Содержание
- Лучшие ответы
- Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете
- Как нельзя носить нательный крестик
- Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения
- Можно ли носить одновременно два крестика
- Как еще можно носить обручальные и помолвочные кольца
- Нужно ли носить иконку
- Можно ли носить крестик и ладанку
- СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ СПАСИ И СОХРАНИ
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
- Можно ли одновременно носить на шее два крестика и мнение церкви, что такое ладанка
- Понятие нательного креста
- Что такое ладанка
- Мнение церкви о ношении нескольких крестиков
- Ношение крестика и ладанки сразу
Лучшие ответы
Мифодий мифодий:
Если как украшение — носите …А так всё же лучше освятить .Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь
Вот почему Крест Господень называется Животворящим! Он — свидетельство о том, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви) . Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза — Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься. Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих) . К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п. Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани» . Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т. ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный ( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения» . Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь») . Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
Маэстро:
Можно, но это не то.P.S.разве есть проблемы с освещением???
Korol Katia:
таки да!
Алексей Голубков:
Ничего не случиться, стань святой и познаеш…
Влад:
НИЧЕГО не случится. Это ваше личное дело!
Можно, ничего худого не случится.Если же вас «напрягает» эта проблема, то сходите в Церковь и освятите, это несложно.
*******:
Можно, но не нужно. Освятить или купить освящённый не проблемма.
Слуга Царя:
Если вас действительно мучает вопрос, то сходите освятите, а то больше раздумий будет.Кстати я сам над своим крестиком помолился, и уже считаю что он освящен :))
Владимир нерасиянец:
Согласен с др. Траксом. Главное Вера…
грешник недостойный:
чтобы было спокойней опустите 3 раза в святую воду с молитвой.Но самое главное чтобы крест внутри вас был.
Владимирович:
Можно, а зачем? Смысл? И что это дает?
Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете
Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».
«Всё мне можно, да не всё полезно», — гласит христианская истина.
Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.
Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.
Для многих крест — это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.
Крест на могиле — это признак православного христианина, всем остальным он ни к чему
Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест — символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.
Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.
В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, — это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.
Пользователь удален:
можно, но не стоит… зачем вам лишняя карма
ЧОСИЧ:
Носить два крестика одновременно крайне нежелательно, но допустимо, если оба они дороги вам, как подарки или как память о близких людях.
АЛ-ЛА-ЛА:
нельзя, человек должен нести свой крест, а вы добровольно взваливаете на себя ещё чей то. не забывайте, что любая мысль материальна, любое действие имеет свой путь развития
кто-то из толпы:
Можно, если очень хочется. Только — зачем? Были на Руси в стародавние времена человеки, что ходили по городам и весям, обвешавшись крестами и цепями — юродивые назывались. Хотите брать пример?
Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью. Крестное знамение напоминает нам о распятом Иисусе Христе, который ради нашего спасения умер на кресте. Крест стал символом нашего спасения и почитания
Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть — воскрес из мертвых, и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.
Как победитель смерти — воскресший в третий день — Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.
«Возьми свой крест и иди за Мною» , — сказал нам Спаситель… Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся) . Крест защищает нас от сил зла. Крест является ангелом слава и бесом язва, что Крест, есть оружие верных против врагов видимых и невидимых.
Неправда — когда говорят, что получить в подарок или найти крестик – это к несчастью. Совсем наоборот, Крест — это традиционный подарок. Крест дарят крестные крестникам. Крест — это часто благословение матери, духовника, старца.
Можно вспомнить, что в некоторых местах на Руси существовал обычай даже меняться крестами, заключая «крестовое» родство. Были такие крестовые братья и крестовые сестры. И никто, передавая свой крест близкому другу, не передавал ему вместе с ним своей судьбы, а лишь как бы клялся в вечной памяти. Ведь крест — это было единственное неснимаемое и несменяемое имущество человека до самой смерти. И крест друга всегда напоминал о нем.
Если внимательно рассмотреть все приметы и суеверия — то легко обнаружить их богоборческий сатанинский характер. Вот например, существует такая «примета» ( и многие ей следуют, не думая о смысле) -если увидишь на земле крестик или иконку ни в коем случае не поднимать.. . Почему — разные «обоснования». А фактический смысл в том, что нам предлагают спокойно продолжать наблюдать за попранием святого креста или иконы, валяющейся в грязи, тем самым совершая кощунство.
