Содержание
ВОДА ЖИВАЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК
Обложка журнала «Вода живая». Май 2017 года
«Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» (до 2005 — «Церковный вестник»), журнал, официальное издание Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви
Основан в 1874 году под названием «Церковный вестник» по инициативе митрополита Новгородского, Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) и утвержден распоряжением Св. Синода от 27 ноября 1874 года № 32695. Журнал издавался при Санкт-Петербургской духовной академии, редактировался и рецензировался её преподавательской корпорацией, которая несла за содержание статей полную ответственность непосредственно перед Св. Синодом.
До 1888 года являлся официальным органом Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений. Затем его в этом качестве заменили «Церковные Ведомости».
Выходил еженедельно до 1917 года. Структура издания представляла собой две равные части: официальная и неофициальная. В официальной части публиковались все, как утверждает редакция, самые важные распоряжения и постановления церковных и светских властей (Св. Синода, Учебного комитета, Хозяйственного управления и др.). В неофициальной части публиковалась информация именно частного характера (хроника с мест, научно-богословские статьи, разъяснения к официальной части, новости из-за рубежа, реклама и объявления и т.п.). Прибавления издавались ежемесячно отдельными книжками. Многие статьи журналов носили не только справочный, но и исследовательский характер.
Журнал ставил целью удовлетворить потребности всех образованных людей, не чуждых церковно-религиозного идеала, знать современную жизнь Церкви Христовой вообще, православной восточной в частности и нашей отечественной в особенности, и следить за течением этой жизни во всей ее широте и разнообразии, притом в соприкосновении ее с жизнью светского общества.
Церковный Вестник 1883 (Санкт-Петербург)
В программу журнала входили:
- Передовые статьи, имеющие своим содержанием рассуждения, в которых научный богословский материал предлагается в общедоступной форме
- Статьи церковно-общественного характера, посвященные обсуждению различных церковных и общественных явлений, по мере того, как выдвигает их текущая жизнь; в этом отделе редакция дает широкое место и голосу своих подписчиков, и читателей, которые соблаговолят высказаться по тем или другим назревающим вопросам жизни
- Мнения и отзывы — в каковом отделе излагаются и подвергаются критическим замечаниям факты и явления церковно-религиозной жизни, как они отображаются в текущей духовной и светской печати
- Обозрение духовных журналов
- Обозрение светских журналов со стороны статей, представляющих церковно-общественный интерес
- Книжные новости — критические заметки о вновь выходящих книгах и полный список книг, выходящих с разрешения духовной цензуры
- Корреспонденции из епархий и из-за границы о выдающихся явлениях местной жизни
- «Из области церковно-приходской практики» — отдел, в котором редакция дает разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики
- Постановления и распоряжения правительства
- Летопись церковной и общественной жизни в России, представляющая обозрение всех важнейших событий и движений в нашем Отечестве
- Летопись церковной и общественной жизни за границей, сообщающая сведения о всех важнейших событиях и движениях церковно-общественной мысли и жизни за пределами нашего Отечества
- Разные известия и заметки, не укладывающиеся в вышеозначенных отделах
В 2005 году переименован в «Санкт-Петербургский Церковный вестник», чтобы исключить путаницу с газетой «Церковным вестником» Московской Патриархии (бывш. «Московский Церковный вестник»).
С 2007 года журнал носит название «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».
Редакторы
- Александр Сорокин (упомин. 2017)
Использованные материалы
- Андрей Хвалин, Церковные и духовные издания Российской Империи синодального периода. . сайт «Русская Линия»
- Р.А. Мазетов Церковная периодическая печать как исторический источник (на примере журналов Церковный вестник и Церковные ведомости), сайт научно-студенческого общества исторического факультета Пензенского Государственного Университета
А. И. Предтеченский, Словарь Брокгауза и Ефрона,
«Московский Церковный вестник» в «Вечерней Москве» стал первой православной газетой «для всех»
«Московский Церковный вестник», выходивший с 1994 года в виде вкладки в газете «Вечерняя Москва», стал первой православной газетой «для всех», общий тираж которой православными печатными СМИ до сих пор не достигнут, об этом заявил на XXVII Международных Рождественских чтениях ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Евгений Стрельчик.
Выступая во вторник 29 января на секции «Вопросы к Церкви и православные медиа: ожидание и реальность», организованной журналом «Фома», Евгений Стрельчик напомнил, что в начале 1990-ых годов, когда пошел запрос на религиозную тему, «православной прессы не было вообще» и в основном весь религиозный контент шел в светских СМИ.
– В 1994 году был сделан первый проект – «Московский Церковный вестник» в виде вкладки в газету «Вечерняя Москва». Вышло 15 номеров, и вот если всю печатную православную прессу сейчас собрать, его тиража – 350 тысяч экземпляров – она не достигла, – сказал редактор «ЖМП».
По словам Евгения Стрельчика, «Московский Церковный вестник» был задуман как «православная газета для всех». Его издание активно поддержал митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (сегодня – Святейший Патриарх Кирилл).
Редактор «ЖМП» рассказал, что в дальнейшем по ряду причин «Московский Церковный вестник» был закрыт, сегодня существует лишь его сайт.
В тоже время, резюмировал Евгений Стрельчик, для православных СМИ и вцелом Русской Православной Церкви это был первый, важный и довольно успешный опыт работы в медиасреде.
С докладами на секции «Вопросы к Церкви и православные медиа: ожидание и реальность» также выступили редактор проекта «Вопросы священнику» на сайте журнала «Фома» Ольга Богданова и специалист по медиаанализу, консультант Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Юлия Покровская. Модератор секции – зам. директора Фонда “Фома Центр” Алексей Соколов.