Содержание
- О сокровищах Храма Христа Спасителя
- LiveInternetLiveInternet
- Храм Христа Спасителя, г.Веллингтон (Новая Зеландия)
- Частица ризы Христа и голгофский гвоздь
- Смотровая площадка в Храме Христа Спасителя, Москва — отзыв
- РПЦ ведет переговоры о принесении в Россию ряда святынь в 2020 году
- Покров для университета
О сокровищах Храма Христа Спасителя
В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.
— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?
— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь
Частица Ризы Господней
Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ
Частица Ризы Божией Матери
Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.
Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора
Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.
Гвоздь Креста Господня
— Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?
— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.
Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря
Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.
Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.
19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.
Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.
Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.
В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.
— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?
-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.
В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.
Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.
Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.
— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…
— У нас в храме есть две Смоленских иконы.
Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.
Икона Божией Матери Смоленская
Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.
Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.
Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна
Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.
Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.
— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?
— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.
Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru
Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.
Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.
В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.
В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:
Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.
Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.
Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.
Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.
— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?
— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.
Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.
Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.
— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?
— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.
Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны
В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.
Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.
— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?
— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.
— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.
— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.
— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?
— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.
К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.
К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.
— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?
— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.
Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.
— А разве эти помещения не относятся к храму?
— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.
— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?
— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.
— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?
— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.
— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?
— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Bo4kaMeda Святыни Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя
Святыни Храма Христа Спасителя
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).
До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.
До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой, заключенный в серебряный складень, хранился в коллекции музеев Московского Кремля.
Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 , Коломна, Московская губерния — 19 ноября 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
Митрополит Филарет. Портрет работы Владимира Гау, 1854 год
Ковчег с частицами святых мощей
Риза Пресвятой Богородицы
В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Божией Матери. Она была привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIV веке. Часть Ризы находилась в числе прочих святынь в так называемом «ковчеге Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи Московского Кремля, откуда в 2008 году частица Ризы Богоматери была передана в храм Христа Спасителя.
Глава святителя Иоанна Златоуста
В середине XVII века по просьбе царя Алексея Михайловича честная глава святителя Иоанна Златоустого была привезена в Москву из Ватопедского монастыря на святой горе Афон. В то время греческая церковь находилась в тяжелом положении, страдая от османского ига. Афонская святыня была передана московскому царю в знак признательности за поддержку греческой Церкви в нелегкие времена, и была положена в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Таким же образом в России оказались и глава святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого, которые были положены в тот же ковчег. Греки намеревались со временем вернуть святыни. Но после смерти Алексея Михайловича мощи возвращены не были. Московские цари взамен не уставали перечислять Ватопетскому монастырю на Афоне крупные пожертвования.
Во времена советской власти ковчег из Успенского собора Московского Кремля перенесли в хранилище музея Московского Кремля, где он пробыл до начала девяностых, когда по просьбе святейшего патриарха Алексия II был передан Русской Православной Церкви и помещен в московский Елоховский собор. В 2006 году состоялось перенесение ковчега в Храм Христа Спасителя, где святые мощи находятся и сейчас. Если стоять лицом к Алтарю, то слева будет находиться ковчег с различными святынями, среди которых честная глава свт. Иоанна Златоуста в отдельном ковчежце. (Там же, в общем ковчеге находятся также: частица мощей св. блгв. Кн. Александра Невского,св. апостола Андрея Первозванного, блгв. Кн. Михаила Черниговского, прп. Марии Египетской, свт. Митрополита Московского Птра и свт. Митрополита Московского Ионы).
Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх и великий христианский проповедник, впавший в немилость при Византийском дворе, умер в самом начале V века, на территории современной Абхазии. Зимой 406 года, истощенный болезнями святитель Иоанн, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход в ссылку в глухой Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, в селении Команы, 14 сентября 407 года, у склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Погребен был Святитель Иоанн Златоуст там же, в Команах. В 438 году, во время правления царя Феодосия II, по просьбе ученика свт. Иоанна Златоуста святителя Прокла патриарха Константинопольского мощи святителя были перенесены из Коман в Константинополь. После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцами часть святынь удалось спасти и перевезти на Афон. Среди спасенных святынь были и мощи святителя Иоанна.
Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
Александр Ярославич Невский (30 мая 1221, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский в 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Частица мощей святого великого благоверного князя Александра Невского передана из Санкт-Петербурга в храм Христа Спасителя в Москве.
