Содержание
Иконы Афона: Скоропослушница
Празднование 9 / 22 ноября, на Афоне 1/14 октября
В 1664 году неизвестно по какой причине турки напали на Дохиарскую обитель и монахи были вынуждены её покинуть. Какой-то инок, для сохранения памяти об этом событии, успел написать на мраморном косяке южной двери собора: «1664 год Октября пятого. Пришли турки, и мы ушли».
Среди этой и других постоянных трудностей и опасностей Дохиар неожиданно получил великую помощь и утешение. Но она происходила не от людей и даже не от защитников и покровителей обители — Архангелов. Помощь пришла от «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», заступницы всего Афона, Пресвятой Богородицы.
Вот как было дело.
Шел 1664 год, трапезной заведовал монах по имени Нил. По ночам, исполняя свое послушание, он спускался из кухни в подсобные помещения, а чтобы видеть, держал в руках зажженную лучину.
По пути он проходил мимо большой иконы Богородицы, которая была изображена на внешней стене трапезной во время работ по восстановлению собора в 1563 году. Там по привычке и невниманию он прислонял лучину к стене рядом с иконой, и дым от лучины коптил на образ Богородицы.
Итак, однажды, он услышал, как какой-то голос говорит ему: «Монах, не чади мне на икону!». Нил подумал, что это наваждение и продолжил свою работу.
Прошло несколько дней, а он продолжал прислонять рядом с иконой свою лучину, которая была сделана из рецины1 и потому сильно дымила. Внезапно он услышал громкий, словно раскат грома голос: «Монах, доколе ты будешь осквернять мой образ?».
После этого инок ослеп.
Только тогда монах понял, откуда был голос и, раскаявшись, попросил соорудить себе стасидий напротив иконы. Там он провел несколько дней, моля Богородицу о прощении. И действительно, его слезы и непрестанные мольбы принесли результат.
Он в третий раз услышал голос Богоматери, которая кротким, тихим, материнским и нежным голосом сказала: «Монах, я вняла твоим молитвам, и отныне ты прощен и будешь видеть. Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что я Матерь Бога Слова и вместе с Ним сей обители Архангелов и Святителя Николая покров и предстательство.
И отныне пусть прибегают ко мне при любой нужде. Быстро я услышу их и всех с благоговением прибегающих ко мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь».
После этого монахи загородили проход, где случилось чудо, чтобы по нему никто не ходил. И, так как «Скоропослушница» была обращена на восток, они построили напротив иконы часовню в ее честь, украсив придел искусным позолоченным резным иконостасом и красивыми настенными росписями.
Придел Скоропослушницы
Перед иконой повесели негасимые лампады, и построили позолоченное поклонное место. Многие чудеса, которые через свою икону совершала Богородица, наполнили его приношениями.
Летом 1996 года чудотворная икона Скоропослушницы приготовила неожиданное благословение, как для насельников обители, так и для всех православных христиан.
За иконой, на которой был серебряный позолоченный оклад, реставратор Антоний Глинос обнаружил настенную роспись 1563 года, то есть саму чудотворную икону.
С тех пор более поздняя икона в серебряном окладе, была помещена отдельно в этой же часовне, и теперь монахи и паломники – миряне имеют возможность благоговейно поклоняться первой чудотворной иконе Скоропослушницы.
Тропарь, глас 4
К Богородице притецем, сущии в бедах, и ко святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся, Тебе бо раби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.
Кондак, глас 8
В море житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.
Молитва первая
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, Всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все, еже на пользу во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши, избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене, непотребнаго, припадающаго к иконеТвоей, услыши скоро смиренную молитву мене, грешнаго, и принеси ю к Сыну Своему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О Преблагословенная Богородице: Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе вовеки. Аминь.
Молебный канон перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Поёт братия Дохиарской обители.
1 Ретсина – сорт виноградного вина, с добавлением смолы.
Икона Божией Матери, именуемая «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар.
История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита.
Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже — в XVII веке, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании.
Дохиар
Монастырь Дохиар
Дохиар расположен на склоне круто спускающейся к морю горы и посвящен Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (праздник 8 ноября).
