Содержание
- По каким причинам могут отказать в отпуске за свой счет?
- Отпуск без содержания: могут ли отказать?
- Могут ли отказать в отпуске за свой счет?
- Когда работник имеет право на отпуск за свой счет?
- Законные основания для отказа
- Процедура оформления
- Что делать в случае отказа в предоставлении отпуска?
- На что может повлиять отпуск за свой счет?
- Может ли продавец отказать покупателю в покупке
- Правила продажи товаров покупателю
- Что делать покупателю при отказе в продаже товара
- Когда работник имеет право на отпуск за свой счет
- В каких ситуациях работодатель обязан предоставить отпуск
- На что может повлиять отпуск за свой счет
- «Просящему у тебя дай…»
- Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице
- «Всякому просящему у тебя давай»: как быть в этих случаях?
- Что значит «Всякому просящему у тебя давай»?
- 8 ноября. Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
- Евангелие дня с толкованием на 25 июня
- Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского
По каким причинам могут отказать в отпуске за свой счет?
Одним из существенных плюсов официального трудоустройства – это легитимное право работника на получение ежегодного оплачиваемого отпуска согласно графику. Но иногда в силу непредвиденных обстоятельств каждому трудящемуся могут понадобиться свободные от труда дни без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам или иным веским причинам.
Отпуск без содержания: могут ли отказать?
Рассмотрим ниже правовые аспекты предоставления такого вида отдыха и ответим на главный вопрос, могут ли работодатели отказать в отпуске за свой счет?
Для начала следует правильно растолковать это понятие. Истинное название закреплено в законодательных актах (ст. 128 ТК РФ) и звучит как отпуск без сохранения заработной платы, а предоставляют его на необходимый временной промежуток.
Относится он к категории социальных видов отпусков, не связан с трудовой деятельностью и денежной выплатой. Его можно оформить без учета трудового стажа на конкретном предприятии. Это означает, что по согласию гендиректора его можно получить в первый же трудовой день.
Ведь он может понадобиться человеку по разным причинам, так как жизнь не ограничивается лишь осуществлением должностных обязанностей в процессе трудовой деятельности, есть и свободное время, а также личные проблемы, требующие немедленного решения.
Нюансы запроса отпуска
Урегулировав вопрос с начальником, работник может выйти на отдых, но выплаты за этот период ему не будут начислены. Он получит зарплату в конце месяца уменьшенную пропорционально дням бесплатного отдыха. Исключением является сдельная оплата труда, где количество пропущенных дней, никак не влияют на месячный заработок.
Если отдых приходится на выходные или праздничные дни, естественно, на зарплату он никак не влияет, поскольку выходов за месяц будет положенное количество.
Могут ли отказать в отпуске за свой счет?
Такой вид отдыха не является обязательным, сотрудник может им не пользоваться в процессе профессиональной деятельности.
На случай возникновения форс-мажорных ситуаций, которые считаются уважительными, трудящийся вправе обратиться с заявлением о предоставлении отпуска до 5 дней за свой счет к нанимателю. Именно он решает вопрос, отпустить работника или нет.
Важно: Директор не вправе отправить сотрудника в бесплатный отпуск без его письменного согласия, это противозаконно.
Когда работник имеет право на отпуск за свой счет?
ТК РФ предусматривает конкретные случаи и ситуации, при которых наниматель обязан предоставить члену коллектива отпуск без содержания на основе письменного заявления.
Его продолжительность в году также регламентируется нормами закона, трудовым соглашением или коллективным договором организации.
Категории сотрудников, которым законодательно положен отпуск за свой счет?
Люди пожилого возраста задаются вопросом, могут ли отказать в отпуске за свой счет пенсионеру? Вот перечень лиц, имеющих законное право использовать такой отдых:
- ветераны, участвовавшие в Великой Отечественной войне (до 35 календарных дней в году);
- работающие пенсионеры по возрасту (до 2 недель);
- инвалиды всех групп (до двух месяцев);
- Герои Труда, РФ и СССР, кавалеры ордена Славы (до 21 дня);
- члены семей погибших или травмированных военнослужащих при исполнении своих обязанностей (до 2 недель);
- супруги военнослужащих могут отдыхать столько, сколько находится жена (муж) в отпуске;
- обучающиеся сотрудники без отрыва от производства, если они не могут взять оплачиваемый учебный отпуск (до 15 дней);
- иные категории работников, права которых закреплены в федеральных законах и других нормативных актах.
Последний пункт подразумевает другие случаи, прописанные в коллективном договоре либо в отраслевом соглашении.
В каких ситуациях работодатель обязан предоставить отпуск?
Уважительными ситуациями считаются:
В подобных случаях отказ в отпуске без сохранения заработной платы считается незаконным, за что ответственное лицо могут привлечь к ответственности.
Российское законодательство четко не оговаривает список уважительных оснований, непосредственно работодатели имеют право определять их внутренними локальными актами, приказами.
В таких договорах зачастую также можно встретить ситуации, при которых руководство обязано предоставить выходные дни без содержания:
- многодетным матерям, отцам или сотрудникам, имеющих двух детей в возрасте до 14 лет;
- родителям одиночкам с детьми до 14 лет;
- гражданам, имеющих детей-инвалидов до 18 лет.
Если у работника сложилась ситуация, попадающая под вышеперечисленный перечень, тогда руководство не имеет права отказать в предоставлении отдыха за свой счет.
Бывает, когда сотрудник вправе взять отпуск по двум основаниям. В этом случае, он может выбрать только один наибольшей продолжительностью. Отпуска без содержания не подлежат суммированию.
Законные основания для отказа
Каждому гражданину обязательно знать, имеет ли право работодатель отказать в отпуске без содержания?
Начальник имеет право проигнорировать письменную просьбу подчиненного при таких обстоятельствах:
- причина признана уважительной, но к заявлению не приложены подтверждающие документы;
- работник не входит в льготный перечень лиц;
- уход в отпуск может негативно повлиять на работу всей организации.
При не удовлетворении просьбы об отдыхе необходимо требовать письменного оформления отказа. Это поможет оспорить решение работодателя в случае необходимости и добиться справедливости.
Процедура оформления
Отпуск гарантировано предоставляется всем членам коллектива не зависимо от занимаемой должности и статуса, для каждого действуют одинаковые правила.
Оформить его можно по такому алгоритму:
- написать и подать написанное от руки заявление с указанием даты начала и конца отпуска;
- приложить подтверждающие документы;
- направить заявление руководителю лично либо по почте;
- дождаться результата.
В случае удовлетворения заявления, наниматель издает соответствующий приказ не позднее той даты, с которой будет начинаться отсчет бесплатного отпуска. На его основании будут выполнены соответствующие пометки в табеле учета трудящихся.
Но если сотрудник получил отказ, то он не может уйти с рабочего места по собственному желанию. Его поступок будет расценен как прогул, и на него ждет:
- дисциплинарное взыскание;
- увольнение.