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Митрополит Иона (1390-е, село Одноушево близ Солигалича — 31 марта 1461, Москва) — митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году): память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.
Иона Московский
Иона Московский первый из предстоятелей Русской Церкви, избранный Собором епископов совершенно независимо от Константинопольского патриарха. Уроженец г. Солигалича (Костромского), он еще в двенадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг и вскоре перешел в Московский Симонов монастырь. Юный инок исполнял здесь самые тяжелые физические работы. Увидев его, митр. Фотий прозрел в нем будущего великого святителя. Это вскоре исполнилось — св. Иона стал епископом Рязанским и Муромским. В 1431 святитель был избран на Московскую Митрополичью кафедру, а в 1448 уже без согласия Константинопольского патриарха св. Иона стал полноправным митрополитом Московским и всея Руси, до конца дней своих служа ей и молясь за нее.
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, в киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Фреска В. М. Васнецова.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
Преподобная Мария Египетская (в старообрядческом написании — Мария Египтяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин.
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.
«Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)
* * *
Михаил Ярославич (1271—1318) — великий князь всея Руси, князь Тверской (1282 или 1286—1318), в 1305—1318 — великий князь Владимирский. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Московскому, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортневской битве, Михаил был вызван в Золотую Орду и по приказанию Узбек-хана убит, после чего великое княжение перешло к московскому князю
Князь Михаил Ярославич у Узбек-хана. Из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»
Автор Василий Петрович Верещагин
Михаил Тверской канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве. В 1632 году состоялось обретение мощей князя. День памяти — 5 декабря.
Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве.
Митрополит Петр (икона XV века)
Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря
Мощи Свт. Василия Великого
Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330 — 379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.
Изображение кисти Феофана Грека.
Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей
Мощи Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча — (6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.
Мощи Ап. Андрея Первозванного
Апостол Андрей (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как апостол Андрей Первозванный — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных, повествуется в книгах Нового Завета.
Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.
Мученичество св. Андрея
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа.
Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
Гвоздь Креста Господня
Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке.
Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни.
Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.
Мощи Преп. Михаила Малеина
Михаил Малеин (греч. Μιχαήλ Μαλείνος, в миру — Мануил; ок. 894, Каппадокия — 963) — православный святой, основатель ряда монастырей, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля (по юлианскому календарю).
Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь. В возрасте 18-ти лет поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха. Согласно жития, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя от туда в субботу для участия в богослужении. Михаил мирно скончался в 963 году.
Икона «Преп. Михаил Малеин». Первая четверть XVII в.
В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце.
Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
Феодор Стратилат (Евхаит — 8 февраля 319, Гераклея) — христианский святой, почитаемый в лике великомученика.
Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.
Феодор Стратилат. Фреска Мануила Панселина. Афон.
Cлужил в римском войске близ родного города Евхаит (позднее турецкий Серес в Малой Азии). Страшный змей нападал на жителей города и его окрестностей. Феодор, вооружившись мечом и помолившись (он тайно исповедовал христианскую веру), сумел победить змея. За отвагу Феодора назначили стратилатом (военачальником) и управителем г. Гераклеи (на южном берегу Чёрного моря). Под его влиянием население города приняло христианство. Тогда соправитель империи Ликиний, преследовавший христиан, призвал Феодора к себе в Никомедию. Но Феодор решил принять мученическую смерть в своем городе и упросил Ликиния приехать в Гераклею. Император прибыл с золотыми изваяниями богов, чтобы совершить пышное жертвоприношение. Феодор ночью разбил идолов и куски золота раздал нищим. За это его подвергли пыткам, а затем по приказу Ликиния распяли на кресте. Но явился Ангел и освободил мученика. Пораженные воины, пришедшие на следующий день снять тело, уверовали в Христа. Тогда император распорядился обезглавить Феодора. Казнь состоялась 8 февраля 319 г. Феодор призвал всех к смирению и кротости и после молитвы подставил голову под меч палача.
Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
Евфимия Всехвальная (Евфимия Халкидонская; ? — 16 сентября 304, Халкидон) — христианская святая, почитаемая в лике великомучеников
Согласно житию Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Марса. Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. Её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, её спас явившейся ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух ангелов и сами стали христианами).
Мученичество святой Евфимии. Фреска в соборе Ровиня
Видя мужество Евфимии, Приск приказал отдать её на растерзание зверям, но она молилась и когда святая Евфимия окончила свою молитву, львы и медведи, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм.