Монастырь Дохиар
Согласно преданию, этот монастырь был основан во второй половине Х века неким Евфимием, который, как говорят, был учеником и сподвижником в отшельничестве преподобного Афанасия Афонского и исполнял обязанности «дохиара», т.е. распорядителя запасами оливкового масла и других съестных припасов в Лавре. В честь своего послушничества Евфимий так и назвал монастырь — «Дохиар».
Предание говорит, что на довершение монастыря не было средств, но милостью Царицы Небесной было открыто одному мальчику, послушнику обители, как найти эти средства: было указано место на метохе (т. е. участке монастыря) где находилось сокрытое сокровище. Метох располагался на противоположном Афону острове Лонгосе. Посланные с мальчиком два инока, соблазнившись, решили утопить мальчика с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но свв. Архангелы Михаил и Гавриил спасли мальчика и перенесли его в церковь обители Дохиар. Заговор был раскрыт, а сокровища пошли по назначению. Вследствии этого чуда монастырь был посвящен Бесплотным Силам.
Икона Божией Матери «Скоропослушница».
(Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон)
Среди святынь монастыря в Соборном храме хранится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» (Gorgoepekoos), а также часть того камня с которым послушник был брошен в море и чудесно спасен (впоследствии послушник стал игуменом с именем Варнава).
Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы Скоропослушницы.
Часовня Богородицы Скоропослушницы
Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается лучшим из приобретений монастыря и одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне. Здесь ежегодно монастырь назначает двух иеромонахов, т.е. просмонариев, которые принимают многочисленных паломников и исполняют (когда один, а когда другой) псалмы перед иконой Богородицы. Кроме того, эти монахи принимают разного рода подношения и заботятся о чистоте и прочих нуждах часовни.
Сама икона «Скоропослушница» написана не стене. Это фреска! Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную. Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.
Икона Божией Матери »Скоропослушница». Афонский Дохиарский монастырь
Дохиаров монастырь в настоящее время занимает 10-е место в ряду афонских монастырей и насчитывает 40 монахов.
Предание об иконе
В середине XVII столетия в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную. Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с заженной лучиной. По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты.
Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я — покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница» потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям». Вслед за этими радостотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года.
Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.
Значение образа «Скоропослушница»
Икона Божией Матери «Скоропослушница» (история её прославления), как и многие другие иконы,– напоминает нам, что к образу иконы надо относиться с большим почитанием, ибо она воплощает в себе Первообраз лика, изображенного на нём. Это событие напоминает, что от нас ждут просьб и молитв. Молитвенный труд всегда приносит плоды, но молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» или молитва в тяжкую минуту Самой Скоропослушнице, этой ипостаси Богородицы, будет услышана и исполнена, главное, чтобы она возносилась от всего сердца и с большой и искренней верой, что нас слышат, о нас помнят, нам помогут. Нам остается только – молиться и верить.
Иконография
Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.
Чудотворные списки «Скоропослушницы»
Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам. Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
Лютиковский список. Одним из первых списков с чудотворной иконы «Скоропослушница» был Лютиковский список. В 1872 году крестьянин Александр Фролов, житель села Троицкое Калужской губернии, отправился на Афон с целью стать иноком в Андреевском или Ильинском скиту. Оттуда он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» со Святой Горы. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь (в шести верстах от города Перемышля на берегу реки Оки). В праздник Живоначальной Троицы икона была перенесена в Лютиков монастырь, и в тот же день от образа совершилось несколько исцелений. Слух об этом распространился по окрестным сёлам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы в 150 рублей.
Московский список. Московский список «Скоропослушницы» принесен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города.
С московским списком Скоропослушницы связана легенда о исцелении 14 ноября 1887 года некоей Анастасии Фроловой, вдовы из Рузы. Фролова страдала бесноватыми припадками, случавшимися у неё по церковным праздникам, а также по воскресеньям, средам и пятницам, а также во время церковных служб и разговоров на священные темы.
Родные, не зная, как вылечить Фролову, посоветовали ей помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.
В январе 1889 года от этого образа получила исцеление от падучей болезни, сопровождаемой припадками беснования, московская крестьянка Марфа Степановна Палкина.
Невская Скоропослушница. Пожалуй, наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России является образ Божией Матери, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Петербургский список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской. Здесь святой образ пребывал с 1879 по 1932 год, когда церковь была уничтожена.