По инициативе заявителя можно вернуться на рабочее место раньше указанной даты, о чем гражданин должен письменно уведомить руководителя компании.
Внимание: Начальник не имеет права вызывать из отпуска сотрудников без их личного согласия (ст. 125 ТК РФ).
Категорически запрещено прерывать отпуск таким категориям граждан:
- несовершеннолетним работникам;
- беременным женщинам;
- сотрудникам, работающим во вредных условиях.
Прерывание отпускных дней начальником считается незаконным.
Что делать в случае отказа в предоставлении отпуска?
Не нужно спорить с руководством, если работник получил отказ по заявлению, в котором указаны неуважительные причины. Но имея законные основания нужно выяснять, как взять отпуск за свой счет, если на работе не отпускают.
В этом случае рекомендуется сделать следующие шаги:
- Попросить заверенную копию заявления с пометкой о принятии у секретаря или работника отдела кадров. Выдать ее должны в течение трех дней.
- При неотложных обстоятельствах (похороны, свадьба, сессия) необходимо повторно написать и подать начальнику заявление с подтверждающими документами, указав дату предыдущей подачи.
- Снять копию последнего заявления и зарегистрировать его. Обязательно на бумаге должен присутствовать номер входящей документации, штамп организации, личные данные и подпись принявшего лица.
После этих действий сотрудник может спокойно отправляться в выходные дни для решения семейных проблем.
По возвращении из отпуска, сотрудник может столкнуться с некоторыми проблемами:
- в отношении него наложены дисциплинарные взыскания за прогул;
- издан приказ о его увольнении.
Тогда работнику следует объяснить причину своего отсутствия письменно, подав заявление на имя директора компании с пакетом подтверждающих бумаг. Также оспорить неправомерное решение начальника можно в судовых органах, Прокуратуре, Госинспекции по труду.
На что может повлиять отпуск за свой счет?
За исключением финансовых потерь бесплатный отпуск таит в себе несколько важных нюансов:
- если общее количество бесплатного отпуска не превосходит двух недель в году, то этот период включается в трудовой стаж и будет учитываться при вычислении ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ);
- если член коллектива в дни отдыха отправился на больничный, то последний будет оплачен с того момента, когда работник должен приступить к трудовым обязанностям;
- если человек принят на испытательный срок, то дни неоплачиваемого отпуска в него не засчитываются.
Дни бесплатного отпуска целиком исключаются из расчетного периода при вычислении среднего заработка не зависимо от его длительности.
Таким образом, при предоставлении и оформлении выходных дней без сохранения зарплаты следует руководствоваться только нормами трудового законодательства, локальными нормативными актами. Может ли на законных основаниях начальник отказать в отпуске за свой счет? Безусловно, нет!
Он обязан предоставить бесплатные дни в оговоренных законодательством ситуациях и в том количестве дней, которое указано для конкретной категории работников. В случае отказа работодателя гражданин вправе обратиться в надзорную службу по соблюдению трудового законодательства для восстановления нарушенных прав.
Метки: Отпуск
Может ли продавец отказать покупателю в покупке
Выбирая товар в магазине, вы вправе рассчитывать, что продавец надлежащим образом исполнит обязательства – позволит приобрести вещь по заявленной цене. Имеет ли право продавец отказать в продаже без указания причины? Разберем, когда отказ покупателю в продаже товара является законным, когда продавца можно привлечь к ответственности.
Правила продажи товаров покупателю
Отношения между продавцом и покупателем фиксируются в виде договора розничной купли-продажи. Ключевые особенности таких договоров заключаются в следующем:
- оформление договорных отношений может происходить в устной форме, а для подтверждения сделки покупатель получает расчетный документ (фискальный чек, квитанцию и т.д.);
- в магазине обязаны продать товар любому покупателю, если предложение о продаже выражено в публичной форме – изделие размещено в открытом доступе с указанием цены и основных потребительских свойств, а на ценнике отсутствует прямое указание об ограничении по продажам;
- отказ продавца в продаже товара допускается только по основаниям, прямо указанным в законе.
Даже если возможность отказа в продаже товара прямо указана в законе, она не должна быть связана с личностью конкретного гражданина. Право отказать в продаже продукции распространяется на группы и категории граждан, либо на иные общие ограничения. Например, запрещено продавать спиртосодержащую продукцию лицам в возрасте до 18 лет.
Когда могут отказать в продаже товара
Может ли продавец отказать покупателю в покупке без указания причины? Если такое ограничение зафиксировано в нормах закона, продавцу достаточно разместить информацию о запрете в общедоступном месте, либо ограничить доступ покупателей к определенной группе товаров. Например, продажа спиртного допускается только в дневное время, а в ночное время доступ к прилавкам с алкоголем может быть на законном основании органичен.
Имеет ли право продавец не обслуживать покупателя, если возникают претензии личного характера (например, состояние алкогольного опьянения у покупателя, грубость по отношению к сотруднику магазина)? В указанных случаях отказ заключить розничный договор купли-продажи будет являться нарушением норм Закона РФ № 2300-1. Покупатель имеет право оспорить неправомерные действия сотрудников торговой точки.
Что делать покупателю при отказе в продаже товара
Имеет ли право покупатель оскорблять продавца, и повлияет ли это на отказ в продажи вещи или предмета? В такой ситуации нужно учитывать следующие нюансы:
- если продавец отказался продать товар по причине ненадлежащего поведения посетителя магазина, такие действия будут являться прямым нарушением Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителя»;
- если покупатель оскорбляет сотрудников торговой точки, либо нарушает иные правила поведения в публичном месте, представители магазина могут вызвать сотрудников полиции для привлечения к административной или уголовной ответственности;
- отказ обслуживать посетителя из-за его поведения или отношения к сотрудникам магазина повлечет ответственность в виде штрафа, а гражданин сможет потребовать через суд компенсацию морального вреда.
Если стоимость товара является несущественной, а аналогичную продукцию можно легко приобрести в соседнем магазине, потребитель может ограничиться подачей жалобы на имя руководителя торговой точки или в Роспотребнадзор. Если товар является дорогостоящим или обладает уникальными свойствами (например, новая модель автомобиля), отказ в продаже целесообразно обжаловать через Роспотребнадзор или в судебном порядке. В этом случае можно не только привлечь недобросовестного продавца к ответственности, но и добиться заключения договора купли-продажи по объявленной цене.
Может ли продавец отказать покупателю в обслуживании или продаже товара, если при размещении изделий на прилавках допущена техническая ошибка в ценнике? Даже в таком случае отказ в продаже будет неправомерным. Магазин обязан передать вещь или предмет по цене, указанной на прилавке или на упаковке. Последствия продажи товаров при ошибочно заявленной цене входят в неизбежные риски предпринимательской деятельности. Отказ сотрудников магазина оформить покупку можно обжаловать через Роспотребнадзор или суд.