Глава свт. Григория Богослова
Григорий Богослов (греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός — Григорий Назианзин; 329, Арианз — 389, Арианз) — христианский богослов, один из Отцов церкви, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
Мощи Прп. Евфросинии Московской
Евдокия Дмитриевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Известна своей благотворительностью. Также известна как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве)
Скульптурная реконструкция по черепу, работы С.А. Никитина
С 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия среди сыновей. В столице Евфросиния построила большое число храмов и монастырей. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Величайшие православные святыни в Храме Христа Спасителя: места расположения, описание, история
Идея строительства, возведение, последующее уничтожение, а затем и воссоздание кафедрального соборного Храма Христа Спасителя уже стали историей. Их перипетии известны не только москвичам, но и большинству всех россиян. А вот о хранящихся под сенью этого храма величайших святынях Православия у многих самое отдаленное представление, и немалая доля верующих о них даже не догадывается! «Православная Москва» восполняет этот пробел, предлагая вашему вниманию самый полный гид по святыням вселенского Православия Храма Христа Спасителя.
Если говорить о пространственной локализации этих реликвий, они сосредоточены в трех областях храма. Первая из них доступна только священнослужителям: это алтарь. Здесь в особых серебряных киотах симметрично по правую и левую стороны от Престола располагаются частицы Ризы Спасителя и Богоматери. В храм они поступили из Музеев Московского Кремля.
Первая из них происходит из Патриаршего собора древней грузинской столицы Мцхета. В 1617г. Грузию захватил персидский шах Аббас, восемь лет спустя подаривший святыню царю Михаилу Федоровичу. После тщательной проверки она была положена в Успенский собор Кремля, в честь чего установлен праздник Ризоположения 23 июля. Позднее Ризу разделили на несколько частей: кроме Кремля, ее частицы оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах северной российской столицы. По преданию, при рождении возможного наследника в романовской династии в веревочку для его нательного крестика вплетали тесьму из Ризы Господней, поэтому сейчас московский фрагмент святыни представляет собой миниатюрный остаток материи общей площадью около 3 кв.см.
Риза Богоматери привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIVв. В Успенский собор ее в 1689г. вложил князь Василий Голицын.
В верхнем храме у третьего по счету пилона иконостаса к югу от Царских Врат в раке находятся мощи святителя Филарета Московского. Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994г., а десять лет спустя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, почивавшие под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры его святые мощи были перевезены в Храм Христа Спасителя. В настоящий момент это самый крупный фрагмент мощей святителя.
Симметрично им в левой (северной) половине верхнего храма находится общий реликварий, где в отдельных ковчежцах сосредоточены остальные святыни. По их происхождению и истории церковного и музейного бытования их в свою очередь можно разделить на три группы.
Первая их них объединяет святые мощи, переданные в храм 29 июня 2008 года (как и упомянутые выше частицы Риз) совместным решением занимавшими тогда патриарший престол и президентский пост Алексием II и Дмитрием Медведевым. Все они происходят из основного собрания Музеев Московского Кремля и со времен глубокой древности хранились кафедральном Успенском соборе, в дворцовом Благовещенском соборе и в примыкавшей к нему Казенной палате. К их числу относятся мощи вмч. Феодора Стратилата (подарены, скорее всего, монахами Святой Горы в XVIв., серебряный ковчег изготовлен по повелению Бориса Годунова в 1598г.); мощи прп. Михаила Малеина (подарены Михаилу Федоровичу константинопольском Патриархом Кириллом Лукарисом в 1627г.); часть главы Григория Богослова (подарена Алексею Михайловичу в 1653г.); мощи Иоанна Крестителя и Василия Великого (предположительно, привезены в Москву греческими духовными лицами в XVI – XVIIв.в.); гвоздь из Животворящего Креста Господня (долгое время после передачи византийским императором Константином хранился у грузинских царей, в Москву его взял переселявшийся на новое место жительства правитель Арчил II в 1688г., а в Успенский собор реликвию вложил Петр I); мощи св. блгв. князя Владимира и вмц. Евфимии Всехвальной (документов об их появлении в Кремле не обнаружено).