По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографическике перемены. Возможно, это было пожелание самих царственных заказчиков. Однако, как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами.
Невский образ Божией Матери «Скоропослушницы» стал особенно почитаемой моленной иконой Царского Дома Романовых. Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери как Казанская, Царскосельская, Скорбященская с грошиками.
Елеонский список. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.
Другие списки. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.
В древнем русском городе Муроме прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 году в Спасо-Преображенский мужской монастырь.
В первую очередь перед иконой Божьей Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает как поступить, во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах — о рождении здорового ребенка.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки; удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатаю и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь
Тропарь, глас 4
К Богородице притецем сущии в бедах, / и ко святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро услыши наша моления, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся,/ Тебе бо раби Твои в нуждах // готовую Помощницу имамы.
Кондак, глас 8
В море житейстем обуреваемии, / треволнению подпадаем страстей и искушений. / Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, / и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: // радуйся,Всеблагая Скоропослушнице.
При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/
Памяти юродивого афонского старца Григория, настоятеля монастыря Дохиар
В ночь с 22 на 23 октября 2018 г. преставился настоятель монастыря Дохиар Святой Горы Афон архимандрит Григорий (Зумис), близкий родственник знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. Монашеский постриг он принял от старца Амфилохия Патмосского, известного подвижника благочестия. Возродил пришедший в запустение монастырь Дохиар, игуменом которого был избран. В последние годы без ропота переносил муки тяжелой неизлечимой болезни. Говоря о себе, старец смиренно просил молиться о «разбойнике Григории».
Максим Клименко – историк, сценарист, переводчик с греческого, православный публицист, лично знал геронду Григория, в течение 30 лет неоднократно ездил к нему на Афон.
Старец Григорий (Зумис) – По великой Божией милости мне посчастливилось знать старца Григория из монастыря Дохиар в течение почти 30 лет. Общение с ним на всех производило неизгладимое впечатление: и на тех, кто был близок монастырю Дохиар и с полным правом может считать себя чадами новопреставленного геронды Григория, и на тех, кто хотя бы однажды встречался с ним. Я это наблюдал очень много раз.
Сам я впервые увидел геронду Григория так. В 1989-м или 1990-м году подхожу, помню, к монастырю Дохиар. Я тогда был иподиаконом, и у меня было благословение на ношение подрясника, который, разумеется, у меня был относительно новеньким и опрятным. И вдруг вижу человека в совершенно затрапезном виде: вся его ряса состояла из одних заплаток (я не преувеличиваю), а поверх этого, можно сказать, тряпья надет еще и черный фартук, тоже совершенно истлевший. Этот странного вида человек был очень занят: начищал специальным средством бронзовый подсвечник.
На Афоне все монастыри стараются перед большими праздниками начищать до блеска церковную утварь, чтобы храм встречал праздник, особенно если это престольное торжество, во всем великолепии. На этих отполированных поверхностях особенно красиво играют блики от огоньков свеч и лампад. Но, как правило, этой тяжелой и утомительной работой по наведению блеска занимаются послушники да младшая братия, в коих в Дохиаре при игумене Григории никогда не было недостатка…
– Благословите! – обращаюсь к труждающемуся (на Афоне благословение просят у всех монахов, не только у священников).
– Бог тебя благословит, – отвечает мне тот, не отрываясь от своего занятия.
– Я вот хотел бы, если возможно, отца игумена увидеть, – говорю.
– А зачем тебе игумен? – все также усердно трудясь, уточняет он.
Объясняю, что у меня к нему рекомендательное письмо из Москвы и т. д.
– А сам ты кто такой будешь? – спрашивает меня и заводит беседу, которая больше походит на допрос…
И когда он все его интересующее выяснил, то, все так же не откладывая своей работы, вдруг озадачивает меня:
– Ну, я игумен. Давай, вставай помогай.
Монастырь Дохиар
Все мы помним жития преподобного Сергия, помним нечто подобное и из примеров древних патериков. Но здесь это не было, что называется, «повторением приема». Все было как-то очень буднично, обыденно, естественно. Не наигранно и не театрально. Вот таким я впервые и увидел старца.