Непосредственно при отказе в продаже нужно зафиксировать это нарушение. Например, можно составить акт с участием сотрудника магазина и свидетелей, подать письменное заявление на имя руководителя торговой точки. Одновременно рекомендуем обратиться на консультацию к нашим юристам, чтобы получить разъяснение по дальнейшим действиям. Задать любой интересующий вопрос вы можете по телефону или через онлайн-форму обратной связи.
Скачать
- Инструкция по покупке и возврату товаров через интернет
Размер файла: 299 KB Кол-во скачиваний: 6
Трудовой кодекс дает работнику возможность, в случае необходимости попросить у своего работодателя неоплачиваемый отпуск, в течение которого за ним будет сохраняться рабочее место. Но данный шаг все равно остается на усмотрение администрации фирмы.
Если вы не знаете, могут ли отказать работнику в отпуске за свой счет — да, но в некоторых ситуациях работодатель такой период предоставить все же обязан.
Если сотруднику вдруг потребовалось отпроситься с работы решения для личных нужд, он должен поставить в известность об этом работодателя.
Чтобы это сделать, необходимо составить заявление и передать его в кадровую службу. Далее, руководитель рассматривает документ и делает на нем отметку — разрешить либо отказать.
По своей сути отпуск без оплаты представляет собой время, когда сотрудник освобождается от исполнения трудовых обязанностей, ему не выплачивается зарплата, но в то же время сохраняется место труда.
Решение о том, предоставлять ли такой отпуск, или нет, остается на усмотрение работодателя, и он может отказать в данной просьбе. Ведь согласно ТК предоставление такого периода является правом администрации фирмы, а не обязанностью.
Внимание! А значит отпуск может быть предоставлен, если с точки зрения директора существует такая производственная возможность.
Чтобы работодатель не вынес отказ, сотруднику необходимо направить руководству веские доказательства для получения такого периода.
Чаще всего они связаны с возникшими семейными обстоятельствами. Работник может не указывать причину своей просьбы, но в то же время у директора будет больше возможностей отказать в просьбе.
В случае, если руководство отказалось оформлять отпуск, а работник все же не выйдет на работу, это будет считаться дисциплинарным проступком, который может привести к увольнению по статье.
Внимание! Итак, имеет ли право работодатель отказать в отпуске без содержания? Необходимо помнить, что закон устанавливает случаи, когда некоторым категориям работников обязаны предоставить данный период. Это значит он может просто уведомить о своем желании, остальные же могут его получить по усмотрению руководства.
Когда работник имеет право на отпуск за свой счет
В трудовом праве указаны ситуации, когда отказ в отпуске без сохранения заработной платы будет недопустим. При их возникновении, работник просто должен уведомить работодателя о своем желании.
При этом, есть категории сотрудников, которым законодательно положен отпуск за свой счет
К числу работников, которым нельзя отказывать в таком периоде, относятся:
- Работники, которые уже вышли на пенсию, но в то же время продолжают трудовую деятельность. Им положен период отдыха каждый год длительностью 14 дней. Если данный период использован, и они не знают может ли начальник отказать в дополнительном отпуске за свой счет — да, может.
- Работники, которые имеют статус участника либо ветерана ВОВ — им положен каждый год период отдыха в 35 дней.
- Работники, которые имеют документы на группу инвалидности. Время отпуска для инвалидов каждый год составляет 60 дней.
- Работники, в семье которых погиб военнослужащий. Для них период обязательного отпуска составляет 14 дней.
- Иные работники, для которых предоставление отпуска установлено на законодательном уровне. Например, если совместитель идет в отпуск на своем основном рабочем месте, то ему должен быть предоставлен отпуск и по остальным местам работы. Также отпуск может взять работник, который трудится и проходит обучение (не относится к периоду предоставления каникул), а также кто ухаживает за больным близким родственником (это может быть ребенок, мать, отец и т. д.).
Компании могут принимать внутренние нормативные акты, которыми устанавливать право на отпуск для других категорий работников. К примеру, в коллективном договоре может указываться право на неоплачиваемый отдых для многодетной матери, одинокого родителя с детьми до 14 лет, беременным женщинам и т. д.
Важно! Если работающему в компании предоставляется отпуск одновременно по нескольким уважительным причинам, то складывать это время закон не разрешает.
В такой ситуации самому сотруднику необходимо брать наиболее выгодный для него и оформить этот период. А значит, могут ли отказать в отпуске за свой счет сразу по нескольким основаниям — да, такое возможно.
Также если работнику положен такой отпуск, но он его не использовал, то при оформлении ежегодного периода отдыха он имеет право продлить его на неоплачиваемые дни.
В каких ситуациях работодатель обязан предоставить отпуск
В следующих условиях администрация компании обязана оформить сотруднику период отдыха:
- Если у сотрудника родился ребенок — ему необходимо предоставить в качестве подтверждения копию свидетельства о рождении;
- Если сотрудник планирует вступать в брак — тогда для подтверждения предоставляется копия свидетельства о браке;
- Если у сотрудника умер близкий родственник — тогда необходимо принести копию свидетельства о смерти.
Внимание! Все эти ситуации позволяют работнику получить период отпуска без оплаты на срок до 5 дней.
Так как право предоставить отпуск без содержания остается в обычных условиях за руководством компании, то директор решает какие причины являются обоснованными и уважительными для получения работником отпуска за свой счет.
Практика показывает, что администрация организации часто отказывает работнику в предоставлении отпуска за свой счет, если:
- Поданное заявление работника не обосновано нормами законодательства, а его отсутствие на рабочем месте может привести проблемам в производственном процессе компании.
- У работника существует возможность получить отпуск за свой счет в силу закона, но он не предоставил все необходимые для этого документы. Например, могут ли отказать в отпуске за свой счет пенсионеру если он не предоставил подтверждающий документ (пенсионное удостоверение) — да.
Внимание! Часто работники предприятия даже не знают, что руководство компании не имеет право давать ему отказ в отпуске без сохранения заработной платы, так как он относится к льготной категории.
Работодатель ему об этом может не сказать. Ведь согласно ТК РФ у льготных категорий сотрудников не может быть уважительных причин, чтобы руководство отказало в предоставлении отпуска за свой счет.
Важно понимать, что предоставление отпуска за свой счет является право работодателя, а не обязанностью. Он должен предоставить его сотруднику только, если он относится к определенной категории граждан или у него произошли события, определенные в законе.
Поэтому если администрация отказывает от предоставления отпуска за свой счет, нужно первоначально узнать относится случай работника к перечисленным льготным категориям.
Если выяснится что да, то тогда нужно предоставить подтверждающие соответствующие документы. Лучше всего опять написать заявление на отпуск, но уже со ссылкой на нормативные акты. После этого приложить к данному бланку все имеющиеся у работника подтверждающие документы.