Еще три святыни перенесли в Храм Христа Спасителя из Богоявленского кафедрального собора в Елохове в 2006г. по благословению Патриарха Алексия II. Честную главу Иоанна Златоуста (привезена в Москву по просьбе царя Алексея Михайловича в середине XVIIв. из афонского Ватопедского монастыря, где хранилась с 1204г.) и мощи Митрополита Московского Петра (скорее всего, частица в мощевике выделена в XIXв. из целокупных мощей, доныне покоящихся в алтаре Успенского собора) Музеи Кремля передали Церкви в 1988г. к 1000-летию Крещения Руси. А вот история хранения в Богоявленском соборе и предшествующего бытования мощей прп. Марии Египетской и св. блгв. кн. Михаила Тверского, к сожалению, документально не прослеживается .
Ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерея Михаил Рязанцев
Наконец, четыре святыни поступили в Храм Христа Спасителя обособленно. Мощи Апостола Андрея Первозванного с малой частицей мощей Апостола Иакова в едином ковчежце Патриарху Алексию II передали сотрудники МВД после пресечения попытки их незаконного вывоза за границу, а Святейший Владыка благословил разместить их в соборном храме в 2002г. Про их происхождение ничего не известно; судя по виду цветной сургучной печати, долгое время они хранились у католиков. Частица мощей Александра Невского принесена в Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры в 2006г. Частицу мощей московского святителя Ионы Патриарх Алексий II вложил в Храм Христа Спасителя из личного собрания. Наконец, часть мощей прп. Евфросинии Московской была обнаружена в архиве ризничего Патриарших соборов в Кремле, настоятеля Знаменского собора на Варварке игумена Иосифа (Шапошникова; †2004) после его гибели. С конца 2000-х годов она заключена в новый серебряный ковчежец.
Дмитрий АНОХИН
За помощь в подготовке материала редакция благодарит ключаря кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева и старшего научного сотрудника Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Ирину Журавлеву.
Храм Христа Спасителя, г.Веллингтон (Новая Зеландия)
This page is also available in Английский
Дорогие прихожане храма и гости нашего сайта!
Неукоснительно в нашем храме совершаются богослужения
по субботам с 17:30 начинается панихида или молебен и далее с 18:00 вечерняя служба;
по воскресеньям с 9:00 начинаются исповедь и чтение часов, а с 9:30 — божественная литургия.
Для уточнения информации по расписанию богослужений в храме можно позвонить по телефонам: 021 237 2236, +64(4) 280 7277.
Расписание богослужений на Февраль 2020
1 Февраля Суббота |
17:30 Панихида и/или Молебен 18:00 Вечерня |
2 Февраля Воскресенье |
9:00 Исповедь, часы 9:30 Литургия |
8 Февраля Суббота |
17:30 Панихида и/или Молебен 18:00 Вечерня |
9 Февраля Воскресенье |
9:00 Исповедь, часы 9:30 Литургия |
15 Февраля Суббота |
9:00 Исповедь, часы 9:30 Литургия (Сретение Господне) |
16 Февраля Воскресенье |
9:00 Исповедь, часы 9:30 Литургия |
22 Февраля Суббота |
17:30 Панихида и/или Молебен 18:00 Вечерня |
23 Февраля Воскресенье |
9:00 Исповедь, часы 9:30 Литургия 12:30 После Литургии состоится общее годовое собрание прихожан храма Христа Спасителя, чтобы участвовать в голосовании и участвовать в принятии решений — не забудьте оплатить годовые взносы. Это можно сделать, обратившись к священнику, казначею, секретарю, либо организовать оплату непосредственно перед собранием. |
29 Февраля Суббота |
17:30 Панихида и/или Молебен 18:00 Вечерня |
Частица ризы Христа и голгофский гвоздь
В Храме Христа Спасителя хранятся ларцы с частицей Ризы Господней и с Гвоздем от Креста Господня. Ключарь храма Христа Спасителя протоиереи Михаил Рязанцев и Александр Агейкин показали святыни журналистам «Фомы» и телеканалу «Вести».
Гвоздь от Креста Христова
Когда в IV веке равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина был найден Крест Господень, то вместе с Ним были найдены и четыре гвоздя, которыми Спасителя распяли в Страстную пятницу.
Хранящийся в Храме Христа Спасителя Гвоздь был привезен в Россию в конце 17 века грузинским царевичем Арчилом.
До революции Гвоздь выставляли только один раз в году – 10 (23) июля в день Ризы Господней.
29 июля 2008 года он был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля. После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию Второму, в том числе и Гвоздь от Креста Господня.