Все отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом
Все, конечно, отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом! Вот в чем дело. Он, как мы знаем, блестяще закончил богословский факультет Афинского университета. Учился и в течение всей своей жизни потом, общался и близко дружил с людьми, которые составили цвет и гордость православного богословия не только в Греции, но и во всем православном мире. К нему приезжали люди весьма ученые, со многими степенями и регалиями, опять же издалека, и каждый находил интересным общение с ним. Это не был такой малограмотный «мужичок в рясе». Нет.
Однажды мы беседовали, и зашел разговор об истолковании какого-то вопроса у античных философов Платона, Евтиха и Аристотеля… И тут вдруг старец начал настолько энциклопедически широко и по смыслу глубоко освещать эту тему именно с точки зрения мистического опыта Церкви и православной духовности, что все, кто участвовал в этом разговоре, были просто поражены его рассуждениями. Можно быть начетчиком, а можно осмыслить корпус знаний, – и вот это, конечно, в нем изумляло тех, кто настроен был видеть в этом старом монахе такого «простачка-дурачка». Он действительно происходил из большой бедной семьи, но сам внутренне стяжал очень многое. В числе афонских настоятелей старец Григорий весьма авторитетен. Не каждый игумен на Афоне имеет такой вес. И дело не только в каких-то «табелях о рангах»…
Максим Клименко
Расскажу историю, которая произошла лично со мной. Я это называю чудом. Потому что каких-то иных объяснений у меня произошедшему нет. Какое-то время назад, зная, что я регулярно бываю на Святой Горе Афон, владыка Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря в Киеве, тогда еще не епископ, а архимандрит, позвонил мне и сказал:
– Если ты вскорости будешь на Афоне и у тебя с собой не очень много вещей, то не мог бы ты передать небольшую посылочку для отца Григория в монастырь Дохиар?
На вопрос:
– Что это?
– Да, так, ерунда, – ответил он. – Старец кое-что заказал, мы заказ выполнили, но надо срочно передать, потому что у них сейчас будет большой праздник, и это к празднику… Надо спешить. Мы ищем возможность поскорее передать это на Афон.
Как только я согласился, со мной сразу же встретился молодой человек (впоследствии я узнал, это очень талантливый ювелир, мастер золотых дел). Тогда же он мне передал некий пакет, ничего не объясняя. Когда уже дома я его развернул, то пришел в ужас! Там, в специальном кофре, был комплект богослужебных сосудов. Но не просто богослужебных сосудов – это были довольно внушительных размеров точные копии византийской чаши и дискоса, которые находятся у нас в Оружейной палате! Сделаны они были из серебра с позолотой и украшены драгоценными и полудрагоценными камнями! А я уже знал, что на вывоз таких вещей нужно собирать огромный пакет документов в Министерстве культуры и т. д. Это тебе не крестик серебряный или золотой на шею повесить и пройти таможню… Я был в шоке. Не знал, что делать! Лететь мне надо было на следующий день. Билеты на руках. Чемоданы собраны. Мысленно прокручивая, в какой пренеприятнейшей ситуации я могу оказаться, набираю номер монастыря Дохиар. Трубку поднимает сам старец Григорий. Путаясь в словах, пытаюсь ему объяснить, что меня ожидает… И тут он вдруг властно и резко перебивает меня:
«Ничего не бойся – бери и вези!»
– Что ты несешь?!! Это же полная ахинея! Бред! У нас праздник. Праздник Матери Божией. Матерь Божия ждет эти сосуды! Матерь Божия ждет их к празднику. Ничего не бойся – бери и вези!!
Друзья мне посоветовали:
– Слушай, у тебя есть что-то такое совершенно неприглядного вида, старая сумка или древний чемодан?
Я нашел с детских времен такой матерчатый чемоданчик на молнии, с которыми раньше, в далеком советском прошлом, детей отправляли в пионерские лагеря. Слава Богу, корф туда вошел так, как будто для него и был создан. Все-таки, если честно, я не без некоторого трепета поехал в аэропорт. «Старец благословил, надо везти», – только и повторял я, чтобы себя успокоить. И что же произошло?