Внимание! В случае, когда работник знает, что он не относится к льготникам, то ему следует провести переговоры с руководством фирмы и попытаться убедить их в необходимости предоставления отпуска за свой счет.
Поэтому, точного плана действий как взять отпуск за свой счет если туда не отпускают не существует. Необходимо проводить переговоры с руководством и искать существенные аргументы.
На что может повлиять отпуск за свой счет
Длительность отпуска за свой счет оказывает влияние на начало наступление ежегодного основного отпуска.
Согласно нормам законодательства, если отпуск за свой счет длиться более 14 дней, его период исключается из трудового стажа, принимаемого для получения права на трудовой отпуск. Поэтому если у данного работника он был, то обязательно нужно учитывать данный момент.
Однако, это правило не учитывается в случаях, когда отпуск предоставляется определённым категориям сотрудников безусловно. Они получают его исходя из стажа работы, а время отпуска включается в трудовой стаж.
Также важно учитывать, что период отпуска за свой счет исключается из расчёта стажа, дающего право на пенсию. Действующие правила устанавливают, что если в данный период не производятся отчисления на обязательное страхование, о его следует исключить из страхового стажа, потому что в это время не начисляется зарплата и производятся обязательные отчисления.
Внимание! Кроме этого, если в период отпуска за свой счет у сотрудника наступает период временной нетрудоспособности, то он не подлежит оплате, так как в это время пособие по больничному листу не назначается и не выплачивается.
Однако, если продолжительность болезни или травмы больше, чем оформленный работником отпуск за свой счет, то листок нетрудоспособности должен быть открыть первым рабочим днем сотрудника компании, и оставшиеся дни подлежат оплате.
Метки Отпуск
«Просящему у тебя дай…»
Свои поучения о непротивлении злу Иисус Христос поясняет примерами о подставлении второй щеки, об отдавании рубашки и одежды, о том, что нужно идти не одно, а два поприща и завершает фразой: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Матф.5:42).
В древнееврейском государстве существовал закон, предписывающий евреям с заботой и вниманием относиться к ближним своим, в том числе и к тем, которые стали нищими. Имущему человеку надлежало проявлять заботу о нищих и не отказывать им в помощи. Однако евреи по жестокосердию своему очень часто нарушали этот закон и не исполняли этого гуманного морально-нравственного долга. Такое поведение евреев было обусловлено не только их жестокосердием, но и их эгоизмом, непомерной жадностью, стремлением удовлетворять только свои желания и обогащаться. Таким поведением древние евреи нарушали заповедь о любви к ближнему и заповедь о сострадании и заботливом отношении к нищим.
А между тем закон, данный евреям Богом через Моисея, обращенный к заскорузлой совести евреев, провозглашает: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7–8).
Иисус Христос видел, что евреи не выполняют этого закона о сострадании и помощи нищим, а наоборот ожесточили сердца свои даже против не нищих своих ближних. Поэтому в Нагорной проповеди Иисус Христос вновь напомнил евреям об этом древнем морально-нравственном законе, провозгласив «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся». Этими словами Иисус Христос осудил поведение тех евреев, которые имеют что дать нищим, могут занять в долг нуждающимся, но от излишков своих не подают даже милостыню по жестокосердию своему, и не занимают в долг никому.
Эти слова Иисуса Христа о том, чтобы дать просящему и хотящему, продолжают развивать мысль о непротивлении злому. Указав на то, что зло можно победить добром, в этих словах Иисус Христос под злом как раз и подразумевает жестокосердие евреев, связанное с тем, что они не дают просящему и отворачиваются от хотящего занять. А победить это зло жестокосердия евреев можно проявлением доброты в виде щедрости, сострадания и помощи к просящему нищему и человеку хотящему занять.
Как видим и в этом случае, как и в примерах со второй щекой, рубашкой, поприщем, нам Иисус Христос опять показал виновного человека. Вина такого человека состоит в том, что он, имея что дать, не помогает нищему, и имея возможность занять, отворачивается, то есть не занимает просящему. Как и в предыдущих примерах, связанных со щекой, рубашкой и поприщем, так и в этом разбираемом случае Иисус Христос указывает виновному человеку на путь исправления его вины, который заключается в том, чтобы давать просящим нищим и занимать хотящим (то есть желающим) у него занять.
Тем, что человек будет давать нищему и занимать просящему, он не только исправит свою вину, связанную с не проявлением заботы и помощи к нищим и просящим, но и исполнит заповедь любви к ближним и выполнит заповедь о проявлении сострадания к неимущим людям, тем самым совершив доброе богоугодное дело. К тому же, подавая просящему и не отказывая желающему занять, состоятельный человек, совершая добрый поступок в виде милосердия и заботы, не будет побежден злом жадности, жестокосердия, но победит зло любовью к ближнему своему.
Тем, что состоятельный человек не будет проявлять злобу, нетерпимость, агрессию и раздражительность к тем людям, которые у него просят и хотят занять, данный человек не будет противиться злому, то есть своим злым чувствам и мыслям, вызванным приходом просящих и желающих занять. А тем действием, что состоятельный человек даст просящему и займет хотящему (желающему занять), данный человек совершит добрый, богоугодный поступок, проявив щедрость и великодушие, сострадание и заботу о нищем и нуждающемся. Этим поступком данный человек не даст победить себя злу (так как сумеет заглушить в себе злые чувства жадности, жестокосердия и раздражительности в адрес просящих и хотящих людей). Но совершением доброго поступка в виде щедрости и заботы о нищих победит зло добром.
Именно такой путь победы добра над злом и именно такой способ исправления вины в виде жадности и рекомендовал в данном рассматриваемом случае Иисус Христос, когда посоветовал просящему дать, а от хотящего занять не отворачиваться.
Слова Иисуса Христа «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» подвергались различным комментариям. Так, например, Августин Блаженный говорил о том, что не всякую просьбу нужно исполнять ссылаясь на то, что Иосиф не обязан был исполнять любовные требования жены Пантефрия, или Сусанна не должна была уступать иудейским старцам в исполнении их просьб, связанных с любовными домогательствами. Анализируя слова Иисуса Христа о просящем и хотящем с точки зрения, предложенной Августином Блаженным, нужно признать его правоту. Действительно, не каждая просьба подлежит удовлетворению.
Под словом «просящему» нужно подразумевать любого человека, который обратился с просьбой. В этом случае Иисус Христос никаких ограничений не дает. Говоря о том, что «просящему у тебя дай» Иисус Христос не заканчивает своей мысли словами «дай буквально все, о чем просящий не попросит». А это значит, что Иисус Христос предоставляет право дающему человеку самому выбирать, каждому ли просящему следует давать и сколько нужно давать. В таком случае дающий человек и должен нести ответственность за то, для какого дела, доброго или злого, просящий использует данное ему. Поэтому нельзя давать или занимать деньги тому, кто хочет воспользоваться ими во зло, или для удовлетворения своих порочных потребностей.