Риза Господа
История этих Святынь восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон – Риза Господня – достался по жребию одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).
До XVII века Риза Господа хранилась в Грузии, в Патриаршем храме города Мцхета – древней столицы этой страны. В 1617 году, когда Грузию захватила Персия, храм в Мцхета был разграблен, а Ризу солдаты передали персидскому шаху Аббасу.
В 1624 году шах пообещал передать Ризу царю Михаилу Романову. Вскоре Она была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля.
После этого было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.
Позже Ризу разделили на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.
До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой хранился в коллекции музеев Московского Кремля. 19 ноября 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества в России он был передан Церкви.
Фото Владимира ЕШТОКИНА
Смотровая площадка в Храме Христа Спасителя, Москва — отзыв
Храм Христа Спасителя — храм Русской Церкви. Условная внешняя копия своего предшественника, воссоздан в 90-х.
После прихода к власти советов, здание было разрушено в ходе «Сталинской реконструкции Москвы».
Здесь хотели построить Дворец Советов, но в итоге был построен самый большой открытый бассейн «Москва». В 91 году бассейн был закрыт и заброшен на 3 года.
В конце 80-х появилось движение за восстановление храма. До начала 90-х даже были собраны какие-то денежные средства на его восстановления, но после 1992 года все деньги обесценились из-за инфляции. После распада союза стали собирать пожертвования со всей России. По ТВ активно крутили рекламу о сборе средств через пожертвования. Воссоздан к 1999 году.
Храм со стороны Пречистенской набережной
⭕️Как добраться:
Храм расположен по адресу ул. Волхонка, 17.
- Ближайшая станция метро Кропоткинская.
- Пешком от Кремля и Красной площади вдоль Пречистенской набережной до Патриаршего моста, расстояние около 2 км, не спеша можно дойти за 20-30 минут.
⭕️Храм работает ежедневно с 10:00 до 17:00.
Вход в Храм и музей бесплатный. Храм вмещает в себя около 10 000 человек, на 1,5 метра выше, чем Исаакиевский собор. Это примерная высота двенадцати этажного дома.
⭕️Подъем на смотровую площадку составляет 400 рублей для взрослых.
Цена актуальная на октябрь 2019. Есть скидки для студентов и пенсионеров. Мы поднимались самостоятельно без экскурсионной группы. Касса расположена на улице со стороны Патриаршего моста и внутри храма.
Смотровая площадка в Храме Христа Спасителя — сколько стоит вход?
Поскольку храм является новоделом внутри есть лифты, но при подъеме на смотровую им нельзя воспользоваться.
Смотровая площадка представляет собой 4 балкона, чтобы пройти на следующий балкон нужно спуститься по лестнице и пройти через стеклянную дверь. Площадка оснащена биноклями.
Смотровая площадка в Храме Христа Спасителя
Отсюда открывается вид на Москву: Кремль, высотки сталинские и Москва-сити, Новый Арбат, храмы, Красный Октябрь и другие достопримечательности столицы.
Некоторые виды, по-моему мнению, переходят откровенно в архитектурную кашу.
Кремль и Белокаменный мост Скульптура Петра от Зураба Церетели
Дело в том, что именно главный архитектор решает что и как строить, и что неплохо бы снести. Это глубоко политизированный пост, где решается вопрос распределения бюджетных средств и раздача участков под застройку. Поэтому окружению этого товарища я верить категорически не могу. Там, где делят деньги, художественные вопросы не в приоритете.
Здание МИДа и Москва-Сити Дома книжки на Новом Арбате
Сам Храм мы в этот раз осматривать не стали. Здесь встретили мощи святителя Спиридона.
Верующих было внушительное количество, а мальчики слушки рекомендовали в обязательном порядке прикладываться к мощам, чего нам делать не хотелось.
Поднимайтесь на смотровую в хорошую и солнечную погоду, чтобы город не казался слишком угрюмым, лучшее время будет послеобеденным, когда солнечные лучи мягко лягут на столицу.
РПЦ ведет переговоры о принесении в Россию ряда святынь в 2020 году
МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Целый ряд христианских святынь из-за рубежа может быть принесен для поклонения верующих в 2020 году в Русскую православную церковь, РПЦ уже ведет об этом переговоры, сообщил в пятницу председатель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
«По поводу принесения в Русскую православную церковь ведутся переговоры. Я думаю, что, если не в этом году, то в следующем новые святыни будут принесены», — сказал митрополит Иларион на презентации книги-альбома «Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию 21 мая — 28 июля 2017 года» в Даниловом монастыре.