Каким-то удивительным образом таможенники в Москве ничего не увидели. То же самое повторилось и в Греции. Кладу чемоданчик на ленту, и как будто им в этот момент кто-то глаза закрывает. Я уже понимаю, что это что-то невероятное, разве что только по молитвам старца, происходит. Как на крыльях, лечу в Дохиар. Отдаю эту передачу старцу Григорию. Он тут же заводит меня в алтарь, показывает храм, который уже весь готов к праздничному богослужению, и, поставив эти необходимейшие богослужебные атрибуты на престол, удовлетворенно произносит:
– Все! Последний штрих. Дождались!
И тут же, поворачиваясь ко мне:
– За твою смелость, за твое дерзновение, что ты послушал моего благословения, ты будешь вписан на вечное поминовение в нашем монастыре! Каждый день, когда у нас будет служиться литургия, мы будем тебя поминать.
Большей радости себе, конечно, и представить невозможно! И тут же, чтобы как-то спустить меня с небес на землю, старец в свойственной ему шутливой манере уточняет один момент:
– Только, пожалуйста, когда будешь помирать, не забудь нам сообщить, чтобы мы тебя уже поминали за упокой!
Вся эта история очень точно характеризует старца.
Старец Григорий (Зумис). Фото: Виталий Кислов
В последнее время сам отец Григорий уже был очень болен: сахарный диабет, инсулиновая зависимость… А недавно мы еще с ужасом узнали, что при реставрационных работах старец, оказавшись вдруг один, упал в строительную яму. Он просто каким-то чудом остался жив, получив, конечно, переломы и ушибы. Мы думали, старец, в таком преклонном возрасте, с букетом тяжелейших заболеваний, этого уже не переживет. Но Господь явил Свое чудо и вернул нам старца еще на какое-то время.
Геронда невероятно спешил закончить все работы по благоукрашению обители. Люди, которые бывали в Дохиаре, поражались быстроте, с которой там происходят удивительные изменения:
– Как?! За такое короткое время монастырь мог буквально из руин восстать и так преобразиться?!! – могло вырваться даже у весьма сдержанных джентльменов.
Кроме самого монастыря, старец заботился о благоукрашении монастырской территории, строил там какие-то отдельно стоящие, как их называют на Афоне, кафисмы и исихастерии, – это келлии, где монахи могут молитвенно уединяться на какое-то время. На вопросы: «Зачем вы это делаете? У вас же не так много братий, а монастырь огромный… Для кого вы все это строите?» – старец в свойственной ему манере, с хитроватым прищуром, отвечал: «Вы еще не знаете, что меня уже не будет, а Афон наполнится монахами. Придет время, когда будет просто не хватать монастырей, чтобы принять всех желающих здесь подвизаться». Видимо, что-то было ему открыто.
Бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей душе
Еще хотя бы коснусь главного, о чем, считаю, необходимо сказать. Сейчас многие вспоминают жертвенную любовь геронды, его пламенную веру и т. д. Я бы хотел особо подчеркнуть то качество, которое самого меня поражало в нем больше всего. Он своей жизнью воплотил слова апостола Павла из его послания Коринфянам: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1, 19–20). Старец юродствовал. Об этом могут свидетельствовать все, кто его знал и хотя бы раз с ним общался. Но это было не показушное юродство, – как любят у нас некоторые клирики или монахи поиграть в старчика, этакого юродивого, чтобы прибавить себе некоего «духовного» флера. Нет, это было юродство, что называется, по гамбургскому счету. Это юродство сродни «юродству проповеди» (1 Кор. 1, 21) древних блаженных, которые прямо обличали власть имущих и, невзирая на чины, могли устроить ту еще взбучку. Такие почти патериковые сеансы шоковой терапии в Дохиаре его игуменом практиковались непрестанно. Это были очень внезапные виражи духовного опыта для тех, кто благодушно созерцал только лишь минуту назад этого доброго улыбающегося дедушку, бредущего, казалось бы, с распростертыми объятиями к ним навстречу, а по пути ласкового и обходительного даже с животными… И тут: бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей, как ты полагал, распрекрасной душе. Я много раз наблюдал эти виртуозные операции!