Очень часто бывают просьбы, которые грешно просить, преступно исполнять, а посему полезно в них отказать. Например, в просьбе пьянице на выпивку и т.п. Повеление Спасителя «просящему у тебя дай» прежде всего нужно рассматривать в том смысле, что просящему нужно давать не то, что он просит (с учетом существования греховных просьб) а то, что полезно для просящего. Поэтому, если человек отпустил от себя алкоголика, дав ему конкретный рецепт как избавиться от пьянства (но не дав ему денег на выпивку), то в этом случае просящий получил то, что ему нужнее более всего, хотя и не получил просимых денег для удовлетворения своего порока.
Подтверждением правоты этой мысли является пример, когда к Иисусу Христу подошел «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук.12:13–15). Как видим в данном случае Иисус Христос не разделил имения, то есть не стал удовлетворять просьбу, но дал просителю совет, который для просящего был нужнее и полезней удовлетворения его просьбы.
В Ветхом завете существовало правило, которое повторил Иисус Христос, тоже рекомендовав давать просящему или хотящему занять, с учетом потребностей просящего и давать то, в чем он нуждается, а не то что просит. «Дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7–8). Иными словами нужно давать «смотря по его нужде», учитывая пределы потребностей просящего. То есть давать для удовлетворения определенного количества запросов. Например, человек нуждается в деньгах (еде, питье). Это предмет нужды. А количество нужды и составляет количество денег (еды, питья). А под словами «в чем он нуждается» подразумевается не количество нужды как в вышеуказанной фразе, а предмет нужды. Например, человек нуждается в еде, питье, деньгах. Однако рассуждения о том, что дающий, просящему и хотящему должен давать только на доброе дело, и что дающий ответственен за то, куда пойдут средства, которые он дал, и что дающий должен давать просящим то, что им полезно, а не то, что они порой просят, ни в коей мере не отменяют заповедь Христа о совершении подаяния. Многие дающие не хотят подавать нищему, потому что видят в нем лентяя, пьяницу, не желающего работать, или потому что не знают с какой целью будут использованы их подаяния (на выпивку и т.д.). В таком случае пусть совесть подскажет подающему, нужно ли подавать конкретно данному просящему.
Поэтому, чтобы избежать сомнений и укоров совести, нужно в каждой отдельной ситуации мысленно вставать на место просящего, посострадать ему. То есть попытаться проникнуться его страданиями и постараться понять его желания и нужды, и оценить что для просящего является благом, а что нет. Для этой цели нужно прочесть молитву в которой попросить Бога чтобы Он вразумил дающего и дал возможность разобраться в этой ситуации. И если нужды просящего, вам покажутся достойными внимания, а его просьбы не будут нарушать заповедей Божьих, то эти просьбы стоит удовлетворить как свои собственные, проявляя заботу о ближнем, исполняя долг милосердия и сострадания не во вред, а в пользу просящего.
Скептики могут, возражая, задать такой вопрос: а если человек, у которого просят, не может удовлетворить просимого, так как у него нет такой возможности, хоть он и осознает просьбу безгрешной. Как нужно поступить в этом случае. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к словам Иисуса Христа и повнимательней их прочесть. Спаситель рассматривает как раз именно ту ситуацию когда человек, у которого просят, может удовлетворить просьбу. Ведь не может дать и занять тот, у кого нет такой возможности. Иначе бы Иисус Христос не говорил «просящему у тебя дай и от хотящего занять не отворачивайся». Эти слова Иисуса Христа процитированы по Евангелию Матфея (Матф.5:42). Эти же слова Спасителя Евангелист Лука пересказывает несколько в ином виде, добавляя к ним новую мысль. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лук.6:30). Как видим, Евангелист Лука указывает на то, что Иисус Христос рекомендовал оказывать людям помощь безвозмездно. «Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лук.6:35).
Таким образом, у Евангелиста Луки в отличии от Матфея слова Спасителя о подаянии просящим и хотящим, дополнены указанием о безвозмездной помощи. По этому поводу Святой Иоанн Златоуст писал так: «Сделав доброе дело, – не ищи благодарности, чтобы не иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: «Взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Имея такого должника, для чего же ты оставив Его, требуешь от меня, человека бедного и скудного? Разве Этот должник гневается, когда с Него долг? Или Он беден? Или отказывается платить? Но разве ты не видишь Его неисчислимых сокровищ? Разве ты не видишь Его неизреченной щедрости? Итак с Него спроси и требуй. Это ему приятно. А если Он увидит, что ты с другого требуешь Его долг, то Он оскорбится этим, и не только не отдаст тебе, но и осудит тебя. В чем ты нашел Меня неблагодарным – скажет Он. Какую болезнь у Меня нашел, что оставив Меня идешь к другим? Одному дал взаймы, а с другого требуешь? Ведь хотя человек получил, но велел дать Бог … Ты дал взаймы Богу, с Него и требуй» (Иоанн Златоуст, «Беседы на Матфея», глава 15).
Чтобы понять слова Иисуса Христа и рассуждения Святителя Иоанна Златоуста о том, почему надо давать просящему безвозмездно, нужно знать слова Бога о том, что человек, «благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Эти слова нужно понимать так, что человек дает кому-либо взаймы по воле Божьей. В одном случае Воля Божия проявляется как перст судьбы, и в этой ситуации даже злодей, вопреки своему злому характеру, помогает бедному бессознательно, под влиянием сил, осуществляющих предначертанное Богом. В другом случае человек, соблюдая закон Божий, исполняя волю Божью чтобы творить добрые дела и чтобы выполнять заповеди о любви и сострадании к ближнему, дает взаймы просящему и не отворачивается от хотящего. Но в обоих случаях человек, дающий ближнему, то есть «благотворящий бедному» в конечном счете дает взаймы Богу, так как за всем в мире стоит Господь Бог.
Именно с этой точки зрения и нужно понимать слова из Библии: человек «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Поэтому именно благотворительность, как одно из богоугодных дел, является совершением доброго, бескорыстного поступка, приносящего радость человеку и награду от Бога за совершение доброго дела. «Радость человеку – благотворительность его» (Притч.19:22). За щедрость, бескорыстие и благотворительность, проявленные человеком к ближнему, Господь «воздаст ему за благодеяние его» (Притч.17:19). Помогая бедному, человеку служит Богу тем, что выполняет Божью заповедь о любви к ближнему и творит добро. За этот поступок бескорыстной помощи бедному, Господь одарит человека добром. Вот как об этом говорится в текстах Ветхого Завета. «Блажен, кто помышляет о бедном ! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс. 40:2–4).
В Новом завете также подтверждается мысль о благодеяниях Бога человеку за помощь нищему. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф.10:42). Это надо помнить и учитывать. В Новом Завете также повторяется мысль о том, что человек, помогающий нищим, служит Богу тем, что делает добрый богоугодный поступок. Иисус Христос так говорит об этом: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).