Он отметил, что принесение частицы мощей Николая Чудотворца в 2017 году сыграло огромную роль в межхристианском диалоге. «Принесение мощей способствовало межцерковному единству больше, чем вся церковная дипломатия», — сказал он.
Книга, презентация итальянского аналога которой состоялась в базилике святителя Николая в Бари 19 декабря 2018 года, была совместно подготовлена ОВЦС, архиепископией Бари-Битонто и издательским домом «Познание». Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца был доставлен из итальянского города Бари в Россию в 2017 году и был доступен для верующих с 21 мая по 28 июля 2017 года сначала в Москве, а затем, с 13 июля — в Санкт-Петербурге. Договоренность об этом была достигнута по результатам встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 года. Число паломников, поклонившихся мощам в России, составило около 2,5 млн человек.
Покров для университета
Святыни, прибывающие по благословению Патриарха, будут встречать в Российском православном университете имени св. Иоанна Богослова. Их принесение приурочено к малому освящению нижнего храма Иоанно-Богословского университетского комплекса, расположенного в центре российской столицы. Храм как раз будет освящаться в честь Покрова Божией Матери.
Интересно, что принесению святынь в Москву содействовал Центр изучения артефактов и реликвий при Воронежском госуниверситете. О подробностях пребывания святыни в Москве «РГ» рассказал ректор Российского православного университета, игумен Петр (Еремеев).
Как вам удалось получить к освящению Покровского храма частицы Покрова Божией Матери?
Игумен Петр (Еремеев): Это своего рода чудо. Дело в том, что Патриарх отдельно благословлял нас на освящение храма и на принесение святынь. Но так получилось, что мы заключили договор с воронежским университетом в области изучения святынь, которые приносятся в Россию и которые еще пока находятся в российских музеях. Преподаватель этого университета, выпускник нашего и известного швейцарского университетов, Михаил Артеев создал там очень хороший центр по изучению артефактов и реликвий — с замечательной лабораторией, с прекрасным инструментарием (мы у себя тоже такой собираемся создавать). Так получилось, что он участвовал в серьезном научном исследовании хранящихся в Европе христианских святынь, и в результате в благодарность обладатели этих святынь согласились на принесение их в Россию. Вот такое чудесное совпадение, такой знак.
Интересно, кто обладатели святынь?
Игумен Петр: В ковчеге два реликвария, один из Рима, другой из французского Шартра, и у этих святынь разные обладатели. Но оба они принадлежат к старинным европейским аристократическим фамилиям с тысячелетней историей. В своих частных часовнях они обычно хранят великие святыни.
Сколько времени святыня пребудет в Москве?
Игумен Петр: Около месяца.
Сколько народу вы ожидаете? Не будет ли это событие по жажде прикоснуться к святыне равным принесению в Москву Пояса Пресвятой Богородицы, тогда все были поражены очередями из сотен тысяч людей?
Игумен Петр: Мне трудно это предвидеть. Для нас важно, что святыня принесена в храм, в котором почти сто лет не было службы, в один из последних восстановленных в новейший период истории Москвы. Прибытие таких святынь как бы замыкает время отсутствия богослужений в храме, его обездушивания.
Для меня важно, чтобы это событие прочувствовала наша университетская община и чтобы наша университетская семья почувствовала себя под Покровом Богородицы. 8 января по благословению Патриарха мы проведем научную конференцию, посвященную изучению святынь, относящихся к земной жизни Божией Матери, которые находятся в столичных храмах и монастырях.
А студсовет уже сейчас создает группу волонтеров, которые будут помогать пришедшим поклониться святыне, чай раздавать…
Режим пребывания святыни
Святыни встретят в храме РПУ 22 декабря в 16.45, перед началом Всенощного бдения. Воскресная литургия с освящением храма начнется в 9.30. На период пребывания святыни храм будет открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. Адрес храма: Новая площадь, 12. Метро «Лубянка» или «Китай-город».
Справка «РГ»
Святая Плащаница Девы Марии — главная реликвия кафедрального собора города Шартр (90 км к юго-западу от Парижа). Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа. По-латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта Камизия. Это туника. Согласно некоторым предположениям, это та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. А в 876 году его внук Карл II Лысый подарил святыню шартрской церковной общине.