Чтобы не быть голословным, расскажу пару случаев. Это далеко не самые эксцентричные уврачевания (иные из них я вообще не решусь предавать огласке). Однажды я привез на Афон одного очень близкого мне человека. До этого он уже успел побывать, как говорят светские люди, в «центрах духовной силы»: в Тибете, в каком-то ашраме в Индии и т. д. «И вот, мол, в эту нашу копилочку почему бы еще не добавить и Афон…» – так, наверно, он мог рассуждать, но тут началось…
Старец Григорий (Зумис). Фото: dmdonskoy.ru Он, кстати, не сразу и согласился-то поехать на Святую Гору Афон, точно догадывался, что таким, каким ты был раньше, отсюда уже не вернешься… Провожу его к старцу Григорию. А этот человек, скажу сразу, курил чуть ли не с подросткового возраста, причем много и достаточно крепкие и дорогие сигареты. Я это знал, как знал и то, что старец Григорий был непримиримым борцом с этой страстью – табакокурением, – но о том, что произойдет, сведи я их, я еще не успел подумать… Как вдруг вижу – старец уже твердым шагом идет по направлению к моему другу…
– У тебя есть сигареты? – спросил он его.
Тот тут же послушно вытащил из кармана начатую пачку сигарет, протянул интересующемуся. Паломники Дохиара знают, сколько там, прямо в храме, у иконы Божией Матери «Скоропослушница», бывает оставленных теми, кто исцелился от этой зависимости, пачек. «Вот, – думаю, – и старец пополнил свою коллекцию», – но не успел я еще доформулировать эту мысль до конца, как до моего слуха внезапно донесся звук смачной оплеухи!
– Все, больше у тебя сигарет не будет, – объявил старец тому, кого так нежданно «отблагодарил» за початую пачку.
«Чудит дедушка», – внутренне только и усмехнулся тот, у кого в его сибаритском шикарном чемоданчике был еще припрятан блок изысканных сигарет… Вновь оказавшись с ними потом наедине, он достал одну сигарету, попробовал ее закурить и не понял, что происходит: голова у него закружилась, началась какая-то противная тошнота. Он выкинул эту сигарету и взялся за другую – то же самое! Он стал упорствовать, и его вырвало! Больше он даже и не пробовал закурить. Хотя до этого был заядлым курильщиком более 30 лет!
Геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность болезни
Да, геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность снедающей человека болезни и понимает, что по-другому здесь действовать нельзя.
Причем нелицеприятен старец был не только в отношении приезжих. Однажды прославленный Ватопедский монастырь сделал нечто неслыханное для Святой Горы Афон – установил на полпути в обитель что-то вроде блокпоста. Это был шлагбаум, и при нем охранники, которые проверяли наличие бронирования, то есть разрешения на посещение именно Ватопеда (при том, что там вообще-то выдается еще и общий допуск на вход во все монастыри). Понятно, что Ватопед предпринял эту меру вынужденно, желая как-то урегулировать потоки приезжающих, чтобы всем было где разместиться да все были накормлены… Но ни один святогорский монастырь никогда ничего подобного все же себе не позволял… Так что, когда об этом сообщили геронде Григорию, он иронически переспросил:
– Значит, шлагбаум поставили? Ага… И кассу, конечно, установили, да? Что же, они и чеки выдают?
Большего издевательства, в контексте всей святогорской традиции и противостояния афонитов навязываемым Евросоюзом нормам, себе и представить невозможно.
Так он одной хлесткой фразой дал понять, что не всегда нужно внедрять на Афоне то, что принято в «прогрессивном» сервильно настроенном миру. Это может послужить соблазном, что, собственно, и произошло. В итоге Ватопед и сам был не рад этому своему нововведению. Голос геронды – это данный нашему времени голос обличения, которым ранее, как бичом, отряхивали общество от скверн разве что избранные пророки.
Старец Григорий имел дар прозорливости. Какие-то вещи он прикровенно предсказал. У меня нет в этом никакого сомнения. По-человечески мы все, кто знал старца и считает себя его почитателями, скорбим о его уходе, но в тоже время знаем, что у Господа на Небесах появился новый молитвенник, ходатай за всех нас.
Будем же и мы, особенно в эти дни, когда душа его еще прощается с этим миром, молиться о новопреставленном схиархимандрите Григории.