Из всего вышесказанного становится ясно, что человек, исполняя заповедь Божью, должен давать взаймы и помогать бедным не надеясь за это на благодарность. «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность» (Лука 6,34). Поэтому в жизни получается так, что когда человек кому-то делает пользу в ожидании за это получить выгоду, похвалу, благодарность или добро, то чаще всего в ответ получает не благодарность, как плату за не бескорыстие. Так пусть будут бескорыстны люди в совершении добра и пусть не остановит их в этом деле человеческая неблагодарность, часто возникающая в ответ.
Так пусть же люди, научась совершать бескорыстное добро, не вменяют себе это в заслугу, потому что это является нравственным законом жизни, повелением Божьим и исполнением Его заповедей. Пусть же люди, могущие помочь просящим, не упускают возможности сотворить бескорыстное добро, чтобы ещё и ещё раз исполнить заповедь любви к ближнему, заповедь сострадания и бескорыстия. Так спешите делать добро ближним так же бескорыстно как дарит его нам Господь Бог!!
Просящему у тебя дай
Просящему у тебя дай (42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.Мф. 5:42), — сказал Иисус. Но, спрашивает блаженный Августин, значит ли это, что ни в какой просьбе не отказывать? Обязан ли был Иосиф исполнить требование жены Пентефрия, или Сусанна — сдаться на обольщение иудейских старшин! Должен ли я ссудить деньгами того, кто замышляет воспользоваться ими для притеснения невинного или заведомо истратить их на удовлетворение своих порочных прихотей?
Всякому ли просящему нужно давать
Очевидно, продолжает Августин, правило это в некоторых случаях подлежит ограничениям. Да и в самих словах Спасителя Августин уже усматривает ограничение: под именем просящего можно разуметь всякого человека, а к глаголу дай нельзя прибавить дополнение всего, чего он ни попросит. Если ты отпустил нищего-ленивца, дав ему наставление о пагубных последствиях лености, то ты не отпустил его ни с чем, а подал ему нечто, хотя и не то самое, чего он просил. В таком смысле, по мнению Августина, толковал эту заповедь Сам Иисус Христос. Когда некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, то Иисус отказал в исполнении этой, казалось бы, столь легкой просьбы, ответив: кто поставил Меня судить или делить вас? Но вместе с тем дал и окружавшим Его совет: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.Лк. 12:13—15). Поэтому повеление давай означает: давай то, что для принимающего составляет истинное благо; бывают дары, которые вредно просить и полезно не получать; поэтому отказ в таких дарах составляет самое существенное подаяние.
Этому толкованию Августина не следует, однако, придавать распространительного значения. Если мы каждый раз будем входить в рассуждения о том, принесет ли пользу просящему получение того, о чем он просит, то, за невозможностью в большинстве случаев разрешить этот вопрос, будем, пожалуй, опасаться причинить просящему вред исполнением его просьбы, и потому будем воздерживаться от исполнения заповеди Христа — просящему у тебя дай, то есть впадем в другую крайность.
Нередко просящему копейку на хлеб отказывают потому, что он, судя по внешнему виду его, способен к труду. «Он (говорят) должен работать, а не просить подаяния; таким тунеядцам грех подавать!» А не грех ли так говорить, не удостоверясь, действительно ли просящий копейку отказывался от работы и предпочел попрошайничество? Все ли желающие работать находят работу? Не случаются ли и с трудолюбивыми людьми несчастия, вследствие которых они теряют службу, лишаются заработка? Что же? Всем им, как способным к труда отказывать в подаянии? Если отказываете в подаянии, так дайте работу, а не отпускайте просящего ни с чем! Если он выбился из колеи даже по своей вине, если он, не находя работы, нуждается, голодает, то отказ в подаянии не заставит ли голодного взять хитростью или силой то, в чем ему отказывают? Не натолкнут ли его эти отказы на преступление? Производящиеся в судах дела о кражах и грабежах представляют множество случаев нравственного падения вследствие неполучения своевременной помощи. Не будем же судить строго протягивающего руку за подаянием; если не можем предоставить ему работу и не имеем времени тщательно исследовать причину его нищеты и способы поставить его в прежнюю колею, то лучше, не мудрствуя лукаво, подадим ему, что можем. Если при таких обстоятельствах мы подадим, например, десяти просившим у нас, и из них девять окажутся обманщиками и тунеядцами, а десятого мы спасем от действительной беды, и если бы даже подаяние тунеядцу составляло грех, то несомненно, что спасение одного ближнего от гибели искупило бы те девять грехов. Ну а отказ этому десятому, действительно нуждавшемуся, разве не лег бы тяжким грехом на душу отказавших ему? Разве не к таким людям обратится Христос при окончательном суде над родом человеческим со словами: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.Мф. 25:42-43)?
Иногда отказывают в подаянии неспособному к труду, например, старику, только потому, что он не в рубище и что ему выдают из приходского попечительства на наем угла и на хлеб; отказывающие ему в подаянии оправдывают себя, говоря: «Зачем ему подавать? Он просит лишнее, без чего может обойтись». Но пусть рассуждающий так спросит самого себя: всегда ли он просит у Бога только хлеба насущного, или же просит и чего-нибудь лишнего? И если он не ограничивается молением о хлебе на сегодняшний день, то как же он может надеяться получить от Бога просимое, если сам отказывает ближнему своему, просящему у него чего-нибудь побольше куска хлеба?
Иногда отказывают в подаянии очевидно голодному и прозябшему, и отказывают только потому, что общий вид его изобличает в нем человека неравнодушного к спиртным напиткам. Говорят, что он сейчас же пропьет данное ему подаяние и что поощрять таким образом пьянство — грех. Но не грех ли читать наставления о вреде пьянства человеку голодному и почти замерзающему? Не лучше ли сначала отогреть и накормить его, а потом уже побеседовать с ним о вреде пьянства? Иначе наставления сытого только раздражат голодного, озлобят его против всех имущих, но голода не утолят и продрогшего тела не согреют.
Мы уже сказали, что все заповеди Иисуса Христа объясняются главнейшей Его заповедью люби ближнего, как самого себя. Поэтому если мы когда-либо зададимся вопросом: следует ли дать просящему то, чего он просит? — то безошибочный ответ подскажет нам не холодный рассудок, а сердце, согретое любовью к ближним. Чтобы не впасть в фарисейство в деле благотворения, надо уметь мысленно стать в положение просящего ближнего, и сострадать ему, то есть страдать вместе с ним его страданиями и понять его желания; и если его желания не нарушают заповедей Христовых, то удовлетворить и, по возможности, как бы свои собственные желания.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся1 (42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.Мф. 5:42). Так передал нам слова Иисуса Евангелист Матфей, а Евангелист Лука записал ту же заповедь в следующих выражениях: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.Лк. 6:30).