Ничего плохого не может придти в нашу жизнь через главный символ христианства — Распятие. Про крестики вообще сатана придумал и внушает народу много «примет» — и все они в конечном итоге направлены против Бога, веры и конечно, против человека, который верит в такие приметы и суеверия.
Крест обязательно должен быть освящён в православной церкви. Поэтому переговорите со священником и освятите крестик, ведь лучше самого священника вопроса никто не знает.
Как нельзя носить нательный крестик
Нательный крест – это признак принадлежности к Церкви. Тот, кто еще не присоединился к ней, т.е. не был крещен, носить нательный крест не должен.
Не следует надевать крестик поверх одежды. По церковной традиции, только священники носят кресты поверх рясы. Если же так поступает мирянин, это похоже на желание выставить свою веру на показ, похвастаться ею. Такое проявление гордыни не подобает христианину.
Нательный крест, как следует из его названия, должен быть на теле, точнее, на груди, ближе к сердцу. Нельзя носить крест в ухе в виде серьги или на . Не стоит подражать и тем людям, которые носят крестик в сумке или в кармане и говорят: «Он же все равно при мне». Такое отношение к нательному кресту граничит с кощунством. Положить крестик в сумку можно лишь на время, если порвалась цепочка.
Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения
Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.
Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?
Справедливо, ведь он — не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.
Похороны некрещёных детей и взрослых отличаются от обычных отсутствием молитв и атрибутов православия
Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны — с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.
Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.
28 недель до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение
Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.
Можно ли носить одновременно два крестика
Среди священников, которым мы задавали этот вопрос, как ни странно нет единого мнения на возможность такого совместного ношения двух крестов.
И дело тут в том, что нет какого-то канонического запрета или даже рекомендации о том, как именно и сколько крестов может и должен носить человек.
Священник Дионисий Свечников считает, что нет принципиальной разницы в том, носить ли человеку один крест или два. С ним соглашается протодиакон Сергий Шалберов, который говорит, что от количества крестов праведность человека не возрастет в два раза, но при этом отмечает, что и грехом такое ношение не является.
Схожее мнение высказывает протоиерей Андрей Спиридонов, который говорит, что можно носить один крестик, можно два, и даже можно носить их по очереди. На качество духовной жизни и спасение это не влияет.
Однако иное мнение высказывает иерей Даниил Луговой, который говорит, что правильно носить только один крест. Но если у вас их два, то допускается менять их, носит поочередно, сохраняя второй крест возле икон.
Интересное мнение высказал также диакон Илья Кокин, который считает, что ребенок может потерять нательный крестик и поэтому его лучше сохранять, как более важную святыню, более значимый символ, а постоянно носить например золотой, подаренный родственниками.
Как еще можно носить обручальные и помолвочные кольца
«Память о помолвке» носить необязательно. Иногда невеста не хочет обременять пальцы или боится дурных знаков. Она может спокойно положить кольцо в шкатулку после свадьбы. Оно станет семейной реликвией, которая переходит от матери к дочери.
А если не хочется расставаться с полюбившейся драгоценностью? Уже известный вариант – надеть рядом с обручальным кольцом
. Если не желаете перегружать палец, украсьте колечком левую руку
. Это касается перстней с крупными камнями, которые лучше смотрятся без «компаньонов».
Другой способ – надеть на шею, как кулон
. Не всем новобрачным это понравится: камень может ранить кожу или оставить затяжки на свитере. Но женщины часто выбирают этот способ. В этом случае необходимо подобрать изящную цепочку, серебряную или золотую.
По традиции эти украшения не похожи друг на друга. Вот их главные отличия:
- Кольца для помолвок не всегда золотые.
Можно выбрать серебро или другой полудрагоценный металл. Никаких узоров,
иначе супружество будет нелегким и принесет немало слез. А вот бриллианты – много маленьких или один крупный будут кстати. «Лучшие друзья девушек» приносят семейное благополучие, хранят владелицу от несчастья. Но подойдут и другие, менее именитые камни. Например, фианит или аквамарин. - Обручальные кольца делают только из золота.
Их поверхность обычно гладкая: никаких гравировок, самоцветов, рисунков. Тогда совместная жизнь не омрачится ссорами. Впрочем, сейчас молодежь не подвержена предрассудкам. Будущие супруги смело покупают «обручалочки» с принтом, камушком или замысловатым цветком, в форме сердечка или бабочки.
На кольцах не должно быть слишком больших вставок
. Такие драгоценности хороши для светских раутов, но неудобны в повседневной жизни. Актриса Ева Лонгория даже отказалась носить помолвочное кольцо из-за огромного бриллианта. Не повторяйте ошибки звезды, ищите миниатюрные украшения.