Дохиар
Путеводитель по монастырю
Поднимаясь по левой дороге от причала, посетитель оказывается у часовни Святого Николая на кладбище, построенной в 1894 году на месте ранее здесь существовавшего, разрушенного храма. От первого храма сохранилась костница, расположенная под нартексом. Храм представляет собой четырехугольник с куполом в форме полусферы. Голубая маковка, похожая на земной шар, который венчает крест, — явное влияние соседнего русского монастыря Святого Пантелеймона. Колокольня, построенная в островном стиле с двумя арками, была построена позднее.
Пройдя под навесом, посетитель оказывается перед проскинитарием с большим деревянным крестом и фреской, изображающей Архангела Михаила, изгоняющего пиратов. Здесь уже совсем недалеко от главного входа в сам монастырь.
Слева и справа от врат находятся крупные изображения архангелов Михаила и Гавриила в полный рост. Недалеко от врат, слева, расположен источник, в украшение которого был включён фрагмент древнего барельефа. Надпись на этом барельефе очень похожа на продолжение надписи на источнике рядом с проскинитарием и крестом. Вместе эти два фрагмента напоминают барельеф, инкрустированный в внешний притвор главного храма монастыря Ватопед. Полное изображение можно увидеть на саркофаге, выставленном на центральной площади в Иериссосе.
Башня над центральным входом была построена в начале XVII века; она венчает часовню Успения Богородицы и Благовещения Богородицы. Напротив врат располагается беседка, из которой открывается отличный вид, а также часовня Святых Петра, Онуфрия и Макария. На куполе прохода изображается Христос Вседержитель. Другие фрески изображают святого Дионисия Ареопагита, святого Романа, Дионисия Олимпийского и основателей: святого Евфимия и святого Неофита. Это работа иконописца монаха Макария из деревни Галатиста на полуострове Халкидики, 1788 год. На левой стене существует набросок, изображающий пирата с обнаженным мечом.
Внутренний двор монастыря не обладает крупными размерами и вымощен камнем. На мраморной колонне справа от входа виднеется небольшая фреска с изображением Христа. Между лимонными и другими деревьями во дворе можно различить большое количество капителей колонн и других архитектурных деталей. Повсюду стоят горшки с базиликом, цветами и другими растениями. В южной стороне главного храма, рядом с нишей, располагается беседка.
Главенствующее место во дворе занимает главный храм: просторное и высокое здание; основание центрального купола находится на высоте 15 м от земли. Этот храм был сооружён в XVI веке на месте предыдущего храма, построенного в одиннадцатом столетии. Некоторые исследователи считают, что по своим архитектурным особенностям он напоминает храмы Молдавии.
Перед входом в главный храм находится внешний притвор (экзонартекс), пол которого выложен небольшими камушками, а потолок обшит деревом и украшен геометрическим мотивом. Стены притвора расписаны фресками XVIII века, следующими главным прототипам македонской школы, в рамках течения возвращения к традициям Палеологов.
Среди других изображаются: святой Георгий, Архангел Михаил, святой Николай, святой Дмитрий, Богородица Умиление, святой Луп, святой Трифон, святой Феофан. Наверху колонн, у входа, изображается святой Симеон Столпник. Святой Герасим изображается, проявляющим заботу о раненом. В изображении распятого монаха, сражающегося с соблазнами, различимо изображение самого здания. На северной стене в полный рост перед нами предстаёт Архангел Михаил. Именно перед этим изображением упал замертво пират, который собирался ему навредить.
Недалеко у входа находится деревянный трон проигумена, сохранившийся с тех пор, когда этот монастырь был особножительный.
Внешний притвор относительно небольшой. Фреска восточной стены изображает день великого суда. У северной стены находится гробница епископа Молдовлахии Феофана, перед которой всегда горит свеча.
Фреска западной стены повествует о чуде спасения молодого Василия, что привело к посвящению главного храма монастыря архангелам, несмотря на то, что ранее храм был посвящен святому Николаю.
Притвор храма необычно большой и весь украшен фресками. Эти фрески, датируемые 1568 годом, как и фрески главного храма, следуют канонам Критской Школы и относятся руке великого Джорджи. На южной стене изображаются правители Молдовлахии. На северной стене главенствует изображение крупных масштабов и великолепной техники «корень Иессеев», а также изображение Адама, дающего имена животным. Здесь же присутствует довольно редкая сцена жертвы Каина и Авеля.