Примечания
- 1 Да позволено будет мне поставить наперед заповедь — от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мы знаем, что люди нуждающиеся не решаются иногда просить о помощи. Стыдятся ли они просить или что-нибудь иное заставляет их молчать — это вопрос второстепенный, не имеющий для нас никакого значения. Но так как нужду свою такой молчальник скрыть не может, ее легко прочесть по его глазам, то мы не должны ждать, пока он обратится к нам с просьбой; довольно с нас того, что он нуждается в нашей помощи и что хочет просить о ней; и мы должны идти навстречу его желанию, должны сами или догадаться, или спросить его, чем бы мы могли ему помочь. На самом же деле, люди жадные, боящиеся расстаться даже с копейкой, часто отворачиваются от таких скромных бедняков, делают вид, что не замечают их. К ним-то и обращается Господь, говоря: От хотящего занять у тебя не отвращайся. Надо заметить, что слово занять не следует понимать буквально. Занять, значит воспользоваться какой-либо помощью или услугой. Да, от хотящего занять у тебя не отвращайся! Тем более не отвращайся от того, кто уже просит о помощи. Просящему у тебя дай — то есть помоги просящему по мере сил твоих. Если мы ежедневно просим у Бога разных милостей, то как же смеем отказывать просящим у нас? Ведь тогда же Господь сказал: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.Лк. 6:38); а это значит: какой мерой вы определяете нужду просящего у вас помощи и какой мерой отпускаете эту помощь, такой же и вам воздаст Господь, когда вы будете просить Его о чем-либо. Когда мы оказываем просящему помощь, то не должны рассчитывать ни на какую услугу, ни на какую помощь с его стороны, ибо Господь сказал: От взявшего твое не требуй назад. Давая нам эту заповедь, Христос говорил не об обманщиках, грабителях, ворах и иных хищниках, которые обманом, тайно или явно берут себе чужое имущество; Он, конечно, не мог покровительствовать им и обеспечивать им плоды нарушения ими восьмой синайской заповеди — не кради. Не о них говорил Господь, а о тех, которым мы оказали услугу или дали какую-либо материальную поддержку; они это взяли от нас, и от таких, взявших наше, мы не вправе требовать его обратно, мы можем только надеяться, что и они помогут нам, когда мы сами будем нуждаться, но требовать помощи, требовать как бы назад добровольно данное нами, подаренное, мы не смеем, ибо Господь сказал; от взявшего твое не требуй назад.
Добавил: Наталия
Отредактировал: Наталия
Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице
Лк, 56 зач., 11, 9—13
Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Господь заповедует Своим ученикам молиться. «И Я скажу вам, — говорит Он, — просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». «Искать» в Священном Писании означает «молиться». «Сей род ищущих Господа, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» (Пс. 23, 6). «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26, 8). Господь дает три образа молитвы: «просить, искать, стучать», а затем — результат их. Однако ударение — не на неотступности молитвы, а на даре Божием. Эти три глагола открывают нам действие Божие: «и дано будет вам» (а не вы получите!), «и отворят вам» — это слово звучит дважды (а не вы откроете!) Мы должны исполняться доверия Тому, Кто дает, и Тому, Кто отворяет.
Господь иллюстрирует это двумя примерами. Он задает вопрос, не требующий ответа: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» Ни один отец на свете не поругается так над своим сыном, сатанински играя внешним обманчивым сходством между хлебом и камнем, змеей и рыбой, скорпионом и яйцом.
И мы должны ясно видеть разницу между Отцом Небесным и отцом земным. Благость Божия несоизмерима с благостью земных родителей. Потому и дары Божии не идут ни в какое сравнение с их дарами. Хлеб, рыба и яйцо — земная пища, о которой заботится Отец наш Небесный, — так же, как Он заботится о полевых лилиях и о малых птицах.
Но это перечисление ни в коей мере не исчерпывает желание нашего сердца. В человеческом сердце сокрыто бесконечно большее, и Бог хочет дать намного большее — на самом деле невероятное, невообразимое. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Простые слова молитвы Господней, которой Он учит нас, могут совершить чудо: Дух Святой сойдет на нас, подобно тому, как однажды Дух Святой сошел на Христа. И желание Господа дать нам Духа Святого стоит за каждым нашим желанием, Его молитва — за каждой нашей молитвой.
Сознаем ли мы, что за пределами стольких наших поверхностных и порой никому неведомых желаний сокрыто самое глубокое желание нашего сердца быть причастником благодати Духа Святого, и это желание — Самого Бога? И если бы Христос не сказал нам, кто из нас дерзнул бы помыслить, что за простыми словами молитвы «Отче наш» Дух Святой, от Отца через Сына исходящий, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными? Однако апостол Павел предупреждает нас: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). И как можно усомниться хотя бы на одно мгновение, что всякая молитва, в терпении сердца повторяемая и произносимая в благодати Духа Святого, не будет однажды услышана! И разве не Христос обещал нам: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23)?
В конце концов единственной нашей молитвой ко Господу должна быть молитва о даровании нам Духа Святого. Мы можем все просить у Него. Господь — Отец наш — понимает все наши нужды. Но то, в чем мы более всего нуждаемся, и то, что менее всего сознаем, — Дух Святой.
«Всякому просящему у тебя давай»: как быть в этих случаях?
-
Иисус сказал: «Всякому, просящему у тебя, давай». Как это применять в реальной жизни? А если меня просто используют в своих интересах или просят дать взятку?
С тех пор как я захотел следовать за Иисусом, мне стало интересно, как иметь дело с определёнными ситуациями. Иисус сказал, что мы не должны отказывать тем, кто что-то у нас просит:
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. (От Луки 6:30)
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (От Матфея 5:42)
А как быть, если у нас просят взятку? Многие попрошайки просят деньги, просто имея эту деятельность как образ жизни, по-настоящему в них не нуждаясь. Кроме того, некоторые используют в своих интересах наше великодушие. И если я даю что-то этим людям, которые просят у меня, исходя из несправедливых мотивов, то я помогаю этой несправедливости жить дальше. Если я не могу сказать НЕТ никому из тех, кто просит у меня, то неужели Иисус хочет, чтобы я давал и мафии, вымогающей у меня деньги?
И еще один вопрос. В Матфея 5:39 Иисус учит нас подставлять другую щеку. Но если бы вор вошёл в мой дом и захотел изнасиловать мою жену и убить моих детей, неужели желание Иисуса было бы в том, чтобы я ничего не делал, чтобы защитить свою семью? Спасибо.
Ответ:
Что значит «Всякому просящему у тебя давай»?