Обручальное кольцо рядом с помолвочным
Часто жених сам выбирает презент для помолвки. А, значит, возможны ошибки. Как избежать их? Можно предложить любимому поискать кольцо вместе. Но молодые люди редко соглашаются: хотят сделать сюрприз. Поэтому лучше действовать как опытные разведчики. Обычно речь о свадьбе заходит до официального предложения. Можно аккуратно намекнуть, каким подарком вы бы хотели скрепить помолвку. Или, гуляя по магазинам, показать понравившиеся кольцо.
А вот обручальные кольца надо покупать только вдвоем
. Тогда они принесут влюбленным счастье в браке. Оплачивает покупку жених. Обычно у новобрачных одинаковые кольца, но это необязательно. Например, девушка захочет изящное, тонкое колечко. Вряд ли оно будет уместно на мужском пальце.
Если вы носите два кольца, они должны дополнять друг друга. Один перстень всегда скромнее другого: обилие бриллиантов смотрится нелепо. Можно выбрать колечки из разных материалов, с разной отделкой. Главное – гармония.
Кольца для новобрачных
И последний совет: поверья поверьями, но здоровье дороже. Если у вас два кольца на одном пальце, устраивайте ему разгрузку. Хотя бы изредка снимайте помолвочное колечко
. Постоянное давление на пальцы испортит вам и самочувствие и настроение. А без хорошего настроения не будет и счастья. Помните об этом и берегите себя!
4.7
(93.85%) 13
голосов
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда один крест у нас уже есть, тот самый, с которым мы крестились, а второй нам дарят. И этот второй часто гораздо более красивый, драгоценный, точно также освященный в церкви.
И наверное многие видели, как люди носят сразу два крестика, или крестик и ладанку. Но правильно ли они поступают? Что нам по этому поводу говорит церковь?
Нужно ли носить иконку
В отношении ношения нательной иконки церковь, опять же, не выносит запрета. Более того, человек может носить изображение любого святого независимо от пола и возраста, ведь святые молятся на небесах за всех ныне живущих, поэтому иконка в любом случае будет защищать своего владельца. Но, как говорят священники, данный атрибут веры не является обязательным в отличие от нательного креста, поэтому ношение иконки является сугубо личным делом каждого.
И, опять же, священнослужители солидарны в том, что иконка должна быть освящена в церкви, как и крестик. Ведь изображение святого будет защищать своего владельца только в том случае, если он является истинно верующим человеком, соблюдающим все каноны православия, а не выставляющим напоказ мнимые убеждения без веры в сердце.
Можно ли носить крестик и ладанку
В этом вопросе церковь едина. Крестик и ладанку можно носить одновременно, ведь это два совершенно различных символа веры. При этом если крестик следует носить под одеждой, ближе к телу, то ладанку можно надевать на одежду. Ведь часто ладанка это скорее украшение.
Заключение
Если у человека есть два нательных, освященных креста, один доставшийся при крещении, а второй полученный в подарок, то можно носить как два креста одновременно, так и чередуя их между собой.
Утверждение о том, что одновременное ношение двух крестиков является грехом не соответствует действительности.
Но и пользы одновременное ношение крестиков для души человека не несет.
Спасибо за внимание!
Крестик – показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.
Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика. Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.
Нельзя носить на цепочке
Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае – чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.
Нельзя носить поверх одежды
Это – абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.
Нельзя дарить
Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины. Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.
Нельзя поднимать, если найден
Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.
СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ СПАСИ И СОХРАНИ
Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.
Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:»Спаси и сохрани»,
совершенно иной.
Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов.
Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности.
Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.
Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души.
И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»
Простые слова «Спаси и сохрани»
означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.
По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.
На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники»
(носимые на теле под одеждой) и т.н.
энколпионы»
(от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Крест Христов – это символ христианства.
Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует.
Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.
Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига.
Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.
Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего.
Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.
Можно ли одновременно носить на шее два крестика и мнение церкви, что такое ладанка
Священники нередко носят на теле одновременно два креста. Эта особенность обусловлена церковными законами и обрядами. Но, глядя на священнослужителей, и многие люди задаются вопросом, можно ли одновременно носить на шее два крестика. Одни спрашивают это, чтобы разобраться в особенностях церковных порядков. А другие интересуются потому, что хотят также носить два крестика, придерживаясь собственных суждений на данный счет.