В юго-восточном углу присутствует изображение Богородицы и девочки. Эту сцену можно также встретить на фресках Феофана в главном храме монастыря Ставроникита. Большая икона Архангела Михаила происходит из старого иконостаса главного храма, переданного монастырю Симонопетра и пострадавшего от многочисленных пожаров.
Главный храм также украшен многочисленными фресками. В сцене Рождества Христова особенно поражает живость и пластичность в передаче фигур пастухов.
Позолоченный деревянный резной иконостас был создан в 1783 году. Над всеми другими изображениями главенствуют фигура Вседержителя на куполе.
В проскинитарии справа — икона Архангелов, а слева икона Богородицы Скоропослушницы. Слева же располагается икона Собор Всех Святых Бесплотных Сил, а справа находится икона святого Николая.
В самом центре храма на полу существует инкрустированный камень округлой формы, в том месте, где был найден Василий.
В северной стороне главного храма пристроена часовня Святых 40 Мучеников, 1636 год. Напротив находится купель. Ее купол поддерживается восьмью колоннами и украшен сценами, имеющими отношение к воде. Неподалеку расположился святой источник Архангелов. Колодец имеет глубину около 20 м. Памятная надпись сообщает, что вода появилась здесь чудесным образом при правлении императора Андроника Палеолога, 1300 год. Вода появилась очень вовремя, так как монахи заболели, употребляя загрязненную воду, спустившуюся с гор. Реконструкция источника была произведена в 1765 году при правлении султана Мустафы.
Также внутри монастыря находятся часовни Святого Георгия, Трех Иерархов, Святых Бессребреников и Святого Николая. За стенами монастыря находится часовня Преображения.
Напротив входа в главный храм обители существует тропа, ведущая в трапезную. По правую руку от тропы, рядом с трапезной, находится проскинитарий Богородице Скоропослушнице. В 1873 году монастырю был подарен серебряный позолоченный оклад, открытая часть которого, предназначенная для лица, не совпадала с изображением. Пришлось написать новые лики, подходящие под отверстия оклада.
Сама фреска находится на западной стене; в 1723 году была построена отдельная часовня Богородице Скоропослушнице на противоположной стороне от тропы, таким образом, чтобы алтарная часть смотрела на восток. Часовня также украшена фресками, 1744 год. Иконостас был создан в 1760 году монахом Рафаилом из монастыря Симонопетра.
Сегодняшняя трапезная была сооружена в 1547 году на месте более ранней, построенной в двенадцатом веке. Трапезная построена в форме буквы Т, и это одна из самых крупных трапезных на всей Святой Горе Афон. Здесь также присутствует большое количество фресок. Фрески конхи (элемент византийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола) (Платитера, Иерархи) датируются 1676 годом, а остальные были созданы в 1700 году. Фрески нижней зоны изображают сцены Апокалипсиса. В верхней зоне изображаются святые и мученики, а также сцены из Акафиста. На северной стене изображаются чудеса святого Николая и Святых Архангелов. Особо стоит отметить фреску Рождества на восточной стене, поперечные перекладины буквы Т: пастух преклоняется перед божественным младенцем. Его голова настолько задрана наверх, что окончание его шляпы дотрагивается до плеч. Эта неестественная поза подразумевает преобразования физического мира, произошедшее благодаря воплощению Спасителя. Такие художественные приемы можно часто наблюдать в работах византийского искусства, но они довольно-таки редки для такого позднего периода.
Между главным храмом и трапезной возвышается колокольня. Согласно соответствующей надписи, она была построена в 1704 году.
В середине восточного крыла возвышается башня, построенная как оборонительное сооружение, но, вследствие особого ландшафта, была наиболее уязвимым для захватчиков местом. Размеры башни составляют 8,5х8,8 м., а ее высота — 20,7 м., 7 этажей. В башне находится часовня Великих Таксиархов и библиотека, где хранятся 395 каталогизированных рукописей, из которых 60 написаны на пергаменте. Здесь же хранится великолепный месяцеслов XII века, украшенный миниатюрами из жизни святых. В архиве монастыря хранятся 60 рукописей Византийской эпохи, с XI по XV век, около 100 документов периода XVI и XVII века, а также большое количество румынских и оттоманских рукописей.
У монастыря Дохиар есть всего одна келья, келья Всех Святых в Карьесе, которая используется как представительство.