов о том, добровольно ли они вступают в брак. Также читаются другие молитвы. «Отличие состоит в том, что повторный брак рассматривается как некое снисхождение к немощи человека, поэтому он носит более покаянный характер. Если первый чин венчания более радостный, то при повторном браке в чинопоследовании, конечно, содержится и радость о создании новой семьи, но все-таки эта радость омрачена тем, что брак уже не первый», — рассказал священнослужитель.
Кто не имеет права венчаться
Церковь не совершает Таинство Брака, если для одного из будущих супругов это четвёртый или пятый брак. Также и вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Отступления от этого правила могут быть допущены лишь по решению архиерея.
Препятствием к вступлению в брак также считается виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
Церковью не допускается брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Венчание также невозможно между крёстными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено у правящего архиерея. Специальное разрешение также потребуется, если у жениха и невесты большая разница в возрасте, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям. Для тех, кто перешагнул 80-летний рубеж, церковный брак запрещён, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея.
Препятствием к браку является неспособность к брачному сожитию. Как указано в церковных правилах, кроме рождения детей существенную цель брака составляет и то, чтобы муж и жена могли удовлетворять свои естественные потребности и, следовательно, быть в полном половом общении между собой. Невозможность удовлетворения этой брачной цели составляет безусловное препятствие к браку.
В церковных правилах отсутствует запрет на венчание глухонемых и слепых, а также инвалидов и других маломобильных лиц, желающих вступить в брак. Однако если у одного из будущей пары есть умственные недостатки, в частности, бешенство, сумасшествие, идиотизм, то это служит препятствием для венчания.
Запрещается брак и между кровными родственниками вплоть до четвёртой степени родства. Также не венчается брак между людьми, состоящими в так называемом гражданском родстве (речь об усыновлении). То есть усыновителю запрещается вступать в брак с усыновлённой, как и усыновлённому — вступать в брак с усыновившей его матерью либо её дочерью.
Метки: брак • венчание • интересно • Полезно знать • церковь
Возможно ли второе венчание?
Вопрос читателя:
Добрый день, помогите разобраться. Я в 18 лет вышла замуж и венчались. Но спустя время не уберегли семью, наверно оба виноваты были… В итоге развелись, сходили в церковь, просить разрешение на второй брак, нам одобрили. Но одобрение ездил муж забирать. Сейчас у него новая семья, ребёнок. У меня тоже есть муж, недавно в браке. И вот мы хотим детей, хотим их в церковном браке, то есть венчаться, если в 18 лет у меня, видимо, отсутствовало полное понимание, то сейчас я полностью осознаю всю суть таинства венчания. Смогут ли нас с мужем венчать? У него это в первый раз, у меня к сожалению, второй…
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Да, второе венчание для Вас возможно. Договариваясь со священником о совершении Таинства, расскажите ему все обстоятельства Вашей жизни, если потребуется, съездите еще раз за разрешением на повторный брак. Для лучшего понимания Таинства предлагаю Вам наши тексты:
Венчание
Венчание: ответы на вопросы
Таинство венчания
Суть Венчания
Как проходит венчание в церкви?
Что символизируют венцы навенчании?
Как отметить венчание?
Подготовка к венчанию
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?
Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.
Продолжение. Смотрите Часть 1. – Венчание. Почему брак – таинство
Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?
Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.
Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:
1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.
Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.
2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.
3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Великого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.
4. В соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.
Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).
Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».
5. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.
В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.
7. Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).
8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматривается серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят человеческие и моральные беспорядки.
Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.
Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.
Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, виновные в принуждении детей к браку или в насильственном удержании от брака, подвергались суду.
В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и невесты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключенный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.
Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.
Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.
1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родства, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племянником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от данного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.
Две прямые линии, происходящие от одного родоначальника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и сестер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племянницей — родство в 7-й степени. Закон Моисея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апостольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».
Значит, брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В
России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Святейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.
2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.
Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая степень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, состоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свойства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г . безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г . и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехродного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до четвертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.
3. Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.
Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.
Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.
Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.
4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».
5. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.
6. Важное условие для признания действительности церковного брака — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).
На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.
В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.
Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.
Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.
Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.
Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.
Как пережить измену?