Понятие нательного креста
Крест — это символ христианской веры, носить который могут только крещеные люди. Согласно общепринятым правилам, распятие несет в себе следующие «функции»:
- символизирует победу добра над злом;
- показывает, что в действительности после смерти человек (точнее душа) воскресает;
- позволяет людям продемонстрировать, что те исповедуют христианскую веру;
- выступает в качестве оружия духовной борьбы.
Нательный крест необходимо носить возле сердца. Поэтому священники рекомендуют использовать короткие цепочки. Носить символ христианской веры можно только после совершения таинства крещения. До этого момента надевать крест запрещено. Однако в данном случае упоминается материальный символ веры.
Согласно христианскому учению, духовный крест человек носит с момента рождения и до собственной смерти.
Что такое ладанка
Изначально ладанки появились после того, как среди христиан распространилась практика ношения мощей святых. Но позднее смысл этого «амулета», как и название, поменялась. В ладанке хранится ладан. Несколько столетий назад этот оберег изготавливали из ткани, формируя компактный мешочек. Сейчас в церкви предлагают кулон, состоящий из двух частей.
Надевая ладанку, нужно помнить о следующих правилах:
- кулон необходимо освящать в церквях;
- ладанка – не святыня, а вещь, которую носят на теле воцерковленные люди;
- ладанка не защищает от нечистых сил и не обладает магическими свойствами.
Этот кулон не способен заменить нательный крест, так как «функции» у обоих символов христианской веры разные.
Мнение церкви о ношении нескольких крестиков
Среди воцерковленных людей распространено мнение, согласно которому, чем больше нательных крестов человек носит, тем большей защитой от нечистых сил тот обладает. Но служители церкви заявляют, что такая практика прямо противоречит правилам веры. При этом мнения священников по поводу ношения одновременно двух крестиков на шее разнятся. Православная церковь не выработала единого мнения на сей счет.
Часть священников не запрещает одновременное ношение двух символов, рекомендуя при этом надевать каждое распятие на разные цепочки.
Ряд вышестоящих церковных служащих заявляет, что каждый человек может брать с собой любое количество крестиков. Чистота и сила веры, которая, как гласят христианские догматы, и защищает людей от нечистого, от этого не зависят. То есть, если следовать логике служителей церкви, важнее то, насколько человек искренен в молитвах, и как соблюдает православные ценности, догматы, правила. Мирские мотивы в этом случае не играют роли.
Существует и прямо противоположное мнение по данному вопросу. Священники, придерживающиеся другой точки зрения, сообщают, что одновременное ношение двух распятий на теле противоречит христианскому учению. Но и эти люди заявляют, что данный символ нельзя использовать в качестве оберега или украшения. Крестик выполняет только те «функции», о которых сказано выше. И даже утрата нательного символа не приведет к неприятным последствиям.
Два крестика носят священнослужители. Это обусловлено сложившимися порядками и другими причинами. Для воцерковленных людей такая практика не несет в себе смысла. Служители церкви придерживаются четкой позиции: наличие дюжины распятий не сделает человека святым, если тот не соблюдает христианские законы (заповеди); отсутствие — не сделает грешником.
Ношение крестика и ладанки сразу
Христианская церковь, несмотря на существующие между конфессиями разногласия, придерживается единых правил. Последние применяются в отношении как обрядов (таинств), так и повседневной жизни. Эти правила не обязывают людей одеваться определенным образом или носить конкретные предметы в быту. Но есть рекомендации, которые истинный христианин стремится выполнять.
К этому относится и практика ношения крестика и других символов христианской веры. Согласно общепринятым нормам, человек вправе носить несколько распятий или ладанок. Важнее, чтобы христиане соблюдали каноны и жили по установленным заповедям. Но если священнослужители не пришли к одному мнению по поводу ношения на шее одновременно двух распятий, то в отношении ладанки наблюдается единство: люди могут сразу надевать и первый, и второй символы веры.
Такое единодушие обусловлено сущностью данных символов. Распятие показывает, что человек придерживается христианской веры. А ладанка выступает в качестве своеобразного православного украшения.
Если возникают сомнения по поводу того, что надеть, то церковные иерархи рекомендуют носить на шее одновременно одно распятие и икону с изображением ангела-хранителя или святого. Среди православных эта практика широко распространена. А церковь не препятствует одновременному ношению двух реликвий. Но, как и в случае с ладанкой или распятием, именную икону рекомендуют сначала осветить, а после — надевать на шею.