В Нагорной проповеди Иисус учит принципам христианской жизни. И это те принципы, которые мы должны применять во всех ситуациях в своей жизни. Но это принципы, а не строгие правила для исполнения, которым мы должны бездумно подчиняться. Мы не можем использовать один стих из Библии и при этом отменить другой. Например, в Послании к Римлянам 13:1-7 нам сказано подчиняться правящим властям и, конкретно, — платить налоги. Давать взятки чиновникам — это незаконно. Поэтому если я даю взятку, пытаясь «подчиниться» отрывку от Матфея 5:42, то я нарушаю указание в Римлянам 13:1-7. Кроме того, в Матфея 5:42 даётся принцип, а в Римлянам 13:1-7 конкретное повеление. В целом, поведение при исполнении имеет приоритет над принципом (хотя иногда здесь могут быть исключения).
Принцип в Матфея 5:42 учит нас не быть жадными, а также учит не быть законниками. Мы не должны иметь отношение, что я дам тебе ровно столько, сколько я должен тебе дать, и не больше. Мы должны быть верны этому принципу, но это не означает, что буквально каждый раз, когда кто-то просит у нас какую-то сумму денег, мы должны дать эту сумму и даже больше. Это бы означало, что вскоре мы бы оказались настолько обедневшими, что не смогли заботиться о нашей собственной семье. Мы не смогли бы оплачивать наши счета, а это нарушает другое повеление в Римлянам 13:8 «…не оставайтесь ни у кого в долгу». Эти примеры показывают, что Матфея 5:42 говорит о принципе, а не о повелении. Наше отношение к людям не должно быть отравлено жадностью. Но применять этот принцип мы должны с мудростью и не быть глупыми при использовании наших денег. Нам нужна проницательность в том, как мы распоряжаемся деньгами, но этой проницательностью должна управлять готовность пройти ещё одну милю, когда мы можем это сделать.
Иисус не говорит нам, что мы с радостью должны быть готовы обманываться нечестными людьми. Это бы завело учение и этот отрывок слишком далеко. Когда мы применяем этот отрывок на практике, нужна мудрость. Что касается поддержки мафиозных группировок, то это бы нарушило другие заповеди, а мы не должны применять Матфея 5:42 таким образом, чтобы это нарушало другие повеления. Иисус предполагает, что мы будем применять эти принципы мудро, таким образом, который бы согласовывался с другими принципами и повелениями.
Такая же ситуация с заявлением Иисуса, что нам нужно быть готовыми подставить другую щеку. Это удивительный принцип, и применять его нужно с мудростью. Иисус показал яркий пример Своей жизнью, что значит подставить другую щёку. Он был готов терпеть оскорбления ради Бога, но Он не был мазохистом. Он был готов терпеть побои ради служения другим, но это не значит, что нам в любой ситуации нужно просто сидеть и никак себя не защищать. Это не грех — запирать свой автомобиль в неблагонадежных районах. Однажды Павел даже оскорбил лицемерного еврейского предводителя, когда тот приказал бить его по губам в Деяниях 23:2. Позже, когда он узнал, что это был первосвященник, он скромно извинился.
Готовность подставить другую щеку — это идея, с которой мы должны относиться к тем, кто нас оскорбляет. В определенные времена мы должны быть готовы скромно перенести оскорбления. Но будут и другие времена, когда уместно будет защитить себя от лжи. И, как написано в Деяниях 23:2, мы должны быть достаточно проницательными, чтобы применять на практике этот отрывок. Если бы кто-то насиловал мою жену, я бы сделал всё, чтобы оттащить его от неё, даже если бы при этом я был ранен или убит. Прийти на помощь беззащитной женщине не означает нарушение заповеди подставить другую щеку, тем более, что здесь идёт речь о защите другого человека, а не вас самих.
Вы вправе защищать свой дом (в данном случае предотвратить насилие над вашей женой), но при этом я бы предложил не убивать этого человека и быть готовым, в конечном счёте, его простить. В остальном, идея о подставлении другой щеки относится к ситуациям, когда оскорбляют нас самих, а не других людей. Кроме того, есть и «исключения», когда нас оскорбляют и нам стоит взывать к справедливости. Но и эти ситуации требуют скромности и мудрости.
Джон Окс
13 ноября, 2018 года
Перевод Валерия МыльниковаНашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
8 ноября. Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Аудио
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 1 — 10.
1. Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Лк. 11, 1–10)
В Господней молитве, которую мы слышим в сегодняшнем чтении, дорогие братья и сестры, содержится сама суть Евангелия. Разберем каждую строчку этой молитвы подробно.
Произнося слова «Отче наш», то есть называя Бога нашим Отцом, мы осознаем себя Его детьми, а также братьями и сестрами по отношению друг ко другу и, следовательно, молимся не только от себя и за себя, но и от всего человечества. Говоря «сущий на Небесах», мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний. Слова «да святится Имя Твое» о значают: да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими Имя Божие.
Словами «да приидет Царствие Твое» мы молим о том, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» – то есть пусть все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией, а мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе.
Словами » хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» мы говорим о том, что нуждаемся только в насущном, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования, а значит живем постоянным упованием на Бога. Слова » и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» с особой силой внушают нам необходимость прощать нашим ближним все обиды, поскольку, не прощая другим, мы сами не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним.
Произнося слова «и не введи нас в искушение «, мы просим Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо; говоря же «но избавь нас от лукавого», просим оградить от всякого зла и от виновника его, диавола. Молитва оканчивается словом «Аминь», обозначающим «так, действительно, истинно, да будет», и является выражением уверенности в исполнении просимого, так как все в этом мире принадлежит Богу: Вечное Царство, бесконечное могущество и слава.
Побуждая иметь твердую веру, Спаситель рассказывает притчу о настойчивом друге. Святитель Василий Великий замечает, что Господь » берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: “я грешник, потому и не услышан”. Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро».
Если настойчивость понуждает упрямого и не желающего что-либо делать человека дать просящему все необходимое, то тем более Господь наш Иисус Христос, будучи бесконечно милостив к нам, по любви Своей и беспредельному милосердию Своему услышит нашу молитву. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 9-10).
Блаженный Иероним Стридонский указывает: «Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будем толкать в дверь Христову, чтобы, когда мы войдем, нам открылись скрытые в тайне сокровища во Христе Иисусе, в Котором всякое познание».
Таков образ всякой истинной молитвы: предстояние со страхом, трепетом, любовью и мужеством перед нашим Спасителем. Испросим же, дорогие братья и сестры, милости у Господа нашего Иисуса Христа, поверяя Ему сокровенные прошения нашего сердца и припадая к величествию Его со смирением и глубокой верой в Отеческую благость. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Евангелие дня с толкованием на 25 июня
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
От Матфея 5:42-48
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Блаженный Феофилакт Болгарский
Мф.5:42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давали в займы без процентов.
Мф.5:43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Мф.5:44. А Я говорю вам: любите врагов вашихДостиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих. Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой.
Ибо слушай:Мф.5:45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть? Под дождем и солнцем разумеет как знание, так и учение, ибо Бог всех освящает и научает.
Мф.5:46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.
Мф.5:47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Мф.5:48. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же — любить всех.